Научная статья на тему 'Система портфолио для новой начальной школы'

Система портфолио для новой начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / ПОРТФОЛИО / СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / THE INITIAL STAGE OF LEARNING / SYSTEM OF EVALUATION / INTERNAL AND EXTERNAL ASSESSMENT / PORTFOLIO / STANDARDS OF SECOND-GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна, Прокопеня Галина Витальевна

Новый подход к оцениванию достижения учащихся начальных классов. Задачи новой системы оценивания. Портфолио как оптимальный способ организации накопительной системы оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система портфолио для новой начальной школы»

СИ СТЕМА ПОРТФОЛИО для новой начальной школы

Светлана Аркадьевна Котова,

доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат психологических наук

Галина Витальевна Прокопеня,

заместитель директора школы № 213 г. Санкт-Петербурга, кандидат философских наук

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательные стандарты второго поколения ориентируют педагогическое сообщество на повышение качества образования. Это в свою очередь диктует необходимость обновления системы оценивания достижений школьников. О том, какой может быть оценка результатов деятельности учеников начальной школы, читайте в этой статье.

• начальная ступень обучения • система оценивания • внутренняя и внешняя оценка • портфолио • стандарты второго поколения

Сегодня основной задачей школы становится формирование у школьников потребности в обучении и умения учиться. Современная школа призвана:

• обеспечить каждому ученику возможность самостоятельно ставить перед собой учебные цели, использовать необходимые средства

и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечить успешное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, компетентностями в любой предметной области.

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют образовате-

льный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Это, в свою очередь, требует обновления всей системы оценки качества образования, образовательных достижений учащихся, особенно на ступени начального образования.

Под новой системой оценки качества достижений понимают сложную и многофункциональную систему, включающую как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования1.

1 Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. (Серия: Стандарты второго поколения) В 2 ч. Ч. 1. Просвещение, 2009. С. 3.

Задачи новой системы оценивания:

• поддержка школьников и повышение их мотивации к обучению;

• обеспечение обратной связи между всеми субъектами образовательного процесса;

• включение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;

• обеспечение мобильного, гибкого и эффективного управления системой образования посредством оперативного и качественного информирования о развитии каждого ученика.

В связи с этими задачами меняется и представление об итоговой оценке достижения планируемых результатов начального образования. Сегодня она должна отражать не только традиционные средние показатели предметных достижений учеников, но и их метапредметные достижения (универсальные учебные действия); не только достижения в целом по классу, но и личностные результаты образовательной деятельности каждого ученика; не только его — достижения в учебной и внеучебной деятельности, но и в сфере самообразования.

Образовательные стандарты второго поколения предполагают, что система оценивания будет включать как внешнюю, так и внутреннюю оценку. Обе эти оценки имеют одну и ту же содержательную и критериальную основу. Внешняя оценка реализует требования стандарта и проводится внешними по отношению к школе службами (управленческими службами, экспертами, общественными организациями). Внутренняя оценка — это оценка самой школы, ученика, учителя, психолога, администрации. «В начальной школе в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают

результаты итоговой оценки выпускников. Это выдвигает определённые требования к структуре итоговой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребёнка, т.е. вести оценку ребёнка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся»2.

До сих пор итоговая оценка выпускника начальной школы формировалась из оценок за стандартизированные итоговые работы, в которых закладывался перечень планируемых стандартом результатов и которые проводились по единому, сопоставимому инструментарию. Такой путь обеспечивает содержательную и критериальную связь внутренней итоговой оценки с системой внешней оценки.

Новый подход к оцениванию не исчерпывается совокупностью итоговых работ, выполняемых на заключительном этапе обучения. В итоговую оценку выпускника включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в начальной школе. В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио.

Под «портфолио» понимают способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определённый период времени. Потрфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет, т.е. с оценки знаний

2 Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. (Серия: Стандарты второго поколения) В 2 ч. Ч.1. Просвещение, 2009. С. 25.

и навыков, полученных на уроке от учителя, на умения учиться, сформированные на опыте собственного осмысления учебных задач.

Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:

• диагностическую (фиксируются изменения и рост показателей за определённый период времени);

• целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

• мотивационную (поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов);

• содержательную (максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ);

• развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

• рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений).

Кроме накопительного, в образовании используются и такие виды портфолио:

• тематическое портфолио (отражает опыт деятельности в рамках определённой темы, предмета);

• оценочно-диагностическое (учитывает результаты, достигнутые за определённый период

времени для прогнозирования дальнейшей деятельности);

• портфолио достижений (отражает результаты деятельности школьника по конкретному направлению деятельности).

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определённым образом. Крупные блоки материалов называют разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными. Структура портфолио должна выстраиваться в соответствии с его целью и видом.

В современной начальной школе существует потребность в системе портфолио, которое ведут все субъекты образовательного процесса: ученики, педагоги, специалисты, управленцы. Такую систему портфолио мы попытались разработать и апробировать на базе школы № 213 г. Санкт-Петербурга. Разработанные нами материалы представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Структура портфолио младшего школьника

Название страницы Содержание и рекомендации

Социально-личностное развитие ученика

Страничка обо мне Имя, фамилия, возраст, рост, вес, домашний адрес, адрес школы, класс

Кое-что из семейной истории Краткий рассказ о семье, фотографии или рисунки портретов членов семьи (по согласованию с родителями)

Как я готовился к школе Фотографии, рассказы, диплом об окончании детского сада или группы предшкольной подготовки

Что я люблю Любимые игрушки, песни, книги, друзья, животные — их фотографии и рисунки, ноты песен или рисунки к ним, обложки книг, рассказы

Что я умею Перечень домашних обязанностей, хозяйственно-бытовых и трудовых навыков

Моя школа Фотография, рисунок, рассказ...

Мой первый школьный день Мини-эссе (записывается родителями со слов ученика), первые школьные фотографии

Моя первая учительница Фотография, рисунок, рассказ.

Моя новая школьная неделя Режим дня, расписание уроков, дополнительных занятий

Мои школьные тревоги Отображение страхов и тревог, чтобы трансформировать их в смешное и комичное

Название страницы Содержание и рекомендации

Мои новые друзья Фото класса, с кем сидит за партой, с кем подружился (портрет или рассказ). (Раздел пополняется каждый год, где выделяется динамика дружеских отношений)

Мои первые победы и дела Мини-сочинения о первых школьных успехах

Моя первая пятёрка Рассказ о значимом событии

Мои новые поручения в классе и дома Описание классных и домашних трудовых поручений и результатов их выполнения

Познавательно-речевое развитие ученика

Я учусь читать, писать, считать и размышлять Девиз учебной работы, её задачи. Достижения и трудности в этих направлениях как количественные (отметки), так и качественные

Юный исследователь Дневники наблюдений: опыты, зарисовки; почемучки, объяснялки. Описание самых интересных открытий

Мои первые проекты Видео-, фотоматериалы, текстовые описания проекта и его результатов

Мои достижения сегодня и завтра Фиксирование достигнутого и планирование желаемого в форме плана, рассказов, рисунков

Физическое развитие и здоровье ребёнка

Я здоровье берегу, сам себе я помогу Фото-, видеоматериалы, эмблема здоровья, девиз, рассказы, рисунки

Физкультпривет! Участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта, новых спортивных игр (указывается по годам обучения)

Мои достижения сегодня и завтра Фиксирование достигнутого и планирование желаемого в форме плана, рассказов, рисунков

Духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие ребёнка

Музыка Участие в конкурсах, концертах, выступлениях, новые открытия

Изобразительная деятельность Участие в конкурсах, выставках, фотографии работ, рисунки, поделки

Моделирование Участие в конкурсах, выставках, фотографии работ, рисунки, поделки

Я открышаю мир театра Перечень посещений, рассказы, фотографии, рисунки

«Мой любимый город — Петербург» Перечень экскурсий со школой и семьёй, рассказы, фото и видеоматериалы

Экскурсии по родному краю Перечень экскурсий со школой и семьёй, рассказы, фото и видеоматериалы

Культура русского народа Перечень экскурсий со школой и семьёй, рассказы, фото и видеоматериалы, рисунки, поделки, перечень прочитанных книг

Мир других культур Рассказы, фото и видеоматериалы

Мои творческие достижения сегодня и завтра Фиксирование достигнутого и планирование желаемого в форме плана, рассказов, рисунков

Разные разности

Мысли и чувства тех, кто меня любит Записи рассказов друзей, родителей, родственников, педагогов

Пожелания на будущее Записи рассказов друзей, родителей, родственников, педагогов

Таблица 2

Портфолио класса /параллели классов

Справочно-информационный раздел

И это всё о нас. Фотография класса, рассказ о классе

История нашего класса, школы Мини-эссе о школе и классе

Наша учительница Фотографии, портреты, выполненные детьми, мини-сочинения, отзывы родителей

Ценностно-смысловой раздел

Наши приоритеты /К чему мы стремимся Девиз класса, его эмблема, мини-эссе о целях, планы работ

С кем и как мы сотрудничаем Модель внешних связей, мини-эссе о партнёрстве

Путешествие по морю увлечений Фото, стихи, рассказы детей, педагогов, запись экскурсионных маршрутов

Наш союз Мини-эссе о дружбе и взаимовыручке в классе и в совместных делах и проектах

Наши любимые уроки Запись фрагментов уроков, детские отзывы

Наши открытия Приводимые описания делятся по годам обучения

Наши праздники Фотографии, сочинения, отзывы, зарисовки

Наши любимые игры, книги

Наши планы на будущее Мини-сочинения

Раздел достижений

Достижения в учебной деятельности Показатели успеваемости, результаты итоговык тестов, участие в конкурсах «Медвежонок» и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижения во внеучебной деятельности Участие в конкурсах и смотрах, в открыпых мероприятиях и т.д.

Раздел рефлексии

Работа над ошибками Мини-эссе о трудностях и поражениях, путях их преодоления

О нас говорят Отзывы родителей и гостей класса

Смешные случаи на уроках Запись наблюдений и диалогов

Таблица 3

Портфолио учителя начальной школы

Справочно-информационный раздел

Общие сведения Фамилия, имя, отчество, год рождения

Самопрезентация Автобиография; резюме; эссе «Моё педагогическое кредо»

Профессиональный путь 1. Образование (копии документов). 2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении (место работы, период, должность). 3. Повышение квалификации — учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов). 4. Наличие учёных и почётный званий и степеней (копии документов)

Аттестация Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат

Научно-методический раздел

Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога Видеокассеты с записями уроков или их фрагментов; конспекты (планы) уроков, класснык часов, праздников и др. мероприятий

Участие в методической работе школы, района, города (выступления, проведение мастер-классов, подборки материалов) Сценарии открытых уроков, фотографии, видеозаписи, материалы творческих выставок, выступлений, электронных презентаций на конференциях, семинарах и пр.

Работа в методическом объединении, сотрудничество с научно-методическим центром, структурами повышения квалификации, вузами и др. учреждениями Тематика, сроки, степень участия, результаты сотрудничества

Участие в конференциях, семинарах Тексты, тезисы докладов, статей. Тематика мероприятия, название проводившей её организации, форма участия; отзывы об участии, сертификаты

Участие в проектной деятельности Список творческих работ, учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ и проектов. Тематика, название организаций партнёров, сроки, результаты

Авторская методическая деятельность Разработка авторских образовательный программ, планы кружков, название авторских пособий, дидактических игр и т.п. Разработка и изготовление нагляднык пособий, разработка дидактических, диагностических материалов и пр.

Раздел достижений

Административные поощрения Копии документов о правительственных, государственных наградах, копии грамот, благодарственных писем

Участие в профессиональных творческих конкурсах Копии дипломов и сертификатов различных конкурсов

Достижения учащихся Копии дипломов, грамот, благодарственных писем, полученных школьниками

Отзывы Отзывы администрации, экспертов, коллег, родителей, учащихся, представителей СМИ, общественности

Диагностика Сравнительный анализ деятельности учителя, сравнительный анализ показателей учащихся

Вариативная часть Документы по усмотрению педагога

Раздел рефлексии

Работа над ошибками Моё проблемное поле и пути преодоления в форме дневниковых записей, размышления об идеях великих философов, педагогов, учёных, экспертов, коллег

Мои достижения в профессиональной деятельности и в самосовершенствовании Мини-эссе о трудностях в достижении результатов, опыт преодоления себя

Моя перспектива Программа, план саморазвития на 3-5 лет

Разработка и апробация портфолио проводи лась в школе на протяжении трёх лет в рам ках эксперимента по теме: «Интерактивное обучение как способ повышения исследовательской компетентности учащихся». Возможности использования этой новой формы

представления достижений школьников обсуждались на педсоветах, на семинарах-практикумах, круглых столах. В ходе деятельности методических объединений были разработаны разного вида портфолио.

Для успешного освоения новой технологии и внедрения её в образовательный процесс

организовывались творческие мастерские по созданию портфолио, в которых участвовали учителя школы.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития исследовательской компетентности учащихся позволил, в частности, сделать вывод, что портфолио — наиболее универсальная и адекватная форма оценивания образовательных результатов при ком-петентностном подходе к обучению, особенно в начальной школе.

Осенью 2009 года структура портфолио была доработана в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.

Первый опыт внедрения показал:

• востребованность этой формы оценивания не только на начальной, но и на других ступенях школы, а также интерес к ней педагогов, учеников и их родителей;

• наглядность и развёрнутость отражения достижений учащихся, педагога, класса, образовательной ступени;

• возможность развития предложенных форм портфолио;

• объективность оценки достижений при использовании портфолио;

• значимость сотрудничества семьи и школы при ведении портфолио;

• необходимость методического сопровождения и поддержки со стороны администрации школы, сотрудников научно-методического центра и АППО.

Формой поощрения может выступать презентация портфолио на педагогическом совете школы, методическом объединении, в научнометодическом центре, конкурсах педагогического мастерства и т.д.

На наш взгляд, портфолио как новый современный способ оценки образовательных результатов позволяет:

• обеспечить преемственность между всеми ступенями общеобразовательной школы и непрерывность образования в течение всей жизни;

• сократить дистанцию между начальной и средней школами;

• оптимизировать процесс достижения образовательных результатов, создать условия для перехода на новый уровень качества образования. НО

МУЛЬТИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

^ Наша школа собирается приобрести интер-

• активную доску. Рынок данного вида товара огромен. Подскажите, пожалуйста, модели интерактивных досок, наиболее качественно зарекомендовавших себя в использовании и магазины (фирмы, где их можно приобрести

в г. Москва). Капелька I4.B.

Хорошо зарекомендовали себя интерактивные доски Hitachi, Panasonic. Вы можете проконсультироваться и узнать о скидках для учреждений образования по телефону (495)221-26-46.

^ Наша школа приобрела Доску компании

• Prometheain. Значок на доске не горит и не отвечает на команды. Как устранить неполадки?

Ташметов Нурлан Муслимович

Проблемы с новым оборудованием должен решать поставщик в рамках гарантийного обслуживания. Причину неполадки заочно определить трудно. Прежде чем вызывать мастера, проверьте соединительные кабели и кабели питания.

В Москве поставками досок Prometheain занимаются компании «ХДС Прометейн-М» (495-648-937G) и CTC Capital (495-362-5286).

^ Где найти демонстрационные материалы

• (уроки физики)? М.С. Балашова

На этих страницах вы найдёте демонстрационные материалы по различным разделам физики. http://physics-animations.com/Physics/English/ index.htm

http://www.upscale.utoronto.ca/Generallnterest/

Harrison/Flash/

http://phys23p.sl.psu.edu/phys_anim/Phys_anim.htm

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Animation_

for_physics

Видеоопыты по физике на нашем Портале: http://experiment.edu.ru/

^ Ответьте, пожалуйста, как правильно

• должен быть оформлен мультимедийный кабинет? Какие стецды? Ашигапиева Аида

Стенды могут содержать информацию, полезную для занятий. По поводу оформления мультимедийного кабинета и стендов советуем обратиться в ЦИиУО ((495)915-1394).

Вот примеры того, как решают этот вопрос коллеги:

http://gym23.kuzstu.ru/galery/photos/full/26.jpg (г. Keмepoвo, ул. Bopoшилoвa, 1G «Б», телефон (384-2)51-47-77).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.