Научная статья на тему 'Система социальной безопасности в России и в Бельгии: сравнительный анализ'

Система социальной безопасности в России и в Бельгии: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
769
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SYSTEM OF SOCIAL SECURITY / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CONCEPT OF SOCIAL SECURITY / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL WELFARE / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РАЗЛИЧНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL GUARANTEES FOR VARIOUS GROUPS OF POPULATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баклунова Ольга Борисовна

Изучение проблемы социальной безопасности носит не только междисциплинарный характер, но и является ключевым в развивающемся направлении «социологии безопасности». В связи с необходимостью минимизации в современном социуме рисков и угроз актуальной становится оценка состояния системы социальной безопасности в России, поэтому был проведен сравнительный анализ системы социальной безопасности в России и в Бельгии, имеющей классические сектора данной системы. На основании институционального и структурно-функционального подходов с использованием контент анализа документов и включенного наблюдения определены общие и особенные характеристики категорий, входящих в системы социальной безопасности двух стран. В статье раскрыты следующие вопросы: структура и финансирование системы социальной безопасности; меры социальной защиты населения; виды и размеры страховых выплат и социальных пособий для различных категорий граждан; социальные гарантии в сфере занятости и трудовых отношений; основы экологической безопасности. Выявлено, что категории, входящие в систему социальной безопасности в России и в Бельгии, во многом совпадают, но особенности ее финансирования повлияли на существенные различия в размерах социальных гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY SYSTEM IN RUSSIA AND IN BELGIUM: COMPARATIVE ANALYSIS

Studying of social security problem is not only characterized by an interdisciplinary nature but it is also a keystone to developing a new direction sociology of security. Due to the need to minimize the risks and threats of modern society the assessment of social security system in Russia is becoming urgent, therefore the comparative analysis of social security systems has been conducted in Russia and in Belgium, which has the classical sectors of this system. The general and specific characteristics of the categories related to the social security systems of the two countries have been defined based on the institutional, structural and functional approaches and using content analysis of documents and participant observation. The article reveals the following subjects: structure and financing of social security systems; measures of social population protection; types and amounts of insurance payments and social benefits for various categories of citizens; social guarantees in the field of employment and labor relations; ecological security basics. It has been discovered that the categories included in the systems of social security in Russia and in Belgium are very similar, but features of their funding have resulted in significant differences in the amounts of social guarantees.

Текст научной работы на тему «Система социальной безопасности в России и в Бельгии: сравнительный анализ»

УДК 316.334.52, 316.334.22, 316.334.3

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ И В БЕЛЬГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

© 2017

Баклунова Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной безопасности Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, улицаМира,21, e-mail:okozlenko@mail.ru)

Аннотация. Изучение проблемы социальной безопасности носит не только междисциплинарный характер, но и является ключевым в развивающемся направлении - «социологии безопасности». В связи с необходимостью минимизации в современном социуме рисков и угроз актуальной становится оценка состояния системы социальной безопасности в России, поэтому был проведен сравнительный анализ системы социальной безопасности в России и в Бельгии, имеющей классические сектора данной системы. На основании институционального и структурно-функционального подходов с использованием контент - анализа документов и включенного наблюдения определены общие и особенные характеристики категорий, входящих в системы социальной безопасности двух стран. В статье раскрыты следующие вопросы: структура и финансирование системы социальной безопасности; меры социальной защиты населения; виды и размеры страховых выплат и социальных пособий для различных категорий граждан; социальные гарантии в сфере занятости и трудовых отношений; основы экологической безопасности. Выявлено, что категории, входящие в систему социальной безопасности в России и в Бельгии, во многом совпадают, но особенности ее финансирования повлияли на существенные различия в размерах социальных гарантий.

Ключевые слова: система социальной безопасности; концепция социальной безопасности; социальное страхование; социальная защита населения; социальные гарантии различным группам населения; экологическая безопасность.

SOCIAL SECURITY SYSTEM IN RUSSIA AND IN BELGIUM: COMPARATIVE ANALYSIS

© 2017

Baklunova Olga Borisovna, candidate of sociological sciences, associate professor of social security department Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira street, 21, e-mail: okozlenko@mail.ru)

Abstract. Studying of social security problem is not only characterized by an interdisciplinary nature but it is also a keystone to developing a new direction - sociology of security. Due to the need to minimize the risks and threats of modern society the assessment of social security system in Russia is becoming urgent, therefore the comparative analysis of social security systems has been conducted in Russia and in Belgium, which has the classical sectors of this system. The general and specific characteristics of the categories related to the social security systems of the two countries have been defined based on the institutional, structural and functional approaches and using content - analysis of documents and participant observation. The article reveals the following subjects: structure and financing of social security systems; measures of social population protection; types and amounts of insurance payments and social benefits for various categories of citizens; social guarantees in the field of employment and labor relations; ecological security basics. It has been discovered that the categories included in the systems of social security in Russia and in Belgium are very similar, but features of their funding have resulted in significant differences in the amounts of social guarantees.

Keywords: system of social security; concept of social security; social insurance; social welfare; social guarantees for various groups of population; ecological safety.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема социальной безопасности является предметом междисциплинарных исследований и рассматривается в таких научных областях, как социология, экономика, право и других. Среди работ отечественных авторов выделяются исследования, посвященные изучению проблем институтов социальной политики и социальной защиты населения, безопасности в различных сферах общественной жизни. Авторы рассматривают следующие аспекты: концептуальные, методологические и прикладные вопросы социологии рисков, системное обеспечение безопасности общества, внешние и внутренние угрозы, а также причины их возникновения [1, с.5-8], или частные вопросы, к примеру, обеспечение безопасных условий трудовой деятельности [2]. Отметим, что в последнее время значительно возрастает внимание ученых к социологии безопасности как к одному из интегрирующих элементов социального познания, способствуя ее инсти-туционализации как отдельной социологической теории и научной дисциплины [3, с.3-9].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. При подготовке данного исследования мы проанализировали предыдущие работы по данной тематике. Так, например, Чебунина Ж.В.провела правовой анализ системы социального обеспечения Бельгии и сравнительный анализ некоторых элементов системы социального обеспечения и социального страхования Бельгии и Российской Федерации [4]. Хижный Э.К. проанализировал госу-

дарственную систему социальной защиты граждан в странах Западной Европы, а именно комплекс мер государства по обеспечению социальных потребностей населения [5]. В статье Айзиновой И.М. содержится обзор вариантов реформирования пенсионных систем и организации финансирования здравоохранения в странах Европейского Союза [6]. Однако сравнительного анализа системы социальной безопасности в России с другими странами в целом ранее не проводилось.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования является сравнительный анализ системы социальной безопасности в России и в Бельгии. Причинами, по которым среди Европейских стран для сравнения была выбрана именно Бельгия, являются: наличие классических категорий, входящие в систему социальной безопасности; сформированный институт социальной безопасности; возможность проведения включенного наблюдения. Для проведения нашего исследования мы выполнили следующие задачи: 1) рассмотрели подходы к концепции социальной безопасности и к определению категорий, входящих в систему социальной безопасности; 2) выявили общие и особенные характеристики категорий, входящих в систему социальной безопасности в России и в Бельгии; 3) оценили объем и источники финансирования системы социальной безопасности, размеры социальных гарантий, меры социальной защиты и обеспечения населения двух стран.

Гипотезами нашего исследования были следующие предположения: 1)видов социальных гарантий и выплат, мер социальной защиты в Бельгии значительно больше, чем в России; 2)объем социальной помощи и размеры

страховых выплат и социальных пособий в рассматриваемых странах пропорциональны объему отчислений в систему социальной безопасности.

На наш взгляд, характерным для России и Бельгии может являться подход к «Концепции социальной безопасности» в основе которой лежит понимание социальной безопасности как состояния общества или индивида, при котором социальные угрозы и риски минимизированы или сведены к допустимому уровню, не препятствующему эффективному и устойчивому развитию, как каждого отдельного индивида, так и общества в целом [7,с.90].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В связи с тем, что проблема социальной безопасности лежит в поле социологии безопасности мы использовали характерные для данной научной области подходы и методы: институциональный и структурно-функциональные подходы, включенное наблюдение, контент-анализ документов.

Структура системы социальной безопасности. Бельгийская система социальной безопасности состоит из семи классических секторов: 1)пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, 2) помощь, предоставляемая в случае безработицы; 3)страхо-вание от несчастных случаев на производстве; 4) страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) обязательное страхование для оказания медицинской помощи и получения пособий; 7)выплаты, связанные с ежегодным отпуском. К видам дополнительной социальной помощи относятся: выплаты гражданам, не имеющим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума; гарантированные выплаты престарелым гражданам, гарантированные семейные пособия; пособия для людей с ограниченными возможностями [8,с.3;3,с.75-76]. Отметим, что подобные категории представлены в России в рамках систем социального страхования и социальной защиты. Также рассмотрим категорию экологической безопасности, поскольку считаем, что эта сфера непосредственно влияет на качество жизни и обеспечивает защищенность от экологических рисков на уровне личности, общества и государства, что соответствует компонентам, описанным в Концепции безопасности человека, разработанной ООН (ПРООН) [9, с.5-8].

Финансирование системы социальной безопасности в Бельгии осуществляется по принципу солидарности: 20% отчисляет государство, 13,07% ежемесячно перечисляют работники из своей брутто-зарплаты, 40% для рабочих и 32% для служащих перечисляют работодатели в Национальную службу по социальной безопасности [8, с.20-25;10]. Далее эта служба распределяет средства в соответствующие общественные институты: Национальную пенсионную службу (FPD), Национальную службу занятости (RVA), Национальную службу для оплаты ежегодного отпуска (ШУ),Фонд по несчастным случаям на производстве ^АО),Фонд по профессиональным заболеваниям ^В2), Национальный институт страхования от заболеваний и инвалидностей (КК1У), Федеральное агентство по детским пособиям (FAMIFED) [8,с.15]. Тарифы страховых взносов для работодателей в России составляют: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22%, в Фонд социального страхования РФ - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования-5,1% [11].

Система медицинского страхования. В Бельгии Национальный институт страхования от заболеваний и инвалидностей (ЯКГУ) финансирует и контролирует работу медицинских страховых организаций (МШдаШей). В России подобную функцию выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В Бельгии необходимо самостоятельно выбрать одну из мед. страховых организаций и оплатить ежегодный взнос €60- €80 в год. По страховке

возмещается определенный процент от стоимости: посещения домашнего врача, кинезиста, стоматолога; лекарственных препаратов; госпитализации; покупки реабилитационного оборудования и др. [12]. В России система обязательного медицинского страхования (ОМС) обеспечивает гарантии бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая [13]. Помимо ОМС существует практика добровольного медицинского страхования, стоимость полиса зависит от перечня необходимых мед.услуг, по данным с сайтов организаций, предлагающих ДМС их стоимость варьируется от 5 000-35 000 руб. .

Пенсионное страхование и обеспечение. Пенсии в Бельгии имеют 3 различных вида: 1) трудовая пенсия по старости, которая зависит от стажа работы, величины з.пл, возраста выхода на пенсию, периодов отпусков; 2) пенсия по случаю потери кормильца; 3)социальное пособие (ЮО). Также могут быть дополнительная пенсия, которую накапливает для работника работодатель, производя определенные отчисления или индивидуальная страховая пенсия - накапливает для себя сам работник, производя регулярные отчисления на накопительный счет в банке, средства на котором не облагаются налогом [14].

В 2017 году в России среднегодовой размер страховой пенсии по старости достигнет 13 620 рублей, в Бельгии - минимальная гарантированная пенсия составит €1176, при условии наличия стажа работы - 45лет, в ином случае, полагается социальное пособие (ЮО) - его размер составляет €1052,58. В России социальная пенсия составляет 8,6 тыс. руб. К основной пенсии в Бельгии существуют дополнительные льготы, например, для покрытия расходов за отопление, газ, электричество. В России существует социальная доплата для пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера. [14; 15]

Социальная защита населения в обеих странах представлена в форме социального обеспечения и социальной помощи, финансируется за счет государства. Помимо общих к специфическими программам, осуществляемым Общественным центром социальной защиты населения (OCMW) в Бельгии, относятся: предоставление социального жилья с низкой арендной платой; финансовая помощь для покупки жилья и оплаты за аренду, оплаты счетов за мед. услуги и других счетов, для покупки энергоэффективных приборов; помощь в переезде и ремонте, скидки на посещение социальных ресторанов и др. [16, с.87]

Величина прожиточного минимума в России за 3-ий квартал 2016г. составила для трудоспособного населения 10678 руб., для пенсионеров - 8136 руб., для детей-9668 руб. В Бельгии величина прожиточного минимума составляет для одинокого гражданина-€867,40, для имеющего супругу(га)- €578,27, для имеющего иждивенца - €1156,53. Также наглядным является соотношение размера минимальной оплаты труда с величиной прожиточного минимума: в России оно составляет 59% (в 2016г.), в Бельгии-175% [17;18].

Виды отпусков и пособия в связи с рождением детей в России и в Бельгии представлены в следующих видах: отпуск по беременности и родам; отпуск по уходу за ребенком. В Бельгии также как и в России представлены два вида пособия: единовременное пособие в связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Подробный анализ продолжительности отпусков и размеров пособий мы провели в нашем предыдущем исследовании [16, с.87-88; 19;20]..

Социальные гарантии в сфере занятости и трудовых отношений.

Режим труда и отдыха. В Бельгии, также как и в России, установлен 8 часовой рабочий день, но 38 часовая рабочая неделя. Сверхурочная работа в России и в Бельгии компенсируется дополнительной оплатой либо временем отдыха [21; 22]. Работодатели в обеих странах предоставляют работникам определенные бонусы, такие

как: оплата питания, оплата курсов повышения квалификации или языковых курсов, премии. Специфическими для Бельгии являются такие меры социальной защиты для работника, как: страховка от несчастных случаев на работе, страховка на госпитализацию, оплата проезда до работы и обратно, дополнительное пенсионное страхование, тринадцатая зарплата

Ежегодный оплачиваемый отпуск. Период среднего отпуска в Бельгии составляет 21 рабочий день, в России - эквивалентный, 28 календарных дней. За время нахождения в отпуске рабочий получает отпускные, как и в России, а служащий в Бельгии получает среднемесячную зарплату и отпускные [21;23;8,с.29-132].

Оплата больничного листа. Размер пособия по временной нетрудоспособности в России зависит от стажа работы и варьируется от 100% до 60% от среднего заработка. Первые 3 дня оплачивает страхователь, с 4-го дня оплата производится из средств ФСС [24]. В Бельгии, также независимо от стажа работника, работодатель служащему оплачивает 100% от заработка в первые 30 дней, далее в размере 60% оплачивает мед.страховая компания, для рабочих профессий также в оплате участвует сначала работодатель, с 15 дня частично оплачивает работодатель частично мед. страховая компания [8,с.104.].

Особый тип отпуска - кредит времени. В Бельгии проработав в одной компании 24 мес. и имея общий стаж не менее 5 лет, работнику может быть предоставлен кредит времени сроком от года до 3 лет. Если есть уважительные причины, такие как: уход за ребенком в возрасте до 8 лет или повышения уровня собственного образования, то кредит времени предоставляется на период до 36 мес. Если для ухода за больным ребенком, инвалидом или членом семьи- то сроком до 48 мес. Для такого кредита времени предполагается пособие. Если уважительная причина отсутствует, то можно получить кредит времени сроком до 12 мес., но без оплаты [25].

Защита прав работников. Отличительными особенностями профсоюзов в Бельгии (Vakbond) являются: их независимость и самостоятельность, участие в процессе признания гражданина безработным и выплата пособия по безработице, т.е. выполнение посреднической функции между безработным и Национальной службой занятости. Профсоюзы в Бельгии организуют различные мероприятия по защите прав работников, в том числе консультации и забастовки. Между профсоюзом и работодателем заключается коллективный договор, в котором указываются шкала зарплаты, формы индексации и бонусы (премии, талоны на питание и т.п.). Все трудоспособные граждане обязаны быть членами профсоюза и оплачивать ежемесячный взнос от €16, но имеется один профсоюз, в который не нужно платить членские взносы [26].

Минимальный размер оплаты труда в Бельгии определяется Паритетной комиссией (Paritair comité) для каждого сектора экономики с учетом возраста, опыта работы, образования работника. В России установлен единый для всех секторов экономики минимальный размер оплаты труда [27].

Занятость населения и выплаты по безработице. В России занятостью населения занимаются Государственные центры занятости населения и агентства по трудоустройству, в Бельгии вопросами занятости занимается Национальная служба занятости (RVA), Служба по трудоустройству и обучению (VDAB) и также частные агентства по трудоустройству (Interim).

Пособие по безработице в России и в Бельгии назначается при постановке на учет в Центре занятости населения и наличия определенного стажа работы за предыдущий установленный период времени. В Бельгии также учитывается возраст безработного и вид прерванного контракта (Постоянный или временный). Размер пособия по безработице в обеих странах варьируется в % от средней з.пл. Общими требованиями для продолжения

получения пособия в двух сравниваемых странах являются информирование центра занятости о продвижении в поиске работы, участие в обучающих программах, посещение Центра или заполнение специального календаря (в Бельгии) для учета. [16, с.90;28;29.]

Экологическая безопасность. Наше включенное наблюдение показало, что одним из методов обеспечения экологической безопасности в Бельгии является сортировка бытовых отходов каждым домохозяйством и затем специальной службой по сортировке и переработке отходов- IVAGO. В специальные пакеты или контейнеры отдельно сортируется органические и неорганические отходы, стекло. Токсические вещества или легко воспламеняемых жидкости, а также электроприборы или строительный мусор доставляется в специальный парк для переработки отходов за определенную плату. В России наблюдаются отдельные инициативы по решению данной проблемы: имеется небольшое количество перерабатывающих фабрик, пункты приёма вторсырья, компании, помогающие с вывозом мусора, продаются товары, изготовленные из переработанного мусора. Организация Гринпис России выступает с инициативой законодательно закрепить обязательный раздельный сбор мусора [30]. К сожалению, несанкционированные свалки и низкий уровень экологической культуры создают определенные риски в данной сфере.

Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что наша первая гипотеза о том, что видов страховых выплат и социальных пособий , мер социальной защиты в Бельгии значительно больше, чем в России не подтвердилась. Такой вывод мы сделали, так как в целом и в Бельгии и в России в целом идентичные основные виды социального страхования и меры социальной защиты.

Для проверки нашей второй гипотезы мы провели оценку финансирования системы социальной безопасности в России и в Бельгии. Солидарный размер отчислений в систему социальной безопасности в Бельгии составляет 13,07%+32%(40%)=45,07(53,07%) соответственно для служащих и рабочих. В России общий размер отчислений в систему социального страхования составляет: 22%+2.9%+5,1%=30%. Полученная разница в размере отчислений отражается в более высоких размерах основных видов социальных гарантий (таблица 1). [14;15;16;17;18;19;20;21;22;24;26;28;29]

Таблица 1- Сравнение размеров основных видов социальных гарантий в России и в Бельгии

Виды социальных гарантий Россия Бельгия

Величина прожиточного минимума на одного трудоспособного человека 10678 руб. €867,40

Соотношение минимального размер оплаты труда и величины прожиточного минимума 59?'о {в 2016г.) 175%

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости 13 620 рублей €1176

Максимальныйразмер пособия по безработице в России не может превышать 4900 руб. €1541

Единовременное пособие при рождении первого ребенка 16 350,33 руб. €1247,58

Ежемесячное пособие на ребенка Продолжительность выплат Составляет 40% от средней зарплаты. Максимальный размер - 23 089 руб. 04 копейки, Выплачивается до до сти-женняребенком возраста 1,5 лет. €92,09 на первого ребенка, €17039 на второго ребенка и т.д. Выплачивается в среднем до возраста 13 лет.

Продолжительность отпуска по беременно стн и р одам, порядок опла ты 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка, оплачивается в размере 100% от з ил 15 недель, первые 30 дней оплачивается 82%, затем 75% от злл.

Продолжительность отпуска по уходу за ребенком До достижения ребенком возраста 3-х лет, 4 месяца при условии определенного предыдущего стажа

Результаты нашего включенного наблюдения показали, что фактически в Бельгии за счет того, что суммы помощи позволяют даже при наступлении страхового случая сохранить тот же уровень жизни, граждане могут чувствовать себя более социально защищенными, чем в России.

Отдельно отметим положительный опыт Бельгии в обеспечении экологической безопасности. К примеру, обучение сортировке отходов в Бельгии начинается в

детских образовательных учреждениях, предлагается в виде электронной игры в общественных местах. Выражаем надежду на повышение уровня экологической безопасности в России в связи с объявлением 2017 года - годом экологии в России.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного сравнительного анализа систем социальной безопасности в России и в Бельгии мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, категории, входящие в данную систему с точки зрения понимания социальных рисков во многом совпадают. К специфическим характеристикам системы социальной безопасности в Бельгии относятся следующие особенности: 1)в систему социального страхования входит страхование на случай ежегодного отпуска; 2)в системе медицинского страхования существует практика оплаты мед. услуг в полном объеме в лечебное учреждение, а затем получение клиентом возмещения от страховой организации, но имеются и бесплатные поликлиники, с которыми также как и в России, медицинская страховая организация заключает договор; 3)пенсия в Бельгии назначается в 65лет и семейный статус влияет на размер пенсии.

Во-вторых, существует прямая зависимость между величиной отчислений в систему социальной безопасности в целом и размером последующих страховых выплат. В связи с тем, что финансирование системы социальной безопасности в Бельгии предполагает солидарное участие государства, работодателей и самих работников в большем объеме, чем в России и обязательное медицинское страхование предполагает взносы самого застрахованного лица, то соответственно и размеры основных социальных гарантий в Бельгии значительно выше. Интересно было бы провести опрос общественного мнения среди россиян, чтобы выяснить, согласны ли они к увеличению тарифов для отчислений в фонды социального страхования и к солидарному участию в финансировании системы социальной безопасности для того, чтобы в последующем размеры страховых выплат, пенсии и пособий были выше?!

В наших последующих исследованиях планируем уделить отдельное внимание сравнительному анализу мер социальной защиты для следующих категорий населения: лиц с ограниченными возможностями; получивших травмы на производстве; имеющих профессиональные заболевания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фомченкова Галина Алексеевна. Институ-ционализация безопасности молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дис....д-ра соц. наук. Санкт-Петербург. 2013. 41с. URL:http://dlib. rsl.ru/viewer/01005534282#?page=6 (дата обращения 15.01.2017).

2. Патраков Э.В., Попов В.Д. Основные подходы к обеспечению безопасных условий трудовой деятельности // Пензенский государственный технологический университет. 2016. № 2 (30). С. 20-24. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=26177488& (дата обращения: 19.01.2017)

3. Маргулян Я.А., Шопенко А.Д. Социальная безопасность как феномен общественной жизни // Вестник СПБГЭУ. 2014. № 7. С.3-9. URL: http://unecon.ru/sites/ default/files/str._1_-_25.pdf (дата обращения: 19.01.2017)

4. Чебунина Ж.В.Социальное обеспечение в Бельгии: вопросы сравнительного права // Сибирский юридический вестник. 2011. №1 (52). С.75-80. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_15597403_65438058. pdf. (дата обращения 14.01.2017).

5. Хижный Э.К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы: монография РАН ИНИОН // Центр науч.-информ. исслед. глобальных и региональных проблем; Отдел стран Зап. Европы и США. М. 2005. 272 с.

6. Айзинова И.М. Европейская социальная политика в период кризиса: обзор систем пенсионного обе-

спечения и здравоохранения в странах ЕС // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2013. T.11.C.7-35.URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20602153 (дата обращения:15.01.2017)

7. Разикова Н.И. Социальная безопасность молодежи в закрытых городах. // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург. 2014. с.90

8. Social security. Everything you have always wanted to know. Brüssel: Federal Social security. Administrative Center DG Strategy & Research, 2016. 174 с. URL http://so-cialsecurity.belgium.be/sites/default/files/alwa-en.pdf. (дата обращения 12.01.2017).

9. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность [Электронный ресурс]: Монография. Электрон. данные. К.: Основа, 2012. 532 с. URL: http://zerkalov.org/files/sb-m. pdf (дата обращения: 15.01.2017)

10. Sociale bijdragen betalen [Website]: Rijksdienst voor Sociale Zekerheid. URL: http://www.rsz.fgov.be/ nl/werkgevers-en-de-rsz/betalingen (дата обращения 12.01.2017)

11. Налоговый кодекс РФ часть 2. от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 28.12.2016) гл.34. ст.425. URL:http:// www.socium-a.ru/news/article/kakie-strahovye-vznosy-rabotodatel-vnosit-za-rabot-16001 (дата обращения 12.02.2017).

12. De geneeskundige verstrekkingen die uw zieken-fonds terugbetaalt [Website]: Rijksinstituut voor ziekte- en invaliditeitsverzekering. URL:http://www.riziv.fgov.be/nl/ themas/kost-terugbetaling/door-ziekenfonds (дата обращения 07.02.2017).

13. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ffoms.ru/system-oms/ (дата обращения 10.02.2017).

14. Uitkeringen van de FPD [Website]:Federale Pensioe ndienst. URL:http://www.onprvp.fgov.be/nl/profes/benefits/ paginas/default.aspx (дата обращения 12.02.2017)

15. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru/press_ center/~2017/02/01/128523 (дата обращения 10.02.2017).

16. Баклунова О. Б. Сравнение системы социальной защиты населения в России и Бельгии // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций : материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 16-17 февраля 2016 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 85-91. URL:http://elar.urfu.ru/ handle/10995/38018 (дата обращения:12.01.2017)

17. Leefloon [Website]: Openbaar Centrum voor Maatschappelijk Welzijn. URL: http://www.ocmwgent.be/ OCMW/financiele-en-juridische-hulp/hulp-Leefloon.html (дата обращения 15.02.2017).

18. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 16.02.2017).

19. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.22013, с изм. от 14.12.2015) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/

20. Basiskinderbijslag [Website]: FAMIFED URL: http:// vlaanderen.famifed.be/nl/gezinnen/kinderbijslagen-en-toeslagen/basiskinderbijslag (дата обращения 15.02.2017).

21. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 05.10.2015.). http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения 09.02.2017).

22. Arbeidsduur en rusttijden [Website]: Federale Overheidsdienst Werkgelegenheid, Arbeid en Sociaal Overleg URL: http://www.werk.belgie.be/defaultTab. aspx?id=388 (дата обращения: 10.02.2017)

23. Rijksdienst voor jaarlijkse vakantie [Website] URL: http://www.rjv.be/nl/Onthaal (дата обращения 17.02.2015).

24. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_66122/

25. Het tijdskrediet - Algemeen stelsel - CAO nr. 103 [Website]:Rijksdienst voor Arbeidsvoorziening. URL: http://www.rva.be/nl/search/site/tijdcredit (дата обращения 15.02.2015).

26. Welke Belgische vakbond kiezen? ACV, ABVV of ACLVB? [on-line library] URL: http://mensen-samen-leving.infonu.nl/carriere/106985-welke-belgische-vak-bond-kiezen-acv-abvv-of-aclvb.html (дата обращения 15.02.2015).

27. Paritaire comités [Website]:Federale Overheidsdienst Werkgelegenheid, Arbeid en Sociaal Overleg. URL: http:// www.werk.belgie.be/paritaire_comites (дата обращения: 15.02.2015).

28. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60/(дата обращения 10.02.2017).

29. Hoe moet u een aanvraag indienen na een onder-breking van de werkloosheid? [Website]: Rijksdienst voor Arbeidsvoorziening (RVA)). URL: http://www.rva.be/nl/ documentatie/infoblad/t75 (дата обращения 15.02.2015).

30. Раздельный сбор. [Электронный ресурс]: Гринпис России: [официальный сайт]. URL:http://www. greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/recycle/ (дата обращения 10.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.