Научная статья на тему 'Система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии: понятие и основные характеристики'

Система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии: понятие и основные характеристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии / управление / инновационный процесс / методы управления. / intellectual property management system at an industrial enterprise / management / innovation process / management methods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скуба Роман Васильевич

В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия «система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии», сложность понимания которого базируется на многоаспектности категорий «система» и «управление». Показано развитие инновационного процесса и развитие стадий управления интеллектуальной промышленной собственности, которые во времени для большинства российских предприятий в целом осуществляются параллельно и поступательно. Выявлена специфика управления интеллектуальной (промышленной) собственностью. Посредством модели «прозрачного ящика» сформулированы основные компоненты и характеристики системы управления интеллектуальной промышленной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management system of intellectual property at the industrial enterprise: concept and basic characteristics

The article discusses the issues associated with the definition of the concept of «intellectual property management system at an industrial enterprise», the difficulty of understanding which is based on the multidimensionality of the categories «system» and «management». The development of the innovation process and the development stages of the management of intellectual industrial property are shown, which in time for most Russian enterprises as a whole are carried out in parallel and progressively. The specifics of intellectual (industrial) property management are revealed. Using the «transparent box» model, the main components and characteristics of the intellectual property management system are formulated.

Текст научной работы на тему «Система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии: понятие и основные характеристики»

Система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии: понятие и основные характеристики Management system of intellectual property at the industrial enterprise: concept and basic

characteristics

Ь ii московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 65.014.12 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19066 Скуба Роман Васильевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и стратегическое управление», ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир,

Scuba Roman Vasilievich, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of Economics and Strategic Management, FSBEI of HE «Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovs», Vladimir

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением понятия «система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии», сложность понимания которого базируется на многоаспектности категорий «система» и «управление». Показано развитие инновационного процесса и развитие стадий управления интеллектуальной промышленной собственности, которые во времени для большинства российских предприятий в целом осуществляются параллельно и поступательно. Выявлена специфика управления интеллектуальной (промышленной) собственностью. Посредством модели «прозрачного ящика» сформулированы основные компоненты и характеристики системы управления интеллектуальной промышленной собственностью. Summary: The article discusses the issues associated with the definition of the concept of «intellectual property management system at an industrial enterprise», the difficulty of understanding which is based on the multidimensionality of the categories «system» and «management». The development of the innovation process and the development stages of the management of intellectual industrial property are shown, which in time for most Russian

enterprises as a whole are carried out in parallel and progressively. The specifics of intellectual (industrial) property management are revealed. Using the «transparent box» model, the main components and characteristics of the intellectual property management system are formulated. Ключевые слова: система управления интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии, управление, инновационный процесс, методы управления. Keywords: intellectual property management system at an industrial enterprise, management, innovation process, management methods.

Качественные сдвиги в мировой экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Главной доминантой модели экономического роста в XXI веке становится система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг [1, 2].

Не последнюю роль в инновационной деятельности организаций занимает институт интеллектуальной собственности (ИС). Однако российские предприятия, обладая необходимыми ресурсами, тем не менее, не пользуются теми выгодами и преимуществами, которые даёт этот институт. Это, по меньшей мере, объясняется двумя причинами:

1. Отсутствие сбалансированной государственной политики в области стимулирования инноваций и повышения изобретательской активности, а также эффективного организационно-правового механизма охраны интеллектуальной промышленной собственности (ИПС).

2. Отсутствие на предприятиях целенаправленных элементов системы управления ИПС.

Если разрешение первой проблемы требует отдельного крупномасштабного исследования, то определённые контуры решений по второй проблеме будут приведены в данной работе. Но в начале необходимо определить, что представляет собой в целом система как научная категория и система управления в том числе, а также, что понимается под управлением и системой управления ИС на промышленном предприятии в частности.

В научной литературе существует большое разнообразие определений понятия «система», однако между ними гораздо больше общего, чем различий. Обобщая рассмотренные точки зрения [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], будем считать, что система - это объективное единство закономерно связанных друг с другом двух и более частей, образующее присущую данной системе целостность, качественную определённость и целенаправленность.

Раскрытие понятия «система» используется как средство для изучения характеристик объекта исследования. Любое промышленное предприятие имеет конкретную систему

управления. Однако наличие множества определений понятия «система управления» вызывает определённые трудности и, прежде всего, при построении её в реальности.

На основании обобщений результатов анализа источников [5, 6, 7, 11] можно выделить, по крайней мере, шесть видов системных представлений, каждое из которых отражает определённую группу характеристик системы управления (рис. 1).

Микроскопическое (морфологическое) представление системы:

□ сновано на понимании ее как множества

наблюдаемых

и условно неделимых

величин (элементов); структура системы фиксирует расположение выбранных I элементов н их -связи

Макроскопическое представление системы: характернзует систему как единое целое, находящееся в системном окружении, без которого она не может существовать: следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой

Функциональное представление системы: основано на понимании её как совокупности действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы

Иерархическое представление системы : основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически

Процессуальное представление системы: характернзует её состояние во времени

Информационное представление системы: характеризует её информационную упорядоченность и обмен информацией между её частями, внутренней микросредой и внешнем окружением

Рис. 1. Основные виды представления системы

Исходя из изложенного выше, систему управления ИС на промышленном предприятии можно определить как совокупность функционально взаимосвязанных элементов, представляющих собой общность материальных, кадровых, информационных, финансовых ресурсов и организационных условий деятельности, обеспечивающих разработку, принятие и реализацию управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных целей организации в сфере использования прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности (ИПС) [12].

Данная система как предмет исследования должна обладать следующими признаками и особенностями:

- представлена множеством (минимум тремя) составляющими подсистемами: информационное обеспечение поисковой и лицензионной деятельности (снабжение), регистрация созданных и выявленных объектов ИС (производство), коммерциализация объектов ИС (сбыт);

- подсистемы (элементы систем) взаимодействуют между собой посредством устойчивых прямых и обратных связей;

- связи системы с внешней средой определяет следующая особенность - система открыта для входящей информации и является максимально закрытой в случае исходящей информации;

- система - целостное образование, в котором иерархические уровни (элементы) не могут существовать вне её пределов;

- эмерджентность - наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности (система обеспечивает применение средств реализации стратегии конкурентной борьбы: контроль посредством легальной монополии над определённой частью рынка; ограничение деятельности конкурентов; установление научных приоритетов и защита результатов НИОКР);

- деятельность элементов системы направлена и связана с отношениями по поводу объектов ИПС, с конъюнктурно-коммерческой информацией, отражающей сторону их использования в конкурентном соперничестве.

Раскрывая понятие «система управления ИПС», очень важно понять, что собой представляет управления ИПС. Большое количество определений понятия «управление» [2, 13, 14] вызывает необходимость поиска критериев их классификации. Наиболее часто используемые подходы к определению этого понятия представлены на рис. 2.

Рис.. 2. Подходы к определению понятия «управление» Ответ на вопрос, на каком же из этих подходов остановиться, требует рассмотрения в разрезе каждого из выделенных аспектов категории «управление ИПС». Управления ИС на промышленном предприятии: как наука - не имеет твёрдой основы в виде концепций, теорий, способов, форм, чтобы выделиться в самостоятельную часть человеческих знаний; как искусство, т.е. умение применять накопленные практикой знания - является достаточно универсальным и неконкретным с точки зрения системного представления; как люди, управляющие организацией, и административный аппарат - также является ограниченным, т.к. в этих случаях рассматривается лишь отдельный аспект управления; как вид деятельности - требует указания на характер этой деятельности: если деятельность

основная, то такой подход противоречит основополагающим целям промышленных предприятий, если - сопутствующая, то в данном случае понятия «вид деятельности» и «функция» (обеспечения) синонимичны.

Остаются определения управления ИПС, как функции (внешнего проявления свойств системы, реализуемого через выполнение определённых действий) и процесса (сути управленческой деятельности, где решения управленческих проблем интегрируются в единую цепочку). Особого противопоставления в данных понятиях нет. Скорее наоборот, они дополняют друг друга: управление ИПС в составе более сложной системы инновационного менеджмента можно представить как процесс; в свою очередь инновационный процесс в организации на определённых этапах требует реализации функции управления ИПС.

Таким образом, отталкиваясь от вышеизложенного, можно дать следующее определение: управление ИПС - одна из функций инновационного менеджмента, представляющая собой процесс целенаправленного воздействия субъектов управления посредством свойств, обеспечиваемых объектами управления, и при помощи необходимых средств управления на соответствующие предметы управления в определённых организационно-экономических условиях, которое осуществляется с целью получения желаемых результатов.

Указанные в определении компоненты управления ИПС требуют дополнительного разъяснения:

1. Объектом управления являются права на объекты ИПС.

2. Субъектами управления являются управленческие работники, описываемые в системе управления в качестве функциональных должностных позиций, реализуемых в форме организационной структуры обособленного аппарата (органа) управления.

3. Средствами управления являются:

4. нормативно-справочная и инструктивно-методическая информация;

5. организационная техника (технические средства связи, обработки, передачи, хранения информации, организационная техника и т.д.);

6. материальные ресурсы (расходные, канцелярские материалы и т.д.);

7. финансовые ресурсы.

8. Предметом управления является первичная информация, используемая для выработки управленческих решений.

9. К организационно-экономическим условиям относятся: санитарно-гигиенические условия, техника безопасности, эстетические, психофизиологические, социально-экономические условия, пространственное размещение рабочих мест и т.д.

Система управления ИС на промышленном предприятии является частью ещё более сложной системы инновационного менеджмента. Её формирование или совершенствование всегда будет идти в русле инновационных процессов, протекающих на предприятии.

Инновационная деятельность, как впрочем, и управление ИПС состоит из выполнения целого ряда мероприятий, объединённых в одну логическую цепь. Каждое звено в этой цепи, каждая стадия этой деятельности подчинена своей логике развития, имеет свои закономерности и своё содержание. На рис 3 представлены этапы инновационного процесса и связанного с ним во временном аспекте процесса управления ИПС (базовый источник -

[15]).

Так или иначе, пронизывая многие этапы инновационного процесса, управление ИПС обладает определённой автономией. Она в зависимости от специфики предприятия проявляется во временной проекции или наложении одних этапов рассматриваемых процессов на другие (рис. 3).

На рис. 3 показано развитие инновационного процесса и развитие стадий управления ИПС, которые во времени для большинства российских предприятий в целом осуществляются параллельно и поступательно (за исключением стадии создания ИПС, которая начинается на последних этапах опытно-конструкторских работ).

В условиях жёсткой конкурентной борьбы такой подход к управлению объектами ИПС недостаточно эффективен, т.к. может привести к увеличению риска инвестирования в наукоёмкую продукцию. Более эффективной представляется реализация научно-технической стратегии создания портфеля объектов ИПС в сроки, максимально приближенные к начальному этапу научно-исследовательских работ. В этом случае, во-

первых, утрата научных приоритетов маловероятна, а, во-вторых, создание объектов ИПС будет проходить на максимально общем уровне, когда очень конкретные конструкторские разработки могут только навредить процессу патентования [15]. В этой связи процесс создания портфеля исключительных прав на объекты ИПС следует рассматривать как достаточно обособленный и специфический комплекс мероприятий.

Отсутствие обособления управления ИПС в инновационном процессе будет означать, что понятие «инновация» растворит в себе понятие «интеллектуальная промышленная собственность» и они, в лучшем случае, будут рассматриваться как одно и то же. Вместе с тем эти понятия, имеющие общую природу, следует различать. Схематически систему управления ИС на промышленных предприятиях можно представить на рис. 4 посредством модели «прозрачного ящика» [7].

Рис. 4. Система управления ИПС как модель «прозрачного ящика»

Система управления ИПС представляет собой сложный ансамбль движущих сил, взаимовлияний и взаимопроникновений со стороны элементов самой системы и её окружения. Являясь в целом открытой системой, она испытывает многочисленные воздействия - как прямые, так и косвенные - со стороны окружающей её внешней среды. В этой связи выделяют среду прямого и косвенного воздействия.

Входные параметры системы представляют собой ресурсы, которые внутри неё приобретают конкретный вид. Они являются компонентами обеспечивающей подсистемы управления ИПС. От их качества во многом зависят компоненты целевой подсистемы, отражающие уровень, на который необходимо вывести деятельность организации в сфере управления ИПС. В свою очередь компоненты целевой подсистемы определяют выходные параметры системы и направленность обратной связи, посредством которой вносятся коррективы в те или иные входные параметры системы.

Рассмотрение системы управления [1, 6, 10, 11, 14] невозможно без определения её основных составляющих - управляющей и управляемой подсистем.

Управляющая подсистема включает в себя совокупность органов и лиц, посредством которых можно управлять деятельностью всей системы или её отдельными элементами. Она состоит из нескольких ступеней. В первую очередь - это линейное руководство, далее

- его заместители, начальники управленческих звеньев. Сюда же входят различные штабные органы.

В управляющей подсистеме выделяют следующие компоненты:

- прогнозирующий и планирующий: определяет перспективу и будущее состояние различных направлений в сфере ИПС;

- организующий: структурирует и упорядочивает процесс управления ИПС, его элементы (предметы, средства и условия труда), взаимосвязи и результаты деятельности во времени и пространстве;

- координирующий и регулирующий: согласует направления, совмещает усилия, а также корректирует намеченные планы;

- мотивирующий: создаёт условия для эффективной работы и поддерживает постоянную заинтересованность работников в результатах труда;

- аналитический: даёт оценку на основе упрощённого расчленения изучаемого объекта на части, сопоставления их с нормативными значениями и синтезированного вывода о состоянии объекта в целом;

- учётный и контрольный: проводит систематическое отслеживание фактического хода локальных и совмещённых процессов управления ИПС в определённые моменты времени.

Управляемая подсистема осуществляет процессы, связанные с выполнением ряда функций. В неё входят участки в составе определённых групп рабочих мест, образующих основные и вспомогательные подразделения. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.

Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для их выработки является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы управления.

Взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами так или иначе проходит через подсистему организационного сопровождения. Под ней будем понимать совокупность управленческих подходов и разноуровневых задач, детализирующих общие цели системы управления ИПС, образуя тем самым так называемое «дерево целей». Полнота, обоснованность и взаимосогласованность всех компонентов данной подсистемы - фактор высокого качества любого управленческого решения.

Фундамент любых взаимоотношений в любой системе управления составляют принципы - основные, исходные положения, базис, правила её функционирования и деятельности субъектов управления в её границах. Исследование проблем использования ИПС, проводимое путём опроса главных специалистов ряда предприятий Владимирской области позволило выделить следующие принципы системы управления ИПС (рис. 5).

Гибкость и адаптивность Ко ни е нтр злхия усилий

Нацеленность на перспективу Ориентация на качество Комплексное тъ

Экономичность

Прямота чность Комфортность

Автономность элементов

Прозр ачность

Взаимозаменяемость

Научность

* представляет сооои спосоонссть и оыстро

пр- н е- 2 ат ~> ся ( п ер естраив ат ь ся } б

нзыеняюдшмся условиям внешней срЕды

•-означает сосредоточение основного работников отд ¡ель ного подразделения: или всей системы л хер 3-Е л еши на решении основнъш задач. сгредсгаЕляюшш; данбоиь шин интерес:, а также

Ь'ПНйГРн СПГ> |Г|_ГТ^Т|''"УЧ~|_и ^ТУ "РГ к I £; О. I ЯН\1

подразделении системы 3ттравт^тта, что устраняет дуолиров ание

«-связана с ззредвосгсншением оудутпик сосъгтий иосредстЕОЬЕ целенаправленного поиска. оценки н отоора альтернатиЕ

»тюдразо"ыевает обеспечение качестве инь си. еходныл параметров снсгез!ы управления и :кач ес тв рнную раооту е- системе рпти качественного выхода

-связана с учётам многочисленным. факторов^ сложных явлении и процессое не изолировано дрлт от друга. а совместно-, комплексно

■ предполагает экономичную организацию системы управления. снижение дели на неё в с 5 тип. затратах; в случае. если после мероприятии зю сое ер лген сте ованию гнет емы ]. ир актения

}"ге.шч>11 нгь затраты жа неё. то они должны перакр ье аться эк о в омическим эфф бел ом.

полученным в резгультате их осуществлртгия

•- пр еду сматриваег уззо ряд о ч енно сть и

целенаправленность нео с ходим е й информации и о выработке определённого решекыл:

•-ооЕсззечивает здакснасуэд у до осте для творческих пропессов обоснования, выраооттгтг принятия и реализации решений чепсЕвком (во ьенотом связана с авт омагиз аии ей управ л Енче с е ж пр с пес-сов ]

чётким разграничением фтнхцин. не от действий дротик элеазентов и ра тгио нальную автономность подразделений или отдельных. рзтеоводигелей на ЛЕобьгс вертикальных: и: г оризо ватальнтчтх уровнях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системы '^теделения:

•-гаодразз'ыевает един], то доступную терминологию технической н деловой до вг.-ментаиии, единство требовании ко всем звеньям системы. едизаукэ систему санкиии. нор 1: атиз св. регламектируюшеи о азы

* треоует не прерывать управленческий процесс в случае временного выоьпня отдельнъех работников; для этого каждый работник -системы управления должен уыетъ выполнять фугопхии работников своего уровня

с р а зраоотк о и мероприятии в системе "■■"правления ИШС на основе достижений науки в области эхоно лапах, управления. техники, йцрава

Рис . 5. Принципы тар авления 1-111С

Следующий компонент подсистемы организационного сопровождения - методы управления - определяются как способы воздействия на работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления [13], которые успешно могут применяться в системе управления ИПС: административные, экономические и социально-психологические (рис. 6).

Методы управления

■ утверждение адг.:инис-гратив1-:ъЕ1 норм и нормативов:

> правовое регулирование;

■ издание приказов. указаний и распоряжений;

> инстр}-ктироЕ1ние:

> от^ср. подбор и расстановка кадров;

> разра^отк! положений. до.теностньех инстр!т;ций. стандартов, ыэтоднк и рекомендаций;

■ установлений административных санкций и поощрений.

Административные Экономические Социально-психологические

■ ттасникю-экюноыическии анализ и планирование:

■ экономическое стимулирование и мотивация трудовой деятельности;

■ ценоооразованЕ!е (знгеянстЕеиный расчёт);

■ }-частие в прибылях и капитале;

■ капиталовложение;

■ страхование и кредитование;

■ установление материальных гянишн и поощрений.

■ развЕэтие у ра5гтниь:5Е иницептеэвье и ответственности;

■ участие работников в ^цратленин;

■ социальная и моральная мотивация и стимулирование;

■ удовлетворение культурных и дугховЕшх потребностей;

■ формирование коллективов, групп;

■ создание нормального психологического климата и творческой атмосферы;

■ установление моральных санкций а поощрений

Рис. 6. Методы управления в системе управления ИПС Административные методы базируются на отношениях дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия и известны как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических рычагов и инструментов, осуществляются в форме материального воздействия как на уровне коллектива, так и на уровне индивида и по способам применения известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на группы людей и личность конкретного человека и известны как «методы убеждения».

Формирование и дальнейшее совершенствование системы управления ИПС и её отдельных элементов может предполагать различные варианты развития событий. Их содержание отражают многоаспектные подходы (или типовые стратегии) к управлению ИПС - последний компонент подсистемы организационного сопровождения.

Таким образом, подводя определённый итог, можно сделать вывод о том, что система управления ИПС развивается в рамках инновационных процессов, протекающих на предприятии, имеет сложный и специфический характер и направлена на решение стратегических и тактических задач, связанных с планомерным повышением конкурентоспособности продукции и фирмы. Всё это с точки зрения целевой ориентации, с одной стороны, помогает руководству организации сформулировать приоритеты деятельности в этой сфере, а с другой стороны - определяет необходимые функции системы управления и её структуру.

Список литературы

1. Гончарова Н.П., Перерва П.Г. Маркетинг инновационного процесса. - Киев: ВИРА-Р, 2008. - 267 с.

2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. / Под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 238 с.

3. Акофф Р., Эмери М. О целеустремлённых системах. / Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1974. - 244 с.

4. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. - М.: Прогресс, 1969. - 456 с.

5. Бир С. Наука управления. / Пер. с англ. - М.: Энергия, 1971. - 352 с.

6. Информационные технологии управления: Учеб. пособие. / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 216 с.

7. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. - Владимир: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2012. - 180 с.

8. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. / Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1969. - 334 с.

9. Партер У. Современные основы общей теории систем. - М.: Наука, 1971. - 254 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

11. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 157 с.

12. Скуба Р.В. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью на промышленных предприятиях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук (08.00.05) / Скуба Роман Васильевич; Владимирский государственный университет. - Владимир, 2004. - 24 с.

13. Вершигора Е Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 283 с.

14. Менеджмент организации: Учеб. пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 432 с.

15. Мокрышев В.В., Алдошин В.М. Управление исключительными правами (интеллектуальной собственностью, нематериальными активами) в конкурентной борьбе. -М.: ИНИЦ Роспатента, 2012. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.