Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ'

СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная деятельность / система правоохранительных органов / судебная система

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ершов Ю.А.

Понятие системы правоохранительных органов не является универсальным. Спорные вопросы тесным образом связаны с объемом и содержанием дисциплины. Унификация содержания и методики преподавания курса способствует совершенствованию системы юридического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ»

Ю.А. Ершов

Доцент кафедры профессиональных юридических дисциплин Ивановского филиала ЧОУ «Институт управления»

Система правоохранительных органов: спорные моменты

Понятие системы правоохранительных органов не является универсальным. Спорные вопросы тесным образом связаны с объемом и содержанием дисциплины. Унификация содержания и методики преподавания курса способствует совершенствованию системы юридического образования.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, система правоохранительных органов, судебная система.

Правоохранительная деятельность является одним из важнейших видов государственной деятельности. Она осуществляется посредством законодательной деятельности, которая устанавливает такие механизмы защиты прав и свобод личности, как юридическая ответственность за правонарушения, государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений), применение мер воздействия к нарушителям, восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.

Кроме того, практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, полиция и др.).

Для выполнения функций правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.

Но, поскольку нет единства мнений о понятии и содержании правоохранительной деятельности, круг правоохранительных органов, соответственно, определяется с некоторой долей условности. В частности, опираясь на точку зрения профессора К.Ф. Гу-ценко, к правоохранительным органам следует относить: суды, учреждения, осу-

ществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральную службу судебных приставов и иные службы и подразделения Министерства юстиции РФ), прокуратуру, некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления. Юридическая помощь оказывается, в том числе, и негосударственными органами, эту функцию выполняет в первую очередь адвокатура [1, с. 13-14].

В тоже время, спорным является вопрос о включении судов в перечень правоохранительных органов. Так, профессор Ю.К. Орлов высказывается в пользу понимания правоохранительных органов «в узком» смысле, то есть как органов, призванных осуществлять борьбу с преступностью. Он выделяет следующие признаки правоохранительных органов:

• охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Никакие органы и организации такой обязанности не несут;

• они действуют от имени государства и наделены властными полномочиями. В частности, они могут

применять различные принудительные меры;

• их решения имеют обязательный характер, и исполнение их обеспечивается принудительной силой государства;

• их деятельность детально регламентирована законом и может осуществляться только в установленном законом порядке [3, с. 3 ].

Правоохранительную деятельность осуществляют множество разнообразных субъектов, как государственных, так и негосударственных: прокуратура, полиция, органы предварительного расследования, органы юстиции, суд и иные. Но особо, все же, следует остановиться на суде.

Из анализа монографической и учебной литературы можно вывести две противоположные точки зрения по вопросу места суда среди субъектов, осуществляющих правоохранительную деятельность: представители первой относят суд к правоохранительным органам, представители второй считают суд особым государственным органом, не входящим в систему правоохранительных органов.

Среди представителей первой точки зрения можно назвать таких ученых, как К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, Г.Г. Черем-ных, Ю.И. Скуратов, Е.М. Переплеснина.

Вместе с тем указанная точка зрения является спорной.

Прежде всего Конституция Российской Федерации в пункте "л" ст. 72 разделяет кадры судебных и правоохранительных органов, следовательно, эти органы в российской системе органов власти отделены друг от друга [ 2 ].

Таким образом, к правоохранительным органам следует относить только специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно для защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности.

Исходя из данного контекста специфическими свойствами правоохранительных органов являются:

• специализированная цель деятельности - обеспечение соблюдения законности;

• специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;

• наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения, а также оружия;

• профессиональная деятельность в сфере правоохраны.

Применительно к органам суда большинство этих свойств нельзя отнести.

Безусловно, деятельность судей носит профессиональный характер, иной оплачиваемой деятельностью (кроме творческой и преподавательской) им заниматься запрещено.

Вместе с тем статус судьи имеет особый характер, в отличие, например, от статуса сотрудника правоохранительного органа, который является гражданским служащим.

Здесь, исключением также являются адвокаты и нотариусы, не относящиеся к государственным правоохранительным органам и обладающие своим особым статусом.

Так, для получения статуса судьи кандидат должен сдать квалификационный экзамен, подтверждающий его профессиональные знания. Кроме того, установлены повышенные требования к кандидатам, в том числе к возрасту и стажу работы по специальности.

Особых процедур для приема на работу в правоохранительные органы, как правило, не предусмотрено. В качестве исключений можно назвать негосударственные правоохранительные институты адвокатуры и нотариата. Чтобы получить статус адвоката, необходимо иметь определенный стаж работы по специальности или пройти стажировку в адвокатском образовании, а также сдать квалификационный экзамен, а чтобы получить статус нотариуса, кроме требований о стаже работы и сдаче квалификационного экзамена законодательством также установлены требования об обязательном

прохождении стажировки у действующего нотариуса и о наличии лицензии на осуществление нотариальной деятельности.

Для поступления на службу в государственные правоохранительные органы лицо должно пройти процедуру конкурса, которая отличается от процедуры квалификационного экзамена.

Процедура привлечения судьи к ответственности также усложнена по сравнению с процедурой привлечения к ответственности иных должностных лиц, а также представителей негосударственных правоохранительных институтов.

Судьи несменяемы, срок их полномочий не ограничен, за исключением случаев, установленных законодательством. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

В то же время увольнение и отстранение от исполнения обязанностей (а не прекращение и приостановление полномочий) сотрудника правоохранительных органов возможны по основаниям, во многом аналогичным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации для увольнения и отстранения работника от исполнения им трудовых обязанностей. Особой процедуры при этом не требуется.

Касательно вопроса о праве применения мер принуждения следует сказать, что суд непосредственно меры принуждения не применяет, он лишь обеспечивает надзор за соблюдением законов и прав человека при их применении и в некоторых случаях санкционирует их применение.

Среди свойств правоохранительных органов выделяется специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности.

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

1. прокурорский надзор;

2. предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;

3. оперативно-розыскную деятельность и охрану общественного порядка;

4. организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Ни одним из указанных видов деятельности суд не занимается, суд - это государственный орган, осуществляющий исключительно судебную власть путем осуществления правосудия.

Правосудие представляет собой особый вид государственной деятельности. Сущность его можно определить следующим образом: правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что суд не является правоохранительным органом «в чистом виде».

Поэтому целесообразно изучать вопросы, посвященные судебным органам в рамках учебной дисциплины «Судоустройство», ибо значительная часть времени (более 1/3) по курсу «Правоохранительные органы» отводится как раз изучению судебной системы. Тем самым уделяется меньше времени изучению других правоохранительных органов, деятельность которых не освещается в рамках преподавания отдельных прикладных дисциплин.

Вместе с тем суд защищает права и свободы граждан, обеспечивает соблюдение законности, а значит, выполняет правоохранительную функцию. Суд - универсальный орган обжалования, решения которого подлежат неукоснительному исполнению, обеспеченному возможностью применения мер юридической ответственности в случае неисполнения. Только суду принадлежит право на ограничение основных прав граж-

дан, иные органы государственной власти, в том числе и правоохранительные, не вправе ограничивать указанные права. И исключительно суд вправе решать вопросы соответствия нижестоящих нормативных правовых актов вышестоящим.

Вопросы, касающиеся системы правоохранительных органов, поднятые в настоящей статье, носят дискуссионный характер, направленные на совершенствование системы образования в нашем государстве.

Библиографический список:

1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для студентов

юридических вузов и факультетов. М., 2016, С. 13-14.

2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Правовая система КонсультантПлюс.

3. Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. М., 2015. С. 3.

© Ершов Ю.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.