педагогические науки
Султанова Татьяна Анатольевна СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ...
УДК 37.014.3
СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ И СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ
© 2017
Султанова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail:[email protected])
Аннотация. Дано авторское определение категории «прогнозирование развития школы» как целостно выстроенной, обеспечивающей взаимосвязь ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм системы, порождаемой полисубъектным взаимодействием и выступающей одновременно условием и многофункциональным средством развития школы. Выявлены три группы условий эффективного функционирования исследуемой системы: социально-педагогические, субъектно-личностные, организационно-педагогические. Социально-педагогические условия раскрыты через процессы использования потенциальных возможностей социума, позитивно влияющих на эффективность разработки прогнозов развития школы. К данной группе отнесены: сотрудничество с внешними социальными партнерами, образовательным и научным сообществом; максимально возможное привлечение ресурсов внешней среды, их перевод во внутренний потенциал школы; установление гибкого и конструктивного взаимодействия с внешними субъектами управления. Субъектно-личностные условия представлены с позиции актуализации внутренних потенциалов субъектов, повышения личностной и профессиональной значимости прогностической деятельности, совершенствования уровня согласованности прогностических действий. В данную группу включены: обеспечение ценностной интеграции и полисубъектного взаимодействия представителей педагогического сообщества; стимулирование мотивации прогностической деятельности и регулирование ее организации; развитие прогностической компетентности субъектов; рефлексирование результатов прогностической деятельности. Организационно-педагогические условия связаны с процессами реализации потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды школы. К их числу отнесены: организация подготовительного внутришкольного повышения квалификации в сфере прогностической деятельности; организация развивающего профессионального взаимодействия прогнозирующих субъектов; разработка и внедрение технологического обеспечения прогностической деятельности школы; мониторинг функционирования системы прогнозирования развития школы. Дана детальная характеристика стадий реализации системы прогнозирования развития школы.
Ключевые слова: прогнозирование развития школы, система прогнозирования развития школы, социально-педагогические условия, субъектно-личностные условия, организационно-педагогические условия, стартовая актуализация, инновационное погружение, фасилитационное развитие, рефлексивная стабилизация.
THE SYSTEM OF THE SCHOOL DEVELOPMENT FORECASTING: CONDITIONS AND STAGES OF IMPLEMENTATION
© 2017
Sultanova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of general and professional pedagogy Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Prospect Pobedi, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The author's definition of the category "the school development forecasting " is given as a whole, built up, providing the interconnection of values, meanings, goals and activity standards of the system, generated by polysubject interaction and serving both as a condition and a multifunctional means of school development. Three groups of conditions for the effective functioning of the system under investigation have been identified: socio-pedagogical, subject-personal, organizational and pedagogical. Socio-pedagogical conditions are disclosed through the processes of using the potential of the society, positively influencing the effectiveness of development of school development forecasts. This group includes: cooperation with external social partners, the educational and scientific community; maximum possible involvement of external resources, their transfer to the internal potential of the school; establishment of flexible and constructive interaction with external subjects of management. Subject-personal conditions are presented from the position of actualization of the internal potentials of the subjects, enhancement of the personal and professional significance of the prognostic activity, improving the level of consistency of the prognostic actions. This group includes: ensuring the value integration and polysubject interaction of representatives of the pedagogical community; stimulation of motivation of forecasting activity and regulation of its organization; development of predictive competence of subjects; reflexion of results of prognostic activity. Organizational and pedagogical conditions are associated with the processes of realizing the potential of the school's spatial and educational environment. Among them are: the organization of preparatory in-school skills development in the field of forecasting activities; organization of developing professional interaction of forecasting subjects; development and implementation of technological support for the school's predictive activities; Monitoring the functioning of the school development forecasting system. A detailed description of the stages of implementing the school development forecasting system is given.
Keywords: the school development forecasting, the school development forecasting system, social and pedagogical conditions, subject-personal conditions, organizational and pedagogical conditions, starting actualization, innovative immersion, facilitation development, reflexive stabilization.
Модернизационные процессы российской системы образования предполагают значительные изменения в деятельности общеобразовательной школы, охватывающие цели, содержание технологические и организационные условия ее функционирования. Одной из основных задач, решаемых на уровне общего образования, становится предоставление широкого спектра услуг, формируемого в соответствии с запросами государства, общества и отдельной личности [1; 2; 3]. В сложившихся реалиях актуальность приобретает прогнозирование как инструмент развития общеобразовательной организации, способствующий обеспечению эффективного по-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
иска школой собственной ниши на рынке образовательных услуг, оптимизации процессов формирования и развития ее конкурентных преимуществ, привлечению новых потребителей и достижению высоких результатов, соизмеримых с результатами других образовательных организаций. Следует заметить, что потенциал прогнозирования наиболее полно способен раскрыться лишь в контексте его системного использования. Обозначенная позиция определяет необходимость осмысления сути и особенностей становления и развития прогнозирования как целостной системы жизнедеятельности школы, ее структуры, целевых приоритетов и функциональных
Султанова Татьяна Анатольевна pedagogical
СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ... sciences
преимуществ. В этой связи данная статья посвящена одному из значимых аспектов заявленной проблемы, а именно характеристике условий и стадий реализации системы прогнозирования развития школы.
Анализ существующих работ [4; 5 ;6; 7; 8] и собственные исследования по проблеме [9; 10] позволяют нам представить прогнозирование развития школы как целостно выстроенную, обеспечивающую взаимосвязь ценностей, смыслов, целей и деятельностных норм систему, порождаемую полисубъектным взаимодействием и выступающую одновременно условием и многофункциональным средством развития школы. При этом важно отметить, что эффективность ее функционирования обеспечивается разработкой и внедрением комплекса условий.
В современных словарях «условие» определяется как «совокупность данных, положения, лежащие в основе чего-либо» [11]; «обстановка для какой-нибудь деятельности» [12]. Соглашаясь с существующим определением [13; 14; 15], к условиям мы относим те, которые позволяют реализовать педагогические меры воздействия на формирование и развитие разнообразных объектов или субъектов образовательной действительности, повышающие в свою очередь эффективность образовательной деятельности в целом. Таким образом, под условиями прогнозирования развития школы мы понимаем комплекс процессов, отношений и обстоятельств, актуализированных во внешнем и внутреннем пространстве школы и способных обеспечить ее субъектам возможность эффективной разработки прогнозов развития образовательной организации. Сложность исследуемой системы определила необходимость выявления следующих групп условий: социально-педагогические, субъек-тно-личностные, организационно-педагогические.
Суть социально-педагогических условий раскрывается через интеграцию социальных и педагогических составляющих, являющихся равноценными в контексте прогнозирования развития школы. Социальная составляющая предполагает обстоятельства, способные обеспечить развитие индивида в обществе, т.е. в рамках его взаимодействия с различными социальными институтами, путем включения в социальные отношения и социально значимую деятельность [16].
Педагогическая составляющая фиксирует те обстоятельства, которые позволяют решать образовательные задачи с целью получения планируемого результата. Таким образом, под социально-педагогическими условиями прогнозирования развития школы мы понимаем комплекс процессов, отношений и обстоятельств, при которых использование потенциальных возможностей социума способно обеспечить эффективную разработку прогнозов развития школы.
К числу условий данной группы относятся: активное сотрудничество с внешними социальными партнерами, образовательным и научным сообществом; максимально возможное привлечение ресурсов внешней среды, их перевод во внутренний потенциал школы; установление гибкого и конструктивного взаимодействия с внешними субъектами управления.
Выделение второй группы условий - субъектно-лич-ностных - обусловлено необходимостью становления субъектной позиции представителей педагогического сообщества в прогностической деятельности. Это достигается в рамках реализации профессионально и личност-но ориентированных сопровождения и поддержки прогнозирующих субъектов, предоставляющих им максимальный спектр возможностей по совершенствованию собственной прогностической компетентности, а также формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения к результатам прогностической деятельности.
Таким образом, под субъектно-личностными условиями мы понимаем комплекс процессов, отношений и обстоятельств, оказывающих влияние на функциониро-288
вание и совершенствование системы прогнозирования развития школы посредством актуализации внутренних потенциалов субъектов, повышения личностной и профессиональной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов прогностической деятельности, совершенствования уровня согласованности прогностических действий. К числу наиболее важных условий данной группы относятся: обеспечение ценностной интеграции и полисубъектного взаимодействия представителей педагогического сообщества; стимулирование мотивации прогностической деятельности и регулирование ее организации; развитие прогностической компетентности субъектов; рефлексирование результатов прогностической деятельности.
Раскрывая третью группу условий - организационно-педагогические - мы соглашаемся с позицией исследователей [17; 18; 19] согласно которой организационные условия, интегрируясь с педагогическими, выступают по отношению к ним внешними обстоятельствами. Суть данных условий заключается в создании таких внешних обстоятельств, которые в совокупности с внутренними особенностями образовательной деятельности способствуют обеспечению ее целостности, полноты, целенаправленности и эффективности. Таким образом, под организационно-педагогическими условиями мы понимаем комплекс процессов, отношений и обстоятельств, обеспечивающих упорядоченное и целенаправленное эффективное функционирование системы прогнозирования развития школы за счет реализации потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды школы. При этом пространственно-образовательная среда школы раскрывается в нашем исследовании через предметный, символический и институциональный то-посы [20]. Данная группа условий включает: организацию подготовительного внутришкольного повышения квалификации в сфере прогностической деятельности; организацию развивающего профессионального взаимодействия прогнозирующих субъектов; разработку и внедрение технологического обеспечения прогностической деятельности школы; мониторинг функционирования системы прогнозирования развития школы.
Полагаем, что реализация выделенной совокупности социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий способна обеспечить не только целостность и непротиворечивость функционирования исследуемой системы, но и открывает перспективы для ее преобразования и выхода на качественно новый уровень развития.
Принимая во внимание особенности функционирования системы прогнозирования развития школы, актуальным становится определение основных стадий ее реализации, отражающих последовательность осуществления исследуемого процесса. В качестве таких стадий в нашей работе предложены: стартовая актуализация, инновационное погружение, фасилитационное развитие, рефлексивная стабилизация. Отсутствие одной из предложенных стадий, нарушая целостность процесса реализации исследуемой системы, обуславливает невозможность достижения ожидаемого положительного результата прогностической деятельности, направленной на развитие школы. Каждая из стадий имеет четко зафиксированную цель, характеризуется спектром решаемых задач и ориентирована на достижение конкретного качественного результата. Их детализация представлена в таблице 1.
Таким образом, исследование показало, что в становление системы прогнозирования развития школы осуществляется путем прохождения нескольких стадий: стартовой актуализации, инновационного погружения, фасилитационного развития и рефлексивной стабилизации. При этом эффективность ее функционирования напрямую зависит от обеспечения социально-педагогических, субъектно-личностных и организационно-педагогических условий.
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Султанова Татьяна Анатольевна СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ...
Таблица 1 - Стадии реализации системы прогнозирования развития школы
Стадия Цель Задачи Ожид а емый р езу льтат
1 2 3 4
актуализация Формирование и р азвитие устойчивых интересов, мотивов, субъектов деятельности. — Актуализация интерес а к пр огно стической деятельно ста. — Формирование устойчивых реализации прогностической деятельности. — Обеспечение информационной пр озр ачно сти прогнозированияв профессионально- педагогич е ской д еятельно сти, его целях, содержании, организации, ожидаемых результатах. - Осознание ценностно-смысловой логики пр огнозир о вания. - Понимание значимо сти пр огнозир о вания в педагогической деятельности. - Проявление потребности деятельность педагогической сфере.
Инновационное погружение Активизация деятельности субъектов. — Организация форме пилотажных экспериментов с целью проверкипозигивных и негативных последствий нововведений. — Определение степени адеятельностной» ориентации субъектов на прогнозирование. — Контекстуальное включение образовательных субьектогг пр оце с с ы пр огнозир о вания. - Осмысление н принятие субъектами норм и паттернов деятельности. - Осознание субъектами уровня собственной прогностической - Приобретение первичного деятельности.
Фасилитационное развитие актуализация, интеграция личностных ресурсов субъектов прогностической - Развитие когнитивной, операциональной и греативной сферы субъектов прогнозирования. - Установление вертикальных и горизонтальных коммуникаций в процессе пр огно стиче ской деятельно ста субъектов. - Формирование системы измерения, учета и контроля достигаемых в ходе пр огн о стич е ской д еятельн о сти результатов. - Осознание субъектами соб ственной с оциально -профессиональнойпозиции б процессе прогно стической деятельности. - Консолидация индивидуального прогностического опыта - Осознанное использование д еяте льно ста в р е ше нии педагогических задач.
Рефлексивная стабилизация Становление деятельности школы — Осознанней критическое характера?! структуры деятельно сти коллективного субъекта прогнозирования. — Обобщение и диесеыинация опыта деятельности коллективного субъекта прогнозирования. - Ценностнаяинтеграция деятельности. - Самоидентификация субъектов в качестве прогностов. - Системный характер деятельно стнколлектнвного субъекта прогнозирования.
Их интеграция не только позитивно влияет на результат разработки прогнозов, но и способствует формированию единого пространства прогностической деятельности школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. С. 37-41.
2. Сибилев И.В. Факторы активизации конкурентных процессов в современной системе общего образования // Наука и школа. 2013. № 3. С. 22-23.
3. Донина И.А. Успешность современной общеобразовательной организации как объект управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2013. № 4. С. 76-79.
4. Карманчиков А.И. Технология коллективного прогнозирования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 4. С. 79-84.
5. Панова Е.С. Разработка системы педагогического прогнозирования успешности обучения в школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С. 53-57.
6. Осипова Л.Я. Функции системы образования в образовательно-педагогическом прогнозировании // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 396-404.
7. Боруха С.Ю. Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды: : автореферат ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 22 с.
8. Присяжная А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): автореферат дисс. .д-ра. пед. наук. Челябинск, 2006. 42 с.
9. Султанова Т.А. Образовательная ситуация как объект прогнозирования развития школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015.
№1. С. 66-70.
10. Султанова Т.А. Исследование готовности менеджеров образования к реализации прогностической деятельности // Дискуссия. 2014. № 4. С. 133-138.
11. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. - 1088 с. - Режим доступа: Режим доступа: http:// www.efremova.info/word/uslovie.html.
12. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. 848 с. Режим доступа: http:// ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=81019.
13. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
14. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы. Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 32-38.
15. Ларисова И.А. Педагогические условия формирования творческой самореализации подростков в образовательном процессе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 129. С. 220-225.
16. Плешакова А.Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия // Научный диалог. 2014. С. 118-125.
17. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № . С. 143-152.
18. Зыкова Е.М. Определение организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 104-105.
19. Шеховцова Т.С. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей педагогическому прогнозированию: автореферат дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 22 с.
20. Султанова Т.А. Современная школа: топологический и прогностический ракурсы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 2. С. 60-69.
Статья поступила в редакцию 11.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
289