Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1914
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система публичной власти / государственная служба / муниципальная служба / the system of public authority / public service / municipal service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Петрович Осипов

В статье предпринята попытка проанализировать современное понятие «система публичной власти Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POWER SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article attempts to analyze the modern concept of “the system of public power of the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.5 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-73-74

СИСТЕМА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

W W _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексей Петрович ОСИПОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Псковский филиал Академии ФСИН России

E-mail: you-th@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка проанализировать современное понятие «система публичной власти Российской Федерации».

Ключевые слова: система публичной власти; государственная служба; муниципальная служба.

PUBLIC POWER SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexey Petrovich OSIPOV,

Candidate of Law, Associate Professor of the Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

E-mail: you-th@yandex.ru

Abstract. The article attempts to analyze the modern concept of "the system of public power of the Russian Federation".

Keywords: the system of public authority; public service; municipal service.

В Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» (ст. 2) [4] впервые дано официальное определение единой системы публичной власти — это федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.

В гл. 4 указанного Закона закреплены принципы построения единой системы публичной власти в Российской Федерации: эффективности осуществления публичных функций; самостоятельности осуществления органами публичной власти своих полномочий, целесообразности и экономической обоснованности распределения полномочий между уровнями власти; открытости, доступности и достоверности информации о деятельности органов публичной власти; посто-

янной оценки эффективности государственного и муниципального управления.

Однако, проанализировав действующие нормативные правовые акты, регулирующие государственную и муниципальную службу, убеждаемся в том, что законодатель четко разграничивает их. Так, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] закрепляет, что государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Правовые основы муниципальной службы урегулированы в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3]. Представляет интерес ст. 5 «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации», где указано, что взаимосвязь обеспечивается посредством единства основных квалификационных

2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

73

требований для замещения должностей государственной и муниципальной службы, единства требований к подготовке кадров, ограничений и обязательств и т.п.

Сходны в указанных выше нормативных актах и общие принципы осуществления государственной и муниципальной службы: приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность служащих, стабильность службы и др.

Иными словами, Конституция Российской Федерации, современное российское законодательство закрепляют только два уровня государственной власти: федеральный уровень (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, федеральные суды) и региональный уровень (главы субъектов, законодательные органы, администрации, правительства краев, областей, республик, мировые суды). Отдельно выделены органы местного самоуправления. Муниципалитет не входит в систему государственной в ласти Российской Федерации. Подтверждением тому служит ст. 12 гл. 8 Основного закона.

Логично, что сам собой напрашивается вопрос: новый Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» вносит только большую «неразбериху» в систему уровней власти или является ярким примером начала реформирования всей системы управления в стране?!

Вернемся к Основному закону, являющемуся фундаментом построения всей отечественной нормативной базы. В силу ст. 67 Конституции РФ на федеральных территориях организуется публичная власть. В ст. 71 утверждается, что организация публичной власти находится в ведении Российской Федерации.

То есть поправки в Конституцию Российской Федерации 2020 г. заявляют, хотя и косвенно, о построении системы публичной власти.

С одной стороны, в систему включены все уровни власти: федеральный, региональный, местный; с другой — соблюдается демократический принцип: народ вправе решать местные вопросы в регионах, муниципалитетах самостоятельно. При этом, безусловно, значительно возрастает ответственность местных органов власти.

А если допустить, что в ближайшем будущем будут внесены поправки в ст. 12 и, соответственно, главу 8 Основного закона, и лишить муниципалитеты самостоятельности и какой-либо независимости от «центра»?

Цели и задачи, стоящие перед всеми уровнями власти, одинаковы по существу: «соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий для социально-экономического развития государства». К тому же основные программы развития региональных, а тем более местных территорий невозможны без прямой финансовой, организационной поддержки федеральных органов государственной власти.

С учетом специфики и огромного размера территории России такой вариант, на наш взгляд, стал бы неплохим решением многих внутриполитических и социально-экономических проблем.

Во-первых, это позволит более эффективно строить важные финансово емкие объекты, перенаправляя ресурсы в наиболее значимые места.

Во-вторых, усилится контроль за выполнением программ на местах, целевым качественным расходованием средств.

При этом местное население никто не лишит конституционного права избирать глав муниципалитетов или депутатов в законодательные органы. С той лишь разницей, что, например, избранный глава муниципалитета автоматически приобретет статус государственного служащего.

Думается, что истинная демократия заключается не во вседозволенности местных чиновников, а состоит в том, чтобы реально соблюдались и защищались права и свободы человека и гражданина, как это и указано в Конституции РФ.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 2020. 4 июля. № 144.

2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

4. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 11 декабря. № 280.

74

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.