Научная статья на тему 'Система сбыта продукции картофелеводства в республике беларусь'

Система сбыта продукции картофелеводства в республике беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Никитина

Эффективное развитие АПК в условиях рынка в значительной мере предопределяется сбытом продукции. В статье изучены организационные и экономические механизмы создания и функционирования сбытовых систем в сельском хозяйстве. Проведена оценка уровня ее организации на внутреннем рынке. Обоснованы перспективные направления развития системы сбыта продукции картофелеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PRODUCTION SALE OF POTATO GROWING IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Effective development of Agroindustrial Complex in the conditions of the market is considerably predetermined by production sale. The article explored organizational and economic mechanisms for the creation and operation of marketing systems in agriculture. The estimation of level of their organization in internal market is made. The perspective directions of systemdevelopment of sale of potatoes are grounded.

Текст научной работы на тему «Система сбыта продукции картофелеводства в республике беларусь»

УДК 339.187:635.21

СИСТЕМА СБЫТА ПРОДУКЦИИ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

И.В. НИКИТИНА, аспирантка Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

SYSTEM OF PRODUCTION SALE OF POTATO GROWING IN THE REPUBLIC OF BELARUS

I.V NIKITINA, postgraduate student The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of the NAS of Belarus»

Эффективное развитие АПК в условиях рынка в значительной мере предопределяется сбытом продукции. В статье изучены организационные и экономические механизмы создания и функционирования сбытовых систем в сельском хозяйстве. Проведена оценка уровня ее организации на внутреннем рынке. Обоснованы перспективные направленияраз-вития системы сбыта продукции картофелеводства.

Effective development of Agroindustrial Complex in the conditions of the market is considerably predetermined by production sale. The article explored organizational and economic mechanisms for the creation and operation of marketing systems in agriculture. The estimation of level of their organization in internal market is made. The perspective directions of system development of sale of potatoes are grounded.

Введение. Успех развития отрасли картофелеводства во многом определяется эффективным сбытом продукции, умением развивать торговые связи и обеспечивать продвижение продукции к потребителю. В условиях рынка возникает объективная необходимость в формировании системы распределения и продвижения продукции картофелеводства с учетом новых условий хозяйствования, обеспечивающей комплексность и системность использования всех аспектов производственно-коммерческой деятельности товаропроизводителей.

Обобщение научной литературы свидетельствует, что в зарубежной и отечественной практике создана определенная теоретико-методологическая база экономической эффективности производства и реализации картофеля. Концептуальные основы сбытовой организации сельскохозяйственной продукции изложены в трудах А.И. Алтухова, В.М. Баутина, А.В. Дроздова, Н.Г. Хваткина [2, 9]. Активно работают в области поиска

оптимальных решений в процессе формирования сбытовой системы отечественные ученые: В.Г. Гусаков, З.М. Ильина, Н.В. Киреенко, П.Г. Ники-тенко [3, 6, 10]. При этом актуальность исследования сбытовой деятельности подтверждается тем, что в условиях насыщенного рынка предприятие должно быть ориентировано не только на производство конкурентоспособной продукции, но и на формирование оптимальной системы распределения и товародвижения.

Однако, несмотря на наличие несомненных научных и практических достижений в этой области исследования, большинство аспектов сбыта продукции картофелеводства требуют дальнейшей детальной проработки. Поэтому с целью выявления препятствий и возможных решений совершенствования сбытовой системы нами проведена оценка уровня ее организации и определены перспективные направления развития.

Основная часть. Система сбыта картофеля, непосредственно затрагивая экономические интересы картофелепроизводящих хозяйств, регионов и в целом государства, во многом предопределяет надежность обеспечения страны картофелем, ее продовольственную безопасность.

Ежегодно валовой сбор картофеля в Беларуси составляет более 7 млн т, а по производству картофеля на душу населения (815 кг) республика занимает лидирующие позиции в мире. Однако по урожайности и качеству продовольственного картофеля, его конкурентоспособности

Таблица 1 - Ресурсы и использование картофеля и картофелепродуктов (в пересчете на свежий картофель), тыс. т

Показатели Год

2005 2007 2008 2009 2010 2011

Ресурсы

Запасы на начало года 4 993,7 5 242,0 5 416,7 5 692,8 5 018,2 5 161,4

Валовой сбор 8 184,8 8 744,0 8 748,7 7 125,0 7 831,1 7 721,0

Импорт 135,2 88,4 62,7 65,9 129,6 111,4

Итого ресурсов 13 313,7 14 074,4 14 228,1 12 883,7 12 978,9 12 993,8

Использование

Потреблено в республике 8 040,1 8 560,2 8 390,9 7 743,6 7 678,8 7 694,3

В том числе личное потребление 1 770,5 1 826,9 1 832,0 1 749,4 1 736,7 1 730,8

Экспорт 96,2 97,5 144,4 121,9 138,7 96,7

Запасы на конец года 5 177,4 5 416,7 5 692,8 5 018,2 5 161,4 5 202,8

Примечание. Таблица составлена автором на основании источника [8].

Беларусь еще отстает от европейского уровня. Основные показатели отрасли картофелеводства представлены в таблице 1.

Рентабельность культуры в сельскохозяйственных организациях в 2011 г. составила в среднем по республике 23,1 %, что ниже на 36,9 п. п. уровня 2010 г. (табл. 2). Следует также отметить нестабильность результатов реализации продукции картофелеводства сельскохозяйственными организациями по годам.

Система сбыта картофеля имеет свою специфику, связанную с особенностями, свойственными самому товару, и складывается прежде всего из экономических интересов собственников продукции, зависит от конъюнктуры и степени открытости внутреннего и внешних рынков, наличия собственных мощностей по переработке и складских помещений, доступности существующих баз хранения, транспортных возможностей и т. д.

В этой связи приоритетным направлением эффективного развития картофелеводства является создание интеграционных структур по производству, хранению, переработке и реализации картофеля и картофе-лепродуктов. Примером успешно функционирующего интеграционного объединения является РУП «Толочинский консервный завод», созданный в соответствии с программой развития отрасли (табл. 3) [1].

В целом анализ практики создания и функционирования рассмотренной модели интеграционного комплекса на примере РУП «Толо-чинский консервный завод» позволил выявить следующие преимущества: реализация масштаба используемых ресурсов (производственных, инвестиционных, трудовых); производство конкурентоспособной

Таблица 2 - Результаты реализации картофеля сельскохозяйственными организациями за 2007-2011 гг.

Показатели Год

2007 2008 2009 2010 2011

Полная себестоимость реализованной продукции, млн руб. 75 368 95 252 105 716 172 005 232 800

Средие цены реализации, руб/кг 239 311 415 821 977

Выручка, млн руб. 79 132 100 523 122 321 275 147 286 525

Прибыль, млн руб. 3 764 5 271 16 605 103 142 53 725

Рентабельность реализованной продукции, % 4,99 5,53 15,7 59,96 23,07

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Таблица 3 - Динамика производства и реализации картофеля в РУП «Толочинский консервный завод», 2006-2011 гг.

Показатели Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Площадь посадки картофеля, га 500 500 500 495 500 620

Валовой сбор, т 8 510 15 025 16 595 11 631 18 621 32 592

Урожайность, ц/га 170,2 300,5 332,0 235,0 372,4 525,7

Реализовано картофеля, т 1 280 883 1 797 6 420 10 008 12 802

В том числе на экспорт, т - - - 80 470 123

Выручка от реализации картофеля, млн руб. 734 439 678 2 261 10 349 14 326

Себестоимость 1 кг картофеля, руб. 253,0 162,5 247,0 315,0 511,0 398,0

Средняя цена реализации, тыс. руб. 573 497 377 511 1 038 1 137

Прибыль от реализации картофеля, млн руб. 324 44 195 628 2 873 5 013

Рентабельность реализованного картофеля, % 96,2 12,4 46,3 49,9 62,1 151,8

Рентабельность продаж, % 44,1 10,0 28,8 27,8 27,8 54,9

Примечание. Таблица составлена автором на основании годовых отчетов РУП «Толочинский консервный завод».

продукции вследствие создания самодостаточной интегрированной системы от производства сырья до выпуска готовой продукции; объединение производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок; осуществление согласованной финансовой, инвестиционной, кредитной политики.

Проведенные исследования показали, что более 80 % валового сбора культуры приходится на личные подсобные хозяйства, в то время как закупки картофеля у населения по официальным каналам составляют менее 1 % (табл. 4). Такая ситуация объясняется низким качеством продукции личных подворий граждан, неэффективностью работы заготовительных организаций с мелкими поставщиками, низкими ценами на продукцию, закупаемую у населения для государственных нужд.

Преобладание частного сектора в производстве картофеля и неприспособленность мелкого товаропроизводителя к ведению самостоятельной торговли объективно ориентируют на создание производственно-сбытовых и сбытовых кооперативов. Этот альтернативный канал сбыта обеспечивает защиту интересов и конкурентоспособность продукции мелких товаропроизводителей и ограничивает монополизм крупных торговцев.

Таблица 4 - Произведено и закуплено картофеля в хозяйствах населения по регионам в 2011 г., тыс. т

Область Произведено, тыс. т Закуплено, тыс. т

по программе факт в % к прогнозу в % к 2010 г. по программе факт в % к прогнозу в % к 2010 г.

Брестская 980 1261,5 128,7 105,0 10,2 9,4 92,2 87,0

Витебская 790 661,7 83,8 74,8 4,5 6,2 137,8 92,5

Гомельская 1100 762,3 69,3 73,6 3,5 5,0 142,9 119,0

Гродненская 1000 1123,1 112,3 101,4 8,0 10,4 130,0 148,6

Минская 1197 1797,2 150,1 114,3 8,3 15,5 186,7 159,8

Могилевская 900 664,0 73,8 66,2 2,6 3,0 115,4 55,5

Итого 5967 6269,7 105,1 92,1 37,1 49,5 133,4 113,0

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Следует отметить, что Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2011-2015 годы определяет перечень мероприятий, предусматривающих возрождение и развитие первичных форм сельскохозяйственной кооперации, осуществляющих снабженческие, сбытовые и иные операции на принципах самоуправления, самофинансирования и самоконтроля. Главная цель функционирования потребительского кооператива ориентирована на удовлетворение потребностей всех его членов и предусматривает увеличение личных доходов участников и минимизацию расходов кооператива. В 2010 г. был зарегистрирован первый потребительский сельскохозяйственный снабженчес-ко-сбытовой кооператив (ПСССК) «Вескоп» в д. Велемичи Столинского района. Чистая экономия как сумма эффектов по снабжению ресурсами и сбыту продукции за вычетом расходов кооператива в 2010 г. составила 11,5 млн руб, или 955 тыс. руб. на одного участника [5].

Образование кооператива позволило не только удешевить стоимость товаров для осуществления производственной деятельности и обеспечить участникам более выгодный сбыт сельскохозяйственной продукции, но и усовершенствовать контроль качества продукции, систему расчетов при ее реализации в безналичном порядке по схеме «покупатель - кооператив - пластиковые карточки его членов».

Изучение цен, объемов и каналов реализации картофеля в Беларуси свидетельствует о том, что в последние годы основная масса его реализуется через розничную торговую сеть (рис.).

Продажа картофеля на оптовом рынке организациями оптовой торговли в целом по республике за 2011 г. составила 58,1 тыс. т, в том числе по областям: Брестская - 15,5 тыс. т, Витебская - 1,0, Гомельская - 3,3,

2007 2008 2009 2010 2011 Го

I I Продано через розничную торговую сеть, тыс. т ♦ Срение цены реализации, руб/кг

Рисунок - Показатели розничной торговли картофелем за 2007-2011 гг.

Примечание. Рисунок выполнен автором на основании источника [7].

Гродненская - 2,5, г. Минск - 27,8, Минская - 4,3, Могилевская - 3,7 тыс. т. Доля картофеля отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота составила 67,3 %. На внешний рынок через оптовую сеть было реализовано 8,7 тыс. т картофеля. По состоянию на 1 января 2012 г. в республике 202 организации осуществляют торговлю картофелем на оптовом рынке.

Небольшие объемы продаж через оптовый рынок во многом объясняются недостаточностью имеющихся картофелехранилищ (табл. 5).

Исследования показывают, что наиболее совершенной формой сбыта картофеля является оптовый рынок. На начальной стадии развития рыночной организации данное объединение выступает регулятором и организатором производства продукции, так как через него проходят все

Таблица 5 - Наличие складской сети организаций оптовой торговли в 2007-2011 гг.

Показатели Год

2007 2008 2009 2010 2011

Хранилища для картофеля, овощей и фруктов, ед. 29 32 34 31 32

Их объем единовременного хранения 49,5 53,4 52,1 50,4 46,3

Примечание. Таблица составлена автором на основании источника [7].

сделочные операции по купле-продаже продукции и предоставлению услуг. Формирование сети оптовых рынков национального, регионального и локального значения на территории республики должно быть увязано с вопросами эффективного размещения и концентрации производства картофеля. Оптовые продовольственные рынки на такой основе эффективно развиваются, увеличивают базу хранения и превращаются в крупные центры.

Анализ тенденций, сложившихся на рынке картофеля, подтверждает целесообразность развития его экспортной ориентации, поскольку на внутреннем рынке предложение существенно превышает спрос. Основными составляющими конкурентоспособности товара на внешнем рынке выступают его качество и цена. Одним из путей решения первого направления является переход на международную систему стандартов, а реализация второго предусматривает повышение продуктивности и снижение удельных издержек. Обеспечить высокую конкурентоспособность картофеля на мировом рынке возможно при повышении урожайности картофеля в 2-2,5 раза (нижний предел 200 ц/га) и снижении себестоимости не менее чем в 1,5 раза (50-60 долл. США/т) [4].

Основным направлением в обеспечении вопроса экспорта продукции картофелеводства в существующих условиях является ориентация на рынки стран-членов СНГ, где уровень самообеспеченности картофелем остается низким. Углубление специализации организаций на производстве картофеля наряду с интенсификацией отрасли позволит сформировать экспортный потенциал в пределах 1-1,2 млн т.

Заключение. На основании проведенных исследований нами определены основные критерии для товаропроизводителей в выборе наиболее эффективных каналов реализации картофеля в условиях развития свободных рыночных отношений: потенциальные объемы реализации по конкретному каналу сбыта; восстановление договорных отношений на поставку картофеля; своевременность и форма расчетов (предоплата, оплата по мере реализации или в сроки, определенные договором сторон, наличная, безналичная форма оплаты, бартер и др.); характер и стабильность производственных связей, надежность партнеров-участников; установление цены в зависимости от качества продукции, продолжительности и сроков продаж; надежность системы хранения и транспортировки продукции; наличие конкурентов и их положение в выбранном канале товародвижения. Учитывая специфику картофеля, важно установить постоянные связи с покупателями, интегрировать производственные процессы от выращивания картофеля до его реализации.

Список литературы

1. Государственная комплексная программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах: утверждена постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 1926. - Минск: Беларусь, 2011. - 18 с.

2. Дроздов, А.В. Совершенствование экономических взаимоотношений при реализации овощной продукции и картофеля в условиях развития рынка / А.В. Дроздов. - Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2006. - 29 с.

3. Ильина, З.М. Направления совершенствования системы сбыта сельско -хозяйственной продукции / З.М. Ильина, О.В. Туркова // Известия Нац. акад. наук Беларуси. - 2010. - № 3. - С. 5-12.

4. Картофель и картофелепродукты / З.В. Ловкис [и др.]. - Минск: Белорус. наука, 2009. - 536 с.

5. Официальный сайт ежемесячного научно-практического журнала «Белорусское сельское хозяйство» [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://agriculture.by/?p=1841. - Дата доступа: 21.09.2012.

6. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Инт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 252 с.

7. Статистический сборник «Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь» / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 156 с.

8. Статистический сборник «Сельское хозяйство Республики Беларусь» / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - 354 с.

9. Хваткин, Н.Г. Экономика оптовой торговли, организация приемки и хранения плодов, овощей и картофеля / Н.Г. Хваткин. - М.: Рос. гос. торгово-экон. ун-т; Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. / В.Г Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В.Г. Гусакова. - Минск: Белорус. наука, 2007. - Кн. 2. - 702 с.

Информация об авторе

Никитина Ирина Владимировна - аспирантка Республиканского научного унитарного предприятия «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 21220-07, (моб.) 8 (033) 352-74-10. E-mail: irisha_vla@mail.ru.

Материал поступил в редакцию 10.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.