Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ'

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПСИХОГРАММА / ПСИХОЛОГ МЧС РОССИИ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шойгу Юлия Сергеевна

Актуальность настоящей работы обусловлена высокой социальной значимостью задачи сохранения жизни, физического и психического здоровья, а также психологического благополучия людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях и специалистов, которые приходят им на помощь. Современный мир со множеством угроз, опасностей, рисков с каждым годом предъявляет к человеку новые требования, в том числе и в профессиональной деятельности. Сложность профессиональной деятельности психолога МЧС, особенность условий, высокая цена ошибки обуславливает взаимосвязь между наличием сложной, непрерывной многоуровневой системы подготовки и эффективностью оказания психологической помощи пострадавшим от ЧС и сотрудникам МЧС. Цель данной статьи - проанализировать взаимосвязь требований к профессии и системы мероприятий по подготовке специалистов; описать содержание и особенности подготовки на разных этапах профессионального пути. Результаты. В статье приведены многолетние результаты разработки целостной системы подготовки психологов МЧС России, направленной на повышение и поддержание эффективности деятельности, психического и физического здоровья и профессионального долголетия специалиста, включающей: участие специалистов в реализации программ высшего профессионального образования по подготовке психологов в вузах; разработку и осуществление профессионально-психологического отбора с учетом требований к личностным качествам специалиста и психограммы психолога МЧС России; проведение профессионального собеседования по теоретическим и прикладным вопросам; реализацию мероприятий по адаптации специалиста на рабочем месте посредством развитой системы наставничества, интеграцию специалиста в службу; внедрение единой системы нормативного и методического обеспечения деятельности; реализацию системы повышения квалификации и создание условий и возможностей для непрерывного совершенствования профессионального мастерства. Выводы. Подготовка специалистов психологической службы является сложной, многоуровневой системой организационных и методических мероприятий; ее структура и особенности обусловлены требованиями, предъявляемыми условиями профессиональной деятельности; конечной целью мероприятий по подготовке специалистов психологической службы МЧС России является повышение качества оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и сотрудникам ведомства, обеспечение и поддержание психического здоровья, психологического благополучия и профессионального долголетия специалистов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шойгу Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING FOR PSYCHOLOGISTS AT THE EMERCOM OF RUSSIA

The work is marked by high social significance as the task of preserving life, physical and mental health, and psychological well-being of both people affected by emergency situations and specialists who provide the aid is especially topical. Year by year the modern world demonstrates many threats, dangers, risks and presents new challenges to people in ordinary life as well as in professional activity. The complexity of psychologist’s professional activity at the EMER-COM of Russia, the peculiarities of working conditions, the high cost of an error determine the relationship between the complex, multilevel training system and the effectiveness of psychological assistance to emergency situation provided to victims and to the employees of the EMERCOM of Russia. Objective. The aim of this article is to analyze the relationship between the requirements to profession and the system of specialist training; to describe the content and features of training at different stages of professional development.Results. The article presents long-term results of the development of an integrated system of training for psychologists at the EMERCOM of Russia. The system aims to improve and maintain the efficiency of activity, mental and physical health and professional longevity of a specialist. It includes participation of specialists in the implementation of higher professional education programmes at universities; development and implementation of professional psychological selection, taking into account the requirements for the personal qualities of a specialist and the psychogram of a psychologist at the EMER-COM of Russia; conducting a professional interview on theoretical and applied issues; providing adaptation for a specialist in the workplace through a developed system of mentoring, integration of a specialist into the service; introduction of a unified system of normative and methodological support for activities; implementation of the advanced training system and creation of conditions and opportunities for continuous improvement of professional skills.Conclusion. The training system of psychological service specialists is a complex, multi-level system of organizational and methodological measures. Its structure and features are determined by the requirements imposed by the conditions of professional activity. The ultimate goal of the specialists training in psychological service of the EMERCOM of Russia is to improve the quality of psychological assistance to the victims in emergency situations and to provide mental health, psychological well-being and professional longevity of psychologists

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ»

Национальный психологический журнал № 4 (48) 2022 ПроБЛЕМЫ ПроФЕССионАЛЬноЙ ПодШТОВКи

http://npsyj.ru ПСиХоЛоГоВ

Научная статья УДК 159.9.01

сЫ: 10.116217npj.2022.0411

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Ю.С. Шойгу1, 2

1 Центр экстренной психологической помощи МЧС России, Москва, Россия, 6263896@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6094-2564

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Актуальность настоящей работы обусловлена высокой социальной значимостью задачи сохранения жизни, физического и психического здоровья, а также психологического благополучия людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях и специалистов, которые приходят им на помощь. Современный мир со множеством угроз, опасностей, рисков с каждым годом предъявляет к человеку новые требования, в том числе и в профессиональной деятельности. Сложность профессиональной деятельности психолога МЧС, особенность условий, высокая цена ошибки обуславливает взаимосвязь между наличием сложной, непрерывной многоуровневой системы подготовки и эффективностью оказания психологической помощи пострадавшим от ЧС и сотрудникам МЧС.

Цель данной статьи — проанализировать взаимосвязь требований к профессии и системы мероприятий по подготовке специалистов; описать содержание и особенности подготовки на разных этапах профессионального пути.

Результаты. В статье приведены многолетние результаты разработки целостной системы подготовки психологов МЧС России, направленной на повышение и поддержание эффективности деятельности, психического и физического здоровья и профессионального долголетия специалиста, включающей: участие специалистов в реализации программ высшего профессионального образования по подготовке психологов в вузах; разработку и осуществление профессионально-психологического отбора с учетом требований к личностным качествам специалиста и психограммы психолога МЧС России; проведение профессионального собеседования по теоретическим и прикладным вопросам; реализацию мероприятий по адаптации специалиста на рабочем месте посредством развитой системы наставничества, интеграцию специалиста в службу; внедрение единой системы нормативного и методического обеспечения деятельности; реализацию системы повышения квалификации и создание условий и возможностей для непрерывного совершенствования профессионального мастерства.

Выводы. Подготовка специалистов психологической службы является сложной, многоуровневой системой организационных и методических мероприятий; ее структура и особенности обусловлены требованиями, предъявляемыми условиями профессиональной деятельности; конечной целью мероприятий по подготовке специалистов психологической службы МЧС России является повышение качества оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и сотрудникам ведомства, обеспечение и поддержание психического здоровья, психологического благополучия и профессионального долголетия специалистов-психологов.

Ключевые слова: профессионально-психологический отбор, профессионально-важные качества, система подготовки специалистов, психограмма, психолог МЧС России, система повышения квалификации, профессиональные компетенции.

Для цитирования: Шойгу Ю.С. Система профессиональной подготовки психологов МЧС России // Национальный психологический журнал. 2022. № 4 (48). С. 116-131. doi: 10.11621/пр].2022.0411

© Шойгу Ю.С.

ISSUES IN PROFESSIONAL TRAINING OF PSYCHOLOGISTS

National Psychological Journal 2022, 4 (48)

http://npsyj.ru

Scientific Article

doi: 10.11621/npj.2022.0411

Yulia S. Shoigu1, 2

1 Emergency Psychological Assistance Center of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia, 6263896@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-6094-2564

2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Background. The work is marked by high social significance as the task of preserving life, physical and mental health, and psychological well-being of both people affected by emergency situations and specialists who provide the aid is especially topical. Year by year the modern world demonstrates many threats, dangers, risks and presents new challenges to people in ordinary life as well as in professional activity. The complexity of psychologist's professional activity at the EMERCOM of Russia, the peculiarities of working conditions, the high cost of an error determine the relationship between the complex, multi-level training system and the effectiveness of psychological assistance to emergency situation provided to victims and to the employees of the EMERCOM of Russia.

Objective. The aim of this article is to analyze the relationship between the requirements to profession and the system of specialist training; to describe the content and features of training at different stages of professional development.

Results. The article presents long-term results of the development of an integrated system of training for psychologists at the EMERCOM of Russia. The system aims to improve and maintain the efficiency of activity, mental and physical health and professional longevity of a specialist. It includes participation of specialists in the implementation of higher professional education programmes at universities; development and implementation of professional psychological selection, taking into account the requirements for the personal qualities of a specialist and the psychogram of a psychologist at the EMERCOM of Russia; conducting a professional interview on theoretical and applied issues; providing adaptation for a specialist in the workplace through a developed system of mentoring, integration of a specialist into the service; introduction of a unified system of normative and methodological support for activities; implementation of the advanced training system and creation of conditions and opportunities for continuous improvement of professional skills.

Conclusion. The training system of psychological service specialists is a complex, multi-level system of organizational and methodological measures. Its structure and features are determined by the requirements imposed by the conditions of professional activity. The ultimate goal of the specialists training in psychological service of the EMERCOM of Russia is to improve the quality of psychological assistance to the victims in emergency situations and to provide mental health, psychological well-being and professional longevity of psychologists.

Key words: professional psychological selection, professionally important qualities, training system, psychogram, psychologist of the EMERCOM of Russia, training system, professional competencies.

For citation: Shoigu, Yu.S. (2022). System of professional training for psychologists at the EMERCOM of Russia. Nat-

sional'nyy psikhologocheskiy zhurnal (National psychological journal), 4 (48), 116-131. doi: 10.11621/npj.2022.0411

© Shoigu Yu.S.

Введение

Профессия психолога является одной из самых популярных и востребованных профессий. В современном мире сложно найти сферу, где знания и навыки специалиста в области психологии не могут быть применены. Решение задач в области воспитания, образования, лечения, реабилитации, совершенствования трудовых процессов в самых разных отраслях, обеспечение безопасности становится эффективнее при условии учета закономерностей, которые изучает эта наука.

Такая широкая сфера применения в свою очередь порождает необходимость специализации, учета сферы деятельности при решении задачи подготовки специалиста. При этом важно отметить, что под системой подготовки понимается далеко не только процесс получения профессионального образования, но и процессы адаптации на рабочем месте, формирования новых способов решения профессиональных задач, неизбежно возникающих при реализации трудовых функций, а также изменения содержания профессиональной деятельности на разных этапах профессионального развития (Наладжян, 1988).

В настоящей статье представлено описание и проведен анализ системы непрерывной профессиональной подготовки психолога, других специалистов психологической службы МЧС России.

Отправной точкой для формирования системы подготовки специалистов всегда является содержание деятельности — та система задач и условия деятельности, которые специалист реализует. Система задач определяет требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста, его hard skills, а условия, в которых психолог экстремального профиля выполняет задачи, предопределяют требования к личностным качествам (особенностям познавательной сферы, личностным особенностям, мо-тивационно-волевой сфере), soft-skills (Бодров, 2001; Ильин, 2011).

Обратимся сначала к содержанию деятельности. Формальным документом, очерчивающим круг задач, является, в первую очередь, приказ МЧС России «О создании психологической службы МЧС России» (от 25.04. 2003 г. № 218). Согласно этому документу задачами психологической службы являются:

• организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный и психологический отбор кадров в системе МЧС России;

• организация и осуществление мероприятий, направленных на проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности специалистов МЧС России;

• организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов МЧС России с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний;

• организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств в постэкспедиционный период;

• организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов МЧС России, приводящихся экстренно в постэкспедиционный период, а также в плановом порядке в амбулаторно-поликлиниче-ских и санаторно-курортных условиях;

• организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов МЧС России, к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения;

• участие в системе обучения населения Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и здоровья человека и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части, касающейся психологической подготовки;

• организация психологической подготовки современного руководителя в области управления кризисами в рамках обучения в образовательных учреждениях МЧС России;

• организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, персоналу, работающему в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, а также специалистам МЧС России;

• разработка методической базы для решения задач, стоящих перед службой;

• организация научно-практической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций.

Проанализировав изложенное, правомерно заключить следующее.

В своей профессиональной деятельности специалист психологической службы МЧС России имеет дело с множественным объектом: сотрудники ведомства и группы сотрудников, а также пострадавшие и группы пострадавших. Такое разделение оправдано, так как специалисты, чьи профессиональные обязанности состоят в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, и люди, которые оказались вовлечены в действие катастрофы, по-разному взаимодействуют с основным вредоносным фактором — экстремальными условиями, сопутствующими событию, они имеют разное ценностное, смысловое значение, а, следовательно, механизм и результат воздействия будут разными. Еще более очевидной представляется разница между индивидуумом, личностью и группой, подчиняющейся иным, нежели личность, законам развития и трансформации (Бессонова, 2004). Поэтому актуальными становятся и социально-психологические проблемы данного множественного объекта в условиях экстремальной ситуации.

Еще большее разнообразие вносит в деятельность специалиста психологической службы то, что эта деятельность предполагает реализацию всех видов помощи: психологической диагностики, психологического

просвещения, психологического консультирования, психологической профилактики и коррекции; при этом многие из этих видов помощи могут осуществляться в групповой или индивидуальной, очной или дистанционной, плановой или экстренной форме (Шойгу, 2016).

Попробуем операционализировать это многообразие, сопоставив основные мероприятия, осуществляемые специалистом психологической службы МЧС России и профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для этого. Данные, полученные в результате анализа, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Мероприятия, осуществляемые специалистом психологической службы МЧС России

Мероприятие Содержание Требования к знаниям и навыкам (области психологической науки)

Мероприятия по психологической диагностике

Профессиональный психологический отбор Оценка личностных, эмоционально-волевых, когнитивных качеств, влияющих на профессиональную деятельность и успешность обучения. Прогноз успешности. Составление развернутого заключения о степени профессиональной пригодности Общая психология; Клиническая психология; Экстремальная психология; Психология труда; Психодиагностика

Психодиагностическое обследование в рамках аттестационных мероприятий Оценка личностных, эмоционально-волевых, когнитивных качеств, способствующих или препятствующих выполнению определенных видов деятельности (особенной, сложной, опасной, ответственной, имеющей особенные требования). Оценка управленческого потенциала. Оценка влияния психологических особенностей на вероятность совершения профессиональной ошибки (при инцидентах) Общая психология; Клиническая психология; Экстремальная психология; Психология труда; Психология управления; Психодиагностика

Периодическое мониторинговое исследование Оценка степени влияния профессиональной деятельности на психическое здоровье специалиста; актуального функционального состояния; выраженности симптомов психологического неблагополучия. Составление развернутого заключения и рекомендаций о мерах профилактики и коррекции. Предоставление обратной связи. Психологическое консультирование Общая психология; Клиническая психология; Экстремальная психология; Психология труда; Психофизиология; Психодиагностика; Психологическое консультирование

Постэкспедиционное обследование Оценка актуального функционального состояния и реактивных психологических последствий конкретного события (после особых ситуаций: длительных, сложных, опасных, тех, в которых произошли инциденты). Формирование психологических заключений и рекомендаций Общая психология; Экстремальная психология; Клиническая психология; Психодиагностика; Психофизиология; Психология стресса; Психологическое консультирование

Социально-психологическое исследование коллективов Исследование эмоционально-психологического благополучия коллективов МЧС России, изучение мнения личного состава по актуальным вопросам деятельности ведомства, оценка управленческого потенциала руководителя, самооценка сотрудниками проблем, связанных с действенностью коллектива (в том числе после инцидентов), исследование психологического климата. Выявление системных и локальных проблем, подготовка развернутого заключения (отчета). Формирование рекомендаций Социальная психология; Психология труда; Психология управления; Основы социологии; Математические методы в психологии; Основы математической статистики; Психодиагностика

Мероприятия по психологической подготовке

Специалисты МЧС в чьи обязанности не входит оказание психологической помощи Ознакомление сотрудников МЧС с психологическими феноменами, событиями, явлениями, сопровождающими профессиональную деятельность. Формирование навыков, необходимых для реализации профессиональных обязанностей и сохранения психического здоровья и благополучия (саморегуляции, психологической поддержки, сохранения психического здоровья), а также — элементов практической психологии управления Общая психология; Экстремальная психология; Социальная психология; Клиническая психология; Психология управления; Психология стресса; Педагогическая психология; Методика преподавания психологии; Методы саморегуляции; дистанционные методы обучения

Мероприятие Содержание Требования к знаниям и навыкам (области психологической науки)

Подготовка психологов, участвующих в ликвидации последствий ЧС Повышение уровня компетенции специалистов в области экстремальной психологии и особенностей протекания травматического стресса в остром и отсроченном периоде; выявление последствий травматического стресса, подбор методов его профилактики и коррекции. Роль, место и порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях. Ознакомление с тематикой сохранения психического здоровья специалистов при работе в экстремальных условиях, формирование соответствующих компетенций. Методика и порядок проведения мероприятий по психологическому сопровождению личного состава Общая психология; Экстремальная психология; Социальная психология; Клиническая психология; Психология управления; Психология стресса; Педагогическая психология; Методика преподавания психологии; Методы саморегуляции; дистанционные методы обучения

Мероприятия по восстановлению психического здоровья у сотрудников МЧС

Психологическая профилактика Проведение групповых тренинговых занятий, направленных на повышение уровня компетенции по сохранению психического здоровья и психологического благополучия, минимизации влияния вредных и опасных условий профессиональной деятельности Общая психология; Экстремальная психология; Социальная психология; Психология стресса; Психология труда; Методика преподавания психологии; Педагогическая психология; Методы саморегуляции; Методика проведения тренингов

Психологическая коррекция Индивидуальная психологическая коррекция. Реализация комплексных программ коррекции с использованием психофизиологического оборудования при профессиональном выгорании, тревожных состояниях, астенизации и др. Общая психология; Экстремальная психология; Клиническая психология; Психология труда; Психологическое консультирование; Психологическая коррекция; Психофизиология

Мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате ЧС

Информационно-психологическая поддержка Краткосрочная психологическая консультация или мероприятия по психологической поддержке, направленные на изменение актуального психологического состояния пострадавшего, путем предоставления ему необходимой информации с учетом актуального состояния и степени воздействия острого стресса на эмоциональное состояние и когнитивные функции Общая психология; Экстремальная психология; Клиническая психология; Основы психиатрии; Психология стресса; Возрастная психология; Психодиагностика; Психологическое консультирование; Этнические особенности переживания стресса; Дистанционные методы оказания психологической помощи; Навыки оказания экстренной психологической помощи; Навыки психологической поддержки

Индивидуальная психологическая консультация Психологическое консультирование в особых условиях, направленное на оптимизацию актуального состояния, превенцию отсроченных последствий. Краткосрочная коррекция психологических проблем, связанных с актуальной травмирующей ситуацией Общая психология; Экстремальная психология; Клиническая психология; Основы психиатрии; Психология стресса; Возрастная психология; Психодиагностика; Психологическое консультирование и коррекция; Этнические особенности переживания стресса; Дистанционные методы оказания психологической помощи; Навыки оказания экстренной психологической помощи; Навыки психологической поддержки

Мероприятие Содержание Требования к знаниям и навыкам (области психологической науки)

Групповая психологическая консультация Консультирование в особых условиях, направленное на оптимизацию актуального состояния членов малой группы (семьи, коллектива), превенцию отсроченных последствий, оптимизацию внутригрупповых отношений Общая психология; Экстремальная психология; Клиническая психология; Возрастная психология; Социальная психология; Психология стресса; Психологическое консультирование и коррекция; Семейное консультирование; Возрастно-психологическое консультирование; Навыки экстренной психологической помощи; Психологическая диагностика

Психологическое сопровождение массового мероприятия Участие в организации массовых мероприятий для учета состояния пострадавших с целью максимально точного прогноза и минимизации риска возникновения массовых неблагоприятных социально-психологических явлений. Оказание экстренной психологической помощи Общая психология; Экстремальная психология; Социальная психология; Психология стресса; Основы психиатрии; Психологическое консультирование; Экстренная психологическая помощь

Table 1. Activities carried out by a specialist in the psychological service of the EMERCOM of Russia

Activity Content Requirements for knowledge and skills (fields of psychological science)

Psychological diagnostics

Professional psychological selection Evaluation of personal, emotional-volitional, cognitive qualities that affect professional activities and learning success. Success forecast. Drawing up a detailed conclusion on the degree of professional suitability General psychology; Clinical psychology; Extreme psychology; Psychology of work; Psychodiagnostics

Psychodiagnostic examination as part of attestation activities Assessment of personal, emotional-volitional, cognitive qualities that contribute to or hinder the performance of certain types of activity (special, complex, dangerous, responsible, having special requirements). Assessment of managerial potential. Evaluation of the influence of psychological characteristics on the probability of making a professional mistake (in case of incidents) General psychology; Clinical psychology; Extreme psychology; Psychology of work; Psychology of management; Psychodiagnostics

Periodic monitoring study Assessing the degree of influence of professional activity on the mental health of a specialist; current functional state; the severity of symptoms of psychological distress. Drawing up a detailed conclusion and recommendations on preventive and corrective measures. Providing feedback. Psychological counseling General psychology; Clinical psychology; Extreme psychology; Psychology of work; Psychophysiology; Psychodiagnostics; Psychological counseling

Post-expedition survey Assessment of the current functional state and reactive psychological consequences of a particular event (after special situations: long, complex, dangerous, those in which incidents occurred). Psychological conclusions and recommendations General psychology; Extreme psychology; Clinical psychology; Psychodiagnostics; Psychophysiology; Psychology of stress; Psychological counseling

Socio-psychological research of teams Study of the emotional and psychological well-being of the staff of the Ministry of Emergency Situations of Russia, study of the opinion of personnel on topical issues of the department's activities, assessment of the managerial potential of the head, self-assessment by employees on the problems related to the effectiveness of the team (including situations after incidents), study of the psychological climate. Identification of systemic and local problems, preparation of a detailed conclusion (report) and recommendations Social Psychology; Psychology of work; Psychology of management; Fundamentals of sociology; Mathematical methods in psychology; Fundamentals of mathematical statistics; Psychodiagnostics

Psychological preparation

Specialists of the Ministry of Emergency Situations whose duties do not include the provision of psychological assistance Familiarization of employees of the Ministry of Emergency Situations with psychological phenomena, events, phenomena that accompany professional activities. Formation of the skills necessary for the implementation of professional duties and preservation of mental health and well-being (self-regulation, psychological support, preservation of mental health), as well as elements of practical psychology of management General psychology; Extreme psychology; Social Psychology; Clinical psychology; Psychology of management; Psychology of stress; Pedagogical psychology; Methods of teaching psychology; Methods of self-regulation; distance learning methods

Training of psychologists involved in the liquidation of consequences of emergencies Increasing the level of competence of specialists in the field of extreme psychology and the features of the course of traumatic stress in the acute and delayed periods; identification of the consequences of traumatic stress, selection of methods for its prevention and correction. The role, place and procedure for providing emergency psychological assistance in emergency situations. Familiarization with the topic of maintaining the mental health of specialists when working in extreme conditions, the formation of relevant competencies. Methodology and procedure for carrying out measures for psychological support of personnel General psychology; Extreme psychology; Social Psychology; Clinical psychology; Psychology of management; Psychology of stress; Pedagogical psychology; Methods of teaching psychology; Methods of self-regulation; distance learning methods

Measures to restore mental health among employees of the Ministry of Emergency Situations

Psychological prevention Conducting group training sessions aimed at increasing the level of competence in maintaining mental health and psychological well-being, minimizing the impact of harmful and dangerous conditions of professional activity General psychology; Extreme psychology; Social Psychology; Psychology of stress; Psychology of work; Methods of teaching psychology; Pedagogical psychology; Methods of self-regulation; Methodology for conducting trainings

Psychological correction Individual psychological correction. Implementation of complex correction programs using psychophysiological equipment for professional burnout, anxiety, asthenia, etc. General psychology; Extreme psychology; Clinical psychology; Psychology of work; Psychological counseling; Psychological correction; Psychophysiology

Measures to provide emergency psychological assistance to victims of emergencies

Information and psychological support Short-term psychological consultation or psychological support measures aimed at changing the current psychological state of the victim by providing him with the necessary information, taking into account the current state and the degree of impact of acute stress on the emotional state and cognitive functions General psychology; Extreme psychology; Clinical psychology; Fundamentals of psychiatry; Psychology of stress; Age-related psychology; Psychodiagnostics; Psychological counseling; Ethnic features of experiencing stress; Remote methods of providing psychological assistance; Skills in providing emergency psychological assistance; Psychological support skills

Individual psychological consultation Psychological counseling in special conditions, aimed at optimizing the current state, preventing delayed consequences. Short-term correction of psychological problems associated with the current traumatic situation General psychology; Extreme psychology; Clinical psychology; Fundamentals of psychiatry; Psychology of stress; Age-related psychology; Psychodiagnostics; Psychological counseling and correction; Ethnic features of experiencing stress; Remote methods of providing psychological assistance; Skills in providing emergency psychological assistance; Psychological support skills

Group psychological consultation Counseling in special conditions, aimed at optimizing the current state of members of a small group (family, team), preventing delayed consequences, optimizing intra-group relations General psychology; Extreme psychology; Clinical psychology; Age-related psychology; Social Psychology; Psychology of stress; Psychological counseling and correction; Family counseling; Age-psychological counseling; Skills of emergency psychological assistance; Psychological diagnostics

Psychological support of a mass event Participation in the organization of mass events to take into account the condition of the victims in order to make the most accurate forecast and minimize the risk of mass adverse socio-psychological phenomena. Providing emergency psychological assistance General psychology; Extreme psychology; Social Psychology; Psychology of stress; Fundamentals of psychiatry; Psychological counseling; Emergency psychological help

Широкая палитра профессиональных компетенций, необходимых для работы психологом МЧС России предполагает в качестве самой эффективной траектории профессионального развития получение высшего профессионального образования по специальностям «Клиническая психология» или «Психология служебной деятельности». Подбор спецкурсов, реализующихся в образовательных программах учебных заведений, позволяют уже на этапе получения высшего образования освоить знания и сформировать ряд навыков, специфических для работы в психологических службах силовых структур и, в частности, в психологической службе МЧС России.

Подобное взаимодействие между психологической службой МЧС России и высшими учебными заведениями реализовано в целом ряде регионов Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Пятигорске, Севастополе, Ростове-на-Дону, Красноярске. Такая географическая локализация обусловлена потребностью в кадрах. Самая большая потребность в кадрах существует в Московском регионе. Это определило потребность в создании профильной кафедры как одного из форматов институализации данного направления именно в этом регионе. Такая идея была реализована на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова где сначала появился научно образовательный центр, а позже кафедра экстремальной психологии.

На настоящий момент 77% сотрудников кафедры работают в психологических службах силовых ведомств, что позволяет максимально эффективно внедрять в образовательный процесс самые современные технологии работы и реализовывать задачи высшей школы на реальных практических задачах.

Не менее важен и обратный процесс — постоянное научное взаимодействие сотрудников кафедры с широким кругом специалистов, возможность профессиональной дискуссии об актуальных задачах и новых вызовах, что позволяет выстроить прочную связь между фундаментальной и прикладной психологией.

Ежегодно на работу в МЧС устраиваются до 60% выпускников кафедры.

Наличие еще одной группы требований к специалистам психологической службы МЧС России напрямую связана с условиями профессиональной деятельности. Особенность этих условий и, в первую очередь, необходимость реализации обязанностей в экстремальных условиях, предполагает наличие системы профессионального психологического отбора, который предназначен для выявления среди кандидатов тех, кто, с одной стороны, может максимально эффективно работать, а с другой — способен делать это с минимальными рисками для психического здоровья (Nuttin, Lens, 1985; Лаврова, 2003; Симонова, Барабанщикова, Султанова и др., 2020). Это позволяет эффективно и стабильно оказывать психологическую помощь сотрудникам в повседневных условиях и пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и пожаров в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечивает условия для сохранения психического здоровья и профессионального долголетия специалиста.

Профессиональным психологическим методом, позволяющим соотнести условия деятельности и требования к личностным, эмоционально-волевым и когнитивным качествам специалиста, описать условия и содержание работы, трудные и опасные факторы является профессиограмма (Бодров, 2006; Авдеева, 2013; Кечил, 2013). Такая работа была проделана и для профессии психолога в МЧС России.

Наиболее значимой для рассмотрения вопросов, связанных с системой отбора и подготовки психологов МЧС России является психограмма — та часть профессиограммы, которая создает психологический портрет профессии (Штерн, 1998; Орел, 1999). Именно эта часть является методической основой для проведения профессионального психологического отбора (Алексеева, Батаршев, Майорова, 2007; Маклаков, 2008; Чермянин, Корзунин, Юсупов, 2010; Eysenck, 1960).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Методики, применяемые для обследования специалистов психологической службы МЧС России

Психодиагностические методики

Когнитивные особенности Мотивационно-волевая сфера Личностные особенности Психофизиоло-гическая сфера

Тест возрастающей трудности Дж. Равена (60 таблиц) (Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в системе МЧС России, 2006) Моторная проба Шварцландера (Сергеева, 2014) ММИЛ (по Ф.Б. Березину) (Березин, Мирошников, Соколова, 2011) Вариационная кардиоинтерва-лометрия (ВКМ) (Баевский, Иванов, 2000)

Интеллектуальная лабильность (Альманах психологических тестов,1995) Определение уровня субъективного контроля (Машков, 2008) 16 РБ опросник Кеттела (форма А) (Практическая психодиагностика, 2001) Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР) (Игнатова, Макарова, Яковлева, Аксенова, 2019)

Запоминание 10 слов (Альманах психологических тестов, 1995) Ориентировочная анкета (Машков, 2008) Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (Практическая психодиагностика, 2001) Теппинг-тест (Основы психологии: Практикум, 2006)

Числовой квадрат (Большая энциклопедия психологических тестов, 2005) - Анкета «Прогноз» (Практическая психодиагностика, 2001) -

Индивидуальные стили мышления (Алексеев, Громова, 1993) - - -

Table 2. Methods used for the examination of specialists of the psychological service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Psychodiagnostic methods

Cognitive features Motivational-volitional sphere Personality traits Psychophysiological sphere

Increasing Difficulty Test by J. Raven (60 tables) (Methodological guide for conducting professional psychological selection in the system of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 2006) Schwarzlander motor test (Sergeeva, 2014) MMIL (according to F.B. Berezin) (Berezin, Miroshnikov, Sokolova, 2011) Variational cardiointervalometry (VCM) (Baevsky, Ivanov, 2000)

Intellectual lability (Almanac of psychological tests, 1995) Determining the level of subjective control (Mashkov, 2008) 16 PF Cattell Questionnaire (form A) (Practical Psychodiagnostics, 2001) Complex visual-motor reaction (CVMR) (Ignatova, Makarova, Yakovleva, Aksenova, 2019)

Memorizing 10 words (Almanac of psychological tests, 1995) Indicative questionnaire (Mashkov, 2008) Assessment of communicative and organizational inclinations (COS) (Practical Psychodiagnostics, 2001) Tapping test (Fundamentals of Psychology: Workshop, 2006)

Number square (Big Encyclopedia of Psychological Tests, 2005) - Questionnaire "Forecast" (Practical Psychodiagnostics, 2001) -

Individual styles of thinking (Alekseev, Gromova, 1993) - - -

Предваряя презентацию основного содержания психограммы, целесообразно обозначить основные опорные точки, явившиеся ключевыми при проведении исследования, имеющего своей целью создание этого документа.

В 2010 году нами было проведено исследование, направленное на формирование психограммы на формирование психограммы и создание критериев для реализации дифференцированного профессионального психологического отбора для 10 основных специальностей в МЧС России. В число этих специальностей наряду с профессиями пожарного, спасателя,

водителя пожарного автомобиля, начальника караула, инспектора Государственной инспекции по маломерным судам вошла и профессия психолога (Тарасова, Шойгу, 2020). Выборка, на которой было проведено исследование, составила 107 человек (из них женщин 89,7%, мужчин 10,3%), средний возраст 32,9±7,4 года, средний стаж работы психологом МЧС России к моменту проведения исследования 3,6±2,7 лет.

Основными этапами исследования стали:

1. Сбор и анализ экспертных оценок о профессионально важных качествах, необходимых для осуществления деятельности. Экспертами были наи-

более опытные специалисты — 28 руководителей психологических подразделений МЧС России. Критерием включения специалиста в группу экспертов были компетентность и знание всех сторон профессиональной деятельности по направлению «Психолог МЧС России» (Day, 1989; Ericsson, 1993; Орлов, 2002; Гуцыкова, 2011). Для этой задачи была разработана развернутая анкета с блоками вопросов.

Результатом анализа экспертных оценок стало выявление значимых характеристик, способствующих эффективному выполнению поставленных задач. Это развитые когнитивные и интеллектуальные способности, аналитический стиль мышления, умение принимать решения и готовность нести за них ответственность, мотивация на достижение поставленного результата, общительность, высокий уровень нервно-психической устойчивости.

2. Подбор психодиагностических методик для выявления степени выраженности профессионально-важных характеристик, обладающих прогностично-стью и валидностью.

3. Проведение психодиагностического обследования специалистов психологической службы МЧС России батареей методик, используемой для проведения профессионального психологического отбора в МЧС России (табл. 2).

4. Выявление «успешной» и «неуспешной» групп специалистов (Microsoft Office Excel 2007; Наследов, 2008). Критерием отнесения специалиста к определенной группе был уровень выраженности интегрального показателя эффективности его деятельности, который получился путем сложения оценок экспертов. Экспертами здесь выступили специалисты психологической службы МЧС России, непосредственно работающие с обследуемыми (оцениваемыми) психологами МЧС России, а также — обладающие высокой профессиональной компетентностью. В качестве критериев, способствующих эффективному выполнению профессиональных задач психологом МЧС России, были определены: высокие волевые качества, коммуникативные и организационные характеристики, тенденция к соблюдению общественных норм и правил поведения, эмпатия, ответственность за принимаемые решения, самостоятельность, развитые интеллектуальные способности. В результате проведения математической обработки выборка разделилась на 3 группы по принципу М ± а (где М — среднее значение интегральной оценки по всей выборке, равное 7,94; а — стандартное отклонение значения интегральной оценки по всей выборке, равное 1,36). Полученные группы представлены в табл. 3.

5. Математическая обработка и анализ полученных результатов, позволяющий выявить 3 группы качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности: 1) профессионально важные качества (ПВК); 2) препятствующие эффективной и безопасной работе (анти-ПВК); 3) компенсирующие отсутствие или недостаточный уровень развития ПВК, обозначенные нами, как резервные ПВК.

Вся математическая обработка проводилась с помощью SPSS Statistics Version 17. Проведенная проверка

Таблица 3. Разделение выборки (n = 107) на группы на основании экспертной оценки

Группы специалистов Количество человек Экспертная оценка (минимум 1,0, максимум 10,0)

успешные 15 минимум — 9,3 максимум — 10,0

неуспешные 18 минимум — 3,5 максимум — 6,5

средние по успешности 74 минимум — 6,7 максимум — 9,0

Table 3. Dividing the sample (n = 107) into groups based on expert assessment

Specialist groups Number of persons Expert evaluation (minimum 1.0, maximum 10.0)

successful 15 minimum — 9.3 maximum — 10.0

unsuccessful 18 minimum — 3.5 maximum — 6.5

average success 74 minimum — 6.7 maximum — 9.0

на нормальность распределения каждой из полярных групп (успешных и неуспешных) при помощи критерия Колмогорова — Смирнова показала, что ни один из параметров не соответствует нормальному распределению (р < 0,05). Дальнейшая математическая обработка проводилась с помощью непараметрического критерия Манна — Уитни, что позволило выявить следующие значимые различия между «успешными» и «неуспешными» группами по следующим характеристикам: уровень субъективного контроля (по методике «Определение уровня субъективного контроля») (р = 0,001), направленность в профессиональной деятельности на задачу (мотивация на достижение) (по методике «Ориентировочная анкета») (р = 0,005), волевой контроль поведения (по методике 16 РБ опросник Кеттелла, фактор 03) (р = 0,027), высокая активность, общительность, оптимистич-ность (по методике ММИЛ, 9 шкала) (р = 0,029). Таким образом, анализ полученных данных позволил говорить, что нами были выявлены ПВК психолога МЧС России.

Для определения анти-ПВК и резервных ПВК был проведен корреляционный анализ (критерий Спир-мена). Результаты статистической обработки представлены в табл. 4.

Проанализировав полученные значимые корреляции, были сделаны следующие выводы: 1. Показатели, имеющие положительные корреляционные связи с ПВК, компенсируют недостаточный уровень развития или заменяют их при полном отсутствии выраженности ПВК. Мы назвали их «резервными» ПВК. 2. Наличие обратной корреляционной связи показателя ПВК с другими показателями у конкретного специалиста означает выраженность у него неблагоприятного для данного вида деятельности качества. Мы

Таблица 4. Корреляционные связи между ПВК и изучаемыми показателями

Table 4. Correlation links between PIQ (professionally important qualities) and the studied indicators

назвали данные качества «анти-ПВК». У специалиста с выраженными анти-ПВК прогнозируется низкий уровень эффективности деятельности.

Основным результатом данной работы можно считать выявление психологических характеристик специалиста, прогнозирующих эффективность выполнения им профессиональных задач.

ППО не исчерпывается оценкой характеристик, обозначенных выше, предполагая помимо этого исследование особенностей онтогенеза, посредством проведения индивидуального структурированного автобиографического интервью для выявления наличия и степени влияния обстоятельств жизни, социальной ситуации кандидата на эффективность работы и состояние здоровья.

Профессионально-психологический отбор не исчерпывается оценкой характеристик, обозначенных выше, предполагая помимо этого изучение особенностей онтогенеза, посредством проведения индивидуального структурированного автобиографического интервью, для выявления наличия и степени влияния обстоятельств жизни, социальной ситуации кандидата на эффективность работы и состояние здоровья. Это является еще одной мерой снижения рисков негативного воздействия условий профессиональной деятельности на психическое здоровье и психологическое благополучие кандидата, и, следовательно, способствует решению задачи обеспечения профессионального долголетия.

Результатом профессионально-психологического отбора является заключение о степени профессиональной пригодности, что прогнозирует эффективность профессиональной деятельности специалиста.

Системность подхода к подготовке специалиста предполагает реализацию мероприятий не только до начала его трудовой деятельности, но и на всех этапах непосредственной ее реализации.

На ранних этапах профессионального развития наибольшее значение имеют мероприятия по адаптации специалиста к конкретным условиям деятельности. В психологической службе МЧС России разработана система таких мероприятий. В нее входят: развитая система наставничества, позволяющая дифференцировать знания, умения, навыки специалиста для решения конкретных профессиональных задач, интериоризировать элементы корпоративной культуры; наличие разработанного вводного курса подготовки к деятельности, включающего освоение организационных и нормативно-правовых правил и актов, реализованного в дистанционном формате; интеграция в профессиональное сообщество, реализуемую, в том числе, посредством автоматизированной информационной системы «Психолог» (АИС «Психолог»). АИС «Психолог» представляет собой аппаратно-программный комплекс, выполняющий четыре основные функции: коммуникативную, информационную, организационную и функцию автоматизации технологических процессов деятельности психолога; она является профессиональным инструментом специалиста психологической службы МЧС России, используемом при решении разных задач.

(R — Spearman's test, p — level of correlation) PIQ Correlates with R p

Level of subjective control communicative inclinations 0.380 0.05

organizational tendencies 0.197 0.05

ability to adapt to changing activities with unpredictable outcomes 0.201 0.05

impulsiveness -0.346 0.05

Voluntary control of behavior moral and ethical standards 0.364 0.01

secrecy, suspicion; tendency to fixate on negative experiences -0.212 0.05

High activity, sociability, optimism restraint, prudence 0.377 0.01

Orientation to the task (motivation for achievement) impulsiveness -0.302 0.01

secrecy, suspicion; tendency to fixate on negative experiences -0.205 0.05

^ — критерий Спирмена, р — уровень корреляционной связи) ПВК С каким показателем коррелирует R p

Уровень субъективного контроля коммуникативные склонности 0,380 0,05

организаторские склонности 0,197 0,05

способность адаптироваться к изменяющейся деятельности с не предсказуемым исходом 0,201 0,05

импульсивность -0,346 0,05

Волевой контроль поведения морально-этические нормы 0,364 0,01

скрытность, подозрительность; склонность к фиксации на негативных переживаниях -0,212 0,05

Высокая активность, общительность, оптимистич-ность сдержанность, рассудительность 0,377 0,01

Направленность на задачу (мотивация на достижение) импульсивность -0,302 0,01

скрытность, подозрительность; склонность к фиксации на негативных переживаниях -0,205 0,05

Table 5. Psychological characteristics of a psychologist of the Ministry of Emergency Situations of Russia

Таблица 5. Психологические характеристики психолога МЧС России

Профессионально важные качества (ПВК) Качества, препятствующие успешной профессиональной деятельности (анти-ПВК) Качества, компенсирующие отсутствие или слабую выраженность ПВК (резервные ПВК)

Когнитивные особенности

Не предъявляется особых требований. Требуется развитие когнитивных способностей не ниже средних значений возрастной нормы

Мотивационно-волевая сфера

Интернальный локус контроля ^ Экстернальный или не ярко выраженный интернальный локус контроля ^ Импульсивность ^ Высокие коммуникативные склонности ^ Достаточные организаторские склонности ^ Потребность в новизне; способность справляться с изменчивой деятельностью, характеризующейся трудно предсказуемым исходом

Высокий волевой самоконтроль поведения ^ Недостаточный волевой самоконтроль поведения ^ Склонность к фиксации на негативных переживаниях; скрытность, подозрительность ^ Стремление соблюдать морально-этические нормы

Направленность в профессиональной деятельности «на задачу» ^ Отсутствие направленности «на задачу» в профессиональной деятельности

Личностные особенности

Энергичность, эмоциональная вовлеченность. Общительность и оптимистичность ^ Склонность преувеличивать свои возможности и не доводить дела до конца. Излишняя активность ü Сдержанность, рассудительность

Professionally important qualities (PIQ) Qualities that prevent successful professional activity (anti-PIQ) Qualities that compensate for the absence or weak PIQ (reserve PIQ)

Cognitive features

There are no special requirements. Requires the development of cognitive abilities not lower than the average values of the age norm

Motivational-volitional sphere

Internal locus of control ü External or not pronounced internal locus of control ü Impulsivity S High communication skills S Sufficient organizational skills S The need for novelty; ability to cope with changing activities characterized by difficulty in outcomes prediction

High volitional self-control of behavior ü Insufficient volitional self-control of behavior ü Tendency to fixation on negative experiences; secrecy, suspicion S Striving to comply with moral and ethical standards

Orientation in professional activity "on the task" ü Lack of focus "on the task" in professional activities

Personality traits

Energy, emotional involvement. Sociability and optimism S The tendency to exaggerate one's abilities and not to bring things to the end. Excessive activity ü Restraint, prudence

По мере накопления у специалиста опыта работы актуальными становятся мероприятия по повышению квалификации и обеспечению возможностей обмена профессиональным опытом.

Повышение уровня профессионального мастерства является правом специалиста, которое реализуется в системе МЧС России через возможности дополнительного образования в очной и дистанционной форме. Программы дополнительного образования, реализуемые для психологов, дают возможность овла-

деть конкретными методиками, применяемыми в соответствии с ведомственными регламентами, а также изучить вопросы организации и порядка проведения мероприятий по двум основным направлениям профессиональной деятельности психолога МЧС России: психологическому сопровождению деятельности личного состава и психологическому сопровождению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Ежегодно в системе МЧС России курсы повышения квалификации проходят от 70 до 120 специалистов.

Большинство специалистов также проходят обучение и аттестуются на квалификацию «Спасатель», что важно для обеспечения безопасности при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Активному обмену опытом способствуют и такие мероприятия как проведение ежегодной научно-практической конференции «Психология экстремальных ситуаций. Теория и практика», участниками которой являются представители 70-85 регионов, высших учебных заведений, ведущие специалисты в области психологии, медицины, спасательного дела; конкурс профессионального мастерства «Лучший психолог МЧС России», позволяющий предъявить, исследовать и интегрировать в деятельность службы лучшие практики профессиональной деятельности; постоянная научно-методическая работа, направленная на развитие единой методической основы деятельности специалистов-психологов МЧС России.

Реализация развернутой системы подготовки специалистов позволяет: поддерживать высокий уровень профессиональных компетенций; осуществлять мероприятия по психологическому сопровождению личного состава министерства и психологическому сопровождению аварийно-спасательных и других неотложных работ по единым стандартам, обеспечивая необходимое качество этих мероприятий и оптимальные параметры кадрового потенциала службы, характеризующегося качественными характеристиками — уровнем текучести кадров и средним стажем работы, который составляет 6,5 лет.

Выводы

• Психолог МЧС России — сложная профессия, обладающая специфическими особенностями, предопределяющих наличие ряда требований к профессиональным компетенциям и личностным качествам.

• Наиболее выраженный эффект возможен при взаимодействии учреждений высшего образования и науки, а также работодателя, что позволяет обеспечивать доступ специалистов к информации о последних научных достижениях и участие научного сообщества в решении прикладных задач. Такое взаимодействие может быть реализовано посредством формирования сопряженных между собой профессиональных и образовательных стандартов, основывающихся на

достижениях науки с одной стороны и требованиях практики с другой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Обеспечение высокого уровня подготовки специалиста достигается благодаря разработанной единой системы мероприятий, согласованных между собой организационно и методически, а также реализуемых во всех функциональных элементах службы. В данную систему входят:

- участие в реализации программ высшего профессионального образования в вузах, осуществляющих подготовку психологов;

- мероприятия по профессиональному психологическому отбору, учитывающие требования к личностным качествам специалиста, объективизированные в психограмме психолога МЧС России;

- проведение профессионального собеседования с каждым кандидатом на службу или работу по теоретическим и прикладным вопросам, а также по вопросам применения этического кодекса психолога при решении практических задач, реализуемых с целью выявления актуального на момент приема на работу уровня знаний, умений, навыков;

- мероприятия по адаптации специалиста на рабочем месте, посредством развитой системы наставничества, и интеграции специалиста в службу, в том числе посредством дистанционных технологий, реализованных в АИС «Психолог»;

- внедрение единой системы нормативного и методического обеспечения деятельности службы;

- реализация системы повышения квалификации и обеспечение возможностей непрерывного совершенствования профессионального мастерства, очные и дистанционные формы повышения квалификации, аттестация на квалификацию спасатель, доступ специалистов к методическим разработкам, создание видеокурсов по наиболее сложным вопросам профессиональной деятельности, конкурсы профессионального мастерства, организация конференций с участием территориальных подразделений службы и ведущих специалистов в области медицинской психологии, медицины, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Система мероприятий по подготовке специалистов является неотъемлемой составной частью работы по сохранению физического и психического здоровья специалиста, обеспечению профессионального долголетия.

Литература

Авдеева И.О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 2. С. 40-42.

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. Алексеева И.Ю., Батаршев А.В., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. Альманах психологических тестов. Под ред. Римской С.А., Римского Р.Р. М.: КСП, 1995.

Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М.: Институт медико-биологических проблем; ММА, 2000.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основа интерпретации, некоторые области применения. М.: Издательство «Березин Феликс Борисович», 2011.

Бессонова Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности в экстремальных условиях. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2001. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.

Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. М.: Изд-во ИП РАН, 2011.

Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Уральский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 38-47. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2011.

Кечил Д.И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2013.

Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития» / Под ред. М.Ю. Карелиной. М.: Изд-во МИССО, 2003. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. СПб.: Речь, 2008. Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008.

Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в системе МЧС России. М.: ГУ ЦЭПП МЧС России, 2006.

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.

Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность. Реферативный сборник избранных работ по

грандам в области гуманитарных наук. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

Орлов А.И. Экспертные оценки: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.

Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Приказ МЧС России от 25.04.2003 № 218 «О создании психологической службы МЧС России» // [Электронный ресурс]

// URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 03.09.2021).

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001.

Сергеева О.М. Общий психологический практикум. Тема «Эмоции и мотивация». Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2014.

Симонова Н.Н., Мастренко А.С., Султанова Ф.Р., Губайдулина Л.М., Барабанщикова В.В. Личностная надежность спасателей МЧС и их профессиональная успешность // Вестник Московского Университета. Серия 14 Психология. 2020. № 4. С. 221-250. doi: 10.11621/vsp.2020.04.11

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 94-106. doi: 10.11621/ npj.2020.0109

Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии: методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2010.

Шойгу Ю.С. Психологическая служба МЧС России: актуальное состояние и перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 3. С. 29-33.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998.

Day, D.V., Silverman, S.B. (1989). Personality and job performance: evidence of incremental validity. Personnel Psychology, 42, 25-36.

Ericsson, K.A., Krampe, R.T., Tesch-Romer, С. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 100, 363-406.

Eysenck, H.J. (1960). The structure of human personality. London: Methuen.

Nuttin, J., Lens, W. (1985). Future time perspective and motivaition: Theory and research method. Leuven Hillsdale; NJ: Leuven University Press Erbaum.

References

Alekseev, A.A., Gromova, L.A. (1993). Understand me correctly or a book about how to find your own style of thinking, effectively use intellectual resources and gain mutual understanding with people. St. Petersburg: Ekonomicheskaya shkola. (In Russ.). Alekseeva, I.Yu., Batarshev, A.V., Mayorova, E.V. (2007). Diagnostics of professionally important qualities. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

Almanac of psychological tests. (1995). In Rimskaya S.A., Rimskiy R.R. (Eds.). M.: KSP. (In Russ.).

Avdeeva, I.O. (2013). Professionography and its role in the development of professionalism. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika (Society: sociology, psychology, pedagogy), 2, 40-42. (In Russ.).

Baevsky, R.M., Ivanov, G.G. (2000). Heart rate variability: theoretical aspects and possibilities of clinical application. M.: Institut medico-biologicheskikh problem; MMA. (In Russ.).

Berezin, F.B., Miroshnikov, M.P., Sokolova, E.D. (2011). Methodology of multilateral personality research. Structure, basis of interpretation, some areas of application. M.: "Berezin Felix Borisovich". (In Russ.).

Bessonova, Yu.V. (2004). Psychological features of professional motivation of activity in extreme conditions. In V.A. Bodrov (Eds.), Professional suitability: a subject-activity approach (pp. 113-137). M.: Izd-vo IP RAN. (In Russ.). Bodrov, V.A. (2006). Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems. M.: Izd-vo IP RAN. (In Russ.). Bodrov, V.A. (2001). Psychology of professional fitness. M.: PERSE. (In Russ.).

Chermyanin, S.V., Korzunin, V.A., Yusupov, V.V. (2010). Diagnostics of neuropsychiatric instability in clinical psychology: A textbook. St. Petersburg: Rech'. (In Russ.).

Day, D.V., Silverman, S.B. (1989). Personality and job performance: evidence of incremental validity. Personnel Psychology, 42, 25-36.

Ericsson, K.A., Krampe, R.T., Tesch-Romer, S. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 100, 363-406.

Eysenck, H.J. (1960). The structure of human personality. London: Methuen.

Fundamentals of Psychology. (2006). In L.D. Stolyarenko (Eds.), Practicum (pp. 377-382). Rostov-on-Don: Feniks. (In Russ.). Gutsykova, S.V. (2011). Method of expert assessments: theory and practice. Moscow: Izd-vo IP RAN. (In Russ.). Ignatova, Yu.P., Makarova, I.I., Yakovleva, K.N., Aksenova, A.V. (2019). Visual-motor reactions as an indicator of the functional state of the central nervous system. Uralskiy mediko-biologicheskij zhurnal (Ural medical and biological journal), 3, 38-47. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51 (In Russ.).

Ilyin, E.P. (2011). Differential psychology of professional activity. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

Kechil, D.I. (2013). Osobennosti professiogrammy truda psihologa sluzhebnoj deyatel'nosti: diss. ... kand. psihol. nauk. (Features of the occupational work of a psychologist of official activity: dissertation). Ph.D. (Psychology). Moscow. (In Russ.). Lavrova, N.A. (2003). The influence of personal characteristics on the success of professional activity in the "man-man" system. In M.Y. Karelina (Eds.), Theses of the Moscow interuniversity scientific and practical conference "Psychodiagnostics: areas of application, problems, prospects of development". M.: Izd-vo MISSO. (In Russ.).

Maklakov, A.G. (2008). Professional psychological selection of personnel. Theory and practice. St. Petersburg: Rech. (In Russ.). Mashkov, VN. (2008). Differential psychology of a person. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

Methodological guide for conducting professional psychological selection in the EMERCOM of Russia. (2006). Moscow. (In Russ.).

Nalchajyan, A.A. (1988). Socio-psychological adaptation of personality: (forms, mechanisms, strategies). Yerevan: Izdatel'stvo AN Armyanskoj SSR. (In Russ.).

Naslesov, A.D. (2008). Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation: A textbook. St. Petersburg: Rech'. (In Russ.).

Nuttin, J., Lens, W. (1985). Future time perspective and motivaition: Theory and research method. Leuven Hillsdale; NJ: Leuven University Press Erbaum.

Orel, V.E. (1999). Psychological study of the influence of profession on personality. Abstract collection of selected works on grants

in the field of humanities (рр. 113-115). Yekaterinburg.: Izd-vo Ural. un-ta. (In Russ.).

Orlov, A.I. (2002). Expert assessments. A textbook. M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana. (In Russ.).

Order EMERCOM of Russia dated 25.04.2003 № 218 "On the creation of the psychological service of EMERCOM of Russia". (Retrieved from http://www.garant.ru) (review data: 03.09.2021). (In Russ.).

Practical psychodiagnostics. Methods and tests: A textbook. (2001). In D.Ya. Raigorodsky (Eds.). Samara: BAHRAH-M. (In Russ.). Sergeeva, O.M. (2014). General psychological workshop. The topic is «Emotions and motivation». N. Novgorod: Nizhegorodskij gos. un-t. (In Russ.).

Shoigu, Yu.S. (2016). Psychological Service of EMERCOM of Russia: current state and prospects of development. Professionalnoe obrazovanie. Stolica (Vocational education. Capital), 3, 29-33. (In Russ.).

Simonova, N.N., Maistrenko, A.S., Sultanova, F.R., Gubaidullina, L.M., Barabanshikova, V.V. (2020). Personal reliability of rescuers EMERCOM of Russia and their professional success. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 4, 221-250. doi: 10.11621/vsp.20.04.11 (In Russ.).

Stern, V. (1998). Differential psychology and its methodological foundations. Moscow: Science. (In Russ.). Tarasova, A.A., Shoigu, Yu.S. (2020). The structure of professionally important qualities of specialists of the State Inspectorate for Small vessels of EMERCOM of Russia. Nacionalnyy psihologicheskiy zhurnal (National Psychological Journal), 1 (37), 94-106. doi: 10.11621/npj.2020.0109 (In Russ.).

The Big Encyclopedia of psychological tests. (2005). Moscow: Eksmo. (In Russ.).

Статья получена 30.08.2022;

принята 30.09.2022; отредактирована 18.11.2022.

Received 30.08.2022; accepted 22.09.2022; revised 18.11.2022.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT AUTHOR

Шойгу Юлия Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России; заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 6263896@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6094-2564

Yulia S. Shoigu — PhD in Psychology, Associate Professor, Director of the Emergency Psychological Assistance Center of EMERCOM of Russia; Head of the Department of Extreme Psychology, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, 6263896@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6094-2564

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.