Научная статья на тему 'Система ценностных ориентаций в информационном пространстве региона (по материалам контент-анализа СМИ)'

Система ценностных ориентаций в информационном пространстве региона (по материалам контент-анализа СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОН / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СМИ / VALUE ORIENTATIONS / BASIC VALUES / INFORMATION SPACE / REGION / MEDIA CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каргаполова Е. В., Арясова А. Ю., Дулина Н. В.

В статье исследуется система ценностных ориентаций в информационном пространстве конкретного субъекта Российской Федерации Астраханской области. На основе использования элементов методики функционально-ориентирующих кластеров базовых ценностей Н.И. Лапина методом контент-анализа выявляются характеристики трансляции базовых ценностей в федеральных и региональных СМИ (теоретический уровень авторов и характеристики документальных источников, в которых упоминаются базовые категории исследования (размер материала, характер информации, ее локализация и общий настрой информации). В качестве элементов анализа выступают базовые ценности населения нравственность, благополучие, своевольность, свобода, работа, порядок, общительность, семья, инициативность, властность, жертвенность, независимость, жизнь человека, традиции. Раскрываются такие характеристики элементов анализа как предметная зона и степень освещения элемента анализа, отношение к элементу анализа. Выявлена частота употребления элементов анализа. Проведено также сравнение ранжирования базовых ценностей населения региона и ценностей, транслируемых СМИ. Результаты контент-анализа отражают степень интегрированности информационного пространства современной России путем, в котором, с одной стороны, проявляются тенденции федерализации, укрепления вертикали власти, с другой стороны, фрагментарность этого пространства, выражающаяся в локализации информации на региональном уровне. В результатах исследования проявляется функциональность СМИ в современном российском обществе как зеркала, так и механизма формирования социальных настроений. Это выражается в совпадении иерархии ценностных ориентаций населения и системы ценностей, транслируемых населению СМИ (за исключением базовых ценностей «жизнь человека» и «общительность»). Структурирование информационного пространства в СМИ происходит преимущественно посредством таких базовых ценностей как порядок и семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Каргаполова Е. В., Арясова А. Ю., Дулина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций в информационном пространстве региона (по материалам контент-анализа СМИ)»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.012 YAK 316.7: 316.334.52 (470.46) ББК 60.52+60.59(2Рос-4Аст)

E.B. КАРГАПОЛОВА, А.Ю. АРЯСОВА, H.B. ДУЛИНА

E.V. KARGAPOLOVA, A.Yu. ARYASOVA, N.V. DULINA

CMCTEMA UEHHOCTHblX OPMEHTAUMM B MHOOPMAUMOHHOM nPOCTPAHCTBE PErMOHA (nO MATEPMAAAM KOHTEHT-AHAAM3A CMM)

SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS IN THE INFORMATION SPACE OF THE REGION (ON MATERIALS OF MEDIA CONTENT-ANALYSIS)

В статье исследуется система ценностных ориентаций в информационном пространстве конкретного субъекта Российской Федерации - Астраханской области. На основе использования элементов методики функционально-ориентирующих кластеров базовых ценностей Н.И. Лапина методом контент-анализа выявляются характеристики трансляции базовых ценностей в федеральных и региональных СМИ (теоретический уровень авторов и характеристики документальных источников, в которых упоминаются базовые категории исследования (размер материала, характер информации, ее локализация и общий настрой информации). В качестве элементов анализа выступают базовые ценности населения - нравственность, благополучие, своевольность, свобода, работа, порядок, общительность, семья, инициативность, властность, жертвенность, независимость, жизнь человека, традиции. Раскрываются такие характеристики элементов анализа как предметная зона и степень освещения элемента анализа, отношение к элементу анализа. Выявлена частота употребления элементов анализа. Проведено также сравнение ранжирования базовых ценностей населения региона и ценностей, транслируемых СМИ. Результаты контент-анализа отражают степень интегри-рованности информационного пространства современной России путем, в котором, с одной стороны, проявляются тенденции федерализации, укрепления вертикали власти, с другой стороны, - фрагментарность этого пространства, выражающаяся в локализации информации на региональном уровне. В результатах исследования проявляется функциональность СМИ в современном российском обществе как зеркала, так и механизма формирования социальных настроений. Это выражается в совпадении иерархии ценностных ориентаций населения и системы ценностей, транслируемых населению СМИ (за исключением базовых ценностей «жизнь человека» и «общительность»). Структурирование информационного пространства в СМИ происходит преимущественно посредством таких базовых ценностей как порядок и семья.

The article examines the system of value orientations in the information space of the particular subject of the Russian Federation, Astrakhan region. Based on using some elements of the methodology of functionally-oriented clusters of basic values created by N.I. Lapin with the help of content analysis method the authors reveal the characteristics of basic values transmission in federal and regional media (the theoretical level of the authors and characteristics of documentary sources, where basic categories of the research mentioned (a size of the material, the nature of the information, its localization and general information setting). The basic values of the population such as morality, prosperity, self-will, freedom, work, order, sociability, family, initiative, authority, sacrifice, independence, human life, traditions serve as elements of analysis. The authors disclose such characteristics of elements of analysis as a subject area and an information degree of the element of analysis, the relation to the element of analysis. The frequency of using some elements of analysis is revealed. Comparison of the ranking basic values of the regional population and values transmitted by the media was also carried out. The results of the content analysis reflect a degree of integration in the information space of modern Russia by means of which, on the one hand, there are tendencies of federalization, strengthening the vertical power structure, and on the other hand, there is fragmentation of this space, expressed in the localization of information at the regional level. In the results of the research media functionality in modern Russian society is manifested as a mirror of social sentiment and mechanism. This is expressed in coincidence in the hierarchy of value orientations of the population and the value system, transmitted to the population by the media (with the exception of the basic values of "human life" and "sociability"). Information space structuring in the media occurs mainly through such basic values as an order and a family.

Ключевые слова: ценностные ориентации, базовые ценности, информационное пространство, регион, контент-анализ СМИ.

Key words: value orientations, basic values, information space, region, media content analysis.

В социокультурном пространстве региона информационное пространство выполняет важнейшую роль глобального системообразующего феномена, так как является средством обеспечения связи между другими составляющими социокультурного пространства - производственно-экономической, социально-экологической, демографической, образованием, политикой и т.п. [4]. Информационное пространство (информационное поле) выполняет функции формирования «среды обитания человека, наполненной информацией, которая доступна для него в процессе его деятельности» [4, с. 45]. Основной характеристикой параметром информационного поля является механизм социокультурной преемственности, благодаря которому становится возможной совместная деятельность людей. В результате действия механизма социокультурной преемственности происходит воспроизводство социальных структур, норм и ценностей, что обеспечивает тождественность социокультурной системы самой себе [4, с. 68, 69]. Воспроизводство ценностей играет в этом процессе особую роль, так как ценности выступают в качестве этического регулятора поведения людей [11, с. 74], их оценочное отношение к реалиям жизни [12, с. 629]. Ценности являются интегратором культурного потенциала населения (наряду с языком и образованием) [13, с. 73]. Посредством ценностей детерминируется характер социальных взаимодействий, создаются условия для совместной деятельности [4, с. 49].

Система ценностных ориентаций населения конкретного региона -Астраханской области - исследуется нами на основе методики изучения структуры ценностей, разработанной Н.И. Лапиным. Целью этой методики является выявление кластеров ценностей, которые ориентируют поведение индивидов и иных социальных субъектов по отношению к основным функциям российского общества и его регионов как социокультурных целостностей [7, 8]. Нами предпринята попытка использования элементов данной методики для анализа ценностей и норм, тиражируемых в средствах массовой информации современной России.

В качестве основного метода эмпирического исследования выступил контент-анализ. Напомним, что «суть контент-анализа состоит в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму, в восхождении от текста к нетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии. Контент-анализ - достаточно строгий научный метод, который предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных... Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, однако имеет важный социальный смысл» [10, с. 13].

Объект исследования - система ценностей, тиражируемых в федеральных и региональных СМИ. Базовыми категориями исследования выступили дефиниции, разработанные на основе концепции структур ценностей Н.И. Лапина. Данные дефиниции в количестве 14 семантических единиц (НРАВСТВЕННОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, СВОЕВОЛЬНОСТЬ, СВОБОДА, РАБОТА, ПОРЯДОК, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, СЕМЬЯ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ, ВЛАСТНОСТЬ, ЖЕРТВЕННОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, ТРАДИЦИИ) были распределены согласно логической и лингвистической процедуре. Каждая категория идентифицировалась по набору словоформ. Так, например, в категорию «порядок» вошли слова: режим, регламентированность, налаженность, уклад, лад, норма, правопорядок, система, правила, благоустройство, закон.

В качестве эмпирической базы исследования послужили тексты федеральной газеты «Российская газета» и региональной газеты «Волга». Выборка газет - июнь 2016 г. Полученный массив эмпирических данных был обработан с использованием математических процедур статистического анализа. Обработка данных проводилась в среде SPSS. Нас интересовала частотность упоминания всех базовых категорий в текстах данных газет за исследуемый период, характеристики печатных материалов, в которых упоминаются базовые категории исследования, а также их авторов. Проведен также сравнительный анализ системы ценностей, декларируемых в федеральных и региональных СМИ.

В результате контент-анализа двух печатных изданий за июнь 2016 г. было выявлено 469 упоминаний базовых категорий исследования, из которых 186 (39,6%) - в региональной газете «Волга» и 283 (60,4%) - в федеральном издании «Российская газета».

Среди авторов, в печатных материалах которых упоминаются исследуемые нами ценности, в целом по двум изданиям женщин гораздо больше, чем мужчин (60,5% против 39,5%). Такая картина складывается из-за огромного численного «перевеса» женщин среди авторов региональной газеты «Волга» (82,1% против 17,9%), тогда как в «Российской газете» больше встретилось мужчин (60% против 40%).

При анализе теоретического уровня авторов обнаруживается, что они наиболее широко обращаются к здравому смыслу (примерно каждый третий в целом по массиву и авторы печатных материалов исследуемой проблематики в газете «Волга» в большей степени, чем авторы «Российской газеты» (36% против 26,4)). Примерно каждый четвертый автор очень убедительно отстаивает свое мнение, каждый пятый - широко обращается к ссылкам на цивилизованный мир (авторы «Российской газеты» в большей степени, чем астраханцы (22,5% против 17,2%). Каждый пятый-шестой автор широко обращается к социологическим данным, каждый седьмой-восьмой -к специально-научной информации (табл. 1).

Таблица 1

Теоретический уровень авторов (%)

Варианты ответа

Название газеты

«Волга»

§

I §

а 2

»О -1

О

Е S

и з*

а з

3" Е

а о

о. а

*о р-О

сх о

«Российская газета»

D 3 О

Е i

и з*

а з

3" Е

а о

а а

*о Р-О

сх о

В целом по массиву

§

I §

а 2

»О -1

О

Е S

и з*

а з

3" Е

а о

а а

*о Р-О

Специально-научные данные

13,0

18,4

68,6

13,6

43,6

42,9

13,3

33,5

53,1

Социологические данные

19,9

30,6

49,5

18,2

52,9

28,9

18,9

44,0

37,1

Ссылки на цивилизованный мир

17,2

45,7

37,1

22,5

60,4

17,1

20,4

54,5

25,1

Обращение к здравому смыслу

36,0

38,2

25,8

26,4

46,6

27,1

30,2

43,2

26,6

Убедительное обоснование собственного мнения

24,1

29,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46,0

23,9

44,3

31,8

24,0

38,5

37,5

По сравнительному анализу варианта ответа «обращается широко» в теоретическом уровне авторов региональных и федеральных СМИ различий не обнаруживается. Выявляются только различия, обусловленные фактором

пространства: автор печатных материалов региональной газеты в большей степени обращается к здравому смыслу, а автор федеральной - к ссылкам на цивилизованный мир. Но сравнительный анализ варианта ответа «обращается частично» и «не обращается» выявляют значительное превосходство теоретического уровня авторов федеральной «Российской газеты». А мы отмечали, что, с одной стороны, под влиянием бурного роста новых масс-медиа, в частности, интернета и социальных сетей, снижается аудитория телезрителей и читателей газет. С другой стороны, региональная компонента продолжает занимать приоритетное место в структуре информационного пространства конкретной социально-территориальной общности, но постепенно увеличивается и доля федеральной компоненты, что является следствием укрепления вертикали власти в последнее десятилетие в современной России [5]. Данное обстоятельство выдвигает новые требования к теоретическому уровню авторов федеральных СМИ.

По размеру печатных материалов, в которых упоминаются базовые категории исследования, более трети (37,7%) принадлежит материалам свыше 301 слова (табл. 2). Причем гораздо больше таких материалов в федеральной «Российской газете», чем в региональной «Волге» (41,9% против 31,7%). В областной газете больше материалов, в которых упоминаются базовые ценности, размером 101-150 слов и 50-100 слов, тогда как в федеральной -больше материалов размером 151-200 слов и 201-300 слов.

Таблица 2

Характеристики документальных источников, в которых упоминаются базовые категории исследования (%)

Варианты ответа Название газеты В целом по массиву

«Волга» «Российская газета»

1 2 3 4

Размер материала

50-100 слов 18,3 4,0 9,8

101-150 слов 21,0 14,0 16,8

151-200 слов 12,4 20,2 17,0

201-300 слов 16,7 19,9 18,6

Свыше 301 слов 31,7 41,9 37,7

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Характер информации

Письмо-жалоба 5,3 0,4 2,4

Предложение 8,6 4,3 6,0

Благодарность 7,0 1,8 3,9

Простой анализ проблемы 20,9 26,8 24,6

Констатация факта 33,7 39,2 36,8

Простая критика 3,7 5,0 4,5

Конструктивная критика 2,1 2,5 2,3

Постановка проблемы 12,3 11,8 12,0

Дискуссия 6,4 8,9 7,9

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Локализация информации

Мир 3,2 25,2 16,4

Российская Федерация 21,9 62,2 46,0

Область 35,3 2,9 15,9

Город 30,5 7,9 17,0

Район 3,2 0,4 1,5

Сельское поселение 2,7 0,0 1,1

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Предприятие, учреждение, организация 0,5 0,0 0,2

Место жительства 0,5 0,4 0,4

Частная жизнь 2,1 1,1 1,5

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Общий настрой ин Формации

Оптимистический 15,6 16,8 16,3

Пессимистический 18,3 10,0 13,3

Благожелательный 22,6 21,8 22,1

Сердитый 8,1 10,4 9,4

Нейтральный 26,3 21,8 23,6

Деловой 9,1 19,3 15,2

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

По характеру информации в целом по массиву преобладают констатация факта (36,8%) и простой анализ проблемы (24,6%). Еще в 12% материалов предпринимается попытка постановки проблемы. В федеральной газете больше обращений к констатации фактов, анализу проблемы, тогда как в региональной - больше писем-жалоб, предложений, благодарностей.

Ожидаемо, что локализация информации в федеральной газете шире, чем в региональной: больше обращений к анализу информации в общемировом (25,2% против 3,2%) и общероссийском масштабах (62,2% против 21,9%), тогда как региональный источник массовой информации локализует печатные материалы на уровне области и областного центра. С одной стороны, это действительно ожидаемо и обусловлено основным функциональным предназначением СМИ в их разделении на федеральные и региональные. С другой стороны, не является ли такое разделение в локализации информации одной их важнейших причин фрагментарности не только информационного пространства, но и всего социокультурного пространства страны, что проявляется в фиксируемом эмпирическими исследованиями преобладании локально-поселенческой идентичности над региональной и общероссийской [2, с. 279-292; 3]. Освещение событий в регионе не привязано к процессам и стратегическим задачам всей страны, и наоборот - задачи страны не связываются с задачами региона. И даже в вопросах, касающихся базовых ценностей, преобладает простая констатация факта, а общий настрой - нейтральный (23,6%) и деловой (15,2%).

Нейтральная подача информации преобладает в региональной газете (26,3% против 21,8%), деловая - в федеральной (19,3% против 9,1%). Благожелательный настрой информации зафиксирован в 22,1% материалов, оптимистический - в 16,3%, пессимистический - в 13,3%, сердитый - в 9,4%. При чем пессимизма больше на уровне региона, чем федерального центра (18,3% против 10%).

В целом по массиву в 69,7% печатных материалов базовые категории исследования (элементы анализа) раскрыты обстоятельно, 28% раскрыты частично. При этом более высокий теоретический уровень авторов федеральной газеты подтверждается тем, что они раскрыли элементы анализа более обстоятельно, чем авторы в регионе (72,7% против 65,2%) (табл. 3). Преобладает нейтральное отношение к элементу анализа, которое зафиксировано примерно в половине (48,7%) печатных материалов. Положительное отношение отмечается в 35,9% печатных материалов, отрицательное - в 15,4%. Среди материалов федеральной газеты больше нейтрального отношения к элементу анализа (52,7% против 42,8%), среди материалов региональной -больше отрицательного (20,3% против 12%).

Таблица 3

Характеристики элементов анализа (%)

Варианты ответа Название газеты В целом по массиву

«Волга» «Российская газета»

Степень освещения элемента анализа

Раскрыто обстоятельно 65,2 72,7 69,7

Раскрыто частично 32,1 25,2 28,0

Не раскрыто 2,7 2,1 2,3

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Отношение к элементу анализа

Положительно 36,9 35,3 35,9

Отрицательно 20,3 12,0 15,4

Нейтрально 42,8 52,7 48,7

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Предметная зона анализа

Общественно-политические процессы 11,8 36,6 26,6

Промышленность 2,2 2,6 2,4

Сельское хозяйство 5,9 1,8 3,5

Профсоюзы 0,5 2,2 1,5

Транспорт 3,2 5,2 4,3

Строительство 2,2 1,5 1,7

Здравоохранение 10,2 3,7 6,3

Система образования 7,5 2,2 4,4

Торговля 0,5 2,6 1,7

Сфера обслуживания 3,2 1,1 2,0

Предпринимательская деятельность 0,5 1,1 0,9

Деятельность правоохранительных органов 4,8 7,0 6,1

Сфера ЖКХ 15,6 2,2 7,6

Вопросы социального обеспечения 9,7 5,5 7,2

Наука 1,1 3,7 2,6

Спорт 0,5 4,0 2,6

Культурно-досуговая работа 4,8 9,2 7,4

Межличностные отношения 7,5 4,0 5,4

Другое (указать) 8,3 3,8 5,8

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

Каждая четвертая (26,6%) публикация, в которой затронута система ценностных ориентаций, освещает общественно-политические процессы. Таких публикаций более чем в три раза больше в «Российской газете», чем в «Волге» (36,6% против 11,8%). С большим отрывом от освещения общественно-политических процессов в предметной зоне анализа сфера ЖКХ (7,6%), культурно-досуговая работа (7,4%), вопросы социального обеспечения (7,4%); далее следуют здравоохранение (6,3%), деятельность правоохранительных органов (6,3%), межличностные отношения (5,4%), система образования (4,4%) и транспорт (4,3%).

По частоте упоминаний базовых категорий лидирует категория «порядок» (22,4% материалов). Из печатных материалов, в которых данная категория упоминается, более чем в половине (55,8%) зафиксировано нейтральное

отношение к ней, в 34,6% - позитивное, в 9,6% - негативное. Причем в региональной газете «Волга» эта категория употребляется практически в 3 раза больше, чем федеральной «Российской газете» (табл. 4).

Таблица 4

Частота упоминаний базовых категорий (%)

Семантические единицы Название газеты В целом по массиву

«Волга» «Российская газета»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нравственность 4,8 8,2 6,8

Благополучие 9,6 6,7 7,9

Своевольность 8,6 5,3 6,6

Свобода 2,7 4,6 3,8

Работа 12,3 5,7 8,3

Порядок 35,3 13,8 22,4

Общительность 0,5 2,5 1,7

Семья 13,9 11,7 12,6

Инициативность 1,1 2,5 1,9

Властность 3,2 16,7 11,3

Жертвенность 1,6 0,0 0,6

Независимость 2,7 8,2 6,0

Жизнь человека 0,5 8,9 5,5

Традиции 3,2 5,2 4,6

ИТОГО 100,0 100,0 100,0

На втором месте в целом по массиву категория «семья» (12,6%), которая несколько чаще встречается в «Волге» (13,9% против 11,7%). В целом по массиву нейтральное отношение к этой категории фиксируется в 41,2% печатных материалов, позитивное отношение - в 27,5%, негативное - в 31,4% материалах.

На третьем месте категория «властность», при чем такое высокое место эта категория заняла за счет того, что по частоте упоминаний она занимает первое место в федеральной «Российской газете» (16,7% против 3,2%). Нейтральное отношение к категории «властность» отмечается в половине (50,6%) материалов, позитивное - в 30,6%, негативное - в 18,8% материалов.

От 5 до 10% по частоте упоминаний набрали в целом по массиву (в порядке убывания) категории «работа» (больше в региональном источнике массовой информации - 12,3% против 5,7%), «благополучие» (также больше в регионе - 9,6% против 6,7%), «нравственность» (больше в федеральном источнике - 8,2% против 4,8%), «своевольность» (больше в регионе - 8,6% против 5,3%), «независимость» (8,2% в федеральной газете против 2,7% в региональной), «жизнь человека». При этом в газете Астраханской области последняя категория занимает и последнее место среди базовых категорий по частоте упоминания (0,5%), тогда как в федеральной газете она упоминается в 8,9% материалов.

В связи с этим нельзя не напомнить читателю монографии о том, что контент-анализ проводился среди выпусков газет, которые вышли в июне 2016 г., а весной 2016 г. была проведена третья волна мониторингового социологического исследования, результаты которой показали значительное падение поддержки всех базовых ценностей у населения [2]. Среди этих ценностей жизнь человека - ценность современного цивилизованного мира - занимала одно из приоритетных мест, но ее поддержка также зафиксирована в 2016 г. значительная. Только в менее чем в 5% материалов упоминаются категории «традиция», «свобода», «общительность» и «жертвенность».

Проведем сравнительный анализ частоты упоминаний базовых ценностей в региональной газете «Волга» и федеральной «Российской газете», и системы ценностных ориентаций населения1. Данное сравнение проводится условно, так как существуют значительные различия в методиках сбора массивов данных, времени получения информации. Но результаты, полученные при данном сравнении, достаточно показательны и перспективны для дальнейшего, более глубокого и детального исследования проблемы соотношения системы ценностных ориентаций населения и ценностей, тиражируемых современными российскими СМИ.

Так, ценности порядка и семьи занимают приоритетное место, как у населения, так и при тиражировании в СМИ (табл. 5). Это проявляется как на общероссийском уровне, так и на уровне Астраханской области. Необходимо, при этом, помнить о высокой доле негативного отношения к семье, которая зафиксирована практически в одной трети печатных материалов о ней, что настоятельно требует разработки новой модели семьи - функциональной, отвечающей запросам времени и стратегическим задачам, которые стоят перед страной.

Таблица 5

Ранжирование базовых ценностей в СМИ (по данным контент-анализа) и в системе ценностных ориентаций населения (по результатам конкретных социологических исследований (ранги)2

Семантические единицы Название газеты Единицы административно-территориального деления, годы

«Волга» «Российская газета» Астраханская область, 2016 Российская Федерация, 2010

Нравственность 6 5-6 13 11

Благополучие 4 7 5 5

Своевольность 5 9-10 8 14

Свобода 9-10 11 6 7

Работа 3 8 10 9

Порядок 1 2 4 3

Общительность 13-14 12-13 2 4

Семья 2 3 3 2

Инициативность 12 12-13 11 10

Властность 7-8 1 14 13

Жертвенность 11 14 12 12

Независимость 9-10 5-6 9 6

Жизнь человека 13-14 4 1 2

Традиции 7-8 9-10 7 8

1 Данные о системе ценностных ориентаций населения Астраханской области получены нами в ходе реализации на территории региона мониторингового социологического исследования, проведенного под руководством Е.В. Каргаполовой в Астраханской области методом интервью по месту жительства по Типовой методике Всероссийской научно-исследовательской программы «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (руководители и разработчики инструментария на федеральном уровне - Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, Центр изучения социокультурных изменений ИФ РАН). Первый этап был проведен в январе 2010 г. (N = 1000), второй - в мае-июне 2012 г. (N=600), третий - в апреле-мае 2016 г. (N = 1000). Выборка стратифицированная, квотно-маршрутная. Квотируемые признаки: «пол», «возраст», «тип поселения», «этническая структура». Погрешность выборки - 3%. Обработка и анализ данных проведены с использованием SPSS 17.0. Матрица разработана специалистами Центра изучения социокультурных изменений Института философии Российской академии наук [более подробно см. 1-3, 6].

2 Источник данных по конкретным социологическим исследованиям см., например, [1-3, 6].

Ранги, занимаемые категорией «работа», отличаются достаточно сильно, что отражает также настоятельную необходимость разработки новой модели трудовой деятельности с переосмыслением понятий «труд», «профессия», всего мотивационного комплекса труда, который деградировал от созидательной, творческой трудовой деятельности к «работе» как изматывающему зарабатыванию денег.

Благополучие занимает достаточно стабильное положение в системе ценностей и его позиционирование в СМИ не противоречит этому положению.

Категория «своевольность» в Астраханской области в 2016 г. занимает более значительное место в системе ценностей населения региона, чем страны в целом, и также более значительно тиражируется в местных СМИ, чем, в федеральных.

Нравственность как базовая ценность в регионе и в стране, к сожалению, входит в группу ценностей, которая наименее поддерживается населением, при этом в системе ценностей, тиражируемых в СМИ, она занимает более высокое место, что не может не вызывать робких оптимистических надежд.

Парадоксальная ситуация наблюдается при ранжировании категории «властность», которая требует более глубокого осмысления: в федеральной газете она занимает по частоте упоминаний 1-е место, в региональной - 78-е места, а в системе ценностных ориентаций населения входит в кон-фликтогенную периферию, то есть не поддерживается большинством населения. Одним из объяснений может быть наблюдаемое в современной России последнего десятилетия укрепление федеральной вертикали власти, при которой федеральные СМИ тиражируют властность (в нашем случае «повелительность») как прерогативу федерального центра. Но подчеркнем опять же, что вопрос нуждается в дальнейшем изучении.

Парадокс, но с точностью наоборот, фиксируется с базовыми ценностями «жизнь человека» и «общительность», которые в системе ценностных ориентаций жителей региона занимают место гораздо выше, чем при тиражировании в СМИ. Причем в случае с общительностью это касается и общероссийского уровня социокультурного пространства, в случае с ценностью «жизнь человека», как уже упоминалось выше, - в большей степени регионального уровня.

Ценность «традиция» тиражируется практически зеркально тому месту, которое она занимает в системе ценностных ориентаций населения: 7-8-е места в СМИ региона и 7-е место в иерархии базовых ценностей его жителей; 9-10-е место в федеральных СМИ и 8-е место в системе базовых ценностей населения России.Это же касается и базовой ценности «независимость». Она занимает 9-10-е место по частоте упоминаний в СМИ региона и 9-е место в системе ценностей его жителей; 5-6-е место в федеральных СМИ и 6-е место в системе ценностей населения России.

Ценность «свобода» занимает в системе ценностных ориентаций населения, как всей России, так и Астраханской области, место выше, чем при тиражировании в СМИ. Базовые ценности «жертвенность» и «инициативность» занимают последние места и по частоте упоминаний в СМИ, и в системе ценностных ориентаций населения, как в регионе, так и в стране в целом.

Подводя итоги необходимо отметить следующее.

Результаты контент-анализа отражают процесс создания единого информационного пространства современной России путем его федерализации, с одной стороны. С другой стороны, высока еще и степень фрагментарности этого пространства, выражающаяся в локализации информации на региональном уровне.

Средства массовой информации, являясь институциональными зонами информационного пространства [9, с 68], «с одной стороны, отражают существующие социальные представления, а, с другой стороны, формируют их» [4, с. 114]. В результатах исследования это отражается в совпадении иерар-

хии ценностных ориентаций населения и системы ценностей, транслируемых населению СМИ (за исключением базовых ценностей «жизнь человека» и «общительность»). Позитивным результатом нашего исследования является также структурирование информационного пространства в СМИ посредством таких базовых ценностей как порядок и семья, транслируемых преимущественно в нейтральном и позитивном аспектах.

Литература

1. Арясова А.Ю., Каргаполова Е.В. Динамика системы ценностных ориентаций населения (на примере Астраханской области РФ) // Социальное знание и проблемы современного развития белорусского общества в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 16-17 ноября 2017 г.) / редколл.: И.В. Котляров (гл. ред.) и др. Минск: Ковчег, 2017. С. 189-193.

2. Астраханская область в процессах модернизации на социокультурной карте России (опыт системного анализа) / Д.П. Ануфриев, А.Ю. Арясова, Н.В. Ду-лина, С.В. Каргаполов, Е.В. Каргаполова, С.Н. Коннова, Д.Р. Крипакова, Ю.Г. Миронова, С.В. Новоселов, И.И. Потапова, Е.О. Черемных; под общ. ред. Е.В. Каргаполовой. Астрахань: АГАСУ, 2017. 378 с.

3. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / сост. и отв. ред. Н.И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.

4. Дулина Н.В. Естрина О.В., Игнатенко Т.И., Овчар Н.А., Самчук М.М., Сит-никова О.И. Социокультурное пространство региона: методология исследования: монография. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2011. 132 с.

5. Каргаполова Е.В. Средства массовой коммуникации региона в условиях глобализации (по материалам конкретного социологического исследования) // PrimoAspeсtu. 2017. № 1 (29). С. 11-16.

6. Каргаполова Е.В. Ценностные предпочтения населения Астраханской области (по материалам конкретного социологического исследования) // Известия Саратов. ун-та. 2012. № 12. Сер. Социология. Политология. Вып. 3. С. 10-12.

7. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация - 2010). М.: ИФ РАН, 2010. 111 с.

8. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социол. исслед. 2010. № 1. С. 28-29.

9. Морозова Ю.И. Социальные представления о страховании (контент-анализ прессы) // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2004. №№ 6-7. С. 112-134.

10. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13-18.

11. Плеханов Е.П. Стратификация ценностных предпочтений жителей Владимирской области // Ученые записки. 2018. № 1 (25). С. 73-77.

12. Сидоркина В.М., Фадеева И.М. Семейные ценности в региональном социуме: факторы изменений // Регионология. 2017. Т. 25. № 4. С. 628-641.

13. Социокультурная эволюция регионов России: Чувашская Республика / под ред. И.И. Бойко, В.Г. Харитоновой. Чебоксары: ЧГИГН, 2015. 244 с.

References

1. Aryasova A.Yu., Kargapolova E.V. Dynamics of the value orientations system of the population (on the example of Astrakhan region of the Russian Federation) Sotsial'noe znanie i problemy sovremennogo razvitiya belorusskogo ob-shchestva v usloviyakh globalizatsii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii, (Minsk, 16-17 noyabrya 2017 g.) [Social knowledge and problems of modern development of the Belarusian society in the context of globalization: materials of the international scientific and practical conference, Minsk, November 16-17, 2017] ed.: Kotlyarov Et al. Minsk: The Ark, 2017. pp. 189-193 (in Russian).

2. Anufriev D.P., Aryasova A.Yu., Dulina N.V, Kargapolov S.V., Kargapolova E.V, Konnova S.N., Kripakova D.R., Mironova Yu.G., Novoselov S.V., Potapova I.I., Cheremnykh E.O. Astrakhanskaya oblast' v protsessakh modernizatsii na sotsiokul'turnoy karte Rossii (opyt sistemnogo analiza) [Astrakhan Region in the process of modernization on the socio-cultural map of Russia (the experience of system analysis)]; ed. E.V Kargapolova. Astrakhan: ASUACE, 2017. 378 p. (in Russian).

3. Atlas modernizatsii Rossii i ee regionov: sotsioekonomicheskie i sotsiokul'turnye tendentsii i problemy [Atlas of modernization of Russia and its regions: socioeconomic and sociocultural trends and problems] Ed. N.I. Lapin. Moscow: All the World, 2016. 360 p. (in Russian).

4. Dulina N.V, Estrina O.V., Ignatenko T.I., Ovchar N.A., Samchuk M.M., Sitniko-va O.I. Sotsiokul'turnoe prostranstvo regiona: metodologiya issledovaniya: monografiya [Socio-cultural space of the region: research methodology: monograph N.V Dulina,] Volgograd: Volgogradskoe nauch. izd-vo, 2011. 132 p. (in Russian).

5. Kargapolova E.V Mass media of the region in the context of globalization (based on the materials of a specific sociological survey) Primo Aspestu [Primo Aspes-tu], 2017. Vol. 1 (29). pp. 11-16 (in Russian).

6. Kargapolova E.V Value preferences of the population of Astrakhan region (based on the materials of a specific sociological survey) Izvestiya Saratovskogo univer-siteta [Proceedings of the Saratov University] 2012. № 12. Ser. Sotsiologiya. Politologiya. Vol. 3. pp. 10-12 (in Russian).

7. Lapin N.I., Belyaeva L.A. Programma i tipovoy instrumentariy «Sotsiokul'turnyy portret regiona Rossii» (Modifikatsiya - 2010) [The program and the standard toolkit "Sociocultural portrait of the Russian region" (Modification - 2010). Moscow: IF RAN, 2010. 111 p. (in Russian).

8. Lapin N.I. Functional-oriented clusters of basic values of the population of Russia and its regions Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2010. Vol. 1. pp. 28-29 (in Russian).

9. Morozova Yu.I. Social ideas about insurance (content analysis of the press) Vest-nik RUDN. Ser. Sotsiologiya [Herald. of RUDN Ser. Sociology], 2004. Vol. 6-7. pp. 112-134 (in Russian).

10. Pashinyan I.A. Content analysis as a research method: advantages and limitations Nauchnaya periodika: problemy i resheniya [Scientific periodicals: problems and solutions], 2012. № 3. pp. 13-18 (in Russian).

11. Plekhanov E.P. Stratification of value preferences of the residents of Vladimir region Uchenye zapiski [Scholarly notes], 2018. Vol. 1(25). pp. 73-77 (in Russian).

12. Sidorkina V.M. Family values in the regional society: the factors of change Re-gionologiya [Regionology], 2017. T. 25. № 4. pp. 628-641 (in Russian).

13. Boyko I.I. et al. Sotsiokul'turnaya evolyutsiya regionov Rossii: Chuvashskaya Respublika [Sociocultural evolution of Russian regions: Chuvash Republic; red. I.I. Boyko, VG. Kharitonova]. Cheboksary: ChGIGN, 2015. 244 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.