Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОПАГАНДЫ КНДР В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА'

СИСТЕМА ПРОПАГАНДЫ КНДР В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНДР / пропаганда / идеология / Ким Чен Ын / коронавирус / Ютьюб / кимченынизм / DPRK / propaganda / ideology / Kim JongUn / coronavirus / YouTube / kimjongunism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкатов Данил Евгеньевич

Дан анализ системы органов пропаганды КНДР, а также пропагандистской деятельности КНДР в Интернете и внутри страны в 2020—2021 гг. В северокорейской пропаганде можно выде лить два четких трека — внутренний и внешний, которые при этом взаимосвязаны и влияют друг на друга. На внешнем треке пропаган ды появились новые форматы работы с иностранной аудиторией, ко торые показали свою относительную эффективность. При этом пол ностью отойти от предыдущих методик северокорейским информра ботникам не удалось. На внутреннем фронте главной задачей было объяснение трудностей, связанных с полным закрытием границ на фоне распространения коронавируса. Параллельно с этим прослежи вается тренд на завершение институционального и идеологического оформления единоличной власти генерального секретаря Централь ного комитета Трудовой партии Кореи, председателя Государствен ного совета КНДР Ким Чен Ына на фоне 10летнего юбилея начала его правления. В частности, это выражается появлением понятия «кимченынизм», которое может дополнить или заменить «кимирсе низмкимчениризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The DPRK propaganda system during the age of coronavirus

The article analyzes the system of the DPRK propaganda bodies, as well as the DPRK's propaganda activities on the Internet and within the country in 2020—21. Two distinct tracks can be seen in North Korean propaganda — internal and external ones. They are interconnected and influence each other. New formats of work with a foreign audience have appeared on the external propaganda track and have shown their rela tive effectiveness. At the same time, the North Korean media workers did not succeed in completely deviating from the previous methods. On the in ternal track, the main challenge was to explain the difficulties of complete selfblockade amid the spread of the coronavirus. At the same time, there is a trend towards the completion of the institutional and ideological for mation of the oneman rule of the General Secretary of the Central Com mittee of the Worker's Party of Korea, the Chairman of the State Council of the DPRK, Kim JongUn, amid the 10th anniversary of the beginning of his rule. In particular, this is expressed by the emergence of the concept of «Kimjongunism», which can supplement or replace «Kimilsun gismKimjongilism».

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОПАГАНДЫ КНДР В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА»

DOI: 10.48647/ICCA.2022.63.63.020

Д.Е. Шкатов

СИСТЕМА ПРОПАГАНДЫ КНДР В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА

Аннотация. Дан анализ системы органов пропаганды КНДР, а также пропагандистской деятельности КНДР в Интернете и внутри страны в 2020—2021 гг. В северокорейской пропаганде можно выделить два четких трека — внутренний и внешний, которые при этом взаимосвязаны и влияют друг на друга. На внешнем треке пропаганды появились новые форматы работы с иностранной аудиторией, которые показали свою относительную эффективность. При этом полностью отойти от предыдущих методик северокорейским информра-ботникам не удалось. На внутреннем фронте главной задачей было объяснение трудностей, связанных с полным закрытием границ на фоне распространения коронавируса. Параллельно с этим прослеживается тренд на завершение институционального и идеологического оформления единоличной власти генерального секретаря Центрального комитета Трудовой партии Кореи, председателя Государственного совета КНДР Ким Чен Ына на фоне 10-летнего юбилея начала его правления. В частности, это выражается появлением понятия «кимченынизм», которое может дополнить или заменить «кимирсе-низм-кимчениризм».

Ключевые слова: КНДР, пропаганда, идеология, Ким Чен Ын, коронавирус, Ютьюб, кимченынизм.

Автор: Шкатов Данил Евгеньевич, лаборант-исследователь Центра корейских исследований, Институт Китая и современной Азии РАН, магистрант МГИМО МИД России. ORCID: 0000-00016690-0181. E-mail: shkatov_d_e@my.mgimo.ru

308

Общество

ShkatovD.E.

The DPRK propaganda system during the age of coronavirus

Abstract. The article analyzes the system of the DPRK propaganda bodies, as well as the DPRK's propaganda activities on the Internet and within the country in 2020—21. Two distinct tracks can be seen in North Korean propaganda — internal and external ones. They are interconnected and influence each other. New formats of work with a foreign audience have appeared on the external propaganda track and have shown their relative effectiveness. At the same time, the North Korean media workers did not succeed in completely deviating from the previous methods. On the internal track, the main challenge was to explain the difficulties of complete self-blockade amid the spread of the coronavirus. At the same time, there is a trend towards the completion of the institutional and ideological formation of the one-man rule of the General Secretary of the Central Committee of the Worker's Party of Korea, the Chairman of the State Council of the DPRK, Kim Jong-Un, amid the 10th anniversary of the beginning of his rule. In particular, this is expressed by the emergence of the concept of «Kimjongunism», which can supplement or replace «Kimilsun-gism-Kimjongilism».

Keywords: DPRK, propaganda, ideology, Kim Jong-Un, coronavirus, YouTube, kimjongunism.

Author: Danil E. SHKATOV, Assistant Researcher, Center for Korean Studies, Institute of China and contemporary Asia, RAS; undergraduate student, MGIMO-University. ORCID: 0000-0001-6690-018 (e-mail: shkatov_d_e@my.mgimo.ru).

Пандемия коронавируса не только вынудила КНДР закрыть границы и ввести ряд ограничительных мер внутри страны, но и поставила новые задачи, стоящие перед системой государственной пропаганды. Целью данной работы является рассмотрение двух треков северокорейской информационной политики — внешнего и внутреннего, а также попытка проследить, насколько эти нарративы пересекаются и/или дополняются друг другом.

Гипотеза заключается в следующем: в то время как на внешнем треке северокорейской пропаганды видны новые форматы и подходы как к форме, так и к содержанию, на внутреннем направлении методы работы остаются прежними, при этом интенсивность пропаганды усиливается. При этом оба этих направления не существуют независимо, а влияют друг на друга.

Организационная структура северокорейской системы пропаганды выглядит следующим образом. Центральным органом, отвечающим за индоктринацию, является Отдел пропаганды и агитации Цен-

Общество

309

трального комитета Трудовой партии Кореи, который работает в тесной связи с Отделом организационной и руководящей работы. Каждая ячейка партии на уровне провинции, города и уезда тоже имеет свои отделы пропаганды. Кроме того, в ведении Отдела пропаганды и агитации находятся Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК), Центральный комитет телевидения Кореи (ЦКТК), издательство ТПК, такие крупные газеты, как «Нодон синмун» и «Минчжу Чосон», основные художественные объединения КНДР [Сончжон-сондонъбу ...].

Что касается организационной структуры пропаганды для внешней аудитории, то она выглядит следующим образом. Во-первых, главным органом на этом направлении является ЦТАК. Кроме непосредственно своей деятельности, ЦТАК управляет фирмой «Сон-гван», которая, по сведениям портала «Эн-кей ньюс», управляет северокорейскими Интернет-каналами в соцсетях. Существуют и другие официальные сайты, которые не аффилированы с ЦТАК. Это официальный сайт правительства КНДР «Нэнара», сайт Комитета за мирное объединение Родины «Ури минчжоккири», радиостанция и интернет-сайт «Голос Кореи», портал «Корея сегодня», портал «Ариран меари», принадлежащий ассоциации «Ариран». Свой сайт и версию на английском языке имеет и газета «Нодон синмун».

Северокорейская информационная политика, ориентированная на зарубежную аудиторию, подверглась заметным изменениям в 2020 г. Знаковой стала попытка информационных ведомств из КНДР освоить нетрадиционный для них формат работы — использование социальных сетей, а именно «Youtube», «Instagram»1 и их китайских аналогов. Информагентства КНДР и ранее действовали в Интернете. Подобные попытки выйти на платформы популярных социальных сетей предпринимались и раньше, но тогда это было слепым копированием материалов, которые были созданы для внутренней аудитории. Примером может служить ставший известным канал «Эхо правды» («Echo of Truth», до лета 2020 г. названия менялись). До рубежа 2019—1920 гг. там размещались вырезки из северокорейских новостей и телеверсия мемуаров Ким Ир Сена.

Изменения выражаются в следующем. Во-первых, в КНДР попытались перенять мировые практики создания контента для соцсетей. Вместо цитирования ЦКТК или ЦТАК северокорейские авторы стали использовать такие форматы, как, например, видеоблог. Так, на канале «Эхо правды» публиковали видеодневник девушки по имени Ына,

1 Соцсеть принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией

310

Общество

от лица которой рассказывалось о повседневной жизни корейцев, ассортименте магазинов, у прохожих (скорее всего, актеров) спрашивали, как они переносят ограничительные меры. В аналогичном формате создавались видео и на русском языке, сделанные от лица девушки по имени Чинхи. Такой более личный и «человечный» подход сразу нашёл отклик — на сентябрь 2020 г. (перед блокировкой канала) общее число просмотров достигло 1,7 млн, средний показатель для видео составил 30 000. Это небольшой показатель по меркам «Youtube», но даже это было большим успехом для северокорейского контента. Ориентированный на китайские соцсети канал «Нью ДПРК» («New DPRK») достиг больших показателей — 533 000 и 65 000 подписчиков на июль 2020 г. [North Korea debuts new propaganda 'vloggers'...]на платформах «Вейбо» и «Билибили» соответственно.

При этом стоит заметить, что, несмотря на новизну формата, авторы не смогли отойти от прежних идеологических установок в производстве контента. Канал перешел от видео-дневника о повседневной жизни к видеоблогу о главных событиях с точки зрения официального дискурса КНДР: юбилей ТПК, создание 2 партийных дивизий для ликвидации ущерба от наводнений, начало работ по сборке урожая и т. д. Параллельно наблюдалась типичная для северокорейских медиа тяга к секретности — ретушировались лужи или стройки на фоне, цены в магазинах [Ibid].

Однако внимание со стороны мировых СМИ [North Korean Propaganda Gets a YouTube Makeover...] сыграло злую шутку с северокорейскими ресурсами — вслед за возросшим интересом пришли санкции со стороны администрации «Youtube». В декабре 2020 г. канал «Эхо правды» был заблокирован, а все материалы удалены. Аналогичным образом регулярно удаляются материалы каналов не из КНДР, которые транслируют северокорейский контент. Подобные решения обосновываются санкционным режимом ООН, в рамках которого подобная деятельность в Интернете может расцениваться как способ получения иностранной валюты [Citing legal complaints, YouTube purges...].

КНДР не прекратила свою деятельность на «Youtube». После удаления «Эха правды» в декабре 2020 г. был создан канал «Самчжиён» («Sam jiyon»), на который были еще раз загружены удаленные видео, а в качестве обновлений стали публиковать материалы корейского телевидения и сайтов «Ури минчжоккири», «Чосоный оныль» и т.д [Ютьюб-канал «Sam jiyon»]. Новый для КНДР формат видеоблога продолжает появляться на новом канале «Мокран ТВ» («Mokran TV»), однако внимания иностранной аудитории канал пока не привлека-

Общество

311

ет — на 14 ноября 2021 г. у него всего 202 подписчика [Ютьюб-канал «Мокгап IV»].

Отдельно необходимо выделить южнокорейское измерение северокорейской пропаганды. На этом направлении в основном работают два ресурса — «Ури минчжоккири» и «Ариран Меари». Примечательным является последний по нескольким причинам. Во-первых, именно там публикуются наиболее тиражируемые материалы с критикой южнокорейского общества и капитализма. В 2021 г. можно отметить два ярких случая: критическую статью, посвященную тяжелым условиям работы корейский поп-исполнителей [Пук "Би-Ти-Эс тынъ аидол хангуксо...] и заметку про сериал «Игра в кальмара», показывающий несправедливость капиталистического общества [На-мчосон сахвеый сильсаныль...]. Во-вторых, поскольку в идеале целевой аудиторией должна быть Республика Корея, на «Ариран Меари» часть материалов (зачастую это критика южнокорейских консерваторов, в особенности кандидата в президенты Юн Сок Ёля [Ирэсо тхо-ронхверыль пхихангонга?]) написана по правилам южнокорейской орфографии. Материалы при этом часто выкладываются под псевдонимами, напоминающими имена пользователей южнокорейских форумов.

Пропаганда, направленная на внутреннюю аудиторию, тоже не была статична в исследуемый период. С одной стороны, руководство КНДР вынуждено реагировать на кризис, связанный с коронавиру-сом, а с другой — продолжает строить вертикаль власти с председателем Государственного совета и генеральным секретарем ЦК ТПК Ким Чен Ыном во главе.

Беспрецедентные меры по изоляции помогли сдержать распространение вируса в КНДР, но негативно сказались на экономике. Поэтому перед руководством стояла задача объяснить населению, почему приходится переносить такие трудности. Внутри страны была развернута кампания по пропаганде личной гигиены, использования средств дезинфекции и т. д. Изменилось освещение международных новостей — если до коронавируса в СМИ КНДР присутствовали аналитические статьи, посвященные актуальным вопросам международных отношений и не все из них сводились к критике капиталистического общества, то в эпоху коронавируса подавляющее большинство публикаций стало посвящено пандемии коронавируса, стихийным бедствиям и несчастным случаям в других странах [Ланьков, 2020]. Несмотря на участие в программе «Ковакс», внутренние северокорейские СМИ, по словам посла России в КНДР А.И. Мацегоры, не сообщали даже о факте разработки вакцины, что дипломат трактовал как

312

Общество

знак того, что КНДР еще долго не планирует открывать границы [Посол РФ в КНДР: российских дипломатов...].

Но вскоре после выхода этого интервью в северокорейских СМИ все же появились сообщения о кампаниях вакцинации в других странах. Правда, сообщения эти были негативными. Так, в выпуске от 4 мая газета «Нодон Синмун» писала: «Ситуация во многих странах ясно свидетельствует, что вакцина — не универсальное решение». В статье писалось о большом количестве побочных эффектов и даже случаях смерти вакцинированных. Поэтому статья призывала граждан Северной Кореи и дальше готовиться к усиленным противоэпидемическим мерам. [Пукхан, кхорона пэксинэ "маннынъ хэгёльчхэк аня...] Кроме того, опасения по поводу безопасности вакцин, вероятно, привели к отказу от поставок вакцин «АстраЗенека» в республику в рамках механизма «Ковакс»

Весной 2020 г. из-за коронавирусных ограничений были отменены такие традиционные мероприятия, как, например, празднование Дня солнца (день рождения Ким Ир Сена) 15 апреля. Но уже летом 2020 г. партийные и идеологические мероприятия начали проводить в прежнем масштабе. Заметными были массовые демонстрации, проведенные по всей стране, с критикой запусков антисеверокорейских листовок, которые проводились правозащитными организациями Республики Корея.

Целый ряд массовых собраний, число участников которых доходило до 10 000 человек, прошел вслед за VIII съездом ТПК. Это VI съезд секретарей ячеек ТПК, Х съезд Союз молодежи (решением съезда переименован из «кимирсенко-кимченирского» в социалистический), VIII съезд объединенных профсоюзов Кореи, VII съезд Корейского социалистического союза женщин. На мероприятиях была высказана поддержка курса, провозглашенного на съезде партии. Само проведение съездов основных общественных организаций КНДР, приуроченных к съезду партии, можно трактовать как дальнейшую институционализацию партийной жизни и переход к более регулярному проведению мероприятий подобного формата. Для сравнения, VIII съезд партии был проведен спустя 4 года после VII съезда ТПК, в то время как VI съезд был проведен более 40 лет назад, в 1980 г.

Постепенно оформляется культ личности руководителя КНДР Ким Чен Ына. До этого официальной идеологией страны, наряду с чучхе и сонгун (последний стал упоминаться чуть реже в годы правления Ким Чен Ына), являлся «кимирсенизм-кимчениризм». Однако недавно появились сведения, что в КНДР начали использовать поня-

Общество

313

тие «кимченынизм» ["Ким Чжонынэ чольттэчхунъсонъ"...]. Параллельно в северокорейской печати появляются публикации, призывающие быть всецело верными руководителю КНДР и подчеркивающие единоличность его правления [Ibid], а пресса стала употреблять эпитет «великий» («°|СЦ°[», «видэхан») по отношению к Ким Чен Ыну [Пукхан, "видэхан Кимчжонъын сидэ пиннэя"...]. Вполне возможно, что это своеобразная подготовка к 10-летнему юбилею правления северокорейского лидера. Нельзя не отметить и тот момент, что в исследуемый период стали видны и другие аспекты культа — например, официальное упоминание Университета национальной обороны им. Ким Чен Ына [Чосоннодонъданъ чхангон 75 толь...]. Можно предположить, что в относительно недалеком будущем мы сможем увидеть дальнейшую институционализацию культа личности наподобие той, что существует в отношении отца и деда — с обязательными портретами в учреждениях и значками.

В заключение можно сказать следующее. Внешний и внутренний треки пропаганды частично отличаются по наполнению, но при этом не существуют независимо друг от друга. В силу специфики организации системы пропаганды пропагандой на разных направлениях занимаются люди из одних ведомств. Поэтому на внешнем треке информагентствам КНДР не удается отойти от устоявшегося подхода к пропаганде.

Если более подробно говорить о треках пропаганды, можно выделить следующее. Во-первых, в пропаганде, направленной на внешнюю аудиторию, наблюдаются некоторые качественные изменения. Северокорейские информационные агентства пытаются заимствовать мировые практики работы с аудиторией, что на какое-то время вызвало рост интереса международной аудитории. Во-вторых, на внутреннем фронте система пропаганды на данном этапе выполняет две главные задачи. Первая — это объяснение экономических трудностей на фоне пандемии и закрытия страны, что достигается за счет преимущественно негативного освещения событий за границей. Второе — усиление культа личности Ким Ченына и его постепенное институциональное оформление.

Библиографический список

Ирэсо тхоронхверыль пхихангонга? [Так он уклонился от дискуссии?..] // Arirang Meari. 25.09.2021. URL: http://www.arirangmeari.com/index.php?t=yard&no= 334 (дата обращения: 12.11.2021) (На кор.).

314

Общество

КимЧжонынэчольттэчхунъсонъ"... пукхан, 'юильчжокёнъдочхеге' сурипчунъ [«Абсолютная верность Ким Чен Ыну»... В Северной Корее создается система «единоличного руководства»] // Yonhap. 03.11.2021. URL: https://www.yna.co.kr/view/ AKR20211103039300504?section=nk/news/all (датаобращения: 13.11.2021) (Накор.).

Ланьков А.Н. Политика редакционная и внешняя. Как в Северной Корее освещают международные новости // Carnegie Endewment. 22.07.2020. URL: https:// carnegie.ru/commentary/82327 (дата обращения: 12.11.2021).

Намчосон сахвеый сильсаныль пхонноханын Ти-Ви-гык «Очжино геим» инги [Популярность сериала «Игра в кальмара», выявляющего реальность южнокорейского капиталистического общества] // Arirang Meari. 12.10.2021. URL: http:// www.arirangmeari.com/index.php?t=news&no=17808 (дата обращения: 12.11.2021) (На кор.).

Посол РФ в КНДР: российских дипломатов не страшат тяготы коронавирус-ной блокады//ТАСС. 14.04.2021. URL: https://tass.ru/interviews/11146461 (датаобращения: 13.11.2021).

Пукхан, "видэхан Ким чжонъын сидэ пиннэя"... самдэхёнмён сонгучжатэхве пхемак (чонъхап) [В Северной Корее заявляют: должна засиять эпоха великого Ким Чен Ына... Закрытие съезда передовиков движения трех революций. (Итоги)] // Yonhap. 22.11.2021. https://www.yna.co.kr/view/AKR20211122005451504?section=nk/ news/all (датаобращения: 29.11.2021) (Накор.).

Пукхан, кхорона пэксинэ "маннынъ хэгёльчхэк аня... панъёкчон чанъгихва" [В Северной Корее заявляют, что вакцина от коронавируса «не панацея... противоэпидемическая борьба будет затяжной»] // Yonhap. 04.05.2021. URL: https:// www.yna.co.kr/view/AKR20210504024600504?section=nk/news/all (дата обращения: 30.11.2021).

Пук "Би-Ти-Эс тынъ аидол хангуксо ноечхором чхакчхви танъхэ"... Си-Эн-Эн: "кынго опсо" [В Северной Корее заявляют, что «БТС и другим айдолы эксплуатируются, как рабы»... Си-Эн-Эн: «Заявления необоснованны»] // Donga Ilbo. 18.03.2021. URL: https://www.donga.com/news/Politics/article/all/20210318/10594814 0/1 (дата обращения: 12.11.2021) (На кор.).

Сончжонсондонъбу — пукхан чонъбо пхотхол [Отдел пропаганды и агитации — Портал информации о Северной Корее] // Министерство объединения РК. URL: https://nkinfo.unikorea.go.kr/nkp/term/viewNkKnwldgDicary.do?pageIndex=1& dicaryId=128 (дата обращения: 11.11.2021) (На кор.)

Чосоннодонъданъ чхангон 75толь кёнъчхук ёльбёнъсик кохэнъ [Торжественно прошел парад в честь 75-летия основания ТПК] // Red Star TV. 10.10.2020. URL: http://www.redstartv.org/news/75/2020-10-10-1882. (дата обращения: 13.11.2021) (На кор.).

Ютьюб-канал «MokranTV». URL: https://www.youtube.com/channel/UCx0eTZ wNNkMCyY1KB7vxbBQ (дата обращения: 11.11.2021).

Ютьюб-канал Sam jiyon. URL: https://www.youtube.com/channel/UCsUzcuvRZ mPfJIqPcnmo3xw/featured (дата обращения: 11.11.2021).

Общество

315

Citing legal complaints, YouTube purges more North Korea-focused channels // NK News. 14.01.2020. URL: https://www.nknews.org/2020/01/citing-legal-complaints-youtube-purges-more-north-korea-focused-channels/?t=1607725347003 (дата обращения: 11.11.2021).

North Korea debuts new propaganda 'vloggers' to attract foreign viewers // NK News. 21.10.2020. URL: https://www.nknews.org/2020/10/north-korea-debuts-new-propaganda-vloggers-to-attract-foreign-viewers/ (дата обращения: 11.11.2021).

North Korean Propaganda Gets a YouTube Makeover: Fewer Parades, More Pizza // The New York Times. 12.09.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/09/12/world/ asia/north-korea-kim-jong-un-propaganda.html (дата обращения: 11.11.2021).

References

Chosöllodongdangch'anggön 75tolkyöngch'ung yölbyöngshik söngdaehi köhaeng [Parade in Honor of the 75 th Anniversary of Founding ofWPK was Solemnly Held]. Red Star TV. 10.10.2020. URL: http://www.redstartv.org/news/75/2020-10-10-1882 (accessed: 13.11.2021) (In Korean).

Citing legal complaints, YouTube purges more North Korea-focused channels. NK News. 14.01.2020. URL: https://www.nknews.org/2020/01/citing-legal-complaints-yout ube-purges-more-north-korea-focused-channels/?t=1607725347003 (accessed: 11.11.2021).

Iraesö t'oronhoerül p'ihan'gön'ga? [So That's How He Dodged Discussion?]. Arirang Meari. 25.09.2021. URL: http://www.arirangmeari.com/index.php?t=yard&no=334 (accessed: 12.11.2021) (In Korean).

"Kim Jöngün-e chöltaech'ungsöng"... puk'an, 'yuilchöng yöngdoch'egyeo' suripchung ["Absolute Loyalty to Kim Jongun" ... System of "One-man Leadership" is Being Created in North Korea]. Yonhap. 03.11.2021. URL: https://www.yna.co.kr/view/ AKR20211103039300504?section=nk/news/all (accessed: 13.11.2021) (In Korean).

Lan'kov A.N. (2020). Politika redaktsionnaya i vneshnyaya. Kak v Severnoy Koreye osveshchayut mezhdunarodnyye novosti [Editorial and Foreign Policy. How Foreign News are Covered in North Korea]. Carnegie Endowment. 22.07.2020. URL: https:// carnegie.ru/commentary/82327 (accessed: 12.11.2021).

Namjosön shilsangül p'ongnohanün TV-kük "ojingö keim" in'gi [Popularity of a TV-series "Squid Gane", which criticizes the reality of South-korean society]. Arirang Meari. 12.10.2021. URL: http://www.arirangmeari.com/index.php?t=news&no=17808 (accessed: 12.11.2021) (In Korean).

North Korea debuts new propaganda 'vloggers' to attract foreign viewers. NK News. 21.10.2020. URL: https://www.nknews.org/2020/10/north-korea-debuts-new-propagan da-vloggers-to-attract-foreign-viewers/ (accessed: 11.11.2021).

North Korean Propaganda Gets a YouTube Makeover: Fewer Parades, More Pizza. The New York Times. 12.09.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/09/12/world/ asia/north-korea-kim-jong-un-propaganda.html (accessed: 11.11.2021).

316

Общество

Posol RF v KNDR: rossiyskikh diplomatov ne strashat tyagoty koronavirusnoy blokady [Russian Ambassador to the DPRK: Russian diplomats are not afraid of difficulties amid Covid blockade]. TASS. 14.04.2021. URL: https://tass.ru/interviews/ 11146461 (accessed: 13.11.2021) (In Russian).

Puk, "BTS tüng aidol han'guksö noyech'öröm ch'akch'wi tanghae" ... CNN "kün'gööpsö" [North Korea: Idols such as BTS are exploited as slaves in South Korea ... CNN: there are no proofs]. Donga Ilbo. 18.03.2021. URL: https://www.donga.com/news/ Politics/article/all/20210318/105948140/1 (accessed: 12.11.2021) (In Korean) .

Puk'an, k'orona paekshine "mannüng haegyölch'aek anya ... pangyökchön changgihwa" [North Korea says, that Covid-vaccine "is not a universal solution... anti-e[idemic fight will be long]. Yonhap. 04.05.2021. URL: https://www.yna.co.kr/view/ AKR20210504024600504?section=nk/news/all (accessed: 30.11.2021) (In Korean).

Puk'an "widaehan Kim Jöngün shidae pinnaeya"... 3taehyöngmyöng sön'gujadaehoe p'yemak (chonghap) [North Korea says: the era of the great Kim Jong-un should shine ... Closing of the congress of the leaders of the movement of three revolutions. (Round-up)]. Yonhap. 22.11.2021. URL: https://www.yna.co.kr/view/AKR20211122005451504?secti on=nk/news/all (accessed: 29.11.2021) (In Korean).

Sönjönsöndongbu — puk'an chöngbo p'ot'öl [Propaganda and Agitation Department — North Korea Information Portal]. Ministry of Unification of the ROK. URL: https://nkinfo.unikorea.go.kr/nkp/term/viewNkKnwldgDicary.do?pageIndex=1& dicaryId=128 (accessed: 11.11.2021) (In Korean).

YouTube-channel «Mokran TV». URL: https://www.youtube.com/channel/UCx0e TZwNNkMCyY1KB7vxbBQ (accessed: 11.11.2021).

YouTube-channel Sam jiyon. URL: https://www.youtube.com/channel/UCsUzcu vRZmPfJIqPcnmo3xw/featured (accessed: 11.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.