УДК 342.721 © А. И. Савельев, 2020 DOI: 10.24411/1999-625X-2020-11005
Система противодействия угрозам криминологической безопасности несовершеннолетних
А. И. Савельев, Омская академия МВД России И savelevandrey80@mail.ru
На основе понимания важности обеспечения криминологической безопасности личности предпринята попытка в систематизированном виде обозначить систему противодействия угрозам криминологической безопасности несовершеннолетних, обратить внимание на комплекс взаимодействующих между собой компонентов, созданных для достижения полезного результата — эффективного сдерживания преступности. Автор предлагает теоретическую модель элементов системы противодействия угрозам криминологической безопасности несовершеннолетних, которая представляет собой комплекс взаимодействующих между собой компонентов: специфического объекта, субъекта, планирования криминологической безопасности и криминологического мониторинга. Данные компоненты созданы для достижения полезного результата — эффективного сдерживания преступности. При этом в осуществлении противодействия преступности особое место должно быть отведено системному подходу, поскольку это позволит повысить эффективность деятельности субъектов профилактики, направленной на достижение приоритетной цели — повышения уровня защищенности детей.
Ключевые слова: преступность; несовершеннолетние потерпевшие; несовершеннолетние правонарушители; семья; планирование криминологической безопасности; криминологический мониторинг.
The System of Counteracting Threats to Juvenile Criminological Security
А. I. Saveliev, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs El savelevandrey80@mail.ru
Considering the importance of providing personal criminological security the author attempts to outline the system of counteracting threats to juvenile criminological security in a classified way, draw attention to the complex of interacting components created for an efficient result, that is effective crime deterrence. The author suggests a theoretical model of the elements of the system of counteracting threats to juvenile criminological security, which is a complex of interacting elements: a specific object, subject, planning criminological security and criminological monitoring. These components are created to achieve a positive outcome, i.e. effective crime deterrence. Counteracting crimes requires a systematic approach, as it will ensure effectiveness of the performance of the subjects of prevention aimed at the prioritized target, i.e. increasing the level of child security.
Keywords: criminality; juvenile victims; juvenile offenders; family; planning criminological security; criminological monitoring.
В настоящее время, когда преступность оказывает деструктивное влияние на позитивные процессы в обществе, когда реальное эффективное воздействие на нее в целях минимизации количества преступных проявлений, снижения их общественной опасности,
нивелирования последствий проблематично, на одно из первых мест выходит проблема обеспечения безопасности личности от криминальных угроз.
Опыт государств, в которых осуществляется эффективная политика обеспечения безопасности
личности, общества и государства, свидетельствует о том, что они уделяют большое внимание созданию комплексной системы противодействия криминальным угрозам безопасности.В связи с этим актуален вопрос о том, что же представляет из себя такая система. Нам близка позиция, согласно которой система представляет комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата [1, с. 8].
Следовательно, система противодействия криминальным угрозам — это комплекс взаимодействующих между собой компонентов, созданных для достижения полезного результата — эффективного сдерживания преступности. По нашему мнению, в итоге от сдерживания всей преступности и улучшения профилактического эффекта можно ожидать подобных позитивных последствий и в отношении преступности несовершеннолетних.
В целях совершенствования правоприменительной практики структура системы противодействия преступности должна включать следующие элементы: специфические объекты; субъекты (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий (компетенции)); планирование криминологической безопасности; криминологический мониторинг.
Перечисленные элементы системы противодействия угрозам криминологической безопасности являются достаточными для эффективной организации антикриминальной политики государства по противодействию преступности и повышению уровня защищенности личности и общества в целом.
Специфические объекты (несовершеннолетние). Объекты нашего исследования можно разделить на несколько категорий: несовершеннолетние потерпевшие; несовершеннолетние правонарушители; семья; юридические лица (образовательные организации, спецучреждения и интернаты).
Несовершеннолетние потерпевшие. В ходе исследования выявлено, что в 96,5% случаев поведение
несовершеннолетних жертв в предкриминальной ситуации было нейтральным и не способствовало причинению им вреда. Соответственно, в 3,5% случаев виктимное (часто провоцирующее) поведение жертвы явилось причиной совершения преступления. Сюда же следует отнести неприязненные межличностные отношения (2%) '.
За период с 2017 г. по 2019 г. наблюдается неблагополучная тенденция роста числа следующих зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей 2:
— преступления против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ) (+ 11,5%);
— вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, совершенное родителями (ст. 151 УК РФ) (рост в 2,5 раза);
— неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) (+17,0%).
Особо следует отметить, что по статистическим данным МВД России, за период с 2017 г. по 2019 г. всего зарегистрировано свыше 28 тыс. несовершеннолетних потерпевших от преступлений против половой свободы личности. Так, в соответствии со ст. 132 УК РФ наблюдается рост числа преступлений в отношении несовершеннолетних на 16,4%, в том числе совершенные членом семьи (рост в 1,5 раза), совершенные родителем (рост почти в 2 раза); по ст. 133 УК РФ — понуждение к действиям сексуального характера, совершенное членом семьи (рост в 1,8 раза); ст. 135 УК РФ — развратные действия (рост в 1,5 раза) 3. Как видим, в большинстве случаев насилие над детьми совершают их родственники. При этом ежегодно отмечался рост числа таких жертв преступлений.
Сведения уголовной статистики, касающиеся преступлений в отношении малолетних, также неутешительны. К числу преступлений, жертвами которых в большинстве случаев становятся малолетние, относятся:
— насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста (от 1 года до 13 лет);
— развратные действия (от 1 года до 13 лет);
— изнасилование (от 1 года до 13 лет);
— истязания (от 1 года до 13 лет);
— убийства (преимущественно детей от 1 года до 13 лет) 4.
1 Здесь и далее, если не указано иное, показатели рассчитаны по материалам Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Омской области. Опрошено 150 участковых уполномоченных полиции и 143 сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних.
2 Показатели рассчитаны по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13807/ (дата обращения: 02.02.2020).
3 Показатели рассчитаны на основе данных ГИАЦ МВД России за период времени с 2017 г. по 2020 г., размещенных в единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел. URL: http://10.5.0.16/csi/modules. php=3Fname=3DReglDocs&go=3D/ (дата обращения: 02.02.2020).
4 Там же.
Наименее уязвимыми оказались малолетние до года, находящиеся преимущественно в сфере социального контроля 5.
Несовершеннолетние правонарушители. Проведенный криминологический анализ возраста несовершеннолетних, которые совершили преступления, показал, что наибольший удельный вес составляют 16-17-летние. Так, по итогам 2019 г. в России их удельный вес составил 58,6% 6.
Наряду с этим, за период с 2015 г. по 2019 г. наблюдается снижение преступной активности 14-15-летних на 19,9% и 16-17-летних на 60%. При этом по итогам 2019 г. количество несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, составило 275 651 человек (- 2,1% к АППГ), а за последние 5 лет снизилось на 9,8%. Число несовершеннолетних как мужского, так и женского пола, содержавшихся в местах лишения свободы, снизилось на одну треть 7. В определенной мере некоторое снижение данных показателей объясняется оптимизацией действующего законодательства и гуманизацией уголовно-исполнительной политики государства.
Семья. Исследование показало, что большинство правонарушителей — выходцы из неблагополучных семей (63,9 %). Обычно родители вмешиваются в жизнь ребенка, но нередко делают это неправильно: одни высмеивают, другие запрещают такой образ жизни и делают это в грубой, оскорбительной форме. Вместе с тем попытки навязать несовершеннолетнему собственный взгляд на жизнь, как правило, имеют обратный эффект.
Кроме того, особого внимания заслуживают несовершеннолетние правонарушители из богатых семей. Такие дети, по мнению психологов, растут избалованными, инфантильными, с циничными взглядами на общепринятые ценности, пренебрежительным отношением к людям «не их круга» [2, с. 349]. Часто для детей состоятельных родителей не существует понятия чести и совести, любой их проступок (или даже преступление) может остаться без последствий благодаря родительским деньгам и связям, что создает у них иллюзию неуязвимости и безнаказанности.
В то же время важнейшими детерминантами преступности несовершеннолетних выступают безнадзорность и беспризорность. К сожалению, официальная статистика по количеству беспризорников в стране практически отсутствует, во многом
из-за того, что беспризорников, попавших в поле зрения правоохранительных органов, передают родителям либо в детские дома. Тем не менее в России в 2019 г. было выявлено 75,5 тыс. беспризорных и безнадзорных детей, что на 6,8 тыс. больше, чем годом ранее. Наибольшее количество таких несовершеннолетних оказалось в Курганской области (9,7 тыс.) и Москве (8,2 тыс.), а также в Свердловской (3,6 тыс), Московской (2,8 тыс.) и Иркутской (2,7 тыс.) областях 8.
Юридические лица (образовательные организации, спецучреждения и интернаты). Определенный криминогенный потенциал несет и система образования, декларирующая, что ее главная задача — учить и воспитывать, но на самом деле вся система образования в России ориентирована на то, чтобы «натаскать» обучающихся на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях отодвигается на последний план, хотя в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Как показывает практика, проблемы с воспитанием в школе есть и, если ничего не изменится, будут всегда. Но все они уходят на второй план на фоне проблемы школьного криминала. Пробелы школьного воспитания привели к тому, что дети быстро перенимают все худшее из взрослого мира. И если в СССР еще как-то удавалось контролировать подобные негативные явления, то в наше время все пущено на самотек. Ярким примером этого является нападение на школу в г. Ивантеевка Московской области, произошедшее 5 сентября 2017 г. Девятиклассник Михаил Пивнев проник в здание школы, обучающимся которой он был, открыл стрельбу из пневматической винтовки и ударил секачом учителя. Одной из причин происшедшего стало то, что подозреваемый в атаке девятиклассник плохо ладил со сверстниками, был объектом насмешек и розыгрышей. Происшедшее в Ивантеевке, к сожалению, свидетельствует о том, что в российских школах сегодня практически не уделяется внимания психологическому состоянию детей, их воспитанию, налаживанию благоприятного климата в коллективе 9.
5 Там же.
6 Показатели рассчитаны по данным Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2019 г. URL: http://crimestat.ru/social_portrait (дата обращения: 26.05.2020).
7 Показатели рассчитаны по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/ (дата обращения: 26.07.2020).
8 URL: https://www.ridus.ru/news/324178 (дата обращения: 26.07.2020).
9 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нападение_на_школу_в_Ивантеевке/ (дата обращения: 02.02.2020).
Отдельное внимание следует уделить домам-интернатам, в которых проживают дети-инвалиды. Основную часть среди детей-инвалидов составляют лица с расстройствами психики, нервной системы и множественными нарушениями. Они лишены полноценной медицинской помощи, поскольку дома-интернаты не имеют в достаточной степени необходимого персонала, медицинских средств и возможностей, так как не относятся к учреждениям здравоохранения. В домах-интернатах дети-инвалиды содержатся без всякой надежды на улучшение здоровья, развитие и адаптацию [3, с. 55].
В результате мошеннических действий дети-инвалиды могут быть даже лишены права на получение собственного жилья, гарантированного государством. Они подписывают соответствующие бумаги, обычно не осознавая возможных последствий.
Наряду с домами-интернатами не меньшего внимания заслуживают и детские дома. Так, по состоянию на 2019 г. в банке данных о детях-сиротах числятся 47,1 тыс. ребят, что на 46% ниже показателей 2015 г. 10. Несмотря на то что деятельность данных воспитательных учреждений для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, должна быть направлена на помощь и защиту несовершеннолетних, поступающая в правоохранительные органы РФ информация о преступлениях против детей в детских учреждениях иногда может шокировать: их насилуют, избивают и забирают квартиры, которые им положены по закону 11.
Еще одной проблемой является закрытость детских учреждений, в которых в отношении детей совершаются преступления, а жаловаться воспитанникам детдомов, по сути, некому. Остается только терпеть и надеяться на тех, кто сможет их защитить. Необходимо отметить, что именно детские дома, кор-рекционные школы могут становиться настоящими «инкубаторами» подростковой преступности 12.
Так, в массовых изнасилованиях воспитанников в Центре содействия семейному воспитанию № 8 (бывшем детдоме № 10) в г. Санкт-Петербурге был обвинен бывший директор школы и воспитатель Центра содействия семейному воспитанию. Когда дети находились в детском доме, их насиловали, позднее ребята сами стали совершать подобные преступления в отношении воспитанников. Некоторые из них после этого устраивались вожатыми в детские лагеря.
Статистика о преступлениях в детских домах, как правило, малодоступна. Если в данном учреж-
дении выявляется преступление — это чрезвычайное происшествие, за которое обычно наказывают директора и воспитателей. В результате происходит сокрытие правонарушений в детских домах и других спецучреждениях.
Таким образом, политика обеспечения безопасности несовершеннолетних должна основываться на подходе к проблеме с учетом детей как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите. При этом наиболее уязвимыми категориями являются дети-сироты, дети-инвалиды, безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние.
Субъекты обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних. На сегодняшний день в России формируется следующая система субъектов обеспечения безопасности несовершеннолетних, состоящая из трех групп.
К первой группе субъектов обеспечения безопасности несовершеннолетних относятся федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые формируют ключевые направления, задачи, функции профилактической работы, осуществляют нормативное правовое регулирование в сфере профилактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечивают финансирование и исполнение региональных и местных программ, направленных на предупреждение правонарушений, осуществляют координацию деятельности подведомственных им структур в данной работе.
Ко второй группе относятся правоохранительные органы всех уровней.
Третью группу составляют организации, предприятия и учреждения различных форм собственности, общественные организации, ассоциации и фонды.
Особое положение среди субъектов обеспечения безопасности несовершеннолетних занимают органы внутренних дел РФ, поскольку борьба с преступностью и ее предупреждение — их главная обязанность. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер.
Необходимо отметить, что в структуре органов внутренних дел выделяются как специализированные подразделения по осуществлению правовой защиты прав несовершеннолетних (подразделения по
10 URL: https://iz.ru/785391/2018-09-05/kolichestvo-sirot-v-rossii-snizilos-do-rekordno-nizkogo-urovnia/ (дата обращения: 02.02.2020).
11 URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2010/05/12.html/ (дата обращения: 02.02.2020).
12 Полонский И. Возвращение «моталок». В России набирает силу подростковая преступность. URL: https://topwar. ru/90748-vozvraschenie-motalok-v-rossii-nabiraet-silu-podrostkovaya-prestupnost.html/ (дата обращения: 02.02.2020).
делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), так и подразделения, для которых данная функция не является приоритетной (дежурные части, служба участковых уполномоченных полиции и другие подразделения, призванные к решению стоящих перед полицией задач).
На сегодняшний день в системе обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних одно из центральных мест занимают правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, общественные движения и организации и др. Однако, несмотря на то что субъекты данной системы имеют единую цель — обеспечение криминологической безопасности несовершеннолетних и пытаются взаимодействовать между собой, их совместная деятельность пока носит неорганизованный характер. Несогласованность действий органов внутренних дел РФ и других заинтересованных органов и организаций ведет к ненужному дублированию функций и полномочий, излишним тратам ресурсов и сил.
Взаимодействие субъектов обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних окажется более эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой не набор случайных, не взаимосвязанных мероприятий, а глубоко продуманную совокупность строго упорядоченных, связанных друг с другом действий, разработанных с учетом конкретных условий и задач.
По мнению ряда ученых, уже давно назрела необходимость создания единого территориального координирующего органа, способного объединить усилия всех субъектов системы обеспечения безопасности несовершеннолетних, проводить единую политику, направленную на нейтрализацию негативных факторов, влияющих на детей 13.
Данная точка зрения заслуживает поддержки. Действительно, сегодня важной задачей является создание криминологической организационной структуры. В нашей стране ее целесообразно создать под общим управлением комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и тогда именно комиссии могут стать единым государственным межведомственным органом, выполняющим функции координации и контроля за деятельностью различных орга-
нов, служб и организаций по реализации задач обеспечения безопасности несовершеннолетних.
Планирование криминологической безопасности несовершеннолетних. В современных условиях именно планирование является одним из ключевых условий организации эффективной работы субъектов обеспечения криминологической безопасности.
На федеральном уровне криминологическое планирование представлено рядом государственных программ. Так, на основе Стратегии национальной безопасности РФ, Концепции общественной безопасности в РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Национальной стратегии противодействия коррупции были сформулированы приоритеты и цели государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» 14, государственной программы «Десятилетие детства» 15.
Региональный уровень криминологического планирования отражает специфику криминологической обстановки в субъекте РФ. Данный уровень планирования также представлен областными программами комплексных мер по борьбе с преступностью, комплексных мер по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, целевыми программами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, программами обеспечения безопасности дорожного движения и др.
С региональным планированием тесно связан муниципальный уровень криминологического планирования, который реализуется в программах по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений на территории муниципального образования, по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, по противодействию злоупотреблению и незаконному обороту наркотических средств и психоактивных веществ и др. Однако нормативная правовая база муниципального планирования находится пока в стадии формирования.
На федеральном уровне планирование носит, главным образом, стратегический характер, в то время как на региональном и муниципальном уровнях осуществляется текущее планирование. При этом если стратегическое планирование рассчитано на длительный срок и преследует в большей степени тактические цели, то текущее строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени. В целом теку-
13 URL: http://theoldtree.ru/gosudarstvo_i_pravo/administrativno-pravovoj_status_17.php/ (дата обращения: 02.02.2020).
14 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15 Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия детства» : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
щее планирование включает меры, направленные на повседневную борьбу с правонарушениями. Это тактическое (оперативное) планирование. Текущее планирование призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение определенного времени оптимальное решение вопросов, поставленных стратегическим планом. Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть всегда строго индивидуализированы и разрабатываться с учетом краткосрочных прогнозов.
Криминологический мониторинг. Криминологический мониторинг представляет собой систему регулярного сбора статистических данных о преступности, данных оперативной обстановки, административной практики, о социально-экономической обстановке в стране (регионе), информации об эффективности деятельности органов внутренних дел РФ, ее анализ, оценку и последующее прогнозирование, дающее возможность представить вероятные изменения в состоянии преступности на предстоящий период.
По мнению И. М. Клеймёнова, в настоящее время в России наиболее актуальными направлениями криминологического мониторинга являются: криминализация экономических отношений; нераскрытая преступность; тенденции развития экономической организованной преступности; финансирование экстремизма и терроризма; реализация проектов «новых революций» в российском пространстве; криминогенные последствия социальной напряженности [4, с. 340].
Наряду с направлениями, выдвинутыми И. М. Клеймёновым, к значимым направлениям криминологического мониторинга следует относить криминологическую безопасность несовершеннолетних. Целями данного мониторинга являются создание в стране многоуровневой комплексной системы получения объективной информации о состоянии криминологической обстановки, актуальных криминальных угрозах в отношении несовершеннолетних; выделение криминологического прогнозирования преступности несовершеннолетних в качестве приоритетного направления деятельности правоохранительных органов; последовательное снижение до минимального уровня риска криминального воздействия на детей посредством своевременного социально-правового
реагирования на угрозы криминологической безопасности несовершеннолетних.
К задачам мониторинга криминологической безопасности несовершеннолетних относятся:
— выявление внешних и внутренних угроз криминологической безопасности несовершеннолетних;
— разработка и реализация мер по своевременному прогнозированию развития криминологической обстановки, выявлению и предупреждению угроз в отношении несовершеннолетних;
— создание методик осуществления мониторинга криминологической безопасности несовершеннолетних по актуальным направлениям состояния криминологической обстановки, включая, в частности, анализ криминализации и виктимизации несовершеннолетних, латентной преступности, преступности в сфере информационных технологий, торговли людьми, в особенности детьми, мошенничества в отношении детей;
— вовлечение структур гражданского общества в деятельность по мониторингу криминологической безопасности несовершеннолетних.
В заключение сформулируем ряд выводов.
Система противодействия криминальным угрозам представляет собой комплекс взаимодействующих между собой компонентов, созданных для достижения полезного результата — эффективного сдерживания преступности.
Структура системы противодействия должна включать следующие элементы:
1) специфические объекты (несовершеннолетние, которые являются особой группой населения, нуждающейся в повышенной защите);
2) субъекты (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий (компетенции));
3) планирование криминологической безопасности;
4) криминологический мониторинг.
Только системный подход в осуществлении противодействия преступности позволит повысить эффективность деятельности ее субъектов, направленной на достижение приоритетной цели повышения уровня защищенности детей от криминала.
Список литературы
1. Прангишвили И. В. Системные закономерности и системы оптимизации. М., 2004.
2. Клеймёнов М. П. Криминология : учебник. М., 2008.
3. Брянцева М. В. Проблема социальной помощи и защиты детей-инвалидов в национальных проектах Российской Федерации // Социальная политика и социология. 2010. № 10.
4. Клеймёнов И. М. Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации : дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2015.