Научная статья на тему 'Система технического диагностирования изделий подвижного состава на основе приближенных алгоритмов управления вынужденными механическими колебаниями вибростендов'

Система технического диагностирования изделий подвижного состава на основе приближенных алгоритмов управления вынужденными механическими колебаниями вибростендов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
86
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / MECHANICAL PRODUCTS OF RAILWAY TRANSPORT SYSTEMS / ВИБРОДИАГНОСТИКА / VIBRATION DIAGNOSTICS / КОЛЕБАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ЧАСТИ / VIBRATION OF ROLLING-STOCK / ПНЕВМОПОДВЕСКА / PNEUMATIC SUSPENSION / КОНТРОЛЛЕР / CONTROLLER / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL ALGORITHM / НЕЛИНЕЙНАЯ ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА ДИНАМИКИ / NON-LINEAR INVERSE PROBLEM OF DYNAMICS / ЛИНЕАРИЗАЦИЯ / LINEARIZATION / ПОЛИНОМИАЛЬНАЯ АППРОКСИМАЦИЯ / POLYNOMIAL APPROXIMATION / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SIMULATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Когут Алексей Тарасович

В статье рассматривается применение в вибрационных стендах технической диагностики механических изделий подвижного состава железнодорожного транспорта систем управления механическими колебаниями на основе более эффективных модернизированных нелинейных алгоритмов обратной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Когут Алексей Тарасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FOR TECHNICAL DIAGNOSTICS OF PRODUCTS OF RAILWAY TRANSPORT SYSTEMS ON THE BASIS OF APPROXIMATE ALGORITHMS TO CONTROL MECHANICAL VIBRATIONS

The article discusses the control systems for mechanical vibrations on the basis of improved modernized nonlinear inverse dynamics algorithms and its use for vibratory stands of technical diagnostics to diagnose mechanical products of railway transport systems.

Текст научной работы на тему «Система технического диагностирования изделий подвижного состава на основе приближенных алгоритмов управления вынужденными механическими колебаниями вибростендов»

УДК 681.51

А. Т. Когут

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ОСНОВЕ ПРИБЛИЖЕННЫХ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫМИ МЕХАНИЧЕСКИМИ КОЛЕБАНИЯМИ ВИБРОСТЕНДОВ

В статье рассматривается применение в вибрационных стендах технической диагностики механических изделий подвижного состава железнодорожного транспорта систем управления механическими колебаниями на основе более эффективных модернизированных нелинейных алгоритмов обратной динамики.

Вибрационный контроль [1 - 4] является одним из основных видов испытаний изделий подвижного состава, поскольку в условиях воздействия вибрационных нагрузок причиной отказа являются различные дефекты, прежде всего в механических узлах. Разработка конструкций объекта на этапе проектирования, имеющих высокие вибропрочность и виброустойчивость, во многом определяются качеством проведения вибрационных испытаний [1].

Вибродиагностические стенды предназначены для проведения проверки изделий на ударную вибропрочность, на воздействие однокомпонентной гармонической, широкополосной случайной и других видов вибраций.

В работе предлагается применение пневматической подвески для обеспечения требуемой формы колебаний подвижной части вибродиагностического стенда. Структурно-функциональная схема вибродиагностического комплекса показана на рисунке 1.

Воздействия на объект - подвижную часть - в каждый дискретный момент времени вычисляются по алгоритмам, хранящимся в программном обеспечении микропроцессорного комплекса, подаются в порты и через цифроаналоговые преобразователи и усилители поступают в исполнительные элементы. Значения входного задающего воздействия подаются на катушку индуктивности электромеханического преобразователя гидравлического усилителя, который обеспечивает работу гидродвигателя и передает усилие Г^) на подвижную часть вибростенда.

Рисунок 1 - Структурно-функциональная схема вибродиагностического комплекса: 1 - поршень гидродвигателя; 2 - гидродвигатель; 3 - неподвижное основание; 4 - диагностируемое изделие; 5 - упругая подвеска; 6 - стол вибростенда; 7 - пневмоподвеска; CPU - центральный процессор; АЦП - аналого-цифровой преобразователь; ЦАП - цифроаналоговый преобразователь; Д - датчик; ИМРП - исполнительный механизм регулирования жесткости пневмооболочки; У - гидравлический усилитель; УМ - усилитель мощности; УПУ - усилительно-преобразующее устройство; ГУ - гидравлический усилитель

Отклонение центра инерционной массы от положения равновесия х(г) описывается дифференциальным уравнением:

т х(г) + Ьх (г) + с! (г) = Р (г), (1)

где Р(г) - входное воздействие (механическое усилие от гидроцилиндра); т - масса подвижной части виброисточника; Ь, с - суммарные коэффициенты вязкого и жесткого трения.

При проведении вибрационных испытаний изделий одним из основных режимов являются вынужденные одночастотные синусоидальные колебания, поэтому необходимо, чтобы выходная переменная х (г) изменялась по синусоидальному закону, а задающее воздействие имело вид:

Р(г) = ¥т 81п(ювг), (2)

где Рт - амплитуда; Шв - частота вынуждающего воздействия.

В памяти процессора хранятся дискретные значения колебаний вида (2), и в системе формируется дискретный, а после преобразований и непрерывный сигнал задающего воздействия Р (г). Процессор также генерирует управляющее воздействие и (г) для приближения колебаний х(г) к требуемому режиму. Усиленный и преобразованный электрический сигнал и(г) подается в исполнительный механизм регулирования давления газа внутри оболочки пневмопружины. Тем самым обеспечивается изменение параметра с в уравнении (1), который можно представить в виде суммы обобщенной жесткости всех упругих пружин, соответствующих положению равновесия с0 и жесткости пневмоподвески сп = сп [и(г)].

Используя выражения (1) и (2), динамическую модель электромеханического объекта будем рассматривать в виде:

т х(г)+Ь х (г)+с0 х(г)+сп [и(г)] х(г) = Рт б1п(юв г). (3)

Рассмотрим формирование алгоритмов управления пневмоподвеской как синтез траек-торных систем при решении задач обратной динамики [5].

В качестве желаемой траектории выберем функцию

g (г) = §т 81пКг -Р 2), (4)

ее первая и вторая производные имеют вид g(г) = ¿тшв • ео8(юв г -к/2) и £(г) =

= -gm Ш2 §1П(Швг -К/2).

Для решения обратной задачи динамики необходимо из фазовых координат объекта (3) выбрать ту, которая и будет обеспечивать требуемое изменение выходной переменной g (г) по синусоидальному закону. В качестве такой фазовой координаты целесообразно выбирать наблюдаемую переменную, т. е. ускорение перемещения центра масс подвижной части объекта, поэтому необходимо выполнение равенства:

х(г) = ¿(г). (5)

Тогда уравнение объекта (3) запишется в виде

-mgт Ш 81п(ювг - к/2) + Ь х(г) + сох(г) + сп [и (г)] х(г) = Р 8т(шв г). (6)

Из равенства (6) релейный алгоритм обратной динамики можно записать в следующей форме:

с„ [и (г)] = ст^п [с(г)]. (7)

Здесь и в дальнейшем под %(г) понимается

Х(0 = ( Рт 81п(Юв г)+mgm4 этК г -р 2) - Ьх(г) - со х(г))(х(г))

Результаты имитационного моделирования приведены на рисунках 2 и 3, из которых видно, что после окончания переходного процесса в системе устанавливаются требуемые синусоидальные колебания (см. рисунок 2), но в системе возникают, как это видно из рисунка 3, характерные для релейных систем автоколебания. 0,01

м

0,005 0

-0,005 -0,01

-хМ ----дЦ)

"П......."Л"/ 4 и* Г\ ■■¿Т......./V"" Л\ / \

/ \ / \ / V / \ / г.......Л/........ \/ V ......Уа.......\

г, с

Рисунок 2 - Переходный процесс в системе с релейным алгоритмом обратной динамики

200 100

СпМ, о

кг/с2

-100 -200

0

г, с

Рисунок 3 - Процесс изменения жесткости пневмоподвески в системе

Формирование и (г) на основе решения обратной задачи динамики связано со сложностью определения обратной для знаковой функции б1§п[] . Вместо релейной характеристики предлагается использовать ее гладкую аппроксимацию

с„ [и(г)] = ф(и(г)) = ст 1И[Ри(г)] при р ® ¥. (9)

При формировании управляющего воздействия с использованием метода первого порядка П1 [6] аппроксимация функции ф(и (г)) запишется при т® 0 в виде следующего линейного отрезка ряда Тейлора:

с„ [и(г)] = ф(и(г - т))+ф'(и(г - т)) • Ли(г). (10)

Величина разности Ли (г) представлена в виде:

Ли (г) = и (г) - и (г -т). (11)

Подставим выражение (10) в модель виброисточника (6) и, учитывая аналитическое выражение для первой производной ф(и(г -т)) и формулу разности (11), запишем управляющее воздействие в виде:

п(г) = п(г - т) + (етЬу1 • оИ2 (р п(г - т)) [Х(г) - ^ Ш(р и (г - т))],

(12)

где %(г) вычисляется по формуле (8).

Выражение (12) является дискретным алгоритмом управления первого порядка. Используя при т ® 0 приближенное определение производной

п(г) - п(г -т)

п(г) =

(13)

получим непрерывный аналог

1

п (г) = - (Стр)-1 • оИ2 (рп(г - т)) [х(г) - Ст &(рп(г - т))]. т

(14)

Рассмотрим формирование управляющего воздействия с использованием метода второго порядка [6]. Тогда аппроксимация функции ф(п(г)) при т® 0 запишется в форме:

Сп [п (г)] = фп(г - т)) + ф>(п(г - т))+0.5ф"(п(г - т))8(г)] • Ап(г). Сигнал 8(г) выбираем в виде:

8(г) = п (г) - п (г -т),

(15)

(16)

где значение управляющего воздействия п (г) определяется регулятором, в котором реализован метод первого порядка П1.

С учетом аналитических выражений для первой и второй производных получим равенство для определения управляющего воздействия:

п (г) = п (г -т) +

Стр[1 -р- Ш(р п (г -т)8) ] оИ2(Рп (г -т))

-1

(с(г) - СтЛ(р п(г -т))).

(17)

Уравнение (17) является вычислительной схемой дискретного алгоритма управления второго порядка.

Аналогично выражению (17) непрерывный алгоритм управления второго порядка будет

иметь вид:

п (г) = -

т

Стр[1 -р- Ф(рп (г -т)8] оИ2(рп (г-т))

-1

(с(г) - СтЛ(р п(г -т))).

(18)

Эффективность полученных с применением методики полиномиальной аппроксимации дискретных и непрерывных приближенных алгоритмов управления первого и второго порядков необходимо проверить с помощью имитационного моделирования.

Для сравнительного анализа непрерывных алгоритмов (14) и (18) формирования управляющих воздействий были построены области устойчивости (п(0); х(0)) для замкнутых систем при различных начальных отклонениях по координате х (0) и по управлению п (0), которые приведены на рисунке 4.

Из визуального анализа следует, что система, в которой реализован алгоритм второго порядка, характеризуется более широкой областью устойчивости.

т

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

I \

0,1 1/(0) о

-од -0,2 -0,3 -0,4 -0,5 -0,6

-0,06 -0,05 -0,04 -0,03 -0,02 -0,01 0 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05

х{0), м -►

Рисунок 4 - Области устойчивости системы с непрерывными алгоритмами первого и второго порядка

Результаты моделирования переходных режимов в виде процессов изменения жесткости пневмоподвески в некоторых точках для систем с алгоритмами первого и второго порядка приведены на рисунках 5 и 6.

Для более полного анализа выделим на рисунке 4 несколько точек (щ, х/), / = 1,13 , координаты которых соответствуют начальным приближениям по управлению и(0) = щ и по координате х(0) = х/ и получим переходные процессы системы в данных точках.

Алгоритмы полиномиальной аппроксимации оказались более эффективными, так как они не только расширяют область устойчивости системы, но и изменяют характер протекания переходных и установившихся процессов изменения управления и ^) и жесткости пневмоподвески сп (£ ).

Для управления жесткостью пневмоподвески сп (I) в вибродиагностическом комплексе в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качестве центрального процессора, усилительных и преобразующих устройств (АЦП и ЦАП) предлагается использовать технические средства (как аппаратные, так и программные) диагностического комплекса «Прогноз-1», достаточно широко применяемого при диагностировании устройств железнодорожного транспорта [3].

Из визуального анализа следует, что система, в которой реализован алгоритм второго порядка, характеризуется более широкой областью устойчивости.

Результаты моделирования переходных режимов в виде процессов изменения жесткости пневмоподвески в некоторых точках для систем с алгоритмами первого и второго порядка приведены на рисунках 5 и 6.

■ 1

ал1 Непр{ 'оритм ¡рывный 2-го порядка^, ........> К-' 1\

/ ✓ м2 \ \ к \ ' алп Непрерывны! эритм 1-го пор ■> 1 ядка

______1 / / * ,м3 "" V....... м12

1 / и МА м5 ____ N \

"V" \ > к V. м 11 • """V 1 1

--- ** "Ч ( >м7 м8 1 1 ____л_____

\ \ /Ид —-- 1 / /

\ * у

/ / Г"........

с -►

Рисунок 5 - Процесс изменения жесткости пневмоподвески в системе с алгоритмом первого порядка в точке М4(0,07; - 0,012)

г, с ->

Рисунок 6 - Процесс изменения жесткости пневмоподвески в системе с алгоритмом второго порядка в точке М4(0,07; - 0,012)

Комплекс «Прогноз-1М» предназначен для определения технического состояния подшипников качения и зубчатых передач редукторных, буксовых, моторных и других узлов основных и вспомогательных машин подвижного состава путем обработки сигналов вибрации и частоты вращения.

Исследования, проведенные совместно с НИИ технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта, подтвердили эффективность предлагаемых алгоритмов управления. Программное обеспечение разработанной системы принято в опытную эксплуатацию.

Список литературы

1. Алексеев, А. А. Идентификация и диагностика систем [Текст] / А. А. Алексеев, Ю. А. Ко-раблев, М. Ю. Шестопалов. - М.: Академия, 2009. - 352 с.

2. Ананьевский, И. М. Методы управления нелинейными механическими системами [Текст] / И. М. Ананьевский, Ф. Л. Черноусько, С. А. Решмин. - М.: Физматлит, 2006. - 328 с.

3. Молчанов, В. В. Новые технологии и оборудование контроля и диагностирования железнодорожной техники [Текст] / В. В. Молчанов, В. Г. Шахов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2010. - № 4. - С. 116 - 120.

4. Ражковский, А. А. Технологический процесс контоля качества продукции при ремонте подвижного состава [Текст] / А. А. Ражковский, А. Г. Петракова, Т. Г. Бунькова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2010. - № 2. - С. 42 - 48.

5. Пупков, К. А. Методы классической и современной теории автоматического управления. Синтез регуляторов систем автоматического управления [Текст] / К. А. Пупков, Н. Д. Егупов / МГТУ им. Н. Э. Баумана. - М., 2004. - Т. 3. - 616 с.

6. Когут, А. Т. Полиномиальная аппроксимация в некоторых задачах оптимизации и управления [Текст] / А. Т. Когут / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2003. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.