Научная статья на тему 'Система ценностных отношений молодого человека как фактор формирования нравственности и гражданственности молодежи'

Система ценностных отношений молодого человека как фактор формирования нравственности и гражданственности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / YOUTH / MORALITY / AND CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова М. Г.

В статье дается небольшой анализ ценностных отношений современной молодежи. Рассматриваются аспекты нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of value for young rights as a factor of morals and citizenship of youth

The article gives a little analysis of value attitudes of today's youth. The aspects of moral and social position of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Система ценностных отношений молодого человека как фактор формирования нравственности и гражданственности молодежи»

УДК 374.7

М.Г. Семенова

СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ

В статье дается небольшой анализ ценностных отношений современной молодежи. Рассматриваются аспекты нравственности и гражданской позиции подрастающего поколения.

Ключевые слова: молодежь, нравственность, гражданская позиция.

Marina Semenova System of value for young rights as a factor of morals and citizenship of youth

The article gives a little analysis of value attitudes of today's youth. The aspects of moral and social position of the younger generation.

Keywords: youth, morality, and citizenship.

Анализ основных концепций

формирования ценностных ориентаций дает представления о том, что одним из главных условий эффективности процесса, характеризующего направленность

личности, является, прежде всего, сформированность отношений студенческой молодежи к достойному образу жизни.

«Отношение» является категорией

философии, и согласно философскому словарю это «есть социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся

готовность человека действовать

определенным образом в процессе жизнедеятельности по отношению к людям, предметам, явлениям» [5].

Показателями отношения являются

состояние активности личности, мера интенсивности деятельности. Этот

показатель включает различные

характеристики - инновационную активность, отражающуюся в конкретной деятельности но реализации творческого потенциала, в организационных новшествах; степень

реального участия в жизненно важных процессах.

Ценностями общественного сознания на современном этапе выступает вектор отношений. Жизнь молодого человека построена на основах современной

цивилизации (обеспечение материальными средствами существования) и на гармонии духовных ценностей (Добро, Истина, Красота), все это, как утверждает Е.В. Бондаревская, способствует восхождению к

культуре [2]. Значит, в основе образа жизни лежит воспитание достойного человека, достойного образа жизни, свобода проявления личностного «Я», т.е. положительное отношение к себе.

С этой точки зрения отношение к себе, к «образу - Я» представлено ориентацией, как следует из теоретического анализа, на «Я-концепцию» (Р. Берне, В. Нойбауер, А.А. Стомин), т.е. «теория самого себя». «Я-концепция», представленная данными авторами, является динамичным

психологическим образованием. Развитие «Я-концепции» обусловлено факторами внутреннего и внешнего воздействия.

По данным социологических

исследований (В.Т.Лисовский, Т.Э.Петрова), подавля-ющее большинство молодежи связывает достижение жизненного успеха с собственными способностями и усилиями, что свидетельствует о постепенном преодолении пассивно-выжидательной

позиции и иждивенческой установки на жизнь. При этом совсем небольшое число студентов связывают достижение

жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством, что не может не вызывать тревоги. Очевидно, что происходит невостребованность этих свойств личности на уровне реальных ориентаций и установок членов общества, низкий уровень нормативно-правовой культуры.

В связи с этим возникает необходимость создания такой системы воспитания и обучения в вузе, которая способствовала бы

формированию ценностных ориентации, влияющих на развитие активной гражданской позиции.

Начиная с 1998 г. (создание целостной концепции непрерывного образования), решению задач воспитания посвящены

многочисленные исследования, разработаны концептуальные подходы, воспитательные системы, что значительно продвинуло изучение общей проблемы воспитания.

Е.В. Бондаревской было проведено

широкое системное исследование проблемы воспитания, в ходе которого была поставлена и в значительной мере решена задача формирования концептуальной основы этого процесса. Этой же задаче посвящено

исследование Н.М. Таланчука, который, начиная с 1991 г., последовательно

разрабатывает теорию и технологию воспитательного процесса. Достаточно

большой интерес вызывает и новая (1995 г.) теория воспитания жизнеспособного

поколения, разработанная Б.А.Ручкиным, П.И.Бабочкиным, И.М.Ильинским, региональная концепция воспитания, разработанная в Ярославской области под научным руководством МИ. Рожкова и другие концепции.

В целом за последнее десятилетие было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности

воспитания, его целей, условий и специфики организации в современных условиях реформирования общественной жизни

России. Так, в частности общепризнанно, что в системе российского образования в настоящее Время начала формироваться новая культура воспитания,

характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; увеличение

степеней свободы - всех субъектов учебно-воспи-тательного процесса; личностно-

деятельно-стная направленность

образования; культивирование

ответственности органов образования;

оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный

характер образования и др.

В большинстве успешно реализуемых концепций воспитания В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой оно

трактуется как управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и т.д. При этом в концепциях разных авторов отмечается гибкость, опосредованность, разнообразие форм этого процесса управления, что позволяет говорить не столько о жестком регламентировании, сколько о тщательно организованном направлении процесса развития [4].

В процессе воспитания реализуются принципы, которые могут быть представлены четырьмя группами:

- общедидактические принципы

(активность, сознательность,

преемственность, последовательность);

концептуальные принципы современного образования, находящие отражение в задачах его реформирования (демократизация, гуманизация);

- принципы организации воспитания со

стороны субъектов воспитывающего воздействия в современных условиях непрерывного образования (единство нормативно-правово-го, регулярного,

контролирующего функционирования всех условий воспитания; непрерывность и

системность воспитательного воз-действия на всех ступенях непрерывного образования; специфичность форм и методов организации воспитательного воздействия для каждого отдельного возраста);

- принципы организации и

самоорганизации готовности субъекта воспитания к включению в этот процесс (активность человека, его мотивированность; проблематичность ситуация выбора и принятия решения, готовность к

сотрудничеству; способность к творчеству и коммуникативность) [3].

В программах профессионального обучения и воспитания проблема формирования отношения к себе, самооценки, строительство «Образа - Я» решается следующим образом:

акцентируется внимание на представлениях о нормах жизни, об основных достоинствах человека и о способностях человека решать самому свои проблемы.

Для того чтобы студенты были готовы к

реализации гражданских и социальных функций в системе ценностных отношений, необходим комплекс знаний, сформировать которые помогут преподаватели вузов. Ценность знаний представлена в ориентации на образование: приоритеты в области

патриотического воспитания, конкурс в системе интеллектуальных программ, престиж образования, правильность сделанного выбора, серьезная научная работа, диплом о высшем образовании, освоение теории и практики построения гражданского общества, адаптация в быстро меняющемся обществе, стремление быть гарантом определенного социального статуса.

Как известно, знания и деятельность формируют базисную культуру специалиста. Сократ считал, что знание - благо, так как оно позволяет отличить реальное добро от мнимого. Вобрать в себя ценностный смысл знаний - значит придать ценностный смысл всей жизни. Знания формируют высшие ценности: ценность человека, личности,

общества, труда, познания, общения.

Рассматривая отношение как основной

механизм формирования этических,

нравственных, собственно культурных

новообразований личности, подчеркиваем, что это и есть механизм становления нравственности, так как именно в этом процессе ценности общественного сознания представлены субъекту образования в качестве объектов его отношения,

переживание которою как эмоционально и личностно-значимого превращает их в ценностные ориентации или ценности индивидуального сознания, ценности личности, что, в свою очередь, является основой формирования се духовности.

Нам удалось отследить отношение молодежи к деятельности и формам самореализации, которые предполагают готовность к сотрудничеству, способность к творчеству, активность и мотивированность. С позиции ценностных ориентаций весьма важным является воспитание трудолюбия, ответственности, целеустремленности,

самостоятельности. Именно эти качества определяют Человека - профессионала.

Формирование ценности труда основывается на удовлетворении собственно человеческой потребности в труде. Труд как

естественное условие человеческой жизни характеризует ее во всех общественных формах - это состояние нормального человеческого существования. Одно из основных правил воспитания трудолюбия -стимулирование и поощрение труда.

Таким образом, отношение к другим людям, коллегам, отношение к познанию и в целом к обществу характеризуют отношение молодежи к миру и могут выступать своеобразным критерием при определении сформированности ценностных ориентаций].

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.

2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, 1995. - № 4. - С. 29-35; 1999.-№5.-С. 37-43.

3. Идзиковски Б.С. Формирование ценностных ориентации, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше. Автореф. ... докт. пед. наук. -М.: Мос. гос. открытый ун-т, 1997.-36 с.

4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО Творч. педагогика, 1993. - 77 с.

5. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.