Научная статья на тему 'Система управления качеством в пао "Газпром"'

Система управления качеством в пао "Газпром" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ПАО "ГАЗПРОМ" / СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИНТЕРГАЗСЕРТ / VOLUNTARY CERTIFICATION SYSTEM OF INTERGASCERT / STANDARDIZATION SYSTEM OF GAZPROM PJSC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почечуев А.М., Ушаков А.В., Михель А.А., Селезнев Е.Н., Ананьев И.Б.

Задачи, связанные с управлением качеством как производимых, так и потребляемых продукции, работ (услуг), ставятся перед каждой компанией. В статье описываются решения указанных задач, реализованные в ПАО «Газпром» через Систему управления качеством. При этом акцент сделан на трех ключевых элементах управления качеством: установление требований к продукции, работам (услугам); оценка соответствия этим требованиям; обеспечение стабильности технических характеристик продукции, работ (услуг), соответствующих установленным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Почечуев А.М., Ушаков А.В., Михель А.А., Селезнев Е.Н., Ананьев И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management system in Gazprom PJSC

Every company sets tasks related to the quality management of produced and consumed products, works (services). The article describes task solutions implemented by Gazprom PJSC with the use of the Quality Management System. And the emphasis is laid upon three key quality management elements: establishing requirements to products, works (services); assessing compliance with these requirements; ensuring stability of the performance capabilities of products, works (services) that comply with the established requirements.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством в пао "Газпром"»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПАО «ГАЗПРОМ»

УДК 658.5.011

A.M. Почечуев, ПАО «Газпром» (Санкт-Петербург, РФ) А.В. Ушаков, ПАО «Газпром», a.ushakov®adm.gazprom.ru А.А. Михель, ПАО «Газпром» Е.Н. Селезнев, ПАО «Газпром» И.Б. Ананьев, ПАО «Газпром»

Задачи, связанные с управлением качеством как производимых, так и потребляемых продукции, работ (услуг), ставятся перед каждой компанией. В статье описываются решения указанных задач, реализованные в ПАО «Газпром» через Систему управления качеством. При этом акцент сделан на трех ключевых элементах управления качеством: установление требований к продукции, работам (услугам); оценка соответствия этим требованиям; обеспечение стабильности технических характеристик продукции, работ (услуг), соответствующих установленным требованиям.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ПАО «ГАЗПРОМ», СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИНТЕРГАЗСЕРТ.

ПАО «Газпром» - глобальная энергетическая компания, обладающая самыми богатыми в мире запасами природного газа. Общество активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов п-ова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть (ГТС). На внутреннем рынке Общество реализует более половины объема продаваемого газа, а также поставляет газ более чем в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. ПАО «Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа. Общество входит в пятерку крупнейших производителей нефти в Российской Федерации и является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории.

В то же время ПАО «Газпром» уже сегодня работает в услови-

ях возрастающей конкуренции. Растет доля поставок газа на внутреннем российском рынке независимыми производителями. Несмотря на лидирующие позиции среди европейских газовых компаний, Общество имеет серьезных конкурентов в лице поставщиков из других стран. Эти обстоятельства требуют разработки и реализации активной стратегии в области повышения качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.

В условиях возрастающей конкуренции ПАО «Газпром» важно не потерять перспективные рынки, использовать все свои резервы для поддержания и усиления конкурентоспособности в долгосрочном периоде и обеспечить требуемый уровень надежности и безопасности ГТС. В связи с этим в ПАО «Газпром» одновременно и во взаимосвязи друг с другом функционируют системы менеджмента (рис. 1), включенные наряду с прочими в Систему управления качеством

ПАО «Газпром», Положение о которой утверждено Решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 29 декабря 2015 г. № 2651.

Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом методических указаний Росиму-щества по формированию Положения о системе управления качеством, одобренных поручением Правительства Российской Федерации, а также международных, межгосударственных и национальных стандартов менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента в области безопасности труда и охраны здоровья, энергетического менеджмента, менеджмента информационной безопасности и менеджмента рисков. При разработке Положения учтены требования стандартов Общества на системы менеджмента качества (СТО Газпром серии 9000).

В целом Положение отражает общий подход к построению системы управления качеством продукции, работ (услуг), определяет основы

Pochechuev A.M., Gazprom PJSC (Saint-Petersburg, RF) Ushakov A.V., Gazprom PJSC, a.ushakov@adm.gazprom.ru Mikhel' A.A., Gazprom PJSC Seleznev E.N., Gazprom PJSC Anan'ev I.B., Gazprom PJSC

Quality management system in Gazprom PJSC

Every company sets tasks related to the quality management of produced and consumed products, works (services). The article describes task solutions implemented by Gazprom PJSC with the use of the Quality Management System. And the emphasis is laid upon three key quality management elements: establishing requirements to products, works (services); assessing compliance with these requirements; ensuring stability of the performance capabilities of products, works (services) that comply with the established requirements.

KEY WORDS: QUALITY MANAGEMENT, STANDARDIZATION, CERTIFICATION, QUALITY MANAGEMENT, STANDARDIZATION SYSTEM OF GAZPROM PJSC, VOLUNTARY CERTIFICATION SYSTEM OF INTERGASCERT.

терминологической базы, цели, задачи и принципы Системы управления качеством в ПАО «Газпром» (Системы), распределение функций и ответственности основных участников Системы, описывает характер их взаимодействия, устанавливает политику в области качества, основные требования к информационному обеспечению данных о качестве, определяет порядок контроля достижения целей в области качества.

Система распространяется на все виды бизнеса и бизнес-про-

цессы Общества, его дочерних обществ и организаций, такие как геологоразведка, добыча,транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло-и электроэнергии.

Учитывая, что стратегической целью Общества является становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспече-

ния надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала,деятельность Системы направлена:

• на повышение удовлетворенности потребителей в результате обеспечения качества продукции (работ, услуг), соответствующих мировому уровню;

• достижение системного улучшения обеспечения качества продукции (работ, услуг) на основе контроля качества выполнения технологических операций в про-

Система управления качеством

(Решение Совета директоров ПАО «Газпром» от 29.12.2015 № 2651) Департамент ПАО «Газпром» (П.В. Крылов)

Система стандартизации

(Приказ ОАО «Газпром» от 17.06.2015 № 330) Департамент ПАО «Газпром» (П.В. Крылов)

Система обеспечения информационной безопасности

(СТО Газпром 4.2) Служба корпоративной защиты ПАО «Газпром»

Система обеспечения энергосбережения и повышения энергоэффективности

(Приказ ОАО «Газпром» от 28.12.2010 № 364) Департамент ПАО «Газпром» (О.Е. Аксютин)

Система добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ

(Приказ ПАО «Газпром» от 24.11.2016 N9 751) Департамент ПАО «Газпром» (П.В. Крылов)

Политика управления человеческими ресурсами

(Постановление ОАО «Газпром» от 07.11.2006 № 49) Департамент ПАО «Газпром» (Е.Б. Касьян)

Автоматизированная система управления Репозиторием бизнес-процессов

(Положение от 19.05.2011 № 01-51) Департамент ПАО «Газпром» (Н.Ю. Борисенко)

Система менеджмента риска

(Приказ ОАО «Газпром» от 24.11.2014 № 541) Управление ПАО «Газпром» (Д.А. Пашковский)

Система менеджмента качества ПАО «Газпром» (ISO 9001)

Департамент ПАО «Газпром» (П.В. Крылов)

Система экологического менеджмента (ISO 14001)

(сертификат № 107826-2011-AE-RUS-FINAS) Департамент ПАО «Газпром» (О.Е. Аксютин)

Система менеджмента в области безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001)

(сертификат № 14.0995.026) Департамент ПАО «Газпром» (В.В. Черепанов)

Рис. 1. Системы управления в ПАО «Газпром»

Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания

Качество - элемент безопасности

Меры,направленные на достижение безопасности продукции и объектов Общества, а также жизни и здоровья персонала Общества использующего материально-технические ресурсы на объектах Общества

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщик взаимозависимы, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности

Принятие решений, основанных на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации

Лидерство руководства

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть вовлечены в решение задач организации

Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, полное вовлечение работников дает возможность с выгодой использовать их способности

Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективней, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессами

Системный подход

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как система вносит вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель

Рис. 2. Базовые принципы системы управления качеством

цессе реализации бизнес-процессов Общества, оптимизации и совершенствования бизнес-процессов применительно к качеству;

• создание условий, обеспечивающих устойчивое, перспективное, долгосрочное, динамичное развитие Общества и рост качества продукции, работ (услуг);

• увеличение доли на рынке, повышение эффективности и рентабельности, сокращение затрат, обеспечение технологической независимости, совершенствование принципов управления,укрепление корпоративной культуры, в том числе культуры безопасности, повышение конкурентоспособности Общества на основе скоординированной деятельности по руководству и управлению Обществом применительно к качеству;

• внедрение интегрированной системы менеджмента, ориентированной на требования современных международных и национальных стандартов, обеспечивающей внедрение современных технологий и методов менеджмента, способствующих эффективному управлению, включая регламентацию взаи-

модействия всех организаций, участвующих в жизненном цикле продукции, работ (услуг).

Для достижения поставленных целей Система решает такие задачи, как:

• формирование, организация функционирования и развития корпоративной интегрированной Системы управления качеством, которая является основой организации и совершенствования бизнес-процессов в Обществе для обеспечения гарантии качества и безопасности поставляемой (потребляемой) продукции, работы (услуги);

• создание системы учета требований потребителей и анализа степени удовлетворенности потребителей (системы внешних и внутренних индикаторов);

• развитие системы метрологического обеспечения Общества для повышения эффективности производства и поставок углеводородов на внутренний и внешние рынки;

• определение регламентов взаимодействия и обеспечение координации деятельности участников систем менеджмента;

• применение Автоматизированной системы управления Ре-позиторием (АСУР) бизнес-процессов Общества для внедрения и поддержки Системы на всех этапах жизненного цикла управления бизнес-процессами применительно к качеству;

• разработка стандартов Общества, направленных на продвижение и стимулирование внедрения инноваций в технологическом цикле Общества, обеспечение технологической независимости, снижение зависимости от импорта оборудования и технологий для нефтегазового комплекса, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования;

• разработка механизмов оценки экономической эффективности применения стандартов и внедрения систем менеджмента качества для повышения эффективности бизнес-процессов;

• координация работ по развитию действующих в Обществе систем подтверждения соответствия, допуска (аттестации) и ведения реестров материально-технических ресурсов для применения на объектах Общества;

СТАНДАРТИЗАЦИЯ I

КеМоп

• развитие кадрового потенциала Общества, в том числе на основе эффективного решения вопросов мотивации персонала за счет введения объективных критериев оценки качества деятельности сотрудников;

• внедрение в бизнес-процессы Общества наилучших практик, методик и механизмов, основанных на принципах бережливого производства, корпоративных систем менеджмента;

• создание механизмов стимулирования качества продукции, работ (услуг) в Обществе на основе учреждения премии Общества в области качества.

Базовые принципы Системы (рис. 2) соответствуют требованиям международных и национальных стандартов в области качества и включают: качество -элемент безопасности; ориентацию на потребителя; лидерство руководства; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Ключевую роль для Системы играют три взаимосвязанных направления и советующие им системы:

• установление требований к продуктам, работам (услугам) для рынка (Система стандартизации ПАО «Газпром»);

• оценка соответствия (различные формы: сертификация - Система добровольной сертификации, учрежденная ПАО «Газпром»; приемка специализированными комиссиями);

• обеспечение стабильности технических характеристик (Система менеджмента качества ПАО «Газпром» и стандарты ПАО «Газпром» серии 9000).

Стандартизация - эффективный инструмент для внедрения результатов НИОКР, так как внедрение новых стандартов является стимулом к применению новых технологий, материалов и услуг. В корпоративных стандартах ПАО «Газпром» закрепляет результаты интеллектуальной деятельности, распространяя их на все подразделения компании, где эти результаты должны быть использованы. Достигаемая при этом унификация позволяет установить оптимальные характеристики продукции и требования к производственным процессам, что ведет к повышению качества продукции, сокращению затрат, экономии ресурсов.

Корпоративная Система стандартизации ПАО «Газпром» создана Приказом ОАО «Газпром» от 4 апреля 2005 г. № 45 «О мерах по реализации в ОАО «Газпром», его дочерних обществах и организациях Федерального закона «О техническом регулировании». Механизмы, заложенные в основополагающих стандартах Системы стандартизации, обеспечивают полный жизненный цикл документов по стандартизации ПАО «Газпром» (стандарты общества, рекомендации общества) для

КЕЛЬВИОН -ЭКСПЕРТЫ В ТЕПЛООБМЕНЕ

Кельвион предлагает один из самых широких ассортиментов теплообменного оборудования в мире:

Разборные и сварные пластинчатые теплообменники

Аппараты воздушного охлаждения Кожухотрубные теплообменники Градирни

Решения теплообмена Кельвион - это высокая эффективность, надежность и экономичность. * л

Кельвион Машимпэкс Тел.: +7 (495) 234 95 03 Факс: +7 (495)234 95 04 moscow@kelvion.com

www.kelvion.ru

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

№ 4 | 751 | 2017 г.

внедрения их в производственную деятельность Общества.

Система стандартизации ПАО «Газпром» позволяет разрабатывать нормативные документы корпоративного, национального и международного уровня, прежде всего - требования к материалам, оборудованию, технологиям и способам ведения работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение требований и методик, предусмотренных корпоративными документами по стандартизации:

• способствует соблюдению плановых сроков строительства и ввода в строй новых производственных объектов;

• позволяет снизить издержки за счет предупреждения несоответствий закупаемых материально-технических ресурсов (МТР) и услуг(работ) путем выявления дефектов на стадиях разработки и производства, а не в процессе эксплуатации;

• создает условия для повышения надежности, безопасности и эффективности функционирования производственных объектов ПАО «Газпром».

Немаловажной для Системы является оценка соблюдения требований. Так, оценка соответствия в форме добровольной сертификации является одним из основных видов подтверждения качества поставляемой продукции, работ (услуг) на основании их соответствия требованиям, установленным в нормативных документах ПАО «Газпром».

С 1999 г. в ПАО «Газпром» функционирует корпоративная Система добровольной сертификации (СДС) ГАЗПРОМСЕРТ. В 20062016 гг. в СДС ГАЗПРОМСЕРТ выдано более 5300 сертификатов соответствия на продукцию,работы (услуги), системы менеджмента.

Изменения законодательства в области технического регулирования, направленные на формирование национальной системы аккредитации, и связанные

с ними изменения в нормативно-правовой базе деятельности по сертификации определяют необходимость пересмотра принципов организации работы систем добровольной сертификации в стране, в том числе СДС ГАЗПРОМСЕРТ.

Приказом ПАО «Газпром» от 24 ноября 2016 г. № 751 создана Система добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ (Система ИНТЕРГАЗСЕРТ), зарегистрированная в установленном порядке в Едином реестре систем добровольной сертификации Росстандарта (№ РОСС RU.З1570.04.ОГН0). Этим же Приказом утверждены основополагающие документы: «Правила функционирования Системы добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ» и «Порядок применения знака соответствия Системы добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ».

В настоящее время важнейшей задачей является интеграция Системы ИНТЕРГАЗСЕРТ в корпоративную систему допуска МТР для применения на объектах Общества. При этом должна быть существенно повышена эффективность деятельности всех участников Системы, включая центральные органы, органы по сертификации, испытательные лаборатории и др.

Одновременно с этим СДС ГАЗПРОМСЕРТ будет существовать до окончания срока действия сертификатов, выданных в этой Системе до 31 декабря 2016 г.

В целях обеспечения стабильности качества потребляемой продукции, работ (услуг) ПАО «Газпром» проводит политику внедрения у поставщиков Системы менеджмента качества на основе комплекса корпоративных стандартов СТО Газпром серии 9000.

Эти стандарты устанавливают более жесткие требования по сравнению с международными,

межгосударственными и национальными аналогами (ISO серии 9000, ГОСТ Р ИСО серии 9000, ГОСТ ISO серии 9000), а также содержат дополнительные требования, направленные на обеспечение качества продукции, работ (услуг) с учетом специфики эксплуатации объектов Общества.

В связи с вводом в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» в 2016 г. в ПАО «Газпром» организована и проводится работа по актуализации 13 документов комплекса стандартов ПАО «Газпром» серии 9000, устанавливающих в первую очередь требования к системам менеджмента качества поставщиков.

Организованы разработка и внедрение Системы менеджмента качества в ПАО «Газпром» с последующей сертификацией ее на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001. Проведен диагностический аудит Общества. Подготовлены и проходят согласование в Обществе проекты основных документов Системы менеджмента качества ПАО «Газпром».

Система стандартизации ПАО «Газпром», Система ИНТЕРГАЗСЕРТ и подходы по обеспечению стабильности уровня качества продукции, услуг, работ, закладываемые в Системе менеджмента качества ПАО «Газпром» и стандартах ПАО «Газпром» серии 9000, в совокупности направлены на управление качеством.

Установление требований, оценка соответствия требованиям и обеспечение стабильности технических характеристик - вот ключевая триада Системы управления качеством ПАО «Газпром», позволяющая обеспечить эффективный уровень развития Общества, не снижая динамики движения к заданным целям и сохраняя при этом необходимый и достаточный уровень качества. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.