Научная статья на тему 'СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / СТАТИСТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Соловьев Андрей Петрович

В статье приводится обзор направлений деятельности российских учреждений культуры. Представлен статистический материал по обеспеченности учреждениями культуры по их видам, а также обеспеченность учреждениями культуры по Федеральным округам Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CULTURAL INSTITUTIONS AS A TOOL OF THE STATE CULTURAL POLICY OF RUSSIA

The authors provide an overview of the activities of russian cultural institutions. Statistical material is presented on the provision of cultural institutions by their types, as well as the provision of cultural institutions in the federal districts of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

2023/1(51)

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

■ыходит с 2010 года

Культурная политика

DOI 10.34685/H I.2023.58.95.002

Путрик Ю.С., Соловьев А.П.

Система учреждений культуры как инструмент государственной культурной политики России

Аннотация. В статье приводится обзор направлений деятельности российских учреждений культуры. Представлен статистический материал по обеспеченности учреждениями культуры по их видам, а также обеспеченность учреждениями культуры по Федеральным округам Российской Федерации.

Ключевые слова: культура, учреждения культуры, статистика, инфраструктура, государственная культурная политика, Российская Федерация.

Сегодня в учреждениях сферы культуры, у работников культуры, научного сообщества России назрела необходимость расширить направления по развитию учреждений культуры. И благодаря Национальному проекту «Культура» качественные и количественные показатели в сфере культуры в России успешно выполняются [1].

Стоит отметить, что национальный проект «Культура» [2] разрабатывался в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и также был скорректирован в соответствии с указом от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Реализация данного национального проекта началась 1 января 2019 года. В структуру нацпроекта входят три федеральных проекта: «Культурная среда» [3], «Творческие люди» [4] и «Цифровая культура» [5].

Важным документом для развития культуры в нашей стране являются «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 [6]. В «Основах» культура рассматривается как важнейший фактор роста

качества жизни и залог динамичного социально-экономического развития, гарант сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Социально-экономические и политические преобразования в последние годы значительно изменили структуру и содержание в том числе и нормативно-правовой базы, обеспечивающей деятельность учреждений культуры.

В этой связи поставленные перед сферой культуры задачи требуют трансформации системы управления культурными процессами.

Учреждения культуры - это организации, которые создаются с целью осуществления управленческих, социально-культурных и других функций, а субъектом и объектом ее деятельности являются как личность человека, так и социум.

Бюджетные и автономные учреждения культуры должны указывать в своем Уставе основные и иные виды деятельности:

1. для бюджетных организаций эта обязанность предусмотрена частями 3, 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [7];

2. для автономных организаций - частями 1, 7 статьи 4 и подпунктом 5 части 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [8].

Сегодня основными и важными направлениями работы российских учреждений культуры являются: выявление, охрана, изучение, использование и восстановление объектов культурного наследия; научно-исследовательская деятельность в сфере культуры; художественная литература, кино, театр, музыкальное искусство, фотоискусство, архитектура и дизайн и др.; народные промыслы и ремесла; обряды и обычаи; языки, диалекты и говоры; исторические топонимы; художественная самодеятельность; коллекционирование и музейное дело; издание книг, библиотечное дело, архивное дело; радио, телевидение и другие аудиовизуальные средства в части создания и популяризации культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой сфере; международные культурные обмены; изготовление материалов, оборудования и иных средств, использующихся для создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

Как известно, учреждения культуры классифицируются по следующим признакам: на основе социальных функций: культурные учреждения (клубы, музеи, вернисажи, библиотеки, парки); учреждения искусства (театры, филармонии, творческие коллективы); образовательные учреждения (ВУЗы и ССУЗы, детские школы искусств, учреждения системы повышения квалификации); государственные (федеральные и региональные) организации; муниципальные организации; частные организации.

Также ориентируясь на организационно-правовые формы можно выделить учреждения; общественные организации; фонды; некоммерческие партнерства; ассоциации; автономные некоммерческие организации, союзы.

Разделяются учреждения культуры на клубные (дома и дворцы различного уровня); театрально-зрелищные (театры, кинотеатры, цирки, концертные залы и др.); музейные (мемориальные, краеведческие, отраслевые, военно-патриотические музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-гостиницы и др.); библиотечные (районные, городские, государственные, школьные, вузовские, детские, юношеские библиотеки и др.); парки культуры и отдыха (центральные, городские, скверы, сады и др.).

В настоящее время, классифицируя учреждения культуры по форме собственности, можно выделить следующие: государственные - учредителями выступают федеральные и региональные органы власти; муниципальные - учредителями выступают местные органы власти и частные - учредителями выступают граждане РФ или юридические лица.

В России преобладающее число учреждений культуры являются государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования. Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие предприятия, объединения и организации, в том числе и коммерческие. В настоящее время появляется все большее количество таких учреждений культуры, собственниками которых являются юридические лица и граждане России.

В последние годы с нарастающим итогом учреждения культуры создают и реализуют огромное количество разнообразных продуктов для развития сферы культуры, в том числе: производящие материальные продукты; оказывающие материальные услуги; предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат; предоставляющие преимущественно нематериальные услуги и осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

Важно заметить, что благодаря Национальному проекту «Культура» масштабы культурного обеспечения в России будут увеличены. Нацпроект дает возможности для того, чтобы в каждом населённом пункте открывались и модернизировались уникальные учреждения культуры -модельные библиотеки, школы искусств, клубы и т.д.

Авторами статьи был проведен статистический анализ обеспеченности учреждениями культуры по их видам. Данные представлены за 2021 г. В тот год в целом по Российской Федерации насчитывалось 92,9 тысяч учреждений культуры, из которых более 98% относятся к региональному и муниципальному ведению. Данные в разрезе видов учреждений культуры представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Обеспеченность учреждениями культуры по их видам в 2021 г.

Вид учреждения Федеральные, ед. Региональные и муниципальные, ед. Всего, ед.

Библиотеки 207 41149 41356

Детские школы искусств 241 4767 5008

Зоопарки - 35 35

Культурно-досуговые учреждения 716 41460 42176

Концертные организации - 375 375

Музеи 280 2701 2981

Парки - 289 289

Театры 59 620 679

Цирки 56 13 69

ИТОГО 1819 91149 92968

Источник: ГИВЦ Минкультуры РФ (Ш: https://stat.mkrf.ru)

Также авторами был проведен статистический анализ обеспеченности учреждениями культуры по федеральным округам. Данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Обеспеченность учреждениями культуры по федеральным округам Российской Федерации в 2021 г.

Федеральный округ Библиотеки Детские школы искусств Зоопарки Культурно-досуговые учреждения Концертные организации Музеи Парки Театры Цирки

Центральный 9325 1125 9 9031 98 721 98 190 21

Северо-Западный 3069 445 2 2656 38 326 17 77 5

Южный 4020 493 1 4165 45 232 51 54 12

Северо-Кавказский 2333 307 2 2130 43 144 14 41 3

Приволжский 10752 1093 7 11754 67 656 44 132 12

Уральский 2922 456 2 3099 17 251 26 54 5

Сибирский 5936 697 6 6448 38 383 19 80 6

Дальневосточный 2999 392 6 2893 29 268 20 51 5

ИТОГО 41356 5008 35 42176 375 2981 289 679 69

Источник: ГИВЦ Минкультуры РФ (Ш: https://stat.mkrf.ru)

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что на сегодня большинство учреждений культуры отнесены к статусу регионального и муниципального.

Ориентация на децентрализацию в управлении сферой культуры по-новому ставит решение задач ее развития на региональном и местном уровнях. Статистика свидетельствует, что наибольший удельный вес в бюджетных расходах на сферу культуры приходится на консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Это свидетельствует о том, что регионы и органы местного самоуправления предоставляют основные культурные блага населению, в наибольшей степени приближены к нему и несут ответственность за полноту, качество и эффективность предоставляемых услуг.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 17 марта 2021 г. «О ходе реализации национального проекта "Культура": региональный аспект // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : [официальный сайт]. - Url: http://council.gov.ru/ activity/documents/124787/ (дата обращения: 19.01.2023).

[2] Паспорт национального проекта Национальный проект «Культура» // Министерство культуры Российской Федерации : [официальный сайт]. - Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/%D0%9D%D0%9F_ %D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_202211 .pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[3] Паспорт федерального проекта Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») // Там же. - Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2023/%D0% A4%D0%9F%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1 %80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%2 0%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0.pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[4] Паспорт федерального проекта Создание условий для реализации творческого потенциала нации («Творческие люди») // Там же. - Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/%D0%A4%D0%9F_ %D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D1 %8E%D0%B4%D0%B8_202211.pdf) (дата обращения: 19.01.2023).

[5] Паспорт федерального проекта Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры («Цифровая культура») // Там же. - Url: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2022/% D0%A4%D0%9F_%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1 %87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8_202211.pdf (дата обращения: 19.01.2023).

[6] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Kremlin.ru : [сайт]. - Url: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 19.01.2023).

[7] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Там же. - Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 19.01.2023).

[8] Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс : [сайт]. - Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения: 19.01.2023).

Путрик Юрий Степанович

доктор исторических наук, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва) Email: putrik@list.ru

Соловьев Андрей Петрович

кандидат педагогических наук,

Российский научно-исследовательский институт

культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва) Email: andrey476_85@mail.ru

Putrik Yu., Solovyov A.

The system of cultural institutions as a tool of the state cultural policy of Russia

Abstract. The authors provide an overview of the activities of russian cultural institutions. Statistical material is presented on the provision of cultural institutions by their types, as well as the provision of cultural institutions in the federal districts of the Russian Federation.

Key words: culture, cultural institutions, statistics, infrastructure, state cultural policy, Russian Federation.

Putrik Yuri Stepanovich

D. in History,

Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)

Solovyov Andrey Petrovich

PhD in Pedagogy,

Senior Researcher, Russian Scientific Research Institute for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev (Moscow)

© Путрик Ю.С., Соловьев А.П., 2023. Статья поступила в редакцию 12.02.2023. Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/607.html&j_id=55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.