Научная статья на тему 'Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность'

Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОХРАНА / TRANSPORT SECURITY / CRIMINAL LIABILITY / CRIME / OBJECT OF CRIME / VEHICLES / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Любовь Юрьевна

В статье проведен анализ и систематизация уголовно-правовых норм, направленных на обеспечение транспортной безопасности. Автор обращает внимание на то, что такие нормы содержатся как в Общей, так и в Особенной части УК РФ. В статье анализируются различные понятия транспортной безопасности на предмет возможности или невозможности их использования в уголовном праве. Аргументируется, что нормы Особенной части УК РФ можно разделить на две группы: регламентирующие преступления, в которых транспортная безопасность или ее составляющие входят в основной непосредственный объект; и регламентирующие преступления, в которых транспортная безопасность или ее компоненты входят в дополнительный непосредственный объект (обязательный или факультативный). В статье обосновывается выделение «сопутствующих» преступлений, которые опосредованно затрагивают транспортную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of criminal law norms ensuring transport safety

The article carried out the analysis and systematisation of the criminal law provisions aimed at ensuring transport safety. The author draws attention to the fact that such norms are contained in both the General and the Special parts of the criminal code. The article analyses various concepts of transport security for the possibility or impossibility of their use in criminal law. It is argued that the norms of the Special part of the criminal code can be divided into two groups regulating crimes in which transport security or its components are included in the main direct object; and regulatory crimes in which transport security or its components are included in an additional direct object (mandatory or optional). The article substantiates the allocation of "related" crimes that indirectly affect transport security.

Текст научной работы на тему «Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-156-160 УДК 343.2/.7

Ларина Любовь Юрьевна

кандидат юридических наук Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

larina1708@yandex.ru

СИСТЕМА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ТРАНСПОРТНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00658

В статье проведен анализ и систематизация уголовно-правовых норм, направленных на обеспечение транспортной безопасности. Автор обращает внимание на то, что такие нормы содержатся как в Общей, так и в Особенной части УК РФ. В статье анализируются различные понятия транспортной безопасности на предмет возможности или невозможности их использования в уголовном праве. Аргументируется, что нормы Особенной части УК РФ можно разделить на две группы: регламентирующие преступления, в которых транспортная безопасность или ее составляющие входят в основной непосредственный объект; и регламентирующие преступления, в которых транспортная безопасность или ее компоненты входят в дополнительный непосредственный объект (обязательный или факультативный). В статье обосновывается выделение «сопутствующих» преступлений, которые опосредованно затрагивают транспортную безопасность.

Ключевые слова: транспортная безопасность, уголовная ответственность, преступление, объект преступления, транспортные средства, транспортная инфраструктура, охрана.

В российском уголовном законе понятие «транспортная безопасность» встречается только в ст. 263.1 УК РФ, в которой регламентирована уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности. В то же время в УК РФ встречается множество тесно связанных с ней понятий: «безопасность движения и эксплуатации транспорта», «безопасность дорожного движения», «безопасная эксплуатация транспортных средств», «безопасная работа транспорта», «безопасность морского судоходства» и т. д.

Само понятие транспортной безопасности раскрывается в п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О транспортной безопасности» как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Причем в той же статье оговорено, что приведенное толкование используется в целях именно этого закона.

В теории права выработаны различные определения транспортной безопасности. М.М. Зиган-шин указывает, что «транспортная безопасность представляет собой систему общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства при эксплуатации различных видов транспорта, защитой транспорта и транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также технических и организационных угроз» [3, с. 6]. Такая дефиниция содержит в себе методологическую ошибку, поскольку безопасность раскрывается через саму же безопасность. Кроме того, сущность безопасности в этом определении вообще не раскрывается,

а лишь конкретизируются объекты защиты и дается более расширенный перечень угроз (называются их виды).

Гораздо чаще безопасность определяется как состояние защищенности. В.Г. Саркисова указывает, что «транспортная безопасность предполагает состояние защищенности неопределенного круга лиц, исключающее недопустимый риск вреда их жизни и здоровью, окружающей среде и собственности» [9, с. 11]. Такое определение внутренне противоречиво, поскольку предполагает защищенность лишь физических лиц, в то время как одновременно говорится о вреде окружающей среде и собственности.

О.Е. Трофимов рассматривает транспортную безопасность как «состояние защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры, потребителей транспортных услуг (пассажиров) от различного рода угроз (природного и техногенного характера), а также актов незаконного вмешательства в деятельности различных видов транспорта» [10, с. 6]. Такое определение представляется неполным, поскольку круг защищаемых лиц ограничен пассажирами. Тогда как защищены должны быть любые пользователи транспорта, транспортной инфраструктуры, их работники, а также собственники.

Полагаем, что достаточно широкое, но в то же время емкое определение транспортной безопасности дано В.М. Корякиным, который ее формулирует как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, потребителей транспортных услуг, работников транспортного комплекса, окружающей среды от актов незаконного вмешательства, а также угроз

156

Вестник КГУ Ji № 4. 2019

© Ларина Л.Ю., 2019

природного и техногенного характера [5, с. 32]. Именно такое понимание транспортной безопасности, по нашему мнению, целесообразно использовать в уголовном праве.

На обеспечение транспортной безопасности, прежде всего, направлены нормы Особенной части УК РФ. Они не сосредоточены в какой-либо отдельной его главе или разделе, что вполне объяснимо разнообразием объектов транспортной безопасности и угроз ей.

Все нормы Особенной части УК РФ, обеспечивающие транспортную безопасность, можно разделить на две группы в зависимости от непосредственного объекта преступления:

1) преступления, в которых транспортная безопасность или ее составляющие входят в основной непосредственный объект;

2) преступления, в которых транспортная безопасность или ее составляющие входят в дополнительный непосредственный объект (обязательный или факультативный).

К первой группе преступлений относятся те, в которых основной непосредственный объект составляют общественные отношения в сфере транспортной безопасности либо безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, безопасности отдельных видов транспорта и т. п. К таковым относятся нормы главы 27 УК РФ (ст. 263-271.1 УК РФ), за исключением ст. 270 УК РФ. Объектом последнего преступления является безопасность людей, терпящих бедствие на воде [2, с. 443; 4, с. 320; 6, с. 128]. Это преступление является частным случаем оставления в опасности (ст. 125 УК РФ), в связи с чем в научной литературе справедливо указывается на необходимость перенесения этого преступления из главы 27 в главу 16 УК РФ [6, с. 14].

К этой же группе, по нашему мнению, следует отнести несколько преступлений из главы 33 УК РФ: нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ), нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ), нарушение правил кораблевождения (ст. 353 УК РФ). Объект этих преступлений составляют общественные отношения в сфере военной транспортной безопасности.

Ко второй группе относятся преступления, в которых общественные отношения в сфере обеспечения транспортной безопасности или ее отдельных элементов составляют дополнительный непосредственный объект. Причем, исходя из того, что такой объект может быть как необходимым (то есть ему преступлением всегда причиняется вред), так и факультативным (вред которому преступлением может быть и не причинен) [11, с. 149], в данную группу входят преступления с обоими видами дополнительных непосредственных объектов. Так, например, основным объектом ст. 281 УК РФ явля-

ются общественные отношения, обеспечивающие экономическую безопасность и обороноспособность России. В то же время одним из предметов данного преступления выступают объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, что дает основания утверждать о возможности причинения вреда транспортной безопасности в случае совершения на них диверсии. В данном случае транспортная безопасность выступает дополнительным факультативным объектом преступления.

К числу преступлений, в которых транспортная безопасности или ее составляющие выступают дополнительным необходимым объектом, можно отнести угон воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), хулиганство на транспорте (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), пиратство (ст. 227 УК РФ).

Приказом Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» утвержден перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Полагаем, что его можно использовать для определения того, какие преступления следует относить к посягательствам на транспортную безопасность. Так, среди потенциальных угроз указаны угроза захвата, взрыва, размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), поражения опасными веществами, блокирования или хищения объектов транспортной инфраструктуры (ее критических элементов) или транспортных средств. Указанный перечень позволяет относить к преступлениям, посягающим на транспортную безопасность ст. 205 (террористический акт), ст. 361 (акт международного терроризма), захват заложника (ст. 206 УК РФ), массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ), нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК РФ), незаконную перевозку оружия или взрывных устройств (ст. 222, 222.1 УК РФ), контрабанду опасных веществ (ст. 226.1 УК РФ), транспортировку экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ).

Кроме того, есть ряд преступлений, которые, исходя из законодательной регламентации, прямо не направлены на транспортную безопасность или ее элементы, но могут посягать на нее при их совершении в отношении объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств. В качестве примера можно привести ст. 272-274.1 УК РФ. Современные аэропорты, вокзалы, порты используют в своей работе различные информационные системы и базы данных. Развитие информационных технологий привело к тому, что невоз-

можно представить транспортную инфраструктуру без использования компьютерных программ и компьютерной информации. Исходя из этого, применительно к объектам транспортной инфраструктуры, да и самих транспортных средств могут быть совершены любые преступления в сфере компьютерной информации. Особое место среди этих посягательств занимает ст. 274.1 УК РФ (Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» к таковой относятся информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления различных организаций, в том числе функционирующих в сфере транспорта. К критической информационной инфраструктуре, по нашему мнению, следует относить системы управления операционной деятельностью аэропорта, системы управления ресурсами аэропорта, автоматизированные системы управления железнодорожным транспортом и т. п.

Стоит отметить, что есть ряд преступлений, которые сами по себе прямого воздействия на транспортную безопасность не оказывают и могут причинить ей вред лишь при определенных условиях. Невозможно привести перечень таких преступлений, так как в качестве таковых могут оказаться фактически любые посягательства. Так, например, П. был осужден по ч. 3 ст. 219 УК РФ за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее смерть двух или более лиц. В частности, П., являясь капитаном речного судна, в нарушение правил пожарной безопасности допустил погрузку гофротары в помещение судна, которое не оборудовано объемными средствами пожаротушения и не может быть быстро затоплено, не обеспечил до погрузки гофротары проверку щитков освещения и светильников, не проконтролировал размещение гофротары на минимальное расстояние от источников освещения до штабеля, а в дальнейшем не обеспечил постоянный контроль за данным помещением; приказ по судну о противопожарном режиме не издал, не организовал и не контролировал безопасное хранение на судне пожароопасных веществ. Указанное бездействие привело к возгоранию гофротары, и в конечном результате - к гибели четырех человек [8]. Эти деяния, безусловно, создали опасность для лиц, находящихся на борту судна (пассажиров, членов экипажа), а также для его груза. В том случае, если бы возгорание произошло в порту у причала, то опасность грозила бы и другим судам, лицам, находящимся в порту, а также объектам портовой инфраструктуры. При таких обстоятельствах причинение вреда общественным отношениям, обеспечивающим транспортную безопасность, представляется очевидной.

Несмотря на то, что конструкция данной нормы не предусматривает в качестве объекта преступления транспортную безопасность, причинение ей вреда должно учитываться при назначении наказания в соответствии с нормами ст. 6 и 60 УК РФ.

Также можно выделить «сопутствующие» преступления, которые опосредованно затрагивают транспортную безопасность. Прежде всего, речь идет о случаях неосторожного сопричинения вреда, когда совершению основного преступления сопутствует (присоединяется) другое. Примером может служить уголовное дело по факту затопления на Куйбышевском водохранилище судна «Булгария» в 2011 году (погибли 122 пассажира, 78 пассажирам нанесен вред здоровью, причинен крупный имущественный ущерб собственнику судна. Старший помощник капитана осужден по ч. 3 ст. 263 УК РФ за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы и занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц. Однако кроме него по этому делу были привлечены к ответственности еще несколько лиц: владелец судна - за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ) и нарушение правил охраны труда (ч. 2 ст. 143 УК РФ); начальник и главный государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта -за злоупотребление служебными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) [1]. Все указанные преступления прямо связаны с нарушением транспортной безопасности.

Тот факт, что к нарушению транспортной безопасности могут привести самые разнообразные преступления, не позволяет выделить в рамках структуры уголовного закона отдельную главу для таких преступлений.

В систему уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность, входят также нормы Общей части УК РФ. К таковым следует относить ст. 2 УК РФ, закрепляющую в числе задач уголовного закона охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественной безопасности, окружающей среды от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества. Все указанные объекты охраны включают в себя отдельные составляющие транспортной безопасности.

Следует обратить внимание также на ст. 28 УК РФ, которая не позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, невиновно причинивших вред. Данная норма применяется и к случаям причинения вреда транспортной безопасности. Применительно к транспортным преступлениям

158

Вестник КГУ ^ № 4. 2019

актуальность приобретает ч. 1 ст. 28 УК РФ в части того, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Например, когда водитель транспортного средства совершает наезд на неожиданно выбежавшего на проезжую часть пешехода.

Еще одной статьей Общей части УК РФ, имеющей непосредственное отношение к обеспечению транспортной безопасности, выступает ст. 47. В ней регламентированы общие положения относительно применения такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наиболее популярной вариацией этого наказания выступает лишение права управления транспортным средством, в качестве которого чаще всего выступает механическое транспортное средство. Однако в приговорах судов можно также встретить указание на иные виды транспорта. Так, например, встречается указание на лишение права заниматься деятельностью по управлению воздушным транспортом [7]. Такие наказания, прежде всего, выполняют превентивную функцию, не допуская к соответствующей деятельности лиц, совершивших преступления. При этом не имеет значения, за совершение какого преступления назначено рассматриваемое наказание. Обеспечение транспортной безопасности осуществляется путем установления запрета конкретному лицу управлять каким-либо видом транспортных средств.

Таким образом, система уголовно-правовых норм, направленных на обеспечение транспортной безопасности, представляет собой совокупность норм Общей и Особенной части УК РФ, которые прямо направлены на охрану транспортной безопасности или ее компонентов либо выполняют охранительные функции в отношении транспортной безопасности в качестве ее второстепенных регуляторов.

Библиографический список

1. Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан: от 4 апреля 2015 года по уголовному делу № 22-154 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vs--tat.sudrf.ru/ modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_ op=doc&number=8718581&delo_ id=4&new=4&text_number=1 (дата обращения: 10.09.2019).

2. Есаков Г.А., Рарог А.И., Чучаев А.И. Настольная книга судьи по уголовным делам. - М., 2010. -576 с.

3. Зиганшин М.М. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2017. - 23 с.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / под ред. А.В. Бриллиантова. - M.: Проспект, 2015. - Т. 2. -704 с.

5. Корякин В.М. О соотношении понятия «транспортная безопасность» со смежными понятиями в области безопасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. - 2017. -№ 11 (23). - С. 2б-32.

6. Назмутдинова Л.М. Ответственность за неоказание помощи в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2018. - 258 с.

7. Приговор Аксайского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2017 года по уголовному делу № 1-392/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sudact.ru/regular/ doc/8uRWzGFD4Qd1/ (дата обращения: 10.09.2019).

8. Приговор Ленинского районного суда г. Mурманска от 27 февраля 2018 года по уголовному делу № 1-23/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://len--mrm. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=20999838&delo_ id=1540006&new=0&text_number=1 (дата обращения: 10.09.2019).

9. Саркисова В.Г. Уголовно-правовое обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2014. - 20 с.

10. Трофимов О.Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - M., 2013. - 23 с.

11. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. ИМ. Mацкевича. Н.Г. Кадникова. - M., 2015. - 990 с.

References

1. Apellyacionnoe opredelenie Sudebnoj kollegii po ugolovnym delam Verhovnogo Suda Respubliki Tatarstan: ot 4 aprelya 2015 goda po ugolovnomu delu №22-154 [Elektronnyj resurs]. -Rezhimdostupa: https:// vs--tat.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=8718581&delo_ id=4&new=4&text_number=1 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

2. Esakov G.A., Rarog A.I., CHuchaev A.I. Nastol'naya kniga sud'i po ugolovnym delam. - M., 2010. - 57б s.

3. Ziganshin M.M. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti policii po obespecheniyu transportnoj bezopasnosti: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2017. - 23 s.

4. Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj): v 2 t. / pod red. A.V. Brilliantova. - M.: Prospekt, 2015. - T. 2. - 704 s.

5. Koryakin V.M. O sootnoshenii ponyatiya «transportnaya bezopasnost'» so smezhnymi ponyatiyami v oblasti bezopasnosti na transporte // Transportnoe pravo i bezopasnost'. - 2017. -№ 11 (23). - S. 26-32.

6. Nazmutdinova L.M. Otvetstvennost' za neokazanie pomoshchi v ugolovnom prave: dis. ... kand. yurid. nauk. - Kazan', 2018. - 258 s.

7. Prigovor Aksajskogo rajonnogo suda Rostovskoj oblasti ot 23 noyabrya 2017 goda po ugolovnomu delu № 1-392/2017 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://sudact.ru/regular/doc/8uRWzGFD4Qd1/ (data obrashcheniya: 10.09.2019).

8. Prigovor Leninskogo rajonnogo suda g. Murmanska ot 27 fevralya 2018 goda po ugolovnomu delu № 1-23/2018 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://len--mrm.

sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=doc&number=20999838&delo_ id=1540006&new=0&text_number=1 (data

obrashcheniya: 10.09.2019).

9. Sarkisova V.G. Ugolovno-pravovoe obespechenie bezopasnosti ob"ektov transportnoj infrastruktury: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. -Krasnodar, 2014. - 20 s.

10. Trofimov O.E. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti v sfere obespecheniya bezopasnosti na ob"ektah transporta i transportnoj infrastruktury: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2013. - 23 s.

11. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik / pod red. I.M. Mackevicha, N.G. Kadnikova. - M., 2015. - 990 s.

Вестник КГУ J¡. № 4. 2019

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.