Научная статья на тему 'Система транспортного обслуживания логистической системы'

Система транспортного обслуживания логистической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЗАТРАТЫ / TRANSPORT SERVICE / LOGISTIC SYSTEM / EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов А. Н., Ольхова М. В.

Представлены подходы к системе транспортного обслуживания. Предложен вариант системы транспортного обслуживания «производитель-потребители». Сформированы подходы к выбору приоритетов обслуживания логистических систем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Going is presented near the system of a transport service. Predlo-wives a variant of the system of a transport service is «producer-users». Going is formed near the choice of priorities of maintenance of the logistic systems.

Текст научной работы на тему «Система транспортного обслуживания логистической системы»

3. Висновки

Виявлеш особливосп часових рядiв основних тех-нологiчних параметрiв цукрового виробництва дають можливiсть створити необхщну базу даних для реа-лiзацiï функцiональних задач технологiчного мош-торингу та оптимального керування технолопчними процесами виробництва цукру.

Лиература

1. Ладанюк А.П. Основи системного анал1зу. - Вшниця: Нова книга, 2004. - 176 с.

2. Галщин В.К. Системи мошторингу. - К.: КНЕУ, 2000. - 231 с.

3. Смоленцев Н.К. Основы теории вейвлетов. Вейвлеты в MATLAB. - М.: ДМК, 2005.

4. Петров В.В. То, что вы хотели знать о самоподобном телетрафике, но стеснялись спросить. - М.: МЭИ, ИРЭ, 2003.

5. Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка. - М.: Мир, 2000. - 333 с.

6. Федер Е. Фракталы. - М.: Мир, 1991.

7. Шредер М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая. - Ижевск: НИЦ « Регулярная и хаотичная динамика». 2001. - 528с.

8. Шустер Г. Детерминированный хаос: Введение. - М.: Мир, 1988. - 240 с.

9. Перепелица В.А., Тамбиева Д.А., Комиссарова К.А. Исследование R/S-траектории одного временного ряда страхования. - Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ», http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2-004/ 248.pdf.

-□ □-

Представлено тдходи до системи транспортного обслуговування. Запропонований варiант системи транспортного обслуговування - «виробник-споживачi». Сформовано тдходи до вибору прiоритетiв обслуговування лог^тичних систем

Ключовi слова: транспортне обслуговування, лог^тична система, витрати □-□

Представлены подходы к системе транспортного обслуживания. Предложен вариант системы транспортного обслуживания - «производитель-потребители». Сформированы подходы к выбору приоритетов обслуживания логистических систем

Ключевые слова: транспортное обслуживание, логистическая система, затраты □-□

Going is presented near the system of a transport service. Predlo-wives a variant of the system of a transport service is «producer-users». Going is formed near the choice of priorities of maintenance of the logistic systems.

Keywords: transport service, logistic system, expenses -□ □-

УДК 656.13

СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

А.Н. Горяинов

Кандидат технических наук, доцент* Контактный тел.: 8-067-257-92-16 8 (057) 707-32-61

Еe-mail: goryainov@ukr.net

М.В. Ольхова

Аспирант, ассистент* Контактный тел.: 8-063-261-56-27, 8 (057) 707-32-61 Е-mail: olhovamaria@rambler.ru *Кафедра транспортных систем и логистики Харьковская национальная академия городского

хозяйства

ул. Революции, 12, г. Харьков, Украина, 61002

1. Введение

Широкая номенклатура и различные свойства грузов, наличие множества вариантов технологии и организационных форм выполнения транспортного процесса, возможность осуществления перевозок раз-

личными типами транспортных средств автомобильного транспорта и неодинаковая эффективность их использования обуславливают сложность управления процессами транспортного обслуживания региона [1]. Рассмотрение города как совокупности систем, в которых функционирует транспорт, позволит более эф-

фективно, с позиции каждой системы и города в целом, организовывать и управлять транспортными процессами. Структура системы транспортного обслуживания остается недостаточно изученной, так как предыдущие разработки и исследования не совсем отображают теперешнюю ситуацию в связи с изменением политики государственного регулирования перевозок груза.

2. Анализ последних исследований и публикаций

3. Цель

Таким образом, можно представить цель данной работы, которая заключается в описании системы транспортного обслуживания логистических систем города.

4. Особенности системы транспортного обслуживания в городе

В современной литературе, описывающей данный вопрос, можно выделить следующие системы, в которых участвует транспорт: система автотранспортного обслуживания [1], система доставки грузов [2], система обслуживания потребителей [3], система «производство-перемещение-потребление» [4], транспортные системы доставки грузов [5,6]. Представленные системы существенно отличаются друг от друга. Система автотранспортного обслуживания, предложенная Терешко С.И. [1], основана на рассмотрении всего транспортного комплекса с позиции системного подхода, и предполагает следующую идею: система транспортного обслуживания функционирует для обеспечения эффективного и качественного протекания процесса транспортного обслуживания, и включает в себя систему автомобильных дорог и организации дорожного движения, систему автомобильно-дорожного обслуживания, автотранспортное производственное подразделение. Данный подход предполагает влияние всех выше представленных систем на протекание транспортного процесса, рис. 1. Однако вопросы, касающиеся взаимодействия производителя, транспорта и потребителя не достаточно точно отображены. Система доставки грузов Миротина Л.Б. [2] включает производителя, торговую фирму, экспедитора и перевозчика. Описаны возможные отношения между этими участниками, целью системы является максимум прибыли. Но данная система не учитывает возможные технологии транспортного обслуживания.

Рассмотрим город как совокупность логистических систем. Предлагаемая логистическая система включает производителя и потребителей продукции, рис. 2.

Производитель ^

Транспорт

£

£

и-/-,

т—1

Потребитель

- информационный поток

- транспортный поток с грузом

- транспортный поток без груза

- границы логистической системы

Рис. 2. Схема участников логистической системы (транспорт независимый участник)

Каждая логистическая система нуждается в транспортном обслуживании. Рассмотрим вариант, когда транспортным участником является независимое транспортное предприятия. Тогда можно представить, что транспортное обслуживание логистических систем города состоит из совокупности транспортных предприятий, которые обслуживают логистические системы города:

тоЛс = то

тп^Лф

i=l И

(1)

4. Система автотранспортного обслуживания

° а

Я а

& ?!

я 2 д я а я

3. Система автомобильно-дорожного обслуживания

1. Процесс автотранспортного обслуживания

простой ТС под погрузкой простой ТС

под разгруз- возврат ТСвТП

ка ТС А движение с грузом кой

2. Система АД и ОДД

10 - нулевой пробег транспортного средства.

Система АД и ОДД - система автомобильных дорог и организации дорожного движения.

Рис. 1. Представление системы транспортного обслуживания (на основании [1,2])

где ТОЛ? - критерий измерения транспортного обслуживания логистических систем города;

_ ТОш!(Лс) - транспортное обслуживание

ьым транспортным предприятием j-ой логистической системы;

п - количество транспортных предприятий;

т - количество логистических систем. Могут возникнуть вопросы, почему одни транспортные предприятия обслуживают только определенные логистические системы, или почему другие транспортные предприятия обслуживают те логистические системы, которые подали заявку на обслуживание. Рассмотрим эти подходы.

Первый подход в явном виде применялся во времена централизованной системы управления. В тот период за каждым предприятием была закреплена определенная клиентура, то есть город был разделен на территории обслуживания, рис. 3 (1). Другой подход наблюдается сейчас - процесс транспортного обслуживания протекает достаточно хаотично. Это связано в первую очередь с тем, что увеличилось количество

Восточно-Европейский журнал передовым технологий

потребителей транспортных услуг. Так же время увеличилось количество транспортных предприятий, но уменьшилась их мощность. Потребители одной логистической системы могут быть потребителями и для другой логистической системы и т.д., рис. 3 (2).

определить достаточно сложно. Он может зависеть от временного фактора (периода на который планируется деятельность транспортного предприятия) и общей стратегии предприятия.

® ™ ® л

..... в О!

.....Э /

2)

о ®

0 ^ ® ® ®

в\

№ 1 ^ - автотранспортное предприятие

® - потребители транспортных услуг — - граница зон обслуживания АТП

- потребители логистических систем

- границы логистических систем

/\ Л ¿\ ¿\ - производители в

логистических системах

Рис. 3. Подходы к транспортному обслуживанию города

Перед транспортным предприятием может стоять выбор: какие логистические системы целесообразно обслуживать, рис. 4 (см. также рис. 3(2)). Этот вопрос может возникнуть из-за необходимости повышения эффективности работы транспортного предприятия. В тоже время, известно, что логистическая система тоже выбирает транспортного участника исходя из своих требований. Методики выбора транспортного участника представлены во многих источниках, например [2,7]. Тогда может возникнуть ситуация при которой транспортному предприятию необходимо соответствовать требованиям логистической системы, для того чтобы обслуживать ту систему, которая является наиболее выгодной для него.

Таким образом, перед транспортным предприятием возникает задача выбора. Так, в [8] представлена модель определения очередности обслуживания потребителей транспортным предприятием в зависимости от их потребностей. Введено понятие «приоритет перевозки», которое означает, что первым необходимо обслуживать потребителя с ближайшим сроком доставки. То есть потребители транспортных услуг упорядочиваются по приоритетам срочности доставки. Соответственно модель нацелена на удовлетворение требования своевременности доставки.

Критериями выбора могут быть и другие параметры, например, планируемый затраты на перевозку, на которые может влиять объем перевозок, географическое расположение потребителей логистической системы, соответствующий тип транспортных средств, требования логистической системы к обслуживанию и др. Какая логистическая система имеет приоритет

Пр - производитель, ТП - транспортное предприятие, По - потребитель

Рис. 4. Возможная ситуация выбора транспортным предприятием логистической системы

Применительно к транспорту представлены задачи выбора приоритетов в пунктах погрузки и разгрузки [9], которые решаются с помощью методологии теории массового обслуживания [10]. В данной работе рассмотрим два различных подхода к выбору приоритетов транспортного обслуживания логистической системы. Первый подход - выбор логистических систем по критерию затрат на транспортное обслуживание, второй подход - выбор параметров качества транспортного обслуживания внутри одной логистической системы (соответственно формула (2) и (3)). Критерием выбора предлагается рассмотреть затраты на транспортное обслуживание логистической системы, которые могут иметь следующую целевую функцию:

ЛС

ЗЛ^- = Цх^Хх^),......х,^)) ^ тт

ЛС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З лО" = 4(х^),х2^),......х,(Б)) ^ тт

(2)

ЛС

З^ГОТ = ^(х1^),х2^),......х,^)) ^ тт

где

затраты транспортного предприятия

ЗЛСк

ТО

на транспортное обслуживание к-ой логистической системы.

х! - ьый показатель работы транспортного предприятия (технико-эксплуатационные, технико-экономические и качественные показатели).

F - комплексный показатель уровня требований логистической системы к транспортному обслуживанию.

Для транспортного предприятия могут быть интересны следующие характеристики логистических систем: количественные показатели - количество потребителей, объемы перевозок, расстояния перевозок, сроки доставки и др.; качественные показатели - объем груза, географическое расположение и др. Отдельно предлагается выделить показатели

качества транспортного обслуживания, которые для транспортного предприятия можно рассмотреть как требования к обслуживанию - время от получения заказа на перевозку до доставки, своевременность, сохранность, уровень риска, совместимость, цена доставки, гибкость при обслуживании, доступность и др. Так, возможные количественные и качественные характеристики логистических систем представлены в табл. 1. Качественные параметры требований ЛС к транспортному обслуживанию представлены балльной оценкой (1- более значимый, 10 - менее значимый). Тогда возможно эти показатели свести к одному комплексному показателю уровня требований логистической системы к транспортному обслуживанию И на основании этого показателя и других характеристик логистических систем определять затраты на обслуживание, определять приоритетность системы.

где

ЛСР TO

затраты транспортного предприятия

Таблица 1

Характеристики логистических систем

Параметр ЛС 1 ЛС 2 ЛС k

Количественные показатели

Количество потребителей 10 15 20

Объемы перевозки, т 12 3 18

Расстояния перевозки, км 100 50 70

Сроки доставки, ч 5 3 6

Качественные показатели

Вид груза А А В

Качественные параметры требований ЛС к транспортному обслуживанию

Время от получения заказа на перевозку до доставки 4 4 6

Своевременность 3 1 3

Сохранность 2 2 1

Уровень риска 5 9 2

Совместимость 10 10 5

Цена доставки 1 3 4

Гибкость при обслуживании 6 6 8

Доступность 9 7 10

Информативность 8 8 7

Комплексность 7 5 9

на транспортное обслуживание 1-ой логистической системы при р-ом варианте требований к качеству транспортного обслуживания.

5. Выводы

Подводя итог проведенному исследованию, возможно прийти к следующему заключению. Система транспортного обслуживания логистической системы может включать в себя производителя продукции и потребителей продукции. Транспортное предприятие, предоставляющее транспортное обслуживание, может быть независимым участником, однако на определенные временные промежутки может становиться участником логистической системы. Так, рассматривая деятельность транспортного предприятия, можно отметить задачу выбора приоритетов обслуживания перед транспортным предприятием. Предложены подходы к выбору приоритетов обслуживания на основании критерия эффективности - затрат на транспортное обслуживания логистической системы.

Литература

1.

Также можно выбирать вариант обслуживания внутри одной логистической системы по комплексному показателю уровня требований логистической системы к транспортному обслуживанию Например, целевая функция может иметь следующий вид:

ЛС1

3^ = f(xi(F),x2(F),......x,(F)) ^ min

ЛС2

ЗЛ^ = f(Xi(F),X2(F),......Xi(F)) ^ min , (3)

ЛСР

З^гоо = f(Xi(F),X2(F),......x,(F)) ^ min

Бутаев Ш.А., Мадаминов Ю. Совершенствование методов управления процессами автомобильных перевозок грузов. - Ташкент: Фан, 1988. - 152с. Логистика: управление в грузовых транспортно-логи-стических системах. Под ред. Л. Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей. - М.: ИНФРА-М, 2002.

- 190 с.

Терешко С.И. Системный подход к повышению качества автомобильного транспортного процесса / Под ред. В.А. Иларионова. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 159 с. Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: Монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. - Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. - 480 с.

Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. - М.: Транспорт, 1990. - 191 с. Горяинов А.Н., Ольхова М.В. Транспортный процесс в логистическом цикле заказа // Коммунальное хозяйство городов: Науч. техн. сб. Вып. 81. - К.: Техника, 2008.

- 321-326 с.

Гаджинский А.М. Логистика. - 3-е изд., перераб. и доп.

- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 375 с. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512 с.

10. Транспортная логистика. Под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Изд-во "ЭКЗАМЕН", 2002. - 512 с.

11. Кожин А.П. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками.

- М.: Высш. школа, 1979. - 304 с.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.