Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей как инструмент развития предприятия АО "Искож"'

Система сбалансированных показателей как инструмент развития предприятия АО "Искож" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ССП) / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / SWOTАНАЛИЗ / KPI / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / BALANCED SCORECARD (BSC) / / MANAGEMENT TOOLS / SWOT / STRATEGIC INITIATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров М. А., Гареева Г. Р., Синютина В. А.

В настоящее время эффективным инструментом управления организацией является сбалансированная система показателей, позволяющая реализовать долгосрочные стратегию и цели организации на основе оценки показателей деятельности. Статья посвящена процессу поиска инструментария для повышения качества принимаемых управленческих решений, уменьшения рисков и улучшения эффективности деятельности предприятия в целом. Сбалансированная система показателей (ССП) управленческая методика, нацеленная на преобразование стратегических целей предприятия в конкретные действия и оценку их результатов с помощью KPI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALANCED SCORECARD DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION (BY THE EXAMPLE "DELOVIE SISTEMI")

Currently, an effective management tool of the organization is a balanced scorecard that allows you to implement the long-term strategy and goals of the organization based on the assessment of performance indicators. The article is devoted to the process of finding tools to improve the quality of managerial decisions made, reduce risks and improve the efficiency of the enterprise as a whole. Balanced Scorecard (BSC) is a management technique aimed at converting the strategic goals of an enterprise into concrete actions and evaluating their results using KPI.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей как инструмент развития предприятия АО "Искож"»

УДК 330.101

Назаров М.А., студент ИжГТУ Гареева Г. Р., студент ИжГТУ Синютина В.А., кандидат экономических наук, доцент ИжГТУ

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ИСКОЖ»

Аннотация. В настоящее время эффективным инструментом управления организацией является сбалансированная система показателей, позволяющая реализовать долгосрочные стратегию и цели организации на основе оценки показателей деятельности. Статья посвящена процессу поиска инструментария для повышения качества принимаемых управленческих решений, уменьшения рисков и улучшения эффективности деятельности предприятия в целом. Сбалансированная система показателей (ССП) - управленческая методика, нацеленная на преобразование стратегических целей предприятия в конкретные действия и оценку их результатов с помощью KPI.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей (ССП), управленческий инструментарий, SWOT- анализ, KPI, стратегические инициативы.

Nazarov M.A., student IsTU Gareeva G.R., student IsTU Sunytina V.A., PhD in Economics IsTU

BALANCED SCORECARD DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION (BY

THE EXAMPLE «DELOVIE SISTEMI»)

Abstract. Currently, an effective management tool of the organization is a balanced scorecard that allows you to implement the long-term strategy and goals of the organization based on the assessment of performance indicators. The article is devoted to the process of finding tools to improve the quality of managerial decisions made, reduce risks and improve the efficiency of the enterprise as a whole. Balanced Scorecard (BSC) is a management technique aimed at converting the strategic goals of an enterprise into concrete actions and evaluating their results using KPI.

Keywords: Balanced Scorecard (BSC); 1С; KPI, management tools, SWOT, KPI, strategic initiatives.

Введение

Увеличение эффективности работы предприятия - одна из важнейших целей, которая стоит перед руководством. Но, так как существует множество взглядов на то, что такое эффективность, и каким методом ее можно измерить, руководству каждой отдельной взятой организации необходимо понять, какая модель оценки эффективности подходит для них наилучшим образом. В связи с тем, что экономическая мысль не стоит на месте, менеджменту предприятий необходимо следить за исследованиями, происходящими в области управления эффективностью, так как полученные результаты могут существенно повлиять как на внутреннюю структуру какой-либо конкретной организации, так и на ситуацию на рынке в целом. Внедряя инновационную систему управления эффективностью функционирования предприятия, руководитель дает большое конкурентное преимущество своему бизнесу.

Целью работы является анализ результативности и эффективности управления в предприятие АО «Искож» при внедрении сбалансированной системы показателей. Актуальность исследования заключается в том, что определение наличие эффективной системы управления является залогом повышения конкурентоспособности деятельности предприятия.

Вид деятельности предприятия АО «Искож»

АО «Искож» - является одним из лидеров и крупнейших в России и СНГ производителем и поставщиком искусственных кож, термоклеевых прокладочных материалов, линолеума, выпускает чехлы для сидений транспортных средств крупнейших автопроизводителей, чехлы защитные, сумки женские и т.п. Структура предприятия АО «Искож» представлена на рисунке 1

iipetrcp

Главный инженер

Oineau: технической информации ПрСЕКТВО-

конструктсрзай.

научшь исследовательский, техники безсшсности

Отделы: 1ехянлеск&й и г екн ол оп гче с кдй

ПЦЗГОТОЕКИ 1ТрСИЗЕ(ИС1Еа, стандартизации

Главный 5К0НС1ШСТ

Отделы: плзноео-э кон о> огче сьзш, срганизатш

¡рта и гараЭотной

тг:аты, йиганссвъй

Начальник ТрСИЗЕОДСТЕа

ПрОПЗЕ 2ДС1Е5ННЫЙ отдел

Бухгалтерш

f-%

Отдел технического

контроля ^_/

Зал. по коммерческим Ecnpocui

Зап. по кадров^! и сод. Еолрэсаз!

Отделы: маркетинга, мртерирцьно-тошичесЕого обе спечених,

сбыта, реализации.

Отделы: кадров,

ПОДГОТОВКИ

кадров, аллшшгтра-швно-ни1Йете анный

Вспсоюгатйльные цехи: ремонтный, инструментальный, энергетический, эып пе ri ен т аль ньш

OcEont-ie пехи

Транспортный цж

Рисунок 1 - Структура предприятия АО «Искож» Структура предприятия является линейно-функциональной. Плюсы линейно-функциональной структуры: высокая компетентность специалистов; освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов; снижение рисков; исключение дублирующих действий при управлении.

Минусы: сложное согласование между руководством предприятия, что снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решения [1].

Разработка ССП на примере деятельности предприятия АО «Искож» На первом этапе определяются стратегические цели предприятия. Для этого собирается информация, проводятся опросы сотрудников, анализируется текущее состояние предприятия АО «Искож». Стратегические цели не являются независимыми и оторванными друг от друга, наоборот, они взаимосвязаны и влияют друг на друга. SWOT-анализ предприятия АО «Искож» представлен в таблице 1

Таблица 1- SWOT анализ

S W

высокая квалификация кадров эксплуатационная характеристика продуктов регулярные ГОЗ высокая доля устаревшего оборудования высокий уровень бюрократии недостаток кадров

O T

расширение географии продаж повышение качества продукции сотрудничество с другими компаниями модернизация старого оборудования активность конкурентов смена тенденций/спроса слабый маркетинг

SWOT-анализ помогает решить большое количество вопросов и выявить угрозы, возможности, слабые и сильные стороны предприятия, что дает наглядную картину на текущее время [2]. Например, слабая сторона - высокая доля устаревшего оборудования, а возможность - модернизация старого оборудования.

На втором этапе устанавливаются причинно-следственные связи для достижения одной цели, которая служит достижением другой и так далее, до главной цели организации. На рисунке 2 представлена стратегическая карта предприятия АО «Искож».

Рисунок 2 - Стратегическая карта

На третьем этапе, после того как стратегические цели установлены, определяются ключевые факторы успеха. Ключевые факторы (КР1) предприятия АО «Искож» представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Ключевые факторы (КР1) предприятия АО «Искож»

Составляющие ССП Стратегические показатели Значение показателя Головной орган управления

Главная цель Рост чистой прибыли 30% Генеральный директор

Финансы Рост продаж 20% Отдел заводоуправления

Клиенты Расширение клиентской базы 20% Отдел заводоуправления

Внутренние бизнес- процессы Производить качественный товар 20% Отдел цехов

Обучение и рост Повысить грамотность пользователей 10% Отдел заводоуправления

На четвертом этапе определяются стратегические инициативы.

Стратегические инициативы - это все мероприятия, проекты, программы, которые реализует для достижения стратегических целей [3].

1. Стратегический показатель «Финансы» главная цель рост продаж. Стратегические инициативы, которые могут увеличить прибыль: активный маркетинг, скорость ответа и реакции, введение клиентской базы.

2. Стратегический показатель «Клиенты» главная цель качественный товар. Стратегические инициативы: соблюдение гостов и норм, контроль качества товара перед реализации.

3. Стратегический показатель «Внутренние бизнес-процессы» главная цель производить качественный товар. Стратегические инициативы: соблюдение гостов и норм, материально-техническое снабжение, контроль качества товара перед реализации.

4. Стратегический показатель «Обучение и рост» главная цель производить обучать специалистов работе с внутренней системой. Стратегические инициативы: проводить курсы, тестировать специалистов в работе.

Выводы

Эффективность внедрения модели сбалансированной системы показателей обусловлена тем, что ССП позволит руководителям комплексно и наглядно представить стратегию развития предприятия, достигнуть стратегических целей. Таким образом, предприятие получает инструмент формализации и детализированного описания стратегии и методологию ее реализации.

Библиографический список

1. Нестеров А.К. Преимущества и недостатки структур управления // Энциклопедия Нестеровых.

2. Загородников А. Н. Управление общественными связями в бизнесе. Учебник. М: Крокус, 2013 г.

3. Каплан Р. С., Нортон Д.П. Организация ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. 416 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.