Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРЕССОЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на примере Хакасии)'

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРЕССОЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на примере Хакасии) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
516
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ ХАКАСИИ / ПРЕССА / ИНФОРМАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / HISTORY OF KHAKASSIA / PRESS / INFORMATION / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Костякова Юлия Борисовна

В статье на примере прессы Хакасии рассматриваются особенности информационной политики в годы Великой Отечественной войны, выявляется и описывается система принципов, которые использовались при создании газетных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of information policy of Khakassia press during the Great Patriotic War; a system of principles that were used for news story creating is revealed and described.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРЕССОЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на примере Хакасии)»

Юлия КОСТЯКОВА

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРЕССОЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

(на примере Хакасии)

В статье на примере прессы Хакасии рассматриваются особенности информационной политики в годы Великой Отечественной войны, выявляется и описывается система принципов, которые использовались при создании газетных материалов.

The article considers the features of information policy of Khakassia press during the Great Patriotic War; a system of principles that were used for news story creating is revealed and described.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, история Хакасии, пресса, информация, идеология; Great Patriotic War, history of Khakassia, press, information, ideology.

КОСТЯКОВА Юлия

Борисовна — к.и.н., доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики Института филологии и журналистики Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова [email protected], [email protected]

В годы Великой Отечественной войны средства массовой информации сыграли важнейшую роль в формировании таких стереотипов мышления и поведения, когда человек сознательно готов был жертвовать здоровьем, жизнью ради победы своей страны в войне. На наш взгляд, этому в значительной мере способствовало то, что сведения подавались аудитории не в виде информационного потока, где главным критерием определения важности сообщения являлась его оперативность, достоверность и социальная значимость, а в контексте четко структурированной информационной системы, в которой главным критерием оценки служила идеологическая «правильность» и соответствие политическим установкам руководства страны. В итоге потребитель получал дозированную, узконаправленную информацию регламентированной тематики, под воздействием которой и формировалась его видение мира, отношение к отдельным событиям и явлениям действительности и в целом — к войне, людям, труду.

Данное явление характерно в т.ч. для небольших по численности населения территорий, находившихся в глубоком тылу. В Хакасии — одной из автономных областей Сибири — специфика информирования аудитории СМИ была обусловлена, прежде всего, национальными особенностями региона, в котором проживали представители коренного этноса (хакасы), широко использовавшие в быту и коммуникации национальный язык. Также значительные трудности создавало наличие труднодоступных горно-таежных местностей, в которых радиовещание или снабжение населения газетами было практически невозможно.

Изучение материалов, опубликованных в прессе во время Великой Отечественной войны, а также архивных материалов и мемуарной литературы позволило выявить общие для СМИ области принципы информирования населения. Важнейшую роль в этом процессе играли газеты, преимуществом которых являлась фиксация информации на материальном носителе (бумаге), что позволяло читать периодические издания индивидуально и коллективно, распространять (передавать из рук в руки, пересылать), хранить и тиражировать (переписывать, множить на печатной машинке) отдельные газетные материалы.

Эффективность воздействия прессы в военный период усили-

136

ВЛАСТЬ

2011 '03

вали различные факторы, например, повышение потребности аудитории не только в событийной, но и установочной информации, которая помогала бы ориентироваться в происходящем, понимать суть событий, видеть перспективу на будущее. Вместе с тем анализ содержания газет показал отсутствие в местной прессе аналитических статей, из которых читатель мог бы получить ответы на волнующие его вопросы. Компенсировать это позволяло перечитывание газетных текстов, которое, на наш взгляд, позволяло выявлять скрытые смыслы, давать различную трактовку сообщений, сопоставляя их с другими, опубликованными в предыдущих и последующих номерах, в областных и районных (городских) изданиях, в центральной и региональной печати. Повышенное внимание аудитории к местной прессе было обусловлено существенным сокращением в годы войны количества поступавшей потребителям периодики, а также уменьшением тиража, периодичности и объема областных газет «Советская Хакасия» (на русском языке) и «Хызыл аал» (на хакасском языке), районных и городских изданий.

В результате сокращения объема выпускаемой прессы в автономии, особенно в сельской ее местности, образовался «информационный голод». Как вспоминает старейший журналист хакасии Е.А. Абдина, выезжая в село для сбора материала, приходилось выступать и в роли политинформатора: по случаю приезда представителя СМИ нередко собирались все жители населенного пункта, которым корреспонденты пересказывали содержание газеты и отвечали на вопросы1. Отчасти причиной такой тяги граждан к любым источникам информации являлась неудовлетворенность тематическим содержанием прессы. Темы газетных материалов и подходы к их освещению регламентировались партийными органами различного уровня, указания по организации информирования населения содержались в директивных статьях «Правды» и передовицах областных изданий. Но ужесточение цензуры, обеспечивавшей строжайшее соблюдение государственной тайны в условиях войны, привело к значительному сужению круга тем, разрешенных

1 Из личной беседы автора с Е.А. Абдиной — корреспондентом газеты «Хызыл аал» с 1943 г., записанной 21 января 2002 г. в г. Абакане.

к обсуждению в прессе. Бюро Хакасского обкома ВКП(б) давало указания местным, прежде всего областным, газетам сосредоточить внимание на развертывании в области социалистического соревнования, пропаганде различных движений в промышленности, помощи фронту, создании фонда обороны страны, агитации за сбор теплых вещей для солдат и проведении всевобуча2. Можно отметить, что партийный контроль за деятельностью и содержанием СМИ в годы войны не был ослаблен, но вопросы о работе газет рассматривались гораздо реже, чем в довоенный период. Главным ориентиром для местной прессы служили краевые (красноярские) и центральные газеты, используя опыт и пример которых, журналисты создавали отдельные тексты, подборки материалов, рубрики, иллюстративный материал, а также номера своих газет в целом.

Сокращение объема, формата и периодичности сказалось на внешнем виде и оформлении изданий: необходимость размещать на оставшейся газетной площади всю имевшуюся информацию заставило уменьшать кегль (размер) шрифта, а в 1942 г. — практически полностью отказаться от иллюстративного материала. Исключение составляли портреты И.В. Сталина, публикуемые в связи с праздничными датами, и рубрика «Окна сатиры», каждый выпуск которой содержал карикатуры.

В результате всех вышеописанных изменений к читателю в руки попадал очередной скупо иллюстрированный номер газеты, наполненный по большей части короткими сообщениями, заметками по четко определенному кругу тем, с обязательной передовой статьей, сводкой Совинформбюро, рубриками «Письма на фронт и с фронта», «Все для фронта, все для обороны», стихами самодеятельных поэтов и другими подобными материалами. Особенностью изданий военного времени было то, что их содержание, предельно сконцентрированное на газетной полосе, представляло собой квинтэссенцию наиболее важных с идеологической точки зрения сообщений, но в то же время включало большой объем фактического материала, иллюстрировавшего отдельные стороны повседневной жизни области и

2 Отдел документации Новейшей истории Государственного архива Республики Хакасия (ОДНИ ГАРХ), ф. 2, оп. 1, д. 862, л. 209.

страны. Благодаря такой концентрации заметна системность подачи информации, использование бинарных и небинарных принципов в организации информирования читателей, благодаря чему достигалась максимальная эффективность информационно-идеологического воздействия на аудиторию. Под принципами мы понимаем основные положения, руководящие идеи, правила, совокупность приемов реализации, организации и проведения информирования. К бинарным мы относим принципы экономии/избыточности, расчлененности/нерасчлененности, к небинарным — принципы аналогии, контраста, алогизма.

В первые месяцы войны в прессе Хакасии в описании массового патриотизма жителей автономии и всей страны превалировал принцип избыточности. Газетные полосы были заполнены заметками о митингах, письмами — наказами уходящим на фронт родным и письмами-обещаниями под типовыми заголовками: «Требуем нас призвать на фронт» или «Готовы пожертвовать жизнью ради Родины». Подобные материалы не отличались оригинальностью, имели клишированное построение содержания, в котором с избытком использовались стандартные речевые обороты.

При отсутствии альтернативных сообщений они в своей массе создавали у читателей ощущение единодушного патриотического порыва, стремления всех граждан СССР отдать свою жизнь за Родину, неустанно трудиться ради победы, не требуя ничего взамен. Подобное явление можно объяснить тем, что под воздействием предвоенной пропаганды начавшаяся Великая Отечественная война была воспринята многими как «вылазка» фашистской Германии, которая в кратчайшие сроки будет отбита. Анализ публикаций показал, что отношение к войне стало меняться лишь к октябрю, а к концу 1941 г. лозунговость заголовков и материалов уступила место более взвешенному и серьезному подходу к освещению вопросов, связанных с войной: о работе в тылу, трудовых починах, связи фронта и тыла, фронтовой жизни, отношении к врагу и т.д.

Вплоть до второй половины 1943 г. в прессе превалировал принцип экономии, основными признаками которого мы считаем «сухой» стиль, отсутствие под-

робностей при описании событий и явлений, общий недостаток информации по отдельным темам. В заметках чаще всего констатировались факты перевыполнения планов по сбору урожая, выпуску продукции, участию населения в займах, отправке посылок на фронт, сбору средств в фонд обороны страны или на производство вооружения. В письмах на фронт домашняя жизнь описывалась крайне скупо («дома тепло, хлеб у нас есть»), в призывах к воюющим родным больше не было пафоса («Стреляй метко врага. Я благословляю тебя на это»). Авторы писем из армии перечисляли свои достижения (присвоили очередное звание, уничтожил столько-то врагов) и обещали «сражаться за Родину». При упоминании увиденных результатов зверств фашистов многие ограничивались общими фразами («Милая, нет сил описывать все эти ужасы»).

Избыточность становится заметной со второй половины 1943 г., когда в печати все чаще появляются не только сообщения о военных победах, но и описания хода сражений, очерковые материалы о героях-земляках. Принцип избыточности также широко применялся в материалах, в которых речь шла о мудрости и полководческих талантах И.В. Сталина. При освещении сельскохозяйственной и промышленной темы по-прежнему превалировал принцип экономии: в заметках в основном присутствовали призывы, обязательства, цифры перевыполнения плана.

Принцип нерасчлененности (неразрывного единства) широко использовался на протяжении всего советского периода для формирования представлений о государственном строе («союз нерушимый республик свободных»), политическом устройстве («народ и партия — едины»), советском обществе («многонациональный народ»). Во время войны данный принцип применялся также для создания образа «единства фронта и тыла».

Также газетами пропагандировался образ советского народа — могучей многонациональной силы, способной дать отпор иноземному (инонациональному) захватчику. Впечатление о силе создавалось в т.ч. за счет использования приемов обобщения и персонификации. При описании массовых акций и мероприятий (передача средств в фонд обороны, участие в митингах, трудовых починах) обобщение чаще всего проводилось по

138

ВлАсть

2011 '03

социальному признаку (колхозники, рабочие, интеллигенция). Персонификация применялась для формирования устойчивого представления о внутреннем (социальном, национальном) единстве фронта и тыла. В письмах с полей сражений, в авторских материалах нередко указывалась мирная (довоенная) профессия героя, его прежнее место работы, жительства, что позволяло читателям воспринимать воина, прежде всего, как коллегу, земляка, временно ставшего солдатом. Однако мы отмечаем, что с 1944 г. на страницах газет все чаще появлялись материалы мирного, в т.ч. «бытового», характера, в которых отсутствовало упоминание о войне (работа школ, проблемы соцкультбыта, театральная жизнь). В результате размывался (расчленялся) образ «неразрывного единства» фронта и тыла, которые начинали выступать в газетных материалах как самостоятельные субъекты.

Для пропаганды военного периода всегда характерно наличие таких бинарных оппозиций, как «враги — свои», «солдаты — трудящиеся», «фронт — тыл», «война — мир», «жизнь — смерть» и т.д. При их сопоставлении в газетных материалах использовались принципы аналогии, контраста, алогизма. Так, аналогия широко применялась в контексте укрепления единства фронта и тыла («трактор на посевной — танк в бою», «работой в тылу бить немцев», «трудовой фронт» и т.д.). Принцип контраста был эффективен в материалах, разъяснявших справедливый и всенародный характер Отечественной войны. Так, в частности, коварно напавший захватчик (армия и отдельные солдаты противника) изображался на фоне монолитно-единого советского народа, защищающего свою Родину. Подобный сюжет был характерен для плакатов, карикатур, директивных статей. Принцип

контраста встречался и в заметках с описанием деяний фашистов («мы увидели обугленное поле, а ведь раньше, до прихода немцев, здесь был сад»).

Алогизм использовался при описании боевых эпизодов, в которых противник неизменно оказывался побежденным, а «свои» — победителями. Логике ведения войны противоречат, например, популярные в прессе того времени истории, когда несколько советских воинов, уничтожив десятки солдат неприятеля, обращают врага в бегство, выходят из окружения, прихватив с собой пленных. Отчасти алогизм возникал за счет явного преувеличения (гиперболизации) или отсутствия описания подробностей, деталей боя, условий, в которых были воюющие стороны. Применение подобного принципа позволяло создавать миф о непобедимом советском солдате, что в условиях войны поднимало дух граждан.

Можно отметить, что журналистами и внештатными авторами местных изданий перечисленные принципы при создании материалов использовались скорее интуитивно, неосознанно, исходя из целей, которые ставились перед ними в годы войны.

Таким образом, можно говорить о при-нциповой системе подачи информации, которая в период Отечественной войны использовалась всеми СМИ, в т.ч. и прессой Хакасии. Под воздействием материалов, созданных с применением названных принципов, и всего содержания газет в целом формировались система жизненных ценностей и мировидение людей, живших в чрезвычайно сложных и экстремально тяжелых условиях военного времени.

Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (Госконтракт №02.740.11.0374).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.