Научная статья на тему 'Система повышения квалификации специалистов детско-юношеского туризма в современной России'

Система повышения квалификации специалистов детско-юношеского туризма в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТУРИСТСКИЙ ОРГАНИЗАТОР / ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА / ПЕДАГОГ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TOURIST ORGANIZER / INSTRUCTOR OF CHILDREN''S TOURISM / TEACHER TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич, Дрогов Игорь Алексеевич

В статье дается анализ наличия специалистов детско-юношеского туризма. Представлена новая система повышения квалификации педагогов для сферы детско-юношеского туризма и краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич, Дрогов Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of professional development for children and youth tourism in modern Russia

The article provides an analysis of the availability of specialists for children and youth tourism. A new system of teacher training for the sphere of children and youth tourism and local history.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации специалистов детско-юношеского туризма в современной России»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 377.44; 371.84; 796.5;

Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье дается анализ наличия специалистов детско-юношеского туризма. Представлена новая система повышения квалификации педагогов для сферы детско-юношеского туризма и краеведения.

The article provides an analysis of the availability of specialists for children and youth tourism. A new system of teacher training for the sphere of children and youth tourism and local history.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, повышение квалификации, туристский организатор, инструктор детско-юношеского туризма, педагог, система подготовки.

Keywords: children and youth tourism, professional development, tourist organizer, instructor of children's tourism, teacher training system.

За последние несколько лет на самом высоком государственном уровне в Российской Федерации было принято несколько документов, которые ставят задачи по развитию системы дополнительного образования детей. Среди этих документов и Указ Президента Российской Федерации, ставящий задачу о доведении охвата дополнительным образованием обучающихся до 75%. Понятно, что данную работу невозможно выполнить без наличия в ней главного, ключевого звена - педагога, непосредственно работающего с детьми.

Однако, несмотря на принятые руководящие документы, анализ кадрового обеспечения дополнительного образования детей Российской Федерации указывает на значительную отрицательную динамику - уменьшение количества педагогических работников более чем на сорок процентов. По данным официальной государственной статистики (форма ДО), в России сегодня складывается следующая картина наличия педагогических кадров в системе дополнительного образования детей:

Должности педагогических работников Количество педагогических работников по годам (чел.) Динамика

2006 2011 2015

Педагоги дополнительного образования 198 752 106 005 131 351 - 33,4%

Педагоги-организаторы 10 469 9 484 9 647 - 7,9%

Особо необходимо обратить внимание на катастрофическую ситуацию с педагогами дополнительного образования, непосредственно работающими с детьми и, как правило, являющимися специалистами-профессионалами в различных отраслях народного хозяйства.

В целом значительно уменьшилось количество педагогических работников системы дополнительного образования, но и уменьшается доля специалистов с высшим образованием, причем увеличилось количество специалистов со средним специальным образованием. Все это указывает на значительные проблемы в подготовке и повышении квалификации педагогических кадров этой категории, а также на проблемы создания условий их деятельности в организациях дополнительного образования детей (ДОД). Во многом уход педагогов из системы ДОД связан с ликвидацией или, как сегодня модно говорить в среде чиновников, «оптимизаций» профильных организаций дополнительного образования.

В организациях дополнительного образования детей турист-ско-краеведческого направления кадровый состав сотрудников по своей подготовке условно можно разделить на пять групп:

1. Профессиональные педагоги, получившие педагогическую подготовку как основную, а туристско-краеведческую - как дополнительную.

2. Специалисты, получившие профессиональную отраслевую подготовку как основную, а туристско-краеведческую - как дополнительную, имеющие практический педагогический опыт работы с детьми.

3. Воспитанники организаций системы дополнительного образования детей, получившие туристско-краеведческую подготовку в период обучения.

4. Специалисты, имеющие педагогическое образование в сочетании со специальной туристско-краеведческой подготовкой.

5. Руководители организаций дополнительного образования.

Рассмотрим более подробно первые две группы, которые являются определяющими в развитии массового детско-юношеского туризма и краеведения для общеобразовательной школы.

1. Профессиональные педагоги - учителя

Традиционно туристско-краеведческая деятельность развивалась усилиями педагогов-энтузиастов, понимавших педагогическую эффективность этой деятельности, т. е. те возможности, которые можно использовать при работе не только по предмету, но и с классом во внеурочное время. Как показывает практика, чаще всего в школе туристско-краеведческую деятельность возглавляли учителя географии или физкультуры, вопросами краеведения больше занимались учителя истории или литературы.

Учителя географии и физической культуры в той или иной мере получили в период обучения в педагогическом вузе первичные знания и навыки по туризму или краеведению, которых явно недостаточно для полноценной работы с детьми и особенно подростками, однако начальные представления они дают и позволяют на самом общем уровне организовать и провести туристский поход. Все остальные учителя-предметники с основами туристско-крае-ведческой деятельности могут познакомиться только в процессе своей педагогической деятельности на «любительском» уровне от своих коллег или пройдя специальную туристско-краеведческую подготовку в системе повышения квалификации.

Учитывая, что это самая большая группа, без которой нельзя решить вопросы развития массовой туристско-краеведческой деятельности среди обучающихся, необходимо активно внедрять формы и методы туристско-краеведческой деятельности в систему повышения квалификации учителей-предметников.

Важную роль в данном процессе играют методические объединения учителей-предметников, через которые возможно решать вопросы знакомства с опытом туристско-краеведческой деятельности среди обучающихся. При этом акцентируется внимание на использовании форм и методов, позволяющих решать вопросы воспитательной деятельности, так как в массовой школе большинство учителей-предметников являются и классными руководителями.

Большое значение в системе повышения квалификации учителей имеет такая форма, как туристский слет учителей. Главными задачами туристского слета учителей являются пропаганда турист-ско-краеведческой деятельности, обмен опытом работы, обучение

туристско-краеведческим навыкам. Программа слета должна способствовать решению этих задач, а не только и не столько сводиться к определению сильнейших команд и участников. Программа слета учителей, как правило, должна соответствовать программе детского туристского слета, так как это позволяет подготовить из учителя руководителя команды обучающихся, знакомого «изнутри» с предъявляемыми в ходе туристско-краеведческих соревнований к детям требованиями.

Значительное место в повышении квалификации учителей, организующих туристско-краеведческую деятельность в общеобразовательных организациях, имеют семинары и курсы по различным направлениям деятельности. Это могут быть как краткосрочные, так и долговременные учебные мероприятия: руководителей школьных музеев, организаторов массовых туристских лагерей, руководителей походов с обучающимися, организаторов школьных туристских слетов и соревнований и т. п. Важной составляющей подобных семинаров и курсов должна быть практическая деятельность, знакомство с опытом работы лучших учителей и детских коллективов.

В меньшей мере осуществляется в настоящее время подготовка педагогических кадров по спортивно-оздоровительному туризму. Подготовка такого рода специалистов осуществляется только эпизодически в ряде территорий, где еще сохранились и существуют туристские клубы. Слабым местом в этой системе для учителя является то, что педагогическим аспектам в программах повышения квалификации уделяется недостаточно времени, основной упор делается на техническую и тактическую туристскую подготовку.

В организациях высшего образования учителей, как правило даже педагогического профиля, не готовят к туристско-краеведчес-кой работе в школе, там их учат методике преподавания предмета и очень мало другим практическим умениям. Классные руководители не готовы к организации разнообразной внеклассной воспитательной работы с детьми и не хотят, опасаются заниматься незнакомым делом, особенно таким своеобразным направлением, как туристско-краеведческая деятельность. Поэтому решать задачу ту-ристско-краеведческой подготовки учителей в современной России Центрам (станциям) юных туристов приходится собственными силами и средствами.

Учителя мало научить туристским специальным знаниям и техническим приемам, его еще надо воспитать, привить ему вкус к педагогике туризма - этому весьма оригинальному, но педагогически эффективному направлению воспитательной работы. Вообще, термин «туристская подготовка» неполно отражает задачу. Фактически требуется глубокая переработка сознания, выработка нового мышления, педагогически верного подхода к туризму. Одноразово эту задачу решить нельзя, надо планомерно, систематически заниматься туристской подготовкой учительских кадров.

Каковы задачи этой работы? Как добиться, чтобы учителя с желанием и удовольствием ходили в походы? В конечном итоге надо обеспечить три условия:

- осознание учителем полезности туризма для выполнения своих профессиональных задач;

- уверенность учителя в своей способности ходить в походы с детьми и подростками;

- полную и безусловную обеспеченность учителя всеми необходимыми ресурсами для проведения этой работы.

2. Специалисты, получившие профессиональную отраслевую подготовку

Спецификой системы дополнительного образования детей является большой процент специалистов (до 30% в некоторых направлениях) из различных отраслей народного хозяйства, имеющих специальную профессиональную подготовку и большой опыт работы по специальности, но не имеющих педагогического образования. В спортивно-оздоровительном (самодеятельном) туризме это, как правило, специалисты с высшим техническим образованием, в краеведении - специалисты-геологи, музейные работники, этнографы, историки, географы и т. п.

Педагоги дополнительного образования, являющиеся специалистами в различных отраслях народного хозяйства и работающие как совместители с детскими объединениями по данной специальности, как правило, являются востребованными специалистами в своей отрасли и работают с детьми по призванию. Другая часть таких специалистов по различным причинам оставила работу по специальности и перешла трудиться в систему образования, отдавая свои профессиональные знания и опыт детям. Многолетний анализ кадрового потенциала педагогов дополнительного образования показывает, что специалисты с высшим техническим образованием, в

большинстве своем, имеют хорошую специальную туристскую подготовку, закончили школы по подготовке общественного туристского актива (средняя инструкторская подготовка - СИП, высшая инструкторская подготовка - ВИП), имеют спортивные разряды и звания по спортивному туризму.

Как показывает практика, эта категория педагогов дополнительного образования старается получить педагогическую подготовку, чаще всего, занимаясь самообразованием. Получать второе педагогическое образование зачастую не позволяют возраст, отсутствие системы переподготовки таких категорий кадров.

В Российской Федерации до 2017 года в системе дополнительного образования детей отсутствовала дискриминация по отношению к педагогам дополнительного образования, не имеющим педагогического образования, но имеющих высшее профессиональное (по своему направлению деятельности) образование. Сейчас встал вопрос о наличии у педагога обязательного педагогического образования. Эти вопросы должны решать учреждения повышения квалификации учителей совместно с центрами (станциями) юных туристов, причем должны быть разработаны различные курсы, как очные, так и заочные, дистанционные, но для турист-ско-краеведческой направленности обязательно, с нашей точки зрения, необходимо участие в туристском походе не ниже 1-й категории сложности.

В настоящее время центры (станции) юных туристов эпизодически занимаются организацией и проведением специальной подготовки с упором на работу с детьми и подростками путем проведения различных семинаров и курсов, что, конечно же, не решает всех стоящих проблем. Решение вопросов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров должна обеспечивать планомерная работа по организации курсовой системы повышения квалификации в сфере детско-юношеского туризма и краеведения.

Работа по созданию данной системы велась в течение нескольких лет рядом специалистов с участием рабочих групп Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации, Комиссии детского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма, Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свеш-никова», Федерального центра детско-юношеского туризма и крае-

ведения, с привлечением сотрудников центров (станций) юных туристов, педагогов-туристов и общественности - краеведов. По итогам этой работы Министерством образования и науки Российской Федерации письмом № 09-3461 от 03.12.2015 г. были утверждены «Методические рекомендации по повышению квалификации специалистов в области детского туризма».

В соответствии с данным документом система обучения и повышения квалификации в сфере детско-юношеского туризма Российской Федерации сегодня состоит из следующих курсовых программ.

Краткосрочное обучение: учебные модули по различным направлениям туристско-краеведческой деятельности от 12 часов. Программы учебных модулей разрабатываются образовательными организациями исходя из целесообразности, наличия кадровых и материальных возможностей. Например: «Подготовка классного руководителя к организации сдаче нормативов комплекса ГТО вида по выбору "Туристский поход"» и т. п.

Курсовая программа подготовки «Организатор детско-юношеского туризма» - начальный уровень туристской подготовки в объеме 72 часа, рассчитанная, в первую очередь, на учителя общеобразовательной организации.

Подобная организация курсовой системы позволяет учителям и другим работникам системы образования повышать свою квалификацию на протяжении одного или ряда лет в одной или нескольких организациях по конкретному направлению. Данный курс является начальным в области знаний по туристско-краеведческой деятельности и закладывает основу для изучения других специальных дисциплин в сфере детско-юношеского туризма и краеведения.

Долгосрочное обучение: основой подготовки педагога к ту-ристско-краеведческой деятельности с учащимися является курс «Инструктор детско-юношеского туризма».

Учебный план и программа «Инструктор детско-юношеского туризма» введены еще приказом Министерства образования Российской Федерации № 769 от 23.03.1998 г. и рассчитаны на 216 часов. Достоинством курса является сочетание теоретической и практической подготовки, а также возможность очного и заочного обучения. Курс опирается на многолетний опыт советской педагогики туризма, который позволил в 1970-1980 гг. сделать туристско-кра-еведческую деятельность в школе массовым явлением. Окончание

курса засчитывается как одна из форм повышения квалификации учителей. Важно, что повышение квалификации и подготовка кадров по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» возложено на центры (станции) юных туристов совместно с организациями повышения квалификации педагогических кадров, что позволяет грамотно повышать квалификацию и готовить специалистов с точки зрения как туризма и краеведения, так и с психолого-педагогической.

Курсовая программа «Инструктор детско-юношеского туризма» в объеме 216 часов предусматривает подготовку слушателей, прошедших обучение по программе «Организатор детско-юношеского туризма», совершивших после этого категорийный поход и получивших дополнительную подготовку.

Категории «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» относятся к туристским кадрам системы образования, а также являются общественными кадрами в спортивно-оздоровительном туризме.

Обучение по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» могут проходить лица, достигшие 18-летнего возраста. Обучение и повышение квалификации по программам «Организатор детско-юношеского туризма», «Инструктор детско-юношеского туризма» может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.

Подготовку и повышение квалификации кадров детско-юношеского туризма осуществляют центры и станции детско-юношеского туризма или другие образовательные организации, в том числе высшие учебные заведения, имеющие аккредитацию по направлениям подготовки высшего образования «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Спорт», «Туризм», «Педагогическое образование» и реализующие в рамках указанных направлений профили туристско-краеведческой направленности.

Курсы повышения квалификации могут проводиться по очной, очно-заочной, частично дистанционной формам обучения. Учебная работа проводится в форме лекций, практических занятий в помещении, на местности и в учебно-тренировочных походах в объеме часов, предусмотренных учебными планами программы.

Руководствуясь примерной программой и объемом часов, предусмотренных учебным планом, образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы дисциплин с учетом специфики обучения, при этом возможно увеличение объема часов.

Туристская подготовка педагога - это, фактически, специализированная профессиональная подготовка, модель которой представляет интерес в том отношении, что туристская профессия востребована обществом. Вопрос о подготовке туристских педагогических кадров, а следовательно, о создании цельной системы дополнительного профессионального туристского образования уже вышел из состояния обсуждения и является вопросом предельно актуальным.

УДК 377.4; 37.017.4; 37.012.85

Д. С. Мусина

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается формирование гражданско-патриотической компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования и ее влияние на гражданско-патриотическое воспитание детей.

The formation of civil-patriotic competence of teacher of out-of-school additional education and its influence to civil-patriotic education of children is considered in article.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, компетентность, метод, педагогические условия.

Keywords: civil-patriotic education, competence, method, pedagogical conditions.

Кыргызская Республика, получив независимость, столкнулась с жизненно важными задачами и необходимостью сохранить суверенитет и национальную безопасность, поднять и развить экономику, поддержать социально-духовную жизнь населения, развить образование. В связи с этим актуализировались задачи, связанные с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.