Научная статья на тему 'Система повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли'

Система повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ / SYSTEM / ELEMENTS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / ECONOMIC INNOVATIONS / SOCIAL INNOVATIONS / MARKETING INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амелин С.В., Худошина Е.А.

Статья посвящена разработке системы повышения результативности инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли. Рассмотрены мнения известных ученых-экономистов, определяющих содержание понятия «система». Нами было расширено понятие «система» в инновационной деятельности, понимаемое как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве, которые в совокупности смогут повысить эффективность инновационной деятельности на предприятии. В работе представлена и проанализирована авторская система повышения эффективности инновационной деятельности предприятия ракетно-космической отрасли и выделены ее элементы (подсистемы). Проанализированы виды инноваций по области применения. Предложены рекомендации по совершенствованию организации управления и повышению эффективности функционирования инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли. Совершенствование деятельности предприятия, стремление к повышению научно-технического уровня продукции, не имеющей аналогов, и профессионального уровня сотрудников являются важнейшими инструментами повышения эффективности функционирования инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION ACTIVITY AT THE ENTERPRISE OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY

The article focuses on the development of a system for increasing the effectiveness of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industry. The views of well-known economists who determine the content of the concept "system" are considered. We have expanded the concept of "system" in the innovation activity, which is understood as a complex of elements that have interaction and unity, which together can increase the effectiveness of innovation activity at the enterprise. This work presents and analyzes the author's system for increasing the effectiveness of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industry and identifies its elements (subsystems). The types of innovations in the field of application are also analyzed. Recommendations for improving the organization of management and improving the efficiency of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industryare suggested. Improvement of the enterprise's activity, aspiration to increase the scientific and technical level of products, which do not have analogues and professional levels of employees, are the most important tools for increasing the effectiveness of innovation activity

Текст научной работы на тему «Система повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ

ОТРАСЛИ С.В. Амелин, д-р экон. наук, профессор e-mail: assa-prima@mail.ru Е.А. Худошина, магистрант e-mail: genya.khudoshina@yandex.ru Воронежский государственный технический университет

Статья посвящена разработке системы повышения результативности инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли. Рассмотрены мнения известных ученых-экономистов, определяющих содержание понятия «система». Нами было расширено понятие «система» в инновационной деятельности, понимаемое как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве, которые в совокупности смогут повысить эффективность инновационной деятельности на предприятии. В работе представлена и проанализирована авторская система повышения эффективности инновационной деятельности предприятия ракетно-космической отрасли и выделены ее элементы (подсистемы). Проанализированы виды инноваций по области применения. Предложены рекомендации по совершенствованию организации управления и повышению эффективности функционирования инновационной деятельности на предприятии ракетно-космической отрасли. Совершенствование деятельности предприятия, стремление к повышению научно-технического уровня продукции, не имеющей аналогов, и профессионального уровня сотрудников являются важнейшими инструментами повышения эффективности функционирования инновационной деятельности

Ключевые слова: система, элементы повышения эффективности инновационной деятельности, организационно-управленческие инновации, технико-технологические инновации, экономические инновации, социальные инновации, маркетинговые инновации

THE SYSTEM OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION ACTIVITY AT THE ENTERPRISE OF THE ROCKET AND SPACE INDUSTRY S.V. Amelin, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: assa-prima@mail.ru E.A. Khudoshina, Undergraduate e-mail: genya.khudoshina@yandex.ru Voronezh State Technical University

The article focuses on the development of a system for increasing the effectiveness of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industry. The views of well-known economists who determine the content of the concept "system" are considered. We have expanded the concept of "system" in the innovation activity, which is understood as a complex of elements that have interaction and unity, which together can increase the effectiveness of innovation activity at the enterprise. This work presents and analyzes the author's system for increasing the effectiveness of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industry and identifies its elements (subsystems). The types of innovations in the field of application are also analyzed. Recommendations for improving the organization of management and improving the efficiency of innovation activity at the enterprise of the rocket and space industryare suggested. Improvement of the enterprise's activity, aspiration to increase the scientific and technical level ofproducts, which do not have analogues and professional levels of employees, are the most important tools for increasing the effectiveness of innovation activity

Key words: system, elements of increasing the effectiveness of innovation activity, organizational and managerial innovations, technical and technological innovations, economic innovations, social innovations, marketing innovations

В настоящее время существует достаточно большое количество определений к слову «система», которое находит свое понимание в трудах известных

ученых-экономистов. Данные определения приведены в таблице.

Мнения различных авторов, характеризующих понятие «система»

Автор Содержание взглядов

Берталанфи Л. Система - комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве [1].

Холл А.Д., Фейджин Р.Е. Система - это множество объектов (частей, компонентов системы) вместе с отношениями (relationships) между объектами и между их атрибутами-система, свойствами [2].

Акофф Э. Система - множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми.

Гослинг У. Система - собрание простых частей.

Уотт К. Система - это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.

Сагатовский В.Н. Система - конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала [3].

Амелин С.В. Система - множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование [4].

Ланге О. Система - это множество связанных действующих элементов [5].

Таким образом, мы будем рассматривать систему в инновационной деятельности как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и единстве, которые в совокупности смогут повысить эффективность инновационной деятельности на предприятии. Характеристиками предприятия как системы будут

выступать характеристики «входа», «процесса» и «выхода».

Система инновационной деятельности состоит из следующих элементов (подсистем) и представлена на рис. 1.

Рис. 1. Система повышения результативности инновационной деятельности в организации

Рассмотрев рисунок 1, мы выявили элементы (подсистемы) повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии.

1) Подсистема стимулирования. Особое внимание должно уделяться повышению культуры производства среди сотрудников: усилить требования к организации труда и производственной дисциплине, проводить контрольные мероприятия. Вместе с тем следует вести работу по решению социальных про-

блем и стимулированию специалистов, а так же улучшить условия труда сотрудников.

2) Подсистема организации и управления инновационной деятельности на предприятии является важнейшим аспектом работы планово-экономической службы организации. Планово-экономический отдел (ПЭО) является независимым структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю руководителя по

экономическим задачам (главному экономисту) [6, с. 115].

На предприятии рекомендуется внедрить должность экономиста по экономическому анализу и расчетам эффективности от внедрения инноваций, занимающегося:

- участием в разработке необходимых действий, которые направлены на рост продуктивности инновационной активности фирмы;

- расчетами экономической результативности от ввода в производство новейшей и обновленной техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений, осуществляемых в подразделениях;

- проведением работ по осуществлению формирования и интеграции наукоемких технологий на предприятии;

- оцениванием экономических, финансовых показателей на каждом этапе реализации проектов развития;

- участием в составлении и реализации мероприятий, нацеленных на уменьшение издержек материалов, понижение трудоемкости, возрастание производительности труда;

- рассмотрением рационализаторских предложений по совершенствованию технологических процессов и заключения о целесообразности их применения в условиях производства.

3) Подсистема развития инновационной активности.

Существуют следующие виды нововведений по области применения.

1 Организационно-управленческие инновации -это модифицирование в системе управления предпринимательской структурой, главная цель которой заключается в возрастании результативности ее работоспособности и конкурентоспособности. Признаки отнесения инноваций к организационно-управленческим можно разделить на две группы (рис. 2).

1 группа признаков ОБЪЕКТЫ

методы управления; информационные технологии в системе; управления социальная организация; репутация и имидж.

i 1

Признаки организационно-управленческих инноваций

2 группа признаков ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- применение новых технических средств в управлении: средств связи, средств фиксации, передачи, обработки, хранения информации и тд:

- внедрение новых компьютерных программ и систем поддержки управленческих решений;

- изменение в организационной структуре управления;

- изменение в структуре персонала и порядка его работы;

- изменение структуры и содержания информационных потоков, введение плановых и отчетных форм и показателей, изменение структуры и содержания баз данных, изменение ретаментов в отношении документооборота и тд;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- изменение в методах у правления;

- изменение в технологиях и методах принятия решений;

- введение новых регпаментовфункционирования структурных подразделений, новых или модифицированных нормативов и корпоративных стандартов:

- ребрендищ проведение Реакций, мероприятий в сфере бп а готво р итеп ьн о ста.

Рис. 2. Признаки отнесения инноваций к организационно-управленческим

Таким образом, на предприятии необходимо проводить следующие виды работ по повышению организационно-управленческих инноваций:

- повышение квалификации специалистов;

- увеличение доплат за активное участие в молодежных научно-технических конференциях, секциях;

- увеличение доплат за публикации в сборниках, научных журналах;

- увеличение разовых премий, лучшим работникам тринадцатая зарплата;

- снижение простоя оборудования, которое в свою очередь ведет к рациональной расстановки кадров;

- повышение производительности труда работников;

- учет советов, просьб, пожеланий работников;

- стимулирование инновационной активности, инициативности сотрудников;

- использование новейшего программного обеспечения ракетной промышленности;

- социальная защита и страхование работников;

- организация оздоровления и отдыха работников по льготным путевкам;

- поддержание имиджа предприятия в области ракетной промышленности;

- внесение значимого вклада в обеспечение обороноспособности государства и в осуществление многих масштабных российских и международных проектов в области освоения космического пространства.

2 Технико-технологические инновации - основа технологического продвижения и техперевооружения производства - выявляются в виде новейших модернизированных товаров и услуг, технологий их выпуска, средств производства.

Основные цели предприятия ракетно-космической отрасли в области технико-технологических нововведений представляют собой:

- уменьшение конструктивно-технологической трудоемкости производимых изделий за счет конструктивных новаций;

- понижение издержек на сырье и материальные ресурсы, относящиеся на единицу производимой продукции путем использования новейших материалов;

- совокупная механизация и автоматизация технологических процессов;

- применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;

- уменьшение технологической сложности продукции и затрат физических усилий благодаря возрастанию технического уровня и качества техоснастки, инструментов, научной организации труда;

- сопряженная автоматизация и координирование процессов управления производством, осуществляемые при помощи электроники и компьютерной техники.

Выполнение всех пунктов ведет к увеличению результативности функционирования инновационной активности и конкурентоспособности фирмы.

3 Экономические инновации подразумевают преобразования в финансовой и экономической областях деятельности фирмы (в сфере ценообразования, заработной платы и анализа итогов работ промыш-ленно-производственного персонала). В роли экономических инноваций допустимо взять систему формирования запасов и сбережений фирмы. Примером, может послужить, реализация заказов на отдельные детали в назначенный момент времени весьма часто осложняется внутренними и внешними нарушениями в системе. Для того чтобы устранить данные нарушения требуется разработка резервов (трудовых, технических и материальных), цель которой заключается в

компенсации обнаруженных несоответствий. Кроме того, систему резервирования следует применять в условиях инновационного развития предприятия, с целью генерирования предпосылок отработки и опытно-экспериментального производства принципиально новой продукции, что, в свою очередь, даст возможность гибко реагировать на нововведения в производстве.

Таким образом, формирование системы резервов управления обеспечивается созданием резервных мощностей в подразделениях, образованием многоуровневого комплекса складских запасов материалов, запчастей и сооружений.

4 Социальные инновации воплощаются для стимулирования человеческих возможностей и талантов на предприятии посредством модернизации корпоративной культуры, которая отображает систему привычных в фирме и оберегаемых ее сотрудниками культурно-этических, моральных и иных постулатов в отношении целей, работы, внутриорганизационных взаимоотношений и сотрудничества с клиентами, партнерами, конкурентами, государственными структурами и обществом в целом.

Преимущественно высокоэффективной инновационной активности на предприятии можно достичь, когда сотрудники уверены, что получат вознаграждение за качественное и добросовестное выполнение своей работы и уверенность в том, что миссия предприятия в конечном итоге будет достигнута. Общность ценностей работников с ценностями предприятия гарантирует продуктивную работу каждого трудящегося, и преданность в течение продолжительного времени. Отечественные менеджеры, не так давно осознали, что можно не только учитывать нормы поведения персонала и ценностные ориентиры, но и воздействовать на них.

Таким образом, социальные нововведения отображают гражданскую позицию предприятия и оказываются существенным маркетинговым инструментом, позволяющим распределять и совершенствовать новую продукцию и направления, сформировать эмоциональную связь между торговой маркой и заказчиком.

5 Маркетинговые инновации находятся во взаимной связи с новыми формами и методами продвижения продукции на рынок, улучшением взаимоотношений с потребителями.

На рис. 3 представлены функции маркетинговых инноваций на предприятии ракетно-космической отрасли.

Аналитические

1 изучение рынка как такового;

2 изучение поведения потребителей;

3 изучение товара и товарной структуры;

4 изучение фири-конкурентюв;

5 анализ внутренней среды предприятия;

5 анализ внешней среды предприятия.

Фуккции маркетинга

Производственные

1 планирование и организация производства уже освоенных товаров;

2 организация производства новых товаров и разработка новых технологий;

3 организация

мате р и а л ьн о-твхн иче ско го снаЭжения;

4 управление качеством и конкурентноспособностью готовой продукции.

Сбытовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 организация

си сте мыто ва р сдвиже н ия;

2 организация сервиса;

3 организация системы ФОССТИС;

4 проведение целенаправленной товарной политики;

5 проведение целенаправленной ценовой политики

Управления и контроля

1 организация стратегического и оперативного планирования на предприятии

2 информационной обеспечение управления маркетингом

3 организация контроля маркетинга (обратные связи и глубокий ситуационный анализ).

Рис. 3. Функции маркетинга на предприятии

При маркетинговом направлении с использование нововведений, важнейшую роль играет тот факт, что заказчики испытывают необходимость не только в новой продукции, но и в получении дополнительных выгод. Необходимо находить разницу между замыслом товара и концепцией его позиционирования для клиентов. Замысел товара представляет собой новое благо или многофункциональный вид услуг, рекомендованный руководителю предприятия на рассмотрение, а концепция позиционирования имеет отношение к выбору целевого рынка и наиболее прибыльного предложения. Разница между данными понятиями является решающей, так как стратегии позиционирования большей части продукции имеют существенные различия. Фактически, каждая успешная инновация определяет значение изобретения не только замысла товара, но и новой концепции его позиционирования.

Внедрение политики корпоративной социальной ответственности в маркетинговые инновации содействует приросту прибыли предприятия.

Литература

1. Акимова Т.А. Теория организации: учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367с.

2. Холл А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем, 2013. - 263с.

3. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий: учеб. пособие / В.Н. Сагатовский. - перераб. и доп. - Томск, 2013. - 243с.

4. Амелин С.В. Методы моделирования производственных систем: лабораторный практикум: учеб. пособие / С.В. Амелин. - Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008, - 114с.

5. Мельников В.П. Исследование систем управления: учебник для академического бакалавриата / В.П. Мельников, А.Г. Схиртладзе. -М.: Изд-во «Юрайт», 2014. - 447с.

6. Волкова К.А. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции: справочное пособие / К.А. Волкова, Ф.К. Казакова. -перераб. и доп. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2014. - 461с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.