Научная статья на тему 'СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая политика / принцип «загрязнитель платит» / экологические налоги/платежи / экономические инструменты регулирования природопользования / система торговли квотами на выброс. / environmental policy / “polluter pays” guideline / environmental taxes / payments / economic instruments for environmental management / emission trading system on allowance.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галанина И. А.

В статье представлены три группы принципов, которые заложены в основу мировой экологической политики, даны их содержание и обоснование. Наиболее детально рассмотрен принцип «загрязнитель платит» с учетом мнения зарубежных авторов, которые интерпретируют данный принцип. Одним из толкований является торговля квотами на загрязнение, известная прежде всего в качестве инструмента международного экологического права, предусмотренного Киотским протоколом (1997 г.) к Рамочной конвенции ООН (1992 г.) и Парижским соглашением (2015 г.) об изменении климата. На текущий момент система квотирования выбросов занимает в мировых налогах на выбросы существенную долю. Отсутствие этой системы в России лишает страну гибкости в части возможности зачета платежей за выбросы на территории своей страны, ее введение может позволить России достичь определенных целей в решении вопросов экологической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emission Trading System on Allowance as a Tool for Economic Environmental Regulation

Three groups of guidelines that underpin the world environmental policy are presented and their content and basis are showed. The guideline “polluter pays” is considered in the most detailed way, taking into account the opinion of foreign authors who interpret this one. One of the interpretations is pollution allowance trading known primarily as an instrument of international environmental law, provided for by the Kyoto Protocol (1997) to the UN Framework Convention (1992) and the Paris Agreement (2015) on climate change. Currently emission trading system on allowance accounts for a significant share of the world taxes on emissions. The absence of the system in Russia deprives the country of flexibility in terms of the possibility of offsetting payments for emissions on the territory of its country; its introduction can allow Russia to achieve certain objectives in solving environmental policy issues.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 336.228 : 504.06

© И. А. Галанина, 2021

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Галанина И. А. - ст. преподаватель кафедры «Химии и химических технологий», e-шш1: 000911@pnu.edu.ru (ТОГУ)

В статье представлены три группы принципов, которые заложены в основу мировой экологической политики, даны их содержание и обоснование. Наиболее детально рассмотрен принцип «загрязнитель платит» с учетом мнения зарубежных авторов, которые интерпретируют данный принцип. Одним из толкований является торговля квотами на загрязнение, известная прежде всего в качестве инструмента международного экологического права, предусмотренного Киотским протоколом (1997 г.) к Рамочной конвенции ООН (1992 г.) и Парижским соглашением (2015 г.) об изменении климата. На текущий момент система квотирования выбросов занимает в мировых налогах на выбросы существенную долю. Отсутствие этой системы в России лишает страну гибкости в части возможности зачета платежей за выбросы на территории своей страны, ее введение может позволить России достичь определенных целей в решении вопросов экологической политики.

Ключевые слова: экологическая политика, принцип «загрязнитель платит», экологические налоги/платежи, экономические инструменты регулирования природопользования, система торговли квотами на выброс.

Изменение климата входит в число ключевых глобальных проблем регулирования природопользования. Существует конвенциональная позиция, закрепленная на уровне ООН, что данная проблема носит антропогенный характер. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, вызванное человеческой деятельностью, ставит в центр внимания международной климатической политики динамику и учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Загрязнение - это неизбежный результат хозяйственной деятельности, не представляющий какой-либо ценности. Преимуществом от снижения загрязнения всегда является только уменьшение экономической ответственности, которую возлагает на предприятия-загрязнителей общество в лице государства.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)

В настоящее время окружающая среда больше не в состоянии гарантировать баланс между экологическими связями и воспроизводством природных ресурсов. Вопросы экологической безопасности государства следует рассматривать как неотъемлемую часть общенациональных и общечеловеческих ценностей. Развитие социально-экономических, политических и научно-технических приоритетов государства должно основываться на принципах экологического равновесия и защиты окружающей среды. В то же время, экономическая стабильность не должна быть достигнута в ущерб экологической безопасности. В свете этого охрана окружающей среды не может быть гарантирована без правильного создания и использования экономических инструментов для экологического регулирования. Одним из инструментов воздействия является платность природопользования, или так называемое в ряде стран экологическое налогообложение, которая подразумевает под собой взимание платежей/налогов за пользование природными ресурсами, вовлеченными в хозяйственный оборот с одной стороны, и платность/налогообложение за негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности с другой. Таким образом налоги/плата за загрязнение является наиболее широко используемым экономическим инструментом экологической политики.

Экологическая политика, в том числе климатическая, основывается на принципах, которые по степени воздействия условно можно разделить на три группы, представленные на рис. 1.

В 1972 г. впервые на международном уровне Организацией экономического содружества и развития был обоснован принцип «загрязнитель платит». С того момента данный принцип широко используется в законодательной политике европейских и других стран мира. Суть принципа заключается в том, что хозяйствующий субъект, деятельность которого привела к нарушению норм экологической безопасности, должен самостоятельно, за счет чистой прибыли, компенсировать экологические издержки, связанные с восстановлением нарушения. При этом, принцип применяется тогда, когда производственные процессы изготовления продукции не оказывают существенного негативного воздействия на окружающую среду.

Сущность принципа «потребитель платит» заключается в том, что компенсировать экологические издержки должны потребители продукции, изготовление которой вызвало негативное воздействие на окружающую среду. Компенсация экономических потерь перекладывается на потребителей продукта путем включения экологических издержек в себестоимость и, следовательно, в цену товара. Принцип может быть применен, когда у общества нет технических возможностей для обеспечения изготовления продукции без отрицательных экологических последствий.

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС -

КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕСТНИК ТОГУ. 2К1. № 2 (61)

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

В основу принципа «все общество платит» заложено то, что затраты на реализацию природоохранных мер глобального, национального или регионального характера должны покрываться соответствующими средствами, созданными за счет налогоплательщиков, то есть за счет средств экологических фондов [1].

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

V

1

Производитель несет ответственность за эко-лого-экономические убытки, причиненные как стадией производства, так и стадией потребления вплоть до утилизации отходов

V

Экологическое несовершенство продукции заложено на стадии ее изготовления

Потребитель провоцирует производителя на удовлетворение своих возрастающих потребностей

Основная причина эко-деструктивных процессов и их экономических последствий в несовершенстве производственно-потребительских циклов обеспечения жизнедеятельности

Рис. 1. Основополагающие принципы экологической политики

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)

Если рассматривать более детально принцип «загрязнитель платит», то согласно мнения зарубежных авторов, встречается несколько его интерпретаций, приведенных на рис. 2.

Стандартная (standard interpretation)

Расширенная (extended interpretation)

Справедливая (the equitable polluter pays principle)

^__У

Дополнительная ответственность производителей

(the extended producer's responsibility)

/ \

Торговля квотами (emissions trading; trada-ble permits)

подразумевает, что субъекты платят за контролируемое загрязнение в пределах допустимой нагрузки на окружающую среду, но не за сам экологический ущерб, причиненный таким загрязнением

-Ч V

подразумевает, что субъекты компенсируют расходы на возмещение нанесенного окружающей среде ущерба, а не «право загрязнять»

подразумевает содержание, которое меньше завязано на экономических аспектах природоохранной деятельности и больше ориентировано на юридические вопросы определения субъекта-загрязнителя и степени его вины

подразумевает существование так называемых «климатических бирж», где предметом купли-продажи являются разрешения на загрязнение в обозначенных объемах

Рис. 2. Интерпретирование принципа «Загрязнитель платит»

Анализируя приведенные на рис. 2 трактовки принципа «загрязнитель платит», можно сделать следующие выводы:

Стандартная интерпретация обеспечивает предприятиям «право на загрязнение» в рамках установленных нормативов, возлагая на них лишь обязанность внесения экологических платежей, соотнося их с количественными показателями сбросов, выбросов и прочих видов негативного воздействия.

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС -

КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЮНИК ТОГУ 2021 № 2 (61)

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

При таком подходе не решается проблема восстановления окружающей среды и остается открытым вопрос о соотношении необходимой и реально взимаемой для этих целей сумме платежей. Данная интерпретация наиболее характерна для ряда стран, в том числе и для России.

Расширенную интерпретацию можно рассматривать как более прогрессивную относительно «стандартной». В данном случае начинает работать стимулирующий эффект, который выражается в заинтересованности предприятий в снижении загрязнения окружающей среды, поскольку это напрямую влияет на их собственные экологические издержки. Развитие расширенной интерпретации привело к возникновению идеи применения в рамках принципа «загрязнитель платит» концепции «оптимального уровня загрязнения». Ее содержание составляет представление о том, что предельные издержки на снижение загрязнения должны быть равны предельным выгодам от такого загрязнения. Точка эквивалентности, где сходятся эти два параметра, и является оптимальным уровнем загрязнения. Такой подход означает снижение загрязнения до максимального экономически целесообразного уровня.

«Справедливость» в отношении принципа «загрязнитель платит» означает, что загрязнитель отвечает за уменьшение своего «природоохранного» вклада в каждой конкретной ситуации, связанной с негативным воздействием на окружающую среду. Главным элементом данного механизма является пропорциональность распределения экологических издержек между несколькими загрязнителями, а также между загрязнителями и пострадавшими от загрязнения. Каждый должен отвечать именно за свой объем нанесенного ущерба.

Дополнительная ответственность производителей по своему смыслу означает ответственность производителя за судьбу собственной продукции. На него ложится обязательство по утилизации использованных продуктов. Предполагается, что такая мера служит стимулом для минимизации расходов на переработку посредством создания более экологически чистой продукции.

Торговля квотами на загрязнение известна прежде всего в качестве инструмента международного экологического регулирования, предусмотренного Киотским протоколом (1997 г.) к Рамочной конвенции ООН (1992 г.) и Парижским соглашением (2015 г.) об изменении климата. Являясь прямым следствием применения теоремы Коуза к сфере экологии производства, торговля квотами получила распространение в качестве инструмента сокращения ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе и на региональном уровне. В упрощенном виде смысл теоремы Коуза сводится к тому, что субъекты экономической деятельности способны договариваться между собой и рационально использовать имеющиеся ресурсы в областях с традиционно сильным государственным контролем, если права собственности четко определены. Речь идет о применении права собственности в отношении ас-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)

симиляционного потенциала окружающей среды, а не отдельных природных ресурсов, где оно обычно применяется [2].

Применительно к выбросам загрязняющих веществ это означает создание рынка квот, подразумевающего под собой существование так называемых «климатических бирж», где предметом купли-продажи являются разрешения на загрязнение в обозначенных объемах. На практике это означает, что если предприятие, выбрасывает меньше лимита, разрешенного государством, то оно может продавать свободные объемы (квоты) и их покупают те, кто не укладывается в лимит.

На текущий момент во всем мире в налогах на выбросы существенную долю занимает торговля квотами. По данным Всемирного банка, по торговле квотами работают 29 систем, самая крупная - в ЕС. Карта введения систем торговых квот на выбросы (СТВ) и углеродных налогов (УН) приведена на рис. 3.

Рис. 3. Карта введения систем торговых квот на выбросы и углеродных налогов

В 2021 г. ставка за тонну одного из наиболее значимых загрязнителей диоксида углерода (С02) на бирже ЕС (Еи ETS) составляет 51,1 доллара (в 2020 г. - 30,42), в Китае - 6,3 доллара, а в среднем по миру - 11,1 $. При этом по мнению Всемирного банка для того, чтобы достичь климатических целей, зафиксированных в Парижском соглашении по климату, ставка должна составлять не менее 75 $ [3].

В России ставка налога на выбросы СО2 одна из самых низких в мире. Этот факт вызывает недовольство со стороны производителей стран ЕС и, как следствие, привело к введению налогов на выбросы в отношение российских товаров, которые будут взиматься в виде импортных пошлин и по-

СИСТЕМА ТОРГОВЛИ КВОТАМИ НА ВЫБРОС -

КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕСШИК ТСГУ. 2021. № 2 (61)

РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ступать в бюджет стран ЕС, так как в РФ отсутствует система налогов на выбросы и торговля квотами.

В соответствии с Поручением Президента РФ от 12 декабря 2020 г. № Пр-2073 до 1 марта 2021 г. должно быть закончено формирование системы квотирования и установления квот выбросов. Такая система может появиться в 2022 году на Сахалине в пилотном режиме. Стоимость выбросов предполагается на уровне 0,15-2 тыс. руб. (2-25 $) за тонну. Но следует отметить, что внедрение системы квотирования принимается неоднозначно. Эксперты «ВТБ Капитала» проанализировали влияние расходов на покупку квот на отчетность крупных энергокомпаний («Интер РАО», «РусГидро», ОГК-2, ТГК-1 и «Мосэнерго» («Газпром энергохолдинг», ГЭХ) и др.) и определили, что при цене за тонну выбросов СО2 в 11,1 $ общий платеж компаний за выбросы приблизится к 187 млрд руб. в год. При этом средний показатель чистой прибыли упадет на 16 %. Следует отметить, что из-за большого объема ГЭС механизм квотирования практически не окажет влияния только на чистую прибыль «РусГидро». По оценкам оплата сверхнормативных выбросов снизит дивидендную доходность сектора, которая на данный момент составляет в среднем 7,4 %, но при цене тонны CO2 в 11,1 $ - сократится до 5,5 %. Аналитики также отмечают, что рост нагрузки на компании в конечном итоге может привести к увеличению стоимости электроэнергии для промышленности. Так, конечная цена на электроэнергию может увеличиться на 0,43 руб. за 1 кВтч, или на 10 %.

Система налогообложения выбросов (emission taxation) применяется в мировой практике природоохранного регулирования уже более пятидесяти лет. При этом все чаще признается, что, несмотря на некоторые успехи, экологическая политика, основанная на инструментах административного управления, в некоторых случаях не в состоянии справиться с новыми видами загрязнения или предотвратить дальнейший ущерб окружающей среде. Кроме того, эти инструменты связаны с потенциально высокими затратами на достижение целей в области качества окружающей среды. В свете планируемого в ЕС введения трансграничного углеродного механизма можно ожидать, что проблема углеродного регулирования выйдет на уровень международных отношений. Россия - один из крупных торговых партнеров ЕС, у которого сейчас отсутствует какая-либо система углеродного регулирования (углеродные налоги или торговля квотами), что лишает страну гибкости в части возможности зачета платежей за выбросы на территории своей страны. Следовательно, для сохранения (полного или частичного) платежей за выбросы в России, а также для симметричной реакции целесообразно проработать возможности развития в Российской Федерации мер углеродного регулирования (в форме национальной системы торговли квотами на выбросы (СТК)), которая в общем случае и на начальном этапе может работать в добровольном режиме, но при появлении соответствующих требований со стороны ЕС по отдельным группам товаров (на которые распространятся трансграничное углеродное регулирование (ТУР)) может потребоваться пе-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 2 (61)

реход к обязательному режим. При этом необходимо проработать меры поддержки в России для наиболее пострадавших предприятий и отраслей от введения ТУР и мер углеродного регулирования, включая льготы в рамках национальной торговой системы, а также налоговые льготы. В связи с этим необходим поиск экономических инструментов, которые могут получить признание благодаря их экономической эффективности достижения целей охраны окружающей среды и создаваемым ими стимулам к реализации инновационных технических решений для экологических проблем.

Библиографические ссылки

1. Бородин А. И. Особенности использования экономико-экологических инструментов в России / А. И. Бородин, Е. В. Бильчак // Ученые записки российского государственного гидрометеорологического университета. - 2012. - №26. - С. 226237.

2. Зиновкин Н. С. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как эколого-правовой регулятор хозяйственной деятельности : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / Н. С. Зиновкин. - М., 2015. - 201 с.

3. Углекислый вид на дивиденды [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ» № 59 от 06.04.2021, стр. 1. - Режим доступа : https://www.kommersant.ru/doc/4761058 (дата обращения 22.03.2021).

Title: Emission Trading System on Allowance as a Tool for Economic Environmental Regulation

Authors' affiliation:

Galanina I. A. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: Three groups of guidelines that underpin the world environmental policy are presented and their content and basis are showed. The guideline "polluter pays" is considered in the most detailed way, taking into account the opinion of foreign authors who interpret this one. One of the interpretations is pollution allowance trading known primarily as an instrument of international environmental law, provided for by the Kyoto Protocol (1997) to the UN Framework Convention (1992) and the Paris Agreement (2015) on climate change. Currently emission trading system on allowance accounts for a significant share of the world taxes on emissions. The absence of the system in Russia deprives the country of flexibility in terms of the possibility of offsetting payments for emissions on the territory of its country; its introduction can allow Russia to achieve certain objectives in solving environmental policy issues.

Keywords: environmental policy, "polluter pays" guideline, environmental taxes / payments, economic instruments for environmental management, emission trading system on allowance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.