Научная статья на тему 'Система принципов правового регулирования научно-технической сферы'

Система принципов правового регулирования научно-технической сферы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СВОБОДА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СФЕРА / ПРАВО И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRINCIPLES OF LAW / LEGAL REGULATION / FREEDOM OF SCIENTIFIC RESEARCH / SCIENTIFIC AND TECHNICAL SPHERE / LAW AND SCIENTIFIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Губаева Тамара Владимировна, Гумеров Ленар Асхатович

Современный этап развития России связан с формированием инновационной экономики, основанной на широком применении научно-технических результатов. Указанный процесс оказывает влияние не только на развитие и усложнение фактических общественных отношений в научно-технической сфере, но также трансформирует их правовое регулирование. В правовой системе объективно возникают принципы регулирования общественных отношений в научно-технической сфере, имеющие межотраслевой характер. Теоретико-правовой анализ категории «принцип права» позволил выявить особенности понимания указанной категории на современном этапе развития юридической науки. В статье на основе исследования международно-правовых актов, отечественного и зарубежного законодательства выявлены принципы правового регулирования общественных отношений в научно-технической сфере, определены соответствующие международно-правовые и внутригосударственные принципы. Обосновывается вывод о том, что данные принципы образуют единую систему, ключевое значение в которой имеет принцип свободы научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of principles of legal regulation of scientific and technical sphere

The modern stage of development of Russia is associated with the formation of innovative economy based on the wide application of scientific and technical results. This process has an impact not only on the development and complexity of actual social relations in scientific and technical sphere, but also transforms their legal regulation. There are principles of legal regulation of social relations in scientific and technical sphere which have interbranch character in the legal system. Theoretical legal analysis of the “principle of law” category has allowed revealing features of understanding of this category at the present stage of development of legal science. In the article, the principles of legal regulation of social relations in scientific and technical sphere are identified on the base of the research of international-legal acts, Russian and foreign legislation. We have justified conclusion that the scientific and technical sphere legal regulation principles form a single system in which freedom of scientific researches principle has the crucial importance.

Текст научной работы на тему «Система принципов правового регулирования научно-технической сферы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.1

Губаева Тамара Владимировна

доктор юридических наук, кандидат филологических наук, профессор Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Казань

rega06@list.ru

Гумеров Ленар Асхатович

кандидат юридических наук, доцент Казанский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Казань

gumerov_L@mail.ru

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Современный этап развития России связан с формированием инновационной экономики, основанной на широком применении научно-технических результатов. Указанный процесс оказывает влияние не только на развитие и усложнение фактических общественных отношений в научно-технической сфере, но также трансформирует их правовое регулирование. В правовой системе объективно возникают принципы регулирования общественных отношений в научно-технической сфере, имеющие межотраслевой характер. Теоретико-правовой анализ категории «принцип права» позволил выявить особенности понимания указанной категории на современном этапе развития юридической науки. В статье на основе исследования международно-правовых актов, отечественного и зарубежного законодательства выявлены принципы правового регулирования общественных отношений в научно-технической сфере, определены соответствующие международно-правовые и внутригосударственные принципы. Обосновывается вывод о том, что данные принципы образуют единую систему, ключевое значение в которой имеет принцип свободы научных исследований.

Ключевые слова: принципы права, правовое регулирование, свобода научных исследований, научно-техническая сфера, право и научная деятельность.

Принцип - категория универсальная. Теоретики и практики в самых разных областях деятельности используют ее как своего рода познавательный трамплин, чтобы более полно понять и объяснить природу изучаемых объектов, а затем эффективно их освоить в целях, отвечающих неуклонному стремлению человечества к прогрессу и благополучию во всех сферах.

Особое значение принципы имеют для законодателя, миссия которого заключается в создании правил, гарантирующих гармоничное и справедливое устройство общества. Многофакторная обусловленность этих правил, если подчинить ее логически непротиворечивой системе принципов, будет хорошо упорядочена, что, в свою очередь, позволит не только эффективно управлять социумом, но и успешно прогнозировать его будущее.

Именно универсальность рассматриваемой категории исключает возможность ее однозначного, раз и навсегда данного определения. Известные дефиниции различаются в зависимости от отраслей науки и методологических подходов исследователя и вместе с тем имеют бесспорное сходство. Во-первых, это смысловая связь с первоисточником термина «принцип» - латинским рппаршт, что означает «начало, или основа» [11]. Во-вторых, это совокупность качеств, необходимых для признания того или иного положения принципом: наибольшее внутреннее единство, наибольшая полнота содержания и наибольшая ясность и внутренняя обязательность связи его с тем, что из него объясняется [8].

Принципы права в указанном общетеоретическом аспекте изучались в трудах В.В. Ершо-

ва, О.А. Кузнецовой, Е.В. Скурко, А.К. Чернова, М. Кохена и других авторов [3; 13]. Как нам представляется, соответствующие результаты их исследований применимы и могут получить дальнейшее развитие при научном анализе принципов правового регулирования научно-технической сферы - вопроса, пока не ставшего предметом пристального внимания правоведов, несмотря на исключительную важность научно-технических отношений в современном постиндустриальном мире.

Формы права современных государств, регламентирующие отношения, возникающие в научно-технической сфере, содержат положения, имеющие основополагающее значение для правового регулирования [4; 5; 7]. Данные положения в отличие от иных правовых предписаний имеют большую степень абстрактности, охватывают значительно больший, а зачастую и весь круг общественных отношений указанной сферы, задают направления правового регулирования, значительно меньше подвержены изменениям. Сложность регулирования общественных отношений, возникающих в научно-технической сфере, заключается в том, что сами отношения достаточно разнообразны, затрагивают различные стороны объективной действительности, связанной преимущественно с осуществлением научно-технической деятельности, и, соответственно, их правовое регулирование имеет межотраслевой характер.

Таким образом, правоотношения, возникающие в научно-технической сфере, испытывают влияние принципов права той отрасли, нормами которой они урегулированы. К примеру, на отношения

© Губаева Т.В., Гумеров Л.А., 2016

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

167

между научным работником и руководителем научной организации, возникающие при выполнении научного исследования в рамках служебного задания, оказывают воздействие принципы трудового права. На отношения между заказчиком и исполнителем договоров НИОКР - гражданского права и т. д. Вместе с тем в правовом регулировании отношений в научно-технической сфере можно выделить принципы, которые имеют общее регулятивное значение для всех отношений данной сферы независимо от того, нормами какой отрасли они урегулированы.

Положения нормативных правовых актов, регламентировавших отношения в научно-технической сфере в советский период, а также взгляды ученых, изложенные в юридической литературе в это же время, позволяют сделать вывод о том, что в недалеком прошлом государство подходило к регламентации общественных отношений в научно-технической сфере с позиции управления, не ограничиваясь только регулированием, то есть речь шла об управлении наукой, техникой, научно-техническим развитием в целом. Соответственно, закреплялись и исследовались не столько принципы правового регулирования, сколько принципы управления рассматриваемой сферы. Например, выделялись такие принципы, как принцип партийного руководства, планирования, демократического централизма, социалистической законности, участия масс в управлении и т. д. [6, с. 93]. Важно отметить, что уже в советский период государство наряду с управлением внедряло в научно-технической сфере принципы координации деятельности, представляющие собой взаимодействие субъектов, не имеющих между собой отношений власти и подчинения, притом данный подход объяснялся как специфическая особенность правового воздействия на общественные отношения в научно-технической сфере [2, с. 34-39; 6, с. 114].

В последующем указанные формы государственного воздействия, а соответственно, и принципы регулирования трансформировались. Действующий Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» в главе III, посвященной организации и принципам регулирования научной и (или) научно-технической деятельности, устанавливает, что управление этой деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления [7].

Полагаем, что законодатель неудачно употребил в тексте акта термины «управление» и «регулирование», не придав значения соотношению их содержания, разработанному в науке [10, с. 133-140; 12]. Во-первых, использован термин «управление», который не имеет легального определения и применяется в большей степени в экономике, социологии, политологии, а не в юриспруденции. Во-вторых,

указываются принципы управления, а именно: принцип государственного регулирования и принцип самоуправления, которые не охватывают всего круга явлений, включаемых в содержание термина «управление». Остаются за рамками воздействия такие составляющие управления, как прогнозирование, планирование, организация, контроль и т. д. В-третьих, несмотря на наименование рассматриваемой главы закона, принципы правового регулирования в ней не сформулированы.

Анализ последующих статей Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» также не проясняет ситуацию. Ч. 2 ст. 11 указанного закона содержит перечень основных принципов, исходя из которых осуществляется государственная научно-техническая политика. В частности, в качестве принципов отмечены: признание науки социально значимой отраслью, гарантированность приоритетного развития фундаментальных исследований, интеграция науки и образования, поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники, развитие международного научного и научно-технического сотрудничества и др.

Не вызывает сомнений, что право является эффективным средством реализации государственной политики в любой сфере жизнедеятельности общества, в том числе и научно-технической, но возможность рассматривать принципы государственной политики в качестве принципов правового регулирования весьма спорна. По нашему мнению, такое отождествление недопустимо в силу ряда обстоятельств. Причина, прежде всего, в круге охватываемых явлений. Содержание термина «государственная политика» несколько иное, чем у термина «правовое регулирование» и охватывает, в частности, такие вопросы, которые правом не регламентируются.

Так, рассматривая вопрос о возможности использования в качестве принципов правового регулирования образовательных отношений принципы государственной политики в сфере образования, В.М. Сырых совершенно справедливо отмечает, что не любое общее нормативное положение может претендовать на роль принципов отрасли права, а только те, которые характеризуют наиболее устойчивые и необходимые свойства предмета правового регулирования. Исследуя принципы государственной политики в сфере образования, он приходит к выводу, что не все они отвечают указанному требованию [9, с. 220]. Отмеченное имеет актуальность и для правового регулирования общественных отношений в научно-технической сфере.

Предметом правового регулирования в рассматриваемой сфере общества являются научно-технические отношения, то есть социальные отношения, связанные с созданием, систематизацией, применением и распространением результатов

научно-технической деятельности. Соответственно, и принципы правового регулирования должны отражать наиболее общие устойчивые специфические черты указанных отношений.

По нашему мнению, ключевое значение для выделения принципов правового регулирования общественных отношений, обладающих общим (родовым) предметом регулирования, имеют основополагающие принципы права. В качестве таковых следует признать основополагающие принципы международного права и внутригосударственного права, находящиеся в единой правовой системе и выполняющие роль ее каркаса. Очевидно, что нормы права не могут противоречить указанным принципам, в противном случае они будут ничтожными, то есть недействительными с момента их формирования. Вместе с этим следует заметить, что основополагающие принципы в силу их абстрактности зачастую нуждаются в конкретизации применительно к регулированию отдельных однородных общественных отношений.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что правовое регулирование отношений в научно-технической сфере осуществляется не только различными формами национального права, но и международного права, целесообразно в первую очередь выявить принципы, сформировавшиеся в рамках международно-правового регулирования.

Наряду с основополагающими общепризнанными принципами в международном праве формируются так называемые отраслевые принципы -наиболее общие по содержанию правовые нормы, касающиеся однородных отношений и регулирующие их. Противоречие международно-правовых норм отраслевым принципам не допускается, хотя в отличие от основных общепризнанных принципов международного права оно может и не повлечь недействительности норм с момента их принятия [14, с. 97-121].

Специальные принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества были обстоятельно исследованы в трудах К.Г. Борисова, который отмечает, что эти специфические международно-правовые принципы отражают процессы интернационализации научно-технических связей, а именно: свободы научных исследований глобальных проблем современности, сотрудничества в применении достижений научно-технического прогресса, научно-технического содействия в процессе установления нового международного экономического порядка, установления закономерно обоснованных и взаимовыгодных научно-технических связей и сотрудничества государств мирового сообщества, научного анализа вероятных средств наиболее полного решения задачи разоружения, отвлечения средств из сферы производства военной техники на развитие науки и техники, реализации научно-технических связей

на началах равноправия, взаимного эквивалентного обмена научно-техническими достижениями, включая международный книгообмен, взаимной подготовки и повышения квалификации специалистов руководящих кадров экономики и др. [1].

Исследуя обозначенные международно-правовые принципы интернационализации научно-технических связей, следует отметить, что не все они являются принципами правового регулирования. Кроме того, не все относятся к правовому регулированию общественных отношений, возникающих в научно-технической сфере. Так, принципы научного анализа вероятных средств наиболее полного решения задачи разоружения, отвлечения средств из сферы производства военной техники на развитие науки и техники, рентабельности способов ликвидации военной техники и ее использования в энергетических и исследовательских реакторах, переключения ресурсов, высвобождаемых в процессе разоружения, на социальные нужды и культурное развитие народов и наций, по нашему мнению, нельзя отнести к принципам правового регулирования, поскольку они не фиксируют наиболее устойчивые и необходимые свойства предмета правового регулирования, а являются отдельными направлениями деятельности государств или программными целями. Тот факт, что они закрепляются в актах международных межправительственных организаций, равно как и в международных договорах, не меняет сущности указанных положений.

На наш взгляд, также нет достаточных теоретических обоснований для ограничения принципа свободы научных исследований глобальными проблемами современности. Свобода научных исследований имеет ключевое значение, при этом является универсальным принципом, применимым не только к глобальным проблемам современности, но и ко всем темам научных исследований. К примеру, государства объединяют усилия при осуществлении научных исследовании в сфере ядерной физики, биотехнологий, генной инженерии и др.

Содержание внутригосударственных правовых актов, в частности Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», позволяет утверждать, что принципы правового регулирования также существуют на уровне национального права. Следует особо отметить, что международные и внутригосударственные принципы правового регулирования общественных отношений в научно-технической сфере функционируют в единой правовой системе, соответственно, и рассматривать эти принципы следует как взаимосвязанные элементы, в противном случае возникает фрагментарность восприятия объективной действительности, не позволяющая в полной мере выявить сущность рассматриваемого явления.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о наличии конкретных принципов правового

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

169

регулирования общественных отношений в научно-технической сфере, формирование которых обусловлено наиболее устойчивыми и необходимыми свойствами предмета правого регулирования. Представляется возможным выделить следующие принципы правового регулирования: свободы научных исследований, равенства прав и возможностей субъектов научно-технической деятельности, свободы доступа к научно-технической информации, добросовестной конкуренции и недискриминации в науке, свободного оборота и доступности научно-технических результатов, охраны и защиты результатов научно-технической деятельности, сочетания государственного (межгосударственного) регулирования и саморегулирования, сотрудничества в научно-технической деятельности.

Все указанные принципы системны: их тесные взаимосвязи образуют совокупность, которая обладает новым регулятивным свойством, не присущим каждому из принципов в отдельности, и направлена на правовую регламентацию научно-технической сферы в целом. Таким образом, следует вести речь не просто о хаотичном наборе принципов правового регулирования научно-технической сферы, а о системе принципов, или упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, обладающей новыми свойствами, не характерными для отдельных частей системного целого.

То обстоятельство, что правовые системы современных государств формируются на основе приоритета человека, его прав и свобод, которые признаются высшей ценностью, в системе правового регулирования отношений в научно-технической сфере имеет решающее значение. Тем самым один из фундаментальных принципов права, провозглашающий всеобщее уважение прав и свобод человека, конкретизируется применительно к научно-технической сфере.

Анализ содержания форм права, регламентирующих правовые отношения в этой сфере (в частности, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конституции РФ 1993 г., Кодекса научных исследований (Франция), Закона США «О национальной политике в сфере науки и технологии, организации и приоритетах» 1976 г., Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 г.), позволяет сделать вывод о наличии такого принципа правового регулирования, как принцип свободы научных исследований. Свобода научных исследований подразумевает возможность субъектов научно-технической деятельности самостоятельно определять направления и методы проведения исследований и разработок. Научно-техническая деятельность является разновидностью творческой деятельности, которая теряет смысл без свободы. В противном случае достижение объективных результатов, ради которых

данная деятельность осуществляется, становится невозможным. В истории науки достаточно примеров, когда отсутствие свободы исследований, например, в силу засилья определенной идеологии, приводило к искаженным результатам исследований, не отражающим объективных процессов.

Несомненно, применительно к правовому регулированию отношений в научно-технической сфере принцип свободы научных исследований имеет фундаментальное значение, а в системе принципов играет ключевую роль. К примеру, принципы равенства прав и возможностей субъектов научно-технической деятельности, а также свободы доступа к научно-технической информации создают необходимые условия для реализации принципа свободы научных исследований. Принципы добросовестной конкуренции и недискриминации в науке, свободного оборота и доступности научно-технических результатов, а также охраны и защиты результатов научно-технической деятельности выполняют обеспечительную функцию. Принципы сочетания государственного (межгосударственного) регулирования и саморегулирования, сотрудничества в научно-технической деятельности направлены на формирование необходимой нормативной базы, а также выбор соответствующих методов регулирования, которые способствуют наиболее полной реализации принципа свободы научных исследований. При этом указанные принципы теснейшим образом связаны не только с принципом свободы научных исследований, но и друг с другом. Только взятые в единстве, функционирующие системно, рассматриваемые принципы правового регулирования научно-технической сферы позволяют достичь необходимого регулятивного эффекта.

Подводя итог, приходим к следующим выводам. Принципы правового регулирования научно-технической сферы, отвечая своим регулятивным и эвристическим задачам, не являются хаотическим множеством, а образуют специальную юридическую конструкцию - логически завершенную систему в виде уникального сочетания государственного (в том числе международного) регулирования и саморегулирования. Система принципов правового регулирования научно-технической сферы обладает наибольшим внутренним единством и наибольшей полнотой содержания благодаря приоритету принципа свободы научных исследований, который также обеспечивает ясную, внутренне обязательную связь норм права, реализуемых в научно-технической сфере.

Библиографический список

1. Борисов К.Г. Основы международно-правового регулирования многостороннего научно-технического прогресса государств мирового сообщества: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1990. - 660 с.

2. Дозорцев В.А. Законодательство и научно-технический прогресс. - М.: Юрид. лит., 1978. - 191 с.

3. Ершов В.В. Правовая природа принципов российского права: теоретические и практические аспекты // Российское правосудие. - 2009. - № 5. -С. 31-38.

4. Закон США «О государственной научной и технологической политике, организации и приоритетах» (National Science and Technology Policy, Organization, and Priorities Act of 1976) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. congress.gov/bill/94th-congress/house-bill/10230/text (дата обращения: 01.11.2016).

5. Кодекс научных исследований Франции (Code de la recherché) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071190 (дата обращения: 01.11.2016).

6. Организационно-правовые вопросы руководства наукой в СССР / под ред. М.И. Пискоти-на, В.А. Рассудовского, М.П. Ринга. - М.: Наука, 1973. - 422 с.

7. Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 35. - Ст. 4137.

8. Соловьев Вл. Принцип // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 01.11.2016).

9. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. - М.: Центр образовательного законодательства, 2002. - 340 с.

10. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - № 3. - С. 133-140.

11. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3084 (дата обращения: 01.11.2016).

12. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник. - М.: Юрист, 2004. - 475 с.

13. Kohen M., Schramm B. General Principles of Law // Oxford Bibliographies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oxfordbibliographies. com/view/document/obo-9780199796953/obo-9780199796953-0063.xml (дата обращения: 01.11.2016).

14. De Wet E. The Prohibition of Torture as an International Norm of jus cogens and Its Implication for National and Customary Law // European Journal of International Law. - 2004. - Vol. 15. - No. 1. -Р. 97-121.

Вестник КГУ _J № 6. 2016

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.