ББК 74.58 YAK 378
М.Л. БЕЛОНОЖКО, Л.В. РЕБЫШЕВА
M.L. BELONOZHKO, L.V. REBISHEVA
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАПИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАПИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
THE SYSTEM OF TRAINING OF TEACHING STAFF IN THE INTEGRATION CONDITIONS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INTO GLOBAL EDUCATION FRAMEWORK
В статье рассматриваются проблемы повышения квалификации преподавателей высшей школы и предлагаются новые формы и методы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в условиях интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство.
The article considers the problems of training of teaching staff of higher education and suggests new forms and methods of on-going training of teaching staff of higher educational institutions in the conditions of integration of Russian higher education into global educational space.
Ключевые слова: система повышения квалификации, формы и методы повышения квалификации преподавателей вузов, совершенствование преподавания, реформирование учебных программ и курсов, реформирование образовательной среды.
Key words: system of on-going training; forms and methods of on-going training of teaching staff of higher educational institutions; improvement of teaching; reforming of syllables and curricular; reforming of educational environment.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что необходимыми условиями достижения нового качества профессионального образования являются «активное использование технологий обучения, информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов», то есть внедрение инноваций в педагогический процесс самосовершенствования подготовки специалистов международного уровня и повышение его качества, соответствующего мировым стандартам [1].
Все это ставит качественно новые задачи перед системой высшего профессионального образования. В решении этих задач главная роль отводится фигуре преподавателя. Какие бы новации ни планировались, какие бы образовательные технологии ни проектировались, именно он определяет эффективность их использования.
Таким образом, требуется, во-первых, повышение профессионализма профессорско-преподавательского состава, который определяется уровнем и способом владения различными видами педагогической деятельности, как традиционными, так и инновационными, и, во-вторых, коренного улучшения управления образовательной и научной деятельностью. А значит, необходимость разработки системы повышения квалификации преподавательского корпуса высшей школы встаёт со всей очевидностью.
В настоящее время в Российской Федерации существуют различные формы, методы и программы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. Повышение квалификации преподавателей ведёт-
ся как в рамках традиционной системы высшей школы (как правило, в университетах), так и в сфере нетрадиционного образования (на базе различных фирм, профессиональных ассоциаций и государственных учреждений) [2, 3, 4].
Имеют место самые разнообразные формы повышения квалификации преподавателей, такие как дневные, вечерние, заочные, субботние, воскресные курсы, работающие при консультативных фирмах или научных центрах, в которых имеются программы с теоретическим или практическим уклоном. Многие вузы координируют работу так называемых летних школ, которые предлагают очные курсы интенсивной подготовки продолжительностью от 1-2 недель до 3 месяцев.
Современная система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава имеет следующие позитивные моменты:
- поддержка процесса общественных преобразований; государственная поддержка;
- регулярность, систематичность, постоянство действия системы;
- сложившиеся традиции (система повышения квалификации имеет долгую историю, насчитывающую свыше 60 лет);
- поощрение научной работы профессорско-преподавательского состава;
- ориентация на содержание (система повышения квалификации делает основной упор на содержание, а не методику преподавания);
- значительная роль в повышении квалификации преподавателей администрации каждого вуза.
В то же время существуют и проблемные моменты в современной системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Если раньше повышение квалификации через каждые пять лет со сроком обучения до четырёх месяцев было обязательным, за слушателями факультетов сохранялись на время обучения оклады по основной должности, предоставлялось общежитие, проезд до места нахождения факультета и обратно оплачивался организациями, в которых они работали, кроме того, вузы заботились о постоянном пополнении специалистов высшей квалификации, то сегодня система повышения квалификации начинает утрачивать свои позиции.
А между тем подавляющая масса профессорско-преподавательского состава получила образование 20-30 лет назад, следовательно, несёт печать старого педагогического сознания и старые стереотипы педагогической деятельности, мало ориентирована на внедрение новых средств и методов обучения, соответствующих международным критериям. Кроме того, те знания, тот профессиональный уровень, который был 5-10 лет назад, сейчас недостаточен, чтобы на современном уровне готовить специалистов мирового класса.
Для того чтобы сформировать знающих, ищущих, критически мыслящих, свободно ориентирующихся в быстро изменяющемся обществе специалистов, необходимы преподаватели, соответствующие мировым требованиям к качеству обучения [5, 6]. Одновременно основную массу преподавателей сделать таковыми невозможно, нужна хорошо отлаженная система повышения квалификации. Сегодня, когда знания и новые технологии стремительно обновляются, когда за время обучения студентов в вузе они успевают устаревать, повышение квалификации преподавателей высшей школы приобретает особую актуальность.
На сегодняшний день нет и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность системы повышения квалификации педагогов, соответствующей современному экономическому состоянию высшей школы, нет системы гарантии качества последипломного обучения педагогов. Нет и разработанной системы мотивации повышения квалификации преподавателями, так как от него, как правило, не зависит ни их заработная плата, ни возможность продвижения по служебной лестнице.
Кроме того, предлагаемые программы повышения квалификации зачастую слабо ориентированы на гражданско-государственные образовательные потребности. Имеющиеся институты повышения квалификации часто ориентируются на валовые показатели, на широту охвата, что неизбежно ведёт к деградации самих сотрудников этих институтов, ибо небольшой объем материала может предъявляться различным группам слушателей практически неограниченное число раз. Положение осложняется ещё и тем, что деятельность учреждений и методических служб по своим ценностям, целям, направлениям, содержанию и формам не согласована, не образует единой системы, развивающейся во взаимодействии с другими социальными системами.
Существуют проблемные моменты и в качественном аспекте повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а именно:
- упор на заучивание материала;
- большие различия в уровне преподавателей системы повышения квалификации;
- слабая финансовая поддержка научной работы преподавателей.
Кроме того, в системе повышения квалификации преподавателей вузов можно выделить и ряд методических проблем, связанных с отсутствием:
- разработки чёткой структуры повышения квалификации преподавателя вуза в соответствии с его профессионально-педагогической деятельностью;
- чёткого понимания целей, структуры, содержания и концепции педагогического проектирования;
- в качестве приоритетного направления, согласно новой парадигме образования, принципа гуманизации;
- разнообразия и гибкости форм и методов при организации системы повышения квалификации преподавателей вузов.
Все это вызывает объективную необходимость усовершенствования всей системы повышения квалификации, соответствующей международным требованиям к качеству образования и к профессиональным качествам самого преподавателя.
Система повышения квалификации должна представлять единую гуманитарную образовательную систему, ориентированную на ценности новой образовательной политики, которая, кроме всего прочего, включает и интеграцию российского высшего образования в мировое образовательное пространство. Для этого необходимо, прежде всего, разработать такой механизм, который смог бы обеспечить систему повышения квалификации самоорганизацией, структурно-функциональным упорядочением, который был бы согласован по ценностям, целям, содержанию, методам и формам деятельности.
Таким образом, для эффективного функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях глобализации и интернационализации высшего образования необходима реализация следующих мероприятий:
- создание нормативно-правовых условий деятельности учреждений повышения квалификации педагогов. На законодательном и правительственном уровне нужно разработать документы о порядке и условиях повышения квалификации работников образования, которые будут предусматривать типовые положения об учебных заведениях этой системы, положение о порядке аттестации, лицензирования и аккредитации учреждений повышения квалификации и т.д.;
- определение организационно-педагогических мер, направленных на стимулирование роста профессиональной компетентности, в том числе разработка механизма, обеспечивающего мотивацию преподавателя к повышению профессионального уровня, а также квалификационных требований к различным профессиональным уровням педагогов;
- формирование экономических механизмов развития системы повышения квалификации;
- разработка комплекса мер, связанных с обеспечением высших учебных заведений профессиональными кадрами: аспирантура, магистратура, программы обучения методистов и т.п.;
- информационное обеспечение системы повышения квалификации.
Система повышения квалификации преподавателей высшей школы
должна выполнять следующие функции:
- подтягивать знания преподавателей до международного уровня производственной компетенции;
- устранять возрастные недостатки преподавателей по образовательному уровню, информированности, знаниям и ценностным ориентациям;
- восполнять пробелы базового образования преподавателей и корректировать недостатки функционирования предыдущих систем образования;
- формировать профессиональное и общекультурное развитие личности, повышать её творческий потенциал, удовлетворять интеллектуальные и творческие потребности;
- адаптировать преподавателей к изменяющимся требованиям международной среды;
- определять формы и методы самообразования преподавателей;
- осуществлять направленное изменение качеств личности преподавателя с учётом международных критериев оценки профессиональных качеств.
Основные принципы системы повышения квалификации преподавателей вуза можно сформулировать следующим образом:
- анализ деятельности преподавателя вуза должен быть сфокусирован на моментах деятельности, вызывающих проблемы, трудности и неудачи, а не охватывать всю совокупность его профессионально-педагогических функций и должностных обязанностей;
- среди профессионально важных характеристик преподавателя вуза должны быть выделены трудно развиваемые у взрослых и плохо компенсируемые в профессионально-педагогической деятельности качества личности, необходимые для решения профессионально-педагогических задач;
- профессионально важные характеристики с учётом международных требований, которые можно развивать и формировать путём обучения и тренингов, необходимо учитывать при разработке специальных учебных курсов и практикумов и обязательно включать их в процесс повышения квалификации преподавателей высшей школы;
- компенсируемые за счёт индивидуального стиля деятельности профессионально важные качества личности преподавателя могут являться основанием для выбора конкретной предметной специализации в подготовке и дальнейшей профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Изложенные выше принципы, функции и основные проблемы, стоящие перед системой повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, подтверждают тот факт, что сегодня перед программами повышения квалификации стоит совершенно иная задача. Так как изменилось представление о совершенствовании преподавания, сегодняшние программы должны преследовать цели, выводящие преподавателей на мировой уровень профессионализма, а не просто способствовать их профессиональному росту. Инновационные подходы к преподаванию должны включать в себя сотрудничество, совместные усилия и активное участие преподавателей, а также предоставлять помощь и ресурсы в стремлении довести качество преподавания и учения до необходимого по мировым стандартам уровня.
В связи с этим необходимы новые формы организации повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, которые учитывали бы все аспекты образовательной деятельности:
• Совершенствование преподавания
Развитие преподавательского мастерства должно осуществляться с применением интерактивных методов, которые следует преподавать не только как навыки, но и использовать их в рамках самого обучения, тем самым акцентируя внимание на интенсивном и интерактивном учении. Необходимо использовать преподавательские дискуссионные группы, ежемесячные семинары, кураторскую работу, взаимообучающие программы и другие подходы. В процесс повышения квалификации необходимо внедрять интерактивное или проблемное учение.
Не менее важным элементом системы повышения квалификации преподавателей является их ориентация на сотрудничество и взаимодействие. Для этого возможно проводить отбор наиболее подготовленных преподавателей, которые будут выполнять роль руководителей и ассистентов при проведении работы по развитию преподавательского мастерства. Так как такая работа выполняется на добровольных началах, эффективность программы зависит от её привлекательности, актуальности и престижности с точки зрения потенциальных руководителей.
При разработке программ повышения квалификации необходимо ориентироваться на категорию преподавателей, предположительно восприимчивых и даже стремящихся к усвоению новой информации об основных навыках преподавания. В работе применяются как традиционные, так и нетрадиционные педагогические методы, например, контроль над аудиторией, составление тестов, чтение лекций, проведение дискуссий и занятий в больших группах. Программы повышения квалификации должны строиться с учётом информации о необходимости обучения критическому мышлению, решению задач и мыслительным навыкам высшего уровня.
Другим методом передачи знаний о мастерстве преподавания может стать акцентирование внимания на учебных нуждах особых групп студентов, например, этнических меньшинств, женщин и первокурсников. Обучение, которое подчёркивает потребности учащихся, а не навыки преподавания, стимулирует интерес преподавателей и совершенствуют мастерство.
Именно эти методы позволят достичь значительного прогресса в плане развития преподавательского мастерства, так как во главу угла здесь ставится стремление к конструктивному диалогу с преподавателями; который, в свою очередь, эффективно действует на совершенствование преподавательского мастерства.
Кроме этих методов необходимо обращать внимание и на индивидуальное развитие преподавателей, так как преподавание накладывает определённые обязательства на личность преподавателя в целом. Таким образом, для достижения кардинальных изменений преподаватель обязан задействовать не только идеи и сознание, но и в равной степени эмоции и чувства.
Личностное развитие не только способствует укреплению здоровья преподавателей и приносит им моральное удовлетворение, но также сказывается на их преподавательской деятельности, что означает, что суть преподавания заключается не только в использовании навыков и знании материала, но и в том, что преподавание - это глубоко эмоциональный процесс.
• Реформирование учебных программ и курсов
Реформирование курсов - изменение не только приоритетов, целей и/или содержания, но и педагогических методов, что предполагает использование новых технологий, внедрение новых учебных или педагогических приоритетов (например, акцентирование внимания на общеобразовательной базе или интерактивных учебных группах) и ориентацию на определённые категории студентов (например, первокурсников, женщин и студентов, представляющих этнические меньшинства). Можно выделить две основные группы приоритетов:
1. Адаптация курсов к новым технологиям.
Наиболее характерной тенденцией является адаптация курсов к новым технологиям, таким как интерактивные компьютерные программы и Интернет, с использованием последних как в университетах, так и при дистанционном обучении. Использование новых интерактивных и интернет-технологий требует более глубокого понимания процесса учения. В связи с этим практически все программы, которые в совершенствовании преподавания опираются на использование технологий, подчёркивают значение педагогического понимания.
Эти программы побуждают преподавателей проявлять инициативу и помогать друг другу. Часто используются «активные лаборатории» и «преподавательские игровые», куда преподаватели приходят в удобное для них время и экспериментируют с оборудованием, перенимают опыт коллег и при желании получают техническую поддержку.
2. Реформирование учебных курсов и программ с целью внедрения новых приоритетов.
Реформирование курсов существенно преобразует работу в аудитории и сказывается на совместном взаимодействии преподавателей и студентов. Отмечается активизация студентов, выполняющих практические интерактивные задания. Внимание акцентируется не на презентации материала преподавателем, а на разрешении задач и составлении проектов студентами. Преподаватель выполняет роль наставника/лидера/консультанта в классе, ориентированном на практическое интерактивное учение.
Ещё одним методом более активного привлечения преподавателей является разработка новых базовых требований и адаптация курсов к новым учебным приоритетам. Если перед вузом ставится задача активно задействовать преподавательский состав в разработке новых подходов к преподаванию и учению, обсуждение учебных планов должно стать нормой для преподавателей всех предлагаемых курсов; необходимо учитывать конечные результаты учения, в достижении которых заинтересован вуз; наконец, уделение должного внимания учебным планам сказывается на престиже и конкурентоспособности учебного заведения.
В целях адаптации структуры курса к реформированному учебному плану обычно используются оба или один из следующих подходов:
- подготовка определённой части преподавателей для чтения обязательных базовых курсов;
- включение целесообразных элементов нового учебного плана в структуру каждого курса.
Такие программы содействуют сплочению преподавателей, которые оказывают друг другу взаимную поддержку, совершенствует навыки проведения дискуссий, затрагивающих этическую проблематику, и облегчают интеграцию таких дискуссий в структуру курса. Преподаватели имеют возможность обсудить актуальные проблемы с коллегами, высшими должностными лицами и студентами.
Обновлённые учебные планы должны включать многие элементы программ, например междисциплинарные дискуссии о проблемах преподавания, использование методов, ориентированных на активное учение, и сближение преподавателей и студентов на основе общих интересов.
• Реформирование среды обучения
Реформирование институциональной структуры вузов способствует созданию благоприятных условий обучения, направленного на повышение качества преподавания и обучения.
Можно использовать разные подходы к институциональному реформированию.
Во-первых, это непосредственное и активное привлечение преподавательского состава к выявлению приоритетов вуза. Создаваемые преподавательские комитеты могут способствовать взаимодействию всех членов
педагогического коллектива посредством предоставления информации, обмена мнениями и советами, разработки рациональных предложений. От начала до конца, будь это формирование бюджета, требования учащихся или оценка преподавания - вуз должен проводить последовательную и настойчивую политику в соответствии с согласованными приоритетами.
Во-вторых, это нахождение оптимального баланса между исследовательской и преподавательской деятельностью, так как чрезмерное увлечение исследовательской работой зачастую приводит к застою в преподавании, а отсутствие исследовательской деятельности -к резкому сокращению кругозора преподавателя.
В-третьих, это создание благоприятной среды обучения при помощи инновационных международных программ. В этом случае вуз должен содействовать поездкам преподавателей за границу; финансировать проведение международных выездных семинаров; наконец, приглашать на стажировку как ведущих зарубежных специалистов, так и студентов. Это помогает углублению изучения иностранных языков, межнациональному взаимопониманию.
Несмотря на то, что такая смена ориентиров не является непосредственным повышением квалификации преподавателей, она создаёт новые возможности в среде обучения. Глубокие институциональные преобразования требуют пересмотра системы университетского образования; это касается как преподавания, так и обучения.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - М. : Юридическая литература, 2002. - 28 с.
2. Могильницкий, С. Обеспечение и оценка качества высшего образования [Текст] / С. Могильницкий, О. Боев // Высшее образование в России. - 2004. -№ 2. - С. 12-28.
3. Никольский, В.С. Образование, общество, личность : учебное пособие [Текст] / В.С. Никольский. - М., 2006. - 140 с.
4. Плаксий, С. Сверхэксплуатация преподавателей - главная угроза высшей школе и развитию России в XXI в. [Текст] / С. Плаксий // Alma Mater. - 2004. -№ 3. - С. 16-22.
5. Скотт, П. Глобализация и университет [Текст] / П. Скотт // Alma mater. -2000. - № 4. - С. 3-8.
6. Centra, John A. Will teachers receive higher student evaluations by giving higher grades and less course work? [Text] / J.A. Centra // Research in Higher Education. - 2003. - Vol. 44. - № 5. - P. 495-517.