2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)
УДК 331.363:027.7 (571.16)
Е.В. Медведева
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*
В статье рассматриваются опыт организации повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки ТГУ, особенности работы по данному направлению. Анализируются формы, виды и уровни повышения квалификации, которые применяются в библиотеке в настоящее время.
Ключевые слова: повышение квалификации библиотекарей, система повышения квалификации, обучение, Научная библиотека.
Эффективность работы библиотеки во многом зависит от уровня квалификации и степени профессионализма сотрудников. Сегодня высокая квалификация, а также востребованность и успешность специалиста определяются не только и не столько обладанием базовым набором знаний, сколько готовностью постоянно дополнять его, получать и применять новые знания, умения, навыки, адаптировать уже полученные к изменяющимся условиям [1. С. 34].
Достаточная профессиональная подготовка библиотекарей не только повышает качество оказания библиотечно-библиографических и информационных услуг читателям, обеспечение их профессиональных, культурных, самообразовательных потребностей и запросов, но и формирует социальный имидж библиотеки, позволяет глубже осознать её роль в обществе. Поэтому повышение квалификации должно проходить постоянно, охватывать все категории специалистов, строиться по принципу непрерывности [2].
Сам термин «повышение квалификации библиотекарей», используемый в профессиональной сфере, трактуется как «совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с новейшими достижениями культуры, науки и техники, передовым библиотечным опытом» [3. С. 116].
В статье «Что такое повышение квалификации» Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании рассматривает термин «повышение квалификации» более широко - это формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. В ходе повышения квалификации необходимо научиться, не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом, а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество [4].
* Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.
Каждая библиотека вправе выбрать свой путь организации повышения квалификации сотрудников, заимствуя из библиотечной практики то, что соответствует особенностям ее работы и потребностям пользователей.
В Научной библиотеке Томского государственного университета (далее ТГУ) начиная с 50-х гг. XX в. уделялось большое внимание обновлению и углублению как теоретических, так и практических знаний сотрудников. Это было обусловлено созданием методического семинара, на котором обсуждались вопросы, связанные с теоретической и практической деятельностью библиотеки.
Методический семинар как форма повышения квалификации не мог решить задачи организационного характера, поэтому в 1956 г. был создан методический совет Научной библиотеки, в состав которого вошли 12 специалистов (руководители отделов и сотрудники с высшим библиотечным образованием). Одним из важнейших направлений деятельности методического совета становится повышение квалификации сотрудников библиотеки [5. С. 121].
Ежегодно совет дирекции совместно с профбюро анализировал состав сотрудников библиотеки по образованию и стажу работы, намечая основные задачи в работе с кадрами и разрабатывая план повышения квалификации. Работа приобрела плановый и целенаправленный характер, занятия проводились регулярно, организованно и приносили хорошие результаты [6. С. 37].
Таким образом, в Научной библиотеке ТГУ сложилась система повышения квалификации, обеспечивающая рост профессионального уровня каждого библиотечного сотрудника и строящаяся дифференцированно по группам специалистов, уровням организации занятий и содержанию мероприятий.
Опыт работы Научной библиотеки ТГУ по организации повышения квалификации сотрудников лег в основу типового положения, принятого в 1976 г. на заседании Методического объединения вузовских библиотек г. Томска (Положение о системе повышения квалификации работников вузовских библиотек г. Томска).
На сегодняшний день штат сотрудников Научной библиотеки ТГУ составляет 168 человек. При этом согласно статистике ежегодно повышают квалификацию примерно 220 сотрудников - это означает, что ряд штатных специалистов участвует в повышении квалификации на различных уровнях 2-3 раза в год.
Библиотека ежегодно разрабатывает план повышения квалификации для всех групп сотрудников. В данном плане предусматриваются мероприятия различного уровня, включая международный, российский (региональный/городской), университетский, а также внутрибиблиотечный. План утверждается в начале календарного года на совете дирекции библиотеки, и контроль за его выполнением возлагается на заведующих отделами. Общее руководство по направлению повышения квалификации осуществляет методический отдел библиотеки, который был преобразован в 1998 г. в сектор научно-методической работы и социологических исследований [7. Т. 4. С. 196].
Развитию повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки способствует и сам университет. Библиотека как структурное подразделение
ТГУ является полноправным участником различных образовательных программ университета. В рамках этих программ библиотеке удалось запланировать и осуществить стажировки её сотрудников в ведущие библиотеки и центры на международном и российском уровне по актуальным и перспективным направлениям.
Так, в 2007 г. Научная библиотека участвовала в Инновационной образовательной программе ТГУ по направлению «Развитие системы непрерывного дополнительного образования». Одной из задач программы было повышение профессиональной квалификации библиотечных кадров, участвующих в организации информационной поддержки научно-образовательной деятельности. В рамках данной программы были организованы стажировки для 13 специалистов библиотеки по таким направлениям, как «Международный информационный центр» (Берлин); «Электронные информационные ресурсы библиотек» (Москва, ГПНТБ); «Электронные библиотечные системы» (Москва, РГБ); «Организация информационного и справочно-библиографического обслуживания в библиотеке» (Санкт-Петербург, РНБ) и др.
В ходе реализации университетом Инновационной образовательной программы (2006-2007 гг.) Научная библиотека использовала такие формы повышения квалификации, как тренинги и семинары с приглашением ведущих специалистов из Барселоны (Мюрелл Войд, библиотекарь корпорации VTLS Inc.) и Кемерова (И.С. Пилко профессор, зав. кафедрой КемГУКИ, и др.)
Участие в этой программе для сотрудников Научной библиотеки ТГУ открыло широкие возможности не только повышения квалификации и приобретения новых знаний, но и получения опыта работы в крупном национальном проекте. В рамках программы прошли обучение 104 специалиста.
С 2010 г. Научная библиотека участвует в программе развития Национального исследовательского Томского государственного университета по приоритетному направлению «Информационно-телекоммуникационные и суперкомпьютерные технологии». В рамках данного направления были осуществлены стажировки по изучению английского опыта создания и использования электронных ресурсов в информационно-библиотечном обслуживании в Оксфордском университете. Был изучен также опыт работы Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), Российской государственной библиотеки (Москва) по направлениям электронной каталогизации, электронным ресурсам, каталогизации старопечатных книг и т.д. Количество обученных сотрудников за два года составило 20 человек.
Участие библиотеки в данной программе продолжается и в настоящее время. На 2012 г. запланированы стажировки сотрудников в австралийские университеты по направлению «Создание объединенного репозитория научных трудов сообщества университетов» и в Бодлеанскую библиотеку Оксфордского университета «Библиотеки в системе исследовательских университетов: модель университета Оксфорда».
Научная библиотека планирует участие в международных конференциях, проводимых ежегодно Российской библиотечной ассоциацией и ГПНТБ России в Крыму. В этих форумах обычно участвуют от 1 до 3 человек от библио-
теки, включая не только его руководящий состав, но и главных/ведущих библиотекарей и библиографов.
Большую роль в повышении квалификации кадров на российском и региональном уровне играет выступление сотрудников библиотеки с докладами на научно-практических конференциях и семинарах, таких, как, например, Макушинские и Румянцевские чтения, «Музейные библиотеки в современном обществе» и многие другие. В 2011 г. сотрудниками Научной библиотеки были представлены 46 докладов на 23 конференциях и семинарах.
Традиционной формой повышения квалификации библиотечных работников на университетском уровне является обучение в Институте дистанционного образования ТГУ по краткосрочным программам от 12 до 42 часов. Сотрудники прошли обучение на таких курсах, как «Создание эффективных презентаций в программе PowerPoint», «Использование в профессиональной деятельности технологий web 2.0», «Пользователь ПК» и др.
Различные формы повышения квалификации сложились и внутри библиотеки, среди них можно отметить семинары, конференции, круглые столы, занятия, отчеты о стажировках.
В течение нескольких лет ведущими специалистами Научной библиотеки для её сотрудников проводится обучение по программе «Электронные базы данных библиотеки» в объеме 20 часов.
В связи с тем, что ежегодно возрастает потребность в использовании в библиотечной сфере таких программ, как Flash, Publisher, Photoshop и др., специалисты библиотеки, освоившие эти программы, разрабатывают небольшие курсы обучения для сотрудников, которым это необходимо в работе. Так, например, в 2011 г. сотрудником отдела Электронной библиотеки была разработана программа курса <^dobe Macromedia Flash для создания визуальных материалов», рассчитанная на 4 часа.
В соответствии с программой повышения квалификации осуществляется постоянное обучение библиотекарей на рабочем месте, проводятся занятия и семинары внутри отдела.
В помощь сотрудникам на сайте библиотеки создан раздел «Библиотекарям - обучение», где представлен план повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки на год; программы обучения для специалистов библиотек вузов Западной Сибири; новости из вузов, центров повышения квалификации. Здесь также анонсируются книжные новинки и журналы.
Ещё одной формой повышения квалификации, практикуемой в Научной библиотеке ТГУ, является информирование сотрудников о профессиональных изданиях. Такое информирование осуществляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
С 2007 г. в практику деятельности сектора научно-методической работы прочно входит такой способ информирования, как электронная рассылка о новых изданиях по библиотечному делу и библиографоведению. Сотрудникам библиотеки и преподавателям кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГУ рассылаются информационные письма с отсканированными обложками и содержанием книг, а также приглашение на выставку с целью знакомства с новыми поступлениями. Круг адресатов с каждым годом
растет. Если в 2007 г. была сделана рассылка 17 специалистам, то в 2011 г. уже 46, при этом информирование становится ежеквартальным.
С 2011 г. сектор научно-методической работы начинает ежемесячное информирование о профессиональной периодике. В марте этого года была создана страничка сайта, где представлены обложки журналов с их содержанием и интерактивной ссылкой в электронный каталог на полную запись журнала. Здесь же предложена веб-форма для заказа статей из поступивших журналов. В целях экономии и рационального использования рабочего времени сотрудники в кратчайшие сроки получают интересную и полезную информацию о профессиональной периодике. За год была разослана информация 46 сотрудникам библиотеки, из них 47 специалистов сделали запросы на 121 статью.
Таким образом, налажена обратная связь с сотрудниками библиотеки, специалисты стали заказывать электронные статьи. Параллельно этому начинает увеличиваться спрос на печатные издания журналов, что способствует повышению уровня профессионального чтения.
Анализ сложившейся системы повышения квалификации сотрудников Научной библиотеки ТГУ показывает, что она характеризуется определенной структурой, отличается использованием разнообразных форм и видов обучения, охватывает практически всех сотрудников библиотеки. Процесс повышения квалификации в библиотеке идет непрерывно, постоянно совершенствуются формы и методы, меняется тематика обучения.
Работа по повышению квалификации библиотекарей способствует выполнению одной из важнейших задач библиотеки - повышению и развитию профессионального уровня библиотечных специалистов в соответствии с современными требованиями и профессиональными стандартами.
Литература
1. Авраева Ю.Б. Библиотеки - методические центры : инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие / Ю.Б. Авраева, Э.С. Очирова. М. : Литера, 2009. 96 с.
2. Куминова Л.А. Новые формы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях информатизации библиотек [Электронный ресурс] // Алтайская государственная академия культуры и искусств. Электрон. текст. дан. АлтГАКИ, 2009-2010. ИЯЬ: Ьйр://шшш.а^акі.о^/Мех.рЬр?оргіоп=сот (дата обращения: 07.02.2012).
3. Словарь библиотечных терминов / общ. ред. О.С. Чубарьян. М. : Книга, 1976. С. 116117.
4. ИИТО ЮНЕСКО. Что такое повышение квалификации [Электронный ресурс] //
WebSoft: 1Т-решения для управления эффективностью персонала. Электрон. текст. дан. М., 2009-2012. иИЬ: http://websoft.ru/db/wb/1AE35D3CA08D4DDEC3256F310047E8A7/doc.html
(дата обращения: 15.02.2012).
5. Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1982. 179 с.
6. Серебрякова М.П. Система повышения квалификации в Научной библиотеке Томского университета // Вузовские библиотеки Западносибирской зоны: Опыт работы. Томск, 1975. Вып. 4. С. 37-42.
7. Положение о системе повышения квалификации работников вузовских библиотек г. Томска // Организационно-методические документы. Томск, 1983. Т. 4. С. 196.