УДК 37.048.45
Т.Е. Кирикович,
Н.С. Долгунова Система
профориентации в МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3» в условиях профилизации
Представлены особенности системы предпрофильной подготовки в МОУ «Добрянская СОШ №3» и опыт работы педагогического коллектива в рамках данной системы.
Ключевые слова: система профориентации, профильные пробы, дидактическая модель, профильность, универсальные виды деятельности.
Основной целью профилизации российской школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее, обеспечив себя необходимыми ресурсами: знаниями, опытом в соответствующей деятельности, информацией, развитием личностных качеств, совершенствованием характера и пр. (Ананьев, 1967). Основная школа, является базовой ступенью в решении задачи профессионального самоопределения школьника, поэтому в основной школе особенно важно создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив, приобретению дополнительных конкурентных на рынке труда ресурсов. В Концепции профильного обучения отмечается, что реализация «идеи профильной старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предвари© Кирикович Т.Е., Долгунова Н.С., 2010
тельного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» (Ананьев, 1967). В старшей профильной школе этот выбор уже необходимо делать в отношении будущей профессии. Каким же образом школьнику получить достаточный для обоснованного выбора опыт деятельности в профиле/профессии, если профессий сотни, а время и ресурсы школьного образования ограничены?
Понятия деятельность, профиль, профессия связаны между собой генеалогически. Деятельность играет ведущую роль в определении склонности к профессии, связана с формулой «Хочу делать». Деятельность, профиль, профессия связаны также с понятиями предмет труда, средства труда. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, объектом или предметом труда может быть техника, человек, природа, знак, художественный образ; средства труда могут быть ручные, механические, автоматические или полуавтоматические, функциональные средства (знания, компетентности, способности, физические возможности человека). Из теории деятельности следует, что любую деятельность, сколь бы сложной она ни была, можно описать триадой «цель
- средства - объект».
Согласно теории профессионального выбора американского исследователя Дж. Холланда, этот выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. В западной культуре выделяют шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный (Климов, 1991). Каждый из перечисленных типов личности, сформированный под воздействием культурных и личностных факторов, предпочитает выбирать определенные, соответствующие своему типу виды деятельности. Мы предлагаем классифицировать виды деятельности согласно триады «цель
- средства - объект», в соответствии
с классификацией типов личности по Дж.Холланду и назвать ее «Классификацией универсальных видов деятельности». Данная классификация представлена в табл. 1 в столбцах № 3, 4, 5, 6 (см. Приложение) и положена нами в основу деятельностного подхода к проектированию содержания профильного образования в части профильных проб. Необходимыми условиями реализации данного подхода является включение социума и носителей культуры профиля/профессии в образовательный и воспитательный процесс через организацию взаимодействия школьника с данными носителями культуры профиля:
- работодателями: под работодателем мы понимаем человека - носителя культуры той профессии и того профиля, который он представляет, т.е. по должности этот человек может не быть руководителем;
- материальными носителями, такими как техника, производственная документация и пр.
Каждому профилю можно поставить в соответствие конкретные профессии, связанные с определенными, ведущими для данного профиля/профессии/видами деятельности, которые легко просматриваются в Общероссийском классификаторе занятий и которые можно соотнести с предлагаемой нами в табл. 1 «Классификацией универсальных видов деятельности». В табл. 2 «Соответствия универсальных видов деятельности профилям» представлено в качестве примера несколько профилей и соответствующие им универсальные виды деятельности.
Введение профильности обусловлено потребностью общества в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации обучения занимают психо-лого-педагогические исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. В настоящее время
дифференциация обучения рассматривается прежде всего как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской и др.). Решение задач профильного обучения предполагает, что в основной школе должна произойти индивидуальная «примерка» профилей, а следовательно, и связанных с ними видов деятельности к личности школьника. В старшей школе, когда профильный выбор школьником сделан, осуществляется более глубокая «примерка» на предмет определения профессии (вида деятельности). Задача проектирования содержания образования предпрофильной подготовки - обеспечить школьникам организацию проб в универсальных видах деятельности и выявление склонностей школьников к конкретным видам деятельности по направлениям: техническое, социально-гуманитарное, естественнонаучное. Согласно данному подходу, реализованному на базе Добрянской СОШ №3 в рамках муниципального проекта «Внедрение “Дидактической модели профильного обучения и предпрофильной подготовки на основе самоорганизации” в образовательные учреждения Добрян-ского муниципального района», задача определения профиля в основной школе сводится к освоению - «примерке» универсальных видов деятельности каждого профиля и выбору наиболее соответствующего из них способностям и индивидуальным потребностям школьника.
В рамках «Дидактической модели профильного обучения и предпрофильной подготовки на основе самоорганизации» в предпрофильную подготовку входят:
1. Курсы по выбору. Данные курсы школьник выбирает в течение обучения в основной школе. Курсы могут быть пройдены как на базе школы, так и на базе учреждений дополнительного образования.
2. Достижения учащихся в различных сферах деятельности, которые фиксируются в районном банке «Одаренные дети», в личном портфолио школьника.
3. Профильные пробы по направлениям:
• социально-гуманитарное;
• техническое;
• естественнонаучное.
4. Психолого-педагогическая диагностика по выявлению предпочтительного для школьника направления профилиза-ции.
5. Выполнение школьником итогового проекта «Мой выбор», в котором он презентует свое профессиональное самоопределение.
6. Презентационные профильные пробы на базе Нового образовательного центра-школы старшеклассников.
7. Другие организационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению школьника и выбору им образовательного учреждения для продолжения обучения после окончания основной школы (родительские собрания, классные часы, ярмарки рабочих мест, экскурсии на предприятия, встречи с представителями профессий и пр.).
Ключевым звеном предпрофильной подготовки являются профильные пробы. Временная последовательность прохождения школьником всех этапов предпро-
фильной подготовки показана на рис.1.
Своеобразие модели предпрофильной подготовки Добрянской СОШ №3 определено решением основных задач программы развития образовательного учреждения, в частности:
• наличие в школе классов с углубленным изучением математики (8-9 классы). Перед учащимися уже в конце 7 класса стоит проблема выбора дальнейшего обучения;
• акцент в воспитательной работе школы делается на развитии клубной деятельности. В школе реализуется проект «Сетевая школа - клуб как модель проектирования индивидуальных траекторий образования»;
• осуществляется психологическое сопровождение предпрофильной подготовки. Восьмилетний опыт работы в данном направлении позволяет говорить о системе психолого-педагогиче-ского сопровождения учащихся в их самоопределении;
• работает виртуальный профориентационный центр «Взгляд в будущее». Это изюминка нашей школы в профориентационной работе классных руководителей с учащимися, это верный помощник родителей и выпускников в поиске необходимой информации по образовательным учреждениям Пермского края;
Достижения школьника из Банка «Одаренные детки», личного портфолио
Курсы по выбору
Профильные _^ пробы по социальногуманитарному направлению
Принятие школьником решения о выборе профиля
Дневник профильных проб
Профильные пробы по естественно- I научному направлению
Профильные пробы по техническому направлению
Результаты психологопеда гоги ческогой диагностики
Профильные пробы на базе НОЦ
Подготовка к экзаменам, выпуск из 9-го класса
Рис. 1. Последовательность прохождения школьником всех этапов предпрофильной подготовки
• проводятся сюжетно-ролевой игры, конкурс «Будущие профессионалы современного производства». Налажено взаимодействие будущих выпускников с реальными работодателями.
Модель предпрофильной подготовки нашей школы показана на рис. 2.
Что такое профильная проба?
Любая профессия (профиль) связана с определенными видами деятельности и с определенным предметом труда, на который эти виды деятельности направлены.
Например, в профессии учитель один из ведущих видов деятельности - социальный (общение), а предмет труда -человек. В профессии инженер ведущий вид деятельности - интеллектуальный, а предмет труда, как правило - техника.
Выбирая профиль, профессию, мы выбираем вид деятельности и предмет труда.
Школьникам предстоит сделать в конце 9 класса ответственный выбор профиля (группы профессий). Цена ошибки высока. Профильная проба - действенная помощь в выборе. Профильная проба - это «примерка» к личности школь-
ника той или иной деятельности и ответ школьника на вопросы:
• ХОЧУ ли заниматься этой деятельностью всю жизнь?
• МОГУ ли успешно эту деятельность
выполнять?
Все профессии и связанные с ними профили можно условно разбить на три больших направления:
1. социально-гуманитарное;
2. естественнонаучное;
3. техническое.
Каждому направлению соответствуют группа профилей, профессий и ведущие виды деятельности, которые лежат в основе профессий. Соответствие направлений профилизации и универсальных видов деятельности представлено в табл. 3 (см. Приложение).
Каждому направлению профили-
зации соответствуют свои профили и профессии. Например, техническому направлению соответствуют профили: физико-математический, информационно-технологический и др. Техническому направлению профилизации соответствуют профессии: математик, архитектор, инженер по надзору за строительством,
Достижения школьника из Банка «Одаренные детки», . личного портфолио
Курсы по выбору, кружки, клубная деятельность
Виртуальный профориентационный центр «Взгляд в будущее»
Тьюторский курс для школьников 9-х классов «Профессиональное самоопределение»
і
Принятие школьником решения о выборе профиля
Дневник профильных проб
Профильные Профильные Профильные Результаты
пробы по / •р пробы по пробы по ^ психолого- ^
социально- естественно- техническому педагоги ческогой
гуманитарному научному направлению диагностики
направлению направлению 1
на базе клубной на базе курса 1
работы, по выбору 1
воспитательной «Профессия 1
работы школы, класса лаборант» 1
<— 8 класс — 1 <— 9 класс —>
Сюжетно-ролевая игра, конкурс «Будущие профессионалы современного производства»
Профильные пробы на базе НОЦ
Подготовка к экзаменам, выпуск из 9 класса
Проект школьника «Мой выбор»
1 февраля
Рис. 2. Своеобразие предпрофильной подготовки «Добрянской СОШ №3»
инженер-проектировщик, инженер-электрик, инженер-энергетик, инженер-электронщик, инженер связи и приборостроения, инженер-конструктор, инженер по техническому обслуживанию авиационной техники, инженер по транспорту, инженер по автоматизированным системам управления производством, программисты, специалисты по компьютерам, техники-электроники и техники по коммуникационным системам, техник, оператор ЭВМ и др.
Естественнонаучному направлению профилизации соответствуют профили: физико-химический, химико-биологический и др. К этому направлению относятся такие профессии, как: химик, химик-аналитик, химик-неорганик, химик-органик, химик-технолог, инженер по бурению, инженер по креплению скважин, инженер по эксплуатации нефтегазопроводов, техник по бурению, техник по добыче нефти и газа, техник-металлург, геолог, геодезист, биолог, ботаник, зоолог, агроном, врач, ветеринар, фармацевт, медицинская сестра, техник-лаборант и др.
Социально-гуманитарному направлению соответствуют профили: социальноэкономический, социально-гуманитарный, художественно-эстетический и др. Социально-гуманитарному профилю соответствуют профессии: бухгалтер, бухгалтер-эксперт, специалист по маркетингу, специалист по рекламе, консультант по экономическим вопросам, товаровед, экономист, брокер, дилер, страховой агент, экспедитор, адвокат, юрист, следователь, психолог, журналист, писатель, редактор, учитель, скульптор, художник-конструктор (дизайнер), художник-оформитель, конструктор одежды и др.
Таким образом, «примеряя» к себе универсальные виды деятельности направления профилизации (табл. 3 в Приложении), школьник соответственно «примеряет» целый класс профилей и профессий.
Исходя из возможностей нашего образовательного учреждения, профильные пробы организованы следующим образом.
Для реализации естественнонаучного направления учителем химии и биологии Н.А. Зюлевой разработан 8-часовой курс «Профессия лаборант». Проводя на каждом занятии эксперименты и опыты, учащиеся раскрывают области применения химических знаний в различных профессиях, как связанных, так и напрямую не связанных с химией. Благодаря тому, что в школе работают два школьных клуба «Исследователь» и «Эколог-натуралист», рамки профильных проб естественнонаучного направления расширяются и охватывают учащихся не только 9-х классов, но и более младшего возраста.
Для реализации технического направления учителем физики Ю.А. Полу-шкиным апробируется курс «Электротехника». Данный курс посещают все выпускники 9-х классов, как девочки, так и мальчики. Для учащихся классов с углубленным изучением математики профильная проба проводится в рамках летнего профильного лагеря.
Наиболее широко в нашей школе представлены профильные пробы социально-гуманитарного направления. Вся воспитательная система школы и отдельных классов строится с использованием проектных технологий, а это дает возможность каждому учащемуся попробовать на практике все виды деятельности, присущие данному направлению. Кроме того, работа школьных клубов «Мир без границ», «Дар» и т.п. создает условия для того, чтобы учащиеся могли в дальнейшем сделать выбор более уверенно.
Отметим, что при организации профильных проб значимым является взаимодействие школы и других учреждений дополнительного образования, а также предприятий города.
Как уже было отмечено выше, из-
юминками профориентационной работы в школе мы считаем работу школьного виртуального профориентационного центра «Взгляд в будущее» и проведение конкурса «Будущие профессионалы современного производства».
Первый дает возможность всем заинтересованным участникам (учащимся, родителям, классным руководителям и т.п.) достаточно быстро провести профориентационную диагностику, в зависимости от полученного результата найти информацию о возможных профессиях того или иного направления, а также получить актуальную, полезную информацию об образовательных учреждениях Пермского края. С профориентационного сайта легко можно выйти на сайт Центра занятости населения г. Перми и другие профориентационные сайты.
Кульминационным моментом всей профориентационной работы мы считаем проведение муниципального конкурса «Будущие профессионалы современного производства».
Как бы ни были хороши профильные пробы, какую бы актуальную и полезную информацию ни содержали различные профориентационные сайты, общение и взаимодействие учащихся с реальными представителями той или иной профессии переоценить трудно. И конкурс дает такую возможность. Современный работодатель, он же представитель бизнеса, он же успешный человек, имея, как правило, за плечами богатый жизненный опыт, совершенно точно представляет, какие знания и какой опыт необходимы сегодня молодому человеку для успеха в жизни. С другой стороны, он также определенно может сказать, каких качеств и каких знаний недостает молодым специ-
алистам, приходящим после получения профессии на производство и в бизнес. Наличие заказа на специалиста от работодателя подтверждает тот факт, что работодатели сегодня активно занимаются переподготовкой кадров под нужды своего бизнеса, тратя на это немалые средства, хотя педагогически целесообразно выявлять и развивать способности будущего профессионала именно в школьном возрасте.
Работодатель - носитель культуры профессии, профиля - в непосредственном общении с ребятами обогащает их духовный мир, активно влияет на формирование ценностей у школьников, востребованных сегодня на рынке труда.
Библиографический список
Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1967. - Вып. 2. - С.235-249.
Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М., 1991.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск: МГУ: Центр «Детство»,1993.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.02 г.№2783).
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 544 с. - (Сер. «Высшее образование»).
Приложение
Таблица 1. Классификация универсальных видов деятельности
№ Характеристика типов личности по Дж. Холланда Универ сальные виды деятельности Объект труда Средства труда Цель
1 2 3 4 5 6
1 Реалистический Характеристика: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, статус. Ориентированы больше на практическую работу, чем на общение с людьми или изложение мыслей. Отдают предпочтение занятиям, требующим ловкости, конкретности, моторных навыков. Проф. выбор: агроном, животновод, садовод, техника, электротехника, механика, мануальные работы. Практический Любой материальный объект Ручные, механи- ческие Изменение свойств или характеристик реального объекта
2 Исследовательский Характеристика: аналитический, осторожный, критический, интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Основные ценности: наука. Отдает предпочтение наблюдениям, творческим исследованиям. Проф. выбор: наука, творчество, исследование, наблюдения. Интеллекту- альный Материальный или духовный продукт человеческой деятельности Функциональные (логическое мышление, творческие способности и т.п.), автоматические, полуавтоматические Создание новых материальных и духовных ценностей
3 Социальный Характеристика: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Основные ценности: социальные и этические. Отдает предпочтение деятельности, связанной с воздействием на других людей (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Решает проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Проф. выбор: педагогика, медицина, соц-е обеспечение, психология, проф. консультирование. Социальный Человек Функцио- нальные (вербаль- ные) Достижение цели за счет общения
4 Артистический Характеристика: эмоциональный, с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, гибкость, независимость решения. Предпочитает свободные, нерегламентиро-ванные занятия, творчество. Проф. выбор: искусство, музыка, язык, драматургия. Артисти- ческий Художественный образ Функцио- нальные Создание духовного продукта
5 Предпринимательский Характеристика: рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Основные ценности: политические и экономические достижения. Предпочитает виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения экономических выгод, избегает ручной труд, предпочитает задачи, связанные с руководством, статусом, властью. Проф. выбор: все виды предпринимательства Предприни- мательский Человек Функцио- нальные Достигает цели за счет организации других людей
Окончание таблицы 1. Классификация универсальных видов деятельности
6 Конвенциональный Конвенцио- Знак Функцио- Достижение
Характеристика: комфортный, добросовестный, нальный нальные, результата
умелый, негибкий, сдержанный, послушный, автома- на основе
практичный, склонный к порядку. Основные тические, инструкций
ценности: экономические достижения. Предпо- полуавтома-
чтение четко структурированным видам деятель- тические
ности, в которых надо манипулировать цифра-
ми в соответствии с инструкциями. Подход к
проблемам носит стереотипный, практический,
конкретный характер. Консервативен, зависим.
Профессиональный выбор: банковская служба,
статистика, программирование, экономика
Таблица 2. Соответствие универсальных видов деятельности профилям
№ Наименование профиля Универсальные виды деятельности (объекты труда)
1 Физико-математический Интеллектуальный (техника/знак) Предпринимательский (человек) Практический (техника)
2 Физико-химический Интеллектуальный (природа/техника/знак) Предпринимательский (человек) Практический (техника)
3 Химико-биологический Интеллектуальный (природа/знак) Социальный (человек) Практический (природа/человек)
4 Социально-экономический Интеллектуальный (знак) Конвенциональный (знак) Предпринимательский (человек) Социальный (человек) Практический (знак)
5 Социально-гуманитарный Социальный (человек) Интеллектуальный (знак)
6 Информационно-технологический Интеллектуальный (знак/техника) Конвенциональный (знак) Практический (техника)
7 Художественно-эстетический Артистический (художественный образ) Социальный (человек)
Таблица 3. Соответствие направлений профилизации и универсальных видов деятельности
Социально-гуманитарное направление
Универсальные виды деятельности Достижение результата на основе инструкции Предмет труда
Социальный Общение Человек
Предпринимательский Управление людьми Человек
Интеллектуальный Создание новых материальных и духовных ценностей Человек, знак, художественный образ
Техническое направление
Интеллектуальный Создание новых материальных и духовных ценностей Техника, знак
Предпринимательский Управление людьми Человек
Практический Изменение свойств или характеристик реального объекта Техника
Конвенциональный Достижение результата на основе инструкции Знак
Естественнонаучное направление
Интеллектуальный Создание новых материальных и духовных ценностей Природа, знак
Конвенциональный Достижение результата на основе инструкции Знак
Практический Изменение свойств или характеристик реального объекта Природа