Научная статья на тему 'Система стратегического планирования в Российской Федерации'

Система стратегического планирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5233
877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE STRATEGIC PLANNING / STATE STRATEGIC PLANNING PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснюкова Марина Борисовна

В данной работе проанализированы подходы к определению «стратегическое планирование»; определяются основные принципы, задачи и направления стратегического планирования; полномочия Российской Федерации, установленные Федеральным законом в сфере государственного стратегического планирования; проанализирован процесс государственного стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper analyzes approaches to the definition of "strategic planning"; defines the basic principles, tasksand directions of strategic planning; authority; The Russian Federation established by the Federal Law in the field of state strategic planning; The process of state strategic planning is analyzed.

Текст научной работы на тему «Система стратегического планирования в Российской Федерации»

УДК 338

Экономические науки

Краснюкова Марина Борисовна, БГТУ «Военмех» (Санкт-Петербург) 3 курс магистратуры по направлению: государственное и муниципальное управление. Факультет: Международного промышленного менеджмента и коммуникации.

Направление: государственное и муниципальное управление

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В данной работе проанализированы подходы к определению «стратегическое планирование»; определяются основные принципы, задачи и направления стратегического планирования; полномочия Российской Федерации, установленные Федеральным законом в сфере государственного стратегического планирования; проанализирован процесс государственного стратегического планирования.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, государственное стратегическое планирование, процесс государственного стратегического планирования.

Annotation: This paper analyzes approaches to the definition of "strategic planning"; defines the basic principles, tasksand directions of strategic planning; authority; The Russian Federation established by the Federal Law in the field of state strategic planning; The process of state strategic planning is analyzed.

Key words: socio-economic development, state strategic planning, state strategic planning process.

Понятие стратегического планирования включает себя обязательный элемент внедрения стратегии развития для государства. Высококачественное

развитие и внедрение любых стратегических планов на всех уровнях государственной власти способствуют следующему:

— решению социально-экономических задач;

— укреплению национальной безопасности;

— улучшению качества жизни населения [4].

Актуальность темы данной статьи обозначена тем, что на сегодняшний день крайне важно качественно планировать дальнейшее стратегическое развитие на всех уровнях власти для обеспечения устойчивого развития страны и необходимостью устранения возникающих противоречий между разработкой и реализацией стратегических планов [8, с. 45].

В ходе анализа литературы выявлено несколько подходов к определению понятия государственного стратегического планирования.

Первый подход - «информационно-ориентирующий» рассматривает результат стратегического планирования как прогноз развития объекта управления. В этом подходе стратегический план или прогноз выполняют функцию того, чтобы доносить на текущее состояние объекта управления, ориентации в направлениях развития и стимуляции деятельности властей для решения социально важных задач. Такой план должен содержать целевые ориентиры или индикаторы развития. Существование целевых индикаторов обеспечивает контроль внедрения стратегического плана и увеличивает качество управления.

Второй подход - «организационный» определяет план как систему сбалансированных целей, которые достигаются успехом посредством прямого или косвенного экономического регулирования. В качестве прямой формы регулирования бюджетной поддержки, адресных субсидий, рассматривается финансирование реализации государственных и муниципальных программ. Косвенное экономическое регулирование определяется созданием условий для активной коммерческой деятельности, эффективного использования внутренних ресурсов объекта управления. Реализация организационного стратегического планирования требует согласования интересов и действий

участников. Показатели государственных стратегических планов -экономические инструменты контроля [2; 3].

Третий подход - «программно-целевой» характеризует стратегический план как набор программ, направленных к решению определенных социально важных целей. В рамках этого подхода стратегический план позволяет конкретизировать цели, делать план мер, направленных к их успеху и устанавливать конкретные индикаторы для оценки степени достижения целей [1].

Обозначенные подходы в практической деятельности используются комплексно.

Стратегическое планирование в РФ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

— Конституция РФ;

— Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.

Приоритетная задача развития всех сфер жизнедеятельности России -формирование системы стратегического планирования на государственном и муниципальном уровне.

К участникам стратегического планирования на федеральном уровне отнесены (см. рисунок 1):

Рисунок 1 — Участники стратегического планирования на федеральном уровне [11, а 35].

На региональном уровне участниками стратегического планирования являются (см. рисунок 2):

Рисунок 2 — Участники стратегического планирования на региональном уровне [11, а 36].

Далее рассмотрим принципы стратегического планирования: — единство и целостность элементов системы стратегического планирования;

— разделение полномочий между государственными и муниципальными органами власти;

— преемственность и преемственность;

— сбалансированность и соответствие оперативным и долгосрочным целям;

— эффективность и результативность;

— ответственность участников планирования за качество разработанных планов и программ;

— прозрачность и открытость, доступность стратегических планов и программ для всех слоев населения;

— реалистичные и достижимые в современных социально-экономических условиях;

— предоставление ресурсов для реализации стратегических планов;

— наличие количественных и качественных критериев оценки эффективности стратегических планов (принцип «измеримости»);

— принцип соответствия целям государственного развития и приоритетам государственной политики [6, с. 107].

Поддержание обозначенных принципов увеличивает качество и эффективность государственной политики в сфере стратегического планирования и позволяет организовывать взаимодействие различных уровней власти. В результате процесс долгосрочного развития становится более управляемым, управляемым и сосредоточенным на конкретных, измеримых, количественных индексах [7, с. 10].

Качественное и эффективное решение обозначенных задач определяют значение стратегического планирования для развития территориальных образований и страны в целом.

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно

функционирующей системы государственного стратегического управления [10, а 40].

Стратегическое планирование в органах власти направлено на решение следующих задач (см. рисунок 3):

определение источников финансирования и других ресурсов необходимых дня реализации стратегии территориального развития;

мониторинг и контроль реализации стратегических планов

Рисунок 3— Задачи стратегического планирования

Основными задачами стратегического планирования, являются:

— формирование системы стратегического управления;

— разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

— мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [9, а 24].

Система государственного стратегического управления позволяет (см. рисунок 4):

формирование долгосрочных приоритетов государства в области социально-экономического развития, что позволяет частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;

развертывание долгосрочного комплекса средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;

балансировка запланированных мероприятий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат;

ориентация субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с установленными долгосрочнымицелями;

увязка решении, принятых в процессе государственного стратегического управления с бюджетными ограничениями, которые определяются как в средне- и долгосрочной перспективе;

контроль за выполнением решении.

Рисунок 4 — Преимущества системы государственного стратегического управления

На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики [5, с. 121].

В современный период важно эффективное функционирование системы стратегического управления. Стратегическое планирование позволяет изменить подход к среднесрочному прогнозированию, связывая его со следующими компонентами (см. рисунок 5):

Кроме того, система включает в себя разработку механизмов «управления эффективностью», обеспечивая четкую связь между исполнением государственных органов и бюджетных средств, выделяемых для их достижения [8, с. 46].

Также целесообразно выделить следующие основные проблемы стратегического планирования в современной Российской Федерации (см. рисунок 6):

номинальный, сугубо декларативный характер многих стратегических планов, неподкрепленностъ стратегического плана частными нормативно правовыми актами и конкретными источниками финансирования

недостаточность мониторинга реализации стратегических планов

\ простое копирование инструментария разработки и реализации ) стратегических планов, хорошо зарекомендовавшего себя в I зарубежныхгосуцарствах, без учета отечественной специфики

ни согласованно стъ стратегических планов государства и частного бизнеса

дефицит метематического моделирования стратегий.

Рисунок 6 — Проблемы стратегического планирования в современной Российской Федерации

Государственное стратегическое планирование направлено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Необходимость в разработке процесса планирования связан с непрерывными колебаниями основных социально-экономических показателей, таких как уровень ВВП и ВРП (валовой региональный продукт), население, объем инвестиций в основной капитал, объем розничной торговли и внешнеторговые операции, уровень безработицы, показатели, характеризующие условие образования, здравоохранение, общественная безопасность, техническая инфраструктура [9, а 24].

Планируется осуществить переход от социально-экономического развития к территориальному развитию, ориентируясь на создание сложных условий, благоприятную адаптивность на территории, эффективное и оптимальное использование внутренних ресурсов, человеческое развитие осуществлялось постепенно. При переходе к территориальному развитию необходимо понимать принцип сбалансированности стратегических ориентиров и ресурсов, в том числе инвестиционных возможностей территории [8, с. 48].

Таким образом, можно резюмировать, что стратегическое планирование развития Российской Федерации развивается в основном на уровне регионов и муниципалитетов, что вызывает определенные проблемы. Эти трудности включают в себя отсутствие необходимых документов на федеральном уровне, методическое обеспечение и всестороннюю информационную базу. Ввиду вышеизложенного существует необходимость разработки системного подхода для устранения проблем, которые существуют в стратегическом планировании в России. Благодаря активному и качественному применению этого подхода станет возможным стабилизировать уже принятие стратегические документы на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления, а также обеспечить создание необходимой информационной базы.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета, N 206, 19.10.1999.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, N 202, 08.10.2003.

4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014.

5. Бритикова Е.А. Постсоветская модернизация России: значение властного ресурса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. - №11. - С. 121.

6. Власюк Л.И. Региональная проекция системы стратегического планирования и прогнозирования в Российской Федерации // Экономика в промышленности. 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 107-113.

7. Гвоздкова В.С., Бубин М.Н. Современный подход к стратегическому планированию // Современные исследования. 2018. - № 1 (05). - С. 10-12.

8. Литвиненко Е.В., Устюжанина И.А., Литвиненко М.С. Развитие системы государственного стратегического планирования РФ // Актуальные проблемы экономики и управления. 2017. - № 3 (15). - С. 45-48.

9. Сергеева Н.М. Стратегическое планирование: сущность, этапы и подходы в России и в развитых странах // Иннов: электронный научный журнал. 2018. - № 3 (36). - С. 24.

10. Скрипник А.Д. Анализ проблем стратегического планирования РФ // Международный академический вестник. 2018. - № 4 (24). - С. 38-41.

11. Соляник М.Н. Стратегическое планирование // Economics. 2018. -№ 2 (34). - С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.