Научная статья на тему 'Система повышения качества ремонта автотракторных двигателей'

Система повышения качества ремонта автотракторных двигателей Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБКАТКА / РЕЖИМ / ПРИРАБОТОЧНАЯ ПРИСАДКА / ТЕХНОЛОГИЯ / СМАЗКА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Храмцов Н. В., Шиндин В. Н.

В статье рассмотрены вопросы влияния технологических факторов на процесс обкатки автотракторных двигателей и повышения её качества. Предложена методика оптимизации полной обкатки двигателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM TO IMPROVE THE QUALITY OF AUTOMOTIVE ENGINE REPAIR

The article considers questions of the influence technological factors on the process of running automotive engine and improve its quality. Method is proposed for optimization of the complete running engines.

Текст научной работы на тему «Система повышения качества ремонта автотракторных двигателей»

УДК 631.3.04

Н.В. Храмцов, д-р техн. наук, проф., Ьгаттк^тп@таП. ги (Россия, Тюмень, ТюмГАСУ),

В.Н. Шиндин, преподаватель, Ьгатшк^тп@таП. ги (Россия, Тюмень, ТВВИКУ)

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕМОНТА АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены вопросы влияния технологических факторов на процесс обкатки автотракторных двигателей и повышения её качества. Предложена методика оптимизации полной обкатки двигателей.

Ключевые слова: обкатка, режим, приработочная присадка, технология,

смазка.

Качество ремонта двигателей включает в себя технические (мощность, крутящий момент, расход топлива и т.д.), эргономические, эстетические и экономические показатели и, самое главное, надежность отремонтированных двигателей.

Наиболее сложным в оценке качества является определение значений показателей надежности, которые реализуются через относительно большой срок использования двигателей [1].

Из-за длительности определения показателей долговечности по существующим методикам информация теряет свою актуальность, поскольку оценивает уровень ремонтного производства значительного срока давности [2]. Кроме того, качество ремонта не адекватно оценивается по методике сравнения фактического межремонтного ресурса, существенно зависящего от условий эксплуатации (климатических и дорожных, уровня технического обслуживания и пр.), с нормативным значением. Применение ускоренных методов оценки долговечности изделий в реальных производственных условиях сдерживается трудностями обеспечения условий ускорения и подобия испытаний.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно прогнозировать коэффициент восстановления ресурса, представляющий собой отношение среднего межремонтного к среднему доремонтному ресурсу.

Для отремонтированного двигателя теоретический уровень надежности составит

где ар - коэффициент совершенства технологического процесса ремонта по

сравнению с нормативной технологией; Вр - коэффициент, отражающий

технологическую дисциплину ремонта.

С учетом того, что нормативная надежность Rp отремонтированного

го двигателя по сравнению с надежность нового R э, двигателя снижается

(1)

на нормативный коэффициент Кнтд получаем

Яр = Я§ ■ КНТД . (2)

Тогда формула (1) примет вид

ЯР = ЯР ■ КНТД + аР I1 - КНТД ■ ЯЭ ) ■ ВР • (3)

Из-за отклонений в технологическом процессе ремонта, вызываемых недостаточным уровнем материально-трудовых ресурсов производства АУмтр и недостаточной технологической дисциплины Авр, фактический межремонтный ресурс снижается

Тнэ = (кнтд — АК )* тт = К * Тт (4)

1 мр \квр /лкв^ 1 мр квр 1 мр • V V

Качество выполнения отдельных технологических операций ремонта определяется уровнем технологии ремонта, который в свою очередь зависит от уровня технологической базы, инженерной подготовки производства и рабочей силы (рис.1).

Из приведенной схемы видно, что для обеспечения необходимого качества ремонта следует создать определенный уровень материально-трудовых ресурсов.

Значение коэффициента восстановления ресурса определяется уровнем материально-трудовых ресурсов ремонтного производства

Квр= V(умтр ) = К0 + Кт £ , 1=1,т ' г1,п' (5)

V

где п - количество признаков, характеризующих УМТР в ьой подсистеме технологического процесса; т - количество подсистем; К^ - коэффициент совершенствования технологической операции.

Предлагаемый методический подход реализован и экспериментально проверен при оценке качества ремонта автотракторных двигателей (рис.2).

Сначала группа экспертов выявила комплексные и единичные факторы ] и ступени единичных факторов, т.е. установила причинно-следственную связь, технологического процесса с долговечностью капитально отремонтированных двигателей, и разработала соответствующие формы опроса. Опросом экспертов основной группы и обработкой анкет устанавливались коэффициенты весомости комплексных и единичных факторов и их ступеней.

Для определения зависимости уровня технологии от показателей производственных ресурсов на 24 ремонтных предприятиях Тюменской области была собрана и обработана информация по методике прогнозирования ресурса и по оценке фактического уровня производственных ресурсов. При этом технологический процесс ремонта двигателей и уровень производственных ресурсов были разделены на 11 подсистем, по каждой

из которых сначала был выполнен многомерный факторный анализ и далее установлены регрессионные связи уровня выполнения технологии с выделенными факторами.

Рис. 1. Влияние уровня материально-трудовых ресурсов на качество

ремонта двигателей

Рис. 2. Схема разработки и внедрения системы обеспечения качества ремонта автотракторных двигателей

Развернув полученные уравнения регрессии через значения этих факторов, и проведя денормализацию признаков, получили коэффициенты линейной регрессии яг/, показывающие связь качества ремонта с исходными значениями показателей производственных ресурсов.

Уровень выполнения \ -ой комплексной технологической операции находится по формуле:

Уг=В£+ 2 ау хщ >}-, (6)

1

где р7- свободный член ьго уравнения регрессии для й комплексной операции; Ху2 - фактическое значение (ху2=0...4) ¡-признака материально-трудовых ресурсов \ -го уравнения (Ъ - уровень единичного показателя).

По полученным коэффициентам можно рассчитать уровни (%) качества выполнения технологических операций. Например, для приемки и хранения уравнение множественной регрессии будет иметь вид:

Упр.хр. = 41,6 + 1,34Х 3 + 1,8Ox 5+ ...0,85x 24 +0.70x 37 (7)

где x3, x5, ...x24, x37 - фактические значения 3-го, 5-го и т.д. признаков.

Значение коэффициента восстановления ресурса определяется по формуле:

Квр= Кт IКвгУг , (8)

где Кв - коэффициент весомости i-й комплексной операции.

После подстановки значений У;,Кв; и аii уравнение (7) примет вид

Квр= в2 +10-4IIüjxijz , i= ГдТ, j=l37. (9)

г J

Установленные регрессионные зависимости позволяют целенаправленно проводить выбор и обоснование мероприятий повышения качества ремлнта автотракторных двигателей. Приращение коэффициента восстановления ресурса АКвр при изменении признаков матрицы материально-

трудовых ресурсов Ах определяется по формуле:

АКвр = 10-4IIaj' Axjz , 1=Щ, j=ü7. (10)

Воздействовать на единичные факторы технологии ремонта можно путем соответствующего повышения уровня производственных ресурсов: введением недостающего или нового оборудования, оснастки, инструмента, улучшением снабжения запасными частями и материалами по номенклатуре и качеству, совершенствованием рабочих мест и внедрением более совершенных форм организации труда, усилением контроля за всеми стадиями технологического процесса, укреплением дисциплины труда, повышением квалификации кадров и ответственности исполнителей [3].

Оптимизация проводится для комплекса мероприятий с ограничениями по последовательности и срокам выполнения и без них. В календарном плане мероприятий в первую очередь планируются наиболее эффективные мероприятия с позиции роста экономической эффективности.

Список литературы

1. Лышко Г.П. и др. Предупредительное диагностирование при эксплуатации тракторов. Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1981, № 9. С 45.47.

2. Северцев Н.А. и др. Статистическая теория подобия: надежность технических систем. М.: Наука, 1986. 205 с.

3. Храмцов Н.В. Надежность двигателей. М.: ОАО «Издательство

196

«Недра», 1996. 243 с.

N.V. Hramtsov, V.N. Shindin

SYSTEM TO IMPROVE THE QUALITY OF AUTOMOTIVE ENGINE REPAIR The article considers questions of the influence technological factors on the process of running automotive engine and improve its quality. Method is proposed for optimization of the complete running engines.

Key words: running in, mode, prirabotochny additive, technology, greasing.

Получено 20.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.