Научная статья на тему 'Система управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия'

Система управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1486
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ БИЗНЕС-СРЕДА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ECONOMIC SECURITY / DOMESTIC BUSINESS ENVIRONMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISE / GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мошкова Р.А.

В статье рассмотрены подходы к обеспечению экономической безопасности промышленного предприятия, рассмотрены особенности управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия, рассмотрен алгоритм управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT SYSTEM OF INTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article discusses approaches to the economic security of the industrial enterprise, the peculiarities of economic security management of internal business environment of an industrial enterprise, the algorithm of economic security management of internal business environment of the industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «Система управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия»

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВНУТРЕННЕЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Мошкова Р.А., старший научный сотрудник учебно-исторического отдела Академии ФСБ РФ

В статье рассмотрены подходы к обеспечению экономической безопасности промышленного предприятия, рассмотрены особенности управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия, рассмотрен алгоритм управления экономической безопасностью внутренней бизнес-среды промышленного предприятия.

Ключевые слова: система управления, экономическая безопасность, внутренняя бизнес-среда, промышленное предприятие

ECONOMIC SECURITY MANAGEMENT SYSTEM OF INTERNAL BUSINESS ENVIRONMENT OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Moshkova R., Higher Senior Officer of the Educational and historical department, Academy of the Federal Security Service of the Russian

Federation

The article discusses approaches to the economic security of the industrial enterprise, the peculiarities of economic security management of internal business environment of an industrial enterprise, the algorithm of economic security management of internal business environment of the industrial enterprise.

Keywords: governance, economic security, domestic business environment, industrial enterprise

Методологический подход к созданию системы экономической безопасности (СЭБ) в масштабах внутренней бизнес-среды во многом определяет успешность дальнейших исследований, развивающих концепцию экономической безопасности всего промышленного предприятия [1]. Целью разработки методологии создания и функционирования СЭБ в масштабах внутренней бизнес-среды является определение последовательности и методов, используемых при ее создании, а также механизмов, обеспечивающих функционирование внутренней бизнес-среды промышленного предприятия. В основу методологии исследования объекта и его свойств, представляется необходимым положить выработку модели системы обеспечения экономической безопасности внутренней бизнес-среды. Выбор моделирования как метода исследования механизма создания и функционирования СЭБ обусловлен способностью модели раскрыть системный характер предприятия, а также возможностью включения в модель широкого круга объектов системы обеспечения экономической безопасности, поддающихся формализованному и неформализованному описанию в масштаюах внутренней бизнес-среды.

Под моделью принято понимать «отображение каким-либо способом процессов, происходящих в реальном объекте» [2]. Проблема моделирования системы обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия, по нашему мнению, не может быть решена посредством разработки статичной экономико-математической модели, в которой будут заданы числовые критерии различных состояний объекта и дана соответствующая оценка.

Современная экономическая наука располагает широким спектром методов моделирования, основанных на экономическом анализе исследуемого объекта. Представляется необходимым выделить следующие основные методы экономического анализа, которые могут быть использованы в создании модели экономической безопасности промышленного предприятия:

• методы математической статистики, которые при изучении одномерных систем используют вариационный ряд, законы распределения, выборочный метод, а при исследовании многомерных -корреляции, регрессии, дисперсионный, ковариационный, спектральный, компонентный и факторный методы;

• эконометрия (экономика - математика - статистика) - «схематическое представление экономического явления или процесса с помощью научной абстракции, отражения их характерных черт»

[3];

• математическое программирование - это основное средство решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности, в настоящий момент - один из наиболее прогрессивных способов определения результата развития изучаемого процесса с применением электронной вычислительной техники;

• исследование операций, предметом которых являются экономические системы, в том числе производственно-хозяйственная деятельность промышленного предприятия и ее дочерних обществ. Целью является выбор такого сочетания структурных взаимосвя-

занных элементов системы, которое приводит к получению наилучшего экономического показателя из ряда возможных;

• теория игр, которую принято определять как «теорию математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы» [3].

На основании этих методов в настоящее время разработано множество видов экономико-математических моделей, которые в целях данного исследования можно классифицировать по характеру использования [4]:

• экономико-математические модели без управления, под которыми обычно понимают статические модели, предназначенные для исследования объектов путем установления количественных соотношений между их характеристиками или параметрами;

• оптимизационные модели, которые представляют собой целенаправленное решение поставленной задачи, оценка его эффективности путем построения целевой функции;

• игровые модели, основанные на теории математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта или неопределенности, вследствие несовпадения интересов игроков (участников);

• имитационное моделирование, включающее совокупность следующих элементов: имитационных моделей «больших систем», экспертных процедур и программирования структуры модели на ЭВМ.

Исследователи проблемы моделирования экономической безопасности промышленного предприятия рассматривали некоторые из вышеперечисленных методов, как возможные способы построения модели управления экономической защищенностью хозяйствующего субъекта. Однако общая методология создания и функционирования СЭБ, которой отдавала бы предпочтение значительная часть исследователей, в настоящее время не выработана. Большинство рассмотренных нами методологических подходов опираются на механизм определения состояния экономической защищенности промышленного предприятия и рассматривают систему управления экономической безопасностью как узкий перечень мер по приведению значений критериев экономической безопасности в соответствие пороговым.

Автором одного из наиболее обширных исследований данной проблемы является Гусев В. С., который предлагает в создании модели обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия опираться на оценку состояния экономической защищенности для чего, по мнению исследователя, необходимо отобрать ключевые показатели из следующих групп [5]:

1. Рентабельность деятельности (эффективность управления).

2. Платежеспособность и финансовая устойчивость (ликвидность).

3. Деловая активность (оборачиваемость средств).

4. Эффективность использования имущества (рыночная устойчивость).

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 | 13

5. Инвестиционная привлекательность.

После определения пороговых значений Гусев В. С. предлагает использовать «^мерную параметрическую интерпретацию состояния экономической безопасности и финансовой состоятельности промышленного предприятия», включающую следующие показатели:

• рентабельность активов;

• балансовую прибыль;

• коэффициент текущей ликвидности;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами;

• коэффициент чувствительности плечу рычага (Кч = ЗС / КР, где ЗС - заемные средства, КР - капитал и резервы);

• число оборотов активов промышленного предприятия.

Предложенный Гусевым В. С. подход представляется лишенным основного качества, необходимого комплексному методологическому подходу - системности. По сути, предложенные исследователем методы позволяют управлять лишь финансовой устойчивостью промышленного предприятия, игнорируя ряд значимых для экономической безопасности объектов, воплощающих экономические интересы хозяйствующего субъекта.

Концепция экономической безопасности промышленного предприятия, разработанная Груниным О. С., предполагает иной подход к моделированию, реализованный в составленном исследователем алгоритме. Предложен комплекс принципиальных моделей обеспечения безопасности персонала фирмы, основных фондов, конфиденциальной информации. Эти модели представляют собой графически изображенные, взаимосвязанные элементы, обычно включающие:

• объект безопасности;

• объект угроз;

• источники угроз;

• угрозы;

• способы защиты и др.

В данном исследовании предпринята попытка избежать недостатков предыдущего исследования, однако, моделирование лишь трех объектов СЭБ (персонала фирмы, основных фондов, конфиденциальной информации) представляется недостаточным для комплексного управления экономической безопасностью. Обобщая результаты анализа методологических подходов к созданию СЭБ других исследователей, можно сделать вывод о наличии недостатков, выявленных в концепциях авторов - отсутствие или недостаточно эффективное использование системного подхода.

Грунин О. С., Гусев В. С., также как и Клейнер Г. Б., особое внимание уделяют изучению рисков, но рассматривают их отдельно от моделирования системы безопасности промышленного предприятия. Важную роль некоторые исследователи проблемы экономической безопасности промышленного предприятия (Грунин О. С., Матвеев Н. В. и др.) отводят игровым моделям. Они достаточно перспективны для небольших промышленных предприятий, но слабо формализуемы, что ограничивает их применение в крупных промышленных предприятиях с большим количеством различных трансакций. Другие изученные модели носят преимущественно многокритериальный линейный, рейтинговый или эвристический характер.

Особый интерес представляют методологические подходы к обеспечению экономических интересов промышленного предприятия, заложенные в российском законодательстве. Представляется,

что проблема создания СЭБ обсуждается не так широко, как близкие ей вопросы экономической безопасности промышленного предприятия - прогнозирование банкротства, антикризисное управление, корпоративные реструктуризации, реформирование промышленного предприятия. Учитывая особое положение России, как государства, формирующего и развивающего на своей территории рыночные отношения, многие методологические и методические аспекты разрешения этой проблемы затронуты в подзаконных актах, а так же в ведомственной документации.

Так, Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций) [6], приводят примерные требования к разработке снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной и кадровой политике организации. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию [7], включают описание и примеры расчетов, позволяющих проанализировать прибыль, приходящуюся на одну акцию, тем самым, демонстрируя инвестиционные качества акций.

Особый интерес для инвестиционно-активных хозяйствующих субъектов представляет макет бизнес-плана, предложенный в Приложении №1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации [8], включающий подробное описание разделов бизнес-плана и порядка их составления. Методические рекомендации по организации снабженческо-сбытовой деятельности предприятия на основе маркетинга [9], содержат широкий комплекс мероприятий, предлагаемых промышленным предприятиям для использования в работе по организации маркетинговой деятельности. Таким образом, можно предположить, что государственные органы Российской Федерации в лице исполнительной власти озабочены проблемой создания в промышленных предприятиях механизмов защиты их экономических интересов, но, учитывая принцип свободы экономической деятельности, заложенный в Конституции РФ, могут лишь рекомендовать те или иные методики для такой защиты.

На службу обеспечения экономической безопасности промышленных предприятий ложатся не только функции непосредственно охраны, обеспечение информационной безопасности и участие в кадровой политике. Также, в той или иной степени, службы обеспечения экономической безопасности принимают участие и в реализации других инструментов управления, как финансовых, так и технических. В частности, если диверсификация промышленного предприятия осуществляется путем слияния и поглощения какого-то бизнеса, то служба экономической безопасности проводит анализ целесообразности и последствий этой сделки, что позволяет промышленного предприятия снизить последующие риски использования данных активов в своей непосредственной деятельности.

С точки зрения финансового мониторинга, контроллинга и управленческого учета служба безопасности промышленного предприятия может осуществлять дополнительные функции для повышения надежности и достоверности собираемой информации, а также представление руководству информации получаемой из конфиденциальных источников. На основе анализа инструментов и функций службы экономической безопасности построена таблица соответствия (таблица 1).

Таким образом, служба экономической безопасности принимает участие в реализации практически всех инструментов, только в от-

Таблица 1. Соотношение инструментов и функций службы экономической

безопасности промышленного предприятия

Мониторинг Заключение договоров Непосредственное участие

Диверсификация ■

Страхование ■ ■

Хеджирование ■

Охрана ■ ■

Информационная безопасность ■ ■

Кадровая политика ■

Финансовый мониторинг ■ ■

Контроллинг и управленческий учет ■

Бюджетирование ■

14 ТЯАШРОЯТ БиБШБББ Ш ЯШ81А | №6 2012 |

Рис. 1. Структурно-логическая модель системы экономической безопасности промышленного предприятия в масштабах внутренней

бизнес-среды [10]

дельных инструментах она осуществляет мониторинг, т. е. текущее сопровождение, либо участвует в заключение договоров, либо принимает непосредственное участие в обеспечении экономической безопасности. На основании таблицы 1 у руководства промышленного предприятия появляется возможность распределить ответственность за последствия реализации той или иной угрозы.

На наш взгляд, разработка модели экономической безопасности промышленного предприятия в масштабах внутренней бизнес-среды обладает некоторыми особенностями, которые определяют свойства полученных моделей, являющихся оптимизационными, так как позволяют искать решения по критериям оптимальности; приближенными, так как применение их не гарантирует получения единственного решения. Таким образом, можно сделать вывод о наличии как положительных, так и отрицательных черт, присущих экономико-математическому моделированию.

Представляется, что наиболее наглядно и точно раскрыть сущность СЭБ позволяет графическое построение структурно-логической модели, которая может быть положена в основу методологии создания и функционирования системы экономической безопасности промышленного предприятия. Приведенная на рисунке 1 модель определяет направления действия системы, которые представлены в виде взаимосвязанные блоков.

Предложенная структурно-логическая модель, созданная на основе принципиальной схемы управления экономической безопасностью промышленного предприятия, позволяет раскрыть существенные направления функционирования системы экономической безопасности промышленного предприятия и разработать для внутренней бизнес-среды методику создания системы противодействия угрозам экономической безопасности, критерии оценки защищенности экономических интересов сотрудников и промышленного предприятия в целом.

Методологический подход к созданию системы экономической безопасности промышленного предприятия в масштабах внутренней бизнес-среды заключается в определении комплекса методов, применение которых детерминировано особенностями промышленного предприятия и их спектр разнообразен на различных этапах в реализации процесса формирования системы экономической безопасности промышленного предприятия.

Первый этап состоит в выявлении угроз экономической безопасности промышленного предприятия путем выделения направлений ее производственно-хозяйственной деятельности, в которых выражаются экономические интересы промышленного предприятия. На данном этапе формируется комплекс объектов системы экономической безопасности промышленного предприятия. В процессе реализации первого этапа возможно применение различных методов, из которых наиболее предпочтительными являются статисти-

ческие, аналитические, интуитивно-логические и эвристические.

Целесообразность одного из вышеперечисленных методов для конкретного промышленного предприятия определяется исходя из условий его функционирования. Так, для создания системы экономической безопасности в масштабах внутренней бизнес-среды наиболее адекватно отражающими экономическую ситуацию являются эвристические методы. Если же промышленное предприятие обладает накопленными в течение длительного времени данными о различных аспектах своей финансово-хозяйственной деятельности, наибольший эффект достигается при применении статистических методов. Аналитические методы целесообразно применять в комплексе с эвристическими и статистическими, как метод обработки эмпирической базы. Особым методом, применяемым при создании системы экономической безопасности промышленного предприятия является моделирование, которое на ранних стадиях позволяет графически или математически описать основные свойства внутренней бизнес-среды промышленного предприятия, с позиции обеспечения ее экономической безопасности.

Второй этап создания системы экономической безопасности промышленного предприятия в масштабах внутренней бизнес-среды заключается в определении возможности управления угрозами и механизмов противодействия им. На данном этапе наиболее рационально применение аналитических методов, позволяющих с достаточной точностью решить поставленные задачи. Также необходимо оценить уровень экономической защищенности промышленного предприятия, что позволит принять решение о целесообразности управления угрозой и определить пути обеспечения безопасности.

Следующим, третьим этапом создания системы экономической безопасности промышленного предприятия является разработка механизма прогнозирования состояния внутренней бизнес-среды, являющейся сосредоточением экономических интересов промышленного предприятия. На данном этапе реализуются имитационные и сценарные методы прогнозирования, основанные на циклическом характере экономических процессов во внутренней бизнес-среде промышленного предприятия.

Заключительным, четвертым этапом является разработка внутренней (локальной) нормативной базы, позволяющей упорядочить функции по обеспечению экономической безопасности промышленного предприятия и распределить их между сотрудниками, а также придать юридическую силу системе экономической безопасности промышленного предприятия в масштабах внутренней бизнес-среды. На данном этапе целесообразно оперировать нормативными методами, устанавливающими пороговые значения индикаторов экономической безопасности и методами внутриорганизаци-онного нормотворчества, позволяющими адаптировать действую-

ТКАКБРОЯТ БиБШЕББ Ш КШБГА | №6 2012 | 15

щее законодательство и локальную нормативную базу промышленного предприятия для целей системы ее экономической безопасности.

Литература:

1. Мухитов Н. М. Гармонизация политики развития государственных корпораций с учетом их экономической безопасности. // Дисс. ... докт. экон. наук. // НОУ ВПО «Московский финансовоп-ромышленный университет «Синергия», 2012 г.

2. Кобелев Н. Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей - М.: «Финстатинформ», 2000, С. 10

3. Баканов М. И., Шеремет Л. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996, С. 100

4. Кобелев Н. Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей - М.: «Финстатинформ», 2000, С. 31

5. Гусев В. С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов - СПб.: ИД «Очарованный странник», 2001, С. 224

6. Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. №118

7. Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2000 г. №29н.

8. Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1470.

9. Письмо Министерства промышленности и науки России №АС-429/08-297 от 13 декабря 2002 г.

10. Адаптировано автором на основе: Мищенко С. Н. «Система обеспечения экономической безопасности» - Дисс. канд. экон. наук, Ростов-на-Дону: - 2004, 197 с.

МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «ГОСУДАРСТВО - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Анюров Ф.Ф. , к.ю.н., доцент кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Гавричев И.В., кафедра прикладных технологий управления НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья посвящена основным аспектам государственного стимулирования предпринимательской деятельности как составной части механизма государственного управления региональной экономикой.

Ключевые слова: государство, стимулирование, предпринимательство, механизм управления, регион.

PLACE OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN RELATIONS «STATE -

ENTREPRENEURSHIP»

Anyurov F., Ph.D., assistant professor, Management of the bodies of internal affairs chair, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia Gavrichev I., Applied Technology Management chair, Moscow University of Industry and Finance «Synergy»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is devoted to the main aspects of the state to encourage entrepreneurship as part of the machinery of government regional economies.

Keywords: government, incentives, entrepreneurship, management mechanism, region.

Государственная поддержка предпринимательства является элементом механизма государственного управления региональной экономикой. Существенную роль для обеспечения экономической стабильности, развития предпринимательства и повышения уровня занятости населения в регионе играют проводимые органами власти различные мероприятия по экономическому стимулированию развития предпринимательства. Без реализации комплексных программ стимулирования выполнение планов и программ в области развития предпринимательства может быть весьма затруднено.

Термин «стимул» (от латинского слова stimulus) буквально означает «остроконечная палка, которой погоняют животных», а в переносном смысле - «побуждение к действию». Другими словами, стимул - это то, что вызывает заинтересованность в совершении чего-либо. Сущность экономического стимулирования предпринимательской деятельности заключается в создании у предпринимателей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в развитии собственного бизнеса, а также в привлечении в данный сектор экономики новых участников [1]. В последние годы стимулированию придается все большее значение, при этом усиливается понимание того, что только административными санкциями создать предпосылки для развития региональных рынков в современных условиях и на современном уровне попросту невозможно.

В различных нормативных документах поставлена задача разработки научных основ экономического стимулирования развития предпринимательства не только в масштабах регионов, но и на локальном уровне, а также повышения эффективности использования государственных и региональных ресурсов для этого. Разработка общих принципов стимулирования предпринимательской деятельности имеет международное значение, так как позволяет национальной экономике избавиться от сырьевой зависимости, сформировать предпосылки для изменения характера занятости населения и снижения зависимости граждан от прямой государственной помощи за счет повышения самозанятости и участия в различных предпринимательских структурах. Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. К ним относятся:

1. Комплексность (системность, всесторонность) стимулирования, означающая обязательность стимулирования использования современных технологических процессов, если они имеют целью повышение эффективности и проводятся законодательно приемлемыми методами, а также и собственно мероприятий развития (увеличение количеств рабочих мест, строительство новых мощностей для производства новых продуктов, вовлечение социально незащищенных групп населения в программы социальной ответственности и др.). Следует стимулировать и деятельность индивидуальных предпринимателей по переходу к выпуску конкурентоспособной продукции и отказу от выпуска продукции, производство которой дает излишнюю нагрузку на материально-техническую базу и бюджеты различных уровней. Подобная переориентация продуктовых портфелей может быть достигнута только в результате целенаправленной информационной и просветительской деятельности со стороны органов власти.

2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями, т.е. между позитивными и негативными мерами воздействия на предпринимателей. Другими словами, выплаты по экономическому стимулированию должны быть сопоставимы с размерами экономических санкций.

3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма. Например, недостаточно поощрять субъектов малого и среднего бизнеса за предпринимательскую деятельность только в рамках конкретного вида экономической деятельности путем целевого льготирования со стороны бюджета. Необходимо побуждать к этой деятельности и самих предпринимателей на федеральном, региональном и местном уровнях. Могут стимулироваться также местные и региональные ассоциации и вспомогательные компании, позволяющие использовать аутсорсинговые механизмы для повышения эффективности, специализированные финансовые фонды, иные организации, в том числе и общественные.

4. Увязка стимулирования с другими элементами управления региональной экономикой и бюджетной эффективностью: планированием, контролем, регулированием, санкциями. Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экономической безопасности региона, но оно - не панацея, и применяемое от-

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.