Научная статья на тему 'Система социально-экономических индикаторов как инструмент управления компанией в новой экономике (неоэкономике)'

Система социально-экономических индикаторов как инструмент управления компанией в новой экономике (неоэкономике) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЭКОНОМИКА / ИНДИКАТОР / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНДЕКС / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умрихина С.В.

В индустриальной экономике целью компании было наращивание прибыли и ее распределение. В новой экономике компания рассматривается как источник роста общественного благосостояния. Автором проанализирована взаимосвязь показателей эффективности работы компании в зависимости от стадии развития экономики, рассмотрена система сбалансированных показателей, предложена система социально-экономических индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система социально-экономических индикаторов как инструмент управления компанией в новой экономике (неоэкономике)»

УДК 658.012.2

система социально-экономических индикаторов

как инструмент управления компанией в новой экономике (неоэкономике)

С. В. УМРИХИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики

E-mail: sv_umrikhina@mail. ru Московский государственный университет инженерной экологии

В индустриальной экономике целью компании было наращивание прибыли и ее распределение. В новой экономике компания рассматривается как источник роста общественного благосостояния. Автором проанализирована взаимосвязь показателей эффективности работы компании в зависимости от стадии развития экономики, рассмотрена система сбалансированных показателей, предложена система социально-экономических индикаторов.

Ключевые слова: неоэкономика, индикатор, человеческий капитал, индекс, социальная ответственность.

Компании на современном этапе общественно-экономического развития функционируют в условиях ужесточения рыночной конкуренции, когда эффективность работы во многом определяется способностью предвидеть потребности рынка и оперативно реагировать на изменения внешней среды, что немыслимо без наличия высококвалифицированного персонала и изменения стиля управления. Административно-бюрократические методы управления сменяются способами руководства, обеспечивающими доверие подчиненных, клиентов и свободную деятельность в творческом поиске максимальной эффективности работы персонала.

Люди становятся главным ресурсом компании. Меняется понимание роли человека в организации. Если ранее трудовой персонал предприятия рас-

сматривался с позиции затрат, то теперь работник, чьи интеллектуальные знания и поведение становятся ключевым фактором дальнейшего успеха организации, преобразуется в ее потенциал, способный приносить значительную прибыль.

Работник должен обладать профессиональным мастерством и широким спектром знаний, которые нужно подвергать систематическому обновлению и увеличению, что в дальнейшем найдет отражение в росте стоимости человеческого капитала. В научной литературе дается множество трактовок понятия человеческого капитала. По мнению автора, наиболее полная и развернутая характеристика человеческого капитала, в основе которой используется функциональный подход, дана С. А. Дятловым: под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека [2].

Способность человеческого капитала создавать добавленную стоимость и обеспечивать прирост национального богатства была признана в период перехода к новой экономике. Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют об изменении струк-

туры совокупного капитала в развитых странах. Данные таблицы основаны на расчетах теоретиков человеческого капитала.

Опережающий рост человеческого капитала объясняется его постоянным преумножением и нерасходуемостью в процессе применения (знания, теории, идеи, проекты и т. д.) в отличие от вещественного капитала (физического), лишенного таких качеств. Превращение человеческого фактора в ведущую определяющую производительную силу по отношению к вещественному фактору происходит еще и потому, что уменьшился временной лаг, т. е. разрыв в количестве лет, необходимых для смены технологий и подготовки кадров для них. В современных условиях средний период обновления технологий и техники сократился до 4-5 лет, а в наиболее развитых сферах - до 2-3 лет, причем необходимость обновления обусловлена не столько физическим, сколько моральным старением.

Повышение значимости таких ресурсов, как знания, информация, во многом обусловлено еще и подорожанием энергии, истощением природных ресурсов, предотвращением загрязнения окружающей среды, что неизбежно ведет к поиску альтернативных источников энергии и разработке ресурсоэкономной технологии и техники.

Непрерывный рост электропотребления и финансовых затрат на разведку новых месторождений, а также экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой энергетических ресурсов, порождают потребность в новых технологиях разработки и утилизации органических видов топлива. Еще в 1925 г. Генри Форд говорил о том, что топливо содержится в каждой частице растения, способного к ферментации. Ряд ранних автомобилей Форда в качестве топлива потреблял биотопливо (например смесь этанола и бензина в двигателях с искровым зажиганием или смесь арахисового и конопляного масла в компрессионных двигателях Рудольфа Дизеля) [1].

В настоящее время многие автопроизводители заинтересованы делать автомобили более экологичными. Например, концерн BMW Group делает ставку на водородные технологии. Уже выпущено 100 водородных автомобилей BMW Hydrogen 7, которые проходят испытания [8]. Все автомобили концерна BMW разработаны таким способом, который позволяет быстро и экологически безопасно их утилизировать в конце жизненного цикла. С 01.01.2007 покупатели BMW Group в странах Европейского

Таблица 1

Изменение структуры совокупного капитала

в развитых странах в 1913-2000 гг., % [9]

Показатель 1913 1950 1998 2000

Вещественный капитал 67-69 52-53 31-33 28-29

Человеческий капитал 31-33 47-48 67-69 71-72

Союза могут бесплатно вернуть свои старые автомобили концерну для утилизации. Компанией BMW Group внедрена технология утилизации автомобилей: 95 % автомобилей концерна поддаются утилизации либо повторному производству, 85 % используются для производства материалов и еще 10 % - для регенерации энергии [7].

Признание значимости человека в деятельности компании, использование в качестве основных источников роста и развития знаний, технологий, идущих на смену природным богатствам, изменение стиля управления компанией и принятия управленческих решений, основываясь на повышении качества и уровня жизни человека, характеризует переход к новой экономике (неоэкономике).

Неоэкономика основывается на высокоэффективном расходовании ресурсов и на удовлетворении в основном нематериальных потребностей людей -в приобретении знаний, духовном развитии, творческом самовыражении (табл. 2).

В новой экономике использование традиционных экономических показателей, базирующихся на минимизации издержек и максимизации прибыли, не позволяет дать оценку деятельности компании. Так, широко распространенный показатель прибыли, отражающий финансовый результат работы компании за определенный период времени, показывает сгенерированный объем денежных средств без увязки с внутренними и внешними факторами, воздействующими на получение прибыли и ее распределение в обществе.

Экономисты индустриальной эпохи концентрируют свое внимание на максимизации экономической эффективности воспроизводства материально-технической базы, исходя из следующей предпосылки: чем более развита экономика, тем лучше живут люди. Оценка деятельности компании и эффективности производства осуществлялась с позиции экономического подхода. Сущность этого подхода в том, что эффективность работы компании следует оценивать по экономическим и финансовым показателям. В качестве основных экономических

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрья ъ ПР^тжгсъ*

15

Таблица 2

Приоритеты, цели и факторы экономического роста при переходе к новой экономике (неоэкономике)

Показатель Индустриальная экономика Неоэкономика

Ведущий сектор экономики Промышленность Услуги (образование, наука)

Основной ресурс Труд и капитал Знания и информация

Источник богатства Земля, недра, недвижимость Знания и их воплощение в технологии

Мотивы и стимулы Материальные ценности: денежное вознаграждение Нематериальные ценности: самореализация, личностный рост

Главный фактор роста экономики Капитал и эксплуатация трудовых ресурсов (производительность работников физического труда) Человеческий капитал и технический прогресс (производительность работников умственного труда)

Объект инвестирования Техника Человек

Положение человека в экономике Человек для экономики Экономика для человека

Положение работника на фирме Работник приравнивается к машине (фирма ^ работник) Работник формирует фирму (работник ^ фирма)

Оценка эффективности работы компании Финансово-экономические показатели: прибыль, фондоотдача, оборачиваемость, рентабельность Система социально-экономических индикаторов: CSI, EBITDA, ROS, стоимость бизнеса, стоимость человеческого капитала, индекс социальной ответственности

Последствия развития экономики Передел собственности, истощение природных ресурсов, игнорирование потребностей человека, что вызывает спад экономики и падение жизненного уровня населения Демократия участия, стремление к овладению знаниями, воплощение их в технологии, эффективное использование природных ресурсов, первостепенное внимание к человеку, его здоровье, образование, среда обитания

показателей рассматривали: прибыль, рентабельность капитала, оборачиваемость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, период возврата инвестиций. Предполагалось, что техника - это основной ресурс для обеспечения развития предприятий и экономики страны в целом. Основная задача заключалась в развитии техники и технологии, сосредоточении усилий на механизации и автоматизации производственного процесса. Вложения в создание новой техники, технологии должны были привести к росту производительности труда, сокращению рабочего времени и в конечном итоге повысить экономическую эффективность работы предприятия и улучшить ее финансовое положение. В основе этих показателей заложен принцип фетишизации денежных ценностей.

Эти показатели не учитывают вклада внутренних факторов предприятия в получение прибыли. Компания может получать прибыль и иметь высокую рентабельность, но только за счет роста рынка. Как только на рынке происходит увеличение числа конкурентов, компания не будет иметь достаточных ресурсов для быстрого реагирования. Например, известная компания Xerox, занимающаяся сдачей в аренду копировальных аппаратов, реализацией специальной бумаги, предоставлением услуг по

заправке картриджей и ремонтом машин, имела рост показателей прибыли и рентабельности, несмотря на негативные отклики клиентов (частый ремонт дорогостоящего оборудования, некачественные копии и т. п.). Однако с приходом на рынок американских и японских компаний Xerox начала стремительно сдавать свои позиции. Новые компании выстраивали свою систему управления на основе повышения качества продукции, первостепенном внимании к клиентам и персоналу, а для оценки эффективности их работы внедряли нефинансовые показатели во взаимосвязи с прибылью компании.

Возникла объективная необходимость в создании системы оценочных индикаторов. Оценочные индикаторы - инструмент, который помогает управлять созданием стоимости компании. Они позволяют узнать, достигнуты ли поставленные цели, удовлетворены ли потребности клиента, контролируются ли процессы, протекающие внутри организации, необходимы ли усовершенствования в организации бизнеса и где именно [6].

В этих условиях проявляется тенденция использования более целенаправленного метода оценки результатов деятельности с включением в эту оценку как финансовых, так и нефинансовых показателей и их вклада в достижение общих

целей компании. Создание системы индикаторов деятельности компании, ориентированной на стратегическое управление бизнесом, нашло отражение в системе сбалансированных показателей. Эта система была разработана на Западе в 1992 г. профессорами Гарвардской школы экономики Д. Нортоном и Р. Капланом. Они провели исследование среди крупных американских компаний на тему «Измерение результативности» (Performance Measurement). Отправным пунктом исследования была неудовлетворенность руководства компаний классическими системами показателей, которые основаны на использовании исключительно финансовых данных. Для оценки эффективности работы компании монетарные показатели были дополнены сбалансированной системой немонетарных показателей. В основу концепции заложена мысль о том, что при оценке результативности компании следует учитывать в совокупности различные аспекты бизнеса: финансы, клиенты, процессы, персонал.

Каждая из этих проекций направлена на достижение единой цели компании, которая выражается в проекции финансов. Например, в ней находят отражение следующие показатели: рентабельность продукции и собственного капитала, чистый денежный поток, чистая прибыль, экономическая добавленная стоимость и др.

В проекции маркетинга определяются ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации продуктов. В качестве основных показателей эффективности можно назвать удовлетворенность покупателей, удержание клиентов и приобретение новых, прибыльность клиентов, лояльность к торговой марке, продолжительность периода разработки нового продукта, время реализации заказов, доля рынка в целевых сегментах и т. д.

С помощью клиентской составляющей организация определяет, соответствует ли ее продукция выбранной целевой аудитории и сегменту рынка сбыта, а также назначает подходящую цену продукции.

В проекции внутренних бизнес-процессов осуществляется выбор основных процессов по их усовершенствованию для укрепления конкурентных преимуществ. В качестве показателей эффективности могут быть рассмотрены длительность производственного цикла, процент брака, фондоотдача, доля выполненных заказов. Например, в качестве показателя эффективности процесса производства может быть количество и частота

поломок производственной линии, количество сбоев в сети и т. д. В этой проекции рассматриваются инновационные и инвестиционные проекты. Эффективность внутренних бизнес-процессов во многом связана с эффективностью первых двух аспектов, а именно с финансовой составляющей и клиентской составляющей.

В проекции обучения и роста совершенствуется организационная структура компании для обеспечения ее роста и развития в долгосрочной перспективе. Значимую роль в развитии компании играет ее персонал, что требует инвестировать средства в повышение квалификации сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры. Для оценки достижения поставленных целей в сфере обучения и развития персонала могут быть использованы следующие показатели: производительность труда работников, текучесть кадров, степень удовлетворенности работников, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на повышение квалификации работников.

Все четыре перспективы взаимоувязаны в единую систему, нацеленную на повышение стоимости компании через механизм взаимосвязей и достижения целей каждой перспективы: генерирование прибыли и достижение финансовой устойчивости в финансовой сфере, лидерство на рынке, лояльность потребителей в сфере маркетинга, контроль за бизнес-процессами, повышение профессионализма и роста удовлетворенности трудом сотрудников в сфере персонала.

Повышение стоимости компании, генерирование свободного денежного потока, установление нормативов распределения ресурсов и осуществление контроля за их использованием - характерные задачи финансовых служб компаний индустриальной экономики. Переход к новой экономике раскрывает иной взгляд на эффективность компании, которая расширяется и сосредоточивается на объединении целей акционеров, клиентов, сотрудников, государства и общества в целом. Каждая из этих групп заинтересованных лиц оказывает воздействие на организацию и в свою очередь ощущает на себе ее воздействие.

Система сбалансированных показателей разрабатывалась в период повышения рыночного предложения и стремления компании завоевать большую долю рынка, создавая имидж надежного и высокопрофессионального партнера. Исследования в этом

Рис. 1. Сбалансированная система социально-экономических показателей

направлении были нацелены на поиск инструмента, который позволил бы связать стратегические цели компании с целями клиентов и каждого бизнес-подразделения. В результате собственники компании все больше ориентируются на клиента, что, несомненно, важно в условиях ужесточения рыночной конкуренции, но при этом уделяют незначительное внимание достижению целей на макроуровне: рост налогов в государственный бюджет, социальная защищенность и экологическая безопасность, этика бизнеса. Следующий этап в развитии общества и экономики - это неоэкономика, которая основана на высокотехнологическом прогрессе, на росте знаний и социальной ответственности бизнеса. Для того чтобы быть лидером рынка, необходимо учитывать интересы не только клиентов, но и всего общества.

Таким образом, на современном этапе развития науки, интеграции естественных и гуманитарных наук, формирования социально ориентированной рыночной экономики назревает острая потребность в совершенствовании системы оценочных индикаторов, заключающихся в рассмотрении финансово-экономической оценки не только с клиентоориенти-рованной, но и с социокультурной и общественной точек зрения.

Автор предлагает дополнить четыре проекции системы сбалансированных показателей проекцией «общество», которая будет фундаментом этих четырех проекций. Универсальная система социально-экономических показателей представлена на рис. 1.

Проекция «общество» ставит во главу угла ответственный подход компании к своей деятельности, который выражается в ответственности перед обществом, в уплате налогов в бюджет, создании возможностей получения работы, охране окружающей среды, создании энергоэффективного производства, участии в жизни местного сообщества, создании благоприятных условий для сотрудников и ответственном подходе к своим действиям [5].

Для оценки достижения целей взаимодействия компании и общества могут быть использованы следующие показатели: - количество созданных рабочих мест;

количество нарушений требований по охране труда и содержанию зданий; соблюдение требований противопожарной безопасности;

оценка уровня вредных выбросов в окружающую среду (безопасные выбросы); воздействие на смежные рынки; индекс социальной ответственности (честность, открытость, ориентация на потребителя, безопасность и надежность); число случаев нарушений экологических требований;

число случаев нарушений техники безопасности;

энергопотребление. Цели и показатели каждой проекции должны быть взаимоувязаны со всеми проекциями. Система социально-экономических показателей исходит из

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Общество

Рост налогов в бюджет

Безопасность и надежность ■* создаваемой продукции.

Поддержание добросовестной деловой практики

того, что экономический, экологический и социальный прогресс должны сочетаться и не вступать в противоречие друг с другом, не следует добиваться улучшения по какому-либо из этих направлений за счет ухудшения ситуации в других областях.

Разработка системы показателей начинается с определения миссии, видения и стратегии развития компании. На примере автомобильного дилерского центра, занимающегося продажей и обслуживанием автомобилей, рассмотрим систему социально-экономических показателей. Дилерский центр выбирает стратегию роста (увеличение доли рынка).

Миссия компании: команда профессионалов, которая делает доступной, комфортной и безопасной свободу передвижения, предоставляя полный комплекс услуг, и обеспечивает долговременные партнерские отношения. Как показывают исследования, серьезно улучшаются финансовые показатели тех компаний, которые закладывают социальную ответственность в свою миссию.

Видение: динамично развивающаяся компания - одна из ведущих среди автомобильных дилеров. На основе видения компании определим ключевые факторы успеха и цели компании. Взаимосвязь ключевых факторов успеха компании представлена на рис. 2.

Все факторы взаимосвязаны между собой и сводятся к объединению целей собственников компании, персона-

ла и всего общества, которые ведут к получению прибыли и росту благосостояния. В связи с этим можно вспомнить слова К. Мацуситы - японского предпринимателя, основателя компании «Мацусита Электрик», владельца торговых марок Panasonic, Technics, National: прибыль - это не отражение алчных стремлений корпорации, но вотум доверия общества, показывающий, что оно высоко оценивает продукцию фирмы [4].

Финансовая перспектива

Генерирование свободного денежного потока (CF), отражающего высокое доверие общества к продукции фирмы

Природоохранная

деятельность и ресурсосбережение.

Создание энергоэффективного производства

Организация новых рабочих мест. ^ Повышение уровня и качества жизни людей. Развитие персонала компании

Перспектива клиентов

Лидер автомобильного рынка

Первая компания, о которой вспоминают, когда надо приобрести автомобиль или произвести его сервисное обслуживание

Привлечение новых клиентов

Удержание существующих клиентов

Высококачественные услуги

Имидж

Б лагоприятная атмосфера клиентской зоны

Перспектива бизнес-процессов

Оперативность обслуживания

Высокотехнологичное производство

Соблюдение технологии выполнения работ

Полный комплекс услуг

Обеспечение соответствия стандартам клиентской зоны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработка комплексного решения для клиента

Перспектива знаний и персонала

Повышение уровня и качества управления персоналом

Рост человеческого капитала

Ж

Взаимосвязь личных целей компании с целями каждого сотрудника

t

Целевая мотивация

X

Формирование процессно-конкурентного профиля

Рис. 2. Взаимосвязь ключевых факторов успеха компании

Для оценки степени достижения поставленных целей автор предлагает использовать систему социально-экономических индикаторов. Целевые значения оценочных индикаторов могут быть основаны на

ожиданиях менеджмента, потребностях покупателей или результатах исследования фактических значений показателей. Обзор возможных индикаторов для каждой из перспектив представлен в табл. 3.

Таблица 3

Система социально-экономических индикаторов на примере автомобильного дилерского центра

Показатель Формула расчета Комментарии

Сфера финансов

Чистая операционная прибыль после налогов, но до выплаты процентов NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Taxes), руб. NOPAT = Выручка - Себестоимость, включая амортизацию - Коммерческие и управленческие расходы - Налог на прибыль Чистая операционная прибыль после налогов не учитывает того факта, что бизнес должен покрывать как операционные издержки, так и капитальные затраты

Прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений EBITDA (Earning before interest and taxes, deprecation and amortization), руб. EBITDA = Выручка - Себестоимость, включая амортизацию + Амортизация - Коммерческие и управленческие расходы + Прочие неденежные расходы + Доходы будущих периодов - Расходы будущих периодов Показатель позволяет определить прибыль компании без учета влияния амортизации, задолженности перед различными кредиторами и государством

Рентабельность продаж ROSS (Return on Sales), % Чистая прибыль ROS = F 100% Выручка от реализации Показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. реализованной продукции. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж компании

Коэффициент покрытия КП, %o GM КП = 100%, C где GM - маржа сервиса, руб.; С - все расходы дилерского центра, руб. Показывает, на сколько процентов маржа сервиса покрывает все расходы дилерского центра

Соотношение продуктивности (Ratio of productive and unproductive employees) СП СП = Численность продуктивных сотрудников / Численность непродуктивных сотрудников Рекомендуемое соотношение 2/1

Привлекательность дилерского центра для инвесторов

Отношение чистого долга к прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений Net Debt / EBITDA Net Debt EBITDA Total Debt - Cash & Cas Equivalents Заемщиксчитается надежным, если Net Debt/EBITDA на уровне 2-2,5

EBITDA ' где Total Debt - сумма заемных обязательств; Cash & Cash Equivalents - величина денежных средств и их эквивалентов

Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономии) КА КА = Собственный капитал / Суммарный актив Характеризует зависимость фирмы от займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Рекомендуемое значение на уровне 0,5-0,8

Коэффициент текущей ликвидности CR CR = Текущие активы / Текущие обязательства Рекомендуемое значение от 1 до 2 (иногда до трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в три раза может свидетельствовать о нерациональной структуре активов

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и ЪРЛКЮехА

Продолжение табл. 3

Показатель Формула расчета Комментарии

Коэффициент покрытия процентов или коэффициент защищенности долга ICR (Interest coverage ratio) ICR = EBITDA /Проценты по кредитам Показывает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Значение показателя выше 1, означает, что компания не всю свою прибыль направляет на выплату процентов. Рекомендуемое значение - от 6 до 8

Экономическая добавленная стоимость EVA EVA = Spread C = (ROI - WACC) С, где Spread - разница между рентабельностью активов ROI и средневзвешенными затратами на капитал WACC; C - инвестированный капитал Показывает, как повысилась (снизилась) стоимость компании. Стоимость компании увеличивается, если ROI > WACC, и уменьшается, если ROI < WACC

Сфера клиентов

Индекс удовлетворенности клиентов CSI, % К CSI = 100%, К где К - количество положительных " уд отзывов от клиентов, купивших товар; К - общее количество клиентов, обратившихся в компанию за рассматриваемый период Значение показателя колеблется от 85 до 100 %

Индекс привлечения клиентов ИПК, % К ИПК = —^ 100%, К где Кн - количество новых клиентов; К - общее количество клиентов обратившихся в компанию за рассматриваемый период Показывает, сколько новых клиентов удалось привлечь компании за рассматриваемый период

Процент клиентов, обратившихся повторно ПКП, % К ПКП = —^ 100%, К где Кп - количество повторных клиентов; К - общее количество клиентов обратившихся в компанию за рассматриваемый период Чем больше клиентов возвращаются в компанию, тем выше уровень доверия

Соотношение количества визитов клиентов и сделанных во время этих визитов заказов SR (Strike rate), % Q SR = ^ 100%, Qv где Qz - количество клиентов, заказавших товар за рассматриваемый период; Qv - количество визитов (звонки, посещаемость салона и т. п.) клиентов за рассматриваемый период Показатель позволяет оценить эффективность работы. Чем выше процент заказов от общего объема визитов, тем эффективнее работает компания и вызывает больше доверия у клиентов

Сфера внутренних бизнес-процессов

Длительность производственного цикла П, дн. П = ПОМ - ПОН - ПОГ, где ПОМ - период оборота сырья и материалов; ПОН - период оборота незавершенного производства; ПОГ - период оборота готовой продукции Длительность производственного цикла характеризует период полного оборота материальных активов компании

Время оформления и выдачи автомобиля В, мин. В =ВН - ВЗ, где ВН - время прибытия клиента на сделку; ВЗ - время выдачи автомобиля (завершения сделки) Чем быстрее (без потери качества) компания осуществит выдачу автомобиля, тем выше оценивает клиент потенциал компании

Продолжение табл. 3

Показатель Формула расчета Комментарии

Период ожидания клиента ОК, дн. ОК =До - Д^ где До - дата обращения клиента в компанию для осуществления ремонта автомобиля; Дз - дата записи клиента на ремонт автомобиля Период ожидания клиента определяет период времени от момента обращения клиента в компанию до момента записи на ремонт. Рекомендуемое значение от 1 до 2 дней

Коэффициент использования производственных мощностей КИМ, % КИМ = 100%, NV D где <2н-ч - количество выработанных нормо-часов; N - количество постов в техническом центре, шт.; V - время работы смены, ч; D - количество рабочих дней в месяце, дн. Характеризует эффективность использования основных средств. Значение показателя в 100 % свидетельствует о максимальной загрузке производственных мощностей

EBITDA на 1 м2, руб. /м2 EBITDA на 1 м2 = EBITDA / Площадь дилерского центра Чем больше компания зарабатывает прибыли с занимаемой площади, тем эффективнее использование зданий

Сфера персонала

Текучесть кадров ТК, %о Ч ТК = 100%, Ч где Чу - среднегодовая численность уволенных, чел.; Ч - среднегодовая численность, чел. Естественная текучесть (3-5 % в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы

Индекс удовлетворенности сотрудников ESI (Employee satisfaction index), % Ч ESI = 100%, Ч где Ч^ - количество удовлетворенных сотрудников, чел. Ч - численность персонала дилерского центра, чел Индекс удовлетворенности сотрудников ESI необходим для оценки морального духа персонала. Подобно индексу удовлетворенности клиента ESI должен сочетать в себе количественные и качественные показатели

Производительность труда ПТ, руб. /чел. ПТ = О / Ч, где О - объем реализации продукции, руб. Ч - численность персонала дилерского центра, чел. Показывает эффективность труда работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени

Доля расходов на обучение в маржинальном доходе ДО, %о Р ДО = 100%, GM где Ро - расходы на обучение; GM - маржинальный доход Размер затрат на обучение зависит от размера компании, сферы бизнеса, стадии развития, приоритетов внутренней политики, категории обучаемого персонала и многих других факторов

Сфера общества

Количество созданных рабочих мест РМ РМ = РМ / РМ , а п' где РМа - количество рабочих мест в анализируемом периоде; РМп - количество рабочих мест в предшествующем периоде Коэффициент должен быть больше единицы

Количество нарушений требований по охране труда и содержанию зданий 1п I = N / Р, п ' где N - количество нарушений; Р - количество проверок

Число случаев нарушений экологических требований 1э I = N / Р, э ' где N - количество нарушений; Р - количество проверок

Окончание табл. 3

Показатель Формула расчета Комментарии

Доля расходов на оптимизацию внутренних бизнес-процессов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в выручке компании дниокр % Р Дниокр =- 100<% В где Р - расходы на оптимизацию внутренних бизнес-процессов, руб. В - выручка, руб.

Индекс социальной ответственности бизнеса ISR (Index of social responsibility of business), % ISR = 111t,Xi 1100%, 1 n i=0 J где n - количество исследуемых признаков, ед. X. - значение исследуемого признака (значение 1, если признак присутствует у исследуемой компании, значение 0, если признак отсутствует) Индекс может принимать значение от 0 до 100 %. Чем больше значение индекса, тем более социально ответственен бизнес

Особый интерес представляет индекс социальной ответственности. В зарубежной практике для оценки социальной ответственности используют специальные этические индексы. Компании включаются в них по трем основным критериям: эффективность деятельности по защите окружающей среды, качество взаимоотношений с сотрудниками и акционерами и соблюдение прав человека. Этические индексы служат ориентиром для SRI-фондов (socially responsible investments).

Одним из пакетов этических индексов является FTSE4Good. Чтобы попасть в него, компании, оказывающие существенное воздействие на окружающую среду, должны выполнить ряд требований. В частности, взять на себя обязательства по ее охране, а также опубликовать отчеты о своей деятельности в этой области за последние три года. Важно наличие этического кодекса и политики равных возможностей для сотрудников. Кроме того, компании должны декларировать приверженность правам человека и стандартам, установленным Международной организацией труда [8].

В российской практике отсутствуют отчетливые и понятные критерии социальной оценки бизнеса, представления о том, каковы этические принципы современного бизнеса. Основываясь на опыте, накопленном иностранными корпорациями и международными институтами в этой области, индекс социальной ответственности бизнеса ISR рекомендуется рассчитывать по формуле

ISR = | 1YX. 1100% (табл. 3).

I n Т0 J

Расчет данного индекса основан на наличии (или отсутствии) социального признака у исследуемой компании.

Основные исследуемые признаки:

- наличие и соблюдение этического кодекса;

- наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных программ;

- наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики);

- внедрение международных стандартов социальной отчетности;

- безопасность и надежность создаваемой продукции;

- поддержание добросовестной деловой практики;

- природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

- охрана здоровья и труда персонала;

- повышение уровня и качества жизни людей;

- взаимосвязь целей компании с интересами каждого стейкхолдера (работники, бизнес-партнеры, органы власти, потребители и т. п.);

- примеры социальных проектов (социальная реклама и т. п.);

- развитие местного сообщества.

Индекс может принимать значение от 0 до 100 %. Чем больше значение индекса, тем больше социальная ответственность бизнеса. В свою очередь ответственность перед обществом дает компании определенные выгоды:

- расширение клиентской базы, укрепление партнерских связей;

- увеличение производительности труда;

- расширение доступа к инвестициям и источникам их финансирования;

- рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации;

- укрепление позиции компании на внутреннем

и международном рынках.

В новой экономике бизнес компании представляет собой источник роста общественного благосостояния, который достигается путем высокотехнологичного производства и реализации безопасной и надежной продукции. Ключевое значение здесь имеет достижение грамотного управления компаниями на основе системы социально-экономических показателей.

Список литературы

1. Варфоломеев В. П. Управление высокотехнологичным производством. М.: Экономика, 2009.

2. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. СПб: СПбУЭФ, 1994.

3. Катан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, 2004.

4. Мацусита К. Миссия бизнеса / пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

5. Рамперсад Х. Универсальная система показателей: как достигать результатов, сохраняя целостность / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

6. Сбалансированная система оценочных индикаторов как инстркмент управления бизнесом // Волгасофт: управление по целям. URL: http://www. m-bo. ru/publikacii/art_0013.php.

7. Устойчивое развитие: BMW - лидер в области экологической и социальной ответственности // AUTO-Consulting. URL: http://www. autoconsulting. com. ua/article. php?sid=13666.

8. Финансовое образование // Социальная ответственность бизнеса. URL: http://finlearn. ru/ content/view/56/84/.

9. Щетинин В. П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.