Научная статья на тему 'Система целевых сбалансированных показателей как инструмент унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности'

Система целевых сбалансированных показателей как инструмент унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
TARGET BALANCED SCORECARD / UNIFICATION / ECONOMIC SECURITY / ENVIRONMENTAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Самедова Э.Н.

В результате исследования работ отечественных и зарубежных авторов, положений нормативно-правовых актов определенны условия, положенные в основу, формирования системы целевых сбалансированных показателей экологической безопасности промышленных корпораций, такие как: доступность и простота в использовании; информационная полезность; наличие информационной базы для расчета; отражение отраслевой специфики промышленного производства. Разработана система целевых сбалансированных показателей как инструмента унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности, позволяющая учесть специфику промышленной отрасли, а также свести к минимуму вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Для каждого уровня системы показателей определены нормативные значения, позволяющие оценить состояние экологической безопасности промышленной корпорации путем соотнесения фактических показателей с нормативными значениями индикаторов. В зависимости от размеров, выявленных отклонений фактических значений показателей от нормативных определены уровни, отражающие степень устойчивости экологической системы, в которой функционирует промышленное предприятие: естественный, уровень равновесия, кризисный, критический, катастрофический и уровень коллапса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глущенко А.В., Кучерова Е.П., Самедова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target balanced scorecard as a tool for unifying the process ensuring environmental and economic balance

As a result of the study of the works of domestic and foreign authors, the regulations of the regulatory acts defined the conditions underlying the formation of a system of target balanced indicators of environmental safety of an industrial corporation, such as: accessibility and ease of use; information utility; availability of information base for calculation; a reflection of industry-specific industrial production. A system of target balanced indicators has been developed as a tool for unifying the process of ensuring environmental and economic balance, which allows to take into account the specifics of the industrial sector, as well as minimize the likelihood of an event having adverse consequences for the environment and caused by the negative impact of economic and other activities, emergency situations of natural and man-made character For each level of the indicator system, standard values are defined, which allow assessing the state of environmental safety of an industrial corporation by correlating actual indicators with standard values of indicators. Depending on the size, the revealed deviations of the actual values of the indicators from the normative levels, the levels reflecting the degree of sustainability of the ecological system in which the industrial enterprise operates are defined: natural, level of equilibrium, crisis, critical, catastrophic and level of collapse.

Текст научной работы на тему «Система целевых сбалансированных показателей как инструмент унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности»

для повышения доходности капитала

•происходит освоение новых рынков или видов продукции, новых направлений деятельности •результат - рост EVA

для уменьшения потребности в капитале

•происходит закрытие не рентабельных (мало рентабельных) направлений деятельности, видов продукции •результат - рост EVA

для снижения стоимости капитала

•проводятся изменения в структурые капитала •результат - рост EVA

Рис. 2.3. Схема взаимодействия организации производства и динамики величины экономической добавленной собственности (EVA) Если существует необходимость проведения анализа, только лишь для внутренних управленческих решений и анализа полученного результата, то можно воспользоваться традиционной устоявшейся системой показателей эффективности. Если следует проводить сравнение предприятий разных отраслевых групп, или обосновывать инвестиционное решение, то это необходимо делать, учитывая результаты расчета экономической добавленной стоимости.

Процесс разработки нового алгоритма выявления критериев эффективности, может и должен основываться на принципах, лежащих в основе общепризнанных современных подходов оценки. Акцент стоит сделать на применение цифровых технологий, в частности рассмотрение цифровой экономики. Развитие данной области происходит чрезвычайно быстро. Это позволит не только стимулировать процессы, функционирования предприятия, но также и возможности для его оценки

Источники:

1. Рыжкова Т. В. Оценка эффективности деятельности предприятий (история и современность тео-рии и методологии) / Т. В. Рыжкова, Л. В. Горелова // Вестн. Екатеринин. ин-та. — 2018. — № 4 (24). — С. 51—55.

2. Калиева О. М., Лужнова Н. В., Дергунова М. И., Говорова М. С. Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 93-96.

3. Арсенова Е. В. Экономика предприятия (предприятия): учебник / Е. В. Арсенова, И. В. Корнеева ; под ред. Н. А. Сафронова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2014. - 687 с.

Sources:

1. Ryzhkova T. V. Evaluation of the effectiveness of enterprises (history and modernity of the theory and methodology) / T. V. Ryzhkova, L. V. Gorelova // Vestn. Catherine. Inst. - 2018. - № 4 (24). - p. 51-55.

2. Kaliyeva OM, Luzhnova N.V., Dergunova M.I., Govorova M.S. Factors Influencing the Economic Efficiency of an Enterprise [Text] // Innovative Economy: Proceedings of the Intern. scientific conf. (Kazan, October 2014). - Kazan: Beech, 2016. - p. 93-96.

3. Arsenova E.V. Economics of an enterprise (enterprise): textbook / E.V. Arsenova, I.V. Korneeva; by ed. N.A. Safronova. - 3rd ed., Pererab. and add. - M.: Master, 2014. - 687 p.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и

Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-410-343002

А.В. Глущенко - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и экономической безопасности, Волгоградский государственный университет (aleksa-gl@yandex.ru ),

A.V. Glushchenko - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Accounting and Economic Security, Volgograd State University;

Е.П. Кучерова - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности, Волгоградский государственныйуниверситет(adam83@mail.ru),

E.P. Kucherovа - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and economic security, Volgograd State University;

Э.Н. Самедова - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности, Волгоградский государственныйуниверситет(adam83@mail.ru),

E.N. Samedova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting and economic security, Volgograd State University.

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УНИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ SYSTEM OF TARGET BALANCED INDICATORS AS A TOOL FOR UNIFICATION OF THE PROCESS OF ENSURING ECOLOGICAL AND ECONOMIC BALANCED

Аннотация. В результате исследования работ отечественных и зарубежных авторов, положений нормативно-правовых актов определенны условия, положенные в основу, формирования системы целевых сбалансированных показателей экологической безопасности промышленных корпораций, такие как: доступность и простота в использовании; информационная полезность; наличие информационной базы для расчета; отражение отраслевой специфики промышленного производства. Разработана система целевых сбалансированных показателей как инструмента унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности, позволяющая учесть специфику промышленной отрасли, а также свести к минимуму вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Для каждого уровня системы показателей определены нормативные значения, позволяющие оценить состояние экологической безопасности промышленной корпорации путем соотнесения фактических показателей с нормативными значениями индикаторов. В зависимости от размеров, выявленных отклонений фактических значений показателей от нормативных определены уровни, отражающие степень устойчивости экологической системы, в которой функционирует промышленное предприятие: естественный, уровень равновесия, кризисный, критический, катастрофический и уровень коллапса.

Annotation. As a result of the study of the works of domestic and foreign authors, the regulations of the regulatory acts defined the conditions underlying the formation of a system of target balanced indicators of environmental safety of an industrial corporation, such as: accessibility and ease of use; information utility; availability of information base for calculation; a reflection of industry-specific industrial production. A system of target balanced indicators has been developed as a tool for unifying the process of ensuring environmental and economic balance, which allows to take into account the specifics of the industrial sector, as well as minimize the likelihood of an event having adverse consequences for the environment and caused by the negative impact of economic and other activities, emergency situations of natural and man-made character For each level of the indicator system, standard values are defined, which allow assessing the state of environmental safety of an industrial corporation by correlating actual indicators with standard values of indicators. Depending on the size, the revealed deviations of the actual values of the indicators from the normative levels, the levels reflecting the degree of sustainability of the ecological system in which the industrial enterprise operates are defined: natural, level of equilibrium, crisis, critical, catastrophic and level of collapse.

Ключевые слова: система целевых сбалансированных показателей, унификация, экономическая безопасность, экологическая безопасность

Keywords: target balanced scorecard, unification, economic security, environmental security В настоящее время высокий уровень энергоемкости, требования интенсификации усилий по модернизации экономики России и повышению конкурентоспособности промышленного комплекса, обусловили необходимость ускорения решения проблем энергоэффективности и улучшения состояния окружающей среды. Успех деятельности любого промышленного предприятия в значительной степени зависит от соблюдения средозащит-ных факторов, грамотного управления экологическими рисками, которые таит в себе окружающая среда. Вместе со сложностью их идентификации и предотвращения, поиском адекватных управленческих инструментов, такое управление дает широкие возможности сокращения затрат, снижения риска ответственности. Актуализация и соблюдение экологических параметров возможны только посредством внедрения системы целевых сбалансированных показателей как инструмента унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, под экологической безопасностью понимается «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [7]. Кроме того, в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, экологическая безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности. В свою очередь, национальная безопасность представляет собой «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации» [6].

Кроме вышеуказанного определения экологической безопасности Стратегия национальной безопасности закрепляет стратегические цели и задачи экологической безопасности. Так, стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в соответствии со стратегией, решают следующие задачи:

1. Стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств;

2. Развитие индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

3. Создание удовлетворяющих современным экологическим стандартам полигонов для размещения, утилизации и переработки твердых отходов производства и потребления;

4. Повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

5. Развитие системы государственного экологического контроля и надзора, государственного мониторинга окружающей среды, животного и растительного мира, земельных ресурсов, на осуществление контроля радиационно, химически и биологически опасных отходов, обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов в отношении питьевой воды, атмосферного воздуха и почв.

В 2017 году указом Президента РФ утверждён документ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 № 176, отражающий оценку текущего состояния экологической безопасности РФ, закрепляющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, прорабатывающий тенденции и возможные сценарии развития ситуации в сфере обеспечения экологической безопасности страны [5]. Следовательно, экологическая безопасность является важнейшей составляющей безопасности промышленного предприятия, от которой зависит функционирование остальных направлений безопасности. Однако, правовая регламентация экологической безопасности не является исчерпывающей и требует дальнейшего усовершенствования.

Российские ученые начали активно обращаться к категории «экологическая безопасность» еще с середины двадцатого столетия. Одним из первых, кто сформулировал определение данного термина - доктор биологических наук, профессор Николай Фёдорович Реймерс. В своих исследования данный автор трактует экологическую безопасность в двух аспектах. Так, согласно первому аспекту, экологическая безопасность представляет собой «совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству». Второй подход Реймерса характеризует экологическую безопасность как «комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому социально-экономически, технически и политически готово адаптироваться человечество» [3]. Другим автором, раскрывшим понятие «экологическая безопасность» является А. Тимошенко. По его мнению, «экологическая безопасность как устойчивое состояние глобального характера представляет собой сложное политико-правовое единство, систему отдельных, но взаимосвязанных элементов» [4]. С точки зрения М.М. Бринчука «экологическая безопасность - это основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности» [1]. Данный автор отожествляет понятие «экологическая безопасность» с понятием «охрана окружающей среды». О.С. Колбасов в своем исследовании пришел к выводу, что экологическая безопасность является «системой мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира» [2].

Таким образом, в результате изучения понятия и сущности категории «экологическая безопасность» нами установлено, что в отечественной литературе отсутствует единый подход к трактовке данного термина. Некоторые авторы рассматривают экологическую безопасность как комплекс мер, в то время как другие авторы трактуют её как определённую совокупность состояний.

Угрозы экологической безопасности связаны с факторами экологического риска. Понятие экологического риска закреплено в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и трактуется как вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера [7].

Влияние экологического риска на обеспечения экологической безопасности заключается в следующем:

1. По уровню экологического риска становится возможным дать оценку величине опасности различных видов деятельности, способных вызвать аварийные ситуации, влекущие неблагоприятные последствия для окру-

жающей среды; своевременно осуществлять мероприятия экологической экспертизы, сертификации, а также другие мероприятия, верно оценивать уровень экологической опасности и ответственность за возможное нанесение ущерба окружающей среде;

2. Реализация мероприятий по управлению экологическим риском позволяет добиваться снижения цены экологического риска при выбранных ограничениях на затраченные ресурсы; осуществлять систематизацию вредных экологически воздействий по реальной и прогнозируемой экологическим опасностями; классификация территорий и групп населения по величине экологического риска;

3. Применение категории «экологический риск» для разработки и принятия решений касательно осуществления экологической безопасности, в частности на основе утверждения нормативно-правовых актов, распорядительных и нормативно-методических документов;

4. Разработка политики в области модернизации существующих предприятий, осуществляющих экологически опасные виды деятельности в соответствии с международными обязательствами.

Экологические риски классифицируются по следующим нормативным уровням:

1. Приемлемый экологический риск - данный уровень риска обоснован существующими экологическими, экономическими, социальными и другими проблемами в определённом обществе и в определённое время;

2. Предельно допустимый экологический риск — максимально допустимый уровень экологического риска. Данный уровень выявляется по всей совокупности отрицательных экологических эффектов и его значение не должно превышать допустимого независимо от интересов экономических или социальных систем.

3. Пренебрежимый экологический риск — минимальный уровень приемлемого экологического риска. Данный уровень риска возможно определить как 1% от предельно допустимого экологического риска.

Кроме вышеуказанной классификации существуют прочие классификации экологических рисков, такие

как:

1. По причинам возникновения: природно-климатические (землетрясения, наводнения и прочие); техногенные (аварии на технологических объектах, взрывы технических объектов); антропогенные (изменения ландшафтов, загрязнение биосферы и прочие.

2. По масштабу проявления: локальные; региональные; национальные; глобальные.

3. По направлению воздействия: на атмосферный воздух; на поверхностные и подземные воды; на почву; на недра; на животных и растительный мир; на озоновый слой Земли.

Специфической особенностью промышленного комплекса является наличие замкнутого технологического цикла, обеспечивающегося посредством вовлечения всех бизнес-единиц структуры. Структурные элементы промышленного комплекса осуществляют свою деятельность в системе взаимосвязей, обеспечивающих согласованное функционирование промышленной структуры. В связи с этим, управление рисками не является функцией отдельной бизнес - единицы, а осуществляется как процесс, затрагивающий все подразделения промышленной корпорации. Производя оценку рисков для каждого отдельного участника промышленной структуры, формируется общий реестр оценки рисков, связанных с деятельностью корпорации в целом. При создании системы управления рисками в промышленной корпорации необходимо осуществление следующих последовательных действий: постановка целей управления рисками, выработка политики управления рисками, распределение обязанностей между менеджерами, мониторинг и оценка риска, разработка мер по снижению существующего риска. Управление экологическими рисками подразумевает, что результаты различных оценок доводятся до сведения работников промышленного предприятия, а также различных заинтересованных в его деятельности сторон.

Таким образом, управление экологическими рисками является наиболее эффективным средством, позволяющим свести к минимуму экологические риски для всех видов деятельности промышленных корпораций. Данное средство применяется не только к отдельно взятому участнику корпорации, но воздействует на промышленную структуру в целом, при этом обеспечивая такие конкурентные преимущества, как существенное увеличение объемов прибыли, улучшение качества оказываемых услуг потребителям, создание возможностей для дальнейшего развития, модернизации, а также повышения качества условий труда работников.

Для того, чтобы произвести анализ обеспеченности экологической безопасности в промышленной корпорации, необходимо сделать акцент на системе целевых сбалансированных показателей деятельности организации. Определение термина «показатели экологической безопасности» раскрыто Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и трактуется как «комплекс показателей, характеризующих состояние экологической обстановки: уровень нарушенности естественных экосистем; состояние отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы); объёмы выбросов загрязняющих веществ; площади деградированных земель; динамика заболеваемости в регионе; экономический ущерб от загрязнения и др.; совокупность параметров окружающей среды: социально-демографических, социальной инфраструктуры, социально-экономических, климато-географических, санитарно-гигиенических, медицинского обслуживания, медико-демографического, заболеваемости, физического развития».

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года содержит специальные механизмы, при помощи которых происходит оценка состояния экологической безопасности Российской Федерации и контроль реализации вышеуказанной стратегии. В соответствии со стратегией, оценка состояния

экологической безопасности Российской Федерации производится по следующим основным показателям (индикаторам):

1. Средняя продолжительность жизни (текущее значение - 71 год, прогноз на конец 2025 года - 75

лет);

2. Смертность среди младенцев (до одного года) на тысячу родившихся (текущее значение - 7,4 промилле, прогноз на конец 2025 года - 4,4 промилле);

3. Численность населения в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (текущее значение - 19,2 миллиона человек, прогноз на конец 2025 года - не более 10 миллионов человек);

4. Удельный объем выбросов от стационарных источников и автомобильного транспорта на душу населения (текущее значение - 0,212 тонн/человек, прогноз на конец 2025 года - 0,150 тонн/человек);

5. Удельный объем выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта (текущее значение - 45,7 тонн СО2-эквивалента/миллион рублей, прогноз на конец 2025 года - 35,0 тонн СО2-эквива-лента/миллион рублей);

6. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (текущее значение - 72 процента, прогноз на конец 2025 года - 90 процентов);

7. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения (текущее значение - 77 процентов, прогноз на конец 2025 года - 95 процентов);

8. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения (текущее значение - 73 процентов, прогноз на конец 2025 года - 91 процент);

9. Удельный объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта (текущее значение - 66 тонн/миллион рублей, прогноз на конец 2025 года - 62 тонны/миллион рублей);

10. Доля утилизированных и обезвреженных отходов всех классов опасности от общего количества образующихся отходов всех классов опасности (текущее значение - 45 процентов, прогноз на конец 2025 года - 50 процентов);

11. Доля ликвидированных объектов накопленного экологического ущерба от общего количества таких объектов (по результатам инвентаризации 2011 года) (текущее значение - менее 1 процента, прогноз на конец 2025 года - 20 процентов);

12. Доля площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения (текущее значение - 11,3 процентов, прогноз на конец 2025 года - 15 процентов);

13. Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тысяч человек (текущее значение - 88 процентов, прогноз на конец 2025 года - 100 процентов);

14. Обеспеченность водных объектов пунктами наблюдений за химическим загрязнением (текущее значение - 86 процентов, прогноз на конец 2025 года - 100 процентов);

15. Обеспеченность территории минимально необходимым количеством пунктов наблюдений за гидрометеорологическими параметрами (текущее значение - процентов, прогноз на конец 2025 года - 100 процентов);

16. Предупрежденность случаев опасных природных явлений (текущее значение - 85 процентов, прогноз на конец 2025 года - 92 процента);

17. Доля расходов в валовом внутреннем продукте на охрану окружающей среды (текущее значение -0,8 процентов, прогноз на конец 2025 года - 1,5-2 процента) [5].

На данный момент в отечественной и зарубежной литературе сформировалось несколько методик оценки экологической безопасности с помощью специальных показателей. Так, Всемирным фондом дикой природы был разработан индекс под названием «Экологический след», позволяющий измерить давление на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны, населения всей страны. Йельский и Колумбийский университеты США в результате проведенных исследований разработали «индекс экологической устойчивости», который основывается на 76 показателях, сгруппированных в 21 индикатор, которые, в свою очередь, сводятся к пяти компонентам: экологическая система, снижение экологического стресса, снижение уязвимости человечества, социальные и институциональные возможности, глобальный надзор. Международной организацией ООН была создана система индикаторов, позволяющая обеспечить экологическую устойчивость в мировом масштабе. При реализации данной системы достигаются такие задачи как снижение воздействия человека на окружающую среду и исчерпание им природных ресурсов; улучшение экологических условий для развития человека, уменьшение экологических угроз для его безопасности, здоровья и проживания. Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности занимался разработкой такого индикатора как «индекс разнообразия экосистем». Данный индекс позволяет произвести оценку уровня антропогенного воздействия и реакции экосистемы на это воздействие. В основу расчетов положены дистанционные методы для определения биоразнообразия по видовому составу. Л.Н. Козловцева и А.А. Козловцев впервые применили методику ранжирования объектов по уровню экологической безопасности. Данная методика содер-

жит критерии экологической безопасности на основе оценки уровней: устойчивости природной среды, саморегуляции природной среды, воздействия проектируемого хозяйственного объекта на здоровье населения, эколо-гичности технических и технологических решений хозяйственного объекта, качества среды в районе работ.

Оценка экологической безопасности промышленного производства основывается на системе критериев, охватывающей все уровни взаимодействия сфер деятельности компании и окружающей среды. В качестве информационной базы для создания системы критериев, как правило, выступает техническая и экологическая документация промышленной компании, содержащая нормативы предельно допустимого выброса и сброса вредных веществ, а также материалы внешней экологической экспертизы и аудита, финансовая документация, данные о месте расположения и регионе, в котором находится компания. Кроме того, при создании системы показателей оценки экологической безопасности необходимо использование действующей нормативно-правовой базы, закрепляющей способы расчета и нормативные значения.

Разработка системы целевых сбалансированных показателей оценки экономической безопасности промышленного предприятия применяется для оценки состояния экологической безопасности отдельных бизнес-единиц корпорации, выступающих как источник экологической опасности. Выработанные критерии позволяют произвести следующую последовательность действий: проанализировать состояние экологической безопасности промышленного предприятия в условиях нормального функционирования, спрогнозировать состояние экологической безопасности корпорации при изменении его структуры или проведении модернизации, оценить обеспеченность компании ресурсами, произвести расчет вероятности наступления аварийных ситуаций, а также возникновения последствий, вызванных такими ситуациями.

Таким образом, при разработки системы целевых сбалансированных показателей экологической безопасности промышленной корпорации происходит анализ и дальнейшее преобразование информационной базы в определенную совокупность индикаторов, позволяющих правильно трактовать суть того или иного процесса, происходящего в компании, а также выявить размер отклонений от нормативных значений, вызванных изменениями, происходящими в данных процессах.

В результате исследования работ отечественных и зарубежных авторов, положений нормативно-правовых актов нами определенны условия, положенные в основу, формирования системы целевых сбалансированных показателей экологической безопасности промышленной корпорации:

1. Доступность и простота в использовании. Данное условие ля подразумевает, что показатели имеют физический смысл выражаются в количественной форме. Кроме того, индикаторы имеют логическое содержание и могут быть представлены через качественную характеристику.

2. Высокая степень полезности показателя. Показатели должны приносить гораздо большее количество положительного эффекта, чем количество затраченных на данный показатель средств.

3. Наличие информационной базы как основы для расчета показателей. Расчёт количественных показателей основывается на закрепленных формах бухгалтерской, статистической и прочих видах отчётности, данных внутреннего управленческого и бухгалтерского учёта, доступной внешней информации.

4. Выбор показателей оценки экологической безопасность осуществляется с учетом отраслевой специфики промышленного производства, а также особенностей компании.

В связи со всем вышеуказанным, нами разработана система целевых сбалансированных показателей как инструмент унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности, позволяющая учесть специфику промышленной отрасли, а также свести к минимуму вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Кроме того, для каждого уровня системы показателей нами определены нормативные значения, позволяющие оценить состояние экологической безопасности промышленной корпорации путем соотнесения фактических показателей с нормативными значениями индикаторов (таблица 1).

Таблица 1 - Система целевых сбалансированных показателей промышленной корпорации

Уровни системы Составляющие показатели Норматив

Количество выбросов в атмосферу Пороговые значения для данного индикатора содержаться в ПДК, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

'5 [2 о « о и эт К Уровень излучений 0,8-1,2 Зв - начальные признаки лучевой болезни

Уровень шума Превышение уровня шума в 70 дБА - вероятность появления заболеваний нервной системы, сердечно-сосудистых заболеваний.

о £ Число аварийных ситуаций или нештатных ситуаций в год Значение данного показателя должно стремиться к значению, равному 0.

Количество выбросов загрязнителей, потенциально влияющих на уменьшение озонового слоя Пороговые значения для данного индикатора содержаться в ПДК, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

Число внедрённых мероприятий по предот-

вращению загрязнении

о u £ u H Число проведённых тренировочных занятий по обеспечению безопасности

§ & > Наличие штрафных санкций за нарушение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологических нормативов Значения показателей устанавливаются организацией

Затраты, связанные с экологическими осо- самостоятельно

бенностями продукции

« я и о о § Средства, затраченные на научные исследования и разработки в области экологии

© Экономия средств, достигнутая путем снижения уровня загрязнения или отходов

Источник: составлено авторами

В зависимости от размеров, выявленных отклонений фактических значений показателей от нормативных становится возможным выделить уровни, отражающие степень устойчивости экологической системы, в которой функционирует промышленное предприятие (таблица 2).

Таблица 2 - Уровни устойчивости экологической системы промышленной корпорации

Естественный уровень Наблюдается фоновое антропогенное воздействие на экологическую систему. На данном уровне значение биомассы является максимальным.

Уровень равновесия На данном уровне протекание восстановительных процессов происходит со скоростью, равной скорости нарушения экологической системы. Значение биомассы постепенно уменьшается.

Кризисный уровень Степень нарушений, вызванных антропогенными воздействиями опережает восстановительные процессы, однако, сохраняется естественный характер экологической системы. Значение биомассы значительно снижается.

Критический уровень На данном уровне происходит значительное ухудшение состояния экологической системы (продуктивная система становиться малопродуктивной) под воздействием антропогенных нарушений. Значение биомассы является малым и продолжает снижаться.

Катастрофический уровень Процесс закрепления малопродуктивной экологической системы становится почти необратимым. На данном уровне значение биомассы и биологической продуктивности являются минимальными.

Уровень коллапса Антропогенное воздействие приводит к неминуемой утрате биологической продуктивности. Значение биомассы является близким или равным значению.

Источник: составлено авторами

Практическая реализация разработанной системы целевых сбалансированных показателей как инструмента унификации процесса обеспечения эколого-экономической сбалансированности, что позволит экологическому менеджменту системно и эффективно управлять экологоориентированными рисками и затратами, осуществлять постоянный контроль за объёмами выбросов и сбросов в окружающую природную среду от источников загрязнения.

Источники:

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2009. - 670 с.

2. Колбасов О.С. Концепция экологической безопасности. (Юридический аспект) //Вестник университета имени O.E. Кугафина (МГЮА) . - 1988. - С. 47-55.

3. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы) - М.: Журнал «Россия Молодая», 1994

- 367 с.

4. Тимошенко А.С. Экологическая безопасность и международное право // Советский ежегодник международного права, 1988. - М.: Наука, 1989. - С. 23-38.

5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ Дата обращения: 20.01.2019.

6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ Дата обращения: 20.01.2019.

7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ Дата обращения: 20.01.2019.

Sources:

1. Brinchuk M.M. Environmental Law: Textbook. - 2nd ed., Pererab. and add. - M .: Yurist, 2009. - 670 p.

2. Kolbasov O.S. The concept of environmental safety. (Legal aspect) // Bulletin of the University O.E. Kugafina (MSLA).

- 1988. - p. 47-55.

3. Reimers N.F. Ecology (theories, laws, rules, principles and hypotheses) - Moscow: "Russia Young" magazine, 1994 - 367

p.

4. Timoshenko A.S. Ecological safety and international law // Soviet Yearbook of International Law, 1988. - Moscow: Nauka, 1989. - P. 23-38.

5. Presidential Decree of April 19, 2017 No. 176 "On the Environmental Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025" [Electronic resource] // Access mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.

6. Presidential Decree of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" [Electronic Resource] // Access Mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.

7. Federal Law "On Environmental Protection" dated January 10, 2002 No. 7-ФЗ [Electronic resource] // Access mode: http: // www.consultant.ru/ Address: 20.01.2019.

Д.М. Горлов - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, (kovalenko0801@yandex.ru),

D.M. Gorlov, Candidate of Economics, Associate Professor of Management, Kuban State Agrarian UniversitynamedafterI.T. Trubilina;

Л.В. Коваленко, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, (ko-valenko0801@yandex.ru),

L.V. Kovalenko - Candidate of Philosophy, Senior Lecturer, Department of Management, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilina.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОГРЕССИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ TO THE QUESTION OF THE ROLE OF PROGRESSIVE TECHNOLOGIES IN MODERN MANAGEMENT

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость реализации прогрессивных технологий в современном менеджменте на примере формирования экологического потенциала городов. Отмечено, что формирование экологического потенциала является наиболее эффективным способом воздействия не только на экологическую, на и социально-экономическую систему современного города. Реализация прогрессивных технологий подразумевает регулирование отношений между обществом и природой с помощью административно-командных инструментов в сочетании с экономическими рычагами стимулирования. Таким образом, экологическая составляющая менеджмента является не менее значимой, чем экономическая или социальная.

Annotation. The article discusses the need for the implementation of advanced technologies in modern management on the example of the formation of the ecological potential of cities. It is noted that the formation of ecological potential is the most effective way to influence not only the ecological, but also the socio-economic system of the modern city. The implementation of progressive technologies involves the regulation of relations between society and nature with the help of administrative-command tools in combination with economic incentives. Thus, the environmental component of management is no less significant than the economic or social one.

Ключевые слова: система дошкольного образования, социальной управление, функция, эффективность, качество, общество, динамика, структура, кадровое обеспечение.

Keywords: system of preschool education, social management, function, efficiency, quality, society, dynamics, structure, staffing.

Реализация прогрессивных технологий в современном менеджменте является одним из обязательных условий осуществления эффективного управления. Рассматривая менеджмент городских территорий, необходимо отметить, что данный тип менеджмента представляет собой достаточно сложную управленческую категорию, включающую множество направлений. Важнейшим направлением является управление экологическим потенциалом современного города.

Экологический потенциал можно охарактеризовать как один из элементов интегрального потенциала территории или территориального потенциала региона. В структуре территориального потенциала он занимает одно из ведущих мест и лежит на стыке природного, экономического и социального потенциалов в поле информационного потенциала региона [2, с. 632].

Экологический потенциал городов представляет собой особый вид эколого-экономического потенциала. Градостроительство как область человеческой деятельности характеризуется высокой мерой природопотребле-ния. Города используют ресурсы всех геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы - флору и человеческие резервы.

Современная управленческая практика подразумевает осуществление активного воздействия на формирование экологического потенциала городов и его совершенствования. Совершенствование экологического потенциала городов представляет собой реализацию комплекса мер, направленного на достижение ряда целей (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.