Научная статья на тему 'Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего'

Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3091
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / СИ ЦЗИНПИН / МОРАЛЬ / КРЕДИТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / БЮРОКРАТИЯ / ЭЛИТА / КОНФУЦИЙ / ДАО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна, Бреслер Михаил Григорьевич, Сулейманов Артур Рамилевич, Рабогошвили Артём Анатольевич, Байрамгулова Нургиза Нургалиевна

Система социального кредита новый феномен, призванный не только улучшить морально-нравственный климат в обществе Китая, но и стать основополагающим факто-ром, формирующим новые социальные, политические и экономические отношения. В то же время сама система социального кредита противоречит устоявшимся представлениям современного европейского общества, сложившимся в индустриальную эпоху. Показано, что система социального кредита позволяет человеку не зависеть от решения отдельного чиновника. Человек в системе социального кредита сам формирует свою репутацию, под-держивая положительный баланс добрых дел, что приближает его к идеалу «благородного мужа», о котором говорил Конфуций. Общество воздействует на систему социального кредита. Люди могут посылать благодарности или жалобы на отдельного человека. Власть определяет основные параметры оценки. Согласно принципам Дао не вмешивается в дела людей, но создает условия для гармоничного развития общества. Система социального кредита учитывает факторы материального мира. Уплата налогов, возврат кредитов, пове-дение в быту, потребительское поведение. Но при этом общая сумма баллов рейтинга оценивает человека с точки зрения морали и нравственности, предоставляя нематериаль-ные блага за материальные действия. Тем самым система помогает преодолевать технокра-тический характер индустриального общества. Система уходит от материальных показателей возраст, доход, пол, место жительства. Но обращает большое внимание на нематериальные: честность, добросовестность, спокойствие, трудолюбие, социализация, готовность помочь другим, социальная ориентация, забота о работниках, качество выпу-скаемой продукции (для компаний). В статье выявлены положительные и отрицательные стороны системы социального кредита, но при этом указано, что система находится в ста-дии формирования. Эта система, с одной стороны, основана на китайской философской традиции, а также является продуктом трансформации институтов при переходе к инфор-мационному обществу, новой стадии цивилизационного развития. Анализ основан на про-ведении исследования европейских и китайских источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S SOCIAL CREDIT SYSTEM AS AN ELEMENT OF THE DIGITAL FUTURE

The social credit system is a new phenomenon designed not only to improve the moral and ethical climate in China’s society but also to become a fundamental factor in shaping new social, political and economic relations. At the same time, the very system of social credit contradicts the well-established ideas of modern European society that have developed in the industrial era. It is shown that the social credit system allows a person not to depend on the decision of an individual official. A person in the social credit system forms his own reputation by maintaining a positive balance of good deeds, which brings him closer to the ideal of the «noble husband» that Confucius spoke about. The company operates on a social credit system. People can send thanks or complaints to the individual. Power determines the basic parameters of the assessment. According to the principles, Dао does not interfere in people’s affairs, but creates conditions for the harmonious development of society. The social credit system takes into account the factors of the material world: payment of taxes, repayment of loans and behavior in everyday life, con-sumer behavior. But at the same time, the total score of the rating evaluates a person from the point of view of morality and ethics, providing intangible benefits for material actions. Thus, the system helps to overcome the technocratic nature of the industrial society. The system moves away from material indicators age, income, gender, place of residence. But he pays great attention to intangibles honesty, integrity, calmness, hard work, socialization, willingness to help others, social orientation, care for employees, product quality (for companies). The article identifies the positive and negative sides of the social credit system, but it also indicates that the system is in the formative stage. The authors prove that this system, on the one hand, is based on the Chinese philosophical tradition, and on the other hand is a product of transformation of insti-tutions in the transition to the information society, which is a new stage of civilizational develop-ment. The analysis based on a study of European and Chinese sources.

Текст научной работы на тему «Система социального кредитования в Китае как элемент цифрового будущего»

Social development

Галиуллина С. Д. GattuШш S. D.

доктор исторических наук,

профессор, заведующий кафедрой «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Бреслер М. Г.

Б^Шег М. G.

кандидат философских наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Сулейманов А. Р. Sulejmanov А. R.

кандидат политических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение»,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Рабогошвили А. А. RabogoshvШ А. А.

кандидат исторически наук,

доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Байрамгулова Н. Н. Bajramgulova N. N.

магистрант кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 366.058

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В КИТАЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО БУДУЩЕГО

Система социального кредита — новый феномен, призванный не только улучшить морально-нравственный климат в обществе Китая, но и стать основополагающим фактором, формирующим новые социальные, политические и экономические отношения. В то же время сама система социального кредита противоречит устоявшимся представлениям современного европейского общества, сложившимся в индустриальную эпоху. Показано, что система социального кредита позволяет человеку не зависеть от решения отдельного чиновника. Человек в системе социального кредита сам формирует свою репутацию, поддерживая положительный баланс добрых дел, что приближает его к идеалу «благородного

Социальное развитие

мужа», о котором говорил Конфуций. Общество воздействует на систему социального кредита. Люди могут посылать благодарности или жалобы на отдельного человека. Власть определяет основные параметры оценки. Согласно принципам Дао не вмешивается в дела людей, но создает условия для гармоничного развития общества. Система социального кредита учитывает факторы материального мира. Уплата налогов, возврат кредитов, поведение в быту, потребительское поведение. Но при этом общая сумма баллов рейтинга оценивает человека с точки зрения морали и нравственности, предоставляя нематериальные блага за материальные действия. Тем самым система помогает преодолевать технократический характер индустриального общества. Система уходит от материальных показателей — возраст, доход, пол, место жительства. Но обращает большое внимание на нематериальные: честность, добросовестность, спокойствие, трудолюбие, социализация, готовность помочь другим, социальная ориентация, забота о работниках, качество выпускаемой продукции (для компаний). В статье выявлены положительные и отрицательные стороны системы социального кредита, но при этом указано, что система находится в стадии формирования. Эта система, с одной стороны, основана на китайской философской традиции, а также является продуктом трансформации институтов при переходе к информационному обществу, новой стадии цивилизационного развития. Анализ основан на проведении исследования европейских и китайских источников.

Ключевые слова: социальный кредит, Китайская Народная Республика, Си Цзинпин, мораль, кредит, информационное общество, бюрократия, элита, Конфуций, Дао.

CHINA'S SOCIAL CREDIT SYSTEM AS AN ELEMENT OF THE DIGITAL FUTURE

The social credit system is a new phenomenon designed not only to improve the moral and ethical climate in China's society but also to become a fundamental factor in shaping new social, political and economic relations. At the same time, the very system of social credit contradicts the well-established ideas of modern European society that have developed in the industrial era. It is shown that the social credit system allows a person not to depend on the decision of an individual official. A person in the social credit system forms his own reputation by maintaining a positive balance of good deeds, which brings him closer to the ideal of the «noble husband» that Confucius spoke about. The company operates on a social credit system. People can send thanks or complaints to the individual. Power determines the basic parameters of the assessment. According to the principles, Dао does not interfere in people's affairs, but creates conditions for the harmonious development of society. The social credit system takes into account the factors of the material world: payment of taxes, repayment of loans and behavior in everyday life, consumer behavior. But at the same time, the total score of the rating evaluates a person from the point of view of morality and ethics, providing intangible benefits for material actions. Thus, the system helps to overcome the technocratic nature of the industrial society. The system moves away from material indicators — age, income, gender, place of residence. But he pays great attention to intangibles — honesty, integrity, calmness, hard work, socialization, willingness to help others, social orientation, care for employees, product quality (for companies). The article identifies the positive and negative sides of the social credit system, but it also indicates that the system is in the formative stage. The authors prove that this system, on the one hand, is based on the Chinese philosophical tradition, and on the other hand is a product of transformation of institutions in the transition to the information society, which is a new stage of civilizational development. The analysis based on a study of European and Chinese sources.

Key words: social credit, People's Republic of China, Xi Jinping, morality, credit, information society, bureaucracy, elite, Confucius, Dao.

Китай является одним из наиболее древних цивилизационных маркеров и государств, демонстрирующих высокий уровень социального и культурного благосостояния своих жителей. Институты социального кре-

дитования и социальной защиты напрямую сопряжены с обществом и заметно отличаются от западноевропейских. Посылами для первых служат коллективный труд и служение общинным интересам, попечительство,

SoCiAL DEVELOPMENT

а также различные формы оказания поддержки нуждающимся. Европейский опыт, имеющий не меньшую как общественную, так и научную значимость для исследования, при всей своей возможной гуманности и социальной ориентированности основывается на ценностях либерально-рыночных отношений.

В 2014 г. Правительство КНР официально опубликовало план и цели внедрения Системы социального кредита в китайское общество. Сама идея особого подхода к кредитным программам исходит из рейтинговых баллов, которые присваиваются гражданам Китая и направлены на «построение гармоничного социалистического общества» [1].

К людям с пониженным социальным рейтингом будут применяться следующие санкции:

— запрет на работу в госучреждениях;

— отказ в соцобеспечении;

— особо тщательный досмотр на таможне;

— запрет на занятие руководящих должностей в пищевой и фармацевтической промышленности;

— отказ в авиабилетах и спальном месте в ночных поездах;

— отказ в местах в люксовых гостиницах и ресторанах;

— запрет на обучение детей в дорогих частных школах [1].

Введение системы кредитования посредством рейтинговых баллов вызвало широкий резонанс и дискуссию в международном сообществе. Большинством исследователей, экспертов и экономистов данная система трактуется как альтернативная, созданная в противовес рыночно-либеральной модели индустриальных обществ капиталистического толка [2].

Но есть иная точка зрения, согласно которой китайская модель кредитования служит новым форматом социальных отношений и эквивалентна цифровому будущему, т.е. в перспективе опыт будет перенят государствами постиндустриального цикла. Авторы статьи придерживаются последнего подхода и пытаются разработать общетеоретические

выкладки проблемы, представляя китайскую систему кредитования как элемент цифрового будущего.

Очевидно, что нововведение в системе кредитования свидетельствует об усилении информационного контроля со стороны государства за жителями КНР и трактуется экспертным сообществом неоднозначно: «цифровая диктатура», «большой брат с большими данными», «система доносительства в Поднебесной», «цифровой режим», «цифровая утопия», «полицейский кредит» и т.д. Все эти художественные наименования китайского кредита, получившие расширенное обсуждение в сети интернет, условно следует разделить на нейтральные, нейтрально-негативные и негативные. За редким исключением можно обнаружить позитивное восприятие китайской системы кредитования.

Мы полагаем, что китайская социальная инновация, которая на сегодняшний момент шокирует прогрессивное общество, имеет заметные конкурентные преимущества и не сводится сугубо к «цифровой диктатуре».

Во-первых, рейтинг предоставляет китайским гражданам расширенный доступ к всевозможным финансовым услугам. В XXI веке финансовые институты и банки, так или иначе, составляют свои оценки кредитоспособности физических и юридических лиц. Поэтому составление общегосударственных рейтингов позволит избежать лишней бюрократизации и сделает кредитно-финансовые отношения более упроченными и прозрачными.

Во-вторых, общенациональный китайский рейтинг служит в качестве социального посредника, мотивирующего исполнять благие действия и поступки, достигать «социально-приемлемого поведения» [3]. Другое дело, что государство в этом случае должно будет продумать саму модель «социально-приемлемого поведения» и продвинуть её в общественном сознании. И здесь могут возникнуть определённые трудности субъективистского толкования приемлемого и неприемлемого поведения.

В-третьих, введение рейтинговой системы кредитования будет явным прорывом в сфере

технополитики и цифровых технологий, а КНР закрепит за собой роль новатора в области шифрования большой базы данных и цифрового обеспечения человеческой жизнедеятельности.

В-четвёртых, система социального кредита включает в себя: соблюдение законодательства страны и правил дорожного движения; кредитную историю; налоговые платежи; поведение человека в быту; его активность в социальных сетях; структуру потребления услуг и товаров. В конечном счёте, поступки жителя Китая формализуются и приобретают исчисляемую единицу, что, в том числе, создаёт удобства и организованность в человеческой жизнедеятельности.

В-пятых, социальное кредитование позволяет устанавливать коммуникации в формате «общество — власть», упрощает процедуру кадрового рекрутирования и подбора персонала, выступает фундаментом в обеспечении целостности общества и государства.

Как пишет учёный С. Мистрену, система социального кредита связана с поддержанием целостности и стабильности политического режима. Коммунистическая партия пытается показать, как люди могут извлечь выгоду из сотрудничества с властью, простые люди стремятся увеличить число баллов и отмечают, что ситуация в обществе стабилизируется: «в последние шесть месяцев поведение людей стало лучше и лучше» [4].

В-шестых, мы считаем, что не следует абсолютизировать властно-инструментальные возможности социального кредита. Необходимо исходить из понимания сущности этого социального института: социальный кредит есть не способ манипуляции китайским общественным сознанием, не метод достижения социальной справедливости или честности, а форма упрощённого («прозрачного») взаимодействия с государством, его институтами и обществом, ценностный ориентир для нынешних и будущих поколений.

Основной тезис, излагаемый в данной статье, сводится к тому, что система социального кредита в Китае сложнее предлагаемых обществом противоположных шаблонов:

Социальное развитие

«цифровая диктатура» или «цифровая демократия». Не говоря уже о том, что усиление информационного, цифрового влияния государства на судьбы китайских жителей должно проходить поступательно, с повышением прозрачности власти, информационной грамотности населения, одобрением ими принимаемых политических решений.

На практике рейтинговая система, согласно данным из города Джун-Чен в провинции Шаньдун, представлена следующим образом:

— стартовый рейтинг для жителей города — одна тысяча баллов;

— рейтинговая система основывается на анализе 160 тысяч параметров;

— вся информация собирается в едином информационном центре;

— приобретение более 1050 баллов свидетельствует об образцовом поведении гражданина;

— образцовые жители Китая маркируются «АА», «А», «В» (900 баллов);

— маркировка «С» (менее 849 баллов)

— относятся к категории «неблагонадёжных», не имеют право занимать должности в органах государственной и муниципальной службы;

— маркировка «Л» (менее 600 баллов)

— самый низший показатель и высокие ограничения.

Как отмечает исследователь Л. Ковальчич: «У кого рейтинг ниже 600 баллов, вообще, им дается такая черная метка Д, и они становятся практически изгоями общества, их не берут практически ни на какую работу. Даже в такси, например, нельзя работать тем, у кого рейтинг Д. А тем, у кого рейтинг высокий, тем даются существенные социальные льготы и преимущества. Например, у кого рейтинг А и выше, может лечь в больницу без залога, если стоимость лечения не превышает 10 тысяч юаней. Практически никаких сомнений нет, что система будет работать. Рейтинги, конечно, будут собираться эффективно. Тут еще надо понимать менталитет китайцев, в общем-то, не сильно их беспокоит какая-то приватность, ценность какого-то личного пространства, частной

SociAL DEVELopMENT

жизни, поэтому они сами тоже охотно делятся какой-то информацией в интернете, в соцсетях» [5].

Сформированный рейтинг отражает как человеческий, так и социальный капитал человека или компании, который согласно терминологии П. Бурдье [6] может быть монетизирован. Высокий рейтинг социального кредита позволяет получать в аренду товары и услуги без внесения залога, кредиты по льготным ставкам и иные нематериальные активы, напрямую влияющие на эффективность экономических, политических процессов.

Система социального кредита в Китае как элемент цифрового будущего имеет свои особенности.

1. В основе китайского социального кредита первостепенно заложен нематериальный императив. Сама система кредитования выступает новым этапом общественных отношений, который соотносится с информационно-коммуникационными технологиями Э. Тоффлера в работе «Метаморфозы власти» [7] и определяет роль информации в экономических, политических, социальных процессах.

Мы считаем, что систему китайского кредита отличает доступность и коммуникаци-онность, которые позволяют отдельным людям и сообществам формировать структуру собственных коммуникаций и возможностей в достижении рейтинговых баллов. Данный аспект, по нашему мнению, следует назвать феноменом «коммуникационной демократии», демонстрирующий несоизмеримый рост локальных и глобальных коммуникаций по сравнению с предыдущими стадиями развития человеческой цивилизации.

Социальный кредит позволяет по-иному представить цифровое будущее общества через саморегуляцию целого и его сетевых сообществ. Если использовать терминологию Ж. Делеза, то идёт создание системы, где человек информационного общества не связан жёсткими дисциплинарными нормами, а может свободно развиваться и заниматься активной деятельностью в пределах некоего «коридора с эластичными стенами» [8].

Продолжая учение Ж. Делеза, российский исследователь Р.Р. Мурзагулов описал цифровое будущее через призму понятий «цифровая демократия» и «цифровая диктатура», где возможности искусственного интеллекта и самообучающихся нейронных сетей будут использованы для развития системы самоуправления [9].

2. Социальный кредит в КНР есть саморегулируемая цифровая система, которая объединяет граждан Китая на основе сетевой солидарности [10], поддерживая членов своего сообщества; политическая воля на формирование и укрепление цифровой общегражданской нации [11].

Поэтому мнение исследователя Ринчино-ва А.Б. о том, что социальный кредит будет зависеть от «коррупции и банального непотизма» [12], на наш взгляд, является по меньшей мере спорным. По мере совершенствования системы социальный статус будет отделен от желания чиновника повысить или понизить положение отдельного человека в обществе, что приведет к снижению роли бюрократии.

При этом система в ближайшей перспективе будет регулировать не только социальные, но и экономические процессы. Не только отдельный человек, но и производственная компания и государственное учреждение станут зависеть от своей репутации. Неоправданный рост цен, преднамеренное банкротство, хищение ведут к снижению рейтинга. Компания с низким рейтингом социального кредита уже не сможет рассчитывать на льготный финансовый кредит, доверительное отношение со стороны подрядчиков и потребителей. Если сейчас менеджмент компании по большей степени ориентирован на удовлетворение потребностей акционеров, то в будущем он будет вынужден учитывать мнение общества. Социальный кредит формализует аксиальный фактор, распространяет на экономические и политические процессы [13].

3. Система социального кредита позволяет материализовать феномен в виде доступной и понятной информации — рейтинговых баллов. Интересным с научной точки зрения

видится сопоставление рейтинговых баллов с нравственными императивами, а именно с императивом «сохранение лица [Щ-? — мянь-цзы]», то есть доверия, уважения, со стороны общества [14]. Не только возможность материальных преференций, но моральное вознаграждение, зачастую сохранившееся со времен правления Мао.

Людей, обладающих высоким рейтингом социального кредита, ждет «восхваление», размещение их фото на рекламных щитах с описанием «добрых» дел, они становятся лидерами общественного мнения и т.д. В отличие от европейской морали, основанной на внутреннем нравственном законе, по определению И. Канта [15], в Китае распространена мораль, основанная на оценке человека сообществом. Система социального кредитования, основанная на объективной оценке «добрых» и «дурных» поступков, не ведет к «потере лица».

4. Система социального кредита направлена на гармонизацию общественных отношений, на повышение динамической стабильности общества и государства. Важно, для традиционной китайской философии и формальное признание статуса. Система социального кредита позволяет, в том числе, точно указать на социальный статус человека или предприятия, то есть, в терминологии Конфуция, провести «исправление имен в соответствии с действительностью — Ш^з». Как сказано в главе Цзы-Лу: « .. .Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. ... то дела не могут осуществляться. ... то ритуал и музыка не процветают. ... наказания не применяются надлежащим образом. . народ не знает, как себя вести» [16].

Развитие системы приводит к четкой дифференциации каждого члена общества, к соблюдению «ритуала», то есть определенных правил, которые находятся под контролем власти. При этом свой рейтинговый уровень человек может регулировать по своей воле: повысить его общественно-полезным поступком либо понизить, совершив противоправное деяние.

Социальное развитие

5. Не смотря на то, что на новом этапе цивилизационного развития человечество обретает новые возможности, сама структура информационного общества становится более хрупкой. Действия одного человека могут нанести колоссальный ущерб обществу, поставить под угрозу жизнь и здоровье других людей. Этим обоснованы достаточно суровые меры по ограничению людей с низким социальным рейтингом, ведь человек склонный к нарушению закона, скандалу, употреблению алкоголя может вывести из строя оборудование скоростного поезда или устроить драку в самолете. Как отмечает Председатель КНР Си Цзиньпин, «однажды лишившийся доверия всегда ограничен» [17].

Выводы

В заключение статьи подчеркнём, что система социального кредита в Китае только формируется, но уже сегодня видны первые результаты деятельности этого института. Мы солидарны с научными позициями с П.Н. Данилина и И.Ю. Хилько [18] в том, что элементы системы социального кредита будут и дальше развиваться во многих странах, в том числе и в России. И здесь приобретает особую значимость гармоничное включение государств в цифровое будущее с учётом общенациональных ментальности и традиций. Не допустимо «слепое копирование» цифровых технологий, а в случае с Россией, то и вовсе необходимо исходить из принципов суверенной демократии, учитывающей многовековые ценности и традиции народов нашей государственности.

Внедрение же цифровых институтов социального кредита в европейские государства, на наш взгляд, столкнётся с определёнными трудностями, связанными с иной европоцен-тричной культурой, где первостепенную роль будут играть рыночно-экономические критерии. В итоге оценка деятельности человека будет происходить по сугубо материальным, формальным признакам, что не позволит использовать систему социального кредита для адаптации нематериальной сферы, требуемой в цифровом будущем.

SoCiAL DEVELOPMENT

Список литературы

1. Цифровая диктатура: как в Китае вводят систему социального рейтинга. URL: https://www.rbc.ru/business/11/12/2016/58495 3bb9a79477c8a7c08a7 (дата обращения: 05.11.18).

2. Phillipp J. The Chinese Regime's 'Social Credit' Dystopia meeting, correctness // The EPOCH TIMES. 2018. 29.03.

3. Китайская «система социального рейтинга» будет определять ценность людей. URL: https://inosmi.ru/social/20180220/ 241513806.html (дата обращения: 05.11.18).

4. Mistreanu S. Life Inside China's Social Credit Laboratory. The party's massive experiment in ranking and monitoring Chinese citizens has already started // Foreign policy. 2018.

5. Система рейтингов в Китае. Людей разделят на «касты»: от надёжных до изгоев. URL: https://www.bfm.ru/news/360401 (дата обращения: 05.11.18).

6. Bourdieu P. Forms of capital: Transl. from Engl. by M.S. Dobryakova // Economic sociology. 2005. Vol. 6. No. 3. P. 60-74.

7. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 669 с.

8. Deleuze G. Post-scriptum sobre las sociedades de control: Conversaciones 19721990. Valencia: Pre-textos, 1999.

9. Мурзагулов Р.Р. Цифровое общество середины XXI. как новый этап цивилизаци-онного развития. Социально-философский анализ. М.: РИДЕРО, 2018. 96 с.

10. Бреслер М.Г. Социальная солидарность в информационном обществе// Евразийский юридический журнал. 2014. № 2 (69). С. 178-179.

11. Сулейманов А.Р., Сулейманова А.Р. Влияние политической воли на формирование и укрепление общегражданской нации // Вопросы политологии. 2018. Т. 8. № 6 (34). С. 48-53.

12. Ринчинов А.Б. Перспективы внедрения системы социального кредита в Китае. Опыт Ханчжоу // Социально-политическая ситуация накануне XIX съезда КПК: матер. ежегодн. науч. конф. Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН; Институт Дальнего Востока Российской ака-

демии наук; Центр научной информации и документации. 2017. С. 348-357.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Бреслер М.Г. Аксиальный фактор в социальных процессах информационного общества: философский анализ // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2017. № 2 (136). С. 105-109.

14. Коновалова Ю.О., Симакова М.В., Соловьева Д.П. Китайский национальный характер и этнические стереотипы // Территория новых возможностей. 2014. № 2. С. 110-115.

15. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант. Перевод Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц. Арзаканяном и М. Иткиным. Примечания Ц. Арзаканяна. М.: Мысль, 1994. 591 с.

16. Конфуций Лунь Юй. гл. XIII. Цзы Лу. ст. 3 // Конфуцианско «Четверокнижие» («С шу»). Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попов при участии В.М. Майорова; Вступит. ст. Л.С. Переломов; Ин-т Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 2004. 431 с. С. 204.

17. 2 0 1 8

^з^^А^^зИ- Шесть примеров достойных подражания в октябре 2018 в Пекине. URL: http://jxw.beijing.gov.cn/creditbj/ sxgs/5026365.jhtml (дата обращения: 05.11.18).

18. Данилин П.Н., Хилько И.Ю. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 48-50.

References

1. Digital dictatorship: how China introduces a social rating system. URL: https://www.rbc.ru/ business/11/12/2016/584953bb9a79477c8a7c 08a7 (assessed: 05.11.18).

2. Phillipp J. The Chinese Regime's 'Social Credit' Dystopia meeting, correctness // The EPOCH TIMES. 2018. 29.03.

3. The Chinese «social rating system» will determine the value of people // URL: https:// inosmi.ru/social/20180220/241513806.html (assessed: 05.11.18).

4. Mistreanu S. Life Inside China Social Credit Laboratory. Chinese citizens has already started // Foreign policy. 2018.

5. Rating system in China. People will be divided into «castes»: from reliable to outcasts. URL: https://www.bfm.ru/news/360401 (circulation date: 05.11.18).

6. Bourdieu P. Forms of capital: Transl. from Engl. by M.S. Dobryakova // Economic sociology. 2005. Vol. 6. No.3. P. 60-74.

7. Toffler E. Metamorphosis of power: Transl. from Engl. M.: LLC Publishing House ACT, 2003. 669 p.

8. Deleuze G. Post scriptum sobre las sociedades de control: Conversaciones 19721990. Valencia: Pre-textos, 1999.

9. Murzagulov R.R. Digital Society mid XXI as a new stage of civilization development. Socio-philosophical analysis. M.: RIDERO, 2018. 96 p.

10. Bresler M.G. Social solidarity in the information society // Eurasian legal journal. 2014. № 2 (69). P. 178-179.

11. Suleymanov A.R., Suleymanova A.R. Influence of political will on the formation and strengthening of the general civil nation // Questions of political science. 2018. Vol. 8. No. 6 (34). P. 48-53.

12. Rinchinov A.B. Prospects for the introduction of a social credit system in China. Experience of Hangzhou // The socio-political situation on the eve of the XIX Congress of the CPC: Proceedings of the annual scientific conference of the Center for Political Studies and Forecasts, RAS Institute of Far Eastern Studies;

Социальное развитие

Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences; Center for Scientific Information and Documentation. 2017. P. 348-357.

13. Bresler M.G. The axial factor in the social processes of the information society: a philosophical analysis // Economics and Management: a scientific journal. 2017. No. 2 (136). P. 105-109.

14. Konovalova Yu.O., Simakova M.V., Soloveva D.P. Chinese national character and ethnic stereotypes // Territory of new opportunities. 2014. № 2. P. 110-115.

15. Kant I. Criticism of pure reason / Immanuel Kant. Translation by N. Lossky, compared and edited by C. Arzakanyan and M. Itkin. Notes of C. Arzakanyan. M.: Mysl Publ., 1994. 591 p.

16. Confucius Lunyu. Ch. Xiii. Zi Lu. Article 3 // Confucian «Four Book» («With Shu»). Per. with whale. and comments. A.I. Kobzeva, A.E. Lukyanova, L.S. Perelomova, P.S. Popov, pr. V.M. Mayorov; Enter, Art. L.S. Fractures; In the Far East. M.: Eastern literature, 2004. 431 p. P. 204.

17.

¿ё^^Мч^^И — Six examples worthy of being followed in October 2018 in Beijing. URL: http://jxw.beijing.gov.cn/creditbj/ sxgs/5026365.jhtml (accessed: 05.11.18).

18. Danilin P.N., Khilko I.Yu. The history of development and prospects for the introduction of a social credit system (rating) in the People's Republic of China and the Russian Federation // Eurasian Law Journal. 2018. No. 8 (123). P. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.