Научная статья на тему 'Система регулирования агломерационных процессов: Россия и западная Европа'

Система регулирования агломерационных процессов: Россия и западная Европа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1016
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / РОССИЯ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / URBANIZATION / URBAN AGGLOMERATION / SYSTEM OF REGULATION OF AGGLOMERATION PROCESSES / RUSSIA / WESTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шевилева Е. Е.

В статье рассмотрены особенности агломерационных процессов, протекающих в России и странах Западной Европы. Выявлено отставание России от стран Западной Европы по количеству городских агломераций, созданию правовых и институциональных условий для агломерационного развития, системе регулирования и кадрового обеспечения в рассматриваемой сфере. Доказана необходимость учета опыта агломерирования стран Западной Европы при построении системы регулирования городских агломераций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of regulation of agglomeration processes: Russia and Western Europe

The article discusses specificities of agglomeration process in Russian and in the countries of Western Europe. The author points out that Russia is lagging behind Europe by the number of urban agglomerations, legal and institutional conditions for agglomeration development, and the system of regulation and availability of cadres. Experience of Western Europe should be taken in consideration in Russia.

Текст научной работы на тему «Система регулирования агломерационных процессов: Россия и западная Европа»

СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: РОССИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Е.Е. Шевилева,

ассистент кафедры государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета

[email protected]

В статье рассмотрены особенности агломерационных процессов, протекающих в России и странах Западной Европы. Выявлено отставание России от стран Западной Европы по количеству городских агломераций, созданию правовых и институциональных условий для агломерационного развития, системе регулирования и кадрового обеспечения в рассматриваемой сфере. Доказана необходимость учета опыта агломерирования стран Западной Европы при построении системы регулирования городских агломераций в России.

Ключевые слова: урбанизация, городская агломерация, система регулирования агломерационных процессов, Россия, Западная Европа.

УДК 332.156 ББК 65.04

С XX века в мире значительно активизировались процессы урбанизации, связанные с усилением роли городов в жизни общества и распространением городского образа жизни.

Главными признаками процесса урбанизации являются рост городов и усложнение форм городского расселения. В научной литературе встречаются несколько новых форм расселения населения, появление которых было вызвано рассматриваемым процессом. Речь идет о городских агломерациях, статистических метрополитенских ареалах, мегаполисах, мегалаполисах, конурбациях и др. Наибольший интерес среди вышеперечисленных форм представляет городская агломерация. Именно она является формой расселения населения первого уровня, на базе которой уже формируются все прочие формы [1, С.13-15].

Городская агломерация может быть описана как компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему [2, С.8].

На сегодняшний день, в мире по разным данным насчитывается порядка 500-600 городских агломераций [3]. Однако агломерационные процессы в различных регионах мира протекают крайне неравномерно. Наиболее значимые отличия касаются количества городских агломераций и форм расселения населения надагломерационного типа, систем регулирования агломерационных процессов, причин и последствий таких процессов.

В подтверждение вышесказанному отметим, что, по данным на 2005 г., в развивающихся странах было сконцентрировано 340 агломераций с населением более 1 млн чел., а в экономически развитых — 130. Таким образом, по количеству агломераций развивающиеся страны опережают развитые в 2,6 раза [4]. Описанная ситуация вызвана различиями в демографических тенденциях и характере процесса урбанизации рассматриваемых регионов. Иначе говоря, урбанизация в развитых странах взята под контроль, доля городского населения стабильна и даже порой уменьшается, а урбанизация растет вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся же странах происходит быстрый неконтролируемый рост городского населения, и урбанизация осуществляется вширь, захватывая все новые территории [5].

В отношении порядка регулирования и стимулирования агломерационных процессов, можно также отметить, что сложившиеся в регионах мира системы государственного и местного управления включают различные в количественном и качественном отношении элементы такого регулирования. Так, в развивающихся странах приоритетной задачей региональной политики является стимулирование неравенства и создание «точек роста» (крупных агломераций, особых экономических зон и др.) для ускорения развития стран в целом. В то же время региональные органы власти развитых стран для развития потенциала своих территорий используют контрарные механизмы: выравнивание межрегиональных диспропорций и активизация внутренних ресурсов [6].

Рассматриваемую особенность порождает, в первую очередь, различный уровень экономического развития территорий и, как следствие, различный наличный набор факторов и ресурсов для последующего развития. Следуя сказанному, отметим,

что для развивающихся стран катализатором прогресса сегодня являются рост городов, создание агломераций, повышение мобильности населения, развитие торговли и услуг [7]. Эти факторы уже не являются движущими силами для экономики развитых стран, которая базируется на высокотехнологичных сферах, развитии инфраструктуры и четвертичного сектора.

Еще одним важным отличием агломерационных процессов в развитых и развивающихся странах является отличие ведущих факторов развития городских агломераций и агломерационного эффекта сформировавшихся форм расселения. То есть в развивающихся странах агломерации формируются как результат городского взрыва — неконтролируемого быстрого роста населения городов. Приток малоимущих сельских жителей в города приводит к формированию трущобных районов с очень высокой плотностью населения [8]. В условиях подобной «трущобной урбанизации» агломерации формируются псевдогородским населением и не характеризуются лучшими по сравнению с прочими городами условиями жизни. Формирование трущоб свидетельствует о разрастании пригородов и формировании новой агломерации или расширении территории уже существующей.

Что же касается развитых стран, то нынешнее развитие агломераций здесь характеризуется джентрификацией [9] — освоением старых районов города. То есть в развитых странах агломерирование осуществляется вглубь, происходит совершенствование сложившихся агломераций. При этом многие эксперты отмечают, что в развитых странах агломерации обладают значительным потенциалом для развития бизнеса, науки и инноваций, творческой самореализации личности [10].

Исходя из этого, для полноценного анализа агломерационных процессов, протекающих в каком-либо регионе мира, необходимо применять сравнительный анализ опыта агломерирования такого региона с иными.

В частности, агломерационные процессы, протекающие в России, можно сравнить с западноевропейскими. Подобное сравнение оправдано схожестью демографических тенденций в рассматриваемых регионах, наличием близких культурных образцов и высокой степенью государственного регулирования развития территорий. Однако, несмотря на наличие общих аспектов развития стран, сложившиеся городские агломерации России и стран Западной Европы весьма отличаются друг от друга по многим показателям: количеству поселений типа «городская агломерация», системе регулирования агломерационных процессов, уровню жизни населения в агломерациях и др.

Смысл и значение городских агломераций для развития территорий задает определение термина. В нем же закладываются и ключевые признаки, позволяющие отнести форму расселения населения к типу «агломерация». В связи с этим значимым фактором институционализации городской агломерации является толкование этого явления.

В российской науке существует несколько базовых подходов к толкованию термина «городская агломерация».

Наиболее распространенный подход (приведенный выше) можно именовать системным, поскольку в основе него лежит взгляд на агломерацию как на систему, состоящую из совокупности поселений с интенсивными связями.

Малоян Г.А. рассматривает агломерацию как, в первую очередь, территорию жизнедеятельности населения, и отсюда определяет агломерацию как социально- функциональное целостное пространство, внутри которого наиболее устойчивые каждодневно повторяющиеся связи — социальные, трудовые, культурно-бытовые, рекреационные — подчинены регулярным циклам жизнедеятельности проживающего в его пределах населения [11].

Перцик Е.Н. акцентирует внимание на типах муниципальных образований, входящих в состав агломерации, и границах агломерации (конечных пунктах маятниковых миграций) и определяет термин как группу близко расположенных городов, посёлков и других населённых мест с тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями и интенсивными маятниковыми передвижениями [12].

Королева Е.Н. определяет агломерацию через единство признаков приближенности и отдаленности по отношению к городу-ядру [13, С.50].

Обращаясь к европейскому опыту дефинирования рассматриваемого термина, можно также встретить целый ряд различных определений, например:

• агломерация — это концентрация экономической активности в смежных отраслях на географической территории, вызванная, в частности, особенностями внешней экономической политики, то есть количеством и качеством квалифицированной рабочей силы, возрастающим эффектом масштаба, кумулятивной причиненностью, особенностями системы планирования на местном уровне, а также случайными факторами [14];

• агломерация — объединение городов; непрерывно урбанизируемая территория [15];

• агломерация — это территория, простирающаяся за пределы административных границ первоначальных городов, охватывающая две или большее число административных единиц, имеющая местные органы власти, обладающая собственным потенциалом развития, ставящая перед собой различные приоритеты и не координирующая свою деятельность [16].

При этом как в России, так и в Западной Европе существуют и другие определения рассматриваемого понятия.

Таким образом, можно констатировать факт отсутствия общепринятого подхода к определению термина «городская агломерация». Это приводит к сложности выделения ключевых компонентов института агломерирования, что оказывает влияние на систему регулирования агломерационных процессов.

Указанная система включает в себя ряд направлений: правовое, экономическое, социально-управленческое, организационное регулирование, методическое сопровождение и др. Остановимся на некоторых из них подробнее.

Нормативно-правовое регулирование является наиболее значимым среди прочих. Другие вышеперечисленные направления непосредственно связаны с действиями власти. Правомерность этих действий может быть установлена только при наличии нормативно-правовой базы, что и определяет её принципиальное значение.

На сегодняшний день, термин «городская агломерация» является нелегитимным в Российской Федерации, поскольку указанный термин не отражен в федеральном законодательстве. Представители российского научного сообщества (Кудрявцев А.П. [17], Щитинский В.А. [18], участники форума «Территория-2020» и др.) неоднократно обращали внимание на необходимость включения рассматриваемого термина в различные правовые акты и, в частности, чаще всего упоминали Градостроительный кодекс. Однако такие меры до сих пор не приняты.

Сохранение подобного правового пробела может быть связано как с уже отмеченным отсутствием единого толкования термина, так и мнением ряда ученых о возможности регулирования агломерационных процессов посредством действующего гражданского законодательства и правовых актов по местному самоуправлению. Так, например, Глазычев В.А. отмечает, что создание агломерации представляет собой традиционный гражданский договор [19]. Однако обилие видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ [20], требует уточнения позиции автора. Михайлова М.А. рассматривает городскую агломерацию как новую форму межмуниципального сотрудничества [21, С.116]. При этом действующее законодательство выделяет лишь три организационно-правовые формы такого сотрудничества: ассоциативные, договорные и организационно-хозяйс-

твенные [22]. Ввиду этого считаем, что прямое применение норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 [23] к регулированию агломерационных процессов недопустимо.

Однако, на государственном уровне РФ все же есть некие упоминания об агломерациях. Органы государственной власти некоторых субъектов РФ, как, например, Самарская, Ростовская, Челябинская области, включают в свои стратегические документы нормы о развитии агломераций на территории соответствующих субъектов.

Несмотря на это, считаем агломерационные процессы в России нормативно неурегулированными, поскольку отражение термина «агломерация» в законе — задача федеральных властей, способных видеть картину в стране в целом.

В отличие от российского, международное законодательство и законодательство стран Западной Европы раскрывают термин «городская агломерация». В частности, можно упомянуть положения Декларации Организации Объединенных Наций от 09.06.2001 «О городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии», Градостроительной Хартии Содружества Независимых государств от 04.06.1999. Путем расширенного толкования конституций ряда стран Западной Европы можно также выделить возможность создания агломераций, поскольку в отличие от Конституции РФ [24], Конституция, например, Франции [25], содержит открытый перечень административно — территориальных единиц и позволяет создавать и другие их типы. Кроме того, правовые акты некоторых стран Европы раскрывают суть элементов агломерации — метрополии и ядра. Так, например, Закон Великобритании о местном управлении 1972 г. наделял ряд графств Англии с высокой степенью урбанизации статусом метрополитенских [26, С.114].

Таким образом, можно констатировать, что Россия и страны Западной Европы имеют различную степень правового регулирования агломерационных процессов. Эта особенность порождает различия в прочих аспектах систем регулирования городских агломераций на рассматриваемых территориях. В первую очередь, различный характер носят процессы формирования и стимулирования развития городских агломераций в России и в Западной Европе.

Первые городские агломерации в Западной Европе появляются стихийно уже во 2-й половине XIX в. Они возникают вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа и др.) или в районах близкого расположения большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.) [27, С.120]. Новые формы расселения населения формируются в результате ускоренного социально-экономического развития, разработки новых бассейнов полезных ископаемых, росте числа рабочих мест и миграции населения из сельской местности в города, явившихся продуктом промышленной революции.

Первые же агломерации в России формируются лишь в 1920-е гг. Их появление происходит в результате притока населения в города в целях восстановления экономики после Первой Мировой войны, Революции 1917 г. и Гражданской войны, ускоренной индустриализации. Максимальная активизация агломерационных процессов в России была достигнута в 196070-е гг. как результат восстановления страны после Великой Отечественной войны. Единственным исключением является Петербургская агломерация, поскольку города-спутники Санкт-Петербурга — ядра — формировались практически одновременно с ним в XVIII в. При этом формирование большинства агломераций в России происходило централизованно. Создание крупных точек роста (агломерационных ядер) стало элементом плановой экономики.

Стихийность и централизация в регулировании агломерационных процессов на исследуемых территориях сказались на нынешнем количестве и географическом размещении российских и западноевропейских городских агломераций. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 2007 г., в стране было 52 городские агломерации [28]. В Западной же Европе, по данным на 1995 г., насчитывалось только 62 крупных и сверхкрупных агломераций. Большинство из них сконцентрировано в Германии, Великобритании, Франции, Польше, Италии, Нидерландах, Испании, хотя и в других странах встречается хотя бы по одной агломерации [29, С.39]. В России же городские агломерации размещены крайне неравномерно: в 34 субъектах из 83 они отсутствуют.

Характер протекания агломерационных процессов в совокупности с системой их правового регулирования оказал влияние на социально-управленческое регулирование городских агломераций. И первым направлением такого регулирования стала политика ограничения роста существующих агломераций, проводимая в странах Западной Европы уже в 1930-е гг. В 1950-е гг. решение проблемы гипертрофии крупнейших центров стала одной из важнейших задач национальной региональной политики большинства стран Западной Европы [30, С.261]. Следовательно, в Западной Европе политика ограничения агломерационного роста институционализируется за 10 лет до такого роста в России вообще.

Несмотря на незначительное количество агломераций, в России в 1930-е гг. тоже осуществлялись мероприятия по ограничению роста крупных городов. При этом цели у рассматриваемых регионов были отличными: в Западной Европе — развитие периферийных районов, у которых не было импульсов развития, и создание новых центров — источников нововведений, в России — ограничение роста популярности союзных республик и закрепление курса плановой экономики. Уже в тот период государственные меры в отношении агломерационных процессов в рассматриваемых регионах значительно отличались. Так, если в СССР были использованы лишь запретительные меры (например, введение института переписи, прописки), то в Западной Европе применялись и ограничительные (например, физическое планирование на местном уровне), и стимулирующие механизмы (льготы для населения и компаний, желающих покинуть крупнейшие агломерации, например, при решении кадровых проблем). Отметим, что в СССР поставленные задачи достигнуты не были, в то время как странам Западной Европы удалось добиться снижения численности населения и занятости во многих крупнейших центрах [31].

Следующим этапом разработки механизмов по регулированию агломерационных процессов в России можно считать лишь 1990-е гг. Этот отрезок времени характеризуется спадом городского населения и ростом сельского. Хотя и искусственно (посредством преобразования поселков городского типа в села) численность сельского населения за 1989-2000 гг. выросла на 3%. Ряд городов: Воркута, Жуковский, Кинешма, Новошахтинск и др. — утратили статус крупных. Именно в этот период агломерационные процессы в России затормозились [32].

С начала 2000-х гг. органы государственной власти централизованно начали активную политику по стимулированию агломерационных процессов. В это время ряд субъектов Российской Федерации включил в свои стратегические документы меры по развитию на их территории агломераций (Новосибирская область, Самарская область и др.). СМИ активно освещают агломерационные процессы, а в научном сообществе получает импульс развития такое направление как «урбанистика». На федеральном уровне растет интерес представителей власти к явлению агломерации. Так, в декабре 2010 г. в СМИ появилась информация о возможном разделении России на 20 агломераций вместо 83 субъектов. Если подобная мера будет приведена в действие, то агломерации будут формироваться централизовано, а не в результате эволюции [33]. При этом вышеизложенные заключения о недостатке терминологических и правовых основ агломерационных процессов в России, на наш взгляд, позволяют говорить об отсутствии научно-обоснованного подхода к административно-территориальному проектированию подобного рода.

В целом, на сегодняшний день, можно выделить ряд направлений, стимулирующих агломерационные процессы в России:

• усложнение взаимосвязей внутри городских агломераций, достигаемое посредством развития не только социально-экономических и политических, но и демографических, культурных и др. взаимоотношений;

• развитие преимущественно горизонтальных, а не вертикальных связей, одним из инструментов чего является межмуниципальная и межрегиональная кооперация. Так, по данным

Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на 01.01.2010 г. 20890 (87,4%) муниципальных образований участвуют в объединениях муниципальных образований и межмуниципальных некоммерческих организациях, и 547 (2,3 %) — в межмуниципальных коммерческих организациях [34];

• развитие надагломерационных форм расселения населения, каковой, на сегодняшний день, является пока лишь Московская суперагломерация.

В то же время политика стран Западной Европы в области регулирования городских агломераций прошла уже три этапа:

1) «довоенный» этап: поощрение роста;

2) «послевоенный» этап: субурбанизация (новые и расширяющиеся города);

3) «текущий» этап: поощрение роста внутренних ареалов, джентрификация.

Современное положение в Западной Европе характеризуется переходом к политике скрытой поддержки агломераций и форм надагломерационного типа [35]. Заметим, что в Западной Европе их значительно больше, чем в России. Английский и Рейнский мегаполисы даже входят в число крупнейших в мире [36]. Для этого в Западной Европе уже созданы и отработаны базовые модели регулирования городских агломераций: одноуровневые (унитарная и договорная) и двухуровневые (муниципальная и государственно-муниципальная) [37].

В России модели подобного рода не разработаны. В связи с этим Россия заимствует некоторые из вышеперечисленных моделей регулирования городских агломераций, адаптируя их к собственным политическим, экономическим, социальным и др. условиям.

И наконец, последним, но не менее значимым фактором различий российских и западноевропейских агломераций выступает уровень профессиональной подготовки квалифицированных кадров и профессиональных управленцев в области регулирования агломерационных процессов. Речь идет о том, что в России решения, принимаемые такими лицами, по вопросам агломерирования зачастую не имеют научного обоснования и бывают ошибочны. Вызвано это отсутствием соответствующей системы подготовки специалистов [38]. При этом в странах Западной Европы пространственное планирование, где изучаются различные аспекты городских агломераций, было выделено в самостоятельную дисциплину еще в 1920-1930-е гг. [39]. В связи с этим чрезвычайно значимым элементом является внедрение в систему российского образования изучения агломерационных процессов.

Помимо вышеперечисленных факторов серьезное влияние на различия российских и западноевропейских агломераций оказывают исторически обусловленная разница в территориальном капитале административно-территориальных единиц России и Западной Европы.

Таким образом, обзорный анализ агломерационных процессов в России и Западной Европе позволил выявить значительное отставание России, о чем свидетельствуют небольшое количество в стране форм расселения населения типа «городская агломерация» и практически отсутствие образований надагломерационного типа (за исключением ареала Москвы), отсутствие должного правового обеспечения агломерационных процессов, отсутствие опыта управления агломерациями, недостаточная подготовка специалистов в отношении различных аспектов городских агломераций. При этом исторически более длительный опыт агломерирования стран Западной Европы позволил им разработать и апробировать систему управления городскими агломерациями и, на сегодняшний день, образования такого типа играют значимую роль в повышении конкурентоспособности отдельных стран и региона в целом. В связи с этим считаем актуальным если не заимствование, то осуществление всестороннего анализа агломерационных процессов в Западной Европе и учет полученных данных при построении российской системы управления городскими агломерациями.

Литература

1. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: МарТ: Феникс, 2010. — 268 с.

2. Территориальное планирование и региональное развитие. Монография / Под общ. ред. Аношкиной Е.Л. — СПб: НПК «РОСТ», 2010. — 124 с.

3. Городская агломерация // География. Современная иллюстрированная энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_geo/6250/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 31.01.2012); Мак-саковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. — М.: Дрофа, 2008. — 495 с.

4. Максаковский В.П. Указ.соч. — С.62.

5. Малыхина Т.В. Использование информационных технологий на уроке географии в 10-м классе по теме «Урбанизация. Города мира» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/571847/ (дата обращения: 31.01.2012).

6. Зубаревич Н. Региональное развитие и региональная политика: 20 лет врозь [Электронный ресурс] / Материалы юбилейной конференции Леонтьевского Центра «20 лет: итоги и перспективы». 2011. Систем. требования: Power Point. URL: leontief-centre.ru/ UserFiles/Files/Zubarevich.ppt (дата обращения:31.01.2012).

7. Пресс-релиз о принятии прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. URL: http://www.minplan.kz/pressservice/76/38286/ (дата обращения:31.01.2012).

8. Мировой процесс урбанизации. URL: http://geography.kz/ekonomicheskaya-geografiya1/mirovoj-process-urbanizacii/ (дата обращения: 31.01.2012).

9. Артоболевский С.С. Регулирование городских агломераций (аналитический материал) [Электронный ресурс] // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». 2011. — URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/irkutsk/b2_reg_aglomer/ (дата обращения: 31.01.2012).

10. Аврамчикова Н.Т. Формирование концентрированного экономического пространства регионов сырьевой направленности как необходимое условие его эффективного развития // Проблемы современной экономики. — 2007. — №4(24). — С.250-253; Не-щадин А.А., Прилепин А.М. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика: международный научный и общественно-политический журнал. — 2010. — № 12. — С.121-139.

11. Кудрявцев А.П. Выступление на круглом столе «Мегаполисы и агломерации. День урбанистики» // IX Международный Инвестиционный форум в г. Сочи. 18 сентября 2010 года. URL: http://www.raasn.ru/tribuna/18_09_10.htm (дата обращения: 07.01.2012).

12. Там же.

13. Харченко К.В. Проблемы управления развитием городских агломераций: взгляд из г.Белгорода // Муниципальный мир. — 2009. — №1-2. — С.49-57.

14. Oxford Dictionary of Geography. Agglomeration. URL: http://www.answers.com/topic/agglomeration (дата обращения: 09.01.2012).

15. Institut National de la Statistique et des Etudes Economiques. Definitions et methodes. Unite urbaine. URL: http://www.insee.fr/fr/ methodes/default.asp?page=definitions/unite-urbaine.htm (дата обращения: 09.01.2012).

16. О городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии [Электронный ресурс]: декларация ООН; принята резолюцией S-25/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 9 июня 2001 г. — П.21. URL: http://law7.ru/base69/part4/d69ru4247. htm (дата обращения: 09.01.2012).

17. Кудрявцев А.П. Указ. выступление.

18. Щитинский В.А. Городские агломерации в России: миф или реальность //Управление развитием территории. — 2010. — №3. — С. 48-53.

19. Корзина М. Для создания агломерации нужно не менее 7-8 лет [Электронный ресурс] // Отраслевой журнал «Вестник (строительство, архитектура, инфраструктура). 2008. №9. URL: http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/1790.html (дата обращения: 11.01.2012).

20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Раздел III, подраздел 2.

21. Михайлова М.А. Городская агломерация как новая форма межмуниципального сотрудничества // Известия ИГЭА. — 2010. — № 6 (74). — С. 114-117.

22. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Глава 9.

23. Там же.

24. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст; принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Ст.5, глава 3.

25. Конституция Французской республики [Электронный ресурс]: принята на всенародном голосовании 4 октября 1958 г. URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/FRANCE_W.HTM#XII (дата обращения: 09.01.2012). — Ст.72.

26. Шевчук Д.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: ЭКСМО, 2009. 214 с.

27. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения / Под общ. ред. Глушковой В.П. — М.: Дашков и Ко, 2005. — 245 с.

28. Лаппо Г.М., Полян П.М., Селиванова Т.И. Откуда есть пошли агломерации // Демоскоп Weelly. — 2010. — №407-408. URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/tema01.php (дата обращения: 09.01.2012)

29. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн.2. Региональная характеристика мира. — М.: Дрофа, 2009. — 480 с.

30. Артоболевский С.С. Крупнейшие агломерации и региональная политика: от ограничения роста к стимулированию развития (европейский опыт) //Крупные города и вызовы глобализации / Под ред. В.А. Колосова и Д. Эккерта. — Смоленск, 2003. — 280 с.

31. Артоболевский С.С. Указ. соч. — С.261 — 271.

32. Лаппо Г.М. Итоги и перспективы российской урбанизации [Электронный ресурс] // Население и общество. — 2005. — №94. Систем. требования: Adobe Reader. URL: http://demoscope.ru/acrobat/ps94.pdf (дата обращения: 07.01.2012).

33. Бейлин Б. Россию поделят на агломерации [Электронный ресурс] // Вести.Ру. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=407205 (дата обращения: 07.01.2012); Гетмянский К. Кремль поделит Россию [Электронный ресурс] //Еженедельник «Информ Полис». — 2010. URL: http://www.infpol.ru/news/670/50313.php (дата обращения: 31.01.2012); Цифра недели: 20 агломераций [Электронный ресурс] //Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/249752/20_aglomeracij (дата обращения: 31.01.2012).

34. Бюллетень «Формирование местного самоуправления в России» за 2010 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1244553308453 (дата обращения: 22.12.2011).

35. Артоболевский С.С. Регулирование городских агломераций (аналитический материал).

36. Симагин Ю.А. Указ. соч. — С.126.

37. Пузанов А.С. Научные и практические аспекты формирования городских агломераций [Электронный ресурс] // Материалы науч.-практ. конф. МАГ «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». 18 ноября 2011 г. Систем. требования: Power Point. URL: www.e-gorod.ru/Documents/meropr/2011_11.../puzanov.ppt (дата обращения: 05.01.2012).

38. Аношкина Е.Л, Аношкин П.А. Формирование компетенций современного управленца (программа Uno-University) // В мире научных открытий. Экономика и инновационное образование. — 2011. — №10(22). — С.205-217.

39. Рылько Е. Первая в России магистерская программа по урбанистике [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/ news/31623258.html (дата обращения: 05.01.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.