новую весьма важную задачу — обеспечение углубленной юридической подготовки гимназистов в рамках экономикоправового направления. В настоящее время отработаны программы и начинается работа по их реализации.
До конца текущего года интеграцию правового ооразования в субъектах учебного округа планируется вывести на более высокий уровень, в частности, предполагается создать межвузовский
учебно-методический совет по координации правового образования в Республике Мордовия.
Тесные отношения сотрудничества и взаимной помощи связывают юридический факультет с другими субъектами округа через функционирующую в составе Регионального учебного округа секцию. Основными направлениями работы этой секции являются:
— расширение сотрудничества с субъектами учебного округа;
— разработка и создание соответствующих программ и учебно-методических материалов;
— подготовка и проведение правовых олимпиад среди школьников;
— проведение дней открытых дверей с профориентационной целью;
— анализ учебных планов субъекто округа, ведущих правовую работу;
— анализ современного состояния си-
стемы правового образования, определение основных ориентиров обновления и углубления его содержания;
— проведение республиканской конференции „Состояние и перспективы правового образования и просвещения в Республике Мордовия
Разумеется, приведенный перечень не исчерпывает направления и содержания деятельности факультета и научно-методической секции РУО в вопросах правового образования. Нормальное функционирование и развитие образования немыслимо без совершенствования законодательной базы. Недостаточное использование образовательного потенциала Регионального учебного округа, безусловно, ведет к определенным потерям. Взаимоотношения РУО с его субъектами должны быть основаны на добровольном сотрудничестве при взаимном соблюдении интересов коллегиальности самоуправления с учетом мнений всех субъектов при принятии решений.
Именно во взаимодействии и взаимопонимании всех субъектов заключается залог успеха работы округа. Цель такой работы — повышение уровня развития народного образования в Республике Мордовия, где интеллектуальный потенциал молодежи пока остается неудовлетворительным.
В. И. ЖИДКИН, проректор по научно-методической работе МРИПКРО, доцент
СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МОРДОВИИ
Экологическое образование в настоя"- практики, поэтому именно данному на-
щее время является одной из приоритет- правлению уделяется существенное вни-
ных проблем педагогической науки и мание в учреждениях образования
49
республики, являющихся субъектами Регионального учебного округа при Мордовском госунивсрситете.
В прежние годы эколого-природоохра-нительным просвещением занимались в основном химики, биологи и географы в силу специфики своих дисциплин. Так, широко известны в школах и профессиональных училищах республики лекторы — пропагандисты природоохранных знаний М. М. Голубчик, Л. Д. Альба,
В. И. Астрадамов, А. П. Соловьев и др. Однако в общем эта работа проводилась бессистемно и нередко носила эпизодический характер.
В мае 1990 г. по инициативе Министерства образования республики и Института усовершенствования учителей
(ныне МРИПКРО) была проведена 1-я Республ иканска я на у чно-пра ктич сская
конференция „Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в учреждениях народного образования Мордовской АССР" на которой была дана оценка состоянию экологического образования в республике и поставлена задача по экологизации всего учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Мордовии.
С 1991/92 учебного года в школах и
профессиональных училищах республики впервые в России введен новый предмет „Основы экологии" преподавание которого осуществляется по разработанной нами, апробированной, а позднее и изданной программе (В. И. Жидкин, 1994).
В целях подготовки учителей к преподаванию основ экологии в МРИПКРО проведены многочисленные курсы, а Госкомприрода республики приобрела для
всех школ и ПТУ комплект брошюр серии „Программа экологической школы для работников народного образования" (Г. С. Кулинич и др. Н. Новгород, 1991).
В марте 1993 г. в МРИПКРО проведен семинар „Экологическое образование: поиски и находки", на котором состоялся обмен опытом по преподаванию нового
предмета. На семинаре состоялась презентация фильма Ю. И. Аладышева „Природа Мордовии14 который предназначен для школ, однако вопрос о его тиражировании до сих пор остается открытым. Вместе с тем преподавание основ экологии было сопряжено с большими трудностями из-за отсутствия
учебника. Такой учебник был написан учеными республики и в 1994 г. издан в Мордовском книжном издательстве под редакцией В. И. Жид кина (авторы: В. И. Жидкин, В. И. Астрадамов, Л. И. Ворсобина, М. А. Якунчев). В ходе подготовки учебник прошел апробацию
в школах № 19, 20, 23 и 24 г. Саранска и Ялги иском детском доме-школе, а также на курсах в МРИПКРО. Он успешно прошел презентацию на Международной конференции по экологическому образованию (Москва, апрель 1995 г). Одна из его глав („Экология и культура") опубликована в журнале Российской ассоциации „Экологическое образование" (Вестник АсЭкО. 1995. Вып. 1/2).
Учебник экспонировался на выставке „Школа 2000 года", в павильоне „Народное образование" ВВЦ, а его авторы были удостоены медалей „Лауреат ВВЦ". На выставках в г. Волгограде и Нижнем Новгороде, проведенных в 1995 г. Экологическим парламентом Волжского бассейна и Северного Каспия, он получил одну из самых высоких оценок. По инициативе Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации учебник экспонировался на выставках в Болгарии и Нидерландах. Он отмечен и в Государственном докладе
Минэкологии России „О состоянии окружающей среды Российской Федерации в 1994 году". В настоящее время ведется работа над подготовкой методического пособия для учителя „Уроки
экологии" (авторы М. А. Якунчев, В. И. Жидкин).
В апреле 1995 г. в МРИПКРО состоялась 2-я Республиканская научно-практическая конференция „Непрерывное экологическое просвещение в учреждениях Министерства образования Мордовии", в которой принимали участие представители всех звеньев образования — от дошкольного до вузовского. На конференции разработаны рекомендации по улучшению экологического образования в республике. Всю работу координирует Республиканский совет по экологическому образованию при Министерстве образования РМ, в состав которого входят практические работники,
методисты и ученые.
В области экологического образования
в республике успешно работают и образовательные учреждения, являющиеся субъектами Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева: школа № 7 и школы-гимназии № 20, 29 г. Саранска, а также школа-лицей № 4 г. Рузаевки и др. Так, школа № 7 под руководством В. М. Смирнова ведет работу по апробации модели „Экология и диалектика" профессора Л. В. Тарасова. Осуществляя творческие связи с Обнинским научным центром, учителя этой школы внедряют приемы игровой и цветовой экологии в младших классах, а также проводят полевую практику на биостанции университета с учащимися средней и старшей ступеней образования.
В школе-гимназии № 20. г. Саранска функционирует экологический центр, ведущий работу по мониторингу окружающей среды совместно с ученым-химиком университета Е. Я. Макеевой, а в школе-гимназии № 29 уже много лет интересно проводятся дни экологии. При этом экологический всеобуч осуществляют учащиеся, „просвещая" даже своих учителей.
В школе-лицее № 4 г. Рузаевки педагог Г. К. Хрулина с помощью сотрудников МРИПКРО разработала программу „Экология живых организмов", предусматривающую экологический подход в преподавании биологии. В школе ведется факультативный курс „Здоровье человека и окружающая среда", проводится интересная совместная работа с Рузаевским управлением экологии и природопользования.
В последние годы экологической направленности соответствует и работа станции юных натуралистов, которая провела республиканский экологический слет и олимпиаду по экологии при участии членов совета по экологическому
9
образованию.
В. И. Жидкиным, Б. Е. Садовничим, Е. А. Сидоровой проведено исследование возрастного аспекта отношения школьников 5 — П-х классов школ № 7, 20,
24 к природе (по анкете известного психолога профессора А. П. Сидельковского „Как ты относишься к природе?"). Результаты, отраженные на приведенном графике, показывают, что с 5-го по 9-й класс у учащихся интерес к природе возрастает, а к 10-му классу падает, что
объясняется, вероятно, более высокой социализацией их личности с возрастом и появлением новых интересов.
*
А
Баллы
50|
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й * Класс
Интересным представляется тот факт, что в 11-м классе отмечено достоверное повышение интереса учащихся к объектам и явлениям природы, что объясняется, на наш взгляд, введением в 10 — 11-м классах предмета „Основы экологии", освещающего экологические проблемы в связи со здоровьем и благополучием человека и „подогревшего" их интерес к природе. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и сформировавшийся в этом возрасте у части учащихся устойчивый интерес к профессиям, связанным с природой.
В настоящее время наблюдается интеграция усилий Республиканского совета по экологическому образованию при Министерстве образования Республики Мордовия, секции экологического образования Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева и недавно образованного при университете НИИ экологии с целью экологического просвещения подрастающего поколения республики, что открывает перспективы в решении важной задачи формирования ответственного отношения школьников и учащейся молодежи к природе.