Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей Как механизм повышения эффективности функционирования предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей'

Система сбалансированных показателей Как механизм повышения эффективности функционирования предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриленко Н. Г.

Проведенные исследования и применение системы сбалансированных показателей позволили получить имитационную модель диагностики экономического состояния предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, каждая анализируемая составляющая которой не только прогнозирует возможность возникновения кризиса, но и указывает на необходимость проведения конкретных антикризисных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balanced scorecard system as a mechanism of efficiency enhan-cement of the functioning of enterprises dealing with vehicles' maintenance and repair

Conducted research and application of the balanced scorecard system allowed to obtain a simulation model for diagnostics of the enterprises dealing with vehicles' maintenance and repair each analyzed constituent of which does not only forecast the possibility of crisis onset but points out the necessity to carry out certain crisis-proof measures.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей Как механизм повышения эффективности функционирования предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»

Краткие сообщения

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СИСТЕМА

СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ_

Проведенные исследования и применение системы сбалансированных показателей позволили получить имитационную модель диагностики экономического состояния предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, каждая анализируемая составляющая которой не только прогнозирует возможность возникновения кризиса, но и указывает на необходимость проведения конкретных антикризисных мероприятий.

На сегодняшний день главным средством перевозки грузов и пассажиров стал автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт выполняет основную работу по обеспечению хозяйственных связей внутри Омской области, на его долю приходится перемещение большей части грузов и пассажиров.

В Омской области, по данным статистических органов, количество автомобилей ежегодно возрастает: на 1 января 2003 года было 373 тысячи автомобилей, на 1 января 2004 года — 383 тысячи, на 1 января 2005 года — 394 тысячи автомобилей.

Массовая автомобилизация связана с загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемой утилизации автотранспортных средств, а также ущербом ог ДТП.

По данным специальных исследований МАДИ (ТУ), выполненных с выездом на место происшествия профессионально и технически подготовленных специалистов, от 8 до 10% ДТП происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автомототранспортных средств. Количество ДТП со смертельным исходом из-за неисправности автомобилей много больше, чем из-за ошибок водителей, пешеходов и пассажиров [1].

Всё это объясняется недостаточным развитием инфраструктуры, обеспечивающей использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного» цикла, а именно предприятий по техническому обслуживанию и ремонту [ТО и Р) автомобилей.

На территории города Омска расположено около 300 предприятий по ТО и Р, из них было рассмотрено

10 предприятий, при этом 9 из них имеют признаки кризисной ситуации. Рассчитан среднюю и продольную ошибки выборки, с вероятностью 9.5% можно утверждать, что доля предприятий по ТО и Р автомобилей, в состоянии кризиса, в целом по городу находится в пределах от 88 до 92%.

Констатация указанного факта позволяет сделать вывод о необходимости внедрении в систему управления указанных предприятий новых механизме)!!. К ним следует отнести систему сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard (BSC), авторы концепции Р. Каплан и Д. Нор тон, 1990).

Суть концепции заключается в том, ч то «сбалансированная система показателей является способом управления, измеряющего экономическую и операционную деятельность фирмы».

Система BSC призвана ответит:, на 4 основных вопроса:

1. Как фирму оценивают клиенты (перспектина клиента) ?

2. Какие процессы могут обеспечить фирме конкурентные преимущества (перспектива бизнес-процессов)?

3. Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (перспектива роста и обучения)?

4. Как оценивают предприятие собственники (финансовая перспектива)?

Таким образом, идея BSC состоит в попытке оценить предприятие не только с финансовой, но дать «всеобъемлющую характеристику» с четырех главных сущностных сторон его деятельности. Это сис-

тема управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности с помощью финансовых и нефинансовых показателей. Важные особенности системы:

— она включает показатели, относящиеся ко всем стратегически важным аспектам деятельности предприятия;

— обеспечивается причинно-следственная связь между показателями при разработке системы для конкретного предприятия;

— устанавливается причинно-следственная связь показателей системы и задач предприятия;

— определяется связь определяющих факторов и результатируютцих показателей, а также связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности.

Основной задачей для большинства предприятий по ТО и Р является сохранение платежеспособности, исходя из чего для предприятий по ТО и Рг. Омска были определены следующие основные показатели:

— финансовая перспектива: степень платежеспособности, размеры выручки и задолженности;

— перспектива клиента: количество клиентов, уровень удовлетворенности клиента;

— перспектива бизнес-процессов: уровни качества, обслуживания клиентов и цен;

— перспектива роста и обучения: уровни квалификации и мотивации работников.

С помощью имитационного моделирования возможно получить оценочные границы предложенных взаимосвязанных показателей. Методика получения границ оценочных показателей для предприятий малого бизнеса, к которым относятся предприятия по ТО и Р г. Омска должна быть наглядной, простой и доступной для широкого круга специалистов, не обладающих глубокими познаниями в области прикладной математики. Именно поэтому данная методика основана на применении ориентированных

графов - орграфов. В качестве вершин орграфа устанавливаются выбранные показатели, затем определяется степень влияния одного показателя на другой. Для чего необходимо указать активизирующие вершины, шаг изменений в них, а также начальные значения показателей во всех вершинах. Значения в вершинах будут меняться с каждым шагом имитации, итог этого изменения определяется выражением

(1)

где (р.^и (р.), , — величины показателей в вершине 1 при шагах имитации соответственно 1и(И);е||и 1И -коэффициенты, характеризующие знак и степень влияния показателя вершины 1 на показатель вершины ].

Спрогнозировав с помощью имитационной модели-орграфа показатель платежеспособности, возможно комплексно оценить причины возникновения кризисной ситуации на предприятии по ТО и Р автомобилей г. Омска, адресно отреагировать на выявленные проблемы и избежать состояния неплатежеспособности.

Библиографический список

1. Управление автосервисом/Под общ. ред. д.т.н., проф. Л,Б. Миротина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. - С, 45.

ГАВРИЛЕНКО Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятием».

Сообщение поступило в редакцию 22.08.06. © Гавриленко Н. Г.

УДК 947.084(571.17)

С. В. АНДРЮКОВА

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ СЫРЬЕВОГО РЕГИОНА

(НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)_

В статье рассматриваются проблемы формирования железнодорожной сети Кузбасса в контексте индустриального освоения.

о. |

> | Строительство Транссибирской магистрали со-

§ ! здало условия для усиленного хозяйственного осво-

д | ения Сибири, что в большей степени коснулось рай-

1 ; онов, прилегающих к железной дороге. Развитие юга

| Сибири сдерживалось отсутствием транспортных

§ ; коммуникаций. Основная масса грузов поступала на

§ ; Сибирскую железную дорогу водным путем и только

§ ; в летний навигационный период, зимой товарное

I движение ограничивалось гужевым способом. В свя-

[¡£1 зи с этим возникла потребность в более надежном

виде транспорта, действующем круглогодично и не зависящем от физико-географических условий. Железнодорожное строительство в Сибири, да и в стране в целом, длительное время находилось под воздействием доктрины о преимуществах транспортного освоения многочисленных речных артерий. При расчете экономической эффективности предполагаемого железнодорожного строительства все сводилось к сравнению его стоимости с так называемыми «дешевыми» в постройке и эксплуата-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.