Научная статья на тему 'Система снабжения авиационным имуществом группировки авиации в локальных конфликтах'

Система снабжения авиационным имуществом группировки авиации в локальных конфликтах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ / АВИАЦИОННОЕ ИМУЩЕСТВО / ЛОКАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / АВИАЦИЯ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / АВИАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ / ENSURING COMBAT CAPABILITY / AVIATION EQUIPMENT / LOCAL CONFLICT / AVIATION / SPARE PARTS / TOOLS AND ACCESSORIES / AVIATION WEAPONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилюгин В. Н., Иванов Н. Г.

В статье рассматривается система снабжения группировки авиации в локальных конфликтах с целью удовлетворения потребности в авиационном имуществе, обеспечения боеспособности и боеготовности группировки авиации в ходе боевых действий. Проведен анализ динамики изменений напряженности боевых действий и обеспечения потребности группировок авиации авиационным имуществом на примерах локальных конфликтов в 40-е - 90-е годы ХХ века. Обоснована важность совершенствования системы снабжения авиационным имуществом в современных военных конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION EQUIPMENT SUPPLY SYSTEM FOR AIR GROUPING IN LOCALCONFLICTS

The article deals with the aeronautical material supply system for air grouping in local conflicts in order to meet the need for aviation equipment, to ensure the combat capability and combat readiness of the air grouping during combat operations. The analysis of the combat operations intensity changes dynamics and ensuring the needs of air grouping with aviation assets is carried out on the examples of local conflicts in the 40s-90s of the twentieth century. The importance of improving the aviation equipment supply system in modern military conflicts is proved.

Текст научной работы на тему «Система снабжения авиационным имуществом группировки авиации в локальных конфликтах»

УДК 623.451.7:517.977.5 ГРНТИ 81.88.75

СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ АВИАЦИОННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГРУППИРОВКИ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

В.Н. ПИЛЮГИН

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Н.Г. ИВАНОВ, кандидат технических наук, доцент

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматривается система снабжения группировки авиации в локальных конфликтах с целью удовлетворения потребности в авиационном имуществе, обеспечения боеспособности и боеготовности группировки авиации в ходе боевых действий. Проведен анализ динамики изменений напряженности боевых действий и обеспечения потребности группировок авиации авиационным имуществом на примерах локальных конфликтов в 40-е - 90-е годы ХХ века. Обоснована важность совершенствования системы снабжения авиационным имуществом в современных военных конфликтах.

Ключевые слова: обеспечение боеспособности, авиационное имущество, локальный конфликт, авиация, запасные части, инструменты и принадлежности, авиационные средства поражения.

AVIATION EQUIPMENT SUPPLY SYSTEM FOR AIR GROUPING IN LOCAL CONFLICTS

V.N. PILYUGIN

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) N.G. IVANOV, Candidate of Technical sciences, Associate Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article deals with the aeronautical material supply system for air grouping in local conflicts in order to meet the need for aviation equipment, to ensure the combat capability and combat readiness of the air grouping during combat operations. The analysis of the combat operations intensity changes dynamics and ensuring the needs of air grouping with aviation assets is carried out on the examples of local conflicts in the 40s-90s of the twentieth century. The importance of improving the aviation equipment supply system in modern military conflicts is proved.

Keywords: ensuring combat capability, aviation equipment, local conflict, aviation, spare parts, tools and accessories, aviation weapons.

Введение. В настоящее время происходят изменения в расстановке сил, меняются приоритеты в военно-политической сфере, они направлены на ограниченные (не разрастающиеся до масштабов войны) конфликты. Основаниями для данных конфликтов становятся территориальные, этнические, религиозные, а также другие противоречия с граничащими государствами. Итоги современных войн, как показывает опыт, определяются развитием сил и средств воздушно-космического нападения. В локальных конфликтах, где войска ведут активные боевые действия, роль авиации стала решающей.

Наиболее вероятным становится начало боевых действий только силами воздушно-космического нападения. Определилась зависимость хода и исхода войны от результатов противоборства в воздушно-космической сфере.

В обеспечении надежной защиты обороны нашего государства особое место занимают Воздушно-космические силы (ВКС). Важность задач, возлагаемых на авиацию, обязывает содержать авиационные соединения и части в высокой боевой готовности, позволяющей в любое время года, суток и в различных метеорологических условиях немедленно начать боевые действия и вести их с полным напряжением. Успех ведения боевых действий авиацией ВКС определяется не только уровнем развития вооружения и военной техники, но и степенью обеспечения их функционирования в любых условиях боевой обстановки. Решение этих задач возложено на специально создаваемую систему обеспечения боевых действий Военно-воздушных сил (ВВС). Система обеспечения боевых действий ВВС представляет собой совокупность сил и средств, развернутых по единому замыслу и плану, инфраструктуру, создаваемую в интересах реализации комплекса мероприятий, проводимых с целью создания войскам ВВС необходимых условий для эффективного выполнения поставленных задач, и максимального снижения эффективности действий вероятного противника.

Актуальность. Результаты локальных воин являются основой для серьезных выводов стран - участников и других стран. Следовательно, важна роль анализа боевых действий, критический подход к результатам и достоверность выводов с целью определения возможных направлений использования авиации в локальных конфликтах XXI века.

Анализ влияния форм и способов ведения боевых действий авиации противника и группировки истребительной авиации (ИА) на систему ее снабжения в условиях локальных конфликтов XX века позволит прогнозировать действия по совершенствованию системы снабжения авиационным имуществом (АИ) группировки истребительной авиации в различных условиях боевой обстановки на современном этапе. Система снабжения авиационным имуществом группировки авиации ВКС представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления в объединениях, арсеналах хранения материально-технического обеспечения (МТО) (складов), сил и средств авиационно-технического обеспечения и источников материальных средств на каждом аэродроме, используемых по единому плану, предусматривающему проведение комплекса авиационно-технических мероприятий, с целью удовлетворения потребностей группировки авиации в АИ, восстановительном ЗИП и АСП для обеспечения боеспособности и боеготовности группировки авиации в ходе боевых действий или увеличения боевых возможностей обеспечиваемых войск за время, не превышающее располагаемое [1].

Особенностью функционирования системы снабжения АИ является то, что на нее оказывает влияние множество воздействий внешней среды, которые носят вероятностный характер. Основные факторы, имеющие стохастический характер, и влияющие на снабжение авиации, приведены на рисунке 1. На организацию снабжения АИ в период боевых действий (БД) авиации, в конкретной (прогнозируемой) ситуации необходимо учитывать факторы позволяющие определить отдельные направления улудшения системы снабжения базирования авиации.

Проблемы тылового обеспечения авиационных группировок возникают прежде всего в районах со слабо развитой инфраструктурой. Если Сухопутным войскам необходимы транспортные коммуникации, многочисленные объекты инфраструктуры в районе конфликта с заранее складированными запасами военной техники и специального вооружения, то для авиации этого не достаточно. ВВС необходимы аэродромы, которые будут пригодны для посадки и взлета, всегда в исправном состоянии, емкости для хранения топлива в необходимом количестве, своя номенклатура неснижаемых запасов боеприпасов, продовольствия и других материальных средств. Наличие в районе боевых действий сотен тонн топлива и АСП, не гарантирует, что на аэродромах будут в нужном количестве и ассортименте средства наземного обеспечения полетов, а также необходимое оборудование для обслуживания и ремонта воздушных судов. Это безусловно приведет к снижению коэффициента исправности парка и боеготовности авиации в целом [1-4].

г ¡?я

Рисунок 1 - Факторы, определяющие стохастический характер системы снабжения авиации

Опыт прошедших войн свидетельствует, что рост интенсивности боевых действий и технической оснащенности войск приводит к увеличению их потребности в материальных средствах и изменению номенклатуры потребляемых материальных средств.

Советские авиаторы за годы Великой Отечественной войны произвели около 4-х млн. боевых самолетовылетов. В том числе ВВС (фронтовая и дальняя авиация) свыше 3 млн. самолетовылетов, что составляет 81,9 %. На войска и объекты противника было сброшено более 30 млн. бомб общим весом около 700 тыс. тонн. В период Сталинградской битве (19421943 годы) общий расход - 191 тыс. тонн, что равнялось 1/3 израсходованных боеприпасов русской армии в Первую мировую войну (1914-1918 годы.). Расход вооружения в сражении на Курской дуге (1943 год) в течение пятидесяти суток с участием трех фронтов (около 1 360 000 человек, включая авиацию) составил 212 800 тонн. С 8 августа по 2 сентября 1945 года в операциях Дальневосточного конфликта советские летчики совершили более 22 тыс. самолетовылетов [2].

Американская статистика воздушной войны в Корее (1950-1953 годы) дает следующие цифры: всего самолетовылетов 167652, сброшено бомб более 120 000 тонн. В ходе войны во Вьетнаме авиация США совершила 2 006 173 самолетовылета и применила 7,7 миллионов тонн АСП. В ходе 38-суточной операции в Персидском заливе многонациональные силы (около

770 тысяч человек) совершили 110 000 самолетовылетов и применили 88 000 тонн бомб, из которых 7 % - высокоточное оружие (ВТО).

Динамика изменения напряженности боевых действий авиации представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика изменения напряженности боевых действий авиации противника

Увеличение напряженности боевых действий приводит к увеличению потребностей группировки ИА в АТИ, восстановительном ЗИП и АСП. Всего за период с 1965 по 1973 год в ходе боевых действий во Вьетнаме по аэродромам базирования группировок авиации было нанесено 677 ударов, из которых 280 привели к повреждениям воздушных судов (ВС) различной степени. За время октябрьских боев 1973 года в Сирии и Египте израильской авиацией было нанесено 83 бомбовых удара, которые привели к выводу ВС из строя. Так 14 октября 1973 года более 2 тыс. танков египетской и израильской армий начали сражение. В ходе наступления танковые части Египта оказались вне радиуса действий системы ПВО и были беззащитны в результате атак с воздуха. Авиация Израиля (около 500 самолетов) методично уничтожала технику противника. К концу дня в пустыне остались 264 танка египетской армии.

Главная роль в войне на Балканах в 1998 году отводилось ВВС 19 стран - участников блока НАТО. Более 400 самолетов размещались на авиабазах Италии, после двух месяцев авиационная группировка НАТО 1260 самолетов. По официальным данным было совершено 35 тыс. вылетов, в ходе которых нанесли 2300 воздушных ударов по одной тысячи объектов (дороги, мосты, инфраструктура) и войскам югославской армии [3].

Успешные боевые действия авиации требуют значительного расхода АСП. Так, в декабре 1972 года в Ханойской группировке в ходе боевых действий авиации было израсходовано 1,63 боевого комплекта (БК), подвезено из запасов центра 0,8 БК (58 % от расхода). Всего в ходе боевых действий подвоз АСП составил 1,9 БК (254 % от запаса АСП, имеющегося на позициях подготовки ракет до начала боевых действий).

В свою очередь, отсутствие надлежащего снабжения войск неизбежно приводит к неудачам, что подтверждается опытом предшествующих войн. Так, одной из главных причин поражения армии Роммеля (командующий немецкой танковой группой «Африка» с сентября 1941 года по март 1943 года, получивший прозвище «Лис в пустыне») явилось отсутствие необходимых для ведения боевых действий материальных средств. Отсутствие необходимого снабжения привело к поражению американских войск на Филиппинских островах в ходе Второй мировой войны. Трудности в снабжении войск отрицательно сказывались на результате боевых действий Юго-Западного и Воронежского фронтов в марте 1943 года. Недостаточное снабжение японских сил на Тихом океане привело, в конечном итоге, к полной потере их боеспособности (1945 год).

Примеры неудовлетворительной организации снабжения войск приводят к очевидному выводу: необходимо создание эффективной системы управления тылом. Опыт противника достаточно убедителен, так общая численность управления тылового обеспечения операции «Щит пустыни» равнялось 25 тыс. человек. В последующем планировалось, что соотношение количества личного состава частей и подразделений тыла к боевым будет 5/1 [2].

Серьезное внимание материально-техническому снабжению войск уделялось в ходе проведения операций «Щит пустыни» (1990 г.) и «Буря в пустыне» (1991 г.). К началу конфликта в зоне Персидского залива в Омане, Саудовской Аравии в районах аэродромов и в других пунктах имелись заблаговременно созданные запасы материальных средств на 30 - суточную потребность войск. В дальнейшем потребность войск в материальных средствах командование многонациональных сил планировало удовлетворять путем их доставки с территории США или баз и складов союзников. В целях оперативного решения внезапно возникающих задач была создана специальная служба под условным названием «Desert express», основной задачей которой была срочная доставка в течение 72 часов с континентальной части США запасных частей.

На начальном этапе переброски материальных средств в основном использовалась транспортная авиация, причем впервые для пополнения был задействован самолетный парк гражданской авиации. Первоначально транспортная авиация выполняла преимущественно транспортировку личного состава и боеприпасов, в последующем, различных материальных средств и ЗИП.

Перевозки тяжелого вооружения и основной массы материальных средств, обеспечиваемых войск осуществлялись морем. Для организации стратегических морских перевозок командование ВМС США привлекло около 120 штатных и зафрахтованных транспортных судов, в том числе 53 отмобилизованных из резерва первой очереди флота. Всего ими было доставлено примерно 2 млн. тонн различных грузов. Командование многонациональных сил, объективно оценивая роль снабжения войск в достижении целей операции и войны в целом, сделало все возможное для уничтожения системы снабжения войск Ирака. Так, в ходе операции «Буря в пустыне» из 363 объектов, подвергшихся массированным ударам с воздуха, 161 составляли элементы системы снабжения и транспортной инфраструктуры, в том числе 52 крупных железнодорожных и автомобильных моста. Поэтому иракская группировка войск в Кувейте и на юге Ирака была лишена и запасов, и подвоза, вследствие чего, была обречена на поражение.

В декабре 1998 года в США было принято решение о проведении военной операции «Лис пустыни» (Desert Fox) против Ирака. Главные удары планировались на подавление ПВО Ирака (30 % из 130 целей), дезорганизацию системы военного управления и нанесение урона промышленности страны. Воздушная наступательная операция (ВНО), для которой была создана коалиционная группировка военно-воздушных и военно-морских сил США и Великобритании, всего 130 боевых самолетов, включая 70 самолетов палубной авиации и 15 стратегических бомбардировщиков с боезапасом до 120 крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) стала основной. В объединенной группировке сухопутных войск в зоне кризиса было около 10 тыс. человек, 365 танков, 151 артиллерийское орудие, 36 боевых вертолетов. В акватории Персидского залива и восточной части Средиземного моря находились ВМС. Авиация базировалась на аэродромах Кувейта, Катара, Омана, Турции, Саудовской Аравии, Бахрейна, а также на острове Диего-Гарсия в Индийском океане.

Воздушная наступательная операция длилась 73 часа. В течение данного времени были подавлены объекты ПВО Ирака противорадиолокационными ракетами «Harm», нанесены удары крылатыми ракетами «Block 4» морского базирования и самолетами палубной авиации по узлам связи, командным пунктам (до дивизии включительно). Было выпущено 200 КРМБ, а также в ходе 70 самолетовылетов израсходовано 150 авиационных боеприпасов, в итоге из строя выведено 50 объектов. На следующий день в район боевых действий прибыл

американский авианосец «Carl Vinson» и были перебазированы 90 самолетов из США [5]. В период боевых действий израсходовали более 1000 боеприпасов (из них около 70 % высокоточных) и поразили свыше 100 объектов на территории Ирака (85 % намеченных целей). Потери в иракских вооруженных силах составили от 600 до 1600 человек. Авиация потерь не имела, так как против нее не применялись ЗРК и истребители, а только зенитная артиллерия и средства РЭБ.

Анализ воздушной наступательной операции (ВНО) «Лис пустыни» показал, что она стала новым этапом в развитии практики подготовки и ведения локальных войн В отличие от ВНО в зоне Персидского залива 1991 года (за сутки 2-3 массированных удара продолжительностью до 3 часов) в акции 1998 года войска США и Великобритании за 73 часа БД произвели 4 МРАУ продолжительностью 6-9 часов каждый. Изменилось соотношение пусков КР и самолетовылетов в одном ударе (в операции «Буря в пустыне» оно составляло 1/10, а в операции «Лис пустыни» доходило до 1/1,3).

В ходе операции активно применялись новые виды оружия: стратегические бомбардировщики действовали в такой операции в первый раз, производили пуски КРВБ. Были использованы самолеты, с установленным на них новым оборудованием с инфракрасными системами маловысотной навигации, прицеливания «Lantirn» и палубные истребители, которые производили сброс управляемых авиационных бомб (УАБ). Самолеты «Tornado» (ВВС Великобритании) действовали в парах и использовали американские управляемые авиационные бомбы. Один самолет производил целеуказание лазерным лучом, а другой наносил удар УАБ. Самолеты РЭБ ЕА-6В «Prowler» США производили прикрытие пролета крылатых ракет на территории противника способом «из зоны». Уровень применения ВТО существенно вырос, так в операции «Буря в пустыне» доля ВТО составила 8 %, а в операции «Лис пустыни» до 70 %. Вопрос о материально-техническом обеспечении стоял остро. Достаточно сказать, что корабли авианосной ударной группы за четыре дня операции «Лис пустыни» практически израсходовали весь боекомплект ракет, предназначенный для нанесения удара по береговым объектам. Это потребовало организации восстановления запасов КРМБ в сжатые сроки. Значительно усовершенствовалась система управления коалиционными силами. Основу системы управления объединенной группировкой 1991 года в оперативно-стратегическом и оперативном звеньях составляли новая глобальная система оперативного управления ВС США «GCCS» и ее морской компонент «GCCS-Maritime», технические средства которой установлены во всех штабах и на командных пунктах ВС США [5-7].

Итоги операции подтверждают готовность вооруженных сил (ВС) США к проведению масштаба ВНО (увеличение удельного веса высокоточного оружия (ВТО) при нанесении массированных ракетно-авиационных ударов, повышение их интенсивности, возрастание значения МТО БД). Одной из приоритетных задач в действиях против Ирака было подавление его системы ПВО и дезорганизации системы военного управления. Из опыта военных кампаний США и их союзников важно усвоить, что сегодня из многих проблем общевойскового боя на одно из первых мест выдвигается устойчивость противовоздушной обороны войск.

Тенденции, связанные с увеличением потребностей войск в материальных средствах, приводят к перераспределению количественного состава боевых и обеспечивающих сил. Динамика изменения этих соотношений представлена на рисунке 3. Из него видно, что в ходе Первой мировой войны боевые силы составили около 67 % состава вооруженных сил, в то время как обслуживающие силы составили 23 %. В ходе Второй мировой войны соотношение составило 40 против 60 %, в войне во Вьетнаме 30 против 70 %, а в войне в Персидском заливе 20 против 80 %. Объем боевого применения авиации в двадцатом столетии вырос многократно. Если в Первую мировую войну вклад авиации в огневое поражение составлял 4 %, то в начале Второй мировой войны, он достигает 28-30 %, а в военных кампаниях конца двадцатого века 80-85 % и стал решающим.

Объем боевого применения авиации в двадцатом столетии вырос многократно. Если в Первую мировую войну вклад авиации в огневое поражение составлял 4 %, то уже через 30 лет, в самом начале Второй мировой войны, он достигает 28-30 %, а в последних войнах 80-85 % и стал решающим.

Рисунок 3 - Динамика изменения соотношения количества обеспечиваемых и боевых сил

Авиация, как самое маневренное и дальнобойное средство ПВО, играет ведущую роль в уничтожении противника на дальних подступах. Прикрытие ударных самолетов, защита военных объектов, поиск цели и в целом завоевание господства в воздухе - основных задач ВВС. Скоротечные групповые воздушные бои (3-5 минут) происходили на встречных курсах с пуском всеракурсных ракет. Однако проводились и маневренные воздушные бои продолжительностью до 15 минут. Диапазон скоростей - М от 0,5 до 0,9 и более [6]. Таким образом, роль и место авиации в вооруженных конфликтах определяется возможностью реализовать свой боевой потенциал.

Выводы. На основании анализа локальных войн авторы пришли к выводу о том, что военная мощь страны находится в зависимости от авиации и ее применения в боевых условиях. Во всех военных конфликтах основные факторы, влияющие на снабжение авиации, способны определять успех боевых действий.

Совершенствование авиационной техники зависит от многих факторов, в том числе и от развития теории оперативного искусства ВВС. Основными путями их развития являются: совершенствование процесса изготовления воздушных судов (ВС), подготовка летного и технического персонала, совершенствование системы авиационно-технического обеспечения.

Применение ВТО на самолетах привело к рассредоточению боевых порядков и ускорению темпа воздушного боя, усложнению взаимодействия между командными пунктами и летчиком, сокращению времени принятие решения, увеличению потока информации, подлежащей обработке на ВС и пунктах управления.

Более радикальный путь решения проблемы - развитие и совершенствование системы тылового обеспечения на межведомственном уровне с обеспечением возможности универсального обслуживания всех видов авиационной техники в одном месте и ее снабжение всеми видами материальных средств.

Важнейшей тенденцией развития вооруженной борьбы является рост технической оснащенности войск. Это, в свою очередь, приводит к увеличению потребностей группировок авиации в АТИ, в восстановительном ЗИП и АСП и требует увеличения объема поставок, перевозок и складирования материальных средств, осуществляемых в ходе снабжения группировок войск. Данная тенденция, в свою очередь, приводит к росту количества сил и средств, привлекаемых для осуществления снабжения войск, повышает важность обоснования тактико-технико-экономических требований к системе снабжения АИ группировки авиации.

Противник продолжает совершенствовать средства воздушного нападения (СВН), формы и способы их применения, развивается ВВСТ группировок авиации. Исходя из этого,

необходимо анализировать влияние на систему снабжения группировки авиации состояние и тенденции развития СВН противника, ВВСТ авиации, сил и средств авиационно-технического обеспечения, форм и способов их применения.

Таким образом, в статье проведен анализ влияния форм и способов ведения боевых действий авиации на систему ее снабжения в локальных войнах и военных конфликтах. Проанализировано влияние развития средств воздушного нападения противника на систему снабжения группировки авиации (принятие на вооружение ряда стран новых разведывательно-ударных комплексов, новых типов авиационных средств поражения и самолетов пятого поколения). Проведен анализ существующей системы авиационно-технического обеспечения в части касающейся снабжения группировки авиации материально техническими средствами. Сделан вывод о несоответствии между потребностями группировки авиации в авиационно-технических средствах в ходе боевых действий и возможностями существующей системы снабжения авиационным имуществом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мирук В.Ф. Теоретические основы ВКО государства // Тверь: ВА ПВО, 1994. 58 с.

2. Симонян Р.Г. Военная стратегия НАТО // Военная мысль. 1995. № 1. С. 13-19.

3. Гуськова Е.Ю. Трудное урегулирование // Новая и новейшая история. 2015. № 5. С. 11-23.

4. Орехов О.В., Чекинов С.Г. Характерные особенности вооруженной борьбы в войнах и конфликтах последнего десятилетия // Военная мысль. 2004. № 10. С. 12-16.

5. Барвиненко В.В., Березкин Г.А., Меньшиков В.А. Уроки и выводы из войны в Ираке // Военная мысль. 2003. № 7. С. 58-78.

6. Ноговицин А.А. Действия ВВС США и Великобритании по уничтожению точечных целей и разгрому наземной группировки ВС Ирака в ходе операции «Свобода Ирака» // Вестник АВН. 2003. № 3. С. 15-20.

7. Булыгин В.Я. Опыт боевого применения авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах - в образовательный процесс // Вестник Академии военных наук. 2004. № 3. С. 86-91.

8. Лаури Р.С. Хроника войны в Персидском заливе: Пер. с англ. М.: Эксмо, 2013. 368 с.

REFERENCES

1. Miruk VF. Teoreticheskie osnovy VKO gosudarstva // Tver': VA PVO, 1994. 58 p.

2. Simonyan R.G. Voennaya strategiya NATO // Voennaya mysl'. 1995. № 1. p. 13-19.

3. Gus'kova E.Yu. Trudnoe uregulirovanie // Novaya i novejshaya istoriya. 2015. № 5. pp. 11-23.

4. Orehov O.V., Chekinov S.G. Harakternye osobennosti vooruzhennoj bor'by v vojnah i konfliktah poslednego desyatiletiya // Voennaya mysl'. 2004. № 10. pp. 12-16.

5. Barvinenko V.V., Berezkin G.A., Men'shikov V.A. Uroki i vyvody iz vojny v Irake // Voennaya mysl'. 2003. № 7. pp. 58-78.

6. Nogovicin A.A. Dejstviya VVS SShA i Velikobritanii po unichtozheniyu tochechnyh celej i razgromu nazemnoj gruppirovki VS Iraka v hode operacii «Svoboda Iraka» // Vestnik AVN. 2003. № 3. pp. 15-20.

7. Bulygin V.Ya. Opyt boevogo primeneniya aviacii v lokal'nyh vojnah i vooruzhennyh konfliktah - v obrazovatel'nyj process // Vestnik Akademii voennyh nauk. 2004. № 3. pp. 86-91.

8. Lauri R.S. Hronika vojny v Persidskom zalive: Per. s angl. M.: 'Eksmo, 2013. 368 p.

© Пилюгин В.Н., Иванов Н.Г., 2020

Пилюгин Владимир Николаевич, адъюнкт кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

Иванов Николай Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры обеспечения войск авиационно-техническим имуществом и авиационным вооружением, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.