Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как основа управления стратегической деятельности предприятия стройиндустрии'

Система сбалансированных показателей как основа управления стратегической деятельности предприятия стройиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алябьев К. А.

Автор описывает одну из концепций стратегического управления Система сбалансированных показателей, которая основана на необходимости комплексного принятия стратегических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD AS A STRATEGIC FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF BUILDING INDUSTRY

The author describes one of the concepts of strategic management Balanced Scorecard, which is based on the necessity for integrated decision-making.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как основа управления стратегической деятельности предприятия стройиндустрии»

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОЙИНДУСТРИИ

BALANCED SCORECARD AS A STRATEGIC FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES OF BUILDING

INDUSTRY

K.A. Алябьев

K.A. Aliabiev

ФГБОУ ВПО "МГСУ"

Автор описывает одну из концепций стратегического управления - Система сбалансированных показателей, которая основана на необходимости комплексного принятия стратегических решений.

The author describes one of the concepts of strategic management - Balanced Score-card, which is based on the necessity for integrated decision-making.

Одним из главных недостатков рыночного этапа функционирования предприятий строительного комплекса следует считать низкую способность большинства предприятий достаточно быстро и минимально необходимыми капитальными вложениями реагировать на потребности рынка. Большинство строительных предприятий оказались неспособными удовлетворять потребительский спрос в конкурентных условиях рынка. Соответствовать рынку для любого предприятия означает быть способным конкурировать своей продукцией в долгосрочной перспективе. В системе непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка это связано с необходимостью непрерывного развития строительного предприятия и с его адекватной реакцией на экономические условия, предлагаемые рынком. В этой связи повысилась роль стратегического управления предприятием.

Выделяют три фактора-условия, определяющие актуальность стратегического управления:

• Появления большого количества новых внутрифирменных проблем привело к тому, что их невозможно было решить на основании имеющегося опыта.

• Возрастала роль высшего звена управления, в то время как наработанные механизмы управления всё меньше соответствовали условиям решения возникавших новых задач.

• Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность внезапных стратегических изменений, их непредсказуемость.

6/2011 мвВЕСТНИК

В связи с этим процесс управления организацией не может сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде. Исключительно важным стало использование гибкого управления, которое обеспечивало бы адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Распространённая ошибка руководителей заключается в распылении своих сил. Для успеха же необходима целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

На мой взгляд наиболее актуальную концепцию, для решения изложенных выше проблем разработали Дэвида Нортона и Роберта Каплана - Система сбалансированных показателей(ССП), которая основана на необходимости комплексного принятия стратегических решений.

ССП - это управленческая система, которая переводит миссию и стратегию организации в набор оперативных целей и показателей, помогающих направлять деятельность сотрудников на решение общей задачи. Благодаря ССП они могут получать ответ на основные вопросы:

• за счёт чего предприятие стройиндустрии создаёт свою стоимость,

• какие процессы являются ключевыми в её деятельности,

• каков уровень квалификации персонала и применяемых технологий,

• насколько они соответствуют выбранной стратегии,

• какие инвестиции нужно направить на развитие предприятие стройиндустрии с целью достижения её долгосрочных целей.

Каплан и Нортон предложили свою знаменитую четырёх аспектную схему оценки эффективности предприятия(схема 1), включающую:

• Финансы

• Маркетинг

• Внутренние бизнес процессы

• Обучение и рост

По каждому из этих блоков предприятие стройиндустрии формулирует ключевые цели (на основе общей стратегии), определяет эффективные задачи и оценивающие их показатели. Рассмотрим перечисленные аспекты подробнее.

Финансовые результаты - ключевые критерии оценки текущей деятельности предприятия. Как правило, в качестве типичных целей в рамках финансовой проекции выступают увеличение рентабельности продукции и собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли и др. Авторы ССП утверждают, что ранее финансовая функция являлась «сторожем» системы, которая устанавливала правила, распределяла ресурсы и затем отслеживала, как они использовались. В настоящее время, когда система управления предприятием становиться всё сложнее - критерии эффектив-

ности рассматриваются в разных аспектах: маркетинга, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста.

В аспекте маркетинга руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых предприятие стройиндустрии намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации продуктов. Как правило, основные драйверы или двигатели эффективности в данном аспекте - удовлетворенность покупателей, удержание клиентов и приобретение новых, прибыльность клиентов, доля рынка в целевых сегментах и т. д.

Аспект внутренних бизнес-процессов идентифицирует основные процессы, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентных преимуществ. Показатели данного аспекта фокусируются на процессах, обеспечивающих основной вклад на пути достижения намеченных финансовых результатов и удовлетворения покупателей. После того как выявлены ключевые для предприятие стройиндустрии бизнес-процессы, определяются характеризующие их задачи и разрабатываются показатели эффективности. Так, например, в качестве показателя эффективности процесса производства может быть количество и частота поломок производственной линии, количество сбоев в сети и т. д. Выбор ключевых процессов должен осуществляться не только с позиции текущей эффективности, но и с точки зрения возможностей для ее повышения. Поэтому в данном аспекте рассматриваются инновационные проекты.

Обучение и рост определяют инфраструктуру, которую организация должна построить для обеспечения роста и развития в долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, является результатом синергии трех основных факторов: человеческих ресурсов, систем и организационных процедур. Чтобы обеспечить долгосрочное присутствие на рынке, бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры. В аспекте обучения и роста основными эффективными задачами могут быть удовлетворение требований и удержание сотрудников, их умения и квалификация, возможность мгновенно получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, генерация инициатив, эффективность работы ИТ-системы. Между показателями и задачами всех

6/2Q11 мвВЕСТНИК

четырех аспектов четко прослеживается причинно-следственная связь. Действительно, увеличение чистой прибыли от реализации продукции (финансовая проекция) может быть обеспечено за счет повышения лояльности существующих клиентов и увеличения числа вновь привлеченных (маркетинг). В свою очередь, усиление работы с клиентами - следствие повышения качества услуг (показатели из проекции внутренних бизнес-процессов), что не в последнюю очередь определяется ростом квалификации персонала (обучение и рост).

Концепция ССП, позволяет выявить основные мероприятия, которые необходимо реализовать для достижения стратегических целей по каждому аспекту деятельности, а, следовательно, и повышение устойчивости функционирования строительного предприятия.

Литература:

1. Браун Марк Грэм. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения, Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. Олимп-Бизнес, 2004.

3. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций, Баланс Бизнес Букс, 2005.

Literature:

1. Mark Graham Brown. The Balanced Scorecard: the introduction of the route, pina Business Books,2005.

2. Robert Kaplan, David Norton. Organization focused on strategy. As a new business environment succeed organizations using a Balanced Scorecard. Olympus-Business, 2004.

3. Niven, Paul R Balanced scorecard for government and nonprofit organizations, Balance Business Books, 2005.

Ключевые слова: стратегическое управление, сбалансированная система показателей, комплексный подход.

Keywords: strategic management, balanced scorecard, integrated approach.

Телефон: 8-909-626-90-54 e-mail: [email protected]

Рецензент: финансовый директор ООО "Эксперт", к.ф.-м.н. Тимофеев В.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.