СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЕ «ГАЗПРОМ АВИА»
УДК 629.73+658.5
Ю.Г. Дворецкий, ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (Москва, РФ), [email protected]
A.В. Буракова, ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», [email protected]
B.Ю. Шейкин, ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», [email protected]
ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» - авиационное предприятие гражданской авиации -создано в целях выполнения воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, производства авиационных работ в интересах ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций. Функционирование Авиапредприятия направлено на обеспечение интересов граждан и экономики Российской Федерации. Безусловным приоритетом деятельности Авиапредприятия по отношению к факторам коммерческого, эксплуатационного и социального характера выступает соблюдение безопасности полетов и качества предоставляемых услуг пассажирам, заказчикам воздушных перевозок и авиационных работ. Решение о внедрении в Авиапредприятии системы управления (менеджмента) на основе стандарта ISO 9001 было принято для обеспечения выполнения всех применимых к деятельности авиационного предприятия внешних и внутренних нормативных требований, в том числе относящихся к системам управления рисками и безопасностью полетов, а также для удовлетворения требований и ожиданий потребителей.
В статье представлены этапы становления и перспективы развития системы управления (менеджмента) качеством Авиапредприятия. Приводится описание преимуществ внедрения данной системы. Рассмотрены особенности воздушного законодательства Российской Федерации в отношении реализации и функционирования системы. Оценивается деятельность Авиапредприятия в контексте соответствия национальным и международным требованиям в области гражданской авиации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, АВИАПРЕДПРИЯТИЕ, ВОЗДУШНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ.
Дочернее общество ПАО «Газпром» - ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» - образо-вано в 1995 г. на основании Поста -новления [1] и представляет собой крупнейшую корпоративную авиакомпанию России, выполняющую внутренние и международные рейсы из аэропортов Остафьево, Внуково, Пулково, Бованенково и Ямбург (рис. 1).
Авиапредприятие управляет международным аэропортом Остафьево и внутренними аэропортами Бованенково и Ямбург, Авиационным учебным центром (рис. 2а, б) и имеет региональную структуру, объединяющую филиалы в г. Самаре, Томске, Ухте, Югор -ске, а также представительство в г. Сочи.
Рис. 1. Аэропорт Ямбург
Компания предлагает широкий комплекс услуг в области гражданской авиации: регулярные и чартерные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты; воздушные перевозки VIP-класса на внутренних и международных линиях; авиационные работы, в том числе воздушные
съемки, работы в целях оказания медицинской помощи, строительно-монтажные и погрузоч-но-разгрузочные работы; полный комплекс аэропортового обслуживания; техническое обслуживание воздушных судов; оказание образовательных услуг по подготовке авиационного персонала.
Парк воздушных судов Авиапредприятия составляют самолеты и вертолеты отечественного и импортного производства в количестве более 100 воздушных судов следующих видов и модифи -каций: Falcon 900EX EASy; Falcon 7X (рис. 3); Boeing 737-7HD; Boeing 737-700; Sukhoi Superjet RRJ-95LR100 (рис. 4); Як-40; EC-155B1, EC-135T2+; Ми-8Т; Ми-8П; Ми-8ПС; Ми-8МТВ-1; Ми-8АМТ (рис. 5).
а) б)
Рис. 2. Комплексный тренажер вертолета Ми-8МТВ: а) кабина; б) вид снаружи
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В целях обеспечения потребителей Авиапредприятия безопасными и качественными услугами, соответствующими законодательным и нормативным требованиям, в августе 2012 г. внедрена и сертифицирована на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008 [2] система управления (менеджмента) качеством.
Дальнейшее развитие система получила посредством внедрения требований корпоративного стандарта ПАО «Газпром» СТО Газпром 9001-2012 [3] и подтверждения в 2013 г. ее соответствия данному стандарту независимым органом по сертификации систем менеджмента. При этом «Газпром авиа» -единственная организация гражданской авиации, которая внедрила стандарт [3] и успешно подтверждает свое соответствие ему уже на протяжении более пяти лет.
В область сертификации системы управления качеством включены следующие виды деятельности: организация и выполнение воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; аэропортовая деятельность;
Рис. 3. Самолет Falcon 7X
авиационные работы;техническое обслуживание авиационной техники; разработка и оказание образовательных услуг по подготовке авиационного персонала; оказание услуг по строительному контролю на этапах строительства, реконструкции,капитального ремонта объектов авиационной инфраструктуры.
Рис. 4. Самолет Sukhoi Superjet RRJ -95LR100
Помимо этого на предприятии с 2016 г. внедрена и сертифицирована Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в соответствии с требованиями международного стандарта OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) [4] и корпоративных стандартов СТО Газпром серии 18000.
В настоящее время перспектива развития системы управления качеством Авиапредприятия связана с внедрением в 2018 г. интегрированной системы менеджмента (ИСМ), включающей систему управления качеством, соответствующую требованиям ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) [5] и СТО Газпром 9001-2018 [6], систему менеджмента в области профессиональной безопасности
и охраны труда, соответствующую требованиям OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012) [4] и корпоративных стандартов СТО Газпром серии 18000, систему экологического менеджмента, соответствующую требованиям ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) [7], и систему энергетического менеджмента, соответствующую требованиям ISO 50001:2011 (ГОСТ Р ИСО 50001-2012) [8].
Одновременно с этим планируется завершение до конца 2018 г. внедрения системы управления рисками Авиапредприятия в соответствии с Политикой управления рисками ПАО «Газпром» и Положением о системе управления рисками Группы «Газпром», требованиями стандарта ISO 31000:2018 [9] и обеспечение ее функционирования во взаимодействии с системой управления безопасностью полетов и ИСМ.
Авиапредприятие - единственное дочернее общество ПАО «Газпром», наличие системы управления качеством в котором предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации и напрямую связано с осуществляемыми обществом функциями:
- эксплуатанта воздушных судов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, полеты авиации общего назначения и авиационные работы в интересах Администрации ПАО «Газпром», дочерних обществ и организаций, сторонних потребителей услуг с обеспечением выполнения полетов по всей территории России и миру в ограниченные сроки;
- организации по техническому обслуживанию авиационной тех-
Рис. 5. Вертолет Ми-8АМТ
ники, выполняющей техническое обслуживание воздушных судов в своих филиалах и аэропортах, а также в аэропортах оперирования;
- оператора международных и внутренних аэропортов (аэродромов), предоставляющего услуги по обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов, наземному обслуживанию и аэродромному обеспечению международных (аэропорт Остафьево) и внутренних воздушных перевозок;
- образовательной организации, осуществляющей обучение специалистов авиационного персонала (работников Авиапредприятия и сторонних организаций), с поддержанием сертификата соответствия Авиационного учебного центра Авиапредприятия требованиям российского воздушного законодательства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
Все виды деятельности Авиапредприятия должны и осуществляются в соответствии с требованиями воздушного законодательства РФ. Требования к разработке и реализации системы управления качеством в основном приведены в утвержденных Министерством транспорта России Федеральных авиационных правилах (ФАП) [10, 11, 12, 13].
В соответствии с перечисленными ФАП Авиапредприятие должно разрабатывать и реализовывать систему управления качеством, а также назначать независимое от сферы производственной деятельности должностное лицо, отвечающее за реализацию системы управления качеством в Обществе и подчиняющееся непосредственно генеральному директору. В «Газпром авиа» таким должностным лицом выступает руководитель службы управления качеством, в зоне ответственности которого также находятся функции по обеспечению выполнения корпоративных требований ПАО «Газпром» к системам менеджмента, в том числе качества.
Отличительная особенность деятельности службы управления качеством Авиапредприятия состоит в том, что она организована в непосредственном взаимодействии с системой управления безопасностью полетов ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (СУБП), и все стандартные в соответствии с ISO 9001 и СТО Газпром 9001 процедуры, такие как внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, анализ со стороны руководства и т.д., реализуются с учетом результатов функционирования СУБП.
Система управления рисками Авиапредприятия, соответствующая требованиям ПАО «Газпром», также строится с учетом существующей в обществе СУБП и в ее развитие.
По требованиям воздушного законодательства РФ Авиапредприятие регулярно проходит процедуры подтверждения соответствия установленным требованиям уполномоченными органами и органами государственного надзора в области гражданской авиации (Росавиация и Ространс-надзор).
В рамках данных процедур в обязательном порядке проверяется наличие и функционирование системы управления качеством, в том числе с учетом соответствия требованиям перечисленных ФАП. При этом часто возникает разночтение (несогласованность) в терминологии и требованиях, изложенных в ФАП, например:
- ФАП [10] - система управления качеством;
- ФАП [11] - система качества, обеспечение качества;
- ФАП [12] - система контроля качества, программа обеспечения качества;
- ФАП [13] - система обеспече -ния качества, система качества.
Данная ситуация затрудняет применение единого подхода при реализации системы управления качеством ко всем видам деятельности в соответствии с
требованиями ФАП и нередко позволяет надзорным органам формулировать требования к системе управления качеством, которые не согласованы с требованиями национального стандарта на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 [2, 5].
С учетом складывающейся ситуации было бы уместным термины и требования в области управле-ния качеством, присутствующие в ФАП, привести в соответствие с положениями национального стандарта [2, 5] и в качестве критериев оценки соответствия рассматривать, в том числе, выполнение организациями гражданской авиации требований данного стандарта применительно к видам деятельности с учетом особенностей отрасли. Тем более все вновь утверждаемые ФАП, а также контрольные карты Рос-авиации содержат требования к управлению (менеджменту) организации (эксплуатанта, оператора), разработанные с учетом или на базе международных требований к системам управления, в том числе качеством.
Стоит отметить, что Авиапредприятие также регулярно подвергается проверкам со стороны уполномоченных федеральных органов по проведению пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других видов надзора. ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» имеет все необходимые в соответствии с осуществляемыми видами деятельности и требованиями российского законодательства сертификаты, свидетельства и лицензии.
СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
В отношении деятельности Авиапредприятия применимы практически все существующие нормы и требования российского воздушного законодательства в области гражданской авиации. Одновременно с этим при осуществлении полетов в воздушном
пространстве иностранных государств деятельность Авиапредприятия регулируется требованиями авиационных администраций данных государств - в основном это Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), Европейская организация по безопасности воздушной навигации (EUROCONTROL) и Федеральная авиационная администрация США (FAA).
Как правило, авиакомпании России при описании и внедрении систем управления, включая системы управления безопасностью полетов и качеством,за основу берут требования Международной организации гражданской авиации (ICAO), воздушного законода -тельства РФ, EASA, EUROCONTROL, FAA, стандартов и рекомендуемых практик Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), а также международного и национального стандартов ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 9001 [2, 5].
Подтверждение соответствия систем управления авиакомпаний заявленным требованиям реализуется путем проведения
государственного надзора в области гражданской авиации, независимых аудитов IATA, включая аудиты эксплуатационной безопасности (IOSA) и безопасности наземного обслуживания (ISAGO), а также аудитов систем менеджмента качества органами по сер -тификации.
В настоящее время, с учетом опыта внедрения требований стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001) [2, 5], а также корпора -тивного стандарта СТО Газпром 9001 [3], Авиапредприятие стоит на пороге принятия решения о применении широкой международной и национальной практики и подходов к реализации систем безопасности и качества. Первым шагом к этому может быть внедрение рекомендуемых практик IATA и подготовка Авиапредприятия к соответствующим независимым аудитам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на колоссальный объем требований, предъявляемых к ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» как авиационному пред-
приятию гражданской авиации, внедрение требований к системам менеджмента качества - необходимый элемент результативного функционирования общества.
Внедрение системы позволяет достичь: эффективного планирования и контроля результатов производственной деятельности на основе фактических показателей; совершенствования и оптимизации системы управления и повышения эффективности работы сотрудников; снижения непроизводственных затрат; повышения безопасности и качества предоставляемых услуг, приводящего к повторному (последующему) бизнес-сотрудничеству с потребителями услуг, а следовательно, повышению конкурентоспособности.
Система управления (менеджмента) качеством, соответствующая требованиям стандартов на системы менеджмента, служит основой постоянного совершенствования деятельности Авиапредприятия и инструментом гарантии безопасности и высокого уровня предоставляемых услуг. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правления РАО «Газпром» от 03.02.1995 № 12 «О структурных изменениях в составе РАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.
2. ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/gost-iso-9001-2011 (дата обращения: 22.10.2018).
3. СТО Газпром 9001-2012. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ОАО «Газпром», 2012. 53 с.
4. OHSAS 18001:2007 (ГОСТ Р 54934-2012). Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-54934-2012 (дата обращения: 22.10.2018).
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200124394 (дата обращения: 22.10.2018).
6. СТО Газпром 9001-2018. Системы менеджмента качества. Требования. СПб: ПАО «Газпром», 2018. 79 с.
7. ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015). Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200134681 (дата обращения: 22.10.2018).
8. ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2011). Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200096140 (дата обращения: 22.10.2018).
9. ISO 31000:2018. Менеджмент риска. Руководство [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iso.org/standard/65694.html (дата обращения: 22.10.2018).
10. Федеральные авиационные правила от 13.08.2015 № 246. Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям Федеральных авиационных правил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420298607 (дата обращения: 22.10.2018).
11. Федеральные авиационные правила от 25.09.2015 № 285. Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим техническое обслуживание гражданских воздушных судов. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям Федеральных авиационных правил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420306758 (дата обращения: 22.10.2018).
12. Федеральные авиационные правила от 25.09.2015 № 286. Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям Федеральных авиационных правил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71232104 (дата обращения: 22.10.2018).
13. Федеральные авиационные правила от 29.09.2015 № 289. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям Федеральных авиационных правил [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/42 03 07483 (дата обращения: 22.10.2018).