Научная статья на тему 'Система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере факультета психологии Ставропольского государственного университета)'

Система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере факультета психологии Ставропольского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
55
8
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Демиденко О. П.

Проведен анализ системы высшего профессионального образования для инвалидов в вузах России; описана система организации и особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском государственном университете.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Демиденко О.П.,

SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH (ON THE EXAMPLE OF FACULTY OF PSYCHOLOGY OF THE STAVROPOL STATE UNIVERSITY)

In article the analysis of system of the higher vocational training for invalids in high schools of Russia is carried out; the system of the organization and feature of psychogico-pedagogical support of students with the limited possibilities of health at the Stavropol state university is described.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере факультета психологии Ставропольского государственного университета)»

Л* ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ _

Актуальные проблемы общей педагогики

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

О.П. ДЕМИДЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: demidenko@yandex.ru

Аннотация. Проведен анализ системы высшего профессионального образования для инвалидов в вузах России; описана система организации и особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском государственном университете.

Ключевые слова: высшее образование, инвалидность, обучение, психолого-педагогическое сопровождение.

SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH (ON THE EXAMPLE OF FACULTY OF PSYCHOLOGY OF THE STAVROPOL STATE UNIVERSITY)

O.P. DEMIDENKO,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article the analysis of system of the higher vocational training for invalids in high schools of Russia is carried out; the system of the organization and feature of psychogico-pedagogical support of students with the limited possibilities of health at the Stavropol state university is described.

Keywords: higher education, physical inability, training, psychogico-pedagogical support.

Современная система образования в РФ обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, допускается в различных формах (очная, вечерняя, заочная, в форме семейного образования, самообразования, экстерна, а также в форме дистанционных образовательных технологий), в специальных группах, классах и по индивидуальным учебным планам, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Нормативно-правовая база системы образования и социальной защиты обеспечивает гражданам Российской Федерации неоднократное получение бесплатного профессионального обра-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

зования по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных про-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

грамм, адаптированных для обучения инвалидов. Организация образовательного процесса регламентируется нормативными правовыми актами и организационно-методическими материалами, позволяет обеспечивать учащихся специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдо-, тифлопереводчиков.

Для молодого человека с ограниченными возможностями одним из самых актуальных вопросов является вопрос получения высшего образования.

Проведенный анализ системы высшего про-фессонального образования показал, что отмечается ежегодный рост обучающихся инвалидов в вузах. Так, в 2002—2003 учебном году в среднем студенты составили около 2%, имеющих группу или категорию инвалидности, в 2003—2004 гг. — 3%, в 2004—2005 гг. — 5%, в 2005—2006 гг. — 5,5%. Кроме того, расширился круг специальностей, получаемых студентами-инвалидами.

В вузах РФ обучаются студенты-инвалиды, имеющие 1-, 2- и 3-ю группы инвалидности, а также студенты категории «ребенок-инвалид». Наиболее распространена среди студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3-я группа инвалидности (37% общего количества обучающихся-инвалидов). В основном это студенты, ранее имевшие категорию «ребенок-инвалид», которые после переосвидетельствования получили 3-ю группу инвалидности. Студенты-инвалиды категории «ребенок-инвалид» составляют 33%. Это студенты до 18 лет, обучающиеся на 1—2-м курсах, которые по достижении 18 лет, пройдя переосвидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, получат ту или иную группу инвалидности или у которых инвалидность будет снята. Инвалиды 2-й группы составляют 19%. Реже отмечается 1-я группа инвалидности среди студентов с ОВЗ — 7%.

Реализация образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов различной направленности обеспечивается доступом каждого студента-инвалида к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) образовательных программ.

Профессорско-преподавательский состав факультета психологии составляют специалисты

специального (коррекционного) образования, среди которых, специалисты в области патологии речи, в области патопсихологии специальной психологии, психологического консультирования. В целях совершенствования специализированной психологической помощи в обучении и воспитании студентов и их социально-психологической адаптации и поддержки на факультете психологии функционирует Психологическая служба, осуществляющая медико-психологическую реабилитацию, логопсихологическую диагностику и реабилитацию и психологическое консультирование и психологическую диагностику. Это позволяет осуществлять психологическое обследование и прогнозирование поведения с помощью новейших программ; консультирование по проблемам отношений, межличностного общения, вероятности создания семьи с последующей гармонизацией отношений, гармонизации профессиональных отношений на производстве (с коллегами, начальством, подчиненными, студентами), в учебной деятельности и т.д., психологическую поддержку, коррекцию, психотерапию, логопсихологическое обследование и прогнозирование с помощью новейших нейропсихо-логических методик и программ (заикание, нарушение темпа и ритма речи, функциональные расстройства голоса); логопедическое обследование лиц с речевыми нарушениями с помощью психологических методик.

Причины инвалидности студентов с ОВЗ, получающих высшее образование в СГУ, разнообразны. В первую очередь это общие соматические заболевания (52 человека от общего числа студентов-инвалидов) и нарушения зрения (5 человек). Достаточно распространенными являются нарушения опорно-двигательного аппарата (12 студентов-инвалидов).

На наш взгляд, студентам-инвалидам с общими соматическими заболеваниями для полноценного обучения в вузе достаточно четкого соблюдения общегигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу, систематического медицинского обследования и соответствующего медикаментозного лечения. Анализ причин инвалидности лиц с ОВЗ, обучающихся в СГУ, свидетельствует о том, что наиболее остро в нашем вузе стоит вопрос организации целена-

- -Я. -

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Актуальные проблемы общей педагогики

правленной работы по созданию специальной образовательной среды для студентов — инвалидов по зрению, что обусловлено большой распространенностью нарушений зрения среди студентов-инвалидов и тяжестью нарушений зрительного анализатора, хотя система оказания помощи должна сосредоточить в себе интересы всего контингента студентов-инвалидов. Также на факультете психологии в достаточной мере имеются оборудованные специальными техническими средствами аудитории, элементами которых являются адаптированные для инвалидов рабочие места в компьютерных классах.

Профессорско-преподавательским составом факультета создаются адаптированные для инвалидов учебные ресурсы, в частности современные электронные ресурсы (электронные учебники, интернет-ресурсы).

Так как программа образовательной поддержки инвалидов является комплексной и выходит за рамки вузовской программы, охватывая образовательную работу с детьми-инвалидами на довузовском этапе, предполагается соединение образовательной и профессиональной ориентации детей-инвалидов. Данные программы предполагают переподготовку педагогов, направленную на овладение компетенциями работы с учащимися-инвалидами, которая может быть организована на факультете психологии, а именно на кафедрах коррекцион-ной педагогики и психологии, клинической психологии, психологии, психофизиологии.

В настоящее время развитие системы высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ — крайне актуально, так как может в полной мере удовлетворить их потребности.

Таким образом, для полноценного обеспечения их прав на получение высшего профессионального образования необходимо решить следующие задачи:

♦ создать условия для организации профессиональной ориентации с лицами с ОВЗ в системе «Школа — вуз»;

♦ обеспечить материально-техническое оснащение интегрированных, коррекционных, дистанционных форм общего и профессионального образования лиц с ОВЗ, а также современное программно-методическое оснащение различных форм образования;

♦ расширить перечень форм оказания специальной помощи (создание центров психолого-педагогической помощи);

♦ сформировать кадровый ресурс специалистов «универсального профиля» — педагогов-де-фектологов, владеющих одновременно основами тифло- и сурдопедагогики;

♦ проводить широкую просветительскую работу и пропаганду в средствах массовой информации идей доступного высшего профессионального образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.

Таким образом, представленные количественные данные по численности студентов-инвалидов, обучающихся в СГУ, и качественный их анализ показывают, что лица с ОВЗ успешно обучаются по программам высшего профессионального образования в соответствии со своими потребностями и возможностями.

Литература

1. Уфимцева Л.П., Трубачесва Т.П., Семе-найнт Н.А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушением интеллекта // Дефектология. 2002. № 4. С. 57.

2. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Пете: развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2003.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М., 2005.

4. Козырева О.А. Повышение квалификации педагогов-дефектологов: опыт внедрения активного обучения // Дефектология. 2002. № 1. С. 90.