Научная статья на тему 'Система управления финансово-экономической устойчивостью бизнеса: механизмы поддержания и восстановления (институциональный аспект)'

Система управления финансово-экономической устойчивостью бизнеса: механизмы поддержания и восстановления (институциональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / ПРОЦЕДУРА / БАНКРОТСТВО / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СОХРАНЕНИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочетков Е.П.

Отсутствие единого подхода к определению сущности финансово-экономической устойчивости бизнеса не позволяет разработать эффективного механизма управления ею, что подтверждается практикой. Автором разработана система управления устойчивостью бизнеса, включающая в себя механизмы ее поддержания и восстановления с учетом возможностей внешней среды, в том числе с помощью процедур банкротства, направленные на сохранение бизнеса. В основу механизма положена модель устойчивых темпов роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления финансово-экономической устойчивостью бизнеса: механизмы поддержания и восстановления (институциональный аспект)»

7(97) - 2012

Финансовая устойчивость организации

УДК 338.45: 336.6

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БИЗНЕСА: МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ (ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Е. П. КОЧЕТКОВ,

аспирант кафедры экономики и антикризисного управления E-mail: kochetkove@mail. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Отсутствие единого подхода к определению сущности финансово-экономической устойчивости бизнеса не позволяет разработать эффективного механизма управления ею, что подтверждается практикой. Автором разработана система управления устойчивостью бизнеса, включающая в себя механизмы ее поддержания и восстановления с учетом возможностей внешней среды, в том числе с помощью процедур банкротства, направленные на сохранение бизнеса. В основу механизма положена модель устойчивых темпов роста.

Ключевые слова: финансово-экономическая устойчивость, сопротивляемость, процедура, банкротство, платежеспособность, системный подход, сохранение, бизнес.

Условие обеспечения жизнеспособности бизнеса - устойчивость организации, благодаря чему создаются предпосылки для выполнения основных целей бизнеса. Проблема в том, что сущность устойчивости до конца не определена, отсутствуют теоретическое обоснование ее взаимосвязи с бан-

кротством организации, концептуальные положения, связывающие антикризисные механизмы восстановления устойчивости в единую целостную систему.

Необходимость повышения качества управления устойчивостью организаций подтверждают неудовлетворительные значения показателей финансово-экономического состояния (далее - ФЭС) организаций реального сектора экономики России (рис. 1) и негативная статистика процедур банкротства - более 90 % всех процедур занимает конкурсное производство [3], а взыскание долгов не превышает 25 коп. с 1 руб. долга [12]. Реабилитационный потенциал института банкротства в России используется неэффективно в силу отсутствия механизмов восстановления устойчивости в процедурах банкротства.

Решить обозначенные проблемы позволяет системный подход, рассматривающий организацию как социально-экономическую систему, функционирующую во внешней среде. Подробное исследование

605040302010-О--10-20-30-

2003

2004

2006

2007

2008

2009

2010 III квартал

- - - Рентабельность активоб -Коэффициент автономии

Рентабельность реализации

Коэффициент обеспеченности собственными оборотншни средствами

Рис. 1. Динамика финансово-экономического состояния промышленных организаций

России в 2003-2011 гг., % [11]

сущности устойчивости организации с точки зрения системного подхода [9] позволило определить, что для организации определяющей является финансово-экономическая устойчивость (далее - ФЭУ).

В соответствии с общесистемным определением устойчивости системы [1, с. 86-98] можно определить ФЭУ как свойство организации оказывать сопротивление негативному воздействию финансово-экономических факторов кризиса в ходе функционирования и развития за счет сохранения удовлетворительного ФЭС, благодаря которому обеспечиваются ее структурная целостность и возможность продолжения основной деятельности [9].

Это определение отражает системный, стоимостной (наличие стоимости обеспечивает сохранение бизнеса) и стейкхолдерский (стейкхолдеры заинтересованы в сохранении бизнеса) аспекты ФЭУ. Следствием этого определения являются возможность сохранения бизнеса от разрушения и рост его фундаментальной стоимости. Если ФЭС становится неудовлетворительным (например, возникает неплатежеспособность), кредиторы активизируют действия по истребованию долгов -возникает риск банкротства, который повышает риск угрозы разрушения бизнеса [6, с. 81].

Финансово-экономическая неустойчивость (далее - ФЭНУ) является антиподом ФЭУ, поэтому такие процессы, как восстановление ФЭУ и преодоление ФЭНУ являются синонимами.

Устойчивость обеспечивает целостность бизнеса в изменяющейся внешней среде (если бы

не было устойчивости, бизнес бы распался), поэтому целостность и устойчивость - взаимообусловленные свойства бизнеса одного порядка. Для обеспечения устойчивости бизнеса необходимо предотвратить его разрушение, так как только действующий бизнес может повышать свою сопротивляемость.

В то же время рост сопротивляемости обеспечивает устойчивость бизнеса и предотвращает его разрушение - получается замкнутый круг, поэтому под преодолением ФЭНУ понимаются два процесса: повышение сопротивляемости и сохранение бизнеса.

Категория «разрушение бизнеса» в настоящее время недостаточно изучена. Мнение автора отражает отдельные стороны этой проблемы. Разрушение бизнеса, в частности, означает прекращение производственной деятельности в силу возникновения диспропорций между активами и капиталом, приводящих к разрыву системных связей между подсистемами бизнеса (утрата покупателей, поставщиков, работников). Бизнес может разрушиться насильно при продаже имущества по частям в конкурсном производстве.

Сопротивляемость - внешнее проявление ФЭУ. Сопротивляемость имеет порог - предельную величину, преодоление которой приводит к утрате устойчивости. Через инструменты термодинамики и основное уравнение сохранения энергии [1, с. 86-98] можно определить величину порога сопротивляемости:

ПС = ВтАС + ВшАС, где ПС - порог сопротивляемости;

ВтАС - внутренний аспект сопротивляемости;

ВшАС - внешний аспект сопротивляемости.

На системном уровне порог сопротивляемости означает превышение финансовых ресурсов, которыми располагает организация, над величиной требуемых финансовых ресурсов для компенсации негативных последствий факторов кризиса:

уп ФР < ФР

¿—Н=\ 7 р

где ФРi - сумма финансовых ресурсов, необходимая для компенсации негативного 7-го фактора кризиса;

ФРр - сумма финансовых ресурсов, которыми располагает организация для устранения негативных последствий факторов кризисов. Внутренняя сопротивляемость определяется величиной накопленной нераспределенной прибыли, внешняя сопротивляемость - свободными финансовыми ресурсами, которые могут быть направлены на компенсацию негативного воздействия факторов кризиса (избыточные активы, возможные к реализации без ущерба для хозяйственной деятельности; свободный денежный поток, направляемый на дальнейшее развитие бизнеса и характеризующий ликвидность бизнеса; внешняя финансовая помощь).

С системной точки зрения платежеспособность организации - это одно из проявлений внешней сопротивляемости. Основные элементы порога сопротивляемости (прибыль и свободный денежный поток) составляют ядро фундаментальной стоимости бизнеса, поэтому ее наличие можно рассматривать как оценку уровня порога сопротивляемости.

С точки зрения системного подхода, возможности восстановления ФЭУ определяются факторами не только внутренней, но и внешней среды. Последняя выступает источником доходов бизнеса. Кроме этого, в ней существуют институты финан-

сового оздоровления бизнеса - государственная поддержка и банкротство.

В таком контексте институт банкротства является инструментом преодоления ФЭНУ. Угрозу устойчивости организации представляет не банкротство как таковое, а разрушение бизнеса, которое может произойти в ходе конкурсного производства. Банкротство организации усиливает риск разрушения бизнеса, который развивается синхронно с неплатежеспособностью организации.

Необходимо разграничивать понятия «организация», «предприятие» и «бизнес», так как в ходе преодоления ФЭНУ организация может быть ликвидирована в конкурсном производстве, предприятие при этом может продолжать деятельность, так как имущественный комплекс и осуществляемый на нем бизнес могут передаться через процедуру банкротства более эффективному собственнику.

Система управления ФЭУ содержит несколько элементов (рис. 2): управляющая подсистема (финансово-экономическая служба), объект управления, целеполагание (желаемый уровень ФЭУ), каналы прямой и обратной связи, функции управления (контроль, учет, анализ, мониторинг, прогнозирование, планирование), управленческие воздействия, результат управления и механизмы управления. Структура и порядок работы системы управления ФЭУ не зависят от уровня устойчивости, правового положения организации (например, процедуры банкротства).

Система управления ФЭУ бизнеса встраивается в общую систему управления. В общей системе

Система управления ФЭУ

Управленческое воздействие

Целеполагание

Мониторинг

Контроль п учет

I

Прогнозирование п птнпгровише

Внешняя среда

Рис. 2. Система управления ФЭУ

7х"

33

С опр отивляемо сть

3

Обеспечение ФЭУ

-ост фундаментальной стоимости

Финансовое равновесие

< к ' 1 J к к

Ликвидность Бизнеса, платеже способно сп. Прибыльно сть Деловая активно сть Структура капитала Экономический потенциал

Рис. 3. Иерархия целей в системе управления ФЭУ

целей обеспечение ФЭУ выступает как дополнительная цель, но в отдельно взятой системе управления ФЭУ выстраивается определенная иерархия целей (рис. 3). В этом случае обеспечение ФЭУ -генеральная цель, которая декомпозируется на несколько уровней иерархии.

Цель второго уровня - рост фундаментальной стоимости бизнеса, которая обеспечивает его сопротивляемость факторам кризиса и свидетельствует об установлении устойчивых взаимосвязей между элементами бизнеса; определяет степень востребованности бизнеса внешней средой, стратегические перспективы и риски развития.

В качестве цели третьего уровня выступает обеспечение финансового равновесия. Его достижение гарантирует поддержание устойчивости в долгосрочной перспективе.

Декомпозиция целей на четвертом уровне определяет содержание конкретных функций, необходимых для обеспечения ФЭУ. Эти цели предполагают применение мер, направленных на управление характеристиками ФЭС бизнеса, что позволяет делать переход от целей к средствам.

Установление целей управления ФЭУ определяет основные направления финансового оздоровления предприятия. Большинство ученых сводит финансовое оздоровление предприятия к трем последовательным процессам: устранению неплатежеспособности, восстановлению финансовой устойчивости и обеспечению финансового равновесия в будущем [2, 5, 13]. Данный подход не является

системным, направлен на отдельные характеристики ФЭС (восстановить устойчивость без комплексного воздействия на все характеристики ФЭС невозможно) и не учитывает стоимостного аспекта устойчивости.

Механизм управления ФЭУ включает два направления (рис. 4): поддержание устойчивости в нормальных условиях и ее восстановление в кризисных. Каждая из этих линий реализуется на трех уровнях (оперативный, тактический, стратегический) в зависимости от временного параметра.

Всякий уровень имеет свои функциональные области, пересекающиеся друг с другом и согласованные с целями управления ФЭУ. Все уровни взаимосвязаны между собой и реализуются практически одновременно, различаясь лишь временным лагом последствий. Реализация мер в рамках предыдущего уровня управления обеспечивает выполнение последующего.

Оперативный уровень включает в себя меры, направленные на улучшение характеристик ФЭС, эффект от которых проявляется в краткосрочном периоде. Критерий эффективности для оперативного уровня - удовлетворительная структура баланса.

Цель тактического уровня управления - поддержание финансового равновесия, теоретическое исследование сущности которого [2, 16] показало, что его следует рассматривать как необходимое условие обеспечения устойчивости в стратегической перспективе. Смысл тактического управления ФЭУ бизнеса сводится к балансированию его ликвидности. Контроль за финансовоым равновесием тесно связан с политикой управления оборотным и основным капиталами.

Стратегический уровень управления ФЭУ направлен на обеспечение сбалансированного роста бизнеса, сопровождаемого увеличением его фундаментальной стоимости (сохранением от разру-шения1 в кризисных условиях). На данном уровне

1 Под разрушением фундаментальной стоимости бизнеса понимаются разные процессы: 1) превышение ликвидационной стоимости над фундаментальной; 2) отрицательный спред эффективности; 3) ситуация, когда рост фундаментальной стоимости сопровождается неизменным уровнем рентабельности.

Механизм управления

ФЭУ

Поддержание

(обеспечение)

Уровни управления

Встраивание в общую стратегию

Восстановление

(повышение уровня)

Оперативный

Тактический

Стратегический

Стратегия преодоления ФЭНУ

С системной точки зрения

Интенсивная

Интенсивно-экстенсивная

УТР^РТР

Экстенсивная

В зависимости от перспектив развития отрасли (стратегических заделов)

Стратегия роста -*-

Внутренний

Внешний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РТР^УТР

Смешанная

Стратегия сокращения

В зависимости от учета факторов внешней среды

Внеинституциональная стратегия преодоления ФЭНУ

Институциональная стратегия преодоления ФЭНУ

Внутренние (собственные) механизмы

Механизмы государственной поддержки

Механизм института банкротства

I

Восстановление уровня ФЭУ, обеспечивающего сохранение бизнеса

Рис. 4. Механизм управления ФЭУ бизнеса: УТР - устойчивый темп роста; РТР - реальный темп роста

принимаются решения стратегического характера, касающиеся осуществления инвестиций не только в поддержание функционирования бизнеса, но и в его развитие. Согласно исследованиям автора [8, с. 91-97] сбалансированный темп роста бизнеса -условие обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе.

Стратегический уровень реализуется на основе разработанной стратегии. В нормальных условиях

для целей поддержания устойчивости стратегия управления ею встраивается в общую стратегию развития бизнеса, находится в соподчинении с ней. В случае кризисного состояния бизнеса механизм управления ФЭУ формализуется в виде стратегии преодоления неустойчивости, которая по уровню иерархии становится главенствующей. Стратегия преодоления ФЭНУ классифицируется по трем критериям (см. рис. 4): с системной точки

Антикризисные программы управления темпами роста бизнеса

Антикризисные программы Тип стратегии с системной точки зрения Факторы стоимости Влияние на темпы роста

Прибыльное сокращение Интенсивно-экстенсивный Повышение эффективности управления инвестициями; снижение инвестиций роста РТР^УТР

Увеличение собственного капитала Экстенсивный Влияние на стоимость капитала, увеличение инвестированного капитала и инвестиций роста Одновременное влияние

Оптимизация финансового рычага Экстенсивный Влияние на стоимость и структуру капитала, денежные потоки; повышение инвестиций роста Одновременное влияние

Наращивание выручки Интенсивно-экстенсивный Повышение постоянного темпа роста, увеличение инвестиций роста УТР^РТР

Повышение эффективности управления активами (оборачиваемости) Интенсивный Изменение инвестированного капитала; повышение рентабельности; сокращение инвестиций роста Одновременное влияние

зрения, по перспективам развития отрасли и учету факторов внешней среды для восстановления устойчивости.

Обобщая существующие определения сущности понятия «стратегия» [14, 17 с. 51-89] и учитывая особенности стратегии преодоления ФЭНУ, ее можно определить как совокупность мер финансово-экономического и правового характера, направленных на обеспечение ФЭУ путем балансирования доходов и расходов в долгосрочной перспективе, обеспечивающих развитие бизнеса как согласование его возможностей с возможностями и потребностями рынка.

Системный характер устойчивости бизнеса обусловливает использование при разработке стратегии преодоления ФЭНУ положений общей теории систем [1], согласно которой все стратегии по повышению сопротивляемости являются интенсивными, экстенсивными и интенсивно-экстенсивными. Данный критерий устанавливается в зависимости от способов повышения сопротивляемости бизнеса (привлечение дополнительных финансовых ресурсов или улучшение эффективности использования ресурсов).

Стратегия преодоления ФЭНУ состоит из антикризисных мер, объединенных в программы по управлению ростом. В настоящее время меры по антикризисному управлению организацией достаточно исследованы с правовой [4], бухгалтерской и налоговой [15], финансово-экономической [6] точек зрения. Но рассматриваются они в контексте восстановления платежеспособности организации без учета их влияния на возможности преодоления ФЭНУ.

Механизмом, обеспечивающим комплексное использование антикризисных мер в увязке со стратегией преодоления ФЭНУ и факторами внешней среды, является модель устойчивых темпов роста (модель УТР). Характеристика антикризисных программ управления ростом представлена в таблице.

Разработчиком модели УТР является Р. Хиг-гинс [16], но он не рассматривает ее в аспекте управления устойчивостью бизнеса. Возможности и особенности использования этой модели в целях восстановления ФЭУ описаны автором в работе [8]. С точки зрения ФЭУ, суть этой модели заключается в воздействии на системном уровне на факторы ФЭС бизнеса и его фундаментальной стоимости (сопротивляемость).

Данная модель выступает связующим звеном между всеми уровнями управления ФЭУ. Если реальный темп роста (РТР, равный темпам роста объема продаж) превышает устойчивый (РТР > УТР), возникает угроза утраты ФЭУ, что подтверждается исследованием автора на примере рынка корпоративных облигаций [8] 2.

Модель УТР определяет вид стратегии преодоления ФЭНУ: при отсутствии перспектив развития применяется стратегия сокращения (снижать РТР до уровня УТР - модель «устойчивого снижения роста»), в противном случае - стратегия роста (повышать УТР до уровня РТР), либо используются

2 Из 61 дефолта реальных компаний у 43 % эмитентов наблюдалось предшествующее моменту дефолта превышение РТР над УТР

смешанные стратегии с одновременным влиянием на УТР и РТР. Фундаментом указанных стратегий является восстановление уровня прибыльности и ликвидности бизнеса, обеспечивающих его сопротивляемость.

Учитывая тот факт, что факторы внешней среды не поддаются контролю, бизнесу необходимо самому приспосабливаться к внешним условиям с помощью модели устойчивого снижения темпов роста. Это позволяет снизить потребности в привлечении заемных средств при сложившемся высоком уровне финансовой зависимости, улучшить показатели эффективности, снизить операционный и финансовый риски.

Внеинституциональная стратегия предполагает восстановление ФЭУ за счет мер, доступных менеджменту и собственникам бизнеса, без использования специальных институтов внешней среды. Институциональная стратегия использует возможности институтов внешней среды, направленных на оздоровление бизнеса.

Таким образом, логика стратегии преодоления ФЭНУ заключается в том, что сначала она восстанавливается за счет мер, доступных менеджменту и собственникам бизнеса (управление темпами роста), параллельно используя меры государственной поддержки. И только в том случае, когда исчерпаны все возможности обеспечения устойчивости (факторы кризиса преодолевают порог сопротивляемости), используются инструменты института банкротства.

Исследование существующей системы государственного регулирования процессов финансового оздоровления бизнеса выявило меры, способствующие восстановлению его ФЭУ:

1. Санация.

2. Предоставление бюджетных средств, субсидий.

3. Субсидирование процентных ставок по кредитам.

4. Предоставление государственных гарантий и поручительств, залоговых обеспечений по заимствованиям.

5. Дополнительная капитализация.

Актив

6. Государственные закупки и заказы.

7. Предоставление отсрочек по уплате налоговых платежей, инвестиционного налогового кредита.

8. Реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом.

9. Погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета.

Влияние государственных мер на преодоление ФЭНУ выражается через улучшение структуры баланса - активы и источники финансирования сбалансированы, образуются собственные оборотные средства (рис. 5).

Возможность восстановления ФЭУ бизнеса в процедурах банкротства обусловлена их экономико-правовыми условиями (реабилитационные процедуры обеспечивают дополнительное время для накопления финансовых ресурсов в условиях моратория) и наличием мер для сохранения бизнеса (продажа предприятия, замещение активов).

Продажа предприятия как имущественного комплекса и замещение активов предусмотрены законом [11] в процедурах внешнего управления и конкурсного производства (ст. 110, 139 и 115,

Пассив

Внеоборотные активы

Оборотные активы Запасы

ДЗ

ДС

+

№ 10

Долговые обязательства

Собственный

капитал

Собственные оборотные средства

Краткосрочные обязательства

-/+

+

-/

+

+

№ 1-3, 5,6

№ 4, 7-9

Условные обозначения: «+» - увеличение соответствующей статьи баланса;

«-» - уменьшение соответствующей статьи баланса;

ДЗ - дебиторская задолженность; ДС - денежные средства.

Рис. 5. Влияние государственных мер на структуру баланса организации

7х"

37

+

141 соответственно) и представляют собой продажу бизнеса (нескольких бизнесов). Эти меры являются наиболее радикальными, так как восстанавливают ФЭУ бизнеса на новом уровне (бизнес освобождается от организации-должника) через гибель старой социально-экономической системы. При этом понижается долговая нагрузка, исчезают убытки, сохраняются структурная целостность и жизнеспособность бизнеса. Преимуществом института банкротства является возможность ликвидировать организацию как юридическое лицо, сохранив при этом ее бизнес (сменить неэффективного собственника).

Сравнение показало, что замещение активов является более предпочтительной мерой восстановления ФЭУ бизнеса, чем продажа предприятия. В первом случае новый бизнес полностью очищается от долгов, отсутствует налогообложение, что не приводит к дополнительной потребности в денежных средствах для уплаты налогов.

Если собственник обладает финансовыми ресурсами и намерен сохранить бизнес, то вместо предоставления финансовой помощи должнику целесообразным является приобретение бизнеса в ходе его продажи в процедурах банкротства. В противном случае положительный эффект от предоставления прямой финансовой помощи может быть утрачен в убытках всего предприятия-должника.

Закрепление критерия восстановления платежеспособности на законодательном уровне [15] привело к тому, что финансовые ресурсы должника сильно истощаются, и бизнес при выходе из процедур банкротства оказывается нежизнеспособным. Учитывая, что платежеспособность - проявление внешнего аспекта сопротивляемости, ориентация только на платежеспособность не обеспечивает преодоления его неустойчивости в долгосрочной перспективе.

Для обеспечения сохранения бизнеса необходимо в первую очередь повышать его устойчивость, поэтому финансово-экономический механизм преодоления неустойчивости в процедурах банкротства заключается в его комплексном подходе: повышение обоих аспектов сопротивляемости бизнеса подразумевает воздействие на все характеристики его ФЭС, а не только на платежеспособность.

В таком контексте восстановление платежеспособности должно подразумевать не разовое погашение накопленных долгов, а восстановление способ-

ности бизнеса генерировать денежные потоки (их основой является прибыльность), обеспечивающей его ликвидность и платежеспособность в любой момент времени, повышающей эффективность его функционирования с целью предотвращения истощения финансовых ресурсов и разрушения бизнеса.

Возможность восстановления платежеспособности с последующим преодолением неустойчивости (с сохранением или потерей прав на бизнес) определяется потенциалом накопления финансовых ресурсов при условии выхода на прибыльную деятельность.

Таким образом, восстановление платежеспособности выступает как необходимое (в числе прочего предотвращает разрушение бизнеса в результате активных действий кредиторов), но недостаточное условие преодоления ФЭНУ. Восстановление ФЭУ возможно только в случае одновременного выполнения нескольких условий:

• обеспечение платежеспособности в любой момент времени в перспективе - внешний аспект сопротивляемости;

• наличие прибыли (внутренний аспект сопротивляемости) в долгосрочной перспективе;

• соблюдение неравенства порога сопротивляемости: компенсация финансовыми ресурсами по факту накопленных долгов убытков и необходимых инвестиций для развития бизнеса (все вместе - финансовые ресурсы, требуемые для преодоления ФЭНУ).

Такое положение можно выразить в виде формул:

ФР< > Д;

Пр, > 0;

ФРр > Д + НУ + Ир,

где ФР( - величина финансовых ресурсов на момент времени

Д - долг на момент времени

Пр - прибыль в момент времени ;

НУ - величина накопленных убытков;

Ир - величина инвестиций, необходимых для

развития бизнеса.

Процесс повышения ФЭУ в процедурах банкротства планируется из обоснования возможности восстановления платежеспособности с учетом ограничений по срокам процедур банкротства (для реабилитационных процедур максимальный совокупный срок составляет два года).

Обоснование возможности восстановления платежеспособности должно учитывать использование финансовых ресурсов на повышение сопротивляемости. Это касается внутреннего аспекта сопротивляемости: накопленная чистая прибыль должна в первую очередь покрыть накопленные убытки, ликвидировать которые можно также за счет внешней финансовой помощи. Расходование ресурсов на инвестиции развития осуществляется по мере необходимости.

В общем случае срок восстановления платежеспособности С определяется через соотношение накопленных долгов с объемом чистой прибыли за определенный период [6]. При расчете срока восстановления платежеспособности за счет доходов от продолжения хозяйственной деятельности (сохранения бизнеса) в ходе процедур банкротства должны быть учтены стоимость имущества, реализация которого не нанесет ущерба хозяйственной деятельности должника, и объем финансовой помощи за вычетом сумм, затраченных на повышение сопротивляемости, а также остаток чистой прибыли после покрытия накопленного убытка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С =

д + ну - (идф + фяост)

ЧП

где С - срок восстановления платежеспособности;

Д - сумма накопленных долгов; НУ - величина накопленных убытков; Идф - имущество в денежной форме; ФПост - оставшаяся величина финансовой помощи после погашения накопленных убытков; ЧП - величина чистой прибыли в среднем за промежуток времени, в котором исчисляется срок.

Если срок восстановления платежеспособности меньше двух лет, возможен переход к реабилитационным процедурам банкротства. В противном случае ФЭУ бизнеса восстанавливается путем его продажи во внешнем управлении или конкурсном производстве.

В целом же механизм преодоления ФЭНУ в рамках института банкротства по своей форме не отличается от обычных условий и включает в себя несколько этапов.

1. Проведение финансово-экономического анализа по нескольким направлениям:

1) анализ внутренней среды: • причины утраты ФЭУ бизнеса в разрезе анализа ФЭС;

• факторы финансового равновесия и фундаментальной стоимости;

• избыточные активы для реализации;

• возможности выхода на безубыточный уровень производства для оценки перспектив формирования прибыли, пассивов (возможность оптимизации);

• внутренние условия деятельности бизнеса; 2) анализ внешней среды:

• перспективы развития отрасли;

• емкость рынка;

• платежеспособный спрос, необходимый для прогнозирования объема продаж продукции;

• состояние экономики в целом;

• возможность получения внешней финансовой помощи.

2. По результатам анализа определяется возможность повышения сопротивляемости за счет выявленных резервов, и планируются необходимые для этого меры.

Существуют внутренние экстенсивные (реализация избыточных активов) и внутренние интенсивные (накопление прибыли от основной деятельности) резервы, а также внешние экстенсивные (внешняя финансовая помощь, в том числе взносы в уставный капитал, эмиссия акций) и внешние интенсивно-экстенсивные резервы (продажа бизнеса). Методика выявления резервов описана в работе автора [7, с. 492-522].

3. Разрабатывается программа преодоления ФЭНУ, включающая в себя набор мер.

4. Определяется требуемая величина финансовых ресурсов для восстановления ФЭУ.

5. Прогнозируется общая величина финансовых ресурсов, которая может быть получена по результатам реализации программы (за счет накопления прибыли, продажи избыточных активов, внешней финансовой помощи). Внешние интенсивно-экстенсивные резервы применяются в последнюю очередь как крайняя мера.

6. Определяется возможный срок восстановления платежеспособности с учетом первых трех групп резервов для обоснования выбора процедуры. В случае недостаточности финансовых ресурсов определяется возможная сумма от продажи бизнеса.

7. Планируется ход процедур банкротства.

8. Реализуется стратегия преодоления ФЭНУ.

9. Корректируется выполнение стратегии (обратная связь).

Правильно выбранная последовательность процедур банкротства - залог успешного преодоления

7^

39

ФЭНУ бизнеса. С одной стороны, формируется такая последовательность процедур банкротства (рис. 6), которая обеспечивает преодоление ФЭНУ и сохранение бизнеса, с другой стороны, в ходе каждой процедуры существуют свои меры восстановления ФЭУ.

Сохранение бизнеса обеспечивается при этом в первую очередь за счет продолжения его производственной деятельности и выхода на прибыльный уровень в реабилитационных процедурах банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление), во вторую очередь - за счет продажи бизнеса (в конце реабилитационных процедур или в конкурсном производстве).

При выборе процедур банкротства необходимо учитывать критерии, которые должны быть четко формализованы и понятны всем стейкхолдерам.

Исходный критерий - социально-экономическая значимость организации для региона, страны в целом (например, градообразующие, стратегические организации, критерии которых определены законом). В такой ситуации восстановление ФЭУ происходит в любом случае.

Основные меры при этом - государственная поддержка. В обеспечении ФЭУ таких организаций государство заинтересовано даже при отсутствии перспектив развития бизнеса и независимо от интересов собственника и кредиторов. Однако в случае отсутствия перспектив развития бизнеса государственная поддержка может привести к консервации неустойчивости и переносу этой проблемы на будущее поколение. Данный критерий отражает стейк-холдерский характер ФЭУ, обеспечение которой

Условные обозначения: ВУ - внешнее управление, ФО - финансовое оздоровление,

КП - конкурсное производство, МС - мировое соглашение. Цифрами обозначены соответствующие стратегии.

Рис. 6. Формирование стратегии преодоления ФЭНУ в рамках института банкротства

иногда находится на стыке интересов государства (общества в целом), собственников и кредиторов.

Второй критерий - возможность осуществления прибыльной деятельности в ходе процедур банкротства и после выхода из них. Он определяется на основе результатов анализа внутренней (производственные возможности) и внешней (спрос, емкость рынка, развитие отрасли) сред и в целом отражает перспективы развития бизнеса. Данный критерий важен потому, что прибыль составляет основу сопротивляемости бизнеса.

Третий критерий (в явном виде не отражен на рис. 6) - максимальное удовлетворение требований кредиторов. В рамках дела о банкротстве решения о переходе в ту или иную процедуру принимаются кредиторами, за исключением случаев, когда арбитражный суд может ввести реабилитационную процедуру вопреки воле кредиторов при наличии обстоятельств, свидетельствующих о восстановлении платежеспособности должника. В связи с этим арбитражному управляющему всегда необходимо обосновывать кредиторам, что реализация какой-либо меры по восстановлению ФЭУ обеспечит максимальное удовлетворение их требований по сравнению с раздельной продажей активов организации при ее ликвидации.

С учетом рассмотренных критериев возможны следующие стратегии преодоления ФЭНУ бизнеса в ходе процедур банкротства (см. рис. 6).

1. Если организация является социально-экономически значимой, то в зависимости от возможности формирования прибыли либо ее ФЭУ восстанавливается с помощью института банкротства (при условии осуществления прибыльной деятельности переходим в реабилитационные процедуры банкротства - аналогия стратегии N° 2, если нет - в конкурсном производстве бизнес продается новому собственнику), либо просто оказывается государственная поддержка.

2. Если бизнес не убыточен, то предпочтительным является переход в реабилитационные процедуры банкротства, по окончанию которых (если не восстановлена платежеспособность) продается бизнес, или он продается в конкурсном производстве, когда решение о продаже принимается кредиторами. Во внешнем управлении для продажи бизнеса необходимы включение этой меры в план внешнего управления и ходатайство собственника.

3. Если прибыльная деятельность возможна, то осуществляется переход в реабилитационные процедуры, в ходе которых оптимизируются расходы, увеличивается объем продаж. В зависимости

от того, восстановлена платежеспособность или нет, осуществляется продажа бизнеса во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Если платежеспособность восстановлена без продажи бизнеса, то обеспечивается ФЭУ организации с сохранением права собственности.

4. Если бизнес убыточен и возможность выхода на безубыточный уровень отсутствует (например, развитие отрасли не прогнозируется), то целесообразен переход в конкурсное производство с последующей ликвидацией организации - устойчивость не восстанавливается. Преодолеть ФЭНУ при продаже бизнеса в ходе конкурсного производства можно при условии перепрофилирования производства.

Как видно, в стратегиях № 2, 3 при возможности осуществления прибыльной деятельности переход в конкурсное производство осуществляется не сразу, а через реабилитационные процедуры. При этом восстановление платежеспособности необязательно должно быть достигнуто. Главное - предварительно достичь безубыточной деятельности бизнеса за счет временного ресурса (сроки конкурсного производства этого не позволяют), повысив вероятность погашения всех требований кредиторов и сохранения бизнеса благодаря росту его рыночной стоимости. Поэтому переход в конкурсное производство с целью продажи бизнеса не является угрозой для восстановления ФЭУ, несмотря на юридическое признание организации банкротом.

Стратегии № 1 (в части реабилитационных процедур), № 2 учитывают интересы собственника (сохраняется право собственности на бизнес) - восстанавливается ФЭУ организации, а не бизнеса. В остальных случаях восстанавливается ФЭУ бизнеса.

Также необходимо учитывать, что при обнаружении дополнительных резервов восстановления ФЭУ возможен переход из конкурсного производства во внешнее управление в соответствии со ст. 146 [15]. На любой процедуре возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, предусматривающего различные формы погашения обязательств.

Таким образом, институт банкротства создает условия, направленные на повышение сопротивляемости и сохранение бизнеса, что в итоге способствует преодолению его ФЭНУ.

Основным стратегическим критерием преодоления ФЭНУ бизнеса по результатам планирования антикризисной стратегии является наличие фундаментальной стоимости. Учитывая неудовлетворительное ФЭС бизнеса, для восстановления ФЭУ

необходимо обеспечивать рост фундаментальной стоимости в большей степени за счет постпрогнозной стоимости, которая учитывает имеющийся стратегический задел развития.

Подведем итоги. Управление ФЭУ - процесс, который создает предпосылки для достижения целей организацией, ради которых она создана. Наличие устойчивости позволяет оказывать сопротивление негативным факторам кризиса, тем самым обеспечивается жизнеспособность бизнеса.

Система управления ФЭУ включает в себя механизмы поддержки и восстановления устойчивости, которые в целом осуществляются на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях.

Стратегия преодоления ФЭНУ предполагает как использование собственных возможностей организации, так и возможности внешней среды. Благодаря особенностям института банкротства он рассматривается как инструмент преодоления неустойчивости, при этом возможность ее восстановления обусловлена правильно выбранной последовательностью процедур банкротства.

Моделью, позволяющей связать воедино все существующие антикризисные меры и разработанные стратегии преодоления неустойчивости, является модель устойчивых темпов роста.

Список литературы

1. Артюхов В. В. Общая теория систем: Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

2. Бланк И. А. Антикризисное финансовое управление предприятием. К.: Эльга, Ника-Центр, 2006.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. URL: http://arbitr. ru/press-centr/news/ totals.

4. Гончаров А. И. Правовые механизмы предупреждения банкротства коммерческой организации. Теория и практика. М.: «Ось-89», 2006.

5. Жарковская Е. П. Антикризисное управление: учебник для студентов вузов. 5-е изд., перераб. М.: Омега Л, 2008.

6. Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций. М.: ИНФРА-М, 2009.

7. Кочетков Е. П. Разработка превентивного подхода к оценке финансовой устойчивости неплатежеспособных организаций с учетом требований законодательства о несостоятельности как необходимое условие экономического роста России и выхода из кризиса // Труды Вольного экономического общества России. Т. 133, 2010.

8. Кочетков Е. П. Управление ростом предприятия в целях предупреждения банкротства // Актуальные вопросы экономических наук (Часть 5) / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Сиб-принт, 2009.

9. Кочетков Е. П. Финансово-экономическая устойчивость: теоретические аспекты оценки и управления // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 2 (65).

10. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

11. Официальный сайт Росстата. URL: http:// www. gks. ru.

12. Проект «Doing Business» Всемирного банка. URL: http://russian. doingbusiness. org.

13. СтаниславчикЕ., Шумская Н. Обеспечение финансового равновесия как тактика управления компанией // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 12.

14. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

15. Учет и налогообложение при антикризисном управлении: практ. руководство / А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. М.: Омега-Л, 2011.

16. Хиггинс Р. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений: пер. с англ. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

17. Чернозуб О. Жизнь после кризиса: стоимостный подход к управлению частной компанией. М.: Альпина Паблишерз, 2009.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.