Научная статья на тему 'Система счета количества денег в обращении по методике МВФ'

Система счета количества денег в обращении по методике МВФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрикова С. М.

В статье рассматривается система счета денежной массы в экономике страны на основе рекомендаций МВФ по денежно-кредитной и финансовой статистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система счета количества денег в обращении по методике МВФ»

СИСТЕМА СЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ДЕНЕГ В ОБРАЩЕНИИ ПО МЕТОДИКЕ МВФ

с. М. ПЕтрикоВА,

российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

В статье рассматривается система счета денежной массы в экономике страны на основе рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) по денежно-кредитной и финансовой статистике.

Выявление в имеющейся экономико-статистической информации, содержащей оценку количественной меры денежной массы в обращении в экономике страны, совокупности данных, публикуемых в соответствии с требованиями Специального стандарта на распространение данных (ССРД) МВФ, позволяет определить систему счета денежной массы по методике МВФ на основе разработанного им Руководства по денежно-кредитной и финансовой статистике1.

Методологической основой представления совокупности данных, распространяемых Банком России в соответствии с требованиями ССРД, является схема денежного обзора, разработанного МВФ в качестве стандарта аналитического представления данных денежно-кредитной статистики. Эта схема предусматривает формирование основных денежно-кредитных агрегатов на основе бухгалтерских данных об операциях и запасах Банка России, Минфина России, кредитных организаций таким образом, чтобы представить денежно-кредитные обязательства указанных организаций, с одной стороны, и их требования к российским предприятиям, организациям, населению и внешнему миру — с другой.

В Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистике (далее — Руководство) рассматриваются важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются страны при построении денежных агрегатов. Руководство следует категориям и принципам Системы национальных счетов (СНС) 1993 г. 2 в отношении деления финансовых активов на секторы и их классификации.

Согласно СНС 1993 г. институциональные единицы, различающиеся по своим экономическим целям, функциям и поведению, объединяются в

1 Monetary and Financial Statistics Manual. Washington, D. C., 2001.

2 System of National Accounts. Washington, D. C., 1993.

секторы, которые включают единицы со сходными характеристиками. Единицы-резиденты страны группируются во взаимоисключающие институциональные секторы: финансовые корпорации, сектор органов государственного управления, нефинансовые корпорации, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Сектор финансовых корпораций включает пять подсекторов: 1) центральный банк (ЦБ), 2) другие депозитные корпорации, 3) страховые корпорации и пенсионные фонды, 4) другие финансовые посредники, за исключением страховых корпораций и пенсионных фондов, 5) вспомогательные финансовые единицы (рис. 1). Первая и вторая категории объединяются в один подсектор, называемый подсектором «депозитные корпорации». Подсекторы категории с третьего по пятый подсектора объединяются в один подсектор, называемый «другие финансовые корпорации» (рис. 2).

Сфера охвата денежно-кредитной статистики (в отличие от финансовой статистики3) для оценки количественной меры денежной массы в обращении в экономике страны ограничена активами и пассивами сектора финансовых корпораций и его подсекторов.

Основным денежным агрегатом, представленным в Руководстве, является широкая денежная масса, которая складывается из наличной валюты вне депозитных корпораций и других категорий обязательств депозитных корпораций, включаемых в широкую денежную массу, в разбивке по секторам. Наличная валюта вне депозитных корпораций включает наличную валюту в обращении за вычетом компонента «наличная валюта», входящего в состав «требований к центральному банку» других депозитных корпораций.

Денежная база не является денежным агрегатом, поскольку она представляет собой показатель величины базы финансирования, лежащей в основе денежных агрегатов, а не сам денежный агрегат. Денежная база включает обязательства центрального

3 Government Finance Statistics Manual. Washington, D. C., 2000.

Финансовые корпорации Нефинансовые корпорации Сектор органов государственного управления Домашние хозяйства Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Другие секторы-резиденты

Депозитные корпорации:

Центральный банк

Другие

депозитные

корпорации

Государственные

нефинансовые

корпорации

Другие

нефинансовые корпорации:

Другие финансовые корпорации:

Страховые корпорации и пенсионные фонды

Национальные частные нефинансовые корпорации

Центральное правительство

Региональные органы управления

Местные органы управления

Фонды социального обеспечения*

корпорации, находящиеся под иностранным контролем

Другие

посредники, за

исключением

страховых

корпораций и

пенсионных

фондов

Вспомогательные

финансовые

единицы

Рис. 1. Основные секторы и подсекторы

* В рамках иной классификации фонды социального обеспечения могут быть отнесены в другие подсекторы сектора органов государственного управления, исходя из того, на каком уровне государственного управления они организованы.

банка, обеспечивающие рост широкой денежной массы. Денежная база иногда называется «деньгами повышенной эффективности», поскольку изменения денежной базы обычно ведут к увеличению денег в большем масштабе, чем исходное изменение денежной базы.

Денежная база включает наличную валюту, выпущенную центральным банком и включаемую в денежные агрегаты, но при этом она также включает, по крайней мере, два компонента, не входящие в денежные агрегаты, а именно: депозиты других депозитных корпораций в ЦБ и их запасы наличной национальной валюты. Денежная база иногда содержит дополнительные компоненты в зависимости от видов обязательств, принимаемых ЦБ, и от аналитических целей, для которых формулируется категория «денежная база».

В разных странах используются различные определения денежной базы, и даже в рамках одной страны может применяться несколько определений в зависимости от целей использования этой категории в анализе. Широкое определение денежной базы включает все обязательства центрального банка по отношению к финансовым корпорациям и другим секторам (за вычетом обязательств ЦБ, кроме наличной валюты, перед центральным правительством). В более узкие определения денежной базы не включаются отдельные категории обязательств ЦБ по отношению к другим депозитным корпорациям, другим финансовым корпорациям и (или) иным секторам. Депозиты, в отношении которых действуют ограничения в течение значительных периодов времени, обычно не включаются в денежную базу.

Депозиты в ЦБ, которые другие депозитные корпорации используют для выполнения норм обязательных резервов и для проведения клиринга и расчетов, всегда включаются в денежную базу. При этом обязательства ЦБ перед другими депозитными корпорациями, которые, во-первых, не отвечают установленным требованиям для выполнения норм обязательных резервов и, во-вторых, имеют ограничения на использование в других целях, часто не включаются в денежную базу.

Обязательства ЦБ перед другими финансовыми корпорациями, нефинансовыми корпорациями и иными секторами-резидентами (т. е. домашними хозяйствами и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства) обычно включаются в денежную базу, особенно если эти обязательства включаются в национальное определение широкой денежной массы.

Ниже показаны основные виды обязательств ЦБ, которые являются репрезентативными4 для видов обязательств, включаемых в денежную базу во многих странах.

4 В отдельных странах может использоваться более широкое или более узкое определение денежной базы.

депозитные корпорации Другие финансовые корпорации

Центральный банк Другие депозитные корпо- страховые корпорации и Другие финансовые Вспомогатель -

представляет собой националь- рации пенсионные фонды посредники ные финансовые

ное финансовое учреждение (или представляют собой все включают страховые охватывают группу единицы

учреждения), осуществляющее финансовые корпорации корпорации и квази- разнообразных Включает финан-

контроль над важнейшими ас- (кроме центрального корпорации-резиденты единиц, в которую совые корпорации,

пектами финансовой системы и банка) и квазикорпора- и автономные пенсион- входят все финансо- деятельность

ведущее такую деятельность, как ции-резиденты, основным ные фонды-резиденты вые корпорации, за которых тесно свя-

эмиссия наличных денег, управле- видом деятельности кото- исключением депо- зана с финансовым

ние международными резервами, рых является финансовое зитных корпораций, посредничеством,

осуществление операций с МВФ посредничество и которые страховых компа- но которые, одна-

и предоставление кредита другим эмитируют обязательства, ний, пенсионных ко, не действуют в

депозитным корпорациям включаемые в националь- фондов и вспомога- качестве посред-

ное определение широкой тельных финансо- ников

денежной массы вых единиц

Центральный банк включает: Примерами институцио- К страховым корпора- Примерами инсти- Примерами инс-

• центральные банки, которые в нальных единиц подсектора циям относятся корпо- туциональных единиц титуциональных

большинстве стран выступают другие депозитные корпо- ративные, взаимные и подсектора другие единиц подсектора

как самостоятельные учреж- рации являются: другие организации, ос- финансовые посред- вспомогательные

дения и в различных странах в • коммерческие банки; новной функцией кото- ники являются: финансовые едини-

большей или меньшей степени • инвестиционные банки; рых является страхова- • финансовые ком- цы являются:

подвергаются государственному • сберегательные банки, ние жизни, страхование пании; • публичные

контролю, выполняют разно- ссудо-сберегательные от несчастных случаев, • финансовые биржи и рынки

образные комплексы функций ассоциации, строи- страхование на случай лизинговые ком- ценных бумаг;

и имеют разные названия тельные общества и болезни, страхование от пании; • брокеры и аген-

(например, центральный банк, ипотечные банки; пожара или другие виды • инвестиционные ты;

резервный банк, националь- • кредитные союзы и кре- страхования индиви- пулы; • компании, осу-

ный банк или государственный дитные кооперативы; дуальных институци- • андеррайтеры ществляющие

банк); • сельские и сельскохо- ональных единиц или ценных бумаг и обмен валюты;

• механизмы валютного управле- зяйственные банки; групп единиц. дилеры; • корпорации,

ния или независимые валютные • компании, выпускаю- Пенсионные фонды • компании-носи- предоставляю-

органы, которые осуществляют щие дорожные чеки, организованы в форме тели; щие финансовые

эмиссию национальной валю- которые в основном самостоятельных • посредники, спе- гарантии;

ты, полностью обеспеченную занимаются деятель- институциональных циализирующи- • страховые и

инвалютными резервами; ностью, свойственной единиц, действующих еся на операциях пенсионные

• связанные с государством агент- финансовым корпора- независимо от сво- с производными вспомогатель-

ства, основная деятельность циям. их учредителей. Они финансовыми ные единицы;

которых состоит в выполнении предназначены для инструментами; • прочие вспо-

тех или иных функций цен- выплаты пенсионных • специализирован- могательные

трального банка и которые пособий тем или иным ные финансовые финансовые

представляют собой отдельные конкретным группам посредники. единицы.

институциональные единицы. работников.

рис. 2. Классификация финансовых корпораций

наличная валюта в обращении5

Обязательства центрального банка перед другими депозитными корпорациями

Переводные депозиты (обязательные резервы и остатки на счетах клиринговых расчетов)

Другие депозиты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценные бумаги, выпущенные центральным банком6

Депозиты центрального банка, включаемые в широкую денежную массу

Переводные депозиты

Другие депозиты

Ценные бумаги центрального банка, включаемые в широкую денежную массу

5 Обычно включают авуары наличной валюты всех подсекторов, кроме ЦБ. В частности, обычно включаются авуары центрального правительства, всех финансовых корпораций, кроме ЦБ, и нерезидентов, наряду с авуарами других секторов. Компонент наличной валюты в разделе денежной базы ОЦБ включает только наличную национальную валюту, выпушенную ЦБ. Компонент наличной валюты в разделе денежной базы счета органов денежно-кредитного регулирования включает любую наличную валюту, выпушенную центральным правительством.

6 Если авуары в этих ценных бумагах могут использоваться для выполнения норм обязательных резервов, они включаются в

денежную базу. В противном случае включение или невключение этих авуаров в денежную базу определяется конкретной формой денежной базы и целями ее использования в анализе.

Некоторые из категорий обязательств не являются применимыми во всех странах. Многие ЦБ не выпускают ценных бумаг, и во многих странах ЦБ не принимает депозитов нефинансовых корпораций и других секторов-резидентов. В некоторых странах другие депозитные корпорации являются единственным подсектором финансовых корпораций, от которого ЦБ принимает депозиты.

Данные по запасам и потокам, предоставленные отдельными институциональными единицами, агрегируются в балансы по секторам, содержащие комплексные данные по отдельным подсекторам сектора финансовых корпораций. Данные из балансов по секторам консолидируются в обзоры, которые содержат данные по запасам и потокам, отражающие все активы и пассивы единиц соответствующего обзора7. Каждый обзор основан на данных по всем институциональным единицам определенного подсектора.

Отражение запасов и потоков для отдельной категории финансовых активов и пассивов представлено ниже, причем изменения в запасах финансовых активов и пассивов полностью объясняются всеми потоками, зарегистрированными за данный период.

Запас на начало периода.....................................100

Операции..........................................................+5

Переоценки стоимости:...................................+1

вследствие изменений цен............................-2

вследствие изменений обменного курса.....+3

Другие изменения в объеме активов (ДИОА) . -4 Запас на конец периода......................................102

Запас на начало периода—стоимость непогашенных запасов по данной категории финансовых активов или пассивов в начале отчетного периода (ед.).

Операции представляют собой финансовые потоки, которые возникают по взаимному согласию институциональных единиц в результате создания, ликвидации или перехода права собственности на финансовые активы или пассивы. Переход права собственности происходит путем продажи, передачи или освобождения в иной форме от всех прав, обязательств и рисков, связанных с финансовым активом или пассивом.

Переоценки стоимости — финансовые потоки, возникающие вследствие изменений: 1) в ценах на

7 Термин «обзор» в данном случае обозначает исчерпывающий набор данных по всем единицам подсектора, а не данные выборочного обследования, которые бы охватывали только некоторое подмножество единиц или только некоторое подмножество активных и пассивных счетов

финансовые активы и пассивы и (или) 2) обменных курсах, сказывающихся на представленной в национальной валюте стоимости активов и пассивов, которые выражены в иностранной валюте.

Другие изменения в объеме финансовых активов — финансовые потоки, возникающие вследствие изменений в активах и пассивах, помимо изменений, вызываемых операциями и переоценками стоимости. Данная категория включает списание требований, изменение классификации активов, монетизацию и демонетизацию золота, предоставление в порядке распределения и аннулирование специальных прав заимствования и др.

Запас на конец периода — стоимость непогашенного запаса по данной категории финансовых активов или пассивов в конце отчетного периода. Эта стоимость равна сумме стоимости запаса на начало периода и потоков, вызванных операциями, переоценками и ДИОА.

Правила учета запасов и потоков включают три широкие категории, относящиеся к 1) стоимостной оценке финансовых активов и пассивов, 2) времени отражения операций в учете и 3) агрегированию8, консолидации9 и сальдированию10 данных по запасам и потокам. Основным принципом является использование рыночных цен и справедливой стоимости для стоимостной оценки финансовых активов и пассивов. Для конвертирования активов и пассивов, выраженных в иностранной валюте, в их эквивалент в национальной валюте должны использоваться рыночные обменные курсы.

Стоимостная оценка основывается на рыночных ценах или эквивалентах рыночной цены финансовых активов и пассивов11. Стоимостная оценка по эквиваленту рыночной цены необходи-

8 Агрегированием называется суммирование данных по запасам или потокам по всем институциональным единицам в рамках данного сектора или подсектора или всех активов или пассивов в рамках одной конкретной категории. Агрегирование данных по институциональным единицам в рамках сектора или подсектора позволяет сохранить все данные о требованиях и обязательствах, существующих между институциональными единицами такого сектора или подсектора.

9 Консолидацией называется аннулирование запасов и потоков, возникающих вследствие финансовых требований и соответствующих обязательств между институциональными единицами в рамках финансового сектора или подсектора, по которому составляется конкретный обзор.

10 Общим принципом Руководства является отражение данных в учете на валовой основе. В исключительных случаях могут потребоваться составление и представление данных на чистой основе ввиду отсутствия данных на валовой основе.

11 К активам в форме кредитов и займов и к пассивам в виде акций и других форм участия в капитале применяются иные правила стоимостной оценки.

ма для оценки финансовых активов и пассивов, с которыми не проводится операций купли-продажи на финансовых рынках, или такие операции проводятся редко. Для таких активов и пассивов необходимо проводить оценку справедливой стоимости, которая, по существу, представляет собой аппроксимацию рыночных цен.

Время отражения операций в учете определяется требованием их одновременного отражения в учете сторонами операции и использованием принципа начисления. Требования и обязательства должны отражаться в учете в момент их возникновения, т. е. когда они образуются, передаются или аннулируются, а не в момент платежа по операции.

Обзор депозитных корпораций (ОДК) охватывает счета депозитных корпораций и является результатом консолидации обзора центрального банка (ОЦБ) и обзора других депозитных корпораций (ОДДК). Обзор финансовых корпораций (ОФК) представляет собой результат консолидации ОДК и обзора других финансовых корпораций (ОДФК).

Во многих странах ОДК будет представлять собой основной набор денежно-кредитной статистики для макроэкономической политики. ОДК является консолидированным отчетом о запасах и потоках, отражаемых на счетах всех единиц сектора финансовых корпораций, принимающих на себя обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы. Основа ОДК разработана таким образом, чтобы облегчить анализ широкой денежной массы и ее компонентов, а также иностранных активов и пассивов депозитных корпораций и других активов и пассивов.

Обзор каждого из подсекторов финансовых корпораций строится на базе бухгалтерского тождества, лежащего в основе баланса по секторам, а его структура предназначена обеспечить аналитическую форму представления роли соответствующего подсектора в процессе финансового посредничества. В каждом обзоре сторона активов отражает кредит, предоставленный нерезидентам и каждому из различных внутренних секторов. Сторона пассивов ОЦБ и ОДДК построена таким образом, чтобы отражать обязательства, включаемые в широкую денежную массу, а в случае ОЦБ — чтобы указывать компоненты денежной базы.

За счет сохранения балансового тождества в ОДК обеспечивается связь обязательств депозитных корпораций, включаемых в широкую денежную массу, с соответствующими требованиями по отношению к (т. е. кредитом) нерезидентам и секторам внутренней экономики, а также с их другими

активами и пассивами. Это балансовое тождество отражается в данных ОДК по запасам и потокам.

В Руководстве не содержится обязательных установок в отношении национального определения денег, выработка которого оставлена на усмотрение официальных органов стран. При этом независимо от выбора национального определения широкой денежной массы, это определение играет основополагающую роль в применении методологии Руководства, поскольку этим определением, по существу, устанавливается, какие единицы сектора финансовых корпораций будут классифицированы как депозитные корпорации.

Несмотря на различия между странами в используемых национальных определениях, для каждой конкретной страны возможно построить широкие денежные агрегаты на базе единого набора «базисных блоков». Каждый компонент агрегата широкой денежной массы, независимо от условий конкретной страны, имеет три базовых аспекта: 1) тип финансового актива, 2) тип держателя денег, 3) тип эмитента денег.

Принципы деления экономики на секторы, изложенные в СНС 1993 г., лежат в основе классификации держателей и эмитентов денег в широком определении по секторам. Основой классификации для всех компонентов денежных агрегатов является классификация финансовых активов СНС 1993 г.. Согласно ей финансовые активы12 сектора финансовых корпораций классифицируются по следующим широким категориям: монетарное золото и СДР, наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, кроме акций, кредиты и займы, акции и другие формы участия в капитале, страховые технические резервы, производные финансовые инструменты, другая кредиторская/дебиторская задолженность, нефинансовые активы.

Деньги, принимающие форму различных типов финансовых активов, хранятся для использования в качестве средства обмена, средства сбережения или в обеих этих целях. При построении агрегатов широкой денежной массы необходимо оценить степень «денежности» широкого спектра финансовых активов, обращая особое внимание на то, в какой

12 Финансовые активы определяются как подмножество экономических активов — объектов, в отношении которых институциональными единицами устанавливаются (индивидуально или коллективно) права собственности и от владения которыми или использования которых в течение определенного периода времени их владельцы могут получать экономические выгоды. Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования, возникающие на основе договорных отношений, устанавливаемых, когда одна институциональная единица предоставляет средства другой единице.

степени каждый вид финансовых активов обладает характеристиками ликвидности13, и средства сбережения. Наиболее ликвидными финансовыми активами являются наличная валюта и переводные депозиты, поскольку они могут использоваться как средство обмена, т. е. они могут быть безотлагательно и по полной номинальной стоимости обмениваться на товары, услуги и финансовые и нефинансовые активы. Для включения финансовых активов, кроме наличной валюты и переводных депозитов, в агрегаты широкой денежной массы, эти активы должны обладать, по крайней мере, некоторой ликвидностью.

Таким образом, по мнению автора, выбор финансовых активов для включения в агрегаты широкой денежной массы представляет собой определенный компромисс между их ликвидностью и их полезностью как средства реального сбережения. По определению, все финансовые активы имеют стоимость, следовательно, в той или иной степени они являются средством сбережения. При этом финансовые активы существенным образом различаются по тому, в какой степени их реальная стоимость сохраняется или колеблется в ответ на изменения цен и процентных ставок в экономике. Степень выполнения финансовым активом функций средства сбережения зависит не только от того, насколько он сохраняет свою номинальную стоимость. Финансовые активы, номинальная стоимость которых растет и (или) на которые начисляются проценты, дивиденды или доходы в иной форме, хранятся за свою способность выполнять функцию реального сбережения.

Наличная валюта является наиболее ликвидным финансовым активом и состоит из банкнот и монеты, используемых в качестве прямого средства обмена. Когда в какой-либо стране иностранная валюта широко принимается в качестве средства обмена, запасы единиц-резидентов, не являющихся депозитными корпорациями, должны, теоретически, включаться в широкую денежную массу в рамках компонента наличной валюты. Оценка массы наличной иностранной валюты в обращении для ее возможного включения в широкую денежную массу

13 Ликвидность отражает, в какой мере финансовые активы могут быть в короткий срок проданы по полной (или близкой к полной) рыночной стоимости.

14 Существуют сложности в оценке массы наличной валюты в обращении в отдельных странах, входящих в валютный союз. Наличная валюта, выпущенная штаб-квартирой регионального центрального банка и (или) национальными центральными банками в рамках валютного союза, обращается в качестве законного средства платежа во всех странах союза, вследствие чего сложно оценить объем наличной валюты, используемой в каждом отдельном государстве-члене.

имеет особое значение в странах, где иностранная валюта является основным (или единственным) видом используемой наличной валюты14.

Переводные депозиты включают все депозиты, которые: 1) могут быть обменены по требованию на наличные по номиналу без уплаты штрафа и без каких-либо ограничений и 2) могут непосредственно использоваться для производства платежей третьим сторонам посредством чеков, тратт, жиросчетов или иных механизмов прямых платежей. Переводные депозиты таких видов включаются в широкую денежную массу, если они принадлежат секторам, определенным как держатели денег.

Депозиты в иностранной валюте, которые могут напрямую использоваться как средство обмена, подпадают под категорию переводных депозитов.

Дорожные чеки, выпушенные финансовыми или нефинансовыми корпорациями, обладают свойствами средства обмена, аналогичными наличной валюте. Если дорожные чеки выпушены финансовыми корпорациями и ожидается, что они будут использованы главным образом для операций внутри страны, они обычно включаются в широкую денежную массу. Дорожные чеки, выпушенные нефинансовыми корпорациями, также могут включаться в широкую денежную массу в соответствии с национальным определением. Дорожные чеки, которые, как ожидается, будут использованы, главным образом, за границей, в принципе, исключаются из широкой денежной массы.

Денежные чеки и иные аналогичные обязательства, выпускаемые депозитными корпорациями, обычно классифицируются как переводные депозиты, но могут также классифицироваться как наличная валюта, если они обращаются как инструменты, широко принимаемые в качестве средства обмена. В любых обстоятельствах они обычно включаются в широкую денежную массу.

В некоторых странах акции фондов денежного рынка могут переводиться с помощью чеков или иных средств прямого платежа третьим сторонам. При этом в других странах характеристики перево-димости подобных инструментов могут ограничиваться, например, путем установления максимального числа чеков, которые могут быть выписаны за период, или минимальной суммы одного чека. Независимо от конкретных характеристик, акции фондов денежного рынка обычно включаются в широкую денежную массу.

При переходе от наличной валюты и переводных депозитов к изучению других компонентов широкой денежной массы концепция ликвидности приобретает относительный характер, а более важ-

ным аспектом становится средство сбережения. Некоторые компоненты широкой денежной массы являются относительно ликвидными, будучи обратимыми в наличную валюту или в переводные депозиты без значительных издержек или запаздывания, тогда как другие компоненты являются менее ликвидными, но обеспечивают существенный процентный или непроцентный доход.

Операционные издержки, делимость, срок погашения и доходность являются базовыми характеристиками, играющими решающую роль при определении того, следует ли тот или иной вид финансовых активов включать в широкую денежную массу, а при его включении — где он должен находиться в иерархии денежных инструментов, когда составляется несколько денежных агрегатов.

Сберегательные депозиты и срочные депозиты с очень коротким сроком могут быть изъяты (обращены в наличную валюту или переводные депозиты) без задержек или с небольшой отсрочкой или без штрафа, что указывает на относительно высокую степень их «денежности». Депозиты, выраженные в иностранной валюте, рассматриваются как несколько менее ликвидные, поскольку их стоимость в национальной валюте подвержена изменениям в связи с колебаниями обменного курса. При этом депозиты, выраженные в иностранной валюте, обычно включаются в агрегаты широкой денежной массы. Изъятие средств из долгосрочных депозитов обычно связано с задержками и (или) существенными штрафами за досрочное снятие, в результате чего такие депозиты являются менее ликвидными и, возможно, не включаются в некоторые агрегаты широкой денежной массы.

Соглашения РЕПО классифицируются в категории «другие депозиты», если они считаются частью широкой денежной массы согласно национальному определению. Остальные соглашения РЕПО должны относиться к категории кредитов и займов.

Иногда вводятся прямые ограничения на депозиты либо в рамках коммерческой практики, либо в качестве элемента национальной экономической политики. Препятствия на снятие средств с депозитных счетов с ограничениями могут существовать только в течение коротких периодов, и тогда такие депозиты могут сохранять достаточную степень «денежности», чтобы подлежать включению в национальное определение широкой денежной массы. При этом депозиты, на снятие средств с которых действуют ограничения в течение продолжительного времени, обычно не включаются в широкую денежную массу.

Импортные депозиты представляют собой средства, которые импортеры обязаны поместить на специальные счета в качестве условия открытия аккредитивов для оплаты импорта. Импортные депозиты и иные аналогичные виды депозитов, связанные с международной торговлей, обычно включаются в национальные определения широкой денежной массы, если ограничения на их использование считаются краткосрочными.

Чеки и иные виды переводных инструментов зачисляются непосредственно на счета вкладчиков, однако их средства не могут быть использованы, до тех пор пока по переводным инструментам не произведен расчет через центральный банк или иную расчетно-клиринговую организацию. Такие депозиты, которые не могут быть использованы, следует отражать в категории «на инкассо» в составе депозитов, не включаемых в широкую денежную массу. Исключение подобных депозитов из совокупности переводных депозитов позволяет избежать их двойного учета в составе денежных агрегатов, с учетом того, что эти депозиты продолжают включаться в переводные депозиты депозитных корпораций, на которые выставлены соответствующие инструменты, до того момента, пока средства по этим инструментам не будут получены от этих депозитных корпораций.

В денежные агрегаты часто не включаются депозиты с ограничениями в форме обязательных сберегательных депозитов. При этом можно рассмотреть вопрос об их включении в денежные агрегаты, если в стране действуют относительно либеральные правила в отношении снятия средств с этих счетов. Валютные депозиты, с которых в течение продолжительных периодов не разрешается снятие средств, обычно не включаются в денежные агрегаты.

В Руководстве рекомендуется исключать из денежных агрегатов все депозитные обязательства нефункционирующих депозитных корпораций. Эти депозиты должны оставаться в составе категории депозитов с ограничениями, до тех пор пока не-функционирующие институциональные единицы продолжают существовать как юридические лица. Некоторые виды краткосрочных ценных бумаг, кроме акций, выпущенных депозитными корпорациями, могут быть обменены на наличные или переводные депозиты за относительно короткий срок и по стоимости, близкой к полной, если они продаются до наступления срока погашения, и поэтому часто включаются в агрегаты широкой денежной массы.

Обращающиеся депозитные сертификаты и коммерческие бумаги, выпушенные депозитными корпорациями, часто являются предметом купли-продажи

на развитых вторичных рынках, вследствие чего они становятся хорошими кандидатами на включение в денежные агрегаты. Банковские акцепты, выпушенные депозитными корпорациями, могут также обращаться на развитых вторичных рынках и потому могут включаться в широкие показатели денежной массы. Однако, по мнению автора, более распространенной практикой является проведение операций с банковскими акцептами на специализированных рынках или наложение иных ограничений на их ликвидность, и в этом случае есть основания для того, чтобы не включать их в состав широкой денежной массы.

Некоторые среднесрочные ценные бумаги (например, со сроком погашения не более двух лет) могут включаться в широкую денежную массу. Долгосрочные ценные бумаги являются значительно менее ликвидными, даже если они обращаются на вторичных рынках, из-за колебаний их стоимости при изменении процентных ставок. По этой причине долгосрочные ценные бумаги обычно не включаются в агрегаты широкой денежной массы.

Другие категории финансовых активов — кредиты и займы, акции и другие формы участия в капитале, производные финансовые инструменты, страховые технические резервы и другая кредиторская/дебиторская задолженность — обычно не включаются в широкую денежную массу. Многие виды кредитов и займов оказываются весьма неликвидными ввиду того, что финансовые контракты между кредиторами и заемщиками по своей природе индивидуальны и имеют характер прямого действия. Соглашения РЕПО по ценным бумагам, не связанные с фактической передачей прав собственности, классифицируются как ссуды с залоговым обеспечением, за исключением случаев, когда они являются соглашениями РЕПО, включаемыми в национальное определение широкой денежной массы. В последнем случае они классифицируются как депозиты.

Агрегаты широкой денежной массы обычно включают конкретные финансовые активы только установленного подмножества секторов экономики, хотя наблюдаются некоторые различия в определении секторов-держателей (основные секторы держателей денег являются одними и теми же почти во всех странах). Держатели денег обычно определяются как все секторы-резиденты, кроме депозитных корпораций и центрального правительства. Таким образом, по мнению автора, категория держателей денег обычно включает: 1) государственные и другие нефинансовые корпорации, 2) органы государственного управления, кроме центрального правительства, 3) домашние хозяйства и некоммер-

ческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, 4) все институциональные единицы в секторе финансовых корпораций, кроме подсектора депозитных корпораций, т. е., кроме центрального банка и других депозитных корпораций.

Несмотря на то, что запасы наличной национальной валюты у центрального правительства и нерезидентов могут, в принципе, исключаться из широкой денежной массы, усилия по оценке таких запасов могут оказаться неоправданными, если такие суммы относительно невелики. Однако, если значительное количество наличной национальной валюты обращается за пределами страны и используется в качестве законного платежного средства в одной или нескольких других странах, могут быть основания для проведения оценки запасов наличной национальной валюты в руках у нерезидентов и внесения поправок в широкие денежные агрегаты для исключения из них таких запасов.

Авуары нерезидентов в форме депозитов не включаются в агрегаты широкой денежной массы, поскольку их депозиты используются, главным образом, для международных, а не для внутренних операций. Однако депозиты рабочих-эмигрантов, хранимые в депозитных корпорациях в странах их происхождения, могут свободно использоваться уполномоченными членами их семей или иными уполномоченными сторонами для урегулирования операций в стране происхождения. В таких случаях целесообразно включать подобные депозиты в широкую денежную массу, а не классифицировать их как обязательства перед нерезидентами. Аналогичным образом приграничные работники — резиденты приграничных стран, работающие в рассматриваемой стране, — могут иметь депозиты в стране, в которой они работают. Если такие депозиты используются в стране, где они работают, а не в стране, резидентами которой они являются, целесообразно включение этих депозитов в денежные агрегаты страны, где они работают, а не в категорию обязательств перед нерезидентами.

Депозиты центрального правительства могут не включаться в денежные агрегаты, исходя из соображений, связанных с аналитическим подходом к процессу разработки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Основным элементом этого процесса является рассмотрение суммы финансирования центрального правительства со стороны депозитных корпораций. Это финансирование представлено чистыми требованиями депозитных корпораций по отношению к центральному правительству, т. е. совокупными требованиями

к центральному правительству минус депозиты центрального правительства.

В некоторых странах депозитные корпорации являются единственными эмитентами денег. В других странах денежные агрегаты могут включать обязательства, эмитируемые единицами, не входящими в сектор финансовых корпораций, в частности центральным правительством или государственными нефинансовыми корпорациями. Когда национальные денежные агрегаты включают обязательства, выпускаемые иными секторами, эти обязательства добавляются к обязательствам, включаемым в обзор депозитных корпораций.

Главное внимание в представленной в Руководстве основе денежно-кредитной статистики уделяется количественным показателям широкой денежной массы, состоящей из обязательств финансовых корпораций, включаемых в национальное определение широкой денежной массы. В рамках этой основы все финансовые корпорации, выпускающие подобные обязательства, классифицируются как депозитные корпорации, и рекомендуется составление обзора депозитных корпораций, показывающего в форме баланса пассивы депозитных корпораций, включаемые в широкую денежную массу, и активы, представляющие собой статьи, корреспондирующие с этими пассивами.

В некоторых странах депозитные корпорации могут быть единственными эмитентами денег. В ряде стран агрегаты широкой денежной массы могут включать обязательства, выпускаемые институциональными единицами, не входящими в сектор финансовых корпораций, в частности центральным правительством или государственными нефинансовыми корпорациями. Во многих странах центральный банк является единственным эмитентом наличной валюты. Однако в некоторых странах национальное казначейство производит выпуск монеты и (или) бумажных денег. В таких случаях эмиссия государством наличной валюты не будет включаться в обзор депозитных корпораций, но обычно будет включена в широкую денежную массу в соответствии с национальным определением. Аналогичным образом переводные депозиты и, по мнению автора, иные виды обязательств, принимаемые центральным правительством или государственными нефинансовыми корпорациями, такие как чековые или сберегательные подразделения почтовой службы, обычно включаются в национальные агрегаты широкой денежной массы, но не попадают в сферу охвата обзора депозитных корпораций. Кроме того, в тех случаях, когда имеет место параллельное обращение

иностранной валюты вместе с национальной, страна-эмитент иностранной наличной валюты должна рассматриваться как эмитент денег в национальной экономике, являющийся нерезидентом.

Когда национальные агрегаты широкой денежной массы включают обязательства, выпускаемые институциональными единицами, не входящими в категорию депозитных корпораций, необходимо производить объединение этих обязательств с обязательствами, включаемыми в обзор депозитных корпораций.

Во многих странах данные сводятся в два или более денежных агрегата последовательно более высокого уровня. В таких случаях секторы-эмитенты денег могут различаться в зависимости от составляемого агрегата, но при построении ОДК необходимо определить один агрегат широкой денежной массы. Обычно предполагается, что этим агрегатом будет сводный показатель самого высокого уровня, т. е. наиболее широкая совокупность обязательств депозитных корпораций, включаемых в широкую денежную массу.

Руководством не предписывается использование единого определения широкой денежной массы, и тем самым признается, что национальные определения широкой денежной массы в разных странах могут существенно различаться. В каждой стране для определения того, какие институциональные единицы будут попадать в сферу охвата ОДК, используется национальное определение широкой денежной массы. Все институциональные единицы, которые: 1) входят в сектор финансовых корпораций и 2) выпускают обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы, классифицируются как депозитные корпорации и потому включаются в ОДК15.

Представление ОДК в форме баланса отражает связи между обязательствами депозитных корпораций, входящими в широкую денежную массу, с одной стороны, и их иностранными активами и пассивами и их требованиями и обязательствами по отношению к центральному правительству — с другой. За счет этого обеспечиваются связи денежно-кредитной статистики соответственно со статистикой платежного баланса и статистикой государственных финансов.

15 Национальные определения денег могут охватывать также обязательства иных секторов, кроме сектора финансовых корпораций. Эти компоненты денежной массы могут включать наличную валюту, выпушенную центральным правительством, депозиты, открытые в секторе государственных нефинансовых корпораций (почтовой службе), а также наличную валюту, выпущенную нерезидентами. Для получения денежных агрегатов согласно национальному определению эти компоненты объединяются с компонентами денежной массы, охваченными ОДК.

Показатели количественной меры широкой денежной массы в обращении

Показатель Условное обозначение Алгоритм расчета

Обязательства, входящие в широкую денежную массу ОШДМ ОШДМ = ЧАИ + ТВ — ПСН где ЧАИ — сумма чистых иностранных активов; ВТ — внутренние требования; ПСН — прочие статьи (нетто)

Совокупный поток обязательств, входящих в широкую денежную массу ДОШДМ ДОШДМ* = ДЧАИ + ДТВ — ДПСН * изменение по сравнению с предыдущим периодом

Внутреннее требование ТВ Т = ЧТ + ДТ где ЧТП — чистые требования по отношению к центральному правительству; ТдСР — требования по отношению к другим секторам-резидентам, кроме центрального правительства

Совокупный поток внутренних требований ДТв ДТВ** = ДЧТП + Д ТДСР ** изменение по сравнению с предыдущим периодом

Прочие статьи (нетто) ПСН ПСН = ДП — ДА где ДП — остаточная категория, равная другим пассивам, которые включают все обязательства, не вошедшие в широкую денежную массу; ДА — другие активы

Данные ОДК могут быть реорганизованы таким образом, чтобы показать, что обязательства, входящие в широкую денежную массу (Ошдм), равны сумме чистых иностранных активов (ЧАИ), внутренних требований (ТВ)16 и прочих статей (нетто) (ПСН)17. Таким образом, позиции по запасам на начало и конец периода в ОДК могут быть представлены следующим образом: Ощдм = ЧАИ + ТВ — ПСН (см. таблицу).

Общая величина потоков (запасы на конец периода минус запасы на начало периода) в ОДК представлены выражением: ДОщдм = ДЧАИ + ДТВ —ДПСН, где Д означает совокупный поток (изменение по сравнению с предыдущим периодом)18.

Изменения обязательств, включаемых в широкую денежную массу, могут быть следствием изменений иностранных активов и пассивов депозитных корпораций, как видно из приведенного уравнения, связывающего ДОщдм и ДЧАИ.

В свою очередь ДТВ = ДЧТП + Ддср Компоненты ДЧТП в ОДК непосредственно связаны со статисти-

16 ТВ включает чистые требования по отношению к центральному правительству (ЧТП) и требования по отношению к другим секторам-резидентам, кроме центрального правительства (ТДСР).

17 ПСН представляет собой остаточную категорию, равную другим пассивам за вычетом других активов, где другие пассивы включают все обязательства, не вошедшие в широкую денежную массу.

18 Данные по потокам в каждой из категорий ОДК представляются в разбивке по отдельным потокам — операции, изменения в стоимостной оценке и другие изменения в объеме активов (ДИОА).

19 Рост ЧТП — за счет увеличения авуаров государственных ценных бумаг у депозитных корпораций, прямого кредитования государства и (или) уменьшения депозитов государства — приведет к росту объема входящих в широкую денежную массу обязательств депозитных корпораций.

кой государственных финансов. Данные по потокам операций для базовых компонентов ЧТП могут использоваться для анализа того, насколько операции между депозитными корпорациями и центральным правительством приведут к увеличению или уменьшению широкой денежной массы19.

ДТдср отражает совокупные потоки, являющиеся результатом изменений в сумме требований депозитных корпораций по отношению к секторам-резидентам, помимо центрального правительства. Увеличение суммы этих требований — положительное значение ДТдср — ведет к росту объема обязательств, включаемых в широкую денежную массу, а их уменьшение вызывает сокращение суммы таких обязательств. Данные о компонентах ДТдср по секторам могут использоваться для анализа факторов, вызывающих увеличение или уменьшение широкой денежной массы и связанных с ростом или сокращением требований депозитных корпораций по отношению к различным секторам экономики. Для проведения более детального анализа ДТдср может представляться в разбивке на операции, изменения в стоимостной оценке и ДИОА.

Таким образом, МВФ в своем Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистике наметил тенденции к сближению методик, которые используют центральные банки для измерения и оценки объема денежной массы в обращении. Однако, по мнению автора, единого интернационального подхода к исчислению денежной массы не выработано. По-видимому, некоторые рекомендации МВФ по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики можно использовать, в частности, в отношении количественной меры объема денежной массы в обращении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.