Как оказалось, исследованные конструкции допускают сближение каналов до максимально возможного, о чем свидетельствует коэффициент прохождения на пересечении АЧХ каналов около -4 дБ, т. е. на основе таких конструкций можно проектировать диплексеры со смежными каналами. Кроме того, вторая конструкция полоскового диплексера на подвешенной подложке обладает лучшей развязкой между каналами.
Библиографические ссылки
1. Маттей Г. Л., Янг Л., Джонс Е. Фильтры СВЧ, согласующие цепи и связи. М. : Связь, 1971. Т. 2. 494 с.
2. СВЧ-диплексер на четвертьволновых резонаторах / Б.А. Беляев и др. // Препринт № 774Ф ИФ СО РАН, Красноярск. 1997. 51 с.
3. Малорацкий Л. Г. Микроминиатюризация элементов и устройств СВЧ. М. : Сов. Радио, 1976. 216 с.
4. Бальва Я. Ф. Исследование частотных зависимостей коэффициентов связи полосковых резонаторов на подвешенной подложке : автореф. ... дис. канд. физ.-мат. наук. Красноярск, 2010. 24 с.
© Угрюмов А. В., Афонин А. О., 2014
УДК 621.002
Е. А. Филонина Научные руководители - А. Г. Лютов Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа
СИСТЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИСКРОВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Описываются этапы построения иерархической системы по управлению качеством процесса изготовления искровых свечей зажигания двигателя. Система позволяет управлять качеством изделий на разных стадиях технологического процесса, сократить затраты при проектировании и изготовлении и повысить качество и конкурентоспособность продукции.
Одним из важнейшим элементов системы зажигания двигателей внутреннего сгорания, роторных и поршневых двигателей являются искровые свечи. От совершенства конструкции, качества изготовления и правильности подбора свечи к двигателю существенно зависят его пусковые свойства, надежность, мощность, топливная экономичность, а также токсичность отработанных газов. Известно, что правильная регулировка двигателя позволяет уменьшить количество выбросов СО и СН. Это связано с режимами работы систем зажигания. Несмотря на тенденцию повышения требований к экологичности выбросов двигателей внутреннего сгорания, в настоящее время наблюдается ослабление требований к искровым свечам зажигания на разных стадиях производства [1]. Традиционные технологические схемы изготовления свечных изделий не учитывают современной тенденции повышения качества выпускаемой продукции.
На сегодняшний день особенности отечественного производства искровых свечей таковы, что технологический цикл их изготовления является длительным и энергозатратным, а себестоимость изделий - высокой, при этом велика доля ручного труда и степень влияния человеческого фактора. Высоки технологические потери, связанные с браком. В совокупности эти факторы резко снижают конкурентоспособность отечественной продукции. Таким образом, обусловлена необходимость разработки и внедрения новых конструкторских и технологических решений, ориен-
тированных на высокую степень автоматизации и механизации процессов изготовления и контроля искровых свечей зажигания.
Предполагается, что в общем случае для решения задач управления качеством должна быть создана иерархическая система, которая объединяет систему верхнего уровня (рис. 1), регулирующую конструкторские и технологические решения, и систему нижнего уровня, обеспечивающую стабильность технологического процесса. Совмещение систем двух уровней является важной задачей. Проведенные эксперименты показали возможную структуру данной иерархической системы и определили на текущем этапе состав программных продуктов, которые необходимо связать между собой для решения поставленной задачи [2].
Результаты проведенных испытаний в виде конструкторских и технологических решений унифицированных изделий позволяют наполнить созданную базу данных. На рис. 1 и 2 представлены некоторые разделы ее реализации. Таким образом, появляется возможность сократить количество конструкторской и технологической документации, т. е. осуществить переход на типовые конструкторские решения и технологические процессы.
Это позволяет сократить затраты на подготовку производства и, следовательно, способствует стабильности процесса, поскольку минимизирует необходимость перестройки технологического цикла.
Секция «Перспективные материалы и технологии»
Рис. 1. Система верхнего уровня
10 - Свеча -@ А14В
3 А17ДВ1
4 А17ДВ10
5 А17ДВМ
6 А17ДВР
7 А20Д1
а А 23дм
3 А23ДРМ 10 А23ДВРМ
Номер ИГУР387.653.044шт 8Г3.030.112шт ЗГЗ.ОЗС>.121шт ИЮМА 723.131.005шт ЗГЗ.ОЗО.И2шт 8Г8.030.112ШТ ЗГЗ.ОЖ112шт 8Г8.030.112ШТ ЗГЗ.ОЗО.П2ШТ
и
7,6±0,25 5,5+0,25 5,6+0,25 9,7+0,25 5,6+0,25 5,6+0,25 5,6+0,25 5,6+0,25 5,6+0,25
12 -10,2-0,3 8,2-0,2 8,2-0,2 11,7-0,3 8,2-0,2 8,2-0,2 8,2-0,2 8,2-0,2 8,2-0,2
и - 1_4 12,7±0,2 22,5±0,25 15+0,2 31+0,25
19±0,2 19±0,2 19±0,2 19±0,2 19±0,2 19±0,2 Ш+0,2
31±0,25
27,5+0,25
31±0,25
31±0,25
31±0,25
31±0,25
31+0,25
15
17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25 17+0,5-0,25
1_б
32,7±0,3 39,2+0,3 39,2±0,3 39,2+0,3 39,2±0,3 39,2+0,3 39,2±0,3 39,2±0,3 39,2+0,3
Рис. 2. Параметры корпуса свечи зажигания
Предложенная структура экспертной системы позволяет решать задачи параметрической идентификации на стадии проектирования и выявлять проблемы, возникающие при технологической эксплуатации изделий. Комплексный подход к управлению качеством свечей зажигания дает возможность управлять качеством изделий на разных стадиях технологического процесса, что позволяет сократить затраты при проектировании и изготовлении и повысить качество и конкурентоспособность продукции. Предложенный алгоритм опробован в производстве и реализован на предприятии ФГУП УАПО УЗЭТИ (г. Уфа), что позволило сократить срок от этапа разработки до серийного выпуска изделия.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ Р 53842-2010 Детали автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний. Введ. 2010-09-15. М. : Стандар-тинформ, 2010. 43 с.
2. Ильин А. Н., Филонина Е. А. Автоматизированная система управления качеством изготовления резистивного герметика автомобильных свечей зажигания // Вестник Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. 2013. Т. 17. № 2 (55). С. 34-41.
© Филонина Е. А., 2014