Научная статья на тему 'Система содействия трудоустройству и адаптации выпускников ПУ № 67 к выходу на рынок труда'

Система содействия трудоустройству и адаптации выпускников ПУ № 67 к выходу на рынок труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Ф. Корнильцева, И. В. Черкасова, В. М. Котикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система содействия трудоустройству и адаптации выпускников ПУ № 67 к выходу на рынок труда»

марки вакансий учебных мест, оно имеет тесные связи с центром профориентации и психологической поддержки населения. Центр занятости г Новокузнецка, являясь социальным партнером профессионального училища № 67, ведет профориентационную работу с выпускниками школ, участвует в ярмарке рабочих мест с целью трудоустройства выпускников училища. Профессиональное училище № 16 заключило договор с центром занятости населения г. Прокопьевска о социальном партнерстве по взаимодействию в рамках реализации региональной целевой программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы». Созданный в училище совет содействия подготовке и трудоустройству выпускников организует и направляет в центр занятости группы выпускников для участия в психологических тренингах с целью профессионального становления молодых специалистов. Консультативная помощь оказывается с учетом индивидуальных способностей, личностных качеств, медицинских показаний, которая позволяет выпускникам скорректировать те или иные навыки и тем самым укрепить свои будущие позиции на рынке труда. Центр занятости представляет работодателей на ярмарках вакансий, проводимых для выпускников и молодых специалистов, осуществляет индивидуальный подбор рабочих мест для выпускников, содействует проведению таких массовых мероприятий, как «Ярмарка вакансий», «День выпускника», «Презентация вакансий» и др.

Сложности трудоустройства молодежи обусловлены недостатком их профессиональных знаний, навыков, а также трудовой «нестабильностью» (молодые люди вынуждены прерывать трудовую деятельность из-за призыва в армию, поступления в учебные заведения, отпуска в связи с рождением ребенка и его воспитанием). Работодатели не заинтересованы в таких кадрах. Менее половины молодых людей трудятся по выбранной специальности; многие вынуждены соглашаться на любую работу или регистрироваться в службе занятости. Поэтому одной из важнейших задач является деловое сотрудниче-

ство службы занятости населения с учреждениями профессионального образования, работодателями по гибкому обеспечению квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с требованиями рынка труда. И здесь на помощь приходит служба занятости, предлагая различные программы, такие, например, как организация и проведение стажировки на предприятии для выпускников, не приступавших к трудовой деятельности. Между выпускником, центром занятости и работодателем заключается договор о совместной деятельности. Стажировка выгодна всем: выпускник получает необходимые навыки по востребованной профессии или специальности, имеет ежемесячную материальную поддержку, работодатель, в свою очередь, получает работника на срок до 6 месяцев, заработная плата которому будет выплачиваться за счет средств областного бюджета. Существуют программы содействия выпускникам в организации собственного дела; временное трудоустройство выпускников 18 - 20 лет, впервые ищущих работу; временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Социальная значимость трудоустройства подростков не только в их гарантированном заработке, но и в опыте трудовых отношений с работодателем и сверстниками, который они получают непосредственно на рабочем месте.

Опыт сотрудничества с центрами занятости населения учреждений начального профессионального образования Кемеровской области показывает, что руководители образовательных учреждений понимают роль службы занятости населения как социального партнера. Налаживая взаимодействие со службами занятости, не стоит забывать и о такой форме социального партнерства, как координационные комитеты содействия занятости, необходимо привлекать органы службы занятости в организационные структуры социального партнерства образовательного учреждения (консультативные, попечительские советы и т. п.). В итоге от такого сотрудничества выиграют все: и учебные заведения, и учащиеся, и работодатели, и служба занятости.

система содействия трудоустройству

и адаптации выпускников пу № 67 к выходу на рынок труда

В. Ф. Корнильцева, директор ГОУ НПО ПУ № 67, И. В. Черкасова, руководитель центра содействия трудоустройству выпускников, В. М. Котикова, педагог-психолог

Нестабильная экономическая ситуация требует раннего взросления молодого поколения и его профессионального самоопределения. В свою очередь, успешность трудоустройства является одним из критериев эффективности взаимосвязи системы начального профессионального образования и рынка труда. Она во многом зависит от того,

насколько успешным будет процесс подготовки и адаптации выпускников к выходу на рынок труда. Вместе с тем опыт показывает, что значительное число выпускников испытывают трудности в период трудоустройства. Возникает проблема самостоятельного поиска рабочего места, к чему большинство из них оказывается не готовыми.

Проанализировав данную ситуацию, мы открыли на базе нашего образовательного учреждения центр содействия трудоустройству выпускников.

Целью работы центра является создание механизма эффективного содействия трудоустройству выпускников.

Для достижения данной цели определены следующие направления:

проведение профориентационных консультаций для обучающихся школ;

подготовка обучающихся по профессиям, востребованным на рынке труда;

совместная работа с НОУ РЦПП «Евраз-Сибирь» по рейтинговой оценке профессионально важных качеств выпускников с целью дальнейшего трудоустройства на базовом ОАО «ЗСМК» и предприятиях города;

оказание юридической и психологической помощи при трудоустройстве;

мониторинг профессионального становления выпускников на рабочих местах;

совместная работа с ГУ ЦЗН г Новокузнецка. Центр возглавляет руководитель, который назначается директором училища. В его состав входят профессионально-педагогические работники: зам. директора по УПР методист, педагог-психолог программист, юрист, преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения и руководители предприятий - социальные партнеры.

Взаимодействие с социальными партнерами состоит из трех этапов.

Первый этап: подготовительный - включает в себя сбор данных о востребованных профессиях на рынке труда; изучение потребностей и запросов на образовательные услуги; анализ состояния и прогноз изменения рынка труда в городе и регионе.

Второй этап: организационный - это определение круга социальных партнеров, в число которого входят Западно-Сибирский металлургический комбинат, Пассажирское автотранспортное предприятие № 4, Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство Запсиба» и «Запсибремонт», Центр занятости населения г Новокузнецка, ИП «Форсаж» и другие частные предприятия города. На сегодняшний день с этими предприятиями заключены договоры на профессиональную стажировку выпускников с целью приобретения первичных навыков работы.

Третий этап - предоставление рабочих мест для прохождения производственного обучения и практики.

В подтверждение вышесказанному вашему вниманию предлагается анализ трудоустройства выпускников за последние 3 года. Общая занятость выпускников по всем профессиям составила 100 % (рис.1). Из них в среднем за три года:

- трудоустроено 74 % выпускников;

- 8 % - выбрали право свободного трудоустройства;

- 5 % - продолжили обучение в высших учебных заведениях;

- 13 % - призваны в ряды Российской армии. Формы совместной работы Центра и социальных партнеров постоянно совершенствуются. Изыскиваются новые пути и подходы к повышению эффективности работы, к достижению общих целей в воспитании и повышении качества профессиональной подготовки выпускников.

Рис.1. Анализ трудоустройства выпускников

Важными показателями, подтверждающими результативность работы в данном направлении, служат:

- проведение мониторинга получения повышенных разрядов среди выпускников. Повышенный рабочий разряд в соответствии с Госстандартами НПО по профессиям: автомеханик, аппаратчик-оператор КХП, аппаратчик воздухоразделения не предусмотрен;

- мониторинг получения второй профессии в рамках основной. Например, подготовка по профессии автомеханик предусматривает получение дополнительной профессии машинист крана автомобильного, машинист подъемно-транспортных и строительных машин - стропальщик и т. д.

Успех процесса социально-профессиональной адаптации выпускника зависит не только от его индивидуальных способностей, но также от слаженности и эффективности взаимодействия всех вовлеченных в данный процесс структур учреждения. На этом принципе и основывается совместная работа центра содействия трудоустройству выпускников и психологической службы профессионального училища № 67.

С 2003 г. психологическая служба обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса на всех трех курсах обучения.

Основная цель деятельности педагога-психолога-личностный и профессиональный рост обучающихся через развитие самодисциплины, ответственности, самостоятельности и конкурентоспособности.

С учётом курсовых задач система социально-профессионального сопровождения в ПУ № 67 выглядит следующим образом:

- профориентационное анкетирование школьников;

- входная профдиагностика и профкон-сультирование абитуриентов;

- частичный профотбор;

- факультатив «Социальная адаптация» на 1-м курсе;

- текущая экспресс-диагностика и консультирование обучающихся 1-го курса, родителей и педагогов;

- коррекционно-развивающие занятия «Психология конкурентоспособности», предмет «Основы эффективного поведения на рынке труда» на 2-м курсе;

- текущая экспресс-диагностика и консультирование обучающихся 2-го курса, родителей и педагогов;

- итоговая профдиагностика и профконсультирова-ние выпускников;

- рейтинговая система трудоустройства на ОАО «ЗСМК».

В работе педагога-психолога можно выделить 3 этапа.

- Первый этап - выработка основных критериев оценки социальной адаптации первокурсников.

- Основная цель работы на втором этапе - воспитание конкурентоспособного выпускника и его социально-профессиональная адаптация к рынку труда.

Рис. 3. Динамика межличностных отношений в группах 3-го курса в 2009/2010 уч. году

Рис. 2. Динамика межличностных отношений в группах 2-го курса

в 2008/2009 уч. году

- Третьим этапом работы является диагностика социально-психологической и профессиональной адаптации обучающихся 3-го курса.

Об успешности проводимой коррекционно-развивающей работы говорят данные мониторинга: ведь от того, как пройдет этот процесс вначале обучения, зависит успешность овладения профессией в дальнейшем, на 2 и 3-х курсах (рис. 2, 3).

Проанализировав данные графика, можно сделать вывод, что в результате системной и четко спланированной работы за год обучения произошла значительная положительная динамика. На втором курсе, самом переломном и неоднозначном, когда процесс коллективообразования закончен и обучающиеся переходят к новому этапу своей учебной деятельности и большее количество времени затрачивают на освоение профессии, еще наблюдается нестабильность _ межличностных отношений и социальной адаптации. Во всех группах 2-го курса отрицательные тенденции, немного, но превалируют над положительными. И мы видим, что практически третья часть группы находится в категории непринятых, и лишь 50 % обучающихся комфортно чувствуют себя в группе.

На третьем курсе ситуация кардинально меняется. Обучающиеся осознанно и ответственно овладевают профессией и переходят от системы «учеба» к системе «рынок труда», понимая, что именно от этого зависит успешность и продуктивность их жизни в целом. Больше 80 % обучающихся к 3-му курсу не испытывают трудностей социальной адаптации и межличностного общения.

Для успешной адаптации как в социальной, так и в профессиональной среде выпускник должен обладать рядом умений и навыков. Профессиональные навыки помогут ему стать мастером своего дела, а надпрофес-сиональные - более мобильным, востребованным на рынке труда специалистом. С этой целью введен предмет на 2 и 3-х курсах обучениях «Основы эффективного поведения на рынке труда».

Критерий эффективности работы центра и психологической службы в ГОУ НПО ПУ № 67 - это выпускник, способный к самоопределению в производственной и социальной сферах жизни, обладающий мобильными способностями и навыками самопрезентации.

«Престиж, авторитет профессии создают люди: только они могут прославить ее.» Мы надеемся, что наше образовательное учреждение готовит именно таких рабочих!

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

объявляет конкурс

на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава кафедр

на 2010/2011 учебный год:

по кафедре педагогики и психологии профессионального образования

- профессор (0,5 ставки)

- доцент (0,75 ставки)

- старший преподаватель (0,5 ставки)

по кафедре общеобразовательных дисциплин

- старший преподаватель (1,5 ставки)

по кафедре специальных дисциплин

- доцент (0,75 ставки)

Срок сдачи документов до 5 сентября 2010 года Заявление и документы направляются на имя ректора по адресу: 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38-а, тел. (3842) 31-09-72 тел./факс (3842) 37-85-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.