Научная статья на тему 'Система сохранения объектов культурного наследия в Англии'

Система сохранения объектов культурного наследия в Англии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3776
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ОХРАНА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД / ТЕРРИТОРИЯ / ЛАНДШАФТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / CULTURAL HERITAGE / CULTURAL HERITAGE CONSERVATION / HISTORIC CITY / TERRITORY / LANDSCAPE / STATE REGISTRATION / GOVERNING BODIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давлиев И.Г., Валеев Р.М.

В статье рассмотрены особенности система сохранения объектов культурного наследия в Англии. Описаны основные объекты культурного наследия Великобритании. Особое внимание обращено на региональные особенности государственной регистрации объектов культурного наследия. Проанализирован вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании. Подробно описано нормативно - правовые регулирование охраны культурных объектов в Великобритании. Обращено внимание на «территории исключительной природной красоты» и «территории национального пейзажа», территории природного наследия и региональные парки, ландшафтные территории Англии и Шотландии. Проанализированы организации, ответственные за управление объектами всемирного наследия и систем их управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of conservation of cultural heritage sites in England

In the article the peculiarities of the system of conservation of cultural heritage sites in England. Describes the main objects of the cultural heritage of the UK. Special attention is given to regional peculiarities of state registration of objects of cultural heritage. The article analyzes the contribution of private ownership and private investments in the heritage system in the UK. In the article the attention is focused on the organization of protection of cultural heritage in the context of preserving the natural and cultural environment. Described normative legal regulation of the protection of cultural properties in the UK. Focus on "areas of outstanding natural beauty" and "the national landscape, the natural heritage and regional parks, landscape areas of England and Scotland. As all the world heritage sites require appropriate structures for their management, the author of the article were analyzed the organization responsible for the management of world heritage sites and presents examples of management systems for world heritage sites.

Текст научной работы на тему «Система сохранения объектов культурного наследия в Англии»

УДК 008 (1-6)

И.Г.Давлиев, Р.М.Валеев СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В АНГЛИИ

В статье рассмотрены особенности система сохранения объектов культурного наследия в Англии. Описаны основные объекты культурного наследия Великобритании. Особое внимание обращено на региональные особенности государственной регистрации объектов культурного наследия. Проанализирован вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании. Подробно описано нормативно - правовые регулирование охраны культурных объектов в Великобритании. Обращено внимание на «территории исключительной природной красоты» и «территории национального пейзажа», территории природного наследия и региональные парки, ландшафтные территории Англии и Шотландии. Проанализированы организации, ответственные за управление объектами всемирного наследия и систем их управления

Ключевые слова: объекты культурного наследия, охрана, исторический город, территория, ландшафт, государственная регистрация, органы управления.

Ilshat h Davliev, Rafael Valeev SYSTEM OF CONSERVATION OF CULTURAL HERITAGE SITES IN ENGLAND

In the article the peculiarities of the system of conservation of cultural heritage sites in England. Describes the main objects of the cultural heritage of the UK. Special attention is given to regional peculiarities of state registration of objects of cultural heritage. The article analyzes the contribution of private ownership and private investments in the heritage system in the UK In the article the attention is focused on the organization of protection of cultural heritage in the context of preserving the natural and cultural environment. Described normative - legal regulation of the protection of cultural properties in the UK. Focus on "areas of outstanding natural beauty" and "the national landscape, the natural heritage and regional parks, landscape areas of England and Scotland. As all the world heritage sites require appropriate structures for their management, the author of the article were analyzed the organization responsible for the management of world heritage sites and presents examples of management systems for world heritage sites.

Key words: cultural heritage, cultural heritage conservation, historic city, territory, landscape, state registration, governing bodies.

Интересна система сохранения объектов культурного наследия в Англии, в особенности ситуация с крупными историческими городами в Великобритании. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята ЮНЕСКО в 1972 году [1]. К настоящему времени этот статус является значимым как для сохранения исторического и природного наследия, так и для развития туризма и популяризации культурных ценностей.

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии на 2014 год значится 25 наименований, еще 3 объекта находятся на Британских заморских территориях. Вместе это составляет 2,8 % от общего числа (1007 на 2014 год). Среди них 23 объекта включены в список по культурным критериям, причём 11 из них признаны шедеврами человеческого гения (критерий I), 4 объекта включены по природным критериям (три признаны природным феноменом исключительной красоты и эстетической важности - критерий VII, и один смешанный объект также относится к критерию VII). Кроме этого, по состоянию на 2014 год, 14 объектов на территории Великобритании находятся в числе кандидатов на включение в список всемирного наследия. Соединённое королевство ратифицировало Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 29 мая 1984 года. Первые пять объектов, находящихся на территории Великобритании, были занесены в список в 1986 году на 10-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Из 25 объектов всемирного наследия в Великобритании 16 находятся в Англии, 4 - в Шотландии, 3 - в Уэльсе, один - в Северной Ирландии, а еще один разделен между Англией и Шотландией (а также, Германией).

В Великобритании подходы к охране наследия имеют существенные региональные отличия, зафиксированные в рамках существующих законодательных систем для Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В отношении охраняемых территорий наиболее существенны различия между Англией и Шотландией.

В Великобритании ведется государственная регистрация памятников культуры (в том числе - памятников садово-паркового искусства), в рамках которой для Англии (с Уэльсом), Шотландии и Северной Ирландии составлены государственные списки исторических парков и садов.

Территориальная охрана такого рода объектов, предусматривающая создание охраняемых

территорий, предоставлена местным властям (на уровне графств и метрополитенских графств или более мелких территориально-административных единиц). Вследствие этого роль государственного (коронного) управления в охране и использовании объектов культурного наследия не является определяющей - основное значение имеют общественные организации и местные власти. Общеизвестен вклад частной собственности и частных вложений в систему наследия Великобритании, управление которыми осуществляет общественная организация -Национальный траст - крупнейший собственник исторических садов и парков, деревень, поместий, участков относительно девственной природы. Согласно действующему законодательству, продажа собственности траста возможна только на основе утверждения подобного решения обеими палатами Парламентом и согласия Короны, передача трасту частных поместий оставляет право пожизненного проживания в них бывших владельцев (что предотвращает их продажу случайным лицам), а передача земельных угодий предусматривает поддержку исторических форм фермерства. Следует заметить, что эти особенности во многом продиктованы общим характером британской политической и правовой системы, значительной ролью лендлордов в социальной структуре Соединенного королевства. Ещё большее значение неправительственные структуры имеют в организации исследований объектов наследия, и произведения садово-паркового искусства являются одним из основных направлений для подобных работ [2].

В последние два десятилетия усиливается тенденция организации охраны культурного наследия в контексте сохранения природной и культурной среды в совокупности таковых, что особенно актуально для такого специфического вида объектов культурного наследия как произведения садово-паркового искусства, в формировании которых взаимодействие природных и антропогенных факторов отразилось наиболее ярко. Некоторые их парковых ансамблей в Великобритании входят в состав охраняемых территорий национального значения, правовой режим которых регулируется «Законом об окружающей среде» 1995 г. (с позднейшими поправками). Согласно данному акту, одной из задач национальных парков является сохранение культурного наследия и культурных традиций. Территория должна обладать такими культурными и природными особенностями, которые создают ее характерный облик, выделяют ее из всех прочих, что в определенной степени отражает особенности национального толкования понятия«предмета охраны» (перевод условный) данного объекта (территории).

Большую роль в сохранении культурного наследия, в особенности культурного ландшафта, в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии наряду с национальными парками играют «территории исключительной природной красоты», в Шотландии - «территории национального пейзажа» (national scenic areas), территории природного наследия и региональные парки. Национальный парк "Lake District" («Озёрный край»), связанный творчеством Саути, Водстворта, Кольриджа и др., особенно выделяется как мемориально-значимый для англо-шотландской культуры объект, в связи с духовным воздействием его природных ценностей на поэтов и художников эпохи сентиментализма и романтизма. В Англии и Шотландии проведены широкомасштабные исследования и оценка основных характерных свойств ландшафтов, составлены подробные описания и карты, разработана методика оценки. В Англии выделено 159 характерных ландшафтных территорий, в Шотландии - 50. По существу это - детальное культурно-ландшафтное районирование территории страны с рекомендациями по использованию и развитию различных в ландшафтном отношении территорий. Кроме того, для Шотландии выделена 21 зона природного наследия на основе ландшафтной и биогеографической информации [3].

Следует заметить, что роль рукотворных парковых ансамблей (то есть собственно произведений садово-паркового искусства) в процессе формирования (идентификации) подобных территориальных зон, как правило, второстепенна.

Для методического обеспечения в охраны объектов культурного наследия в целом и произведений садово-паркового искусства в частности в Соединенном королевстве характерно преобладание не имеющих официального статуса монографических разработок, выпущенных научными (проектными) и общественными организациями, отдельными исследователями. Статус нормативных документов имеют, в основном, инструктивные материалы, регулирующие процедурные вопросы, причем некоторые из них действуют в течении весьма продолжительного времени, будучи приняты не одно десятилетие назад.

Объекты всемирного наследия требуют соответствующих структур по их управлению. В разных странах сложились свои практики управления подобными объектами. К примеру, органы власти национального уровня наиболее часто ответственны за управление объектами

всемирного наследия. В Средиземноморье практически все объекты управляются на национальном уровне. Ситуация в западной Европе отличается, в ней преобладают именно местные власти (85%) с примерно равным участием администрации национального и регионального уровней (65% и 62%). В ряде случаев в систему управления объектами входят разного рода религиозные общества, частные организации, фонды и общества (Голландия, Германия, Англия). Некоторые объекты, или их части, управляются независимыми, некоммерческими организациями [4].

Обычно это не одна, а несколько организаций, которые образуют координационные советы и выполняют функции информирования, обсуждения и собственно координации между различными группами интересов. Такие структуры есть только у половины объектов всемирного наследия. Лидируют страны Северо-балтийского региона, где они есть в 71% случаев. Совместная деятельность требует особых навыков по согласованию позиций участников процесса, поэтому часто звучит мнение о том, что должен быть уточнён статус и права подобных советов [5].

В таблице 1 представлена информация по ответственным за управления некоторыми объектами исторического наследия в Великобритании. В большинстве случаев ответственная за управление только одна структура — либо администрация городов, как в случае Ливерпуля. Отдельное место занимает Эдинбург, где действует местный фонд мирового наследия.

Таблица1

Организации, ответственные за управление объектами всемирного наследия_

Объект (город) Организация

Ливерпуль Liverpool City Council

Эдинбург Edinburgh World Heritage Trust

Таблица 2 Примеры систем управления объектами всемирного наследия

Объект (город) Управление объектом/ Ответственная организация

Ливерпуль Local Planning Authority and the Local Highway Authority. English Heritage, Liverpool Vision, Mer-seytravel, and others. Most of these public bodies are represented on the Liverpool World Heritage Site Bid Core Steering Group

Эдинбург Steering group set up in 1997. Site manager on fulltime basis. Edinburgh World Heritage has a team of eight full-time staff, supported by a part-time finance manager, volunteers and interns.

Требования и рекомендации Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО меняются, и их следует рассматривать в динамике. ЮНЕСКО это не статичная организация, особенно если рассматривать вопрос управления крупными историческими городами. Концепции управления объектами исторического наследия меняются, и большую роль для корректировки данных концепций играет регулярный мониторинг.

Эксперты Центра всемирного наследия и ИКОМОС провели миссию по осуществлению реагирующего мониторинга в 2008 г. с целью изучения проектов застройки, воздействующих на объект Старый город и Новый город Эдинбурга (Великобритания), который был включен в Список всемирного наследия в 1995 г. Миссия была проведена по запросу Комитета всемирного наследия и была, прежде всего, сосредоточена на проекте «Калтонгейт». Эксперты изучили общую ситуацию на объекте Старый город и Новый город Эдинбурга с точки зрения его состояния сохранности в широком городском контексте, целостности и подлинности. Они также проанализировали, каким образом текущие строительные проекты, включая многоэтажную застройку, воздействуют на выдающуюся универсальную ценность, то есть исключительные качества объекта, на основании которых он был включен в Список всемирного наследия. Совместно с представителями национальных и местных органов власти, учреждений, организаций и прочих заинтересованных сторон эксперты изучили меры по охране ландшафта исторической городской территории. Кроме проекта «Калтонгейт», эксперты проанализировали воздействие на объект предлагаемых проектов для доков Лита, торгового центра Сент-Джеймс, железнодорожного вокзала Хеймаркет и других проектов. В рамках проведения миссии также

обсуждались возможности для оптимизации сохранения и управления объектом. Данный объект всемирного наследия получил свой статус в знак признания значимости Эдинбурга как столицы Шотландии, начиная с XV в. Комитет всемирного наследия выделил на объекте две ярко выраженных территории: Старый город с доминирующей над ним средневековой крепостью и Новый город в стиле неоклассицизма, развивающийся с XVIII в. и оказавший значительное влияние на градостроительство в Европе. Гармоничное соединение этих двух контрастирующих исторических территорий, содержащих большое число значимых строений, придает городу уникальность и выдающуюся универсальную ценность.

Важным документом для объектов всемирного наследия является Декларация о выдающейся универсальной ценности (the Statement of Outstanding Universal Value, SOUV). Этот документ введён в 2005 году и призван заменить Декларации о значимости (Statement of Significance), которые, соответственно, были введены в 1998 году. До этого действовало Обоснование включения в список (Justification for Inscription). Согласно параграфу 155 Руководства (Operational Guielines), SOUV должно быть разработано для всех новых номинантов списка Всемирного наследия.

К настоящему времени Декларации о выдающейся универсальной ценности разработаны не для всех исторических городов, как впрочем, и по другим объектам культурного и природного наследия. На 34-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО обсуждалась и была принята Декларация Ливерпуля. Декларация о выдающейся универсальной ценности напрямую связана с вопросом управления объектом всемирного наследия. Она включает и Декларации подлинности и/или сохранности, важность которых постоянно подчёркивается. Например, что это «основной инструмент сохранения ценности и обеспечения приемлемого подхода сохранения и управления объектами» [6].

Практически в четверти всех европейских объектов всемирного наследия произошли изменения, которые затронули их «подлинность и сохранность». В Великобритании на это влияли проблемы девелопмента территорий, а также изменения в традиционном типе использования объектов и местном укладе жизни, увеличение или уменьшение населения, развитие туризма, строительство зданий и инфраструктуры.

Другой важный процесс - это уточнение границ исторических городов. Он связан не только с новыми, современными требованиями к картографической информации, но и с новым строительством и с новыми подходами к охране. В частности, введено в практику понятие буферная зона - защитная территория охраняемых объектов. С этим связан выход директивы ЮНЕСКО о необходимости повторной инвентаризации тех объектов ЮНЕСКО, которые вошли в списки до 1990-х годов. В результате многие крупные города корректировали свой статус -расширяли или уточняли границы.

Таблица 3

Изменения характеристик объектов всемирного наследия в Великобритании_

Объект (город) События (директивы ЮНЕСКО)

Ливерпуль 2010 Statements of Signifiance and Statements Outstanding Universal Value

Эдинбург 2008 Revision of Statements of Signifiance and Statements Outstanding Universal Value

Таким образом, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО проводит работу по выстраиванию прозрачной системы оценки, контроля и управления объектами всемирного наследия. Она основана на едином подходе к объектам в Великобритании и включает множество инструментов, от работы попечительских советов по туристическому продвижению объектов, регулярного мониторинга объектов по системе единых индикаторов, до приведения описания уникальных качеств объекта всемирного наследия к современным реалиям.

Источники

1.Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного 1. Konvencija JuNESKO «Ob ohrane культурного и природного наследия (16 ноября 1972 vsemirnogo kul'turnogo i prirodnogo nasledija (16 г.)» nojabrja 1972 g.)»

2.Веденин Ю. А, Кулешова М. Е. Культурный 2. Vedenin Ju. A., Kuleshova M. E. Kul'turnyj ландшафт как объект культурного и природного landshaft kak ob#ekt kul'turnogo i prirodnogo наследия // Изв. РАН. Сер.геогр. - 2011. - № 1. - С. 7-14 nasledija // Izv. RAN. Ser.geogr. - 2011. - № 1. - S. 714

3. Jenkins D. J. Concept of the cultural heritage in Britain//Europ. Heritage (Council of Europe). -2103. №.3. - P. 10-12

4. http://www.archi.ru/foreign/news/news curr ent.html?nid=3465&fl=1

5. Постников Д.А. Проблема использования объектов природного наследия в туристских целях. -Пермь: ПермГУ, 2014. - с. 55

6. Periodic Reporting Follow-up Meeting for Western Europe. Dublin, 2009, с.58

3. Jenkins D. J. Concept of the cultural heritage in Britain//Europ. Heritage (Council of Europe). -2103. №.3. - P. 10-12

4.

http://www.archi.ru/foreign/news/news_curre nt.html?nid=3465&fl=1

5. Postnikov D.A. Problema ispol'zovanija ob#ektov prirodnogo nasledija v turistskih celjah. -Perm': PermGU, 2014. - s. 55

6. Periodic Reporting Follow-up Meeting for Western Europe. Dublin, 2009, s.58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.