Научная статья на тему 'Система саморазвития студентов вуза'

Система саморазвития студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / APPROACHES TO THE CREATION OF THE SYSTEM OF STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT / STRUCTURAL COMPONENTS OF THE SYSTEM OF FUTURE SPECIALISTS' SELF-DEVELOPMENT / MODEL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONALITY FORMATION STAGES / PURPOSE OF DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коуров Андрей Владимирович

В работе изложены подходы к формированию системы саморазвития студентов. Предложена модель образовательной среды, в которой выделены структурные компоненты, определены этапы становления личности. Установлена цель развивающей образовательной среды: максимально развить в студентах творческий потенциал саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of students self-development

The work is dedicated to the main approaches to the creation of system of students self-development. A model of educational environment is offered where the structural components are described and personality formation stages are determined. The purpose of developmental educational environment is defined in the article. It is to upgrade the student's creative stage of self-development as successfully as possible.

Текст научной работы на тему «Система саморазвития студентов вуза»

УДК 37.091.212 ББК Ч 481.43

А. В. Коуров

Шадринск

СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ГСНТИ 14.35.0 7 Код ВАК 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подходы к формированию системы саморазвития студентов; структурные компоненты системы саморазвития будущих специалистов; модель образовательной среды; этапы становления личности; цель развивающей образовательной среды.

АННОТАЦИЯ. В работе изложены подходы к формированию системы саморазвития студентов. Предложена модель образовательной среды, в которой выделены структурные компоненты, определены этапы становления личности. Установлена цель развивающей образовательной среды: максимально развить в студентах творческий потенциал саморазвития.

A. V. Kourov

Shadrinsk

THE SYSTEM OF STUDENTS SELF-DEVELOPMENT

KEY WORDS: approaches to the creation of the system of students’ selfdevelopment; structural components of the system of future specialists’ self-development; model of educational environment; personality formation stages; purpose of developmental educational environment.

ABSTRACT. The work is dedicated to the main approaches to the creation of system of students self-development. A model of educational environment is offered where the structural components are described and personality formation stages are determined. The purpose of developmental educational environment is defined in the article. It is to upgrade the student’s creative stage of self-development as successfully as possible.

Формирование системы саморазвития студента следует рассматривать в следующих аспектах:

- как неотъемлемую часть общего процесса профессиональной подготовки;

- как закономерное, целенаправленное

изменение внутренней структуры развития и внешних форм ее проявления, в результате чего возникают новые многоуровневые качественные ее состояния, основой которых выступает диалектическое единство

возможного и действительного, потенциального и актуального;

- как саморегулирующийся процесс, т. е. внутренне необходимое движение, «самодвижение» от имеющихся возможностей до высших уровней саморазвития в соответствии с циклами (этапами) данного процесса: становления, активного развития, трансформации.

Сущностные характеристики системы саморазвития и взаимосвязь с профессиональной подготовкой студентов позволяют говорить о ее структурных компонентах, в состав которых должны входить мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный (рис.1).

Рис. 1

Раскроем каждый структурный компонент системы саморазвития будущих специалистов.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, которое выражается в целевых установках, интересах, мотивах, предполагает наличие у будущих специалистов определенных целевых установок.

Содержательный компонент содержит совокупность методологических (философских, общенаучных, специально-научных), теоретических и технологических знаний.

Операционно-деятельностный компонент самоконтроля базируется на комплексе умений и навыков организации профессиональной деятельности. Данный комплекс умений соотносится с видами новых информационных технологий, он отображает возможности будущих специалистов в создании всего нового, направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной профессиональной деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент самоконтроля характеризует осмысление, самоанализ и оценку собственной профессиональной деятельности. Компонент включает в себя внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку профессиональной деятельности и ее результатов; уточнение путей организации профессиональной деятельности; определение на основе собственного опыта методов и приемов работы; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в профессиональной деятельности.

Иерархическая пирамида потребностей Годфруа (рис.2.) показывает: чем мотивированнее специалист, тем выше его профессиональный уровень саморазвития.

Анализ позволяет сформулировать определение понятия «система профессионального саморазвития студента вуза».

Система профессионального саморазвития студента вуза — это вид интеллек-

туального развития и становления личности, включающий мотивационный, целевой, содержательный, операционнодеятельностный, рефлексивно-

оценочный компоненты, которые отражают совокупность личностных качеств,

способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения обучающимся высокого уровня профессионального становления.

Рис. 2. Пирамида

С учетом вышесказанного, структуру профессионального саморазвития можно представить так:

P=<WS, СС, СР, PD>, где WS — саморазвитие, обусловленное врожденными способностями личности;

СС — саморазвитие, обусловленное естественными специальными способностями личности, их развитием в процессе образования;

СР — саморазвитие, обусловленное специальной подготовкой;

PD — саморазвитие в процессе профессиональной практической деятельности.

Наличие профессионального саморазвития не является «милостью природы», его формирование, последователь-

потребностей Годфруа

ное становление и развитие происходят в процессе учебной и производственной деятельности.

В настоящее время развитие системы саморазвития и становления личности может весьма эффективно меняться благодаря применению в вузовской системе новых информационных технологий.

Для системы высшего образования важным является тезис, согласно которому формирование, развитие, а значит и обучение человека не может осуществляться без переживания и осознания мира именно личностью [1, с.70]. Следовательно, в процессе получения высшего образования следует учитывать и изменять биологический, психический и личностный стереотипы человека. В последнее время происходит сближение таких

областей знаний, как нейробиология и когнитивная психология, в результате появился новый концептуальный подход к исследованию восприятия, речи, памяти и сознания, который исходит из появившихся возможностей изучать биологический субстрат психических функций. «Особенно впечатляет такой пример, как обучение. Элементарные аспекты нейронных механизмов некоторых форм обучения сегодня можно изучать на клеточном и даже на молекулярном уровне. А стало быть, анализ обучения может позволить впервые проникнуть в тайны молекулярных механизмов психического процесса и таким образом перекинуть мостик между когнитивной психологией и молекулярной биологией» [2, С. 43].

Обучение представляет собой процесс, в ходе которого индивид приобретает новые знания, а память выступает хранилищем этих знаний. Обучение и запоминание играют решающую роль в формировании чувства индивидуальности и наращивании уровня саморазвития личности.

В вузовской системе обучения на современном этапе существенная роль принадлежит новым информационным технологиям, чьи возможности взаимосвязаны с возможностью саморазвития человека. Необходимость внедрения информационных технологий и телекоммуникаций в образовательный процесс системы высшего образования определяется следующими факторами:

- необходимостью обучения различным классам профессий, которые связаны с управлением динамическими объектами или технологическим процессом, с проектированием технических систем, с организационно-экономической и политической деятельностью;

- необходимостью обучения людей, обладающих различными индивидуальными особенностями, такими как

стрессоустойчивость, предпочтительные сенсорные каналы, доминирование того или иного вида памяти и т. д.;

- необходимость использования в технологиях обучения и развития знаний, которые накоплены цивилизацией и сконцентрированы в мировых библиотеках.

Структурируя данные факты, можно создать типологию, коррелированную с системой саморазвития специалиста. Подобное структурирование должно включать в себя следующие компоненты: индивидуальные особенности субъекта обучения, будущую профессию, профессиональный уровень и особенность профессии с точки зрения самого обучаемого.

Таким образом, индивидуально-

неповторимое содержание профессионального саморазвития проявляется в извлеченных для целостного осуществления неповторимой человеческой сущности профессиональных средствах индивидуального «я»: в способах и приемах ценностного творчества; приемах и формах рефлексии; в средствах обеспечения продуктивности своего индивидуального бытия; в средствах расширения «пространства индивидуальной и социальной жизни»; выборе жизненных критериев саморазвития как постоянно осуществляющего процесса [3. С. 60].

Для саморазвития студента и его становления необходимым является создание такой компьютерной образовательной среды, которая будет способна обеспечить процесс образования, создаст условия, благоприятствующие его развитию.

Основная цель развивающей образовательной среды заключается в том, что она должна «разбудить» в студенте и максимально развить заложенный в нем потенциал, творческий уровень саморазвития.

Анализируя многогранное понятие

компьютерной образовательной среды, заметим, что ни в коем случае не нужно рассматривать взаимодействие с ней человека с точки зрения влияния, а также условий формирования по заданному образцу, шаблону, штампу. Чем больше и полнее человек изпользует возможно-

сти окружающей его среды, тем активнее происходит его свободное саморазвитие: человек одновременно выступает продуктом и творцом своей среды, она же ему, в свою очередь, дает основу и делает возможным профессиональное, интеллектуальное и социальное саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОВЧИННИКОВ В. Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства. — Л., 1974.

2. КЭНДЕЛ Э. Р., Хокинс Р.Д. Биологические основы обучения индивидуальности // В мире науки. 1992. № 11—12.

3. МАНОХА И. П. Человек и его потенциал. — Киев, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.