Научная статья на тему 'Система повышенной надежности для управления технологическим процессом перегрузки ядерного топлива'

Система повышенной надежности для управления технологическим процессом перегрузки ядерного топлива Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
163
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коробкин В. В., Мельник Э. В., Усачев Л. Ж., Волков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система повышенной надежности для управления технологическим процессом перегрузки ядерного топлива»

Значения к, рассчитанные по формуле (14) для различных коэффициентов ослабления п и заданной точности выполнения тождества (13), сведены в представленную ниже таблицу.

Т аблица значений к и М

п 2 4 6 8 10

є = 0.1 3 10 21 38 58

є = 0.01 5 19 42 75 116

є = 0.001 7 28 62 112 173

є = 0.0001 10 37 83 149 231

М 4 16 36 64 100

Как видно из таблицы, величина к и, следовательно, время получения первого сглаженного измерения в соответствии с алгоритмом экспоненциального сглаживания будут увеличиваться с повышением требований к точности выполнения тождества (13).

Для сравнения в нижней строке таблицы приведены рассчитанные по формуле (6) для различных коэффициентов ослабления п значения М, от которых будет зависеть согласно (11) инерционность процесса измерения. По результатам сравнения видно, что оба алгоритма будут иметь инерционность одного порядка, если точность выполнения тождества (13) составит 1%.

В заключение следует отметить, что с увеличением коэффициента ослабления шумов измерения п возрастает время получения первого сглаженного значения сигнала х, но при этом неравенство (4) будет выполняться с существенным запасом, что обеспечит компенсацию всех погрешностей вычислений, присутствующих в алгоритмах первичной обработки. При этом следует помнить, что использование программной фильтрации для уменьшения шумов измерения требует увеличения разрядной сетки микроконтроллера по отношению к разрядности АЦП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пьявченко Т.А. Оценка алгоритмов сглаживания. Известия ТРТУ. Тематический выпуск: Материалы Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Компьютерные технологии в инженерной и управленческой деятельности». Таганрог: ТРТУ, 2001. №3 (21). С.122-125.

2. Строганов Р. П. Управляющие машины и их применение: Уч. пособие для студентов спец. «Автоматика и телемеханика». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк.,1986. 240 с.

В.В.Коробкин, Э.В.Мельник, Л.Ж.Усачев, В.В.Волков

СИСТЕМА ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ПЕРЕГРУЗКИ ЯДЕРНОГО

ТОПЛИВА

За прошедший период многие системы и узлы АСУТП атомных станций, созданные еще в СССР, или давно морально и физически устарели, или вообще не

производятся. Это в первую очередь касается систем управления, входящих в состав АСУТП атомного реактора типа ВВЭР-1000.

Одним из таких ответственных узлов АСУТП энергоблока АЭС является система управления (управляющий вычислительный комплекс - УВК) перегрузочной машины (МП) атомного реактора, с помощью которой осуществляется загрузка (перегрузка) ядерного топлива в реактор.

Управляющий вычислительный комплекс предназначен для контроля, измерения параметров и управления технологическим процессом перегрузки ядерного топлива реакторной установки ВВЭР-1000, работы оборудования, используемого в этом технологическом процессе, а также обеспечения современных норм и правил, действующих в области атомной энергетики при выполнении ядерно-опасных транспортно-технологических операций с ТВС и средствами воздействия на радиоактивность.

УВК имеет следующие характеристики:

- соответствует принципу единичного отказа;

- является резервированным, независимым;

- способен выполнять свои функции с учётом воздействия природных явлений (землетрясений до 8 баллов по шкале MSK-64);

- предусматривает средства (блокировки), с помощью которых исключаются единичные ошибки персонала или ослабляются их последствия;

- обеспечивает автоматическую диагностику состояния и режимов эксплуатации, в том числе технических, программных средств контроля и управления, а также контуров регулирования.

В УВК предусмотрены:

- средства контроля и управления процессами перегрузки ядерного топлива;

- указатели положения и состояния механизмов;

- средства, обеспечивающие сбор, обработку, документирование и хранение информации, достаточной для того, чтобы иметь возможность своевременного и однозначного установления исходных событий возникновения нарушений нормальной эксплуатации и аварий, их развития, а также действий персонала;

- средства регистрации положения и состояния механизмов перегрузки, выполнения алгоритмов перегрузки, действий персонала;

- меры по исключению несанкционированного доступа к выполнению ядерноопасных операций;

- автоматическое протоколирование срабатываний блокировок, всех перемещений кассет, а также средства регистрации наличия блокировок и проверки их работоспособности.

УВК состоит из двухканального пульта дистанционного управления (ПДУ) и двух каналов контроллеров.

ПДУ служит для подготовки программы работы механизмов МП согласно технологическому процессу перегрузки ядерного топлива, реализует функции информационной поддержки оператора, обеспечивает интерфейс “человек-машина”, ведет регистрацию и хранение информации о ходе работы механизмов, действий оператора, обеспечивает связь с контроллером, а также выдает информацию на общий щит управления АЭС по локальной сети “ETHERNET”.

Контроллер служит для связи с объектом управления, реализующим функции сбора информации от датчиков, первичную обработку собранной информа-

ции и управление механизмами МП. Контроллер производит внутреннюю диагностику состояния в период работы, а также диагностику датчиков, механизмов МП, линий связи между ними и пультом дистанционного управления, осуществляет управление работой механизмов.

Выполнение блокировок осуществляется контроллером вне зависимости от полученной программы работы механизмов. Сигнализация о сработавшей блокировке, а также состояния датчиков, инверторов и положения механизмов во время диагностики и работы МП передается на ПДУ и отображается для оператора на экране монитора.

УВК обеспечивает следующие режимы управления:

- автоматический (цикловой или операционный);

- ручной с блокировками;

- тренажерный.

Автоматический режим. В автоматическом режиме обеспечивается выполнение циклов перегрузки или отдельных операций, установленных технологическими алгоритмами.

Ручной режим с блокировками. В ручном режиме с блокировками обеспечивается выполнение действий, установленных технологическими алгоритмами, при этом должна быть возможна работа только одного механизма МП.

Тренажерный режим. Тренажерный режим обеспечивает обучение операторов МП, осуществляет имитационное моделирование на ПЭВМ в реальном масштабе времени процесса перегрузки, без непосредственного управления механизмами МП.

Кроме того, в системе предусмотрен режим наладки и подготовки задания (программы перегрузки топлива). В этом режиме выполняется первоначальная подготовка данных о рабочей зоне машины перегрузочной, о координатах ячеек для топлива, о расположении ТВС и т.п. В дальнейшем на основе этих данных строится и вводится в систему программа перегрузки топлива.

В целях повышения безопасности проверка вводимой программы перегрузки ведется в несколько этапов:

- на этапе ввода контролируется правильность указанных координат и наличие ТВС с указанной маркировкой, это позволяет устранить чисто механические ошибки, возможные на этапе ввода;

- на этапе трансляции программы проверяется принципиальная возможность выполнения введенной программы перегрузки, т.е. возможность выполнения перемещений, наличие ТВС в указанных ячейках, а также рассчитываются маршруты перемещений;

- на этапе тестового выполнения программы в тренажерном режиме с отображением на экране всех перемещений механизмов машины перегрузочной и эмуляцией работы контроллера выполняется окончательная проверка.

Следует отметить, что без предварительного выполнения описанных выше шагов подготовки программы перегрузки ее выполнение невозможно.

Таким образом, обеспечивается качественно новый уровень взаимодействия обслуживающего персонала с системой управления, повышается надежность проведения технологического процесса перегрузки ядерного топлива, путем

снижения вероятности выдачи несанкционированной команды как системой управления, так и ошибочными действиями оператора.

Ю.В. Чернухин, В.Х. Пшихопов, С.Н. Писаренко,

О.Е. Трубачев, А.В. Сергеев

СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЙРОСЕТЕВОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЕГУЛЯТОРОВ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ РОБОТОВ1

Одной из важных проблем организации интеллектуального поведения адаптивных мобильных роботов (АМР), функционирующих в сложной априори неформализованной естественной среде, является проблема автоматической прокладки маршрута и эффективного его исполнения. Ранее был предложен бионический метод решения данной проблемы на базе нейросетевых систем управления [1]. Суть его состоит в том, что в процессе взаимодействия с неформализованной внешней средой, в нейросетевой системе управления робота периодически перед началом каждого элементарного действия его эффекторных (исполнительных) устройств, воспроизводится план среды, формируемый при помощи сенсорной системы. Этот план отображает имеющее место в момент восприятия взаимное расположения цели, препятствий, самого робота и свободных для движения участков среды с учетом трудности их преодоления. Затем этот план отображается в состояниях нейроэлементов физически реализованной бортовой планирующей нейросети и на ней отыскивается градиент функционала, определяемого множеством возможных траекторий достижения цели. После этого нейросетевой системой принятия решений формируется, а эффекторными устройствами отрабатывается вектор элементарного перемещения в среде, направленный вдоль векторного антиградиента функционала, найденного на плане среды в нейросетевой системе управления. Данные действия повторяются автоматически до достижения роботом цели.

Теоретические и экспериментальные исследования данного метода показали его высокую эффективность при решении ряда прикладных задач адаптивной робототехники. Однако те же исследования выявили и его недостатки, связанные с тем, что аппаратные затраты на реализацию искусственной нейросети быстро возрастают с увеличением размеров реальной среды функционирования робота, а также с тем, что возникают трудности эффективной отработки планируемых траекторий.

С целью преодоления этих недостатков был предложен подход, основанный на разделении стратегического уровня планирования с уровнем исполнения планируемых действий и реализации их не нейросетевыми, а автоматными методами на основе контурного регулятора [2]. Предлагаемый подход позволяет увеличить точность исполнения эффекторной системой АМР спланированных на нейросетевом стратегическом уровне маршрутов и тем самым повысить эффективность не только планирования, но и исполнения спланированных действий.

Принцип работы контурного регулятора состоит в формировании локальных маршрутов перемещений и прежде всего траекторий обхода препятствий с

1 Авторы выражают признательность за финансовую поддержку Министерству Образования РФ (грант № Е00-2.0-51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.