Научная статья на тему 'Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя'

Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / TEACHER''S PERSONALITY / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ / A TEACHER'S VALUE ORIENTATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ / A TEACHER'S INTELLECTUAL ABILITIES / СИСТЕМА ПРЕДПОЧТЕНИЙ / SYSTEM OF PREFERENCES / УЧЕНИК / STUDENT / РОДИТЕЛИ / PARENTS / МЕТОДИСТЫ / METHODISTS / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUCCESS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич

В статье проводится анализ предпочтений и требований разных участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, методистов) к психологическим особенностям учителя. Проблемой, послужившей основой для разработки данного вопроса, является серия статей в Ярославском педагогическом вестнике, в которых были установлены специфические взаимосвязи между требованиями участников образовательного процесса и отдельными структурами личности и способностей педагога. Было определено, что система черт личности является более значимой для формирования предпочтений о личности и деятельности учителя с точки зрения учащихся; система ценностных ориентаций с точки зрения родителей; система интеллектуальных способностей с точки зрения методистов. Однако при переходе к межструктурному анализу по модели исследования психологических структур В.Д. Шадриковым, В.С. Мерлиным были установлены новые типы взаимосвязей. Согласно их мнению, предпочтения разных участников образовательного процесса зависят не строго от той или иной структуры личности педагога, а находятся под воздействием межструктурных взаимосвязей. Анализу этого типа взаимосвязей посвящена вторая часть настоящей статьи. В статье проводится анализ требований разных участников образовательного процесса к личности и способностям успешного и неуспешного педагогов. В ходе данного анализа установлено, что различия в представлениях об успешном и неуспешном педагогах проявляются как на уровне функционирования отдельных психологических структур (черт личности, ценностных ориентаций, интеллектуальных способностей), так и на уровне межструктурных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Поваренков Юрий Павлович, Слепко Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Requirement of Educational Process Participants to the Personality’s Features and to the Teacher’s Abilities

The article analyzes the preferences and requirements of different participants in the educational process (students, parents, trainers) to the psychological characteristics of the teacher. The issue, which served as the development of this issue, is a series of articles in Yaroslavl Pedagogical Bulletin, which determined relationship between the specific requirements of participants in the educational process and the individual structures of personality and abilities of the teacher. So, it was determined that the system of personality’s traits is more important for the formation of preferences of the person and work of the teacher in terms of the students; a system of value orientations from the point of view of the parents; a system of intellectual abilities from the perspective of practitioners. However, during transition to the interstructural analysis due to the model of study of psychological structures by V.D. Shadrikov, V.S. Merlin defined new types of relationships. According to the latest preferences of different participants of the educational process are not strictly dependent on the varying structure of the personality of the teacher, and are influenced by interstructural relationships. The analysis of this type of relationships is presented in the second part of this article. The article also analyzes the requirements of different participants of the educational process to the personality and abilities of a successful and unsuccessful teacher. In the course of this analysis it is shown that differences in understanding the successful and unsuccessful educator are presented at the level of functioning of individual psychological structures (personality’s traits, values, intellectual abilities), and at the level of interstructural relationships.

Текст научной работы на тему «Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя»

УДК 159

Ю. П. Поваренков, Ю. Н. Слепко

Система требований участников образовательного процесса к особенностям личности и способностям учителя

В статье проводится анализ предпочтений и требований разных участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, методистов) к психологическим особенностям учителя. Проблемой, послужившей основой для разработки данного вопроса, является серия статей в Ярославском педагогическом вестнике, в которых были установлены специфические взаимосвязи между требованиями участников образовательного процесса и отдельными структурами личности и способностей педагога. Было определено, что система черт личности является более значимой для формирования предпочтений о личности и деятельности учителя с точки зрения учащихся; система ценностных ориентаций - с точки зрения родителей; система интеллектуальных способностей - с точки зрения методистов. Однако при переходе к межструктурному анализу по модели исследования психологических структур В.Д. Шадриковым, В.С. Мерлиным были установлены новые типы взаимосвязей. Согласно их мнению, предпочтения разных участников образовательного процесса зависят не строго от той или иной структуры личности педагога, а находятся под воздействием межструктурных взаимосвязей. Анализу этого типа взаимосвязей посвящена вторая часть настоящей статьи. В статье проводится анализ требований разных участников образовательного процесса к личности и способностям успешного и неуспешного педагогов. В ходе данного анализа установлено, что различия в представлениях об успешном и неуспешном педагогах проявляются как на уровне функционирования отдельных психологических структур (черт личности, ценностных ориентаций, интеллектуальных способностей), так и на уровне межструктурных взаимосвязей.

Ключевые слова: личность учителя, ценностные ориентации учителя, интеллектуальные способности учителя, система предпочтений, ученик, родители, методисты, успешность деятельности.

Ju. P. Povarionkov, Ju. N. Slepko

The System of Requirement of Educational Process Participants to the Personality's Features

and to the Teacher's Abilities

The article analyzes the preferences and requirements of different participants in the educational process (students, parents, trainers) to the psychological characteristics of the teacher. The issue, which served as the development of this issue, is a series of articles in Yaroslavl Pedagogical Bulletin, which determined relationship between the specific requirements of participants in the educational process and the individual structures of personality and abilities of the teacher. So, it was determined that the system of personality's traits is more important for the formation of preferences of the person and work of the teacher in terms of the students; a system of value orientations - from the point of view of the parents; a system of intellectual abilities - from the perspective of practitioners. However, during transition to the interstructural analysis due to the model of study of psychological structures by V.D. Shadrikov, V.S. Merlin defined new types of relationships. According to the latest preferences of different participants of the educational process are not strictly dependent on the varying structure of the personality of the teacher, and are influenced by interstructural relationships. The analysis of this type of relationships is presented in the second part of this article. The article also analyzes the requirements of different participants of the educational process to the personality and abilities of a successful and unsuccessful teacher. In the course of this analysis it is shown that differences in understanding the successful and unsuccessful educator are presented at the level of functioning of individual psychological structures (personality's traits, values, intellectual abilities), and at the level of interstructural relationships.

Keywords: a teacher's personality, a teacher's value orientation, a teacher's intellectual abilities, a system of preferences, a student, parents, methodists, success of activities.

Успешность педагогической деятельности учителя определяется достаточно большим количеством факторов, носящих и объективный, и субъективный характер. Как и в любом другом виде профессиональной деятельности, характер педагогического труда - его объекты, условия, требования к результативности, готовность субъекта труда к решению профессиональных задач и др. - является ведущим фактором успешности

деятельности учителя. Важно подчеркнуть, что и сам феномен успешности педагогической деятельности неоднозначен с точки зрения результата, который получает в своей работе учитель.

Хорошо известно, что специфика профессиональной деятельности учителя предполагает активное общение и взаимодействие с различными участниками образовательного процесса, включая учеников, родителей, методистов, коллег и

© Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н., 2015

т.д. Важно учитывать то обстоятельство, что эффективность педагогической деятельности учителя зависит не только от того, насколько грамотно и точно он выстраивает свои отношения с учениками, но и от успешности его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. При этом каждый из них может предъявлять учителю свои требования.

Так, в ряде проведенных нами исследований [3], [4], [7], [8] было показано, что между требованиями, предъявляемыми разными участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, методистами) к личности, способностям, деятельности успешного учителя нет прямой взаимосвязи. Каждый из них имеет специфическое представление о том, какие характеристики необходимы учителю для успешного выполнения своей деятельности. Помимо этого было установлено, что учителя разных возрастных групп по-разному привлекательны для участников образовательного процесса. Так, если ученики рассматривают молодого специалиста (стаж 1-7 лет) как наиболее успешного работника, то родители и методисты относятся к успешности его работы скептически. Опытный учитель (стаж 8-24 года) воспринимается как более эффективный родителями и методистами, тогда как учащиеся относятся к нему значительно более отрицательно. Учителя предпенсионного и пенсионного возраста (стаж от 25-30 лет) рассматриваются методистами как наиболее успешные; оценка их работы родителями несколько ниже. Для учащихся такой педагог наименее привлекателен - как в сравнении с родителями и методистами, так и с собственной оценкой работы учителя на более ранних стадиях работы. Выявленные особенности еще раз подчеркивают тот факт, что деятельность учителя сопряжена с обилием разнохарактерных требований. Их конкретное содержание определяется социальными, психологическими, профессиональными особенностями экспертов.

В связи со сказанным выше целью настоящей статьи является обобщенный анализ представлений разных участников образовательного процесса о личности и деятельности учителя; на этой основе будет определена ведущая роль отдельных характеристик учителя для разных групп экспертов (учащихся, их родителей и методистов).

В рамках исследования диагностировался уровень интеллектуального развития учителей (использован «Тест умственных способностей» Р. Амтхауэра [12]), черты личности («Личностный опросник» Р. Кеттелла [10]) и система цен-

ностей («Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина [11]). Для оценки успешности и привлекательности учителя использовались опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников (9-11 класс), анкета «Учитель-ученик» (6-11 класс), опросный лист для экспертной оценки учителя среди родителей учащихся, краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя [1]. Всего было обследовано 209 учителей. В качестве экспертов выступили ученики 5-11 классов общеобразовательных школ Ярославской области (п=374), родители учащихся (п=320) и члены экспертных методических комиссий школ (п=27).

Необходимо отметь, что выявление специфических требований к учителю осуществлялось не через прямое оценивание качеств конкретного учителя, а средствами корреляционного и регрессионного анализа, в ходе которых сопоставлялись представления разных групп экспертов об эффективном учителе с результатами диагностики у них трех групп качеств: интеллектуальные способности, черты личности и ценностные ориентации.

В первую очередь обратимся к сравнительному анализу предпочтений разных участников образовательного процесса к личности, ценностным ориентациям и интеллектуальным способностям учителя.

Первичный корреляционный анализ оценки успешности работы учителя и предпочтений учащихся показал, что для последних все три группы характеристик являются значимыми; при этом на первом месте стоит система жизненных сфер учителя. С точки зрения учащихся для учителя должны быть значимы сферы обучения и образования (г=0,85 при р<0,001), увлечений (0,85 р<0,01), общественной жизни (0,84 р<0,001); он должен быть беспечен (0,38 р<0,001), эмоционально устойчив (0,34 р<0,001), гибок (0,33 р<0,001), добр (0,30 р<0,001), должен иметь хорошую память (0,26 р<0,001), быть напряженным (0,20 р<0,001), способен к поиску аналогий (0,20 р<0,01), должен иметь высокий уровень интеллекта (0,20 р<0,01), осведомленности (0,19 р<0,01), определения закономерностей (0,18 р<0,05) и быть проницательным (0,17 р<0,05).

Наиболее характерным для предпочтений родителей является полное отсутствие требований к необходимости иметь какой-то специфический уровень интеллектуальных способностей. На первый план выступают требования к содержанию ценностной сферы и конкретным чертам личности. По мнению родителей, наиболее предпочти-

тельными для учителя являются ценности собственного престижа (0,78 р<0,001), социальных контактов (0,78 р<0,001), значимость семейной жизни (0,76 р<0,001), склонность к чувству вины (0,30 р<0,001), подозрительность (0,29 р<0,001), значимость материального положения (0,24 р<0,001), развития себя (0,24 р<0,001), достижений (0,22 р<0,01), духовного удовлетворения (0,21 р<0,01), совестливости (0,17 р<0,05), напряженности (0,16 р<0,05) и мечтательности (0,15 р<0,05).

Специфика позиции методистов определяется тем, что на первом месте стоят ценности, связанные с выработкой индивидуального стиля деятельности, а также его интеллектуальные способности. При этом значимость конкретных черт личности учителя невелика. С точки зрения методистов, учитель должен обладать таким набором личностных характеристик и способностей, как креативность (0,73 р<0,001), значимость профессиональной жизни (0,72 р<0,001), он должен стремиться к сохранению индивидуальности (0,69 р<0,001), обладать высоким уровнем интеллекта (0,23 р<0,001) и высоким уровнем общего интеллекта (0,23 р<0,001), смелостью (0,19 р<0,01), осведомленностью (0,19 р<0,01), способностью к поиску аналогий (0,19 р<0,01), определению общего (0,17 р<0,05), геометрическому сложению (0,17 р<0,05) и пространственному воображению (0,17 р<0,05).

Корреляционный анализ показал лишь спектр характеристик, так или иначе значимых для разных экспертов. Для определения приоритетности каждой из выявленных характеристик для разных экспертов воспользуемся коэффициентом множественной регрессии (КМР). В первую очередь определим вес каждой группы характеристик для разных экспертов.

Так, наиболее значимую роль в формировании ожиданий учащихся играет совокупность ценно -стных ориентаций учителя (КМР=0,77). При этом значимость личностных характеристик (КМР=0,40) и интеллектуальных способностей (КМР=0,37) учителя значительно ниже. Ожидания родителей от работы учителя определяются, в первую очередь, особенностями его ценностных ориентаций (КМР=0,87); менее значима система интеллектуальных способностей (КМР=0,40) и личностных черт учителя (КМР=0,24). Для методистов наиболее важной является система ценностей (КМР=0,78) и интеллектуальных способностей (КМР=0,57), тогда как значимость системы черт личности достаточно низкая - КМР=0,22.

Более наглядно различия в предпочтениях представлены в таблице 1.

Таблица1

Значимость системы характеристик личности и способностей учителя для разных участников образовательного процесса (значение КМР)

ученики родители методисты

черты личности 0,40 0,24 0,22

ценностные ориентации 0,77 0,87 0,78

интеллектуальные способности 0,37 0,40 0,57

Примечание. Здесь и далее: КМР - коэффициент множественной регрессии; высчитывался для оценки силы влияния характеристик учителя на оценку его работы участниками образовательного процесса.

На основании представленных в таблице 1 данных следует еще раз сказать, что разные эксперты выделяют в качестве значимых разные характеристики учителя. Наиболее отчетливо это видно в регрессионных уравнениях, где отражены характеристики учителя, влияющие на отношение к нему разных экспертов:

а) оценка учениками = 0,35 (увлечения)+0,34 (обучение)+0,29 (креативность)+0,18 (добро-та)+0,13 (поиск аналогий)+0,12 (самостоятель-ность)+0,12 (семейная жизнь)+-0,40 (индивиду-альность)+-0,11 (мягкосердечность);

б) оценка родителями = 0,37 (семейная жизнь)+0,30 (индивидуальность)+0,25 (пре-стиж)+0,18 (социальные контакты)+0,16 (подоз-рительность)+0,11 (духовное удовлетворе-ние)+0,10 (пространственное воображение)+-0,22 (обучение и образование);

в) оценка методистами = 0,75 (профессиональная жизнь)+0,20 (престиж)+0,17 (определение общего)+0,15 (напряженность)+0,14 (интел-лект)+0,11 (эмоциональная устойчивость)+-0,16 (обучение и образование).

Требования, предъявляемые к учителю, многочисленны в отношении всех групп экспертов. На наш взгляд, показательным является первостепенная значимость принципиально разных жизненных сфер для формирования отношения к учителю учащихся (сфера увлечений), родителей (сфера семейной жизни) и методистов (сфера профессиональной деятельности).

Одним из важнейших условий формирования отношения участников образовательного процесса к учителю являются представления о наиболее успешном педагоге. Это дает возможность, с одной стороны, ученикам, родителям и методистам дифференцированно относится к тем учителям,

которые с ними работают, с другой - самому учителю соотносить собственные психологические особенности с существующим идеалом.

Успешный с точки зрения учащихся педагог обладает высоким уровнем развития памяти, добрый, эмоционально устойчивый, беспечный, проницательный, гибкий, самостоятельный, напряженный; для него значимы сферы обучения и образования, общественной жизни и увлечений.

Для родителей отличительными характеристиками успешного педагога являются способности исключения лишнего и арифметического интеллекта, доброта, совестливость, смелость, подозрительность, мечтательность, склонность к чувству вины, а также значимость ценностей собственного престижа, социальных контактов, развития себя, достижений, реализация которых, в свою очередь, предполагается в сфере семейной жизни.

С точки зрения методистов, для успешного педагога характерен более высокий уровень общего интеллекта, способностей к поиску аналогий, общего и пространственного воображения, доброта и смелость, а также высокая значимость ценностей собственного престижа, креативности, социальных контактов, сохранения собственной индивидуальности, которые находят реализацию в сферах профессиональной и семейной жизни.

В ходе анализа мы неоднократно сталкивались с ситуацией, в которой характеристики личности и

способности учителя переплетаются в специфичные взаимосвязи. На уровне количественного анализа мы выделили лишь наиболее общие характеристики черт личности, ценностей, интеллектуальных способностей. В связи с тем, что нами было установлено отсутствие однозначного приоритета тех или иных сторон личности педагога в обеспечении успешности его работы, перейдем к структурному анализу полученных данных. Представленные на рисунках 1, 2, 3 и в таблице 2 результаты анализа позволяют сделать выводы о том, какими особенностями характеризуются структуры личности и способностей учителей с разным уровнем успешности деятельности.

Так, структура личности и способностей успешного педагога с точки учащихся более насыщена межструктурными взаимосвязями; она в два раза более интегрирована, чем структура личности и способностей неуспешного педагога (см. таблицу 2). Следуя логике психологического анализа в исследованиях В. С. Мерлина [2], такой тип межструктурных связей можно назвать множественным, когда функционирование одной структуры (в нашем случае структуры черт личности) зависит от функционирования не только второй структуры (ценностных ориентаций), но и третьей структуры (структуры интеллектуальных способностей учителя).

а) успешный педагог, с точки зрения учащихся

Пр ] ( М ^ (Ку^СК

ВТ С

б) неуспешный педагог, с точки зрения учащихся

Рис. 1. Психологическая структура личности и способностей успешного (а) и неуспешного (б) педагогов с точки зрения учащихся

Примечание. Здесь и далее:

жирная линия -р<0,001; тонкая линия -р<0,01; пунктир -р<0,05

1 ряд: интеллектуальные способности по тесту Амтхауера - ОС (осведомленность), ИЛ (исключение лишнего), ПА (поиск аналогий), ОО (определение общего), АР (арифметический), ОЗ (определение закономерностей), ГС (геометрическое сложение), ПВ (пространственное воображение), З (запоминание), Щ - общий уровень интеллекта.

2 ряд: ценности и жизненные сферы по тесту ОТеЦ И.Г. Сенина - Пр (собственный престиж), М (материальное положение), К (креативность), СК (социальные контакты), Р (развитие себя), Д (достижения), ДУ (духовное удовлетворение), И (сохранение индивидуальности), П (профессиональная жизнь), Об (обучение и образование), С (семейная жизнь), О (общественная жизн ь), У (увлечения).

3 ряд: черты личности по тесту 16РЕ Кеттелла - А, В, С, Е, Е, О, Н, I, Ь, М, М, О, Q1, Q2, Q3, Q4.

Сравнение представлений об успешном и неуспешном педагогах учащихся, родителей, методистов наглядно показывает качественные различия между ними. Если учащиеся достаточно однозначно дифференцируют учителей по шкале успешный/неуспешный, то в характеристиках успешного педагога родителями и методистами имеется большое количество аналогичных неуспешному педагогу характеристик.

а) успешный педагог, с точки зрения родителей Г ОС \ /'ИЛ \ /пД (оо\ /АР\ /ОЗ\ /ГС\ ШВ\ ГЗ\ '

/ Л / ' . / ^ и

Пр

М К

СК

Д I IДУ 1

\ ' '—Ч '

'Об^'

' \ ' ' <

' / ч ' / ч

И П Об О

/Н, )>'\ АА

; - х- V *

^— 4 -

XV « 1 '

V \ I

-1" - ^

в у^/ с \ ! б мй \ /ы \ М\ Ш о \ '\--fQ2 1

б) неуспешный педагог, с точки зрения родителей

Рис. 2. Психологическая структура личности и способностей успешного (а) и неуспешного (б) педагогов с точки зрения родителей

Представления методистов об успешном и не- повторяющихся в другой. Это свидетельствует о

успешном педагогах более организованны. В том, что методисты в большей мере готовы дать

обеих межструктурных моделях выделяются содержательную, специфичную оценку обоих

группы черт, ценностей и способностей, имею- типов педагогов. щих наибольший вес в каждой структуре и не

Р

б ^ ( о ^ I н\ (I у-Ч ь \ I N у 7 о ) 7 01

а) успешный педагог, с точки зрения методистов

ОС ^ (ил^ шА (оО\ /АРч /ПВ\ ( З

03 ^ (от

б) неуспешный педагог, с точки зрения методистов

Рис. 3. Психологическая структура личности и способностей успешного (а) и неуспешного (б) педагогов с точки зрения методистов

Таблица 2 Психологическая структура личности и способностей успешных и неуспешных педагогов

Общие выводы. Завершая анализ проведенного исследования, можно сформулировать ряд выводов, отражающих специфику представлений разных экспертов о личности и способностях педагогов с разной профессиональной успешностью и личностной привлекательностью.

Во-первых, проведенный анализ показал, что ведущим показателем, определяющим различия в представлениях участников образовательного процесса об учителе, является система значимых для него жизненных предпочтений. Выбор учителем той или иной жизненной сферы как условия самореализации определяет разные представления о нем, как об успешном педагоге.

с позиции учеников, родителей и методистов

Показатели Успешные учителя Неуспешные учи-

структуры теля

уче- роди- методи- уче- роди- методи-

ники тели сты ники тели сты

Количество меж- 30 17 43 11 47 27

структурных связей

Количество меж- 10 3 16 3 11 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структурных связей при р<0,01

Интегрированность 40 21 66 14 61 37

структуры

Во-вторых, установлено, что разные психологические характеристики педагога имеют разное значение для участников образовательного процесса. Для учащихся таковыми являются особенности черт личности учителя, для родителей -его ценностных ориентаций, для методистов -его интеллектуальных способностей.

В-третьих, несмотря на установленные различия в значимости разных характеристик для учащихся, родителей и методистов, следует говорить о системе сложных взаимосвязей между психологическими особенностями педагога. Каждому участнику образовательного процесса свойственно специфичное представление о сочетании предпочитаемых им черт личности, ценностных ориентаций, способностей учителя. В связи с этим нельзя, на наш взгляд, говорить об однозначном предпочтении разными участниками образовательного процесса либо одних, либо других групп психологических характеристик учителя. Это составляет одну из ведущих проблем не только организации педагогического взаимодействия, но и всей педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем [Текст] / Н.В. Клюева. - М.: Сфера, 2000. - 192 с.

2. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

3. Поваренков, Ю.П. Влияние системы ценностных ориентаций учителя на успешность педагогической деятельности [Текст] / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2014. - Том 20. - № 3. Июль - Август - Сентябрь. - С. 81-86.

4. Поваренков, Ю.П. Оценка эффективности педагогической деятельности [Текст] / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 167 с.

5. Поваренков, Ю.П. Проблема индивидуально-психологического содержания профессионально важных качеств субъекта труда [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 1. - С. 34-40.

6. Поваренков, Ю.П. Психологическая структура субъекта профессионального пути [Текст] / Ю.П. Поваренков // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Том 1. - 2008. - № 2. - С. 139-144.

7. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика требований к учителю со стороны субъектов образовательного процесса [Текст] / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 2. - С. 235-241.

8. Поваренков, Ю.П. Содержание требований учащихся, родителей и экспертов-методистов к интеллектуальным способностям учителя [Текст] / Ю.П. Поваренков, Ю.Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3. - С. 222-227.

9. Поваренков, Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления

личности [Текст] / Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. Том 2. Психолого-педагогические науки - 2013. - № 2. - С. 156-164.

10. Рукавишников, А.А. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF [Текст] / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2000. - 25 с.

11. Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей. -Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 17 с.

12. Сенин, И.Г. Тест умственных способностей (ТУС) [Текст] / И.Г. Сенин, О.В. Сорокина, В.И. Чирков. - Ярославль: Психодиагностика, 1996. - 18 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Kljueva, N.V. Tehnologija raboty psihologa s uchitelem [Tekst] / N.V. Kljueva. - M.: Sfera, 2000. - 192 s.

2. Merlin, V.S. Ocherk integral'nogo issledovanija individu-al'nosti [Tekst] / V.S. Merlin. - M.: Pedagogika, 1986. - 256 s.

3. Povarenkov, Ju.P. Vlijanie sistemy cennostnyh orientacij uchitelja na uspeshnost' pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju.P. Povarenkov, Ju.N. Slepko // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Serija Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Socioki-netika. - 2014. - Tom 20. - № 3. Ijul' - Avgust - Sentjabr'. - S. 81-86.

4. Povarenkov, Ju.P. Ocenka jeffektivnosti pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / Ju.P. Povarenkov, Ju.N. Slepko. - Jaro-slavl': Izd-vo JaGPU, 2011. - 167 s.

5. Povarenkov, Ju.P. Problema individual'no-psihologicheskogo soderzhanija professional'no vazhnyh kachestv sub"ekta truda [Tekst] / Ju.P. Povarenkov // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2008. - № 1. - S. 34-40.

6. Povarenkov, Ju.P. Psihologicheskaja struktura sub"ekta professional'nogo puti [Tekst] / Ju.P. Povarenkov // Vestnik Vjat-skogo gosudarstvennogo gumanitarnogo univer-siteta. Tom 1. -2008. - № 2. - S. 139-144.

7. Povarenkov, Ju.P. Psihologicheskaja harakteristika tre-bovanij k uchitelju so storony sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Tekst] / Ju.P. Povarenkov, Ju.N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2. Psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 2. - S. 235-241.

8. Povarenkov, Ju.P. Soderzhanie trebovanij uchashhihsja, ro-ditelej i jekspertov-metodistov k intellektual'nym spo-sobnostjam uchitelja [Tekst] / Ju.P. Povarenkov, Ju.N. Slepko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Tom 2. Psihologo-pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 3. - S. 222-227.

9. Povarenkov, Ju.P. Utochnenie predmeta, metoda i osnov-nyh zadach psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti [Tekst] / Ju.P. Povarenkov // Jaroslavskij pedago-gicheskij vest-nik. Tom 2. Psihologo-pedagogicheskie nauki - 2013. - № 2. -S. 156-164.

10. Rukavishnikov, A.A. Posobie po primeneniju lichnostnogo oprosnika R. Kettella 16 PF [Tekst] / A.A. Rukavishnikov, M.V. Sokolova. - Jaroslavl', NPC «Psihodiagnostika», 2000. - 25 s.

11. Senin, I.G. Oprosnik terminal'nyh cennostej. - Jaroslavl': NPC «Psihodiagnostika», Fond grazhdanskih iniciativ «So-dejstvie», 1991. - 17 s.

12. Senin, I.G. Test umstvennyh sposobnostej (TUS) [Tekst] / I.G. Senin, O.V. Sorokina, V.I. Chirkov. - Jaroslavl': Psihodiagnostika, 1996. - 18 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.