Научная статья на тему 'Система практических работ в курсе математики экологической школы'

Система практических работ в курсе математики экологической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Мария Тарасовна

Автор предлагает усилить практическую направленность курса математики, применяя деятельностный подход при решении экологических задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система практических работ в курсе математики экологической школы»

4.Д. Работа с ксерографиями.

Учитель предлагает учащимся ксерографии обобщённых женских портретов из работ Каца (см. Химия и жизнь, 1994, № 9, с. 11).

Учитель. Ученый Кац сделал фотографии нескольких десятков женщин различной внешности. Затем разделил негативы на две группы - астеничные женщины (худые) и пикнические (полные). В каждой группе отдельно он наложил негативы друг на друга и сделал обобщенный портрет. Вы его видите внизу.

Сравните два обобщенных портрета.

Учащиеся сразу обращают внимание, что портреты получились похожими друг на друга.

Обратите внимание, какие выразительные у обобщённого портрета глаза. Наложившиеся друг на друга изображения ресниц дали тёмные красивые обводы вокруг глаз. Мы видим тёмную, почти чёрную радужку.

Брови средней густоты, изгибаются плавно.

Кожа лица чистая. Это получилось вследствие того, что родинки, бородавки и другие неровности пропали в общей массе, разнонаправленные уклонения взаимно уравновесили друг друга.

Губы чётко очерченные, яркие.

Черты лица плавны, уравновешенны, гармоничны. Интересно, что мышцы лица выглядят расслабленными. Не заметно каких-либо напряжений - результат смазывания индивидуальных мимических особенностей. Возникает ощущение некоей безмятежности лица.

Какое известное творение напоминает усредненное изображение?

Учащиеся предлагают разные варианты, но, как правило, кто-то непременно догадывается, что учитель имеет в виду «Джоконду». Репродукция картины помещается на доску.

Действительно, есть в этом что-то от улыбки Джоконды. Не правда ли?

4. Е. Анатомическая целесообразность европейского типа красоты:

Учитель помещает на доску «Портрет Генриетты Зонтаг», раздает учащимся сетку таблицы «Анатомическая целесообразность европейского типа красоты», и предлагает всем вместе ее заполнить.

После обсуждения заполненная таблица выглядит следующим образом:

Таблица

Анатомическая целесообразность европейского типа красоты

Части лица Красивые Биологическая целесообразность

Брови Густые, неширокие Густые лучше защищают глаза от пота, неширокие не позволяют поселиться в них насекомым-паразитам

Ресни- цы Длинные, густые Лучше защищают глаза

Глаза Большие Чтобы лучше видеть

Нос Прямой, немаленький Лучший обогрев холодного воздуха зимой

Уши Средние Маленькие - плохо слышно, большие - быстро мерзнут зимой

Кожа лица Чистая, без прыщей Здоровая кожа - здоровый организм

И т.д.

Вывод: Красота биологически целесообразна.

Учитель. Эти чёрно-белые плоские фотографии -лишь модель эталона привлекательности.

Мы пока ещё мало знаем о механизме работы подсознания. Но те факты, которые стали достоянием научной общественности (воспоминания прошлых жизней, тончайшее восприятие и синтезирование аудиовизуальных образов) наводят на мысль, что предполагаемый эталон может иметь цвет, быть трёхмерным и даже динамичным. Он не имеет ни пола, ни возраста. Большинство людей кареглазые - таков и эталон, кожа чистая, розовая, бархатистая, вокруг глаз - особенно ближе к краям -тени цвета ресниц. Губы - тёмно-розового цвета (что воспроизводят женщины декоративной косметикой).

Как эталон работает? В подсознании конкретный образ накладывается на эталон и оценивается сумма отличий его от эталона. После чего у человека возникает эмоциональная реакция, которая тем ярче, чем меньше отличий. При почти полном совпадении человек впадает в экстаз или транс. Трансы - различные изменённые состояния сознания.

Пример - религиозный экстаз - сильное переживание какой-то картины при изменённом состоянии сознания. Люди лишь ощущают сияющий образ необыкновенной красоты (ни пола, ни возраста, ничего конкретного).

4.Ж. Подход И. Ефремова к проблеме. Роман "Лезвие бритвы”.

Выбор отрывков из романа и их трактовка - полностью на усмотрение учителя биологии, исходя из личного отношения к проблеме.

6. Вывод по уроку:

Красота есть нечто среднее - грань - лезвие бритвы - математический ноль.

1. Завершение урока. Звучит «Ave Maria». Учитель читает стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», заканчивая словами:

...А если так, то что есть красота И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Литература

1. Ефремов И. Лезвие бритвы. Роман - М.: Правда, 1988.

2. Чепкасов И.Л. О женской красоте - научно и благоговейно.// Химия и жизнь. - 1994. - № 9. - с. 9.

Приложение 1

A.С. Пушкин

КРАСАВИЦА

(В альбом Г****)

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг В её сиянье исчезает.

Куда бы ты не поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце не питал Ты сокровенное мечтанье, -Но, встретясь с ней, смущённый, ты Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно Перед святыней красоты.

(1832)

Приложение 2

B.Г. Смелова

Итак, продолжим мы урок.

Чтоб не испытывать терпенье,

Определяю сразу цель:

Займёмся с вами обобщеньем Всего известного теперь О красоте - проблеме века...

Напомню, может вы забыли?

Происхожденье Человека Недавно проходили?

Перенесёмся мы назад На тысяч пять веков подряд И поглядим, как спрыгнул Предок дикий с древа Сутулый, руки волоча,

Походкой шаткою несмело Сквозь заросли прошёл ворча

К ручью спустившись, он решил Напиться, но взглянув В воды открытой отраженье,

Он замер молча, без движенья,

И в голове его косматой Возник вопрос,

(Да, да, ребята,

Впервые может он, друзья,

Подумал вдруг)

Красив ли я?

Взгляните вы на лик собрата,

Воссозданный лишь по костям,

То метр Герасимов портрет полупримата Донёс нам вопреки векам И Грозного царя, и Тамерлана,

Изобретя методу без изъяна,

И питекантроп наш, вельможи,

Сей чести удостоен тоже.

Взгляните, лик его не безобразен,

Но можем ли сказать, что он прекрасен? Лоб низок и надбровный валик Навис над впалыми глазами,

Массивна челюсть, скошена назад,

Не человек - полупримат.

Итак, мы вместе все решим Не называть его красивым?

Но время шло и облик человека Менялся постепенно век от века Причина этого ясна как день:

То - каждодневный труд,

Никак не лень.

Трудясь, и думать он учился,

А потому и череп изменился,

Поднялся лоб, исчезли дуги,

Развилась речь, а с ней и подбородок Возник, чуть выступив вперёд. Смотрите-ка - теперь уже уродом Мы кроманьонца вряд ли назовём.

Но красота - как это относительно, Питекантроп, как то не поразительно, Красивым был собратьев для своих,

Для нас же - кроманьонец лишь красив.

Приложение 3

А.С. Пушкин

КАЛМЫЧКЕ

Прощай, любезная калмычка!

Чуть-чуть, назло моих затей,

Меня похвальная привычка Не увлекла среди степей Вслед за кибиткою твоей.

Твои глаза, конечно, узки,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шёлком не сжимаешь ног,

По-английски пред самоваром Узором хлеба не крошишь,

Не восхищаешься Сен-Маром,

Слегка Шекспира не ценишь,

Не погружаешься в мечтанье,

Когда нет мысли в голове,

Не распеваешь: Ма ёоу е,

Галоп не прыгаешь в собранье...

Что нужды? - Ровно полчаса,

Пока коней мне запрягали,

Мне ум и сердце занимали Твой взор и дикая краса.

Друзья! не все ль одно и то же:

Забыться праздною душой В блестящей зале, в модной ложе Или в кибитке кочевой?

1829

Автор предлагаетусилить практическую направленность курса математики, применяя деятельностный подход при решении экологических задач

Русакова Мария Тарасовна,

учитель математики ГОУСОШ с углубленным изучением экологии №446 г. Москва

Система практических работ в курсе математики экологической школы

Как изучение математики в школе связать с ее практическим применением?

Ключевые слова: общеучебные умения, деятельностный подход, естественно-математическая грамотность.

Измерительные работы на местности

Последние международные исследования говорят о том, что наши российские школьники, возможно, и обгоняют зарубежных по объему знаний по математике, но заметно отстают в умении применить эти знания на практике. Один из путей решения этой проблемы - решение на уроках задач с практическим содержанием.

Изучение измерительных работ на местности целесообразно проводить во все время изучения математики с 5 по 11 классы. Это позволит ученикам лучше понять практическую ценность математики, развить умение использовать полученные на уроках знания в жизни и обеспечить изучение экологии.

5 класс

1. При изучении мер длины, площади, объема рассказать об истории измерений, измерительных инструментах.

2. Провести практическую работу по вычислению средней длины шага.

3. По желанию - изготовить модели квадратного метра, кубического сантиметра и кубического дециметра.

4. Вычислить площадь класса, объем класса и количество воздуха на одного ученика.

5. При изучении темы «Округление чисел» дать понятие о приближенных значениях результатов измерений, точности измерений, прикидке результата.

Во время весенней экологической практики можно предложить:

1. Измерить среднюю длину своего шага.

2. Измерить шагами размеры школьного двора, цветников, сада и вычислить их площадь в квадратных метрах (см. приложение).

3. Составить план школьного двора (подготовка к изучению темы «Масштаб»).

6 класс

1. В теме «Проценты» решить задачи:

Сколько процентов поверхности Земли составляет суша?

Сколько процентов площади школьного двора заняты зелеными насаждениями (трава, деревья, цветы). Воспользоваться материалами, полученными в ходе экологической практики в 5 классе либо провести измерения заново.

2. Изучение темы «Диаграммы» дает богатые возможности для построения круговых и столбчатых диаграмм с экологическим содержанием.

3. Изучение темы «Пропорции» позволяет дать во время экологической практики задание: измерить высоту дерева по его тени (см. приложение).

7 класс

Изучение нового предмета, геометрии, начать с рассказа о происхождении науки геометрии из потребностей измерений на местности, строительства, исчисления времени и координат, механики.

Возможные практические работы:

1. Провешивание прямой. Построение прямых углов. (Например, при разметке клумб, ограждений сада, участков для экологических исследований)

2. Построение окружности (например, разметка клумбы).

3. Измерение расстояния дерева от автодороги (шагами, с помощью компаса, с последующим переводом в метры).

4. Измерение высоты дерева по его тени (см. приложение).

5. Вычисление количества кислорода, выделяемого растениями на пришкольном участке (см. приложение).

Изучая на уроках алгебры в 7 - 9 классах графики, следует, особенно на начальных этапах, рассматривать графики изменения конкретных величин, задавая по ним вопросы экологического содержания. Большое количество подобных заданий можно встретить в современных вариантах демоверсии ЕГЭ по математике.

8 класс

В действующем учебнике геометрии рассмотрено большое число задач, посвященных измерительным работам на местности. Не следует ими пренебрегать.

Повышение навыков вычислительных работ и изучение тем «Площади», «Подобие», «Тригонометрические функции» позволяют провести работу над экологическим проектом «Оценка экологического состояния школы».

9 класс

Изучение темы «Решение треугольников» позволяет решить задачи:

1. Измерить расстояние до недоступной точки.

2. Измерить расстояние между предметами, основания которых недоступны.

3. Измерить высоту недоступного предмета.

Это может послужить основой для экологического проекта, посвященного оценке влияния выбросов окружающих предприятий на состояние воздуха вблизи школы.

Приложение

Работа 1.

Измерение средней длины своего шага.

Оборудование: рулетка, 2 колышка, калькулятор. Ход работы:

1. Вбить колышек у начала дорожки (или сделать мелом пометку на полу в школьном коридоре).

2. Отмерить по прямой 10 метров и вбить второй колышек (сделать вторую пометку).

3. Пройти свободным шагом размеченные 10 метров, подсчитывая количество шагов, несколько раз.

4. Вычислить среднюю длину своего шага. Вычисления провести с точностью до сантиметра.

Примерные записи:

Среднее число шагов на 10 метров равно п = 25. Средняя длина шага 10 : п = 10 : 25 ~ 0,4м Средняя длина моего шага равна 0,4м = 40см.

Работа 2.

Измерение высоты дерева по его тени.

Оборудование: рулетка, колышек, калькулятор. Измерения проводятся в солнечный день.

Ход работы:

1. Измерить с помощью товарищей свой рост и длину своей тени в сантиметрах.

2. Вбить колышек у конца тени выбранного дерева и измерить расстояние от него до основания дерева шагами.

3. Вычислить высоту дерева в метрах.

Примерные записи:

Длина моего шага: 0,4м.

Мой рост:к1 =145 см.

Моя тень: 1Х =105 см.

Тень дерева /2 =20 шагов = 20 х 0,4м = 8м.

Высота дерева к2:

— = — => I, = ^ х 1 = 145 :105 X 8 * 11м

и I 2 А 2

Высота дерева 11 метров.

Работа 3.

Вычисление площади участка прямоугольной формы.

Оборудование: 4 колышка, школьная астролябия или просто крестовина из двух перпендикулярных реек, калькулятор.

Ход работы:

1. Вбить колышки по углам участка. Проверить с помощью астролябии или крестовины, чтобы углы участка были прямые.

2. Измерить шагами длину и ширину участка. Перевести измерения в метры.

3. Нарисовать план участка на клетчатой бумаге так, чтобы одна клетка изображала 1 метр.

4. Вычислить площадь участка в квадратных метрах.

Примерные записи:

Средняя длина моего шага 0,4м.

(Взять результаты работы 1)

Длина участка а = 35 шагов = 35х 0,4м = 14м.

Ширина участка Ь = 48 шагов = 48х 0,4м = 19,8м ~ 20м.

План участка.

Площадь участка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б = ахЬ

£ = 14м х20м = 280 м2

Вывод: Площадь участка равна 280 м2.

Работа 4.

Вычисление количества кислорода, выделяемого зелеными насаждениями.

Оборудование: калькулятор, справочники.

Ход работы:

1. Используя результаты работы 3, выпишите площадь газона, цветника на пришкольном участке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.