УДК 338
Экономические науки
Краснюкова Марина Борисовна, БГТУ «Военмех» (Санкт-Петербург) 3 курс магистратуры по направлению: государственное и муниципальное управление. Факультет: Международного промышленного менеджмента и коммуникации.
Направление: государственное и муниципальное управление
СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: В данной работе проанализированы подходы к определению «стратегическое планирование»; определяются основные принципы, задачи и направления стратегического планирования; полномочия Российской Федерации, установленные Федеральным законом в сфере государственного стратегического планирования; проанализирован процесс государственного стратегического планирования.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, государственное стратегическое планирование, процесс государственного стратегического планирования.
Annotation: This paper analyzes approaches to the definition of "strategic planning"; defines the basic principles, tasksand directions of strategic planning; authority; The Russian Federation established by the Federal Law in the field of state strategic planning; The process of state strategic planning is analyzed.
Key words: socio-economic development, state strategic planning, state strategic planning process.
Понятие стратегического планирования включает себя обязательный элемент внедрения стратегии развития для государства. Высококачественное
развитие и внедрение любых стратегических планов на всех уровнях государственной власти способствуют следующему:
— решению социально-экономических задач;
— укреплению национальной безопасности;
— улучшению качества жизни населения [4].
Актуальность темы данной статьи обозначена тем, что на сегодняшний день крайне важно качественно планировать дальнейшее стратегическое развитие на всех уровнях власти для обеспечения устойчивого развития страны и необходимостью устранения возникающих противоречий между разработкой и реализацией стратегических планов [8, с. 45].
В ходе анализа литературы выявлено несколько подходов к определению понятия государственного стратегического планирования.
Первый подход - «информационно-ориентирующий» рассматривает результат стратегического планирования как прогноз развития объекта управления. В этом подходе стратегический план или прогноз выполняют функцию того, чтобы доносить на текущее состояние объекта управления, ориентации в направлениях развития и стимуляции деятельности властей для решения социально важных задач. Такой план должен содержать целевые ориентиры или индикаторы развития. Существование целевых индикаторов обеспечивает контроль внедрения стратегического плана и увеличивает качество управления.
Второй подход - «организационный» определяет план как систему сбалансированных целей, которые достигаются успехом посредством прямого или косвенного экономического регулирования. В качестве прямой формы регулирования бюджетной поддержки, адресных субсидий, рассматривается финансирование реализации государственных и муниципальных программ. Косвенное экономическое регулирование определяется созданием условий для активной коммерческой деятельности, эффективного использования внутренних ресурсов объекта управления. Реализация организационного стратегического планирования требует согласования интересов и действий
участников. Показатели государственных стратегических планов -экономические инструменты контроля [2; 3].
Третий подход - «программно-целевой» характеризует стратегический план как набор программ, направленных к решению определенных социально важных целей. В рамках этого подхода стратегический план позволяет конкретизировать цели, делать план мер, направленных к их успеху и устанавливать конкретные индикаторы для оценки степени достижения целей [1].
Обозначенные подходы в практической деятельности используются комплексно.
Стратегическое планирование в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
— Конституция РФ;
— Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
Приоритетная задача развития всех сфер жизнедеятельности России -формирование системы стратегического планирования на государственном и муниципальном уровне.
К участникам стратегического планирования на федеральном уровне отнесены (см. рисунок 1):
Рисунок 1 — Участники стратегического планирования на федеральном уровне [11, а 35].
На региональном уровне участниками стратегического планирования являются (см. рисунок 2):
Рисунок 2 — Участники стратегического планирования на региональном уровне [11, а 36].
Далее рассмотрим принципы стратегического планирования: — единство и целостность элементов системы стратегического планирования;
— разделение полномочий между государственными и муниципальными органами власти;
— преемственность и преемственность;
— сбалансированность и соответствие оперативным и долгосрочным целям;
— эффективность и результативность;
— ответственность участников планирования за качество разработанных планов и программ;
— прозрачность и открытость, доступность стратегических планов и программ для всех слоев населения;
— реалистичные и достижимые в современных социально-экономических условиях;
— предоставление ресурсов для реализации стратегических планов;
— наличие количественных и качественных критериев оценки эффективности стратегических планов (принцип «измеримости»);
— принцип соответствия целям государственного развития и приоритетам государственной политики [6, с. 107].
Поддержание обозначенных принципов увеличивает качество и эффективность государственной политики в сфере стратегического планирования и позволяет организовывать взаимодействие различных уровней власти. В результате процесс долгосрочного развития становится более управляемым, управляемым и сосредоточенным на конкретных, измеримых, количественных индексах [7, с. 10].
Качественное и эффективное решение обозначенных задач определяют значение стратегического планирования для развития территориальных образований и страны в целом.
Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно
функционирующей системы государственного стратегического управления [10, а 40].
Стратегическое планирование в органах власти направлено на решение следующих задач (см. рисунок 3):
определение источников финансирования и других ресурсов необходимых дня реализации стратегии территориального развития;
мониторинг и контроль реализации стратегических планов
Рисунок 3— Задачи стратегического планирования
Основными задачами стратегического планирования, являются:
— формирование системы стратегического управления;
— разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
— мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [9, а 24].
Система государственного стратегического управления позволяет (см. рисунок 4):
формирование долгосрочных приоритетов государства в области социально-экономического развития, что позволяет частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;
развертывание долгосрочного комплекса средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;
балансировка запланированных мероприятий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат;
ориентация субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с установленными долгосрочнымицелями;
увязка решении, принятых в процессе государственного стратегического управления с бюджетными ограничениями, которые определяются как в средне- и долгосрочной перспективе;
контроль за выполнением решении.
Рисунок 4 — Преимущества системы государственного стратегического управления
На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики [5, с. 121].
В современный период важно эффективное функционирование системы стратегического управления. Стратегическое планирование позволяет изменить подход к среднесрочному прогнозированию, связывая его со следующими компонентами (см. рисунок 5):
Кроме того, система включает в себя разработку механизмов «управления эффективностью», обеспечивая четкую связь между исполнением государственных органов и бюджетных средств, выделяемых для их достижения [8, с. 46].
Также целесообразно выделить следующие основные проблемы стратегического планирования в современной Российской Федерации (см. рисунок 6):
номинальный, сугубо декларативный характер многих стратегических планов, неподкрепленностъ стратегического плана частными нормативно правовыми актами и конкретными источниками финансирования
недостаточность мониторинга реализации стратегических планов
\ простое копирование инструментария разработки и реализации ) стратегических планов, хорошо зарекомендовавшего себя в I зарубежныхгосуцарствах, без учета отечественной специфики
ни согласованно стъ стратегических планов государства и частного бизнеса
дефицит метематического моделирования стратегий.
Рисунок 6 — Проблемы стратегического планирования в современной Российской Федерации
Государственное стратегическое планирование направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Необходимость в разработке процесса планирования связан с непрерывными колебаниями основных социально-экономических показателей, таких как уровень ВВП и ВРП (валовой региональный продукт), население, объем инвестиций в основной капитал, объем розничной торговли и внешнеторговые операции, уровень безработицы, показатели, характеризующие условие образования, здравоохранение, общественная безопасность, техническая инфраструктура [9, а 24].
Планируется осуществить переход от социально-экономического развития к территориальному развитию, ориентируясь на создание сложных условий, благоприятную адаптивность на территории, эффективное и оптимальное использование внутренних ресурсов, человеческое развитие осуществлялось постепенно. При переходе к территориальному развитию необходимо понимать принцип сбалансированности стратегических ориентиров и ресурсов, в том числе инвестиционных возможностей территории [8, с. 48].
Таким образом, можно резюмировать, что стратегическое планирование развития Российской Федерации развивается в основном на уровне регионов и муниципалитетов, что вызывает определенные проблемы. Эти трудности включают в себя отсутствие необходимых документов на федеральном уровне, методическое обеспечение и всестороннюю информационную базу. Ввиду вышеизложенного существует необходимость разработки системного подхода для устранения проблем, которые существуют в стратегическом планировании в России. Благодаря активному и качественному применению этого подхода станет возможным стабилизировать уже принятие стратегические документы на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечить создание необходимой информационной базы.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, N 206, 19.10.1999.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
5. Бритикова Е.А. Постсоветская модернизация России: значение властного ресурса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. - №11. - С. 121.
6. Власюк Л.И. Региональная проекция системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 107-113.
7. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. 2018. - № 1 (05). - С. 10-12.
8. Литвиненко Е.В., Устюжанина И.А., Литвиненко М.С. Развитие системы государственного стратегического планирования РФ // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. - № 3 (15). - С. 45-48.
9. Сергеева Н.М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. - № 3 (36). - С. 24.
10. Скрипник А.Д. Анализ проблем стратегического планирования РФ // Международный академический вестник. 2018. - № 4 (24). - С. 38-41.
11. Соляник М.Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. -№ 2 (34). - С. 34-38.