Научная статья на тему 'Система социологического мониторинга как инструмент контроля качества образовательного процесса в вузах системы МЧС России'

Система социологического мониторинга как инструмент контроля качества образовательного процесса в вузах системы МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савочкин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социологического мониторинга как инструмент контроля качества образовательного процесса в вузах системы МЧС России»

социальной зрелости, высокой ответственности за судьбу России.

Кроме учебного и воспитательного процесса в вузе необходимо развитие обучаемых. Развитие обучающих - это процесс познания окружающего мира, осознание человеком своего места в нем, своего предназначения. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда обучаемый выступает субъектом обучения.

Данная закономерность определяет личностный подход, который предполагает, что профессорско-преподавательский состав относится к каждому сотруднику ГПС МЧС как к самостоятельной личности, а не как средству для достижения своих целей.

Таким образом, обучение, воспитание и развитие составляют в своей сумме образование и являются его слагаемыми. Функции обучения, воспитания и развития реализуются в учебно-воспитательном процессе. Исходя из этого, только в такой интерпретации, можно обучать и воспитывать будущего сотрудника ГПС МЧС, патриота своей Родины, способного выполнить любые поставленные задачи.

Список использованной литературы

1. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2007. - 320 с.

2. Солнцев В.О. Педагогическая концепция воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России: монография. - СПб.: СПб УГПС МЧС России, 2010. - 168 с.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 541 с.

4. Работкина О.Е., Зайцев А.Н. Патриотическое воспитание молодежи одна из задач формирования личности гражданина и патриота России // Пожарная безопасность: Проблемы и перспективы: Сб. статей по матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2015. Ч.2. - С.186-190.

СИСТЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ СИСТЕМЫ МЧС РОССИИ

Д.В. Савочкин, заведующий кафедрой, к.соц.н., доцент, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Железногорск

Временами складывается впечатление, что мы уже достаточно знаем о том, как эффективно вести образовательный процесс в вузе. Отношения в сфере

образования четко регламентированы и регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» четко сказано, что качество образования это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам», «в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Именно планируемые результаты образовательной деятельности являются объектом нашего внимания.

Законом об образовании предусмотрены основные формы контроля за качеством образовательного процесса в вузе: текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Соответственно в качестве критериев эффективности качества образовательного процесса, прежде всего, используются количественные показатели, такие как количество положительных и отрицательных оценок, а также участие обучающихся на различных олимпиадах, конкурсах, семинарах и т.д. Качественные показатели, чаще всего, присутствуют лишь в виде экспертной оценки «заинтересованной аудитории», т.е. ответственных за определенные участки работы руководителей учреждений и специалистов соответствующих структур.

Как результат - отсутствие объективной картины, свидетельствующей о реальном уровне качества подготовки специалистов.

Тем не менее, опираясь большей частью на количественные показатели, формируются и утверждаются планы мероприятий, выполнение которых тщательно отслеживается.

В результате, немногие могут признаться в том, что мы не знаем - какова реальная эффективность проводимых нами мероприятий. Можно только предполагать или использовать некие аналогии, когда речь идет о качестве подготовки специалистов. Даже реальная практика, не всегда с уверенностью дает нам ответы на эти вопросы, поскольку самораскрытие молодого специалиста зависит от целого ряда факторов - в какую структуру, на какую должность и в какой коллектив попадает выпускник вуза.

Конечно, в системе образования присутствуют и качественные показатели. Так, согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», среди них - независимая оценка качества образования, которая осуществляется в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования, а также, проведение мониторинга в системе образования.

В современном мире существует много трактовок понятия «мониторинг», преимущественно данный термин соотносится с латинским словом monitor -

надзор, наблюдение, предупреждение.

Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность [7].

В социологии мониторинг определяется как намеренно организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений и процессов с целью диагностики, контроля и прогнозирования. Равным образом в социологической науке мониторингом называется способ познавательной и экспериментальной деятельности, обеспечивающий системную, действенную и адекватную процедуру оценивания ситуации, одновременно с другими методами, что позволяет реализовывать эффективное прогнозирование и разработку оптимальных управленческих решений в области образования [5].

Социологический мониторинг качества высшего образования обеспечивает субъектов образовательного процесса, прежде всего, руководство высших учебных заведений, постоянно получаемой информацией, на основании которой можно судить об уровне преподавания учебных дисциплин, оценку которому могут дать обучающиеся. Мониторинг позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми и предыдущими показателями.

Следует отметить, что в западных странах существует длительный опыт проведения опросов студентов относительно качества преподавания, полученные результаты используются для решения различных задач. Определенный опыт социологического мониторинга качества образования существует на постсоветском пространстве. Социологические исследования «Преподаватель глазами студентов» в течение ряда лет проводились в Волынском национальном университете имени Леси Украинки [4], в высших учебных заведениях Белоруссии и Казахстана. Например, социологический мониторинг как метод повышения эффективности образовательного процесса с 2011 года используется в Казахском национальном университете им. К.И. Сатпаева, где статус данной процедуры закреплен внутренним нормативным документом университета и является обязательным для всех подразделений данного вуза. В положении о социологическом мониторинге сказано, что он проводится с целью повышения качества образовательных услуг и улучшения процесса социально-психологической адаптации обучающихся.

Накоплен определенный опыт социологического мониторинга и в современной России. Так, интересный опыт качественной оценки образовательного процесса есть в Финансовом университете при Правительстве РФ. Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Галина Георгиевна Силласте подтверждает положительную практику

социологического мониторинга и социологического аудита качества учебного процесса в Финансовом университете: «В течение 13 лет в университете проводится социологический мониторинг трех социальных процессов: учебного, рынка труда в форме анализа запросов работодателей, а также интеграции выпускников в рынок труда и профессий. Это востребованное практикой научно-социологическое направление внедрения социологической диагностики в измерение качества подготовки студентов всех уровней» [6].

Аналогичные методы изучения качества образовательного процесса проводятся и во многих образовательных учреждениях России, например, в ТГУ имени Г.Р. Державина, Уральском государственном университете и других.

Следует отметить, что практика проведения социологического мониторинга пока еще не коснулась высших учебных заведений, готовящих кадры для силовых структур и МЧС России (или имеет единичный характер).

Вместе с тем, вопрос качества подготовки специалистов в области «пожарной безопасности» крайне важен, поэтому метод социологического мониторинга мог бы дополнить традиционную систему оценки качества образовательного процесса. Например, выявить мнение курсантов и слушателей относительно качества преподавания дисциплин, возможно даже собрать какие-либо критические оценки и замечания, которые могли быть учтены в дальнейшем при принятии управленческих решений по повышению эффективности учебного процесса. Кроме того, это позволило бы обеспечить «обратную связь» со стороны курсантов, которые, в некотором смысле, являются «молчаливым большинством» во время проведения лекционных занятий.

Таким образом, социологический мониторинг может быть использован как эффективный метод контроля за качеством учебного процесса и формирования у будущих инженеров пожарной безопасности необходимых компетенций.

О пользе проведения систематического социологического мониторинга говорит и д.с.н., профессор В.Е. Шинкевич [5]. В этом плане, одним из наиболее надежных инструментов обратной связи, следует рассматривать не только количественные методы исследований, такие как анкетный опрос, но и качественные, такие как фокус-группа или фокусированное интервью.

И, конечно, в этой ситуации нельзя мириться с так называемым эффектом «клайменоле», этот эффект был описан Джонатаном Свифтом в «Путешествии Гулливера на летающий остров Лапутия». Знатные лапутяне были настолько поглощены своими мыслями, что диалог им был недоступен. Они полностью забывали о собеседнике. О том, что собеседнику надо отвечать напоминал специальный слуга с палкой (клайменоле) [2].

Проведение социологического мониторинга является в данном случае, не только желательным, но и необходимым инструментом повышения эффективности образовательного процесса, который позволяет собирать необходимую информацию, давать компетентную оценку сложившейся

ситуации и развивать конструктивный диалог с целевыми группами общественности.

Список использованной литературы

1. Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г.К. Ольховика; Д.А. Кибальчича; вступ. статья Т.А. Дмитриева. М., «Праксис», 2011. - 343 с.

2. Войскунский А. «Я говорю, мы говорим». М., «Знание», 1982. - 188 с.

3. Дмитриева А.В. Мониторинг удовлетворенности качеством образования // А.В. Дмитриева. Матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Обеспечение качества высшего образования: европейский и белорусский опыт». - Гродно: 2007. - С. 3-4

4. Лищук-Торчинская Т.П., Сальникова С.А. Социологический мониторинг качества преподавания в высшем учебном заведении. Киев: 2009. -104 с.

5. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Куприянчик Т.В. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич, Т.В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН России. - 2013. - № 2 (13). - С. 124-135.

6. Силласте Г.Г. Место социологического образования в Финансовом университете. Тезисы к докладу на конференции. М.: 2010. - 88 с.

7. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ УПРАВЛЯЮЩИХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В.Н. Сазонова, доцент, Воронежский институт экономики и социального управления,

г. Воронеж

В современном мире успешная карьера является неотъемлемой частью самореализации человека Выявление факторов, влияющих на карьерное продвижение, становится актуальной задачей, решение которой может помочь людям в достижении вершин профессионализма. В настоящее время остается малоизученным вопрос о социально-психологических особенностях, способствующих формированию успешной карьеры управляющих среднего звена, что определило соответствующую цель исследования.

Исследование осуществлялось посредством следующего комплекса психодиагностических методик: кадровый опросник Е.А. Могилевкина; экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности; опросник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.