Научная статья на тему 'Система управления грузоподъемным краном с телескопической стрелой и гидроприводом'

Система управления грузоподъемным краном с телескопической стрелой и гидроприводом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
507
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / КРАНОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / КРЮК / ПОЗИЦИОННЫЙ ПРИВОД / ПРИБОР БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тихонов Юрий Борисович

Рассмотрен позиционный привод грузоподъемного крана с телескопической стрелой и гидроприводом с управлением по трем координатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления грузоподъемным краном с телескопической стрелой и гидроприводом»

ма реализована в виде т-файла. В результате работы подпрограммы рассчитываются характеристики вибрации, позволяющие оценивать ее в соответствие с ГОСТ 31191.1 -2004.

Библиографический список

1. ГОСТ 31191.1 - 2004. Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка её воздействия на человека. Часть 1. Общие требования - М.: Стандартинформ, 2008. - 28 с.

2. Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. - СПб.: Питер, 2002. - 608 с.

3. Matlab.exponenta.ru [Электронный ресурс]. Ш1_:

http://matlab.exponenta.rU/signalprocess/book1/7/butte г(дата обращения: 13.10.2012).

4. Matlab.exponenta.ru [Электронный ресурс]. Ш1_:

http://matlab.exponenta.rU/signalprocess/book1/8/bilin еаг(дата обращения: 13.10.2012).

5. Савельев С. В., Михеев В. В. Исследования деформирования упруго-вязкой среды при ударном нагружении // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2012. № 4 (26). С. 100-104.

ASSESSMENT OF VIBRATING IMPACT ON THE PERSON OPERATOR OF CONSTRUCTION MACHINES

A. O. Lisin

The article considers the design of the filter frequency correction to average vibration signal obtained in the simulation parameters vibropro-tection units of construction machinery.

Лисин Александр Олегович - Аспирант кафедры «АППиЭ» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». E-mail - Lex-lisin@gmail.com

УДК 681.5+625.76.08

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ КРАНОМ С ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОЙ СТРЕЛОЙ И ГИДРОПРИВОДОМ

Ю. Б. Тихонов

Аннотация. Рассмотрен позиционный привод грузоподъемного крана с телескопической стрелой и гидроприводом с управлением по трем координатам.

Ключевые слова: аппарат управления, крановые операции, крюк, позиционный привод, прибор безопасности.

Введение

В настоящее время при выполнении различных строительно-монтажных и погрузочноразгрузочных работ широко используются грузоподъемные краны с гидроприводом и телескопической стрелой. Эти краны отличаются мобильностью, возможностью быстрой установки на опоры практически в любом месте. При работе в стесненных условиях безопасная работа таких кранов обеспечивается системой координатной защиты.

Особенности работы машиниста крана с теле скопиче ской стрелой

Для перемещения крюка в пространстве машинист современного грузоподъемного крана с телескопической стрелой использует два джойстика, управляющие четырьмя операциями: подъемом-опусканием крюка, подъемом-опусканием стрелы, выдвижением-

втягиванием телескопа, поворотом платформы. При этом скорость перемещения исполнительного механизма пропорциональна углу отклонения рукоятки управления [1, 2].

Для того чтобы крюк оказался в заданной точке пространства, оператор постоянно включает и выключает выполнение тех или иных крановых операций, одновременно регулируя их скорость, что создает определенные психофизиологические нагрузки на человека-оператора.

Указанных недостатков лишен так называемый позиционный привод, когда угол отклонения рукоятки от нейтрального положения в определенном направлении определяет заданное значение параметра конкретной крановой операции: высоту крюка, угол наклона стрелы, длину стрелы, угол азимута. Положение рукоятки аппарата управления опе-

ратором выбирается с учетом ограничений системы безопасности. В противном случае соответствующая крановая операция блокируется .

Для перемещения крюка в вертикальной плоскости используются три крановые операции: подъем-опускание крюка, подъем-

опускание стрелы, выдвижение-втягивание телескопа. Чтобы обеспечить перемещение крюка в вертикальной плоскости в общем случае необходимо совмещать отдельные крановые операции. При этом возрастают психофи-

зиологические нагрузки на крановщика, снижается точность перемещения крюка.

Усовершенствованная система управления краном с теле скопиче ской стрелой

Положение крюка грузоподъемного крана, установленного на опоры, удобно определять в пространстве в цилиндрической системе координат: вылетом R, высотой подвеса крюка Н и углом поворота платформы ф. В вертикальной плоскости положение крюка определится двумя параметрами: R и Н (рисунок 1).

Рис. 1. Определение положения крюка грузоподъемного крана в вертикальной плоскости

Таким образом, для перемещения крюка в вертикальной плоскости достаточно управлять вылетом R и высотой подвеса крюка Н с помощью одного джойстика [3]. Второй джойстик будет управлять только углом поворота платформы ф.

Функциональная схема предлагаемой системы управления перемещением крюка с применением позиционного привода представлена на рисунке 2. В состав системы входят: прибор безопасности ПБ, датчики нагрузки ДН, угла наклона стрелы ДУГ, длины стрелы ДД, длины грузового каната ДДК, угла поворота платформы ДУП, электроуправляемые пропорциональ-

ные гидрораспределители подъема-опускания стрелы ЭГРс, подъема-опускания крюка ЭГРк, выдвижения-втягивания телескопа ЭГРт, поворота платформы ЭГРп, аппарат управления АУ, состоящий из рукояток Р1, Р2, датчиков положения рукояток ДП1 ДП2, микроконтроллера МК, устройства ввода-вывода информации УВВ, силовых ключей-регуляторов тока СК. Микроконтроллер, выполняющий функции системы регулирования вылета и высоты подвеса крюка, содержит в своем составе схему коррекции СхК и формирователь сигналов управления Ф.

дп,

ж

мк

*

Н

1)с и*

____I_____

Цт

Ч % г ‘г>

ПБ-

ЗГЙ ЭГРк- ЭГРт ЭГРП

ДН

ДУГ

ДД

дди И

Рис. 2. Система управления перемещением крюка с применением позиционного привода

Информация от датчиков нагрузки ДН, угла наклона стрелы ДУГ, длины стрелы ДД, длины грузового каната ДДК, угла поворота платформы ДУП поступает в прибор безопасности ПБ.

Сигналы R3 и Н3 управления вылетом и высотой подвеса крюка, задаваемые величиной и направлением перемещения рукоятки Р1 и сигнал ф3 управления поворотом платформы, задаваемый величиной направлением перемещения рукоятки Р2 аппарата управления АУ (рис. 2.), через датчики положения рукояток ДП1 и ДП2 поступают в микроконтроллер МК. Одновременно в микроконтроллер через устройство ввода-вывода информации УВВ поступает информация от микропроцессорного прибора безопасности ПБ о параметрах ограничения крановых операций, возможности их совмещения, кратности грузового полиспаста. Выходные сигналы управления стрелой ис, крюком ик, телескопом ит, поворотом платформы ип микроконтроллера МК поступают на силовые ключи-регуляторы тока, которые выдают соответствующие пропорциональные токовые сигналы 1с, 1к, /т, /п управляющие соответственно гидрораспределителями ЭГРс, ЭГРк, ЭГРт, ЭГРП. В микроконтроллере схемой коррекции СхК корректируются значения сигналов R3, Н3иф3с учетом информации от прибора безопасности ПБ. На входы формирователя сигналов управления поступают сигналы R, Н и ф от схемы коррекции СхК.

Формирователь выдает на выходы ис, ик, ит, ип сигналы управления, формируемые в зависимости от сигналов R, Н и ф.

Заключение

Управление перемещением крюка в вертикальной плоскости одним джойстиком и применение позиционного привода при управлении крановыми операциями позволяет повысить точность перемещения крюка, сделать его перемещение более плавным, снизить психофизиологические нагрузки на оператора.

Для практической реализации предлагаемой системы управления могут быть применены аппараты управления АУРСП23.2 [4].

Библиографический список

1. Кран стреловой КС-54711 Б на специальном шасси. Руководство по эксплуатации. КС-54711 Б.00.000 РЭ

2. Пат. 2298518, Российская Федерация, МПК В 66 С 13/18 (2006.01), МПК В 66 С 23/18 (2006.01). Способ управления грузоподъемным краном и система управления для его осуществления / Коровин

В.А., Коровин К.В., заявитель и патентообладатель ООО НПП «Резонанс». - № 2005128421/11. заявл. 12.09.05, опубл. 10.05.07.

3. Пат. 2457170 Российская Федерация, МКП В 66 С 13/18 (2006.01). Способ управления грузоподъемным краном и система для его реализации / Тихонов Ю. Б., заявитель и патентообладатель Сибирская автомобильно-дорожная академия. - № 2011109322. заявл. 11.03.11, опубл. 27.07.12, Бюл. №21.-9 с.: ил.

4. В. А. Коровин. Комплексная система защиты и управления стрелового грузоподъемного крана / Коровин В. А., Кретов М. Н., Токарев Д. В., Гера-скин С. А., Коровин К. В., Давыдков А. В., Казанцев А. Ф. - Всероссийский информационно-рекламный журнал «Все краны», № 02/02, 2006, С. 8-11.

CONTROL SYSTEM OF THE LOAD-LIFTING CRANE WITH THE TELESCOPIC ARROW AND THE HYDRAULIC ACTUATOR

Yu. B. Tikhonov

The item drive of the load-lifting crane with a telescopic arrow and a hydraulic actuator with management on three coordinates is considered.

Тихонов Юрий Борисович - канд. техн. наук, доцент Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - проблемы автоматизации и повышения производительности грузоподъемных машин. Имеет 17 опубликованных работ. Е: mail: tichonov_ub@mail.ru.

УДК 656.13

ВЛИЯНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА НА КАЧЕСТВО УСЛУГ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Н. Н. Якунин, В. В. Котов, Н. В.Якунина

Аннотация. Статья посвящена системе показателей качества обслуживания населения легковыми такси, определённых на базе известных показателей с учётом мнений пассажиров легковых такси; установлено существенное влияние показателей подготовленности перевозчика, определённых на основе мнений специалистов автомобильного транспорта, к осуществлению транспортного процесса на показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси, позволившее обосновать необходимость разработки усовершенствованной модели организации перевозок пассажиров легковыми такси.

Ключевые слова: показатели качества обслуживания пассажиров легковыми такси, система показателей качества, подготовленность перевозчика к осуществлению транспортного процесса, усовершенствованная модель организации перевозок пассажиров легковыми такси.

Пассажирский автомобильный транспорт является инфраструктурной отраслью и в этой связи невозможно переоценить его влияние на жизнь общества и экономики страны. Вместе с тем, состояние организации перевозок пассажиров далеко от оптимального, что обусловливает низкое качество перевозок, прежде всего низкую безопасность участников дорожного движения.

Основой деятельности хозяйствующего субъекта на пассажирском автомобильном транспорте является модель автотранспортной деятельности, содержащаяся в существующей нормативно правовой и нормативно технической базе федерального, регионального, муниципального уровней. Эта модель содержит признаки открытой системы: много-уровневость; распределение компетенций, прав, обязанностей, ответственности каждого уровня управления; преемственность такого распределения; делегирование права конкретизации компетенций от вышестоящего уровня управления к нижестоящему уровню. С учётом этого сложилось избыточное разнооб-

разие методов и форм организации транспортного обслуживания населения с множеством негативных реализаций, преодолеть которое можно за счёт совершенствования модели автотранспортной деятельности.

Такое совершенствование должно быть направлено на усиление роли подготовленности перевозчика при организации транспортного процесса. Под подготовленностью понимается комплекс состояний структуры перевозчика, способных обеспечить транспортный процесс в соответствии современным требованиям по показателям качества, прежде всего безопасности. Во время становления рынка роль подготовленности была ослаблена. Основным мотивом такого ослабления явилось предположение о чрезмерной регламентации мер по её выполнению, а также заблуждение о том, что рыночные отношения, прежде всего конкуренция на рынке транспортных услуг, способны без участия организаторов транспортного процесса обеспечить высокое качество. Необходимо отметить, что подготовленность к транспортному процессу регламенти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.